Точность яркость и образность языка комедии горе от ума сочинение

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? на уроках литературы я познакомился с произведением александра сергеевича грибоедова горе от шутки и хотел

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? На уроках литературы я познакомился с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от шутки» и хотел бы поговорить о морали. Мораль — это правила поведения личности, которые различают добро и зло.

Если вскрыть каждый персонаж комедии, то можно увидеть каждый моральный урок, который дает Грибоедов. «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе.» Сочинение на тему нравственные уроки комедии недоросль. Литература: Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Текст сочинения: В комедии «Горе от шутки» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Хацкий полковник был шутником, общительным, любил говорить все прямо и уверенно и требовал от всех, был очень любопытным и всегда старался повсюду исполнять свое слово — ходили слухи, что он сумасшедший. В принципе, он правильно говорит: «Людям дают звание, а людей можно обмануть.».

Но, к сожалению, у него нет чувства спикера, он не может общаться и представлять свою идею, так что это посеяло смятение. Сочинение на тему каковы нравственные уроки. Среди самых важных нравственных уроков я бы выделила следующие Сочинение на тему: Каковы нравственные уроки. В человеке должны быть уровновешенными чувства и ум. Главный герой обладает обширным умом, но он совершенно слеп в любви, он не видит, что Софья не только не любит его, а ненавидит, потому что он плохо отзывается о ее возлюбленном Молчалине. Нельзя сдедовать какому-либо авторитету, как например, Фамусов в конце комедии беспокоится о том, что скажет Марья Алексеевна. Нельзя прислуживать чинам и богатству, как это делает Фамусов и его общество. Между людьми должны преобладать истиные человеческие ортношения, а не поиск. Литература: Сложный план для сочинения. Каковы.

Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Автор этого произведения известный российский дипломат того времени, погиб во время визита в Персию. Но несмотря на то, что он был министром инстранных дел, его сильно волновало внутреннее положение России, положение дворян, их нравственность, честность, духовное состояние. Об этом и повествует нам его произведение «Горе от ума». Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.».уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение на тему “Нравственные уроки грибоедовской.” Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Это доказал сам Чатский. Ну, во первых что делает ум с человеком: человек становится высокомерным, самолюбивым, себяверным(то есть считает, что прав только он). Сложный план для сочинения. Каковы нравственные уроки. Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии Горе от ума. Литература: написать сочинение: Все, о чём говорилось выше, — основные нравственные уроки грибоедовской комедии. Конечно, в данном произведении их на порядок больше, но, по-моему, именно благодаря им “Горе от ума” актуально сегодня также, как и в 19 веке, ведь проблемы непонимания массами интеллектуалов, лжи, стремления к чинам, не. Ответы : Сочинение, на тему «Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». В комедии «Горе от ума» Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные.» Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. Сочинение: Роль монологов в пьесе «Горе от ума». Каковы нравственные и жизненные идеалы фамусовского общества? Анализируя монологи и диалоги героев во втором действии, мы уже касались идеалов фамусовского общества. Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе. Но я не могу считать, что Чатский был умен, ибо использовал он свой ум попусту, не использовал во благие цели, а лишь для того, чтобы показать себя. Умным людям не понять глупых людей и наоборот. Это есть две противоположности, у которых своё течение, своё направление, своя роль. Сочинение на тему Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии?). Где скачать сочинение на эту тему Несмотря на то, что гениальное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 200 лет тому назад. Нравственные уроки по комедии Горе от Ума (Грибоедов) Что писать в сочинении «Каковы нравственные уроки комедии «Горе от ума»? Сочинение на тему : «Каковы нравственные уроки.» Только то что я написала это не полное сочинение,поэтому ты должна раскрыть эту тему. Помогите написать сочинение на тему «каковы нравственные.» Комедия “Горе от ума” — известное произведение русского писателя Грибоедова, само название которого стало афоризмом. Написанное в тысяча восемьсот двадцать четвертом году, оно актуально и поныне, но почему же? написать сочинение: High School Если разобрать каждое действующее лицо,то можно посмотреть каждый нравственный урок Грибоедова.Сначало разберёмся что такое нравственное лицо?Возьмём например Маяковского и его произведение»Что такое хорошо?Что такое плохо».Тоесть Грибоедов показывает положительные и отрицательные качества каждого героя.Чацкий-полковник.Он был шутником,общительным любит говорить всё прямо и уверенно. нравственные уроки грибоедовской комедии горе от ума воспринял пьесу “Горе от ума”, о чем большинство учителей литературы на уроках помалкивает, возможно самиЭссе. Существующий строй он считал не только несправедливым, но и глубоко безнравственным, разрушающим человеческую личность. Отсюда то огромное внимание, которое он уделил нравственным проблемам в комедии «Горе от ума». Эти уроки мы постигаем, анализируя поведение, взаимоотношения героев комедии и приходя к выводу, что нравственность человека во многом определяется обществом,. Помогите написать сочинение на тему «Каковы нравственные. Пьеса «Горе от ума» Грибоедова актуальна и на сегодняшний день. Автор обозначает не только проблемы современности, но и все остальные человеческие темы в целом. Такие как семья, отношения, манеры и образование. Написать сочинение: каковы нравственные уроки. Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение. Вариант 1 На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” и хочу поговорить о нравственности. Нравственность-это правила поведения личности, различающая добро и зло. Если разобрать каждое действующее лицо комедии, можно увидеть каждый нравственный урок Грибоедова. Он показывает положительные и отрицательные качества каждого героя. Например, Чацкий-полковник. «Нравственные уроки грибоедовской комедии» сочинение Нужно иметь смысл жизни. Нужно к чему-то стремиться. В комедии рассматривается 2 разные стороны человека.

Ответы : Помогите написать сочинение по литературе на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии.

своё слово-от этого пошол слух что он сумасшедший.Тут Грибоедов доносит до нас,что не нужно быть любознательным.София-дочь Фамусова.Девушка очень ранимая,готова на всё ради любви,но при этом не падает в омут с головой.Любит окружение мужчин.Распутность-эту черту высмеивает Грибоедов в Горе от ума.Фамусов-управляющий в казённом доме.всегда отстаивает свою точку зрения,зол,всех. во всём винит кроме себя,эгоистичен.лизонька-служанка.Довольно простая девушка,не как не может найти свою. Проблема ума в комедии «Горе от ума» — сочинения для. Все герои, кроме Чацкого, зависят от мнения других. Они любят сплетни.

Я думаю, что мораль — это не врожденное качество. Нравственность зависит от воспитания человека и его общества. Сочинение по литературе на тему каковы нравстренные уроки. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии — на странице представлены несколько вариантов сочинения на выбор. написать сочинение: ответ дан • проверенный экспертом. Написать сочинение: Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума».

Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? Этот представитель нового общества активно спорит с представителями старого поколения и на этом основывается практически все повествование. Сочинение на тему каковы нравственные уроки грибоедовской комедии. Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра. Сочинение на тему : «Уроки, которые Грибоедов дает в своей комедии – вне времени.

Они были актуальны два столетия назад, и актуальны сейчас. Сочинение на тему Нравственные уроки комедии «Горе от ума» Суть этого произведения написано в самом названии «Горе от ума». Этим Чатский выделялся из «глупого» общества. Каковы Нравственные уроки грибоедовской комедии? Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Каковы нравственные уроки грибоедовской комедии «Горе от ума». Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Нравственные уроки грибоедовской комедии — сочинение На уроках литературы я познакомилась с произведением Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» и хочу поговорить о нравственности. Нравственность — это правила поведения личности, различающая добро и зло. Например, Чацкий — полковник. Очень любит шутить, говорить все прямо и уверенно, общительный и всегда старается вставить свое слово. Сочинение на тему какие нравственные уроки грибоедовской.

