Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву) *
* Агеев Михаил (Марк Лазаревич Леви) (1898—1973) — русский писатель.
1
Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ШУБЁНКЕ буква Ё обозначает один звук.
2) В слове ЖАЛКУЮ все согласные звуки имеют пару по глухости – звонкости.
3) В слове СВОЮ 2 слога.
4) В слове ГОРЕСТНО 7 звуков.
Источник: Банк заданий ФИПИ
2
Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5A07D5
Спрятать пояснение
Пояснение.
15.1 Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Современный лингвист С. И. Львова считает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Я понимаю это высказывание так: знаки препинания функционально значимы, они имеют закреплённые за ними обобщённые значения, вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
Для подтверждения этого утверждения обратимся к тексту М. Агеева. В тексте много сложных и простых осложненных предложений, в которых часто используются запятые, они, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении 8 (Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза) запятые отделяют однородные сказуемые: стояла, слушала; а также выделяют обособленное обстоятельство «виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». Таким образом, в предложении выделяются в составе высказывания специфические конструкции, передающие на письме оттенки смысла.
В предложении 6 четыре раза используется тире. В первом и втором случае — в обозначении чередования: от прямой речи совершается переход к обычному тексту и вновь к прямой речи. В другом фрагменте этого же предложения (а я думаю — испугается, так вот — принесла) тире выполняет другие функции: указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям, при этом тире является ещё и показателем паузы в речи героини: она в замешательстве, стыдится, что ей пришлось совершить поступок, которым она боится обидеть сына.
Таким образом, нам удалось подтвердить на примерах, что пунктуационные знаки очень важны, без них смысл предложения был бы не ясен.
15.2 Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Вот о чём говорят финальные строчки текста.
В предложении номер 5 находим подтверждение нашего предположения. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.
Чувство глубокой жалости испытываем мы, когда читаем, как безропотно мама выслушивала Витины наставления. Об этом говорится в предложении номер 8: «Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза». В этих глазах нет даже укора своему сыну за его отношение к ней, мамины глаза по-прежнему святятся лаской и теплотой.
Очень часто бывает так, что мы не можем вовремя оценить, на-сколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек — мама. Это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия, нет. Порой мы настолько привыкаем, что мама есть, что нам кажется, что она будет всегда, а значит ещё успеется сказать ей добрые слова, показать ей свою любовь.
15.3 Материнская любовь — это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Она может наказать, но чаще всего привыкла миловать.
Герой текста Михаила Агеева любит свою маму, но стесняется её из-за того, что ему кажется, что мама несовременная, некрасивая. Увидев её в гимназии, он побоялся осуждения сверстников, поэтому сделал вид, что не знаком с нею. После того как мама ушла, мальчику стало жаль её, но, к сожалению, он скоро забыл об этом. Герой говорит, что ему было стыдно перед товарищами, поэтому он хотел «проскочить» мимо мамы, чтобы не подумали, что он с ней знаком. Это можно расценивать не только как слабость, но и как предательство самого дорогого человека. Безусловно, нельзя в угоду кому бы то ни было пренебрегать отношениями с матерью.
В стихотворении Дмитрия Кедрина «Сердце матери» читаем о том, как сын в угоду любимой отдал ей сердце своей матери. При этом материнское сердце продолжало любить своего ребёнка. В стихотворении заложен глубокий смысл: звучит призыв: «Люди, задумайтесь! Нельзя так относиться к маме! Не разрушайте свою связь с самим собой, разрывая связующую ниточку с мамой!»
Мать для ребенка — это его связь с детством, самой беззаботной и чистой порой жизни. Пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки, тогда, возможно, мы сможем дольше чувствовать их заботу.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне | 0 |
С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
Максимальный балл | 9 |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
---|---|
ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено 4 и более ошибки | 0 |
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
Максимальный балл | 10 |
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5A07D5
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Источник:
ОГЭ 100 БАЛЛОВ. Русский язык. Тренировочный КИМ 191118
Авторские права (Copyright) © 2022,
Контрольная
работа по русскому языку. 9 класс.
Вариант
1
Часть
2. Тестовая работа ОГЭ.
2.
Синтаксический
анализ.
Прочитайте
текст.
