Типы вступлений к итоговому сочинению

Подготовка к итоговому сочинению. требование 1. объем итогового сочинения рекомендуемое количество слов от 350. максимальное количество слов в

Подготовка к Итоговому сочинению.

Требование № 1.  «Объем итогового сочинения»

  • Рекомендуемое количество слов – от 350.
  • Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения»

  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
  • Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  • «Соответствие теме»;
  • «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  • «Композиция и логика рассуждения»;
  • «Качество письменной речи»;
  • «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
  • Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
  • Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
  • «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Универсальная литература

  • «Война и мир» Л.Н. Толстой.
  • «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
  • «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
  • «Шинель» Н.В. Гоголь
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголь
  • «Вишневый сад» А.П. Чехов
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедов
  • «Мцыри» М.Ю. Лермонтов
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
  • «Судьба человека» М.А. Шолохов
  • «На дне» М. Горький
  • «Отцы и дети» И.С. Тургенев
  • «Гроза» А.Н. Островский
  • «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
  • «Обломов» И.А. Гончаров
  • «Матренин двор» А.И. Солженицын
  • «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
  • «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
  • «Уроки французского» В.Г. Распутин
  • «Обелиск» В.В. Быков
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизин

Общий план сочинения имеет вид:

I. Вступление.
II. Основная часть.

1. Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.

III. Заключение.Классическое вступление состоит из нескольких элементов:

  • Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  • Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  • Ответ-тезис на главный вопрос темы

Вступление

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:

  • тема-вопрос
  • тема-утверждение
  • тема — назывное предложение.

Тема в виде вопроса

Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»

Ключевые слова темы: Любовь, радость, страдание…

Общие рассуждения на тему

Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)

Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».

Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Тема — назывное предложение (ключевые слова)

Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.

Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Формулировка тезиса

Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тема-вопрос

Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?»

Тезисы:

Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»

Тема-утверждение (в том числе цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)

Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Тема в виде назывного предложения

или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

«Ваш выбор: книга или компьютер?» (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?»)

Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!

Способы формулировки тезиса

Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»

Образ-аналогия

Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»

Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»

Вопросно-ответная форма

(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.

Основная часть Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию:

здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише  типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод

(он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв.

Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Заключение — выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Источник: vk.com

2 февраля 2022 года предусмотрен дополнительный срок проведения итогового сочинения (изложения) для участников, которые получили «незачёт» или не смогли принять участие в нем в основной срок (1 декабря 2021 года) по уважительным причинам (например, по причине болезни).

Как «подтянуться» за оставшееся время, что повторить и на что обратить внимание – рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма) – последняя часто содержит метафору, предполагает неоднозначность суждения и требует перевода на общеупотребительную лексику, чтобы была понятна проблема, по которой будет развернуто рассуждение.

Пример названия-утверждения – «Путешествовать – это значит изменяться». Оно является законченным суждением, и автор сочинения должен высказать свое согласие или несогласие с тезисом. Эта формулировка требует аргументированного подтверждения или опровержения заключенной в названии позиции.

Вопросный тип формулировки названия – «Технический прогресс – это надежда или опасность для человечества?» – требует самостоятельного ответа на вопрос и его доказательства.

Самым, пожалуй, сложным является вариант названия в форме цитаты, например «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (А. Вознесенский). В цитате содержится метафора, которую нужно понять и объяснить, в данном случае – что означает «рушится человек».

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, что будет частью композиционного фрагмента «я-высказывание». Можно порассуждать о том, что такое дорога, человек путешествующий, жизненный путь, новые технологии, риски цивилизации, экологические проблемы, преступление, совесть, раскаяние, вечные темы, шедевры литературы, гражданин, долг, личная ответственность, социальная справедливость и другое. Автор должен изложить свое понимание основного понятия, и в этом случае ученику поможет обращение к толковому словарю. Можно рассмотреть родо-видовые характеристики понятия, противопоставление к нему, понаблюдать за тем, как оно представлено в малых фольклорных жанрах (пословицах, поговорках), в повседневной речи, что позволит глубже и полнее раскрыть значение ключевого слова в своем рассуждении.

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Аргументация вначале может включать собственные доводы, а уже потом примеры из литературных произведений. Важно при доказательстве своего мнения не ограничиваться общими суждениями или пересказом произведения, а анализировать конкретный эпизод, ситуацию, конкретного героя, которые имеют отношение к проблеме сочинения и делают приведенные доводы убедительными.