Неверным было бы считать, что все герои пьесы, кроме Чацкого, глупы. Скорее проблематика комедии «Горе от ума» такова, что на первый план в ней выходит не противопоставление ума и глупости, а сравнение разных типов ума. Вчитываясь в монологи Фамусова, наблюдая за интригами, которые аккуратно плетет Молчалин, вовсе нельзя сказать, что эти герои глупы. Сочинение на тему : «— Посмотри, подойдет или нет: На уроках литературы я познакомился с комедией Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”. Сочинение на тему : «каковы нравственные уроки.» Чацкий-полковник был шутником, общительным, любил говорить всё прямо и уверенно, и требовал от этого каждого, был очень любознательным и всегда пытался везде вставить своё слово — от этого пошел слух, что он сумасшедший. Ответы : (каковы нравственные уроки грибоедовской комедии? «Горе от ума»). Где скачать сочинение на эту тему Комедия Грибоедова бессмертна. Говоря о комедии, современник Грибоедова Бестужев писал: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в числе первых творений народных». И он был прав.

На чтение 22 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Критическую статью «Мильон терзаний» Гончаров написал в 1872 году. В ней автор проводит краткий анализ пьесы «Горе от ума», обозначает ее актуальность и значение в русской литературе.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Мильон терзаний», а также пройти тест на проверку знания статьи.

Краткое содержание

В статье Гончаров пишет о том, что комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе, отличается «моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью». Он сравнивает пьесу со столетним стариком, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий».

Гончаров упоминает Пушкина, у которого «гораздо больше прав на долговечность». Однако герои Пушкина «уже бледнеют и уходят в прошлое», «становятся историей». «Горе от ума» появилось раньше, чем «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», но при этом «пережило их», пройдя даже гоголевский период и «переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Несмотря на то, что пьеса сразу разошлась на цитаты, от этого не опошлилась, а «сделалась как будто дороже для читателей».

Гончаров называет «Горе от ума» картиной нравов, галереей живых типов, это «вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия». «Полотно ее захватывает длинный период русской жизни – от Екатерины до императора Николая». В героях пьесы отразилась вся прежняя Москва, «тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» Чацкий «положительно умен», в его речи много остроумия, он «безукоризненно честен». Гончаров считает, что как личность Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина, так как готов к делу, «к активной роли». При этом Чацкий не находит ни в ком из других героев «сочувствия живого», поэтому и уезжает, увозя с собой «мильон терзаний».

Гончаров размышляет над тем, что в пьесе Грибоедов показывает «два лагеря»: с одной стороны это «Фамусовы и вся братия», а с другой – пылкий и отважный боец Чацкий. «Это борьба на жизнь и смерть, борьба за существование». Однако после бала Чацкий устает от этой борьбы. «Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе – и наносит удар всем, – но не хватило у него мощи против соединенного врага». Преувеличения, «нетрезвость речи» становятся причиной того, что его принимают за сумасшедшего. Чацкий даже не замечает, «что сам составляет спектакль на бале».

Гончаров не оставляет без внимания и образ Софьи. Он подчеркивает, что она относится к тому типажу женщин, которые «почерпали житейскую мудрость из романов и повестей», поэтому умели «только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать». Гончаров сравнивает Софью с пушкинской Татьяной: «обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой», считает, что в отношениях с Молчалиным Софьей двигало «влечение покровительствовать любимому человеку».

Гончаров отмечает, что у Чацкого «роль страдательная», но иначе не могло и быть. «Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь»«жизнь свободную». Его идеал заключен в свободе ото «всех цепей рабства, которыми оковано общество». «И Фамусов, и другие про себя все согласны с ним, но борьба за существование мешает им уступить». При этом Гончаров считает, что «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим», поэтому комедия и остается актуальной.

Критик отмечает, что в книге «Горе от ума» две комедии «как будто вложены одна в другую». Первая – частная «интрига любви» между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Гончаров считает, что при постановке «Горя от ума» артистам важно «прибегать к творчеству, к созданию идеалов», а также стремиться к «художественному исполнению языка».

Заключение

В статье «Мильон терзаний» Гончаров проводит параллель между героями пьесы «Горе от ума» и персонажами произведений Пушкина и Лермонтова. Автор приходит к выводу, что Онегин и Печорин «побледнели и обратились в каменные статуи», Чацкий же «остается и останется в живых».

Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Мильона терзаний», а оценить критический труд Гончарова в полном варианте.

Тест по статье

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Гончарова «Мильон терзаний»?</h3>

    • <label>1872 г.</label>
    • <label>1873 г.</label>
    • <label>1874 г.</label>
    • <label>1875 г.</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Статья посвящена нестареющей, всегда актуальной пьесе Грибоедова «Горе от ума», испорченному условной моралью обществу и Чацкому — борцу за свободу и обличителю лжи, который не исчезнет из общества.

Иван Гончаров отмечает свежесть и моложавость пьесы «Горе от ума»:

Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых.

Несмотря на гений Пушкина, его герои «бледнеют и уходят в прошлое», пьеса же Грибоедова появилась раньше, но пережила их, считает автор статьи. Грамотная масса сразу разобрала её на цитаты, но пьеса выдержала и это испытание.

«Горе от ума» — это и картина нравов, и галерея живых типов, и «вечно острая, жгучая сатира». «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва». Гончаров отмечает художественную законченность и определённость пьесы, какая далась лишь Пушкину и Гоголю.

Продолжение после рекламы:

Всё взято из московских гостиных и перенесено в книгу. Черты Фамусовых и Молчалиных будут в обществе до тех пор, пока будут существовать сплетни, безделье и низкопо­клон­ничество.

Главная роль — роль Чацкого. Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, «а Пушкин отказал ему вовсе в уме».

Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, …начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века.

В отличие от неспособных к делу Онегина и Печорина Чацкий готовился к серьёзной деятельности: учился, читал, путешествовал, но разошёлся с министрами по известной причине: «Служить бы рад, — прислуживаться тошно».

Споры Чацкого с Фамусовым открывают основную цель комедии: Чацкий — сторонник новых идей, он осуждает «прошедшего житья подлейшие черты», за которые стоит Фамусов.

Образовались два лагеря, или, с одной стороны, целый лагерь Фамусовых и всей братии «отцов и старших», с другой — один пылкий и отважный боец, «враг исканий».

Развивается в пьесе и любовная интрига. Обморок Софьи после падения Молчалина с лошади помогает Чацкому почти угадать причину. Теряя свой «ум», он прямо нападет на соперника, хотя уже очевидно, что Софье, по её же словам, милей его «иные». Чацкий готов выпрашивать то, что выпросить нельзя — любовь. В его молящем тоне слышны жалоба и упрёки:

Чем дальше, тем слышнее в речи Чацкого слёзы, считает Гончаров, но «остатки ума спасают его от бесполезного унижения». Софья же сама себя почти выдаёт, говоря о Молчалине, что «Бог нас свёл». Но её спасает ничтожество Молчалина. Она рисует Чацкому его портрет, не замечая, что он выходит пошлым:

Чацкий утешает себя после каждой похвалы Молчалину: «Она его не уважает», «Она не ставит в грош его», «Шалит, она его не любит».

