Тире между подлежащим и сказуемым 5 класс примеры из сказок

Тире между подлежащим и сказуемым следует ставить при отсутствии глагольной связки в именном сказуемом, выраженном существительным или числительным, а также

Тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым сле­ду­ет ста­вить при отсут­ствии гла­голь­ной связ­ки в имен­ном ска­зу­е­мом, выра­жен­ном суще­стви­тель­ным или чис­ли­тель­ным,  а так­же перед инфинитивом.

Выясним, в каких слу­ча­ях ста­вит­ся тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым соглас­но пунк­ту­а­ци­он­но­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры предложений.

Постановка тире меж­ду глав­ны­ми чле­на­ми про­сто­го пред­ло­же­ния свя­за­на со спо­со­ба­ми их грам­ма­ти­че­ско­го выра­же­ния. Рассмотрим пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло поста­нов­ки тире меж­ду сло­ва­ми раз­ных частей речи, с помо­щью кото­рых обо­зна­че­ны глав­ные чле­ны предложения.

Тире ставится

Тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, обо­зна­чен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, ста­вит­ся, если, во-первых, меж­ду ними про­пу­ще­на гла­голь­ная связ­ка «есть», «был», «будет», «будут» и пр. Если в имен­ном ска­зу­е­мом исполь­зу­ет­ся гла­голь­ная связ­ка, то этот раз­де­ли­тель­ный знак пре­пи­на­ния не ставится.

Труд есть осно­ва жизни.

Во-вторых, глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния выра­жа­ют­ся сло­ва­ми сле­ду­ю­щих частей речи:

1. под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое явля­ют­ся име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа.

Золотистый оду­ван­чик — извест­ное лекар­ствен­ное рас­те­ние.

2. Подлежащее и имен­ная часть ска­зу­е­мо­го пред­став­ле­ны в виде коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных, ком­би­на­ци­ей суще­стви­тель­но­го с чис­ли­тель­ным, чис­ли­тель­но­го и суще­стви­тель­но­го или количественно-именным соче­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

Шестью шесть — трид­цать шесть.

Девять — это нечёт­ное чис­ло в математике.

Приблизительный вес кора­бель­но­го гру­за — две­сти тонн.

Сорок лет — важ­ный рубеж в жиз­ни каж­до­го человека.

3. Подлежащее и ска­зу­е­мое выра­же­ны неопре­де­лен­ной фор­мой глагола.

Победить — про­явить свою волю и целеустремленность.

4. Один из глав­ных чле­нов выра­жен суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, а дру­гой — неопре­де­лен­ной фор­мой глагола.

Великое уме­ние — про­щать обиды.

Показать кра­со­ту мира — зада­ча изоб­ра­зи­тель­но­го искусства.

5. В про­стом пред­ло­же­нии перед ска­зу­е­мым упо­треб­ля­ют­ся части­цы «это», «вот», «зна­чит».

Моя цель — это про­жить с пол­ной отдачей.

Правдивое сло­во — вот лекар­ство для души.

Любить свою Родину — зна­чит укреп­лять её сво­им трудом.

Отличаем рас­смот­рен­ные слу­чаи поста­нов­ки тире от ситу­а­ций, когда в пред­ло­же­нии при отсут­ствии глагола-связки перед имен­ным ска­зу­е­мым тире не ставится.

Тире не ставится

Между глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния тире не ста­вит­ся, если

  • под­ле­жа­щее — это лич­ное место­име­ние, а ска­зу­е­мое выра­же­но суще­стви­тель­ным в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

Ты пре­крас­ный мастер сво­е­го дела!

Обратите вни­ма­ние!

Отметим, что факуль­та­тив­но тире может быть постав­ле­но, если автор дела­ет логи­че­ский акцент на место­име­ние, под­чёр­ки­вая его зна­чи­тель­ность в высказывании.

Не сомне­вай­тесь, я — пре­крас­ный охотник!