Примеры аргументации:

По направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно обратиться к таким произведениям, как:

  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,
  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Мертвые души» Н.В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова,
  • «Вишневый сад», «Степь» А.П. Чехова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М.А. Шолохова и др.

В сочинениях направления «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» могут быть использованы:

  • «Гроза» А.Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М.А. Булгакова,
  • «Песчаная учительница» А.П. Платонова,
  • «Мы» Е.М. Замятина,
  • «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина,
  • «Кысь» Т.Н. Толстой,
  • «1984» Дж. Оруэлла,
  • «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери и др.

Приводя аргументацию по направлению «Преступление и наказание – вечная тема», можно привлечь:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Войну и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Темные аллеи» И.А. Бунина,
  • «Олесю» А.И. Куприна,
  • «Старуху Изергиль» М. Горького,
  • «Мастера и Маргариту» М.А. Булгакова,
  • «Гамлета» У. Шекспира и так далее.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня». Это тематическое направление предполагает рассуждение о произведениях искусства, наиболее близких ученику, и размышления о том, почему они стали для него таковыми. Темы в рамках этого направления позволяют лучше понять себя, разобраться со своими внутренними проблемами. Важно помнить, что, обращаясь к фильму, спектаклю, музыкальному произведению или живописи, нужно говорить о литературе, которая стала основой для их создания.

В сочинениях направления «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» при доказательстве своего суждения можно опираться на такие произведения, как:

  • «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова,
  • «Недоросль» Д.И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова,

«Историю одного города», сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.

Советую обращаться при аргументации своей позиции не только к объемным произведениям (романам, повестям, драмам), но и к малым жанрам художественной литературы, публицистическим произведениям, в том числе современным. Например, можно использовать цикл миниатюр в прозе А.И. Солженицына «Крохотки», краткие по форме и выразительные по содержанию литературно-философские эссе Ю.В. Бондарева «Мгновения», короткие рассказы В.П. Астафьева «Затеси», В.М. Пескова «Окно в природу», «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева, в которых авторы обращают читателя к темам и проблемам, волнующим человека. Писатели размышляют о цели и смысле жизни, времени, выборе, совести, тайнах природы, отношении к родине, сложных человеческих отношениях, нравственных ценностях.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщается тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (свои доводы и примеры из литературных произведений). В этой части (или во вступлении) можно раскрыть значение ключевых понятий. Заключение – это подведение итога, выводы по своим рассуждениям. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

Таким образом, для успешного написания итогового сочинения учащимся нужно развивать свои аналитические умения, хорошо изучить литературный материал и научиться ясно выражать свои мысли в письменной форме.

Источник: «Вести образования»

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

На чтение 6 мин Просмотров 16.6к.
Обновлено

Предлагаем вам ознакомиться с двумя вариантами итогового сочинения на тему: «Почему люди совершают преступления?» (направление «Преступление и наказание – вечная тема»). Для доказательства лежащей в основе сочинения точки зрения были использованы произведения следующих авторов: Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Ф. Шиллера, А.С. Грина.

Вариант 1

Каждый человек хотя бы раз в жизни задается вопросом «Почему люди совершают преступления?». Мне кажется, прежде всего, причины преступной деятельности кроются в воспитании человека, в его понимании, что в жизни хорошо, а что плохо. Люди, которые не осознают, что им не дозволено нарушать закон, не считают себя преступниками, поэтому со спокойной совестью причиняют вред. Ярким примером такого человека является главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Родион Раскольников – бывший студент юридического факультета, которому пришлось оставить учебу из-за того, что ему нечем было платить за обучение. Он был не просто бедным, а находился в состоянии крайней нужды. Именно это унизительное материальное положение, в котором он оказался, делает его нелюдимым и замкнутым. Он не хочет общаться с другими людьми, ненавидит тех, кому повезло в жизни больше, и слишком остро воспринимает боль тех, кто находился вместе с ним на дне.

Окружающая обстановка и высоко развитое чувство несправедливости порождают в голове Раскольникова немыслимую теорию, суть которой состоит в разделении всех людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». Не желая причислять себя к низшему тиру, главный герой решает проверить свою теорию на практике. Так, у него в голове образуется план убийства старухи-процентщицы. Родион не считал это преступлением, он был уверен в том, что принесет человечеству пользу, избавив мир от такой «бесполезной вши», а заодно проверит себя испытанием крови.