1)
Пётр
Капица с самого начала своей научной работы увлёкся магнитными полями большой
интенсивности и их воздействием на вещество. 2) Получить мощное магнитное поле
на заре атомной физики было совсем непростым делом. 3) но даже при самых
драматичных неудачах молодой учёный не падал духом. 4) Опыты Капицы
предвосхищали будущее: не за горами было время, когда физики начнут изучать
процессы, длительность которых составляет доли секунды. 5) Это потребует
совершенно новых средств измерений, но зато позволит подводить в эти мгновения
к сталкивающимся ядрам энергию, превосходящую мощностью несколько больших
электростанций, вместе взятых!
Какие из
перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.
1) Предложение
1 — двусоставное
2) Предложение
2 — безличное
3) В
предложении 3 сочетание слов учёный не падал
является грамматической основой.
4) В
предложении 4 четыре грамматические основы.
5) Предложение
5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3.
Пунктуационный
анализ.
Расставьте
знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые.
Не дома(1)
где мне никто не мешал(2) не в школе(3) где
всегда в изобилии(4) приходят посторонние мысли5)
не по дороге домой (6) или из дома (7)
когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях (8)
а вот именно здесь (9) в тишине закутка (10)
ярко и зримо представали передо мной расцвеченные (11)
ожившие сцены(12) и я превращался в самых(13)
неожиданных героев.
4.
Синтаксический
анализ.
Замените
словосочетание «двор школы», постороенное на основе управления синонимичным
словосочетанием со связью согласование.
5.
Орфографический
анализ.
Укажите варианты ответов,
в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера
этих ответов.
1) ЛОМАНАЯ (линия) в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется
одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН-
отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной
чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за
корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах
существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется
через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Прочтите
текст и выполните задания 6–9.
(1)В
годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось
быть свидетелем очень любопытного разговора. (2)Заместитель главы одного из
городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину.
(3)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…» (4)В его голосе
было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5)Заставили
бедного человека заниматься тем, в чём он не видит никакого смысла, никакой
пользы.
(6)Вот как
раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)В наше время, когда
безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная
сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать.
(8)Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь
там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу,
позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность и
логичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздо доверчивее и
наивнее тех, кто верит в нравственные силы человеческой души.
(10)«Береги
честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11)«А зачем?» –
спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)Зачем беречь
товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то
я её продам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня ничего
заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно…» (14)И единственным
препятствием на пути этой сделки является вопрос цены. (15)Но к чему приводит
такая вполне разумная логика в нашей жизни? (16)Вот аптечному работнику
предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не
потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в
лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель
вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз… (18)Люди переступают
через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а
ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой
благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем
уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная
премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?
(20)Нравственные
призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая,
что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у
которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых
богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз
говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым.
(По С.
Кудряшову*)
*Кудряшов
Сергей – поэт, публицист.
6. Анализ
содержания текста.
Какие из
высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Слова
«честь» и «выгода» стоят в одном ряду, и каждое из них имеет важное
положительное значение.
2) Люди
считаются с собственной совестью, потому что именно она является прочной
основой жизни и основным условием материального благополучия.
3)
По-настоящему наивны и доверчивы, по мнению автора, те, кто верит в нравственные
силы человеческой души.
4)
Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу
человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость.
5)
Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит
никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.
7. Анализ
средств выразительности.
Укажите
варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1)Люди
переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным,
придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной
основой благополучия.
2)Вот
преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз…
3)Нравственные
призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая,
что в их основе лежит стремление спасти человека.
4)Чиновник
вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…»
5)Действительно,
в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»…
8.
Лексический анализ.
Найдите в
тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЧИНОВНИК (предложение
3).
Напишите
этот синоним.
Часть 3
9.1. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С.
Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических
ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». Аргументируя
свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете
писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С.Валгиной.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если
сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста:
«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке»
(предложение 10). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного
текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера
нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов.
9.3. Как Вы
понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое честь»,
взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один
пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Контрольная
работа по русскому языку. 9 класс.
Вариант
2
Часть
2. Тестовая работа ОГЭ.
2.
Синтаксический
анализ.
Прочитайте
текст.
(1) Болеть
могут все: и люди, и животные, но только зверь лечится сам в лесной аптеке,
отыскивая растение, которое может его исцелить. (2)Ещё в древние времена
индейцы Южной Америки заметили, что больные пумы грызут кору какого-то дерева.
(3) Они попробовали лечить отваром этой коры людей, мучившихся болотной
лихорадкой, и пумье лекарство помогло. (4)Так было открыто хинное дерево.