В таком пред­ло­же­нии дела­ет­ся зна­чи­тель­ная инто­на­ци­он­ная пау­за меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

  • Сказуемое выра­же­но при­ла­га­тель­ным как в пол­ной, так и в крат­кой форме.

Имей в виду, туда доро­га длинная.

Осенний парк пре­кра­сен в золо­том уборе.

  • Подлежащее обо­зна­че­но суще­стви­тель­ным, а ска­зу­е­мое — зна­ме­на­тель­ным наречием.

Мне эти ботин­ки впору.

  • В пред­ло­же­нии у ска­зу­е­мо­го име­ет­ся отри­ца­ние в виде части­цы «не».

Как видишь, наш дом не хоромы.

  • Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым упо­треб­ля­ют­ся в каче­стве связ­ки срав­ни­тель­ные сою­зы «вро­де», «как», «как буд­то», «точ­но», «слов­но» и «что» в зна­че­нии «как».

Сизая туча как огром­ная пти­ца с чер­ны­ми крыльями.

Улицы горо­да слов­но уще­лья в снегу.

Его голо­ва точ­но седой одуванчик.

Над голо­вой небо что шатер голубой.

  • Между глав­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния нахо­дит­ся наре­чие, ввод­ное сло­во, частица.

Ложь все­гда порок.

Канцеляризмы, конеч­но, камень пре­ткно­ве­ния в тексте.

Степан лишь мой при­я­тель, а не друг.

  • Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, выра­жен­ны­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, упо­треб­ля­ет­ся несо­гла­со­ван­ное определение.

Лень его пло­хой помощ­ник в делах.

  • Не соблю­да­ет­ся пря­мой поря­док слов: ска­зу­е­мое пред­ше­ству­ет подлежащему.

Правдивый чело­век наш Виктор Ильич!

Вывод

Итак, что­бы пра­виль­но поста­вить тире меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, выяс­ня­ем, что в  про­стом пред­ло­же­нии нет глагола-связки, и опре­де­ля­ем, сло­ва­ми каких частей речи выра­же­ны глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния, нет ли меж­ду ними пере­чис­лен­ных элементов.

Таблица

ПРАВИЛО ПРИМЕРЫ

Тире ста­вит­ся

Подлежащее и ска­зу­е­мое выра­же­ны суще­стви­тель­ным, инфи­ни­ти­вом, числительным. Плутон — самая боль­шая планета.
Мой рабо­чий день — восемь часов.
Уметь рас­суж­дать — мыс­лить логично.
Сказуемое выра­же­но фразеологизмом Это блю­до – паль­чи­ки оближешь.
Эта каприз­ная девоч­ка — дитя без гла­зу в семье.
Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым есть сло­ва «это», «вот», «зна­чит» Игуана — это круп­ная ящерица.
Быть нуж­ным — зна­чит счи­тать себя счастливым.

Тире не ставится

Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым есть «не» Август не нача­ло осе­ни ещё.
Мой при­я­тель не программист.
Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым есть срав­ни­тель­ный союз «как», «слов­но», «буд­то» и т.д. Осенью бабье лето как чудо.
Прожитый день слов­но сту­пень­ка в прошлое.
Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым есть ввод­ные сло­ва, допол­не­ния или обсто­я­тель­ства, а так­же частицы Этот мастер, види­мо, хоро­ший специалист.
Андрей толь­ко переводчик.
Воскресенье все­гда день отды­ха для меня.

Видео «Тире между подлежащим и сказуемым»

ava author

Учебник: Ладыженская Т.А. и другие.
Русский язык. 5 класс в 2 частях. – М.: Просвещение,
2013.

Цель: расширять понятийную базу;
учиться использовать на практике работу с
главными членами предложения, продолжать работу
над орфограммами и пунктограммами.

Тип урока: открытие нового знания.

А.С. Пушкин

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1
мин.)
– Подарите улыбки друг другу. Если вы
научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша
улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь
окружающий мир – это большое волшебное зеркало.
Ученики готовят себя к занятию. Цель: мотивация детей на работу.

