Тобольск рассказ распутин краткое содержание

Краткое содержание рассказа уроки французского, который написал валентин григорьевич распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. команда

Краткое содержание рассказа «Уроки французского», который написал Валентин Григорьевич Распутин в 1948 году, помогает сократить время на прочтение произведения. Команда Литеровед.ру подготовила материал, благодаря которому вы сможете познакомиться с главными героями и понять основные моменты произведения.

Главные герои

  • Мальчик-повествователь — ребёнок одиннадцати лет, от его лица ведётся повествование в рассказе; способный ученик, не по годам самостоятельный и сильный духом
  • Лидия Михайловна — учительница французского языка, молодая, около двадцати пяти лет, с коротко остриженными чёрными волосами; всячески старалась помочь своему одинокому и голодному ученику.

Краткое содержание

Рассказ ведет мальчик одиннадцати лет. Рассказывает он о событиях, которые произошли сразу после войны в 1948 году. Мальчику приходится переехать в райцентр, чтобы продолжить свое образование. Дело в том, что в его деревеньке имеется только младшая школа. Его мама и младший братик с сестренкой остаются в деревне. Папы у мальчика нет, поэтому живут они очень бедно. Обучение дается ребенку легко, и он делает большие успехи. Только вот французский язык ему никак не удается освоить, потому что у него хромает произношение.

Мальчик очень тоскует по дому и родным. Мама регулярно отправляет ему посылки с едой, которые ему привозит водитель дядя Ваня. Но того, что передает мама, ему не хватает. Все дело в том, что ребята, с которыми он живет, постоянно берут его и так скудные продукты. Ребенок постоянно голодный. Он понимает, что в своей родной деревне он всегда мог что-то найти и утолить чувство голода. Здесь же искать нечего и негде. Поэтому ему остается только страдать от голода и тоски по дому.

Как-то раз Федька спросил у мальчика, не страшно ли ему сыграть в «чику». Это была такая игра, но играют в неё на деньги. Он предложил мальчику поиграть, если конечно у него есть что поставить на кон. Он провел мальчика на полянку, которая была так расположена, что сразу и не увидишь. Там другие мальчишки играли в «чику». Самого главного мальчика там звали Владик. Ему очень не понравилось то, что Федька привел к ним незнакомого мальчика. Владик попросил его никому ничего не рассказывать, тогда он сможет понаблюдать за процессом.

Мальчик очень быстро разобрался в правилах, даже заметил, что Вадик жульничает. Он решил, что смог бы играть ничем не хуже, но у него не было для этого денег. Мама присылала ему иногда деньги, чтобы он мог купить себе молока от малокровия. Когда он очередной раз получил деньги, то решил рискнуть сыграть. Изначально удача была не на его стороне, но немного позже мальчик начал выигрывать. Мальчик контролировал свои расходы, поэтому дал себе слово каждый день выигрывать по рублю, не рискуя больше.

На выигранные деньги он покупал себе молоко, чем утолял свой голод. После чего он принимался за учебу.

В скором времени Вадика перестали устраивать регулярные выигрыши мальчика. Так же ему пришлось не по душе, что получив желаемое, мальчик быстро уходил. Мальчик не знал, что так вести себя было не принято. Поэтому когда он очередной раз выиграл, его побили Вадик и Птаха.

На следующий учебный день первый урок был французский. Их преподаватель Лидия Михайловна была по совместительству их классным руководителем. Она всегда замечала даже самые мелочи. От её внимания не скрылся синяк и ссадина, которые украшали лицо мальчика. Лидия Михайловна тут же поинтересовалась о происхождении данных вещей. Мальчик пытался выкрутиться, сказав, что упал в темноте. Но Тишкин вмешался в разговор, рассказав правду. Мальчик очень испугался, потому что за подобный проступок его вполне могли исключить. Учитель оставила мальчика после уроков, чтобы выяснить интересующие её нюансы. После разговора, она взяла с мальчика слово, что он больше играть не будет.

Посылок с деревни не было, поскольку дядя Ваня не ездил в райцентр. Он знал, что мама очень переживает по этому поводу. Мальчику есть было нечего, поэтому он начал искать новую компанию для игр. Он обошел все окрестности, но поиски его не увенчались успехом. В отчаянии он решил вернуться к старой компании. Это очень унижало его, но так же он не мог смириться с тем, что его побили и выгнали. Его приходу не очень обрадовались, но к игре допустили. На этот раз он был очень осторожен, но, когда выиграл в очередной раз – его снова побили и на этот раз повредили губу.

На следующий день учитель французского вызвала его к доске, где он должен был читать текст на французском. Губа у него очень болела, поэтому нормально читать он не мог. Лидия Михайловна сказала, что ему необходимы дополнительные занятия.

Учитель начала понимать, что в школе они заниматься не могут, поскольку им не хватало для этого времени. Она сказала, что теперь уроки будут проходить у неё дома. Мальчику было очень неловко приходить к учителю домой, поэтому он очень нервничал и переживал. На занятие французским языком уделялось очень мало времени. В основном Лидия Михайловна рассказывала истории из своей жизни, а так же спрашивала о жизни мальчика. Она даже пыталась оставить мальчика, чтобы поужинать, но он тут же прощался и уходил. Ему было настолько неловко находиться у неё дома, что ему бы кусок в горло не полез. Предложив пару раз, учитель оставила эти попытки.

Как-то раз для мальчика в школе была посылка. В ней лежали продукты и гематоген. Он догадался, что посылку передала не его мама, потому что такие продукты она в деревне купить просто не могла. Он тут же взял посылку и отправился к Лидии Михайловне, чтобы уточнить, зачем она передала ему продукты. Она начала все отрицать, не понимая, почему он решил, что это её рук дело. Мальчик рассказал ей, что в его деревне попросту нет таких продуктов. Удивление учителя выдало её.

Лидия Михайловна рассказала, что в это время на Кубани полно яблок. Так же она поведала, что живет одна. Зарабатывает она достаточно, а тратить деньги ей совершенно некуда. А мальчику необходимо хорошее питание, поскольку у него очень хорошие способности к учебе. Он не может бросить школу. Мальчик все это выслушал, но посылку оставил у учителя.

Независимо от случившегося, они продолжали заниматься французским языком. Мальчик начал проявлять большой интерес к языку, что он начал заглядывать вперед программы. Учитель не могла нарадоваться его успехам, постоянно хвалила его, говоря, что в следующей четверти он обязательно получит пять.

Однажды она проявила интерес, продолжает ли он играть? А так же попросила рассказать смысл игры. После того, как мальчик посвятил её в правила игры, она так же поделилась тем, что в детстве так же любила играть в азартные игры. У них они назывались «пристенок» или «замеряшки». Она начала объяснять мальчику правила игры, а после предложила сыграть вместе на деньги. Мальчик был настолько поражен услышанным, что не поверил своим ушам. Он постарался напомнить Лидии Михайловне, что она все-таки учитель. Но она ответила, что порой необходимо забывать о том, кем ты работаешь, чтобы не стать занудой. По её мнению, учитель не всегда должен относиться к себе серьезно, осознавая, что научить она может не так и многому.

Вот таким образом они и начали играть на деньги после каждого занятия. Изначально выигрывала Лидия Михайловна, но потом она начала уступать мальчику. Мальчик не собирался с этим мириться. Спустя некоторое время он начал всё чаще выигрывать, у него стали появляться деньги, которые он тратил на молоко.

Как-то раз они настолько вошли в раж во время игры, что не услышали прихода директора школы. Так получилось, что Василий Андреевич проживал за стеной от учительницы французского. Он спросил, что здесь происходит? Лидия Михайловна начала ему объяснять, что они с мальчиком играют в «замеряшки». Возмущению директора не было предела. Он начал кричать и обвинять учителя в преступлении, растлении, совращении и ещё много в чем. Он заявил, что за двадцать лет работы никогда не видел подобного.