(5)Хинин, который добывают из его коры, стал всемирно известным средством от малярии.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите
номера ответов.
1) В
предложении 1 четыре грамматические основы.
2) Предложение 2
сложноподчинённое.
3) Предложение 3 осложнено
обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4) Предложение 4 —
односоставное неопределённо-личное.
5) В предложении 5 слово «который» является дополнением.
3. Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания в
предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Очень
ясно представлялась Пастухову (1) что вот (2) наверное (3)совсем такими же
настороженными перекличками птиц (4) просвистывала такая же утренняя тишина (5)
и несколько веков назад (6) когда нежданно-негаданно начинали доноситься сюда
издалека людские голоса (7) и потом раздавался обрывистый железный удар по
дереву.
4. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «берег моря», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите
получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано
верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) СОЛОВЬИНЫЕ (трели) — в прилагательном, образованном от
существительного с помощью суффикса –ИН-, пишется одна буква Н
2) СТАРИННАЯ (картина) – в прилагательном, образованном при
помощи суффикса -Н- от существительного с основой на -Н, пишется две буквы НН
3) ЗАРНИЦА – в слове пишется безударная гласная корня А,
проверяемая ударением
4) В ТЕЧЕНИЕ года – имя существительное с предлогом В пишется
раздельно и оканчивается на букву Е
5) НЕ ВЫУЧЕННОЕ учеником правило — частица НЕ с причастием
совершенного вида пишется раздельно
Прочтите текст и выполните задания 6–9.
(1)Тогда, когда
началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и
солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать,
то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и
принесла его с собой.
(2)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке,
в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже
пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её
жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из
которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать,
завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невесёлой улыбкой, позвала меня — и
я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
(4) — Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она,
протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь
пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю — испугается, так
вот — принесла.
(5)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила
милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом
возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла,
так пусть сама и платит.
(6)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно
опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и
открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на
мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль,
а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7)Мать
всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне
вслед. (8)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так,
как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё
больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9)На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один
спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, —
я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко
мне с письменными рекомендациями.
(10)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не
глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла,
стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к
воротам, — я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(11)Боль эта,
которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма
недолго.
(По М. Агееву*)
* Агеев Марк Ла́заревич (1898 — 1973) — русский писатель, филолог-германист,
переводчик.
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии.
2) Мать принесла забытые сыном дома деньги — взнос за обучение.
3) Герою стало стыдно за своё поведение, но это продлилось
недолго.
4) Дома Вадим занимался с гувернанткой.
5) Вадим рос в бедной семье, и все скудные средства мать тратила
на сына.
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых
средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою
голову, смотрела мне вслед.
2) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни,
но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что
нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть
сама и платит.
3) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение,
длилась, однако, весьма недолго.
4) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один
спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, —
я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко
мне с письменными рекомендациями.
5) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по
случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней
площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то,
что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
8. Лексический анализ.
Найдите в предложениях 7-9 антоним к слову старая. Напишите
этот антоним.
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания знаменитого русского писателя Александра
Сергеевича Пушкина: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для
искусного писателя».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного
текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А.С. Пушкина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Боль эта, которая столь
горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши
рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
9.3. Как Вы понимаете значение слова РАВНОДУШИЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему: «Что такое равнодушие?», взяв в качестве тезиса
данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)
примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём
сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
Автор скрыт
02.05.2021.
Тест. Русский язык, 9 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
тест позволяет определить умения находить я распознавать ИВС
Вопрос 1
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Варианты ответов
- Мой друг достал контрамарки в театр, на балет «Дон Кихот».
- Он-то и заставил меня забыть обо всём на свете.
- А вечером, на закате, уставшие и притихшие, мы сидели на берегу и со светлой грустью ждали, когда появится трамвайчик, который должен был везти нас из Студёного оврага к лагерю.
- И в этом, как и на фронте, проявлялась неодолимость нашего бытия, нашей страны, нашего народа.
- Моими последними рельефными образами этого вечера были прекрасная песня, продолжавшая звучать во мне, и тиснёная обложка заветной книги, на которую я положил под подушкой ладонь.
Вопрос 2
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Способы создания сравнения:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, вырисовываются очертания башен.
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
Варианты ответов
- Нет, не ту, что прочитана бабушкой или мамой возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать над каждой страницей, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.
