Токарное панно по сказкам писахова

Пресс-служба департамента культурного наследия города москвыв мосгорнаследии утвердили особый документ для двух исторических зданий конца xix и начала xx века

Граненые башни, эркеры и лестница-волна: утвержден предмет охраны дома Морозова и особняка Рябушинского

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

В Мосгорнаследии утвердили особый документ для двух исторических зданий конца XIX и начала XX века — предмет охраны. Любые реставрационные работы в них могут проводиться только в соответствии с ним и по согласованному проекту.

В Москве составили перечень характеристик исторического облика дома Арсения Морозова на Воздвиженке и особняка Степана Рябушинского на Малой Никитской улице. Также определены элементы, представляющие архитектурную и культурную ценность этих зданий. Все они должны быть сохранены и защищены. Для каждого из объектов специалисты Мосгорнаследия утвердили особый документ — предмет охраны.

«Оба памятника архитектуры уникальны, важно сохранить их облик. Для этого специалистами и утвержден предмет охраны. Документ призван оберегать историческое убранство интерьера и фасадов. Теперь вести реставрацию можно только в строгом соответствии с ним», — отметила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы.

Парадные залы и римский дворик

Особняк Арсения Морозова с круглыми и гранеными башнями расположен по адресу: улица Воздвиженка, дом 16, строение 1. Его строили с 1895 по 1899 год по проекту известного архитектора Виктора Мазырина.

Улица Воздвиженка. 1908 год. Главархив Москвы

«Здание стилизовано под испанский замок в неомавританском духе. Построить такой дом фабрикант Арсений Морозов захотел после своего путешествия по Испании и Португалии. Современники приняли новый особняк неоднозначно. Он был слишком вычурным и экзотическим для Москвы. Теперь же это признанный памятник, одна из архитектурных жемчужин столицы. Дом Арсения Морозова имеет статус объекта культурного наследия и охраняется государством», — рассказал глава Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Сейчас в особняке располагается Дом приемов Правительства Российской Федерации. Там проводят встречи правительственных делегаций, дипломатические переговоры, конференции международных организаций.

В предмет охраны архитектурного памятника вошла объемная композиция с башнями, эркером, гранеными ризалитами, скошенным и закругленным углами, выступами, открытыми площадками-террасами. Уникальными признаны крыши здания и световой фонарь, каминные трубы с дымниками-бельведерами, металлические и гранитные лестницы.

Особо специалисты отметили ценность оформления фасадов. Оно выполнено в стиле эклектики с геральдическими символами и элементами декора, относящимися к итальянскому Ренессансу, мавританскому и испано-португальскому искусству.

1(963090)

Дом облицован рельефными раковинами. Его украшают две витые колонны, капители, арки и ниши, барельефы с узорами в форме листьев и виноградных лоз. Витражные окна особняка обрамлены изящными наличниками. На фасаде можно увидеть резные элементы — филенки и колонки. Важную роль в формировании эстетического облика дома играют ажурная ограда, створки ворот у парадного крыльца и козырек над боковым крыльцом, подвешенный на цепях с фигурными кронштейнами.

В число отличительных характеристик особняка, которые должны быть сохранены, включены интерьеры парадных залов, а также римского дворика. Дворик представляет собой атриум с нишами и большим окном в крыше (так называемым световым фонарем).

Дома-сказки: невыдуманные истории московских зданий на рубеже веков Морозовы. История одной купеческой династии

Интерьеры дома представлены парадными залами, атриумом, курительной комнатой, концертным залом и кабинетом. Стены и потолки парадных залов украшены лепниной и росписями. В помещениях можно увидеть деревянные подшивные потолки с открытыми балками и сотами, панели из натурального камня с инкрустациями из полудрагоценных камней (яшмы, малахита, оникса и других), мозаику, скульптурные композиции, горельефы и барельефы. Подоконники — мраморные, часть пола покрыта натуральным камнем, а часть — наборным паркетом из ценных пород дерева.

1 dkn

В особняке собраны торшеры, светильники, настенные бра конца XIX — начала XX века. Сохранилась мебель конца XIX века: встроенный шкаф, этажерка, зеркало в резной раме в курительной комнате, две мраморные скамьи в римском дворике-атриуме, сейф в проходе в кабинет. Все это вошло в предмет охраны памятника архитектуры. Кроме того, в документ включены оригинальные окна и двери, деревянные тамбуры, скобяные приборы, камины конца XIX века и старинные зеркала.

Также отдельно утвержден предмет охраны для исторической ограды дома Арсения Морозова. В него вошли гранитный цоколь, гранитные столбы по краям ограды с шарами на пирамидальных подставках, металлические ажурные решетки, три пояса с растительным орнаментом и ракушками и другие элементы.

