Типы текстов текст повествование рассказ отчет репортаж

Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. но приходит время и каждый понимает неразрывное единство с родной землей.

Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время – и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и отцы, на ней мы учились ходить и сделают первые шаги наши потомки. Испокон веков защищали эту землю наши предки, берегли ее как самое ценное сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А принимая от природы ее дары, люди понимали, что этих щедрот будет значительно больше, если они будут беречь природу.
В наше время перед людьми остро стоит экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали подчинять ее себе. В результате работы производств загрязнились реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов. Вонючее Каховское водохранилище было некогда живописной украинской землей. Ушли под воду беленькие хатки, вишневые сады и кудрявые ивы над ставками. А когда-то красивое и богатое Аральское море высохло, потому что из него выкачали воду на орошение засушливых районов. Потомкам в наследство остались только прекрасные Шевченко рисунки Арала.
Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над последствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофы, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. В результате аварии погибли сотни людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон до сих пор, спустя восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы.
Изуродованный земля, искалеченные люди… Мне кажется, что атомные электростанции вообще надо запретить, ведь пока они существуют, страна – в опасности.
Осушение болот на Полесье оставило людей без питьевой воды.
А у нас в Харькове в результате изменения русла реки появились подтоплены жилые массивы. Река исчезла, оставив по себе только название. Есть у нас
Нетеченская набережная вдоль несуществующей реки. И таких фактов можно привести множество. И самое безобидное, по моему мнению, то, что рядом с горе-хозяевами стояли равнодушные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Обидно, но таких среди нас немало.
Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учатся только на ошибках? Нужно наконец понять, что человек – это частица великой матери-природы, которую не следует покорять, а надо жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии – вот в чем заключается патриотизм.