Брифли существует благодаря рекламе:

Другая бойкая комедия ввергает Чацкого в пучину московской жизни. Это Горичевы — опустившийся барин, «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей», под башмаком своей приторной жеманной супруги, это Хлестова, «остаток екатери­нинского века, с моськой и арапкой-девочкой», «руина прошлого» князь Пётр Ильич, явный мошенник Загорецкий, и «эти NN, и все толки их, и всё занимающее их содержание!»

Своими едкими репликами и сарказмами Чацкий настраивает всех их против себя. Он надеется найти сочувствие у Софьи, не подозревая о заговоре против него в неприятельском лагере.

«Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за всё, что успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал больные места врагов.

Но борьба его утомила. Он грустен, желчен и придирчив, замечает автор, Чацкий впадает почти в нетрезвость речи и подтверждает распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

Пушкин, вероятно, отказывал Чацкому в уме из-за последней сцены 4-го акта: ни Онегин, ни Печорин не повели бы себя так, как Чацкий в сенях. Он не лев, не франт, не умеет и не хочет рисоваться, он искренен, поэтому ум ему изменил — он наделал таких пустяков! Подглядев свидание Софьи и Молчалина, он разыграл роль Отелло, на какую не имел прав. Гончаров отмечает, что Чацкий упрекает Софью, что та его «надеждой завлекла», но она только и делала, что отталкивала его.

А между тем Софья Павловна индивидуально не безнрав­ственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все…

Чтобы передать общий смысл условной морали, Гончаров приводит двустишие Пушкина:

Автор замечает, что Софья никогда не прозрела бы от этой условной морали без Чацкого, «за неимением случая». Но она не может уважать его: Чацкий её вечный «укоряющий свидетель», он открыл ей глаза на истинное лицо Молчалина. Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения,… умственная и нравственная слепота…» Но это принадлежит воспитанию, в её собственной личности есть что-то «горячее, нежное, даже мечтательное».

Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать.

Гончаров отмечает, что в чувстве Софьи к Молчалину есть что-то искреннее, напоминающее пушкинскую Татьяну. «Разницу между ними кладёт „московский отпечаток“». Софья так же готова выдать себя в любви, она не находит предосу­ди­тельным первой начать роман, как и Татьяна. В Софье Павловне есть задатки недюжинной натуры, недаром её любил Чацкий. Но Софью влекло помочь бедному созданию, возвысить его до себя, а потом властвовать над ним, «сделать его счастье и иметь в нём вечного раба».

Продолжение после рекламы:

Чацкий, говорит автор статьи, только сеет, а пожинают другие, его страдание — в безнадёжности успеха. Мильон терзаний — это терновый венец Чацких — терзаний от всего: от ума, а ещё более от оскорблённого чувства. Ни Онегин, ни Печорин не подходят на эту роль. Даже после убийства Ленского Онегин увозит с собой на «гривенник» терзаний! Чацкий другой:

Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопо­клонство и шутовство.

Идея «свободной жизни» — это свобода от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Фамусов и другие внутренне согласны с Чацким, но борьба за существование не даёт им уступить.

Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.

Этот образ вряд ли состарится. По мнению Гончарова, Чацкий — наиболее живая личность как человек и исполнитель роли, доверенной ему Грибоедовым.

…Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

«Две комедии как будто вложены одна в другую»: мелкая, интрига любви, и частная, которая разыгрывается в большую битву.

Брифли существует благодаря рекламе:

Далее Гончаров говорит о постановке пьесы на сцене. Он считает, что в игре нельзя претендовать на историческую верность, так как «живой след почти пропал, а историческая даль ещё близка. Артисту необходимо прибегать к творчеству, к созданию идеалов, по степени своего понимания эпохи и произведения Грибоедова». Это первое сценическое условие. Второе — это художественное исполнение языка:

Актёр, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, какими должен быть произнесён каждый стих: это значит — додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии…

«Откуда, как не со сцены, можно желать услышать образцовое чтение образцовых произведений?» Именно на утрату литературного исполнения справедливо жалуется публика.

Пересказала Диана Мельникова для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокнига

35484067.jpg

Мильон терзаний (крити­че­ский этюд)Аудиокнига. 1 ч 26 мин. Читает Михаил Росляков. Бесплатный отрывок:35484067.jpgМихаил Росляков1 ч 26 мин

Читайте также

Статья «Мильон терзаний» это критический этюд, написанный русским писателем Иваном Александровичем Гончаровым в 1872 году. Является лучшей критической статьей по пьесе А. Грибоедова «Горе от ума». 

Мысль о написании статьи возникла у автора ещё в студенческие годы и была результатом многолетних последовательных размышлений о великом произведении.

О чем статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

Если проводить краткий пересказ произведения, в статье говорится преимущественно о Чацком, который является главным персонажем. На него направлен анализ произведения. 

Гончаров, описывая Чацкого, характеризует его такими качествами как правдивость и смелость. Никому ещё не удавалось так полно передать образ героя.

Так же Иван Александрович не оставляет без внимания других персонажей пьесы, рассказывает о «двух лагерях» комедии и об «интриге любви» между героями.

«Горе от ума, по мнению Гончарова, отличается живучестью и держится особняком в литературе. В статье автор сравнивает комедию с другими великими литературными произведениями.

Тезисный план по статье «Мильон терзаний»

По критической статье Гончарова пишут сочинения и изложения, раскрывая самые разнообразные вопросы, актуальные и в наше время.

Конспект урока по литературе в 9 классе на указанную тему:

  1. Картина «Горе от ума» держится особняком в литературе.

  2. «Горе от ума» — комедия, которая никогда не утратит свою жизненность, в отличие от других произведений.

  3. Картина разделилась на два лагеря – «лагерь Чацкого» и «лагерь Молчалиных».

  4. Без Чацкого в произведении не было бы борьбы нравов в комедии.

  5. «Мильон терзаний» — это то, что Чацкий получил как результат своей борьбы.

  6. Язык комедии – живая разговорная речь.

Краткое содержание статьи

И. А. Гончаров проводит глубокий анализ произведения «Горе от ума». Автор считает пьесу великой комедией, которую ждала эпоха. 

Статья отражает общественно-политическую жизнь России того времени. Самое главное в произведении это общество, которое нуждается в людях, готовых к свершениям и самопожертвованию. 

Единственной надеждой России были люди благородного дворянского сословия. Обществу необходимо было свежее видение мира.

Чацкий был единственным добропорядочным представителем данного сословия в пьесе. Его не устраивает лживое, безнравственное окружение, он не боится поменять старые устои. Главная мысль произведения — это противопоставление двух лагерей, старых и новых устоев.

Ленивое, самовлюбленное дворянство нарекает Чацкого сумасшедшим. Настаивает, чтобы он не разрушал старые и удобные порядки. Это является закономерным, потому что даже многие великие писатели относятся к Чацкому с некой иронией, отмечая, что он говорит сам с собой и не замечает реакцию окружающих.

Характеристика и оценка критиком героев

Каждый персонаж из пьесы переживает своё горе. Характерные черты каждого действующего лица и их описание помогут заполнить таблицу по критической статье.

Софья

Софья Павловна Фамусова — одна из героинь комедии, она не занимает ни одну сторону из двух лагерей. Тем самым можно сказать, что Софья не имеет своего мнения. 