Токарное панно по сказкам писахова

Особняк с орхидеями на фасаде и лестницей-волной

Особняк на Малой Никитской (дом 6/2, строение 5) был построен в 1900–1903 годах по заказу банкира и фабриканта Степана Рябушинского. Он был большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство поручил близкому другу, архитектору Федору Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и облик здания.

1904 год

«Особняк Рябушинского представляет собой классический образец модерна. Каждый его фасад отличает неповторимый облик. Экспертам понадобилось много времени, чтобы описать и учесть все ценные элементы, отвечающие за исторический облик здания. Среди них много изящных деталей, таких как мозаичный фриз с изображением орхидей на фоне голубого неба, живописное панно с хризантемами в гостиной и колонна красно-коричневого мрамора на галерее второго этажа с резной капителью с изображением цветов и саламандр. Любые реставрационные работы будут проходить с учетом утвержденного предмета охраны», — отметил Алексей Емельянов.

В предмет охраны также вошли композиция и планировка здания, парадное крыльцо и крыльцо-терраса, все лестницы и балконы, крыши, световой фонарь на парадной лестнице и зенитный фонарь в помещении сводчатой молельни.

IMG 8279(36)

В описании оформления интерьеров здания выделены лепной декор стен и потолков и камины. Кроме того, в предмет охраны попали парадная лестница-волна, росписи стен и купола домашней молельни, обои, ширма-витраж в вестибюле, мраморные подоконники, надоконные карнизы, паркет из ценных пород дерева, мозаичный пол в вестибюле и метлахская плитка.

В перечне уникальных объектов обозначили осветительные приборы начала прошлого века — настенные бра, торшеры, потолочные люстры и светильники, в том числе светильник парадной лестницы с бронзовым абажуром в виде спрута, со вставкой витража и плафонами в виде сталактитов. В особняке представлена мебель начала XX века: прихожая, платяные и книжные шкафы, зеркала с рамами, комод, столы, кресла, диваны, скамьи и ширмы.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Федор Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он оформил дом в тематике водной стихии. Например, парадная лестница была выполнена в виде волны — символа вечного движения жизни.

В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, а также черепах, медуз, морских коньков, ракушек и других элементов. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки. Мозаика пола изображает водную зыбь, а рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд.

Пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы

Степан Рябушинский держал в особняке знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать. Часть собрания икон передали в Третьяковскую галерею. С 1919-го здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 год — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931-м Иосиф Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, а в 1965 году здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.

Тема занятия: Сказки Степана Писахова

Цели:

  • познакомить с личностью северного сказочника С.Г.Писахова,
  • расширить представление о его литературном творчестве,
  • заострить внимание на особенностях его сказочного творчества, поэтике его произведений.

Оборудование:

  • Портрет С.Г. Писахова
  • Презентация
  • Викторина по сказкам С.Г.Писахова
  • Выставка книг С.Г.Писахова
  • Иллюстрации к сказкам С.Г.Писахова
  • Словарь по сказкам С. Писахова

Форма проведения занятия: литературная викторина

1) Вступление.

— Что вы знаете о С. Г. Писахове?

— Какие его произведения вам знакомы?

2) Биографическая справка.

С.Г. Писахов (12 окт. 1879 – 1960) прожил в Архангельске всю жизнь и любил повторять, что “родился в той комнате, в которой живёт до сих пор”, в доме по ул. Поморской, принадлежащем его отцу. Слайд 1

Отец, ювелирных дел мастер, приехал в Архангельск из Белоруссии. Мать была местной, с Пинежья. Слайд 2

С детства Писахов хотел стать художником, но отец считал, что “и без художников люди проживут”, и не поддержал стремлений сына.

Творческая биография Писахова сложилась так, что сначала он завоевал известность как талантливый живописец, певец северной природы. Ещё до революции картины Писахова экспонировались в Москве и Петербурге. Слайд 3

В 1902 г. Он поступил в художественное училище в Петербурге. В 1905 г. его за вольнодумство исключили из училища и лишили права продолжать художественное образование в России, он два года путешествовал по дальним странам: Греция и Италия, Франция. Именно вдали от родины Писахов понял, что не может жить без Севера.

Охоту к перемене мест Писахов сохранил до глубокой старости, но отныне путешествовал только по Северу, чаще всего ходил в Арктику: на Новую землю, в Карское море, на Землю Франца-Иосифа. Он исходил вдоль и поперёк весь северный край: Печору, Пинегу, Онегу, Мезень.