?
Цели:
Формирование у учащихся умения писать сочинение на общественно важную тему;
показать особенности языковых средств публицистического стиля;
воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.
Оборудование:
Видеоряд. Материалы «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии».
Тип урока: применение знаний и формирования умений.
Эпиграф к уроку
Природа всё учла и взвесила –
Не нарушайте равновесия!
В.Шефнер
Ход урока
Слово учителя.
«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Демонстрация и работа с видеорядом. Выявление эмоционального восприятия картин природы.
Повторение теории.
– Чем сочинение отличается от изложения?
В сочинении мы строим высказывание самостоятельно, а в изложении пересказываем предложенный текст.
– Что такое текст?
Это группа предложений, объединённых по смыслу и грамматически. У текста есть тема, идея, он членим, т.е. разделён на абзацы.
– Какие типы текста вы знаете?
Повествование, описание, рассуждение.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению. Чем рассуждение отличается от других типов текста?
На уроке мы должны будем создать текст-рассуждение на экологическую тему, постараемся обсудить проблемы, связанные с безразличным и безответственным отношением человека к ресурсам природы.
– Как вы думаете, какой стиль речи наиболее целесообразно использовать при работе над сочинением?
– Дайте определение публицистического стиля речи.
– Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?
Оформление записи в тетради по ходу ответов учащихся.
Синтаксические
Лексические
Морфологические
Обращения;
риторические вопросы,
восклицания;
побудительные предложения
Торжественная лексика;
образные выражения;
фразеологизмы
Местоимения
ты, твой, тебя
в обобщенном значении
Беседа. Во время беседы уделяется внимание поиску нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя. Беседа сопровождается работой с видеорядом.
– Какую роль играет природа в жизни человека?
– Что нам даёт природа для жизни?
– Какие писатели, художники, поэты, композиторы воспевали родную природу?
– В каком состоянии находится окружающая среда в наши дни?
– Можно ли говорить о загрязнении атмосферы, воды, почвы?
– В каком состоянии находятся флора и фауна?
– Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
– Какие примеры вандализма, негативного отношения к природе вы знаете?
– Почему, как вы думаете, человек нарушает природный баланс?
– Что может сделать государство для охраны окружающей среды?
– Что может сделать каждый человек для охраны природы?
4. Влияние человека на природу в ходе эволюционного развития. Можно ли его назвать благотворным?
Просмотр и обсуждение мультфильма «Человек убивает природу».
Какое ощущение оставил у вас просмотр этого мультфильма? Как вы думаете, можно ли назвать победоносным шествие человека? К чему оно привело? Какие проблемы подняты авторами мультфильма?
5. Работа над составлением схемы сочинения.
Вступление.
О чём можно написать во вступлении? Как подойти к тезису?
Об отношении человека к природе как к предмету восхищения и продукту потребления, об экологической обстановке
– Каков будет наш тезис?
Сейчас особенно необходимо беречь и охранять родную природу.
Переход от одной части к другой обозначен знаком (-)
1.
Вступление
А) красота природы
Б) природа и человек (потребительское отношение)
В) современное состояние природы
Выразить своё отношение к природе; привлечь внимание к экологической проблеме.
В начале сочинения могут употребляться обращения:
Дорогие ребята! Человек! Люди! Жители планеты!
Любишь ли ты…? Знаешь ли ты, как?
Посмотри, как…
Человек – это часть природы.
Человек и природа – это единое целое…
В последнее время много говорят об охране природы.
Что оставим в наследство будущим потомкам?.. и т.д.
Вот почему необходимо беречь и охранять родную природу
1-2
Переход от тезиса к аргументам
В рассуждении часто используется вопрос почему, частица ведь или такие предложения, как «И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим…» и т.п.
А что даёт нам природа? Почему её надо охранять?
2. Основная
часть
Аргументы, факты, доказательства.
Аргумент 1.
Человек как биологический субъект не может жить без воздуха, воды, солнечного света.
– Что даёт нам природа для здоровья?
– Почему так важно пить чистую воду, дышать чистым воздухом?
Мы хотим дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Они нам жизненно необходимы. Без них…
Аргумент 2. Природа кормит и одевает нас
– Что мы берём от природы?
– Что мы едим? Что мы пьём?
– Почему природная пища более качественная и полезная?
– Какой природный материал мы используем для одежды?
Кроме того, природа кормит и одевает нас. Она, как заботливая мать,…
Аргумент 3. От природы мы получаем вдохновение и умиротворение
– Какое состояние приходит к нам на лоне природы?
– Какими картинами мы любуемся?
А сколько вдохновения и умиротворения мы получаем от природы! Зайди в лес, и ты увидишь… Выйди на поляну, и ты почувствуешь…
2-3
Переход
Однако наблюдается и другая картина…
Вопросы:
– Но так ли всё хорошо?
-Но всё ли, действительно, хорошо?
-Но волнует то, что наравне с этим ещё встречаются и отрицательные явления…и т.д.
3
Отрицательные изменения, которые произошли за последние годы
Что волнует, вызывает протест?
Обилие мусора;
газоны, превратившиеся в стоянки для машин;
шумовое загрязнение;
загрязнение водоемов;
отсутствие зеленых зон отдыха и т.п.
3-4
Переход от доказательств к выводу
Вывод связывается чаще всего с доказательствами посредством вводных слов: итак, таким образом и др., слов и сочетаний: поэтому, вот почему; предложений типа «Обобщим всё сказанное выше. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что…Сделаем вывод…» и т.д.
4.
Заключение
Что можно и нужно сделать для охраны природы? (Побудительные предложения, призывы)
Стань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить! Береги и охраняй природу! Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д.

6. Самостоятельная работа.
Учащиеся составляют черновик сочинения-рассуждения.
7. Домашнее задание.
Просмотреть материалы из видеоряда «VideoLike. Мультфильмы для детей об экологии»: «Экологическая корова», «Человек и природа. Хозяева или паразиты?»
Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу.