УУД –
личностные

2. Актуализация знаний
(8-10 мин.)
– Напишите словарный диктант «По
лексическому значению узнай слово и запиши
грамотно»:

  • маленькая книжечка, листы которой скреплены
    иголочками (брошюра)
  • группа экспертов, присуждающих премии на
    выставках, конкурсах (жюри)
  • прибор в виде раскрывающегося в воздухе
    большого зонта для прыжка с самолёта или спуска с
    него груза (парашют)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются
    система знаков препинания и правила их
    постановки (пунктуация)
  • маленькая чёрточка между словами (дефис)
  • внезапно (вдруг)
  • обращение к кому-нибудь, призывающее
    удовлетворить какие-нибудь нужды, желания (просьба)
  • раздел науки о языке, в котором изучаются
    словосочетания и предложения, текст… (синтаксис)
  • служебное сообщение, донесение младшего по
    званию (рапорт)
  • военное приветствие, отдание почестей
    кому-нибудь выстрелами, ракетами, выкидыванием
    флага, поднятием обнажённой сабли (салют)
Ученики записывают диктант

Брошюра,
жюри, парашют, пунктуация, дефис, вдруг, просьба,
синтаксис, рапорт, салют.

УУД – познавательные,
регулятивные, личностные
Новое слово:

Тире [рэ] –
знак препинания в виде длинной горизонтальной
чёрточки.

Записывают новое слово, объясняя
его лексическое значение.
3. Пробное учебное действие (5
мин.)
– Для того чтобы узнать тему
сегодняшнего урока, необходимо расшифровать
фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям
раздаются листочки с зашифрованной темой)

Т Ф И Р Ю Х Е Н Ф Х Ю
М Н Е Н Ж Ф Х Д У Ю П
О Д Н Х Ц Л Е Ц Х Ж Н
А Ю Ц Щ Х И М Н Ф И Ю
Ц С Ю Х К Н Ф А Ю З У
Х Ц Е Ф Н М Ю Х Ы Ф М

Ученики расшифровывают название
урока:
УУД – познавательные,
регулятивные, личностные
коммуникативные
– Какова же тема нашего урока?
Запишите в тетрадях.
– Рассмотрите записанные на слайде предложения.

  • Москва – сердце нашей Родины.
  • Красная площадь – символ российской истории
  • Соборная площадь в Кремле – прабабушка всем
    московским площадям.

– Как можно объяснить постановку тире в
предложении. Затрудняетесь?
– Для того чтобы не ошибиться, подчеркните
грамматическую основу в предложении.
– Укажите, чем выражены главные члены
предложения.

Тире между подлежащим и
сказуемым.
Учитель рассказывает сказку о
постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка

Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым.
— Ты одеваешь часто мою маску,— сказало
Подлежащее,— а мне это не нравится.
Сказуемое обиделось:
— Откуда ты взял? Когда это бывает?
— Когда и ты существительное, и я
существительное. Попробуй разобраться, кто есть
кто, а я не хочу быть тобой.
— Зачем мне твоя маска существительного? Я и само
существительное.
Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и
вдруг появился разделительный знак по имени
Тире.
— Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и
никто уже вас не спутает.
И с того времени стоит господин Тире между
подлежащим-существительным, если между ними нет
связи. А между подлежащим-существительным и
сказуемым не хочет стоять, так как они и так не
ссорятся.

Задача к сказке.

Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым,
необходимо поставить там, где нужно, тире на
месте пропущенной связки.

Читают на слайде предложения,
записывают их и объясняют постановку тире.
4. Закрепление (7 мин.) – Выполните упражнение 169
(предложения 1, 7)

– Выполните синтаксический
разбор предложения.

Собор Василия Блаженного – величайший
памятник зодчества. (Предложение,
повествовательное, невосклицательное)

Ученики записывают предложения:

1.
Земля – кормилица.
2. Азбука – к мудрости ступенька.

Выполнение синтаксического разбора
предложения.