После этого случая Лидия Михайловна была вынуждена уехать обратно на Кубань и впредь с мальчиком никогда не виделась. После зимних каникул мальчик получил посылку, в которой были продукты и красные яблоки, которые до этого мальчику пробовать не доводилось.

На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Иван Алексеевич Бунин

Год написания: 1937

Жанр: рассказ

Главные герои:женщина, ее муж и любовник

Краткое содержание рассказа «Кавказ» для читательского дневника поведает историю трагической любви одной женщины и двух ее мужчин.

Сюжет

Женщина мечтала провести со своим возлюбленным время на море. Они строили планы, как уедут в Сочи и проведут там несколько недель без постоянной опаски быть узнанными, без торопливости и оглядки.

До последнего не верилось, что этим планам удастся осуществиться. Но вот они сели в поезд и уехали, по дороге женщина отправляла мужу телеграммы из разных городов.

Но вскоре муж отправился на поиски жены, он искал ее в тех городах, откуда были получены телеграммы, но нигде не нашел.

Тогда по приезду в Сочи, он помылся, побрился, надел чистую одежду и застрелился, чтобы защитить свою честь мужчины и офицера.

Вывод (мое мнение)

Одну женщину любили два мужчины, она не могла признаться мужу в своей новой любви и обманывала его. Наверное, он понимал, что она его не любит и обманывает, поэтому и убил себя, чтобы больше не мучиться понапрасну и не мучить любимую женщину.

Добавить в избранное

Очень кратко:Женщина уезжает от мужа с любовником. Не найдя её ни на одном курорте, муж кончает с собой.

Чтобы встретиться с ней, он приехал в Москву и остановился «в незаметных номерах на Арбате». Она прибегала к нему тайком, была прекрасна, бледна и очень страдала: её муж что-то подозревал, следил за каждым её шагом, и твердил, что сумеет защитить «свою честь мужа и офицера».

У них был дерзкий план: «уехать в одном и том же поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком месте три-четыре недели». Он почти не верил в осуществление этого плана, но она сказала мужу, что умрёт, если не увидит моря, и её отпустили.

На вокзал он приехал раньше, и видел, как её провожал муж. Она послала мужу по открытке из Геленджика и Гагр, а затем они спустились вдоль берега к югу и нашли «первобытное место, заросшее чинаровыми лесами». Она смотрела на море, закатные облака и плакала при мысли, что придётся возвращаться в Москву.

Муж искал её и в Гаграх, и в Геленджике. Приехав в Сочи, он искупался, побрился и надел чистое бельё. Затем позавтракал, выпил бутылку шампанского, кофе с шартрезом, выкурил сигару. Вернувшись в номер, муж «лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

О произведении

Рассказ «Кавказ» Бунина был написан в 1937 году и вошел в знаменитый цикл «Темные аллеи». В это время писатель уже давно жил за границей и очень тосковал по родине, которую был вынужден оставить после революции.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кавказ», которое пригодится для читательского дневника, а также при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

Герой-любовниквзволнованный, глубоко чувствующий человек, понимающий всю неправильность своего поступка.

Женщинабезымянная героиня, готовая пожертвовать своей репутацией ради сильного чувства.

Другие персонажи

Супруг героиниофицер, человек чести.

Краткое содержание

История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу, останавливается «в незаметных номерах в переулке возле Арбата» и ведет жизнь настоящего затворника.

Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями: ей кажется, что муж «что-то подозревает». Возможно, ему случайно попалось на глаза их переписка или же он намеренно подобрал ключ к ее письменному столу. Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере». Он следит буквально за каждым ее шагом и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера».

План любовников весьма дерзок: они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.

Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже». До последней минуты они не верят в реальность происходящего: уж «слишком великим счастьем» кажется им эта совместная поездка.

Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.

Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее «в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». На второй день по прибытии в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского и «кофе с шартрезом», неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов».

Конец.

Заключение

Основной темой рассказа является любовь, которая может как наполнить жизнь яркими красками, так и стать причиной глубокого отчаяния.

Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Кавказа» и прочитать произведение Бунина в полном варианте.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Кавказ»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Николай Гоголь</label>
    • <label>Иван Тургенев</label>
    • <label>Иван Бунин</label>

(новая вкладка)

В дождливой, сумрачной Москве в одной из арбатских гостиниц тайно встречаются двое: он и она. Женщина замужем. У мужа, человека военного, с крутым характером, жена на подозрении. Он готов с оружием в руках защищать «свою честь, честь мужа и офицера!»

Влюбленные живут в постоянном страхе. Герой зовет ее сбежать от всех и от всего к морю. Недели три-четыре на Кавказе, только вдвоем, в каком-нибудь глухом местечке.

План дерзкий, но он осуществился. Она убедила мужа, что умрет без солнца, юга. Он посадил ее в вагон. После отправления поезда она перешла в купе героя. Женщина уверена, что муж будет следить, нагрянет через несколько дней. Поэтому у нее для отвода глаз два адреса – в Геленджике и Гаграх. На самом деле они планируют остановиться в окрестностях Сочи.

Влюбленные поселились в «первобытном месте», среди чинар и кипарисов, под знойным солнцем. Оба любовались цветущей, таинственной природой. Она иногда плакала: ведь это счастье ненадолго.

Муж действительно приехал, искал ее в разных городах. А в Сочи, искупавшись, обильно позавтракал. Потом надел чистейший китель, «выкурил сигару». Прилег в своем номере на диван. А после «выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Читательский дневник по рассказу «Кавказ» Бунина

Сюжет. У героя тайный роман с замужней женщиной. Ее муж-офицер догадывается обо всем, но отпускает ее одну на юг, к морю. Чтобы броситься вдогонку с двумя револьверами. Влюбленные наслаждаются покоем и красотой природы, муж мечется по всем курортам. В Сочи он сводит счеты с жизнью, стреляя «себе в виски».

Отзыв. Рассказ универсален (оттого и у героев нет имен). В царской России церковный развод был делом редким, судебным, скандальным. Муж оскорблен бесчестьем. Жене плохо с нелюбимым, нелюбящим человеком. С героем ее связывает страстная, романтическая любовь. Это чувство – причина и счастья, и трагедии. Тема эгоизма, необдуманности, нравственного выбора, ревности. Природа как действующее лицо драмы.

Содержание:

История написания

Рассказ под названием “Кавказ” был впервые опубликован в 1937 году. Писатель на тот момент уже давно жил в эмиграции. В основу сюжета взята реальная история, которая произошла с ним и одной дамой. В его случае муж о связи не знал, но Бунин предполагает, что если бы знал, итог был бы таким же, как в его рассказе. Рис. 1. Интерьер. Женщина у окна. Художник Гюстав Курбе</figcaption>

Главные герои

Персонажами этой новеллы являются трое. Бунин не называет их имен или фамилий, говоря только “он” или “она”:

  • Герой-любовник — это главный персонаж, который влюблен в замужнюю даму. Он знает, что поступает неправильно, но все же идет на поводу у своих чувств. При этом он не стремится отвоевать ее у мужа, разъяснив с ним отношения. Вероятно, ему просто льстит любовь красивой женщины. Он является прототипом самого писателя.
  • Женщина — героиня, которая замужем за нелюбимым. Она ни в чем не нуждается, но ищет любви и новых эмоций. Она заводит любовника, но не спешит развестись.
  • Обманутый муж — офицер, честный и порядочный человек. Жена называет его вспыльчивым и властным, но обличив супругу в измене, он не наказывает ее или любовника, а совершает самоубийство.