ТЕМА УРОКА:    ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОМУ СОЧИНЕНИЮ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ НА ОБЩЕСТВЕННО ВАЖНУЮ (ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ) ТЕМУ.
ЦЕЛИ:
Учебные:
ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ;
Сформировать умения использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.
Сформировать умения создавать текст-повествование публицистического стиля.
Научить конструировать предложения , употребляя клише
Развивающие:
Развивать коммуникативную компетенцию через диалоговое общение.
Продолжить развитие навыков анализа и логического мышления учащихся.
Воспитательные:
Формировать активную жизненную позицию, прививать культуру поведения ,воспитывать бережное отношение к природе  и её ресурсам, уважительное отношение к будущему страны, планеты.
ТИП УРОКА: УРОК  развития речи.
Оформление доски:
Эпиграфы к уроку:
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
Н.М.Рубцов
Словарь:
Публицистика
Заметка
Проблема
Риторический вопрос
Экология
Экологическая катастрофа
Эксплуатация
Глобальный
Стихийный
Слова для конструирования:
Катастрофа
Природа
Всё живое
Влияние человека
Загрязнение
Окружающая среда
Эксплуатация
Может погибнуть
Разрушает
Природные ресурсы
Экологический
Требует заботы
Равновесие
Глобальное
Словарь паронимов:
Выбор-отбор-подбор
Комфортабельный-комфортный
Ограничить-отграничить-разграничить
Эффективный-эффектный
Безответный-безответственный
Благотворительный-благотворный
Наглядность :
В центре доски слово «ЭКОЛОГИЯ», вокруг него расположены картинки – актуальные экологические проблемы.
Ход урока
Вступительная часть. Целеполагание.
-У нас сегодня урок развития речи.
– Посмотрите на доску и подумайте, чем мы будем заниматься.
(Ученики формулируют цели)
– Цели нашего урока: во-первых, научиться писать сочинение в публицистическом стиле;
во-вторых, развивать умение анализировать текст; умение подбирать материал для сочинения на заданную тему.
в-третьих, пробудить чувство ответственности за сохранение природной среды в родном краю.
II. Проверка домашнего задания
– Что такое публицистика?
ПУБЛИЦИСТИКА – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.(записывают в тетрадь)
– Мы уже с вами знакомы с публицистическим стилем. Вспомним его особенности.
ПОВТОРЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.
(записывают в аналитичскую карту по ходу беседы)
1.Сфера употребления ( общественно-политической литературе, периодической печати, радио- и телепередачах).
2..  Цель стиля (Информировать читателя, воздействовать  на него, призывать к действию. формировать общественное мнение).
3.  Особенности лексики (выразительность, эмоциональная окрашенность; использование книжной, нейтральной и разговорной  лексики; слов в переносном значении, метафор; заимствованной лексики)
4.  Морфологические особенности стиля  (Глаголы в форме повелительного наклонения, слова категории состояния «надо», «нужно»).
5.Особенности синтаксиса стиля  (Риторические обращения и восклицания, побудительные предложения, вводные слова и предложения, фразеологизмы; предложения с причастными и деепричастными обор.; прямой и косвенной речью ).
6.Жанры публицистического стиля: выступление, статья, интервью, очерк, заметка, репортаж, эссе.
Вывод: публицистический стиль отличается побудительным характером, призывностью. Автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами . оценками. Поэтому в его изложении всегда проявляется авторское «я».
– Обратимся к словам на доске  (заполняют аналитическую карточку)
ЗАМЕТКА – публицистический жанр, в основе которого лежит какой-то факт. Отличается сжатостью, компактностью, высокой насыщенностью информацией.
ПРОБЛЕМА – сложный вопрос , задача, требующие разрешения.
– Скажите, какую проблему мы будем решать в своем сочинении? (проблему экологии, бережного отношения к природе)
3. Беседа по вопросам:
– Что такое композиция?
– Построение текста, расположение и взаимосвязь всех его частей.
– Из каких частей состоит композиция?
– Из трёх частей: зачин, главная часть, концовка.
– Какие типы речи мы знаем?
– Описание, повествование, рассуждение, сочетание разных типов речи в одном тексте (отзыв о книге, рассказ на основе картины, характеристика литературного героя).
– Основной тип речи – рассуждение, но могут быть использованы и другие типы речи, например, описание весеннего цветка, пробуждение природы и т.д.