Ей неинтересна общественно-политическая жизнь страны, что вполне нормально для молодой девушки того времени. Но если пронести образ Софьи сквозь века, она является нейтральным персонажем. Она живёт в поисках идеала из французских книг, под который подходил Молчалин. 

Гончаров жалеет Софью и говорит о том, что ей досталось тяжелее всего, ведь она действительно любила Чацкого и характеризует героиню, как нежную, мечтательную и неглупую.

Цитата из статьи Гончарова:

Чацкий

Иван Александрович характеризует Чацкого как персонажа, который сделал произведение «Горе от ума» бессмертным. Его образ можно связать с умными людьми того времени и настоящего, 

Чацкий не боялся заводить «опасные разговоры» и быть неудобным для своего окружения. Его главной задачей было добиться истины.

Чацкий не находит в своем окружении поддержки и уезжает, увозя с собой миллион терзаний.

Гончаров о Чацком:

Молчалин

Противоположностью Чацкого является Алексей Степанович. Гончаров описывает его как человека с набором негативных качеств. 

Главной задачей автора было показать, что Россия Молчалиных придёт в конечном итоге к страшному концу. Подлый, притворный, лживый и трусливый – основные черты героя.

Прямая цитата из статьи о Молчалине: 

Фамусов

Павел Афанасьевич — представитель дворянского сословия с устаревшими взглядами. Чацкий вступает в конфликт с Фамусовым, и они всё время критикуют друг друга. 

Гончаров говорит про Фамусова как об одном из цельных и понятных персонажей. Уверенный, самодовольный, с фундаментальным складом ума, для которого все неровности России являются обыденностью и привычной нормой. 

Такие, как Фамусов, спокойно смотрят на взяточничество и безалаберно относятся к своей работе.

Цитата из критической статьи Гончарова И. А.:

Анализ критической статьи Гончарова по комедии «Горе от ума»

В статье «Мильон терзаний» Гончаров сравнивает между собой персонажей пьесы «Горе от ума» и Печорина с Онегиным. Говорит о том, что указанные образы отходят на второй план. 

Если Чацкий это живой персонаж и настоящий борец за справедливость, то герои Пушкина и Лермонтова думают только лишь о собственном комфорте.

Сокращение статьи «Мильон терзаний» не позволяет в полной мере оценить этот гениальный критический этюд Гончарова. Для составления собственного мнения и анализа, рекомендуется прочитать статью в оригинале.

Статьи по теме: 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

«Горе от ума» — краткое содержание ? пьесы А. С. Грибоедова

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Биография И.А. Гончарова

В 

Побывав в 1871 году на спектакле В«Горе от умаВ» Александринского театра, писатель в кругу друзей поделился своими мыслями. Им удалось убедить Ивана Александровича записать собственные размышления. Статья, подписанная инициалами В«И.Г.В», имела большой успех. Редактор В«Вестника ЕвропыВ» М.М. Стасюлевич спустя четыре года решил переиздать ее с тем произведением, рецензией на которое она являлась. Узнав об этом, требовательный к себе Гончаров всполошился: В«Но так отдельно, на виду, да еще рядом с пиэсой – не годится, не годится!В» Потребовались долгие уговоры. Статья появилась вновь только в 1881 году. Этот В«критический этюдВ» носил название «Мильон терзаний», без него немыслимо теперь прочтение великой пьесы.

Гончаров совершает глубокий вдумчивый разбор В«тонкой, умной, изящной и страстной комедииВ». Отталкиваясь от названия комедии Грибоедова, он предлагает свое программное заглавие «Мильон терзаний» вЂ“ тоже цитату, и дальнейший разбор подчиняет его раскрытию. Кто среди персонажей обречен на терзания? В чем они заключаются? Оправданны ли они? Идеалы Чацкого в высшей степени благородны, конкретны, В«определительныВ». Это идеалы гуманности, близкие писателю, да и всякой независимой личности: «…Это – свобода от всех <…> цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода – В«вперить в науки ум, алчущий познанийВ», или беспрепятственно предаваться В«искусствам творческим…» <…>, и – ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе – от несвободыВ». Чацкий привлекает писателя нравственной силой и энергией деятельности. Эту нравственную правоту ощущают остальные герои, и если борются, изворачиваются, клевещут – В«от страха за себя, за свое безмятежно-праздное существование…» Разбор пьесы Гончаров завершает отточенным в своей убедительности выводом: В«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежейВ». Хотя Фамусова Чацкий В«не образумил, не отрезвил и не исправилВ» – все же В«покой его возмутился со всех сторон – и поневоле заставит кое о чем подумать…». То же самое можно сказать о Молчалине (и не о нем одном): В«Маска сдернута <…> и ему, как пойманному вору, надо прятаться в уголВ». Чацкому и его В«боюВ» Гончаров придает значение конфликта своего времени. События, свершившиеся В«в один день, в одном домеВ» – В«отразились на всей Москве и РоссииВ».

В Чацком Гончаров видит вечный тип, подобный В«сервантесовскому Дон-КихотуВ» и В«шекспировскому ГамлетуВ». В«Много можно бы привести Чацких, – замечает Иван Александрович, – являвшихся на очередной смене эпохи поколения – в борьбах за идею, за дело, за правду <…>, за новый порядок, на всех ступенях, во всех слоях русской жизни и труда <…>. О многих из них хранится свежее предание, других мы видели и знали, а иные еще продолжают борьбуВ».

Останавливая внимание на Чацком-человеке, Гончаров дает тонкое психологическое истолкование его поступков, неизменно вытекающих из отвергнутой любви к Софье. Анализируя каждую, на первый взгляд странную и нелогичную его фразу, любое движение, писатель доказывает, что иначе не мог поступить в данных обстоятельствах влюбленный. Тонкий поэтический этюд – характеристика Софьи. Рассмотрение поступков и речей самого сложного персонажа комедии автор рецензии основывает на двух бесспорных наблюдениях. Что-то было в этой девушке, что неотразимо привлекло незаурядного человека – В«недаром любил ее и ЧацкийВ». Это определило завязку. А в финале В«ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой В«мильон терзанийВ». Как истинный реалист, Гончаров отмечает то влияние, какое на героиню оказала среда, В«воспитаниеВ» в В«снотворном застоеВ». И предлагает за этим разглядеть В«ее собственную, личную ее физиономиюВ». Итог размышлений вновь несокрушимо убедителен. Иван Александрович привлекает главным доказательством непосредственное впечатление зрителя: «… ней (Софье) есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света <…>. Она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство…В»

Гончаров не довольствуется рассмотрением одного текста комедии. Он живо представляет себе, как эта В«пиэсаВ» играется и будет играться на сцене. Писатель высказывает итоговый совет, своеобразное В«замечание для господ актеровВ»: В«Актер, как музыкант, обязан… додуматься до того звука голоса и до той интонации, с какими должен быть произнесен каждый стих: это значит додуматься до тонкого критического понимания всей поэзии пушкинского и грибоедовского языкаВ».