В реальности все получается иначе. Раскольников убивает не только вредную старуху, но и ее невинную сестру, которая никому не причинила зла. Вместо ожидаемого удовлетворения, им овладевает страх и муки совести. Главный герой понимает, что он не похож на Наполеона, и не может вершить судьбы других людей. Преступив нравственную черту, лишив жизни человека, он обрек себя на ужасную участь и оказался на грани сумасшествия. Если бы не Соня Мармеладова, которая вовремя оказалась рядом, Раскольников так и не понял бы, в чем именно он допустил ошибку. Именно благодаря ее доброте и самопожертвованию у Родиона появился второй шанс. Он раскаялся и понял, что в жизни действительно имеет значение.

В качестве другого примера хочется привести младшего сына главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий совершил самое страшное для казаков преступление, он предал свою Родину. Ради возлюбленной он не просто перешел на сторону врага, а выступил с оружием в руках против своих товарищей. Андрий отказался от Запорожской Сечи, от своего отца и брата. Теперь «отец ему не отец, а Отчизна не Отчизна». Тарас Бульба понимал, что казаки не простят измены его сыну, поэтому решил собственноручно убить предателя, очистив тем самым имя своего рода от позора.

Таким образом, Андрий ступил на преступный путь во имя любви. Вот только была ли эта любовь настоящей? Чувства молодого казака к панночке больше напоминали одержимость, которая лишила его разума. Андрий решился на предательство в порыве чувств, жалея свою возлюбленную, и, скорее всего, даже не осознавал в действительности того, что он сделал.

Исходя из всего вышесказанного, напрашивается вывод, что люди совершают преступления по двум причинам: что-то не так в самом человеке или что-то не так в том, что его окружает. Чаще всего именно бедность, социальное неравенство и стресс приводят к пути преступника. Но ничто не может оправдать неправомерные деяния, поэтому каждый должен жить в соответствии со своими возможностями или пытаться честно изменить свою жизнь в лучшую сторону.  

Вариант 2 

Существует много причин, по которым люди совершают преступления. Преступить закон человек может решиться из-за любви, власти, неблагополучных жизненных обстоятельств. Не стоит забывать и о мести, ради которой можно пойти на все что угодно. А бывают случаи, когда люди становятся преступниками в порыве отчаяния, когда им кажется, что весь мир от них отвернулся.

Именно в такой ситуации оказался главный герой драмы Ф. Шиллера «Разбойники». Узнав, что отец отказывается от него и лишает наследства, Карл Моор впадает в отчаяние и воспринимает личную обиду как проявление всеобщей несправедливости. Он отказывается жить по законам, которые кто-то использует в своих интересах. Карл покидает общество, уходит вместе с товарищами в Богемский лес, и становится разбойником. Так начинается его преступный путь. Теперь главный герой грабит богатых и знатных, а обездоленным – помогает. 

Только в конце драмы Карл задается вопросом, правильный ли путь он выбрал? В итоге он понимает, что совершил ошибку. За свои преступления ему приходится поплатиться жизнью отца и любимой девушки. Таким образом, Карл понимает, что убийство не может быть благородным, и месть – не возвышенное дело, а обыкновенная жажда крови. Теперь он, наконец, осознал, что расплата настигнет каждого, независимо от причин его злодеяний.

В качестве другого примера хочется привести отца главной героини повести А.С. Грина «Ассоль». Все жители деревни считали Лонгрена преступником, но являлся ли он таковым? По факту он не совершил ничего противозаконного, вся его вина заключалась в том, что он не помог владельцу трактира Меннерсу, когда его лодку уносило в открытое море во время шторма. Но у Лонгрена были на то свои причины, он не просто так стоял и наблюдал, как человек несется навстречу верной гибели. Меннерс был нехорошим человеком, и из-за его подлости умерла жена Лонгрена. Именно по его вине Ассоль осталась без матери, а ее отец без жены.

Многие, оказавшись на месте Лонгрена, поступили бы также. Он не совершал преступления, он просто не стал вмешиваться в судьбу человека, которого считал своим врагом. Тем не менее репутация у него получилась совсем другой. Люди всегда боятся того, что не могут понять, а поведение Лонгрена в ту ночь для них осталось загадкой. Так старый моряк и стал жить отшельником, в одиночку воспитывая свою дочку, а жители Коперны сторонились его и Ассоль, считая их недостойными людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном преступления совершают те люди, которые не умеют преодолевать препятствия и мириться с трудностями. Тем не менее, преступником может оказаться и тот человек, который ничего противозаконного не делал. Часто общество вешает на отдельных людей неправильные ярлыки, которые способны сломать всю их жизнь.