Краткое содержание произведения “Кавказ”

Время от времени она приходит к нему. Она говорит, что муж подозревает о ее романе, и боится, что будет, если он узнает. Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Кавказ И. А. Бунина</figcaption>Чтобы остаться наедине, они придумывают план и собираются отправиться на несколько недель на курорт на Кавказе. Герои собираются ехать в одном поезде. Любовник садится в купе раньше и видит, как его даму провожает муж и убеждается в том, что с ней все хорошо. Она переживает, что муж найдет ее и на курорте, и оставляет ему два адреса, чтобы усложнить ему задачу. Оказавшись на месте, она отправляет супругу телеграммы, в которых упоминает несколько мест, но не говорит, где точно остановилась.Любовники добрались до своего места и наслаждаются отдыхом вместе. Они прекрасно проводят время, лишь иногда задумываясь о том, что скоро придется возвращаться в Москву. Муж в это время искал свою жену во всех указанных городах. Не найдя ее, он убедился в том, что она ему изменяет, и застрелился. Иван Бунин сумел на нескольких страницах необыкновенно поэтично и проникновенно изобразить историю, полную любви, предательства и отчаяния. Рассказ проникает в душу и показывает, как плохо может закончиться необдуманное поведение и влюбленность двоих людей, которые не думают ни о ком, кроме себя.Прослушайте также аудио-версию с цитатами из произведения Бунина “Кавказ” в предложенном ниже видео.

Тест для закрепления материала

  1. 1Рассказ “Кавказ” вошел в сборник И. Бунина:

    • <label>“Темные аллеи”</label>
    • <label>“Темные тропинки”</label>
    • <label>“Кавказ”</label>

    Вопрос 1 из 6

  2. 2В рассказе “Кавказ” повествование идет от лица:

    • <label>Героя-любовника</label>
    • <label>Женщины</label>
    • <label>Мужа</label>

    Вопрос 2 из 6

  3. 3Действие в рассказе начинается:

    • <label>В Москве</label>
    • <label>На Кавказе</label>
    • <label>В Санкт-Петербурге</label>

    Вопрос 3 из 6

  4. 4История из “Кавказа” написана Буниным:

    • <label>По реальным событиям, которые произошли с ним</label>
    • <label>По истории, которую ему рассказал друг</label>
    • <label>Полностью выдумана</label>

    Вопрос 4 из 6

  5. 5Убедившись в измене жены, ее муж:

    • <label>Убивает ее</label>
    • <label>Бросает ее</label>
    • <label>Застреливается</label>

    Вопрос 5 из 6

  6. 6Муж героини был:

    • <label>Чиновником</label>
    • <label>Доктором</label>
    • <label>Офицером</label>

    Вопрос 6 из 6

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1723-kavkaz.html
  • https://briefly.ru/bunin/kavkaz/
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/kavkaz
  • https://kratko.rustih.ru/ivan-bunin-kavkaz/
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/bunin-kavkaz.html

В 1854 году журнал «Современник» опубликовал рассказ И.С. Тургенева «Муму», написанный двумя годами раньше. Мнение критиков разделилось. Часть литераторов склонялось к мысли, что, несмотря на незначительный сюжет произведения, Тургеневу удалось вложить в «Муму» глубокий социальный смысл. Но и были и те, кто считал, что писатель сильно сгустил краски, изобразив крайности. Подробный анализ рассказа поможет разобраться в том, каков истинный смысл Муму и понять важность социальных проблем, затронутых писателем.

Краткое содержание Муму

Рассказ Тургенева небольшой. Повествование ведется в логической последовательности. Для лучшего понимания того, в чем заключается смысл Муму нужно вспомнить сюжет произведения.

Центральным персонажем рассказа является дворник Герасим – глухонемой крепостной, обладающий необычайной силой. Именно это качество привлекло внимание барыни к мужику, пожелавшей перевезти его из деревни в Москву.

В городе Герасим работал дворником, но не чурался он и любой другой работы. Из-за своей немоты дворник держался особняком, избегая других дворовых.

Немая любовь

Единственной, к кому Герасим проявлял внимание, была прачка Татьяна. Скромная, симпатичная девушка нравилась герою, он мечтал сделать ее своей женой.

Но своенравная барыня решила по-своему, пожелав выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона.

Дворецкий Гаврила, знавший о чувствах Герасима, боялся гнева немого силача. Чтобы избежать конфликта, Гаврила придумал хитрую уловку. Он уговорил Татьяну пройтись перед дворником шатающейся походкой, изображая пьяную.

Герасим, не переносивший пьяниц, сам передумал жениться на прачке. Но, несмотря на это, дворник поехал провожать свою несостоявшуюся любовь, уезжающую с супругом в деревню.

На обратном пути Герасим увидел тонущего в реке щенка и вытащил его из воды. Дворовые нарекли собачку Муму, так как Герасим мог произносить только эти звуки. Так на смену одной любви пришла другая.

Маленький друг

Герой ухаживал за щенком как за малым ребенком. Собачонка отвечала ему взаимностью. Но счастье дворника длилось недолго.

Однажды барыня случайно увидела Муму и велела принести собачку к ней. Но собака отнеслась к хозяйке агрессивно, едва не укусив ее. Разгневанная барыня приказала удалить щенка со двора.

Тайком от дворника Муму вынесли из дома и продали на рынке. Сколько ни искал Герасим любимицу, так и не смог найти. Но верный щенок через неделю сам вернулся к любимому хозяину, сбежав от покупателя.

После этого случая герой начал прятать Муму у себя в каморке. Дворовые, знавшие о возвращении собачки, жалели дворника, не выдавали его барыне. Но беда все равно не обошла стороной несчастного героя.

Однажды ночью барыня услышала лай собаки. Возмущенная хозяйка приказала дворецкому утопить щенка, но Герасим решил это сделать сам.

Нарядившись в праздничную одежду, крепостной направился вместе с собачкой в трактир, где сытно накормил ее. Пока Муму ела, из глаз хозяина катились слезы.

Потом герой, сев в лодку, отплыл на середину реки и, привязав кирпичи к шее любимицы, доверчиво смотрящей на него, столкнул ее в воду.

Интересно! Рассказ основан на реальных событиях, произошедших в детские годы Тургенева в доме его родителей. Образ Герасима написан с крепостного дворника Андрея, принадлежащего матери писателя – Варваре Петровне. Как и главный герой, он по приказу барыни утопил любимую питомицу.

После этого Герасим самовольно покинул город, вернувшись в деревню, где прожил остаток жизни один – без жены и питомцев.

Объяснение сюжета

Чтобы понять смысл Муму, нужно подробнее рассмотреть проблематику, поднятую писателем. Автор затрагивает немало серьезных тем:

  • любви и преданности;
  • сострадания;
  • человека и социума;
  • отношения к животным;
  • города и деревни.

Но основной темой «Муму», в которой заключен главный смысл произведения, является проблема бесправного положения крестьянства. Крепостные, бывшие собственностью помещиков, во всем зависели от них. Их покупали, продавали, проигрывали в карты, дарили. За них решали – кого любить, на ком жениться.

Тургенев не просто так сделал своего главного героя немым. Герасим олицетворял собой все крепостное крестьянство, покорно и безмолвно выполняющее приказы господ.

Скрытый смысл содержится и в названии рассказа, где Муму – это не только собака, но и Герасим. Также как герой решил судьбу питомца, так и его участь зависела от воли барыни.

Герасим был физически сильным мужчиной, трудолюбивым, добрым, выносливым. Но, несмотря на всю эту мощь, дворник безропотно выполнял приказы хозяйки, даже не помышляя о свободе.

На заметку! Через название произведения Тургенев передает основной смысл и идею «Муму»: как и главный герой, все крестьяне безмолвствуют, лишь иногда мыча в ответ на жестокое обращение.