Гончаров по болезни не смог приехать в 1880 году в Москву на открытие памятника горячо любимому им Пушкину. В ответном письме устроителям праздника он писал: В«Не случись этой невзгоды со мной, я счел бы святою своею обязанностью, без всяких напоминаний, у подножья памятника, в Москве, вместе с другими писателями поклониться памяти нашего общего великого образца и моего особенноВ». Писатель не смог В«поклонитьсяВ» учителю физически. Но Гончаров продлил его память в своих статьях: В«Пушкин громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообщеВ» («Мильон терзаний»). В статье В«Лучше поздно, чем никогдаВ» звучит та же мысль: «…От Пушкина и Гоголя в русской литературе <…> никуда не уйдешь. Даже Лермонтов, фигура колоссальная, весь, как старший сын в отца, вылился в Пушкина <…>. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства <…>, как в Аристотеле крылись семена, зародыши и намеки почти на все последовавшие ветви знания и наукиВ».

В 

в–єЧитайте также другие статьи о жизни писателя И.А. Гончарова и анализ его произведений:

в–єВ Перейти к оглавлению книги В«Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. ТургеневВ»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/books/goncharov/milon-terzaniy
  • https://briefly.ru/goncharov/milon_terzaniy/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/milon-terzaniy.html
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2726-goncharov___kritik__kriticheskii_etyud_milon_terzanii_na_pesu_griboedova_gore_ot_uma.html

На чтение 16 мин. Просмотров 9 Опубликовано

Автор: · Опубликовано 18.05.2020 · Обновлено 06.06.2020

Однажды о своей бессмертной пьесе «Горе от ума» сам автор, А.С. Грибоедов сказал следующее: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». И действительно, читая это произведение мы видим, что вокруг главного героя Чацкого находятся сплошь представители консервативного общества, которое презирает сам автор и его герой. На протяжении всего действия комедии мы видим, как Чацкий вынужденно ведет долгие и глубокие споры о том, как важно в наше время качественное образование, как пагубно для русской самобытности влияние моды, как страдает от бездумного копирования западной культуры национальный дух народа и нравственные ценности человека. В комедии разыгрывается нешуточная борьба между героем и представителями «века минувшего», вторым же конфликтом пьесы становится его слепая любовь к Софье и вера в её душу.

В комедии множество монологов персонажей, которые похожи на манифесты или публичные обращения, по большей части, риторические. Только по первым строкам пьесы можно понять смысл дальнейших споров и общую тему произведения. Фамусов говорит своей дочери Софье, что читать бесполезно и вредно для нее, а французские романы тем более влияют дурно на молодую девушку: «Всю ночь читает небылицы/И вот плоды от этих книг».  

На фоне таких “оптимистических” утверждений мы видим проникновенные монологи Чацкого, которые отличаются яркостью и выразительностью своего языка. Богатство и красота его речи особенно становятся заметны, когда другие персонажи вставляют в его размышления свои комментарии и язвительные замечания, полные сокращений, просторечий, поговорок и намёков: «попробуй о властях, и невесть что наскажет!», или «готов я душу прозакласть».

В пьесе можно наблюдать один глобальный спор — между поколением нынешним в лице Чацкого и поколением прошлым в лице Фамусова. В своих речах Фамусов защищает старинный уклад, традиции и предрассудки. Он — глас старой Москвы, поколения отцов дворянства, глас  «минувшего века» и главная сила консерваторства. Ему противостоит Чацкий, который практически в одиночку критикует его позицию. “Практически в одиночку” — потому что в пьесе вскользь всё же упоминают о некоторых персонажах, как, например, совсем неглупый племянник Федор, о котором вспоминает княгиня, а также Платон Горич — человек с мозгами, однако бесхарактерный и внушаемый. Также упоминается о двоюродном брате Скалозуба как о носителе передовых идей и человеке «века нынешнего». Все эти отсылки, хоть и условные, внесценические, однако дают нам понимание, что герою всё же есть на кого надеяться. 

Особенно значимым фактом является и то, что кульминационная часть комедии, в которой Чацкий говорит свой знаменитый монолог, заканчивается ремаркой от автора, гласящей, что героя никто не слышит, вся его вдохновляющая речь и призыв к действию теряются в быстром потоке танцующих парочек. Давайте разберёмся почему автор поступает так с главной речью нашего героя? Почему этот момент является высшей точкой напряжения, но по сути ничего не происходит, героя никто не слышит? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно прочитать монолог Чацкого и понять о чём он говорит в этот момент. Софья спрашивает у него о том, что же его так гневит, и герой со всей страстью и душой отвечает ей, что его чувства связаны с текущим положением русского дворянства, которое привыкло ходить в рабстве у тех, кто имеет влияние и власть. О том, что каждый слепо и пусто подражает западной культуре и уничтожает русскую самобытность, культуру и национальный характер: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?» — спрашивает Чацкий. Он крайне обеспокоен судьбой нашей Родины, выражает стремление идти наперекор системе, «служить Отечеству, а не чинам». Мы понимаем, что герой в отличии от всего общества, в котором находится, не лишен моральных ценностей и имеет ясное понимание происходящего в стране. Но патриотизм Чацкого угасает вместе с верой в светлое будущее Родины, вместе с верой в Софью и всех остальных людей. Его голос — кульминация всего произведения —  теряется в потоке танцующих пар. Мы понимаем, что Грибоедов говорит нам о множестве таких же неуслышанных голосов. Голосов, которые пытались изменить положение дел, но оказались безуспешны. Именно поэтому эта сцена и этот монолог стали итогом и кульминацией всего произведения. 

Автор: · Опубликовано 26.03.2020 · Обновлено 26.03.2020

(416 слов) «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека» — так говорил о комедии «Горе от ума» сам автор, Грибоедов А.С. И правда, героя-резонера Чацкого окружает московское консервативное общество, которое он презирает. С ним Чацкий на протяжении всей комедии вынужден вести глубокий и долгий спор, посвященный значимости образования, влиянию моды, оскорбляющей национальный дух народа, истинным нравственным ценностям человека. Именно столкновение героя с людьми «века минувшего», а также его слепая вера в душу и любовь Софьи являют собой два основных конфликта произведения.

Большую роль в пьесе занимают многочисленные монологи персонажей, больше похожие на публичные обличительные речи, в основном, не требующие ответа. Уже в самом начале комедии Фамусов обращается к своей дочери, говоря о бесполезности чтения, в частности, о дурном влиянии французских романов: «Всю ночь читает небылицы/И вот плоды от этих книг». Возвышенные же монологи Чацкого, столь яркие и выразительные своим языком, особенно выделяются на фоне речи других персонажей, изобилующей простыми народными словами со всеми его сокращениями, намёками и поговорками: «попробуй о властях, и невесть что наскажет!», «готов я душу прозакласть».

Если речи Фамусова — громкий голос Москвы, защищающей свой старинный уклад, традиции и предрассудки, голос, на который откликается в последующих действиях общество «минувшего века», то Чацкий в своих высказываниях является главным и практически единственным критиком существующих устоев. Однако некоторые внесценические персонажи, как упоминаемый княгиней племянник Федор, как неглупый, но попавший под влияние капризной жены Платон Горич, а также как двоюродный брат Скалозуба — все они считаются носителями передовых идей, людьми «века нынешнего», а значит, Чацкий не так уж и одинок.