УУД – познавательные и
регулятивные
Кадры из фильма о Красной
площади.

– Почему, говоря о Москве, мы
вспоминаем Красную площадь?

– Запишите предложение из фрагмента фильма, в
котором ставится тире между подлежащим и
сказуемым

Красная площадь – каменное сердце Москвы.

– Объясните постановку тире в предложении.

Запись предложения из
просмотренного фрагмента фильма.
5. Физкультминутка (1 мин.) Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Руками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Обучающиеся выполняют движения и
произносят слова считалочки
УУД – личностные
6. Закрепление материала
(продолжение)
(10 мин.)
Выборочный диктант. Выпишите
только те предложения, в которых есть тире между
подлежащим и сказуемым.

Много на земле городов.
У каждого города своё неповторимое лицо. Но есть
один город на нашей голубой планете, имя которого
исполнено особого смысла и звучания. Столица
нашей страны – Москва. В песне поэт назвал её
сердцем Родины. Это очень верно. Сердце, которое
работает безостановочно. Его пульс слышит вся
наша планета, люди всех континентов.

Учащиеся выписывают предложения

Столица
нашей страны – Москва.

УУД – регулятивные, познавательные
7. Рефлексия (3 мин.)

img1

Повторили, чем могут быть
выражены главные члены предложения, что их
называют грамматической основой. Узнали, когда
ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Цель – обобщить, сделать вывод,
произвести самооценку.
8. Домашнее задание (1 мин.)
  1. § 34
  2. Упражнение 171 или 172.
  3. Или: напишите сочинение на тему «Главная
    площадь страны». (используйте предложения с тире
    между подлежащим и сказуемым)
Обучающиеся записывают домашнее
задание.
УУД – регулятивные, познавательные,
коммуникативные, личностные.

Упражнения по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

Упражнение 1.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены. Поставьте, где нужно тире.

Грачи это наши первые весенние гости. Лёгким запахом веет полынь. Сорока птица плутоватая. У кукушонка грудка пёстренькая. Полный месяц встал над лугами. Репей для осла самая вкусная еда. Аистята прожорливые птенцы. У осла голос противный, громкий.

Упражнение 2.

Составьте предложения, используя слова, данные в скобках, измените, если нужно, их форму. Поставьте знаки препинания.

Клюква (последний, ягода, сентябрь). Сентябрь (время, боровики, грузди рыжики). Осень (время, подготовка и переход, растения, к, зимний, покой). Последняя гроза (это как бы, прощальный привет, уходящий, лето). Жёлуди (плод, дуб). Первоосенье (дивный, пора, увяданье, природа). Туман, дождь, заморозки, грозы (обычные, явления, природа).
Дубравы (красивые, дубовые, рощи). Дуб (долговечный, дерево). Рябина (одно из наиболее, любимые, деревья).

Упражнение 3.

Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. На что нужно при этом обращать внимание?

Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда — то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные  ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин).

Упражнение 4.

Запишите данные предложения и сделайте вывод о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится.

Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества (А. Волынский). Деянья всех людей как тень в безумном сне (В. Брюсов). Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). Валерий Брюсов, несомненно, символист. Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). Константин Бальмонт тоже символист. Демьян Бедный не символист.

Упражнение 5.

Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.

О б р а з е ц: Ученье свет, а неученье тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].

1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Упражнение 6.

Спишите. Поставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.

1. Дома города точно груды грязного снега. 2. Земля под ними чёрная голая. 3. Деревья садов как бугры. 4. Он скептик и материалист. 5. Жизнь прожить не поле перейти. 6. Жить народу служить. 7. Летний дождик одно только удовольствие. 8. Дважды два четыре.

Упражнение 7.

Перестройте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было бы поставить тире.

В историю русской литературы А.С. Пушкин вошел как крупнейший представитель реализма, как создатель литературного языка. Новый этап творческого пути Пушкина отразился в поэме «Руслан и Людмила». Лирическая поэзия Пушкина была зеркалом его личности и в то же время отражала настроение его поколения. Возвращение Грибоедова в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом друзей. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками. Главной целью Пушкина становится воспроизведение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей современной ему действительности.