– Какие художественные средства вы знаете?
–  Антитеза – противопоставление добру, красоте – безразличия, зла.
– Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета.
– Метафора – слово, употреблённое в переносном смысле.
– Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ
– Необходимо отобрать такие языковые средства, которые помогут воздействовать на читателя. Это могут быть обращения к читателю, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы.
– Что такое риторический вопрос?
– Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание называются риторическими вопросами.
– Для связи аргументов с тезисами обычно используются вводные слова. Какие слова называются вводными?
– Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания, например, разумеется, к сожалению, на радость, во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, и т.д.
III. Работа по теме урока.
– Прочтите эпиграф к уроку.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
Н.М.Рубцов
– Как вы его понимаете?
– СЛОВРНАЯ РАБОТА (устно)
Зловещий  – 1. Предвещающий несчастье; служащий дурным предзнаменованием. // Связанный со злом, с несчастьем. // Вселяющий страх, тревогу, опасение.
2. перен. Мрачный, гнетущий.
Бытие –   1. Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии).
2.  Жизнь, существование (противоп.: небытие)
Смятенный –  1. Находящийся в состоянии сильной  взволнованности, беспокойства, замешательства. // Преисполненный сильного волнения, тревоги, беспокойства.
2. Охваченный паникой, растерянностью.
– Сделайте вывод о том, каково состояние природы. Записать в тетрадь.
(Мрачное, гнетущее состояние жизни; природа взолнована, встревожена, обеспокоена)
3. Чтение стихотворения Р. Рождественского “Земля – наш дом”
Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом, –
Наш добрый дом, просторный дом, –
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Экология- 1.наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде..
2.состояние организмов , населяющих общую территорию , их отношения друг к другу и к окружающей среде.
4. Беседа:
– Посмотрите на доску, давайте поговорим об актуальных проблемах экологии.
(Учащиеся комментируют картинки и записывают актуальные проблемы).
5. Анализ текста.
Учащиеся читают материалы в карточках, анализируют тексты, выписывают необходимые мысли.
6. Работа над написанием сочинения.
– Прочтите памятку «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ».
7.  Составим план нашего сочинения.
Коллективная работа.
Примерный план сочинения.
ЗА ПРИРОДУ В ОТВЕТЕ — КАЖДЫЙ
I. Ответственность за природу каждого в моём понимании.
II. Человек и природа неразделимы:
1. Роль природы в развитии цивилизации.
2. Возможности природы не безграничны.
3. Потребительское отношение человека к природе.
III. Сохранить природу — сохранить человечество
Обращение к читателям.
Примерный план:
Экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества.
Природа, особенно сегодня, нуждается в защите.
.3.Любовь к природе надо претворять в “живые дела”.
8.Конструирование словосочетаний и предложений.
– Задание 1. Составьте словосочетания, подобрав пары:
Слова для конструирования:
Катастрофа
Природа
Всё живое
Влияние человека
Загрязнение
Окружающая среда
Эксплуатация
Может погибнуть
Разрушает
Природные ресурсы
Экологический
Требует заботы
Равновесие
Глобальное
Проверьте себя:
Экологическая катастрофа
(от греч. katastrophe — переворот), полное нарушение экологического равновесия в природных живыхсистемах, возникшее, как правило, в результате прямого или косвенного воздействия человеческойдеятельности. Экологическая катастрофа может быть предотвращена научно обоснованной системойрационального использования и охраны ресурсов биосферы.
Равновесие в природе
Всё живое может погибнуть
Влияние человека разрушает
Глобальное загрязнение  (Охватывающий весь земной шар)
Окружающая среда требует заботы
Эксплуатация природных ресурсов ( Использование природных богатств, средств производства, транспорта, зданий)
Стихийный (1. Соотносящийся по знач. с сущ.: стихия (2*), связанный с ним.
2. Свойственный стихии (2*1), характерный для нее. // перен. Непроизвольный, безотчетный, не подчиняющийся воле и рассудку (о чувстве, настроении, побуждении). // перен. Бессознательный.
3. перен. Протекающий без регулирующего воздействия со стороны людей, общества.