В чем суть концовки

Трагический момент рассказа, когда Герасим топит Муму, содержит глубокий смысл, который не сразу можно понять. Многие читатели недоумевали – почему крепостной утопил собачку, а затем ушел от барыни. Ведь он мог уйти вместе с любимицей.

Трактовать смысл поступка главного героя в финале «Муму» можно по-разному. С одной стороны, выполнение прихоти хозяйки говорит о рабской привычке крепостного беспрекословно повиноваться господскому приказу. С другой стороны – такой поступок свидетельствует о духовной силе героя.

Только избавившись от дорогого существа, Герасим смог обрести свободу. Пока у немого была Муму, он не решался покинуть город. А оставшись один, готов был рисковать своей жизнью, так как барыня могла жестоко наказать крепостного за своевольный уход. Этим самым Тургенев хотел показать, что часто обретение свободы невозможно без потери всего, что дорого человеку. Но независимость не всегда приносит счастье. Герасим навсегда остался один, не имея рядом близкого, родного существа. Смысл концовки повести «Муму» – власть имущие отбирают у простых людей счастье, не оставляя надежды на будущее.

Как и многие произведения Тургенева, рассказ «Муму» многому учит. Из произведения видно, до чего может довести молчание и покорность. Несмотря на то, что сейчас нет крепостного права, встречаются люди, пользующие своей властью. И если не перечить им, во всем соглашаться, то неизвестно до чего они смогут дойти в попытках решать судьбы других людей.

Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

Рассказ «Уроки французского», краткое содержание которого познакомит с сюжетом произведения и поможет понять художественные особенности текста, написан Валентином Распутиным в зрелый период творчества. В нем отражены фирменные черты стиля писателя. Разобраться с художественными особенностями текста и подготовиться к уроку литературы поможет эта статья.

«Уроки французского»: краткое содержание

Как доброта и внимание взрослого человека могут повлиять на душу ребенка? Как своевременная и ненавязчивая помощь может определить дальнейшую судьбу человека? Такими вопросами открывает сюжетное поле рассказа «Уроки французского» талантливый прозаик Валентин Распутин.

Произведение написано от первого лица, что позволяет увидеть ситуацию глазами рассказчика, принять его оценки происходящего. Основа сюжета — воспоминание автора об одном эпизоде из своего детства:

Валентин Распутин: «Уроки французского» вкратце

Рассказчик описывает послевоенный период: 1948 год, он пятиклассник. Окончив младшую школу в деревне, мальчик вынужден переехать в райцентр, чтобы продолжить обучение в старшей школе. Мама устраивает его на постой к знакомой и регулярно присылает продукты, но их настолько мало, что ребенок голодает. Ужинать ему часто приходилось кружкой кипятка.

В младших классах мальчик демонстрировал успехи в учебе. В новой школе предметы давались тоже хорошо. Один лишь французский язык никак не шел: мальчик быстро изучал новые слова, но не мог научиться их правильно выговаривать.

Произведение «Уроки французского»: как рассказчик добывал деньги

Однажды мальчик попал в компанию ребят, которые играли в «чику» на деньги. Порой там появлялся его одноклассник Тишкин.

Правила были несложными. Мальчик быстро освоился и сам стал участвовать. Иногда мама передавала пятьдесят копеек, на них и играл. Обычно удавалось выиграть рубль, на который он покупал еду.

На большее никогда не претендовал и выходил из игры. Ребятам это не понравилось, поэтому они избили рассказчика.

Краткое содержание книги «Уроки французского» (В. Распутин)Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Классное Чтение

На следующее утро мальчик пришел в школу с синяками. Состояние ребенка заметила учительница французского языка Лидия Михайловна. Мальчик хотел соврать, отвечая на ее расспросы, но Тишкин открыл правду.

Герой ожидал наказания, когда учительница велела остаться после занятий. Более всего мальчика страшило отчисление, но учительница лишь интересовалась, зачем он играет и на что тратит полученные деньги. Узнав, что выигрыш уходит на продукты, удивилась. Мальчик пообещал, что играть прекратит.

Краткое содержание: уроки французского — наказание или спасение

Дни были голодными, и вскоре рассказчику пришлось вернуться к игре. Его снова избили. Увидев новые синяки, Лидия Михайловна позвала мальчика на внеурочные занятия по французскому.

Занятия по формированию правильного произношения вскоре были перенесены из школы домой к учительнице. Лидия Михайловна часто приглашала мальчика на ужин, но тот всегда отказывался.

Однажды рассказчик получил посылку с продуктами. Пришла она в школу. Мальчик сразу догадался, кто ее отправил: маме таких продуктов негде было достать. Он вернул их преподавательнице.

Внеклассные занятия не прекращались, и вскоре (этому удивился сам главный герой) уроки французского стали приносить плоды и даже нравиться. Однажды учительница рассказала по секрету, что в детские годы тоже играла в одну игру. Она объяснила правила, и вечерами они стали играть друг с другом на деньги.

Чем закончился рассказ «Уроки французского»

Играли каждый день, спорить старались шепотом, ведь за стенкой была квартира директора школы. Так у рассказчика появились деньги на еду. Было неловко брать их у преподавателя, но успокаивало то, что он честно их выиграл. Однажды в разгар игры пришел директор и был крайне возмущен увиденным.

Через несколько дней Лидия Михайловна вернулась на малую родину, на Кубань. Перед этим она подошла к рассказчику и заверила, что ему ничего не будет. С тех пор они больше не встречались. Зимой мальчику пришла посылка, в ней были продукты. Больше всего его впечатлили яблоки. Такие красивые и крупные плоды он видел только на картинках.

Краткое содержание книги «Уроки французского» (В. Распутин)Кадр из фильма «Уроки французского»: YouTube/BTNews

«Уроки французского»: анализ произведения

Несмотря на простоту и линейность сюжета, автор раскрыл темы, о которых стоит задуматься каждому. Что хотел донести своим читателям Валентин Распутин? «Уроки французского» — это не просто детский рассказ, а размышления о природе счастья и смысла жизни. Это докажет анализ произведения:

История написания

В рассказе «Уроки французского» Распутин вспомнил собственное детство. Многие события сюжета происходили в его биографии:

  1. После окончания младшей школы он переехал в город Усть-Уда для дальнейшего обучения. Жизнь с чужими людьми, постоянное недоедание и отсутствие денег хорошо запомнились автору.
  2. Лидия Михайловна — реальный человек. Она была учительницей маленького Вали, поддерживала его в трудный период, отправляла посылки с едой и научила игре своего детства.

Распутин написал произведение в 1973 году, и почти сразу его напечатали в иркутской газете «Советская молодежь». После выхода рассказа с писателем связалась его школьная учительница Лидия Михайловна, они встретились и много говорили.

«Уроки французского»: жанр

Чтобы облачить воспоминания в художественную форму, Валентин Распутин выбрал идеальный жанр — рассказ. Автор вспоминает один эпизод из своей жизни, свидетелем которого читатель становится благодаря реалистичному письму. Более того, произведение стало емким отражением описанного в нем времени.

Краткое содержание книги «Уроки французского» (В. Распутин)Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина – Сказки и рассказы

Рассказ «Уроки французского» представляет так называемую деревенскую прозу, которая стала популярной в 1960–1980-х годах. Ей присущи такие художественные черты:

  • Романтическо-трагический образ деревенской жизни и быта.
  • Тема деревенской нищеты и обездоленности.
  • Моральная целостность, народная мудрость деревенских жителей и выходцев из деревни.
  • Проблемы нравственности.