Стоит заметить, что кульминация комедии (монолог героя-резонера) заканчивается авторской ремаркой, упоминающей о том, что Чацкого, по сути, никто и не слушал, что вся его пылкость и воодушевление тонут в усердно кружащемся потоке танцующих пар. Почему же именно этот момент стоит тогда считать точкой высшего напряжения, раз ничего не происходит, и речь Чацкого так и остается не услышанной? Конечно, все дело в словах, которые он произносит, отвечая на вопрос Софьи, о том, что же его так гневит. Своеобразным «криком души» он говорит о русском дворянстве, привыкшем быть рабами у тех, кто имеет влияние и власть, об их стремлении к «пустому, слепому подражанью», уничтожающему русскую самобытность и национальный характер: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?». Его беспокойство за судьбу Родины, желание «служить Отечеству, а не чинам» дают понять об истинных моральных ценностях, которых абсолютно лишено общество, в котором находится герой. Особенно автор выделяет тему утерянного патриотизма в безуспешной попытке Чацкого изменить сложившуюся ситуацию, превращая этот монолог в один из самых значимых моментов действия. Именно поэтому он и считается кульминацией всего произведения.

Автор: Софья Брудкова

33-d683dac594b6767c84be4638973d23b84cd9fa1fe4e16ffa182711ddf07a5170.png

Емельянов Николай

Кульминация в литературном произведении это самая напряжённая  сцена, после которой происходит развязка. В комедии Грибоедова «Горе от ума» таким острым моментом и самым напряжённым является монолог Чацкого на балу в доме Фамусова. Именно здесь он бросает вызов всему фамусовскому обществу, где процветает карьеризм, взяточничество, работорговля. «А судьи кто?» Этот вопрос задаёт Чацкий всему московскому дворянству, и после этого покидает дом Фамусова, непринятый и непонятый.

ПожаловатьсяСодержание:

Анализ третьего действия «Горе от ума» выполняется при составлении школьных конспектов или презентаций для уроков по литературе.

Мнения о Молчалине

В первом явлении 3 действия Александр Чацкий возвращается в дом Фамусовых, чтобы добиться признания Софьи. Во время разговора со своей возлюбленной главный герой часто упоминает Алексея Молчалина.

Александр подчеркивает следующие отличительные черты характера Алексея:

  • лицемерность;
  • инфантильность;
  • скрытность;
  • изменчивость;
  • низкопоклонство;
  • беспринципность.

Чацкий считает Молчалина лжецом, льстецом и человеком без чести. Александр считает, что Алексей не достоин любви и заслуживает презрения со стороны общества.

Софья является сентиментальной девушкой, воспитанной на любовных романах. Она воспринимает Молчалина в качестве романтического героя, готового к самопожертвованию. Девушка верит в искренность чувств Алексея и считает Чацкого его антиподом. Софья отмечает аккуратность и душевность Молчалина.

Чацкий не воспринимает слова Софьи всерьез. Александр считает, что девушка любит ненастоящего Молчалина. Из-за притворства Алексея Софья не видит его реальных недостатков. Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет выяснить, что на мнение девушки оказывает сильное влияние обстановка в доме Фамусова. Отец Софьи воспринимает Молчалина в качестве делового человека, являющегося представителем нового поколения.

В доме Фамусовых царит атмосфера лицемерия, ханжества и сентиментальности. На основе этих фактов можно сделать вывод, что фамусовское общество сформировало ценности Софьи. Поэтому девушка отвергла все аргументы Чацкого о Молчалине.

Сцена бала

Встреча героев на балу является ключевых эпизодов. Основные события разворачиваются в имении Фамусова. На балу присутствует множество персонажей второго плана. Среди них:

  1. Скалозуб: представитель военного сословия. Он полковник, служащий в рядах русской императорской армии. Этот герой имеет большое количество наград и иных знаков почета. Главной целью Скалозуба является получение генеральского чина. Он не желает защищать Родину и предпочитает проводить свой досуг в светском обществе.
  2. Платон Михайлович Горич. Он является бывшим военным. Платон Михайлович подружился с Чацким во время службы. Он имеет схожие взгляды с Александром. Недостатком Платона является слабохарактерность. Он подчиняется своей жене и не может защитить Чацкого от клеветы со стороны фамусовского общества.
  3. Князь Тугоуховский. У него есть жена и 6 детей. Данный персонаж желает удачно выдать замуж своих дочерей. Князь Тугоуховский является язвительным человеком. Он всегда находит недостатки в других людях.
  4. Антон Антоныч Загорецкий: светский человек, часто посещающий балы и иные торжественные мероприятия. Его отличительными особенностями являются хитрость и услужливость. При подробном разборе произведения можно выявить, что Загорецкий часто играет в карты.
  5. Анфиса Ниловна Хлестова: сестра покойной жены Фамусова. Она является властным и прямолинейным человеком. Хлестова пришла на бал вместе со своей темнокожей служанкой. Анфиса Ниловна относится к ней с пренебрежением.

Обострение конфликта

Кульминацией всей комедии является противостояние между Чацким и представителями фамусовского общества. Основной причиной конфликта между героями являются разные взгляды на мир.

Анализ 3 действия «Горе от ума» позволяет составить характеристики оппонентов. Чацкий является представителем современного поколения. Его главными нравственными ценностями являются разум и честь. Александр считает, что чины должны выдаваться человеку не по статусу, а в соответствии с навыками и умениями. Чацкий не зависит от чужого мнения и борется за социальную справедливость в обществе.

Противостоит главному герою фамусовское общество. Его представители относятся к старому поколению. Эти герои стремятся к богатству. Они лишены моральных ценностей. Представители старого поколения являются прислужниками. Они готовы выполнить любые действия для получения личной выгоды. Представители фамусовского общества презирают Чацкого и считают безумным.

Они распространяют слухи о его сумасшествии. Александр не имеет союзников, поэтому он не может противостоять старому поколению.

Значение 3 действия

3 действие играет важную роль для раскрытия личностей главных и второстепенных героев комедии. Оно позволяет охарактеризовать основные стороны конфликта и понять намерения ключевых персонажей. В анализе можно сравнить поступки героев, выявить их положительные и отрицательные качества. Этот эпизод имеет сложную композицию и несет большую смысловую нагрузку для читателя.

Мнение автора

При кратком анализе 3 действия «Горе от ума» можно понять, что Грибоедов симпатизирует Чацкому. Посредством монологов главного героя автор комедии старается выразить свое мнение по поводу важных социальных вопросов.

Грибоедов изображает в Чацком новое поколение, отличающееся либеральными взглядами. С помощью диалогов автор показывает борьбу между поколениями.

Автор произведения негативно относится к фамусовскому обществу. Он относит бо́льшую часть дворян начала XIX столетия к старому поколению, утратившему моральные ценности.

Грибоедов показывает, что фамусовское общество имеет большое влияние. Поэтому представителям нового поколения трудно противостоять им. Автор призывает к борьбе со старым мировоззрением, замедляющим развитие современного общества.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Александр Сергеевич Грибоедов жил и творил в период, переломный для России. Это было начало XIX в., когда просвещённая молодёжь начала создавать первые тайные общества, целью которых была борьба с крепостничеством. В 1824 г. автор написал комедию «Горе от ума». Анализ 4 действия этого произведения учащиеся выполняют на уроке или дома по плану, в виде конспекта или презентации.

Содержание

Открытие Чацкого

Комедия Грибоедова «Горе от ума» завершается четвёртым действием, роль которого довольно велика. Это та часть, где содержится кульминация произведения. Гости, которые были на приёме в доме Фамусова, начинают разъезжаться. Здесь же находится и Чацкий, который тоже собирается восвояси. Он понимает, что его надежды не оправдались. Сначала уезжают бабушка и внучка Хрюмины, затем подают карету Наталье Дмитриевне и Платону Михайловичу. Чацкий ведёт монолог в то время, пока его лакей ищет кучера.

analiz_chetvertogo_deystviya.jpg

С крыльца забегает Репетилов. Он падает, затем быстро поднимается и выражает радость от встречи с Чацким, а потом подробно рассказывает о себе. Вскоре подъезжает карета Скалозуба. Чацкий понимает, что он здесь лишний, и прячется в швейцарской. Тем временем гости продолжают беседовать. Одни уходят, другие приходят, а герой слышит, какую характеристику дают ему люди. С горечью он понимает, что в словах окружающих содержится не просто насмешка, а самая настоящая злоба.