– Задание 2. Используя все словосочетания, напишите текст в 3-4 предложения.
Прочтите вслух. Прочтите своему соседу по парте. Дополните свои мысли понравившимися  мыслями товарища.
– У вас получилось вступление к будущему сочинению.
ВАРИАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
1 .Каждый из нас должен задуматься о том, что человечеству грозит экологическая катастрофа. Влияние человека на природу зачастую губительно, а окружающая среда требует заботы.
2.В последнее время равновесие в природе нарушается из-за глобального загрязнения ,которое происходит по вине человека. Тысячи тонн нефти выливается в моря и океаны, пылают леса , выгорают торфяники, загрязняется вода и воздух всевозможными промышленными отходами.
Всё начинается с малого. Посмотрите на реки и водоёмы нашего посёлка нашего посёлка, на окраины улиц, особенно весной?
3.Бездумная эксплуатация природных ресурсов в последнее время ведёт к нарушению равновесия в природе. Учёные говорят уже не только о глобальном загрязнении рек, морей , но и высказывают опасения относительно воздуха , леса, который уничтожается пожарищами.
Нашему поколению стоит задуматься над экологическими проблемами, а нам ,школьникам, над посильным участием   в решении этих проблем.
– Задание 3. Выберите самый актуальный вопрос. Спишите его. Это будет «мостик» между вступлением и основной частью.
Актуальные вопросы:
Чем грозит нарушение экологического равновесия?
Почему так обеспокоены сегодня ученые- экологи?
Какие опасности таятся в потребительском отношении к природе?
Какие экологические проблемы требуют нашего участия?
Каково наше собственное отношение к экологии родного края?
-Задание 4.  Последний вопрос – это проблема нашего будущего текста и содержание основной части работы. Ответьте на него.
«Чем каждый из нас – и я лично – может помочь в решении экологических проблем в нашем городе ?»
– Задание 5. Работа над основной частью сочинения.
– Выберите одну или две самых актуальных проблем (наглядность на доске).
– Расскажите, в чем она состоит, в чем опасность.
– Предложите меры решения этой проблемы: что можно было бы сделать – властям, всем людям и каждому человеку.
-Задание 6. Заключение: призыв к действию, лозунг.
Примеры:
Давайте же задумаемся над своим поведением и  прекратим разрушение родной земли!
Защитите природу нашего края!
Давайте же не будем вредить себе и природе!
IV. Заключительная часть
Слово учителя
– Будем же беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам и не дано.
– Ребята! Сегодня на уроке мы работали над жанром сочинения – эссе, выявили характерные для него смысловые и языковые художественно-изобразительные средства, подготовили материал для домашнего сочинения в жанре эссе на тему “Моя планета – человеческий дом”.
– Обратите своё внимание на эпиграф урока.
(Ученик читает эпиграф урока).
V. Домашнее задание
Написать сочинение публицистического стиля на экологическую тему.
Материалы к сочинению (клише).
В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушала среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф…
Человек не царь природы, а составная ее часть. Если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависает над всеми. Когда мы поймем это?! Пора остановиться, прекратить самоистребление. Надо жить в гармонии с природой. Тогда и в душе каждого человека будет царить мир. Я верю в это.
…Люди, занятые только наживой, мечтающие разбогатеть любой ценой, перестают быть созидателями. В начале они губят окружающую среду, оставляя от лесов одни пни, потом внутренний «пожар» сжигает самого человека, его совесть, заботу о будущем.
Мы не должны остаться безучастными в решении экологических проблем нашего поселка, города, страны.
Сложная в целом ситуация складывалась  в последнее время с пресной водой, запасы которой составляют лишь три процента от общих водных запасов. При этом три четверти пресной воды заморожены в Арктике и Антарктике, а остальная часть составляет подземные воды, а также циркулирует в реках и озерах, болотах и облаках.
Между тем, …
Немалый вред окружающей среде наносят и отходы от производственной деятельности человека, а также бытовые отходы… и многое другое. По некоторым данным на каждого человека ежегодно приходится по тонне выбрасываемого углекислого газа.