«Уроки французского»: композиция

Повествование ведется от первого лица. Сразу складывается впечатление, что автор делится собственными воспоминаниями. Произведение имеет характерную для рассказа структуру:

  1. Вначале читателя знакомят с главным героем и его предысторией (экспозиция), происходит завязка сюжета: герой переезжает, чтобы поступить в старшую школу.
  2. По мере развития событий читатель узнает, что рассказчик голодал и, чтобы добыть еду, стал играть на деньги. Об этом узнает учительница и пытается помочь герою.
  3. Кульминационный момент происходит, когда директор школы застает Лидию Михайловну и ее ученика за игрой на деньги.
  4. Далее следует развязка: учительница уезжает, но навсегда оставляет след в памяти рассказчика.

Краткое содержание книги «Уроки французского» (В. Распутин)Рассказ «Уроки французского»: YouTube/Лана Репина – Сказки и рассказы

Основная мысль произведения

В рассказе «Уроки французского» Распутин переосмыслил эпизод из своего детства. То, что когда-то казалось ему наказанием, в зрелом возрасте вызывало приятные, теплые эмоции. В такой легкой форме, практически незаметно для читателя, автор пропагандирует две важные темы:

  1. Детство — значимый этап для каждого человека, который формирует его личность и закладывает основы мировоззрения. Большое значение имеют люди, которые окружают ребенка, и события, происходящие в его жизни.
  2. Черта человеческого характера, которой так восхищается автор, — неравнодушие. Учительница рассказчика — воплощение нравственного идеала Распутина.

Когда учительница узнала о нелегкой жизни главного героя, то помогла ему сойти с неправильного пути, поддержала и привила любовь к знаниям. Возможно, этот непродолжительный эпизод стал судьбоносным, если рассказчик помнит его в деталях.

Однако важно то, что и сама Лидия Михайловна через помощь мальчику обрела счастье: она наконец поняла, чего на самом деле хочет, как скучает по родине, что ей делать дальше. В этом заключается основная идея рассказа: неравнодушие и взаимопомощь ведут к истинному счастью.

Учитывая простоту и одновременно глубину авторского посыла, «Уроки французского» станут отличным выбором для прочтения людьми всех возрастов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1884006-uroki-francuzskogo-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

«Уроки французского» В. Г. Распутин Кратко

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского»  изучается в 6 классе. Сюжет рассказа автобиографичен, главный герой Володя – сам писатель, испытавший многие трудности в ранние годы. Рассказ посвящен учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая во многом помогла будущему писателю.

Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»

В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.

На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.

Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.

Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.

Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.

Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.

Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.

Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.

Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.

В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.

Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.

Характеристика героев рассказа «Уроки французского»

  •  Главный герой, Володя – мальчик 11 лет, пятиклассник
  • Лидия Михайловна – учитель французского языка, 25 лет
  • Федя – сын хозяйки, тети Нади
  • Тишкин – одноклассник
  • Дядя Ваня – шофер полуторки
  • Вадик – старшеклассник, инициатор игры
  • Птаха  – старшеклассник, друг Вадика
  • Василий Андреевич – директор школы, очень строгий мужчина средних лет

Краткое содержание рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» подробно по частям

Часть 1

В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома.

Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой.

Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.

На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня.

Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь.

Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» – прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.

Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.

Часть 2

Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.

В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали

малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.

Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.

Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.

Часть 3

Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.

Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.

Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.

Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко,  а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.

Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.

На следующий день Лидия Михайловна  вызвала мальчика  читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.

Часть 4

Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.

Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику.

Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон.

Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.

Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.

Часть 5

Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой.

В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки.

Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.

Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.

Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.

В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.

На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница  играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.

Часть 6

Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.

Кратко об истории рассказа «Уроки французского»

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году. Произведение увидело свет впервые в газете «Советская молодежь». Этот во многом автобиографичный рассказ повествует о трудностях послевоенных лет, выпавших на отрочество писателя.

Уроки французского – краткое содержание рассказа

Повествование в рассказе ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика, события происходят в послевоенное время в 1948 году. Ребёнок уезжает в райцентр, чтобы продолжить обучение, так как в его деревне только начальная школа.

Дома остаётся его мать с маленькими братом и сестрой, живут они бедно, без отца. Мальчик учится на отлично по всем предметам, кроме французского, так как испытывает трудности с произношением. Жить вдали от дома ребёнку непросто, он тоскует.

Мама передаёт ему посылки с картошкой и хлебом раз в неделю при помощи водителя дяди Вани. Еды не хватает, так как кто-то из ребят в квартире, где он живёт, таскает его скудный провиант.

Ребёнок голодает и думает о том, что голод в деревне и в городе отличается, что дома всегда можно что-то найти, а здесь только пустота, голод и одиночество.

Однажды Федька спросил у автора, не боится ли тот играть в «чику», объяснил, что это игра на деньги и предложил сыграть, если есть на что. Федька отвёл мальчика на поляну, скрытую от глаз людей, где другие ребята играли в эту самую игру.

Главным там был Вадик и он не обрадовался приходу непрошеных гостей, попросил никому не рассказывать о том, что здесь происходит и разрешил наблюдать за ходом игры. Мальчик быстро разобрался в игре, подметил, что Вадик часто хитрит и подумал, что сам мог бы играть, будь у него деньги.

Мать пару раз в письмах присылала ему по пятёрке на молоко, чтобы пить его от малокровия. Получив деньги в третий раз, мальчик разменял их и отправился играть. Сначала он проигрывал, но с каждым разом его мастерство росло и он стал выигрывать.

Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. На этот рубль он покупал баночку молока, выпивал её и садился за уроки, теперь его голод не был таким невыносимым.

Однажды Вадику не понравилось то, что мальчик, во-первых, стал часто выигрывать, а во-вторых, получив свой рубль, слишком быстро выходил из игры. Мальчик-повествователь не знал, что …никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывается вперёд. После очередного выигрыша Вадик с Птахой побили его.

Первым уроком на следующий день был французский язык, учительница Лидия Михайловна была к детям особенно внимательна, так как была их классным руководителем. Она сразу заметила и синяк, и кровавую ссадину на лице мальчика, спросила о происхождении этих знаков.

Мальчик сказал, что упал вечером в темноте, но тут его перебил Тишкин и рассказал учительнице, что это ему досталось от Вадика и что они играли на деньги. Мальчик не ожидал такого предательства, боялся, что его могут за это исключить из школы, а с таким позором возвращаться домой он не планировал.

Лидия Михайловна оставила его на разговор после уроков, хотела выяснить, правда ли то, что он играет, проигрывает или выигрывает и куда тратит выигрыш. Потом она попросила обойтись без игр, если можно и мальчик пообещал не играть.

Не играть было сложно, потому что перестал приезжать дядя Ваня, есть было мальчику нечего, он знал, что мать за него переживает, но от этого легче не становилось. В надежде найти новую компанию для игр, он бродил по окрестностям, но всё было напрасно.

И вот однажды автор не выдержал и решил вернуться к игре в старой компании, он знал, что идёт на унижение, но не меньшим унижением для него было смириться с тем, что его избили и выгнали. Встретили его, конечно, не радостно, но играть разрешили.

Хоть он и старался играть осторожно, после очередного выигрыша его снова избили, повредив губу.

На следующий день Лидия Михайловна вызвала его читать текст на французском языке у доски, разбитая губа не способствовала хорошему чтению, и учительница сказала, что ей придётся заниматься с ним дополнительно.

Позже Лидии Михайловне вдруг показалось, что времени в школе до прихода второй смены у них мало и она решила перенести эти дополнительные занятия к себе домой. От природы робкому мальчику было сложно находиться в квартире педагога и он …буквально каменел и боялся дышать.