Упражнение 8.

Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.

1) Не думая, не целясь, говорить, стрелять. 2) Это, родной, изучение, дело, речи, великое. 3) В юности, это, в старости, знание, мудрость. 4) Для меня, в жизни, чувствовать, самая, радость, себя, большая, нужным.

Упражнение 9.

Объясните, используя толковый словарь С.И. Ожегова (или какой-либо другой), что такое интервью, коммюнике, инцидент, вибрировать, варьировать.

Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

Упражнение 10.

Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).


II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).


Упражнение 11.

Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.

1. Природа есть родина всех талантов, начиная от… солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.

Упражнение 12.

Выделите грамматические основы предложений. Объясните наличие или отсутствие тире в предложениях.

1. Живописный народ индийцы (Гончаров). 2. Офицер этот не чета вам (Федин). 3. Одиночество в творчестве – тяжёлая штука (Чехов). 4. Уссурийский тигр совсем не сказка (Мартынов). 5. Удивительное дело – сон (Тургенев). 6. Конечно, то большое искусство – ждать (Соболев). 7. Двадцать лет – хорошая вещь (Симонов). 8. Это очень несносно – переезжать (Гончаров). 9. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (Чехов). 10. Это дом Зверкова (Чехов). 11. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я – творец без мира (Брюсов). 12. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Кондырев). 13. Дело писателя – противостоять страданию всеми силами, всем талантом. Дело художника – рождать радость (Паустовский). 14. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Паустовский). 15. Знать природу своего края, его историю, быт – это значит укоренять в себе любовь к Родине (Никитин). 16. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (Федоров). 17. Я – пастух, мои палаты – межи зыбистых полей (Есенин). 18. Грустная песня, ты – русская боль (Есенин). 19. Я последний поэт деревни (Есенин). 20. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый (Пушкин).

Тест по теме «Тире между подлежащим и сказуемым»

1. В каком предложении не ставится тире?

1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.

2. В каком предложении не ставится тире?

1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.

3. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

4. В каком предложении ставится тире?

1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
2) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
3) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
4) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?

1) Лето припасает — зима поедает.
2) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
3) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
4) Жизнь — подарок, которого мы не просили.

                                                                         Ответы:

Планируемые образовательные результаты.

Предметные

  • знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
  • схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
  • заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.

Метапредметные

  • Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.

Личностные

  • Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.

Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.

Ход урока

I. Мобилизующий этап

Слово учителя. Приветствие (слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)

Перед вами 3 предложения:

1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.

2. Новый год – любимый праздник детей.

3. Зимние каникулы – любимая пора.

— Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.

— Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)

— Подчеркните грамматические основы предложений.

— Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)

— Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).

— Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.

II. Актуализация знаний

Формулирование темы и цели урока.

Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)

Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

Тема: …… между ………… и ………… (ответ)

Цели:

  • Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)

III. Изучение нового материала (слайд 4)

— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.

— Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)

— В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)

— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )

— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)

— Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).

— Сравните его с нашим выводом.

— Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

— Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».

— Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.

— Им.сущ. в И.п. — Им.сущ. в И.п. (слайд 6)

— Им.сущ. в И.п. — это, вот Им.сущ. в И.п.

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)

2 раза не повторять

Январь

  сне…ки, санки, лыжи, коньки

Рождество    

  символ Нов…го года

Де… Мороз

праз…ничные укр…шения

Зимние забавы

время для ч…дес

Нарядная ель

году начало

Хл…пушки, серпантин

красоч…ное зрелище

Новогодний фейерверк

  добрый волшебник с п…дарками

— Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.

К словам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу словосочетания из правого столбика.

— Что в результате должно получиться?

В результате должны получиться предложения.

— Что надо сделать с составленными предложениями?

Надо написать предложения. Вставить в словах пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.

После того как работа выполнена и проверена, повторяется изученное правило.