Методика подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников

образовательных организаций, реализующих программы среднего общего

образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение

поручения Президента Российской Федерации.

Целью итогового сочинения является проверка широты кругозора,

умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно

выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение

речью. Введение итогового сочинения должно содействовать

формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и

читательской культуры. Опора на художественное произведение при

написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной

художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации,

использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой

произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематические направления итогового сочинения разработаны Советом

по вопросам проведения итогового сочинения под председательством

Наталии Солженицыной — президента Русского общественного фонда

Александра Солженицына. В рамках направлений разрабатываются

конкретные темы сочинений, которые становятся известны выпускникам в

день проведения итогового сочинения.

Раннее осуществление подготовки

Нельзя сказать, что учащиеся приходят на этот экзамен, как и вообще в 11

класс, не подготовленными. В школе нет ни одного урока, где бы дети не

говорили и не слушали, не и читали, и не писали. Безусловно, учителя на

всех предметах учат составлять последовательный, логичный и

выразительный ответ. На уроках же русского языка задача развития речи

решается целенаправленно в определенной системе. Именно уроки русского

языка в начальной и средней школе создают ту базу, на которую мы

опираемся при подготовке к итоговому сочинению. Так, например, на

уроках русского языка в 5 классе ученики знакомятся со структурой текста

рассуждения и учатся создавать такие тексты.

Работа по развитию речи проводится на всех уроках изучения школьного

курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где

отрабатываются в соответствии с программой определенные

коммуникативно-речевые умения. Работа по развитию речи учащихся на

уроках и русского языка, и литературы вносит существенный вклад в

формирование общей культуры, всесторонне развитой личности. Что и хотят

проверить разработчики итогового сочинения.

Структура сочинениярассуждения

Каждый из нас прекрасно знает, что существуют разные жанры

школьных сочинений. Но, чтобы подготовить к итоговому сочинению

каждого конкретного учения, понимая критерии оценки, мы все же выбираем

сочинение-рассуждение. Итак, как мною уже было сказано, выпускники

знают структуру сочинения-рассуждения. А итоговое сочинение в большей

степени рассматривается как именно этот тип. Рассуждение состоит из

следующих частей:

I. Тезис (то утверждение, которое нужно доказать).

II. Аргументы (доказательства).

III. Вывод. (есть презентация)

Конечно, зная эту структуру, мы понимаем, что это всего лишь скелет,

любой текст должен начинаться с вступления, зачина и заканчивается

заключением (выводом). В методической литературе можно найти

множество рекомендаций, разные авторы предлагают разные виды

вступлений. Учащихся можно познакомить с ними. Важно показать их

достоинства и недостатки, продемонстрировать примеры зачинов.

Необходимо, чтобы к экзамену каждый выпускник определился с тем

вариантом, который ему больше удается, не требует больших затрат сил и

времени. Следовательно, работу со вступлением я начинаю с ребятами в 4 четверти в 10 классе. Предлагая учащимся различные темы сочинений, объясняю, что во вступлении должны быть освещены ключевые слова. И к концу учебного года все умеют писать вступление.

Основная часть

При написании основной части сочинения необходимо сформулировать

тезис, то положение, которое будем доказывать. Я предлагаю в

формулировку тезиса включать «мостики», которые

помогут логично связать два последующих аргумента.

Аргумент выстраивается так: микротезис, иллюстрация, микровывод. И

пусть это не смущает. Иллюстрация уже не такая, как на ЕГЭ по русскому

языку, здесь уже понятно, что нужен анализ каких-либо действий, поступков,

характеров указанного произведения. Главное — не уйти в пересказ.

Система подготовки

Допустим, с теоретической точки зрения, это все понятно, но возникает

правомерный и самый сложный вопрос: как на практике осуществить

подготовку. У меня выработалась система, которой я могу поделиться. Итак

программа подготовки.

По календарю до даты итогового сочинения у нас есть приблизительно

12-14 недель. Будем опираться на 1 занятие в неделю. Мы все имеем какой-либо факультатив, а если не имеем, думаю, можно 1 урок литературы в неделю

посвятить подготовке к написанию итогового сочинения за счет часов

повторения, развития речи. На первом таком занятии (вводном) происходит

знакомство со спецификой экзамена. Напоминаю структуру сочинения-рассуждения. Знакомлю с темами и требованиями.