Наконец все расходятся, и мужчина начинает монолог. Он говорит о том, как горько слышать обидные слова в свой адрес. Чацкий вспоминает Софью и думает, как было бы хорошо, если бы она появилась.

По случайности, девушка тут же появляется. Одновременно с ней приходит и лакей. Он хочет сказать, что карета подана, но не успевает: герой обрывает его на полуслове и выпроваживает.


Двуличие Молчалина

В начале 12 явления 4 действия «Горя от ума» появляются Молчалин и Лиза, но они не видят Софью и Чацкого. Тот, кто ещё недавно признавался в любви одной девушке, сейчас увивается вокруг другой. Лиза слушает его, несмело высказывая удивление. Софья тоже улавливает каждое слово, тихонько повторяя: «Какая низость!»

analiz_4_deystviya_gore.jpg

Когда Молчалин хочет поцеловать Лизу, она не даётся. Затем ловелас собирается уйти, но тут появляется Софья и не даёт ему этого сделать. Девушка поняла, что её ухажёр — всего лишь подхалим и гнусный повеса. Но Алексей, кажется, совсем не стыдится. Он говорит, что ради выгоды готов угождать всем, как завещал его отец. Чувства Софьи растоптаны. Она понимает, кто Молчалин на самом деле:

  • плут;
  • ничтожный человек;
  • выжига.

Девушке стыдно и больно от осознания, что она оказалась игрушкой для такого человека. Она приказывает Алексею уйти и никому не рассказывать, что у них были отношения. Открылись глаза и у Чацкого. Ему тоже обидно. Герой понимает, что его возлюбленная не так умна, как ему казалось. Она настолько приземлённая, что способна полюбить подхалима, подлого плута, который готов пренебречь любыми принципами ради своего блага.

kulminaciya_gore_uma.jpg

Заключительная часть 4-ого действия содержит краткое пожелание Александра, адресованное Фамусову: «дремать в неведеньи счастливом». Также он рекомендует найти Софье такого мужа, который будет похож на своего свёкра. После этого герой принимает решение окончательно покинуть Москву.

По его мнению, столицу захлестнули такие явления:

  • неразвитость;
  • разврат;
  • невежество;
  • неискренность;
  • чинопочитание.

Фамусов остался глух к обличениям Чацкого. Его заботит только то, что может сказать «княгиня Марья Алексевна». Эти слова он говорит в конце четвёртого действия. Нравственность, просвещение, честь и духовное развитие совершенно не заботят Фамусова. Его волнуют только репутация и положение в обществе.

Герой задаёт Софье риторические вопросы, по которым понятно: он окончательно уверился в сумасшествии Александра.


Беседа с Репетиловым

Сюжет комедии Грибоедов взял из жизни. Чацкий и Репетилов представляют два противоположных лагеря. Первый олицетворяет прогрессивную Россию, второй — либерально настроенных крепостников.

Кроме Репетилова, в пьесе есть и другие консервативно настроенные персонажи:

gore_uma_analiz_4_deystviya.jpg

  • Молчалин;
  • Скалозуб;
  • Фамусов.

Всё, что описано в комедии, не фантазия Грибоедова, — отражение тех явлений, против которых восстаёт Чацкий. Герцен писал об этом герое, что он «декабрист, готовый отправиться на каторгу». По мнению критика, экономическое и культурное развитие России тормозит именно крепостное право.

В диалоге с Чацким Репетилов рассказывает о том, что за последнее время его взгляды на жизнь сильно изменились. Теперь он встречается с прогрессивными людьми и даже участвует в собраниях тайного клуба.

Направление развития, которое выбрал для себя этот герой, не совсем совпадает с устремлениями Чацкого.

Репетилов с гордостью рассказывает о своих успехах в написании водевилей, признавая, что у него нет способностей, зато есть доброе сердце, поэтому люди готовы простить ему художественное враньё. Он произносит длинную речь, из которой понятно, что псевдолибералы не занимаются ничем полезным. Они олицетворяют пустоту, суету и шумную бездеятельность. Вот зачем понадобилось Грибоедову 4 действие: показать бессмысленность явления, именуемого либерализмом.

kulminaciya_gore_uma_analiz.jpg

Человеческие образы, которые создал Грибоедов, типичные для общественно-политической ситуации того времени. Незадолго до того, как декабристы осуществили восстание, фамусовщина ещё занимала прочные позиции, однако было ясно, что подобный уклад жизни обречён на вымирание. Люди, подобные Чацкому, были редкостью, однако именно в них заключалась сила народа.

Грибоедов понимал, по какому пути будет развиваться Россия, и предугадал события, изобразив человека, который опережает своё время. Наделив Александра героическими чертами, писатель ясно показал, как относится к этому герою, а образы Молчалина, княгини Тугоуховской, Хрюминых и других представителей старой боярской столицы показывают то, с чем посчитал нужным бороться писатель.

Даже жанр, выбранный Грибоедовым, подчёркивает идейную направленность произведения и общественно-политическую позицию самого́ автора.

Еще материалы по теме:

  • История создания Грибоедовым комедии «Горе от ума»

  • Подробный анализ последнего монолога Чацкого в «Горе от ума»

  • Отношение Софьи к Александру Чацкому в произведении «Горе от ума»

  • Характеристика образа Александра Чацкого в комедии «Горе от ума»

  • Характеристика образа Скалозуба в комедии «Горе от ума»

  • Краткая характеристика образа Фамусова в комедии «Горе от ума»

  • Цитаты Скалозуба для сочинения по пьесе «Горе от ума»

  • Раскрытие в «Горе от ума» жанрового своеобразия пьесы Грибоедова

  • Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

  • Пьеса «Горе от ума»: анализ и характеристика главных героев

  • Образ Молчалина в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Используемые источники:

  • https://literaguru.ru/sochinenie-kulminatsiya-komedii-gore-ot-uma-a-s-griboedov/
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/kulminatsiya-komedii-gore-ot-uma/
  • https://vashurok.ru/questions/kulminatsiya-gore-ot-uma
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/analiz-tretego-deystviya.html
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/gore-ot-uma/analiz-4-dejstviya-komedii-griboedova.html