Французским языком дома они занимались ещё меньше, чем в школе, в основном Лидия Михайловна рассказывала о себе и расспрашивала мальчика о его жизни. После занятий учительница всегда предлагала остаться на ужин, но мальчик всегда вскакивал и с испугом уходил, боясь даже представить, что сядет с ней за один стол.

После нескольких попыток, она оставила эту затею, что заставило повествователя вздохнуть свободней.&

Однажды в школе кто-то оставил для мальчика посылку, это был ящик из фанеры, в котором лежали макароны, несколько кусков сахара и две плитки гематогена. Он сразу понял, что посылка не от матери, потому что в деревни таких продуктов просто не было.

Схватив ящик, он пришёл домой к учительнице и спросил, зачем она это сделала. Она сначала отнекивалась, потом спросила, с чего он взял, что посылка от неё. Мальчик объяснил, что в деревне не бывает макарон, а бывает только горох, например, или редька.

Лидия Михайловна так удивилась, тем и выдала себя с головой. Она стала рассказывать, что у них на Кубани в это время много яблок.

Потом сказала, что живёт одна, что денег у неё много и она может покупать что хочет, а ему надо хорошо питаться, потому что он …способный мальчишка и школу ему бросать нельзя. Но посылка так и осталась стоять у неё.

Несмотря ни на что уроки французского у Лидии Михайловны не прекратились, у мальчика-повествователя появился …вкус к языку и он в …свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Учительница хвалила его и говорила, что пока пятёрка не выйдет, но в следующей четверти всё получится.

Однажды Лидия Михайловна спросила своего ученика, играет ли он ещё на деньги, поинтересовалась, что вообще это была за игра такая. Когда он всё рассказал, она поделилась, что в детстве они тоже играли в игру «пристенок» или по-другому «замеряшки».

Лидия Михайловна объяснила правила, ударила сначала об стену одной монетой, второй игрок должен ударить, но постараться так, чтобы монета оказалась как можно ближе к первой, чтобы расстояние можно было измерить пальцами одной руки. Потом она предложила сыграть по-настоящему на деньги, мальчик-повествователь не поверил свои ушам.

Напомнил ей, что она всё-таки учительница, на что Лидия Михайловна сказала, что полезно иногда забыть о том, что ты учитель, иначе легко можно сделаться бякой. Ещё добавила, что учителю важно не принимать себя всерьёз и осознавать, что научить можно совсем немногому.

Так после каждого урока они стали играть, сначала учительница выигрывала, потом она стала поддаваться, чего мальчик-повествователь не мог ей спустить. Со временем он стал выигрывать, у него снова появились деньги на молоко, на этот раз он покупал молоко в мороженых кружках.

Однажды в разгар игры между ними завязался спор, они кричали и не услышали, как в комнату вошёл директор школы Василий Андреевич, который жил за стенкой.

Он поинтересовался, что происходит, Лидия Михайловна сказала, что они играют в «пристенок». Директор был возмущён тем, что учитель играет с учеником, у него сбилось дыхание и он произнёс: …Это преступление. Растление.

Совращение…Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…

Через три дня Лидия Михайловна уехала на Кубань и больше мальчик-повествователь никогда её не видел. А после январских каникул ему пришла посылка, в которой были макароны и три красных яблока, которые до этого он видел только на картинках.

Краткое содержание Уроки французского Распутина

События происходят в Иркутской области в 1948 послевоенном году. Повествование идет от лица автора. Главный герой самый старший из многодетной бедной деревенской семьи. Он вынужден уехать в город, чтобы продолжить обучение в 5-ом классе.

В районном городском центр мальчик живет у тети Нади маминой знакомой. Мать шлет ему из деревни еду, но дети тети Нади ее крадут, и мальчик часто остается голодный. В школе у него хорошие оценки, не дается только французский язык.

Как-то раз главный герой рассказа встречает ребят, которые играют в игру «Чика» на деньги, высланные матерью на молоко. Мальчик решает тоже с ними поиграть и на выигранные деньги купить еду. Оказалось, что он хорошо играет и довольно часто выигрывает. Старших ребят Птаху и Вадика это злит, и они избивают мальчика.

В школу главный герой пошел с разбитым лицом. Классная руководительница, она же учительница французского языка Лидия Михайловна, поинтересовалось, что произошло. Мальчик решил обмануть, но Тишкин все рассказал. Герой боялся, что его отведут к директору и исключат их школы. И ему придется возвратиться домой в деревню.

После уроков Лидия Михайловна стала интересоваться о деньгах и удивилась, что они нужны на еду. Она взяла обещание, что мальчик больше не будет играть. Он пообещал. А сам опять пошел к ребятам играть. Его снова избили, и Лидия Михайловна сказала, что будет заниматься с ним индивидуально после окончания уроков.

Через некоторое время, Лидия Михайловна попросила главного героя приходить к ней на квартиру для занятий французским языком. Учительница была молодая и красивая, лет двадцати пяти. Это очень смущало главного героя, он от природы был стеснительный и робкий. Лидия Михайловна часто приглашала его остаться на ужин, но он сбегал.

В школу главному герою пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном. Он понял, кто отправил эту посылку и вернул ее Лидии Михайловне.

Вскоре учительница захотела научиться играть на деньги. Она научила мальчика играть в «пристенку». Кидать деньги в стену и пытаться достать пальцем от своей монеты до монеты противника. Так они играли каждый вечер, и разговаривали шепотом, за стенкой была комната директора школы. Лидия Михайловна поддавалась и мальчик выигрывал и получал немного денег, на которые мог купить что-нибудь.

Лидия Михайловна поддавалась, и это было заметно. Произошла ссора, в момент которой в комнату вошел директор. Учительница честно сказала, что они играют на деньги. Вскоре ей пришлось уехать домой на Кубань. Зимой мальчику пришла посылка с макаронами, под ними лежали три красных яблока…

Рассказ учит безвозмездно помогать людям, попавшим в трудную ситуацию.

Подробный краткий пересказ Распутин Уроки французского

Я поступил в школу райцентра в 48-м году. Мать устроила меня на квартиру у своей знакомой, куда шофер дядя Ваня в конце августа привез и выгрузил меня вместе с нехитрыми пожитками.

Тот год был таким же голодным, как и предыдущий, но мать все равно нашла силы и средства отправить меня, старшего из троих детей.

В новой школе меня определили в пятый класс, в котором я прилежно учился и получал пятерки по всем предметам, кроме французского. Произношение с корнем выдавало мое деревенского происхождение, непривычное к таким слогам.

Учительница Лидия Михайловна долго показывала правильные сочетания звуков, но все было впустую – язык отказывался воспроизводить чужеродные звуки.

Тоска и одиночество глодали меня, и оттого приехавшая мать испугалась моей худобы. Но тощ я был не только от этого, но и от недоедания. Раз в неделю я получал посылку из дому, хлеб и картошку. Казалось, было много, но спустя пару дней ничего не оставалось. Я не знал, кто воровал – хозяйка тетя Надя, едва тянущая троих детей, или сами ребята. И не хотел знать.

Здешний голод был непохож на деревенский. Там всегда можно было что-то найти. В местной же речушке всю рыбу почти выловили. А больше еды было добыть негде.

Однажды с Федькой мы пошли поглядеть, как играют в «чику» – игра на деньги. Суть ее состояла в том, чтобы, ударив шайбу об стену, как можно ближе отбросить ее к черте. Тогда ты мог этой же шайбой разбивать кассу – стопку монет. Если перевернул на орла, то забирал.

Верховодил здесь Вадик. Он хитрил, и потому часто выигрывал. Мне казалось, что я тоже смогу выиграть. Сноровка и меткость у меня были. Не было одного – денег.

Мать слала хлеб потому, что денег в нашей семье не водилось. Но пару раз она вкладывала мне в записку по пятерке, покупать молоко. Я страдал малокровием.