Мы знаем, что у нас есть 5 тематических направлений, значит можно

тратить на проработку одного тематического направления 2 недели. В течение 2-х занятий составляем библиографию: подбираем к каждому направлению литературу. Я предлагаю произведения из школьной программы, а ребята дополняют тем, что они читали. Параллельно с этим подбираем цитаты, высказывания великих людей, пословицы ко всем пяти направлениям.

Оставшееся время – на закрепление, контроль.

Вот пример работы над одним тематическим направлением:

1 Занятие: Представляем тематическое направление, обсуждаем понятия,

которые оно затрагивает. Предлагаем конкретную формулировку темы

сочинения. В ходе беседы составляем план или его набросок. Формулируем

тезис, подбираем произведения для аргументов. Сочинение учащиеся пишут

дома самостоятельно.

2 Занятие: анализ сочинений, работа над вопросами и проблемами,

возникшими у выпускников.

Или такой вариант:

1 Занятие: знакомство с темой из одного тематического направления,

предлагается список произведений для повторения или прочтения. Домашнее

задание: сформулировать тезис, составить план.

2 Занятие: Обсуждение планов. Корректировка тезисов. Домашнее задание –

написать сочинение. Написанное сочинение слушаем в классе, внося корректировки.

Примерно в ноябре уже предлагаю взаимопроверку по критериям,

чтобы учились видеть ошибки на чужом произведении.

Перед самим экзаменом проводим в школе репетицию.

Всегда даю возможность переписать неудачное сочинение. Кроме

контрольных.

Много комментариев пишу в тетради ученика, об этом договариваемся

сразу (мои комментарии корректны, касаются только изложения мысли).

Обязательно должна быть обратная связь. Не отказываю никому в

индивидуальных консультациях, это недолго, можно выделить несколько

минут после урока, ведь не каждый хочет прочитать своё сочинение вслух и просит его проверить. И вообще никогда не выговариваю за неудачное сочинение,

предметом порицания может быть только не написанное к сроку сочинение.

Стараюсь подбодрить выпускников, дать им уверенности в себе. Заметьте,

это тоже работает, так как дети идут с других уроков удрученными, везде им

делают внушение о слабом уровне подготовки, о близящихся экзаменах и т.п.

Все сочинения пишем в одну тетрадь. Теорию, банк аргументов — в другую.

Ну и главный вопрос: литература. Нас всех тревожит проблема, что

дети наши мало читают, а если и читают, то это мало может пригодиться к

сочинению. Здесь тоже помогает следующий совет:

Во-первых, составляется так называемая «полка» «золотых» книг. Это такие

книги, которые можно повторить за 1-2 занятия, которые могут стать

аргументами для нескольких проблем. К этим книгам я отношу следующие:

«Недоросль» Д.И.Фонвизин

«Судьба человека» М.А.Шолохов

«Капитанская дочка» А.С.Пушкин

«А зори здесь тихие…» Б.Васильев

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

«Война и мир» Л.Н.Толстой и др. (Эти произведения изучались, стоит их

только повторить).

Во-вторых, на этой «полке» есть чудесные рассказы, которые стоит

перечитать , особенно тем, кто не очень любит читать («Юшка» А.П.Платонов, «Чудесный доктор» А.И.Куприн,

«Уроки французского» Ф.Искандер, «Кукла» Е.Носов и др.)

В-третьих, есть сайты, на которых приведены небольшие рассказы

современных писателей.

Но я очень прошу своих учеников не пользоваться банком аргументов

из интернета – сразу видно, что это «не свое», использованное тысячи раз,

отличающееся по стилю и прочее. С точки зрения эксперта это выглядит

смешно.

У нас за время подготовки собирается свой банк аргументов, в

который можно включить и высказывания. Но я это не практикую, так как

высказывание трудно запомнить дословно, передать точно пунктуацию.

Итак, при подготовке к итоговому сочинению я придерживаюсь

следующих принципов:

• Возможность переписать неудачное сочинение

• Комментарии учителя

• Обратная связь

• Индивидуальные консультации

• Доброжелательность и доверительность

  • Тирмакай сказка на башкирском языке
  • Типы сочинений по русскому языку огэ
  • Тип сказок каша из топора как мужик гусей делил дочь семилетка
  • Тип сказки лиса и журавль
  • Типажем или типажом как пишется