- Так мы вспоминали строгие библиотечные правила, выполнять которые мне хотелось неукоснительно и с радостью.
- Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое, время от времени вставал из-за стола и шёл к бабушке, вспоминая, как мы записывались в библиотеку.
- Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я, но ведь всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война.
- Я протянул вторую руку: конечно, я мог держать такую громадную книгу только двумя руками, да и то изо всех сил, тогда библиотекарша, наконец, отпустила том.
Вопрос 3
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- Догорел свет, небо потухло, не давая глубины, и затмилось; выскочили над Байкалом слабые, мутные звёздочки и тут же скрылись.
- Куда всё так скоро ушло: и беспросветная, бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги, и страхи, — нельзя было представить.
- Саня и ступал как-то необыкновенно легко и высоко, словно приходилось затрачивать усилия не для того, чтобы ступать, а чтобы удержаться на земле и не взлететь.
- Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему, он готов был на что угодно.
- Солнце вошло в силу, воздух нагрелся — пора было приниматься за дело.
Вопрос 4
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Варианты ответов
- Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты.
- Любовь требует ощущения воздуха и свободы души.
- Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни.
- Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности.
- Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию.
Вопрос 5
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.
- Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
- Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
- На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
- Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
Вопрос 6
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Варианты ответов
- Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
- На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
- Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
- Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.
- Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
Вопрос 7
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Варианты ответов
- Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол.
- Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на куртке Буланина.
- Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина.
- Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту.
- Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.
Вопрос 8
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Варианты ответов
- Перед нами стоял высокий медно-красный мужчина с чёрными длинными волосами.
- Однажды я привязал мустанга к кусту алоэ и погнался за львицей, не заметив, как два львёнка подобрались к коню и растерзали в пять минут.
- Странно: все рассказы Лохмачёва об Америке и мустангах сразу потускнели перед Берлином Постороннего Мальчика.
- Весёлой гурьбой отправились мы на свою излюбленную лужайку…
- Костёр уже погас, солнце склонялось к западу.
Вопрос 9
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является иронии
Ирония — это скрытая насмешка, с помощью иронии высмеивают какое-то явление или событие, при этом называя его не тем словом, которого оно заслуживает, а совсем наоборот, глупец называется умным, что-то мелкое и не заслуживающее внимания назовется большим (зайдите в мои хоромы — приглашение зайти в небольшую квартиру)..
Варианты ответов
- И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи.
- Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку, и… другая судьба.
- Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут.
- Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, и от этого инструмент ложился удобнее.
- Не надо делать ласточек на табуреточках.
Вопрос 10
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- По рации он стал связываться с островом, и я понял, что на Спас-Каменном есть жизнь.
- Мы с дочкой долго провожали Спас-Каменный, пока он не растаял вдали.
- Вдруг наш теплоход нервно загудел.
- Я вспомнил поговорку матросов с катера «Норд»: «Кубенское озеро не море, но плавать по нему — горе горькое».
- Только чтобы приключение было на самом деле.
Вопрос 11
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Варианты ответов
- И сестрёнка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я…».
- Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников, а потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги.
- И сестрёнка переспросила, подымая чистые испуганные глаза.
- В детдоме хлопали двери, сдвигали в кучу топчаны, скручивались матрацы.
- Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев, и что-то коченело в животе.
Вопрос 12
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
- Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
- Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
- Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
- Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
Вопрос 13
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Способы создания сравнения:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, вырисовываются очертания башен.
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
Варианты ответов
- Вокруг Альки посвистывало, звучно причмокивало, от деревни доносился треск, будто горели сухие дрова.
- Он был раненый, выбывший из игры!
- Алька не успел добежать до залёгшей цепи: правую руку ударило, точно палкой, наотмашь, пальцы тотчас скрючились, одеревенели, рука жёстко согнулась в локте.
- В лужу тут же шлёпнулась мина, продолговатая, небольшая мина с перистым грубым хвостом и блестящим ободком у головки.
- Алька встал на ноги, огляделся, и душа его вдруг вскипела, распахнув все его чувства и белому небу, и мокрой земле, разрываемой пулями, но особенно Степану, лежащему рядом…
Вопрос 14
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Способы создания сравнения:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, вырисовываются очертания башен.
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
Варианты ответов
- Моё состояние было похоже на состояние человека, который идёт по минному полю, уже устал бояться и ждёт, когда его разорвёт на мелкие кусочки.