— Расскажите, какие буквы вы вставили в слова. (слайд 8)

ФИЗМИНУТКА

V. Словарно-орфографическая работа

Работая с новым правилом, мы с вами одновременно ведем разговор о зиме и зимних праздниках. Новые слова тоже будут на эту тему. С этими словами вы уже составили предложения.

— Объясните лексическое значение слов серпантин, фейерверк, используя задания теста: (слайд 9)

1. В каком значении употребляется в тексте слово «серпантин»:

1) Извилистая дорога в горах.

2) Длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги, которую бросают в танцующих на балах, маскарадах. (слайд 10)

2. В каком значении употребляется в тексте слово «фейерверк»: (слайд 11)

1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий во время праздников. (слайд 12)

2) (Перен.) Стремительный поток, обилие чего-либо.

— Скажите, что такое серпантин и фейерверк. Ваш ответ должен соответствовать теме урока.

— Серпантин — длинная и узкая завивающаяся лента из цветной бумаги.

— Фейерверк — цветные огни, получаемые при сжигании пороховых изделий во время праздников.

— Обратите внимание на написание слов: серпантин, фейерверк

VI. Дополнительные сведения

Предложения с тире между подлежащим и сказуемым встречаются очень часто, особенно в научных текстах. А почему? (Все определения содержат информацию о том, что такое предмет или понятие).

Где мы с вами это увидели? (В словарной работе).

А ещё где? (В словарях, учебниках).

А вы знаете, что знак препинания «тире» появился сравнительно недавно. (слайд 13)

История появления «тире» (сообщение)

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.

Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке).

Существует мнение, что тире изобрёл Н.М.Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н.М.Карамзин лишь способствовал распространению и закреплению функций этого знака, называл он его «черта». Языковед А.Барсов, ученик М.В.Ломоносова, называл тире [–] «молчанкой» и впервые описал этот знак в своём учебнике „Российская грамматика“ в 1797 году.

VII. Закрепление изученного материала (продолжение)

(слайды 14-17)

Упражнение 2 (написано на доске или карточка)

Зима – чудесное время года. Она таит в себе много загадок. Меховые шапки снега покрывают могучие лапы елей и сосен. Ветки берёз украшены серебряным инеем.

Но главное волшебство зимы – Новый год. В этот весёлый праздник приходит Дед Мороз. А приходит он не один!
Внучка Деда Мороза — Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды. Ее головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Образ Снегурочки — символ застывших вод.

Внучка Деда Мороза необычайно красива, но немного грустна… Снегурочка – самый милый персонаж новогодних праздников.

Задание.

  • Прочитайте текст.
  • Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
  • Подчеркните грамматические основы предложений, в которых вы поставили «тире».

VIII. Итоги урока. Рефлексия

(слайды 18-19)

Подведём итоги урока.

— С каким правилом мы сегодня познакомились?

— Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

  • Мы познакомились с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
  • Научились находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
  • Составляли предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….

Тире между подлежащим сказуемым ставится:

1) если ……. и ……. выражены …….

2) если перед ……… есть слова ….. , …….

VIII. Д/З

Выучить правило, выполнить задание на карточке.

Загадки. (слайд 20)

1.

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

2.

Эта девица – швея и мастерица.
Ничего она не шьёт,
но в иголках целый год. (Ёлка).

3.

К нам волшебница пришла,
Много снега принесла.
Её сёстры – вьюги и метели.
Поля и леса они в шубы одели. (Зима).

Пословицы. (слайд 21)

  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Январь — году начало, а зиме — середина.
  • Вьюги да метели под февраль полетели.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Месяц январь – зимы государь.
  • Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Цели: 

Обобщить знания обучающихся о постановке тире в простых предложениях;

Углубить знания обучающихся о нормах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым;

Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике, развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения;

Формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции; воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка;

Использовать приемы исследовательского метода.