Писахов изучил быт и культуру Севера, как никто другой знал старинные обычаи и обряды, запоминал легенды и сказки.

В Архангельске Писахов был заметной фигурой, его считали “достопримечательностью” города. Когда он шёл по улице, архангелогородцы узнавали знаменитого сказочника:

“Был он приземист и широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос”.

Дети нисколько не боялись его, приходили к нему в дом на улице Поморской целыми классами – “за книжками”. И он дарил им свои “сказки”, сколько экземпляров находилось. Слайд4

Писахов почти 25 лет проработал в школе. Преподавал рисование с 1928 года в 3, 6, 15 школах г. Архангельска.

Первая сказка “Не любо – не слушай” была опубликована в 1924 году в сборнике “На Северной Двине”.

3) Викторина  «К какой сказке эта иллюстрация?» Слайд 5-11

4) Викторина “Откуда эти строки?” Слайд 12-17

  1. “Спи – отдыхай” (“Как поп работницу нанимал”)
  2. “В стары годы морозы были градусов на 200-300. На моей памяти доходило до 500. старики сказывают – до 700 было, да мы не очень верим”. (“Морожены песни”)
  3. “На что волки вредны животные, а коли к разу придутся, то и волки в пользу живут”.(“Морожены волки”)
  4. “Дома за мужа взялась, и пилила, и пилила. В мужике сквозна дырка засветилась”.(“Перепилиха”)
  5. “Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячности вскипела.” (“Морожены волки”)

5) Общая характеристика сказок С. Писахова.

а) Сказки о севере – Писахов прекрасно знает и горячо любит свой суровый архангельский край.

б) Обозначено место действия почти всегда точно. Большинство сказок имеет один и тот же адрес: деревня Уйма, что в 18 верстах от Архангельска.

в) Основной герой его сказок – народ.

г) Сказки Писахова передаются от лица подставного рассказчика, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – крестьянин деревни Уйма. Это человек бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник; И в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал.

Из его рассказов узнаём, что живёт он как все мужики, “обнакновенно”, что и “жона” у него, как у всех, “справная”, с которой “спорить – время терять”, что детей у него “семеро на лавке, пять на печи”.

Сеня Малина хорошо знает крестьянскую жизнь, знает все нужды мужика, его думы и чаяния.

Сердце Малины согрето любовью к родному краю, который “и в старо время был самолучшим”. Малина влюблён в родную деревню и твёрдо уверен, что были бы мужики “первеющими богатеями”, если бы “злыдни” проклятые, чиновники, урядники да попы не грабили народ.

д) Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

“С Сеней Малиной я познакомился в 1928 г. Жил Малина в деревне Уйма, в 18 километрах от города. Это была единственная встреча. Старик рассказывал о своём тяжёлом детстве. На прощание рассказал, как он с дедом “на корабле через Карпаты ездил” и “как собака Розка волков ловила”. Умер Малина, кажется, в том же 1928 г.”

Чтя память безвестных северных сказителей – моих сородичей и земляков – я свои сказки веду от имени Сени Малины.

Сеня Малина – великий умелец. Всё он умеет делать: ловить рыбу, собирать ягоды, охотиться, работать на «железке”, править пароходом, торговать на базаре. И как делать, как работать ? Весело, с азартом, «в десять рук”, как говорит он сам, и изобретательно, находчиво.

Ну мыслимо ли въяве баню в пароход превратить? А Сеня Малина баню углом в воду столкнул, в крышу жердину с половиком воткнул, «баню натопил, пару нагонил, трубой дым пустил” – в море поплыл. А песни, обыкновенные северные песни можно заморозить да ещё на продажу за море вывозить ? Можно. «Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют”.

Сеня Малина всё может, всё умеет. Для него, с его несравненной смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок, про запас северное сияние – зимой, в тёмное время, ах, как светло с ним ! Он переправляется на корабле через Карпаты, он расхаживает по городу с налимом, как с собачкой, на верёвочке, волков в лесу не ружьём, а лютым холодом берёт-морозит. Да чего-чего он только не придумывает, каких только номеров не выкидывает!

5) В сказках С. Писахова много характерной поморской лексики. Попробуйте догадаться, что обозначают некоторые слова из его сказок. Слайд 19

6) Блиц – опрос «Из биографии северного сказочника».

7) Итог

— Что узнали нового? Кого заинтересовали сказки?

— Какая сказка вам больше всего понравилась?

Спасибо! Вы – молодцы!

  • Той или иной как пишется
  • Тоже не будет как пишется
  • Тоже также как пишется правило
  • Тоже случилось и со мной как пишется
  • Тоже верно как пишется