- В своём воображении я много раз сбивал его с ног ударом кулака и безжалостно месил упавшее в траву тело.
- Все недоумённо смотрели на меня, как на безумца.
- Гриня, клокоча от ненависти, тупо смотрел на меня, потом оглядел ребят.
- Только одно условие: ты должен дать слово, что на уроках моей мамы ты будешь молчать, как могильный камень.
Вопрос 15
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.
Варианты ответов
- Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки.
- В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.
- Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
- Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
- Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы.
Вопрос 16
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. Способы создания сравнения:
- с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно», «что» (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, вырисовываются очертания башен.
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы.
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов «подобный», «похожий»:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
Варианты ответов
- В классе у Натальи Андреевны всегда царило оживление, какое создаёт только дружная, слаженная работа.
- И в такие часы у меня было какое-то неясное чувство
- И я заметила: с особенным оживлением и любовью Наталья Андреевна говорит не о самых лучших и примерных учениках, но о тех, с которыми трудно.
- Ну, подумайте сами, разве можно охарактеризовать школьника одними отметками!
- В такие минуты, как под лучом прожектора, всё озаряется, всё становится ясно…
Вопрос 17
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история.
- Ломался, как дурак, болтал попусту, говорил какие-то плоские, бессмысленные слова.
- Странно, когда ты не находишь верных слов для тех, кого любишь…
- Чем дальше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие.
- А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
Вопрос 18
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- Тётушке, мы это заметили по лицу, стало вдруг скучно с ним разговаривать.
- Но из вежливости на прощание она спросила, как мистер X находит её белые розы, которые перед его глазами.
- И злые языки утверждали, что у него целый гараж этих машин и на одних он ездит в магазин, на других — в ресторан, на третьих — на работу…
- Но он… — продолжила она другим, более строгим тоном, — он никак не дорос, чтобы быть, например, садовником.
- Мистер X пожал плечами и повторил, что лес — они есть лес, в нём много стволов, на которых висят всякие ветки и ещё листья.
Вопрос 19
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Варианты ответов
- Но, когда мы говорим, что хотим построить уличные тренажёры, огород для экскурсий, завод, чтобы на нём работали наши родители, нам верят.
- А вы не боитесь, что народ разломает все эти замечательные уличные тренажёры, украдёт таблички, вытопчет огород?
- И снова убедить себя, что мы живём на помойке.
- Она говорила мне: «Если ты в затруднении, спрашивай у книг — они подскажут».
- Вопросы задавали ещё почти полчаса — Сашка очень устал.
Вопрос 20
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Варианты ответов
- В казарме давали отбой в десять, но Тюменцев приспособился читать втихаря у себя под одеялом, освещая книгу карманным фонариком*
- А здесь, за тридевять земель от родного села, неуютно как-то: земля раскалённая, словно каменная, так трещинами и расходится.
- Он читал бы и дольше, да совсем села батарейка, и лампочка уже не горела, а тлела малиновой точкой.
- Но всё-таки и здесь жить можно — работа не бей лежачего: вози себе начальство, ожидай его да читай книжки.
- Тюменцеву даже не по себе стало.
ВАРИАНТ 1.
Прочитайте текст.
(1) Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2) Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3) Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4) Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5) Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов
1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)
2. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять двоеточие.
Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости города со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».
3. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «насмешливо сказала», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИТОРМОЗИТЬ – написание приставки определяется её значением – присоединение.
2) ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованном от существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.
3) В АКВАРИУМЕ – в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.
4) НЕ С КЕМ – НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.
5) БЕСШУМНЫЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
Прочтите текст и выполните задания 5-7.
(1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, – старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, – ты забыл деньги, а я думаю – испугается, так вот – принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
(14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)*
* Агеев Михаил (Леви Марк Лазаревич) (1898–1973) – русский советский писатель.
5. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик боялся, что мать «в столь неподходящем месте расплачется», поэтому он оглянулся и посмотрел на неё.
2) На большой перемене учеников всегда выпускали во двор, какая бы погода ни была в это время.
3) Увидев мать во дворе школы, герой-рассказчик хотел незаметно проскочить мимо, стыдясь её за внешний вид.
4) Подошедшим одноклассникам герой-рассказчик вынужден был признаться, что эта жалкая старая женщина – его мать.
5) Боль, которая обожгла сердце героя-рассказчика, длилась недолго, какое-то мгновение.
6. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…
2) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.
5) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
7. Лексический анализ. Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.