Однажды я в третий раз получил пять рублей и не пошел покупать молоко, а отправился к Вадику играть. Вначале проигрывал, потом наступил день моего первого выигрыша. С тех пор я стабильно выигрывал рубль на молоко и уходил. Вадиму и его товарищу по прозвищу Птаха это не нравилось. Однажды они обвинили меня в нечестной игре, побили и прогнали.

Утром я выглядел ужасно – распух нос и лицо было в синяках. Это не укрылось от Лидии Михайловны. Она спросила, что произошло, но не получила ответа от меня. Зато вскочил Тишкин, который и доложил, как я играл на деньги. Учительница велела остаться после уроков.

Как я боялся этого момента! За игру на деньги выгоняли из школы. Потащи она меня к директору, так бы и произошло, но… Лидия Михайловна спросила, куда я трачу выигранные деньги.

Боясь на нее даже взглянуть, я признался. Учительница казалась мне каким-то неземным созданием, и даже запах ее духов я принимал за ее дыхание.

Было стыдно сидеть напротив, побитому, оборванному, в старой одежде, из которой я давно вырос.

Лидия Михайловна не стала тащить меня к директору, взяв обещание, что я больше не буду играть на деньги. Обещание было дать легко, но дядя Ваня перестал ездить в город по колхозным делам и передачи больше не привозил.

От отчаяния пришлось снова идти к Вадику и Птахе. Но уже деньги нужны были не на молоко, а на хлеб. Помногу выигрывать уже боялся, достаточно было 20-30 копеек. Но потом я выиграл рубль, и снова был избит.

Лидия Михайловна, слушая мое бормотание, всплеснула руками и сказала, что отныне будет заниматься со мной после занятий. Так начались самые неловкие дни в моей жизни.

Жила учительница в одной из квартир рядом со школой. Во второй половине дома Лидии Михайловны жил директор.

Сидя в углу, я слушал пластинки со столь нелюбимым мной языком и разглядывал диковинку – радиоприемник. Учительница была одета в домашнюю одежду, часто ходила, хлопоча по дому, и этим смущала меня еще больше. Каждый раз она предлагала мне остаться на ужин, но я вскакивал, бормотал о сытости, и убегал.

Однажды для меня прибыла посылка, упакованная в фанерный ящик. Дивно было – мать никогда так не упаковывала передачи. Когда я увидел содержимое, макароны, сахар и гематоген, то сразу понял, кто прислал мне это богатство. Вспыхнув от стыда, я отнес ящик обратно Лидии Михайловне. Но уроки наши на этом не прекратились.

Как-то учительница спросила, играю ли я еще на деньги. Она принялась вспоминать, как в детстве играла в пристенок и показала, как именно. А потом предложила сыграть. Не знаю как так вышло, но она уговорила меня. С тех пор мы каждый день играли, и у меня снова появились деньги.

Однажды мы спорили о счете, когда раздался голос директора, вопрошавшего о нашем занятии. Лидия Михайловна спокойно ответила, что мы играем в пристенок.

Через три дня она уехала на Кубань. Больше мы не виделись. А в январе я получил посылку с макаронами и яблоками.

Человечность – качество, которое должно быть в любом человеке любой профессии. Именно такие люди и остаются в сердцах других на всю жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Распутин. Все произведения

Уроки французского. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Переполох
    Заходя в дом Кушкиных, Машенька, переведённая на второй курс института, увидела кругом панические возгласы жителей дома. Ей открыл с красным лицом Михаил. Наверху было шумно
  • Краткое содержание Зощенко Глупая история
    В рассказе Зощенко «Глупая история» речь идет о семье с четырех летним ребенком, по имени Петя. Мать окружила чрезмерной заботой свое дитя. Кормит его с ложечки, гулять водит за ручку. Одевает, обувает.
  • Гоцци
    Карло Гоцци был рожден 13 декабря 1720 года в Венеции, в патрицианской семье. Родственник известной, но разорившийся семьи. Граф Гоцци начинал свое успешное продвижение в области литературы будучи военнослужащим
  • Краткое содержание Шукшин В профиль и анфас
    В одном сибирском селе живет парень по имени Иван. У него случилась проблема – забрали водительское удостоверение на год. Иван пришел к старику-соседу и жаловался на директора, который перевел его работать в свинарник
  • Краткое содержание Набоков Защита Лужина
    В произведении «Защита Лужина», созданном писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, повествуется о жизни Александра Ивановича Лужина — одного из лучших игроков в шахматы.

Распутин – Уроки французского: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Рассказчик рассуждает о том, что взрослый человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает вину не только перед родителями, но и перед учителями.

Он приехал из деревни в райцентр в пятый класс послевоенные годы, в 1948 году. Тогда не в диковину семье было голодать. В 11 лет у мальчика началась самостоятельная жизнь, целых 50 км отделяли его от родного дома. Мать сняла для него комнату у знакомой.

Все предметы смышленому мальчишке давались легко, исключением был французский язык. Самым трудным для деревенского ангарского мальчика было произношение. Молодая учительница, классный руководитель, «вся умная и красивая» Лидия Михайловна тщетно пыталась исправить этот недостаток.

Мальчик тосковал по дому – так, что однажды едва не уехал вместе с навестившей его матерью домой. Но потом опомнился и вернулся в школу. Хлеба и картошки, которыми он питался, не хватало: кажется, хозяйка комнаты понемногу брала из его запасов своим ребятишкам.

Рыба здесь не водилась, и частенько приходилось обходиться кружкой кипятка, чтобы унять голод.

Тогда мальчик решился играть на деньги, в «чику». Там играли ребята постарше, верховодил всем семиклассник Вадик. Игра была тайной – ребят гоняли и взрослые, и милиция. Правила были просты: на кон ставили монетки по десять копеек решками вверх. Дальше круглой каменной шайбой выбивали монеты. Те, что перевернулись «на орла» – можно было забрать себе.

Сноровка у главного героя была, а вот денег – нет. Впрочем, он приспособился играть на те 50 копеек, что мать присылала на молоко. Мальчик скоро наловчился играть, и всегда останавливался, когда удавалось раздобыть целый рубль. Тратил он эти деньги на молоко.

Вскоре Вадик и его прихвостень второгодник Птаха стали притеснять счастливчика, а однажды и вовсе избили. А утром одноклассник Тишкин еще и выдал истинную причину его синяков: играли на деньги, а получил он за строптивость. Мальчик уже представлял поход к директору Василию Андреевичу. Однако учительница лишь попросила его задержаться после уроков.

Все обошлось: она узнала, что он тратит выигрыш лишь на молоко и попросила больше так не делать.

Однако голод давал о себе знать, и мальчик отважился показаться на полянке, где заправлял Вадик. Теперь он был осторожнее, выигрывал не больше 30 копеек – только на хлеб. А когда не выдержал и взял целый рубль – вновь был избит.

Лидия Михайловна, глядя на его ссадины, вдруг предложила подтянуть французский. Ходить нужно было к ней на квартиру. Там она ставила ему пластинки, чтобы улучшить произношение. Поужинать после урока он категорически отказывался.

Спустя годы он решил, что было ей тогда лет двадцать пять, кроме того, чувствовалось, что она, наверно, уже побывала замужем.

Однажды мальчик получил посылку. В ней были макароны, а еще сахар и плитки гематогена. Продукты явно не деревенские, значит, посылка вовсе не от матери. Он разыскал Лидию Михайловну – и она выдала себя с головой. Мальчик вернул ей посылку. А уроки французского языка продолжались, и с уже заметным успехом.