Мы должны понять, что, если не остановить нарастающую тенденцию загрязнения окружающей среды, может произойти глобальная экологическая катастрофа связанная с потеплением климата планеты.
******
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной, как голова ребёнка. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности, она нуждается в скорой экологической помощи! Скорая экологическая помощь? Да! Центр экологической помощи создаётся при ООН. Ученые-экологи будут выезжать в места экологических бедствий, а сейчас учёными-экологами проводится “врачебный осмотр” нашей планеты. Каков же диагноз? “Кожа” нашей планеты, её живая оболочка – биосфера – заболела “раком”, и возникает вопрос, излечима ли болезнь или наша планета медленно погибает? Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли: свалки, они вызывают боль и отвращение, “шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги, бетон продолжает поглощать Землю. В опасности “лёгкие” планеты – леса.
Мы не должны этого допускать! Настало время осознать каждому, что наша планета – человеческий дом!
******
Академик М.В. Кельдыш писал: “Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследования природы должно идти комплексно – так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая её, а сохраняя и улучшая”.
Проблема охраны природы и разумного использования её богатств волнует человечество с давних пор. 25 февраля 1832 году в России было организовано общество для поощрения лесного хозяйства. Оно пропагандировало научно-обоснованный подход к использованию лесных ресурсов, сбережению, приумножению и улучшению лесов.
В 1978 году впервые вышла в свет Красная книга СССР. В неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Задача Красной книги заключается не только в том, чтобы назвать находящиеся в опасности виды, но и определить, что же мешает им жить, разработать необходимые мероприятия.
*****
Как вам известно, нет ни одного поэта и прозаика России, который не обращался бы к теме “человек и природа”. Каждый из них воспринимал природу по-своему, и каждый по-своему открывал читателю мир природы и самого себя в этом мире.
Такие писатели, как Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие, сумели увидеть, что природе грозит опасность, что она нуждается в защите. Их произведения звучат как сигнал бедствия, как крик о помощи природе. Но услышан ли их сигнал?
Развитие науки и техники, что естественно само по себе, утрата многих ценностей привели к тому, что человек, пытаясь овладеть природой и использовать её в практических целях, поставил её на грань гибели, тем самым, создав угрозу и своему собственному существованию.
Общеизвестно, что экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества. От взаимопонимания с экологией зависит и нынешняя судьба каждого из нас. Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима.
Общение с природой помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, бескорыстие, чувство прекрасного,. Сегодня все мы хорошо знаем, к сожалению, что человек использовал растущую научную и техническую мощь во зло природе, а, следовательно, и во зло себе…Что ж, может быть, люди научатся “родственному вниманию” к природе, и их любовь к ней останется горячей и действенной. Они ещё могут спасти природу и спасти себя.
Памятка ученику «КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»
1.  Продумайте тему, сформулируйте основную мысль высказывания.
2. Побеспокойтесь о правильном понимании темы и о глубине и полноте её раскрытия.
3. Для подтверждения своих мыслей используйте жизненный опыт, приводите только достоверные факты и конкретный иллюстративный материал.
4. Излагайте материал убедительно, не забывайте о доказательности основных положений.
5. Цитируйте уместно и правильно.
6. Придерживайтесь композиционной стройности и пропорциональности частей сочинения; логической последовательности в изложении мыслей.
7. Пользуйтесь разными типами речи, соблюдайте единство избранного стиля; не забывайте о грамотности
8.Составьте план.
9. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его
Изречения великих людей:
“Человек, который понимает природу, – благороднее, чище” (Л.М. Леонов).
“Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать её музыку и проникаться её тишиной” (И.И.Левитан).
Всё человеческое в человеке должно быть воспитано” (А.С.Макаренко).
“Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства” (П.И.Чайковский).