О своеобразии комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” писали многие критики. Например, В. Г. Белинский сказал так: “Горе от ума” — это благороднейшее создание гениального человека”. Наиболее же полный и исчерпывающий отзыв о комедии — это критический этюд И. А. Гончарова “Мильон терзаний”: “Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем комедия”. Да, в этой комедии необычно все. Жанровые особенности этого произведения неординарны, как и вся пьеса. ‘На первый взгляд, это бытовая комедия, так как все действие происходит в доме Фамусова и в него вовлечены все, кто живет в нем, а читатель и зритель узнает о мельчайших подробностях жизни в этом дворянском особняке. Кажется, что Грибоедов не выходит за рамки описания быта этих людей, но мы видим отношение автора комедии к жизни московского барства. Это произведение отражает конфликт между двумя поколениями дворян в России начала XIX века, почему и может быть названо комедией политической. Но, изображая все общество, автор не забывает про личности. Он описывает всех и каждого в отдельности. Мы видим чувства и переживания Софьи, Чацкого, Фамусова и многих других персонажей. Следовательно, комедия носит и психологический характер. В центре произведения — проблема ума, достоинства личности, значит, это еще и философская драма.
Построена она по правилам классицизма: говорящие фамилии, пространные монологи героев, единство времени и места. Но единство действия уже не соблюдено. А. С. Грибоедов удивительно точно и метко отражает все проблемы современного ему общества, все его недостатки, показывая типических героев в типических обстоятельствах. Следовательно, комедия А. С. Грибоедова — произведение реалистическое с элементами классицизма. Она столь необычна, но почему? Возможно, это объясняется неординарностью личности самого автора. Этого человека можно и нужно назвать гением. Его таланты настолько разнообразны, что даже невозможно предугадать, в какой области этот человек мог бы себя проявить лучше. За что бы он ни брался, все у него получалось и всегда он был на высоте. Примером тому могут служить написанные им вальсы, которые высоко оценил Ф. Глинка и Иоганн Штраус. Грибоедов знал множество языков, причем самых разнообразных, и был великолепным дипломатом, много сделавшим для блага Родины. Это был один из самых умных и образованнейших людей своего времени, который прекрасно понял и оценил свою эпоху, почему и мир героев в его произведении так разнообразен.
Особый к себе интерес вызывает фамусовское общество. Эти люди посредственны, они похожи один на другого, у них одинаковое понимание смысла жизни. Но прежде всего они люди со своими проблемами, слабостями и недостатками. Каждый герой имеет свои особенности, присущие только ему. К примеру, Репетилов такой же, как все. Но он слишком многословен, и его цель — во всем следовать моде. Он ставит себя наравне с Чацким, считает себя умным и образованным человеком. Репетилов ходит в Английский клуб, где “тайные собрания”, “секретнейший союз”, где “вслух, громко говорим, никто не разберет”. Разговаривая с собеседником, Репетилов слышит только себя, он даже порой не замечает появления и ухода собеседника. Он иногда произносит философские фразы, которые, вероятно, услышал в Английском клубе: “Да умный человек не может быть не плутом…” Но, говоря всю правду, он не идет против фамусовского общества. Когда он узнает, что Чацкий безумен, то поначалу не верит, но потом произносит: “Простите, я не знал, что это слишком гласно”. Так, если вначале, благодаря услышанным в клубе фразам, Репетилов может показаться не таким, как все, то потом читатель яснее видит его истинное лицо. Интересна также супружеская пара Горичей, их манера общения друг с другом, их разговоры. Наталья Дмитриевна постоянно называет мужа “ангелом”, “жизнью”, “бесценным”, “душечкой”, и тут же ремарка Грибоедова: “Целует мужа в лоб”. А Платон Михайлович: “Наташа-матушка. Тебе в угодность, пускаюсь по команде в пляс”. А после ее ухода говорит: “Да кто жениться нас неволит!” Вот пример “мужа-мальчика, мужа-слуги”. Грибоедов высмеивает эту пару, показывая “высокий идеал московских всех мужей”. Не менее интересен образ Антона Антоновича Загорецкого. Он тут же передает все сплетни, бегает, болтает со всеми без остановки. Грибоедов осмеивает тип таких людей, что было высоко оценено А. С. Пушкиным. Загорецкий — истинный представитель фамусовского общества. Он точно так же, как, например, Фамусов и Скалозуб, ненавидит просвещение, побаивается басен:
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Все прекрасно понимают, что это за человек: Лгунишка он, картежник, вор.
Но несмотря на это, он вхож во все приличные дома Москвы… Горич замечает по этому поводу:
У нас везде ругают, а всюду принимают.
Этих людей Грибоедов высмеивает и осуждает за глупые высказывания, лицемерное поведение, необразованность, бездушие. Всем им автор противопоставляет Чацкого. Этот человек образован и открыт. Все, что у него на душе, он высказывает человеку прямо в лицо, ничего не скрывая. Но именно поэтому Пушкин отказал ему в уме, сказав, что умный человек не будет “метать бисер перед Репетиловыми и тому подобными”. Так что об уме Чацкого (а вернее, о его проявлениях в обстоятельствах пьесы) можно поспорить, но в образованности отказать ему нельзя. Ему неприятно видеть лицемерие и ложь, которые царят в фамусовском обществе, так как он человек “века нынешнего”. Это “новый человек” с новыми принципами и взглядами на жизнь. Лиза говорит о нем:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Необходимо отметить, что собирательный образ дворянского общества в комедии был бы недостаточно полным без внесценических персонажей, которых мы не видим, но о которых часто упоминают действующие лица комедии. Кто же они? Это и Максим Петрович, и некто “Нестор негодяев знатных”, и Татьяна Юрьевна, о которой столь лестно отзывается Молчалин, и княгиня Марья Алексеевна, мнения которой так боится Фамусов. Эти герои позволили расширить рамки произведения, показать все российское общество начала XIX века.
Комедия жива до наших дней, так как в обществе всегда есть Молчалины, Фамусовы, Загорецкие и Чацкие. Пушкин сказал о комедии: “О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицу”. Это пророчество сбылось. В наши дни многие пользуются фразами из комедии, которые уже успели стать афоризмами. Самые распространенные из них:
Дома новы, но предрассудки стары…

Название: Художественные особенности комедии Горе от ума
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 10:32:23 17 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 105
Комментариев: 14
Оценило: 2 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Художественные особенности комедии Горе от ума
Курсовая работа по теме Организация приемки товаров по количеству и качеству (на примере УП ‘ГМК’)
Реферат по теме Средства художественного языка в авангардных стилях начала XX века
Сочинение Рассуждение Что Значит Быть Самим Собой
Девочка Со Спичками Аргумент К Сочинению
Курсовая работа по теме Розробка технології виробництва гарячепресованих труб розміром 38х4,0 мм зі сталі 08Х18Н10Т в умовах ТОВ ‘ЦЕНТРАВІС ПРОДАКШН ЮКРЕЙН’
Реферат по теме Невербальный язык, или язык тела
Реферат: Критерии оценивания а
Американский Вариант Английского Языка Курсовая
Курсовая работа по теме Анализ внутренней среды организации (на примере ОАО ААК ‘Прогресс’)
Сочинение На Тему Сделаем Мир Лучше
Статья На Тему Единый Сельскохозяйственный Налог
Реферат: Понятие и задачи уголовного процесса
Курсовая По Автосцепке Са 3
Сочинение На Тему Горы
Профсоюзы Как Дополнительный Участник Трудовых Правоотношений Реферат
Реферат: Творческий проект Табурет
Курсовая Работа На Тему Наука Уголовного Права
Эссе На Английском Видео
Реферат: Mississippi Burning Essay Research Paper Mississippi burningThe
Реферат: Балет Казахстана в годы Второй мировой войны. Скачать бесплатно и без регистрации
Дипломная работа: Перевозка грузов автомобильным траспортом
Реферат: Ноготки
Реферат: Электронное устройство счета и сортировки

  • Точные сказки зачем ты мне строишь глазки
  • Точеные ножки как пишется
  • Точеная фигурка как пишется
  • Точеные детали как пишется
  • Тот кто сеет зло пожинает раскаяние саади сочинение преступление и наказание