Однажды зимой учительница вдруг расспросила мальчика о правилах игры в «чику». Сама она знала другую похожую игру – в «пристенок». Монетки бросали о стену, и если удавалось достать чужую монетку пальцами своей руки – выигрыш был твой. За стенкой жил директор школы – и учительница просила не выдавать ее. Сперва она подыгрывала мальчику, а после вдруг взялась жульничать.

Тут уж он с нее глаз не спускал. Вскоре вновь у него появились деньги на молоко.

Но однажды без стука в комнату вошел директор. Лидия Михайловна честно ответила, что играет с учеником на деньги. Через три дня она была вынуждена уехать из школы, вернулась к себе на Кубань. И уже зимой мальчик получил от нее посылку – старые знакомые макароны и три красных яблока. Он такие только на картинках видел.

Читательский дневник по рассказу «Уроки французского» Распутина

Сюжет

Мальчик из ангарской деревни после войны идет в школу в райцентре. Не дается ему только французский язык. Да еще одолевает голод. Он берется играть на пустыре в «чику», игру на деньги. Теперь он может покупать молоко. Однако ребята бьют его за излишнюю удачливость в игре.

Об этом узнает Лидия Михайловна, учительница французского. Она берется поработать над его произношением и зовет на свою квартиру. А однажды на его имя присылает посылку, где были макароны и сахар. Мальчик возвращает ей эту посылку.

Тогда она предлагает играть на монетки с ней, только не в «чику», а в «пристенок». Мальчик начинает побеждать – и в его рационе вновь появляется молоко. Директор школы, сосед учительницы, застал их за игрой. Ей приходится уволиться.

Уроженка Кубани, она однажды вновь шлет ему посылку с макаронами, а еще – с красными яблоками. Мальчишка яблоки видел лишь на картинках, но «догадался, что это они».

Отзыв

Рассказ о трудном послевоенном времени, о детстве, опаленном войной. Уроки человеческой доброты, а не только французского. Умение сопереживать, видеть нужду другого человека – важное качество. Умение дающего человека помочь, не унижая. Встреча с неравнодушным человеком и меняет жизнь, и вдохновляет еще долгие годы.

А. П. Чехов обладал невероятным талантом через небольшие по объему произведения передавать множество серьезных проблем, актуальность которых не исчезает со временем. Не стал исключением и рассказ «Тоска», смысл которого в отражении трагедии жителей больших городов. Подробное знакомство с рассказом Чехова поможет дать развернутый ответ на вопрос – в чем нравственный смысл произведения и какое значение «Тоска» имеет для нашего времени.

Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»

Рассказ начинается с описания заснеженного города. Ключевые персонажи – извозчик Иона Потапов и его старая, изможденная лошаденка. События, описываемые Чеховым в рассказе, охватывают один вечер, но, чтобы понять, в чем смысл «Тоски», нужно более подробно остановиться на сюжете.

Интересно! Чехов несколько раз пересматривал текст «Тоски». Первый раз произведение увидело свет в 1886 году после публикации в «Летучих заметках» столичной газеты. Позже, отредактировав рассказ, Чехов включил его в сборник «Пестрые рассказы». Очередные правки текста произошли перед изданием третьего тома произведений писателя, куда вошел и рассказ «Тоска».

Будни частного извоза

У извозчика Ионы несчастье – умер сын. От навалившейся на душу тоски мужчине тяжело шевелиться, он не обращает внимание на падающий на голову снег. Чтобы на душе стало хоть немного легче, извозчику нужно поделиться с кем-то навалившейся на него бедой, рассказать о сыне – как болел, о чем говорил перед смертью, как прошли похороны, рассказать о дочери, живущей в деревне.

Но как назло клиентов совсем нет. Надвигаются сумерки. Наконец появляется первый пассажир – военный. Иона по инерции двигается с места, подгоняя лошадь. Он едет, не разбирая дороги, сталкиваясь с движущимися навстречу каретами. Наконец извозчик решается поведать о своем горе седоку, но военный не проявляет интереса.

Возле трактира к Ионе подсаживаются трое подвыпивших молодых людей. Извозчик даже не торгуется, принимая любую плату. Главное, чувствовать за спиной людей, тогда не так одиноко. Но и в этих седоках герой не находит сочувствия. На робкие попытки рассказать о своем горе он слышит лишь, что все умрут. Больше попыток поговорить с пассажирами Иона не предпринимает.

Но тоска заполняет грудь, разрывая ее от боли. Встретив дворника, Иона пытается поговорить хотя бы с ним, но тот прогоняет извозчика.

Расстроенный мужчина отправляется на постоялый двор, где ночуют такие же извозчики. Иона надеется, что с ними удастся поделиться своей бедой, но уставшие после тяжелого трудового дня работяги не в настроении беседовать и ложатся спать.

Иона, не в силах больше терпеть, идет в конюшню и изливает свою боль лошади. Животное жевало сено, молчало и слушало старика. Ионе стало намного легче.

Тоска: смысл рассказа

В рассказе Тоска смысл произведения выражен во всем – эпиграфе, названии, имени главного героя, описании города и окружающего пейзажа. С помощью этих элементов Чехов передает характер и внутреннее состояние героя.

Неслучайно автор назвал своего героя Ионой. Это древнееврейское имя, означающее «терпеливый» и принадлежащее одному из христианских пророков, наводит на мысль о христианском смирении и любви.

Этот же смысл Чехов вложил и в эпиграф, начав «Тоску» с первой строфы «Плача Иосифа и были».

Христианские мотивы отражаются и в проблематике рассказа, затрагивающей темы:

  • милосердия;
  • сострадания;
  • равнодушия;
  • одиночества.

Но все эти проблемы связаны с основной темой произведения, смысл которой отражен в названии – тоска, обозначающей внутреннее томление, мучительную грусть. Тоску можно рассматривать как отдельный персонаж, который невозможно увидеть, но который ощущается в каждом слове повествования. Тоска – это внутреннее состояние героя, нуждающегося в сострадании и не находящего его в окружающих людях.

Интересно! Предполагается, что свой рассказ Чехов написал после первого посещения столицы, поразившей писателя суетой вечно спешащих людей и чувством одиночества.

Понять смысл произведения «Тоска» помогает и описание города – шумного, беспокойного, с толпами людей, равнодушных к тому, что происходит вокруг них. В этом громадном городе страдает «маленький человек», оставшийся наедине со своим горем.

В чем суть концовки

К концу рассказа Тоска смысл сюжета раскрывается окончательно. Иона находит родственную душу, согласную его выслушать. И ею оказывается не человек, а животное. Несмотря на то, что лошадь не может ответить Ионе, она внимательно слушает хозяина, на что не способна была ни одна живая душа. В этом эпизоде можно усмотреть скрытую иронию писателя – настоящим Человеком оказалось животное, а не те, кто родился в человеческой шкуре.

Однако в рассказе Тоска смысл финала заключается не только в показе высокой степени очерствения людей, но и в демонстрации безудержной тоски, от которой никто не застрахован.

Печальный финал порождает чувство вины за жестокость окружающих людей, заставляя невольно примерять ситуацию на себя. Ставя в конце рассказа многоточие, Чехов призывает читателя задуматься не только над тем, в чем смысл «Тоски», но и оглянуться вокруг – возможно кто-то в данный момент нуждается в сострадании так же, как и герой произведения.

Чехов не пытается поучать читателей напрямую, но подталкивает их к самостоятельным выводам, ведь на месте Ионы может оказаться любой человек. И чем больше людей поймет смысл рассказа Чехова «Тоска», тем меньше равнодушных будет вокруг.

  • То чего нам так не хватает сочинение проблема
  • То что люди не учатся на ошибках истории самый главный урок истории сочинение
  • Товарищ как пишется правильно с мягким знаком или нет
  • То либо нибудь пишется как пишется
  • То или иное как пишется запятая