Оборудование:

Учебник для 5 класса Т.Н. Ладыженской, М.:  Прсвещение, 2007г.;

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-ого класса Г.А. Богдановой, М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2012г;

Карточки для магнитной доски с эпиграфом к уроку;

Разноцветные карточки для разделения класса на 3 группы для выполнения дифференцированных заданий:  № 1  — красные (слабые),  № 2  — cсиние (средние),  № 3  —  (сильные);

Ход урока.

Повторение и обобщение изученного по синтаксису простого предложения.

1. Устная синтаксическая разминка:

— Дайте определение словосочетания.

— Что такое грамматическая основа предложения?

— Сформулируйте отличие односоставного предложения от двусоставного предложения.

— Какие слова в предложении не являются словосочетанием?

2. Лингвистическая игра «Третье лишнее» (найти лишнюю строчку в группе  и аргументировать ответ, используя опорный сигнал):

1.а) наступила осень

б) холодная осень

в) уже наступила

2. а) опавшая листва

   б) опавшая и мокрая

   в) шелестит под ногами

3. а) Опять похолодало.

   б) Лужицы замёрзли.

   в) Небо нахмурилось и потемнело.

II.  Переход к теме урока на основе эвристической беседы.

     — Сегодня мы продолжим разговор о тайнах и законах русской пунктуации.  А эпиграфом к нашему занятию послужит мудрая фраза:  

«Удивление –путь к познанию»  (Слова  прикреплены на магнитной доске на листах бумаги формата А4. Знак тире закрыт табличкой с вопросительным знаком).

Чтение учителем стихотворения Ванды Хотомской о знаках препинания:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Также частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточия.

Беседа по прослушанному стихотворению:

– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?  С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?

–  Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось  благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов.

Объяснение новой темы.

—  Чтобы понять, когда в предложении ставится тире, проанализируйте следующие предложения:

Астра – самый яркий осенний цветок.

Гладиолусы – украшение нашего сада.

Задания:

— Выделите грамматические основы предложений.

— Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

— Сделайте вывод о том, когда же ставится тире между подлежащим и сказуемым.

— Попробуйте составить опорную схему постановки тире между подлежащим и сказуемым (с записью  учителем на доске, а учениками в тетради – справочнике) – смотрите документ

— Физкультминутка для глаз

Тренировочные упражнения и выявление индивидуальных затруднений.

Упр. 166 стр. 69 – устно, коллективно;

Задания по группам:

1-ая (слабые) – упр. 167 стр. 69;

2-ая (средние) – упр.168 стр. 69;

3-ья (сильные) – упр. 71 стр. 29 (по тетради Богдановой) + упр. 169 стр.70

Решение лингвистической задачи (устно, коллективно) со звуковыми сигналами: ДА – хлопок в ладоши; НЕТ – удар ладонями по партам

Весна – моё любимое время года.

 Весной солнце ярче.

Апрель – месяц первых цветов.

Весенний воздух свеж.

Первые цветы нежны и хрупки.

Ландыш – украшение весеннего леса.

Чтение учителем стихотворения о тире:

Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!

— Что же такое тире по мнению автора этого стихотворения?

— Запишите получившееся предложение в тетрадь: (Тире – очень важный знак препинания.)

Работа с микротекстом: записать текст слайда, вставляя пропущенные орфограммы и знаки препинания

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!

6. Лингвистическая игра «Корректор»:

— По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

(Икебана – это искусство составления букета из цветов и веток)

IV  Домашнее задание (дифференцированно):

—  Упр.69 (по тетради Богдановой ) для 1 и 2 группы;

— Сочинение –миниатюра «В осеннем саду» (7 – 9 предложений) с использованием изученной пунктограммы.

V.Рефлексия.

— Продолжите предложения:

 Мне понравилось на уроке…

Сегодня я понял…

Тире между подлежащим и сказуемым ставится …

  • Типы вступлений к итоговому сочинению
  • Типы рассказов в начальной школе
  • Тирмакай сказка на башкирском языке
  • Типы сочинений по русскому языку огэ
  • Тип сказок каша из топора как мужик гусей делил дочь семилетка