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Виды жанров журналистики. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//145/osobennosti-funktsionalnykh-stilei-russkogo-iazyka/vidy-zhanrov-zhurnalistiki/ (дата обращения: 11.01.2022)

Виды жанров.

В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше — аналитических жанров и еще меньше — художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

Информационные жанры:

1. Заметка.

Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Печатается на первых — вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык заметки — сухой, отстраненный, официальный.

Существует несколько разновидностей заметок

·Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.
·Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.
·Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.
·Заметка может представлять собой и мини-рецензию.
·Одна из разновидностей заметки — блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
·Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.
·Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
·Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.
·Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.
·Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения.
·Ясность заметки является очень важным её качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь адресованную ему информацию.

2. Отчет 

Концентрированная подача какого-либо прошедшего события, мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения.

Виды отчетов: прямой отчет — непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет — коммюнике — рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление, с элементами комментирования; пространный отчет — передача события, сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета — официально-деловой.

Цель отчёта — сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.

3. Интервью 

Некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному, но большинство специалистов считают, что он имеет черты информационного жанра. Интервью — это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста.

Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости — дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.

Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог (классическое интервью), эксклюзивное интервью, интервью-сообщение, интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью — интервью-экспресс, блиц-интервью.
Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции, брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты, беседы за «круглым столом» и др.

4. Беседа

Иногда отождествляется с интервью, поскольку имеет значительное сходство с ним, прежде всего — двусоставность текста. В обоих случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит в роли журналиста. В интервью журналист только задаёт вопросы, и основное содержание публикации определяется ответами на них, В беседе журналист является равноправным партнёром по коммуникативному акту, а значит и создателем содержания будущего текста.
Участие журналиста в беседе позволяет более всесторонне рассмотреть предмет разговора, уточнить ответы, соотнести их с другими известными журналисту фактами. Этот жанр требует подготовки журналиста к обсуждению избранной темы, точных представлений о предмете разговора. Особую сложность представляет собой беседа с должностными лицами, незаинтересованными в широком гласном обсуждении результатов их работы.

5. Блиц-опрос

Содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель — краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.

6. Публикация типа вопрос-ответ

Возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра — неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание читателей. Так бывает, если в редакцию поступил вопрос интересный многим, касающийся важных событий.

7. Репортаж

Является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами. Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать «эффект присутствия» — это когда читатель, слушатель, зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события, приобщает к нему всех читателей, слушателей и зрителей. Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.

Виды репортажа:

·событийный — событие передается хронологически (также различают до событийный и после событийные репортажи),
·тематический — событие может передаваться, начиная с любого места, тут позволительны расширенные и подробные комментарии,
·постановочный — ситуационный, когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность — то сухим и неинтересным.

8. Реплика

Краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

9. Некролог

Извещение о смерти людей (прежде всего — известных данной аудитории). Он обычно содержит краткую биографию умершего, сведения о том, где и как он работал, о его достижениях и наградах, слова прощания и выражения скорби по умершему.

Аналитические жанры

Средства массовой информации не только сообщают новости, но и стремятся найти причины происходящих событий, выявить их взаимосвязи, объяснить читателям смысл происходящих событий, оценить влияние на жизнь общества решений власти или заявлений политиков. В силу этого сложилась достаточно разветвлённая система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами. По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений.

Аналитические жанры предполагают не только серьёзное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.

К аналитическим жанрам относятся: статья, аналитический отчет, корреспонденция, обозрение, рецензия и др.

1. Статья

Локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Статья является главным жанром аналитической журналистики. Она даёт подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие, самостоятельные размышления. Факты в статье играют иллюстративную роль, более важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Статья может иметь различные жанровые разновидности:

Общеисследовательская статья анализирует широкие — общезначимые вопросы:

·пути развития страны,
·уровень нравственности в обществе,
·выбор верного курса внешней политики и т.д.

Такая публикация требует высокого уровня обобщения, глобальности мышления. Общественная роль статьи снижается, если она перестаёт быть исследовательской и превращается в пропагандистскую. Для националистической и консервативно-коммунистической прессы было характерно постоянное стремление подменять анализ действительности пропагандой. Однако, и в демократической печати нередко, особенно в 1993 и 1996 годах, пропагандистские статьи публиковались очень активно, имея лишь форму аналитических публикаций. Автору статьи необходимы и теоретические знания проблемы, и жизненный опыт, умение сформулировать тезисы публикации и соотнести их с фактами, следуя избранной концептуальной линии.

Практико-аналитическая статья обращена к актуальным повседневным проблемам промышленности, сельского хозяйства, образования и т.д. В таких статьях анализируется положение дел в определённой отрасли или на отдельном предприятии, ставится задача вынести на суд общественности анализ ситуации и какие-то конструктивные предложения.

Проблемная статья. Требует оценки проблемы с разных сторон и поиска ее разрешения, предложения программы действий. В зависимости от подготовленности читателей, которым адресована газета (специалистам данной отрасли или более широкому кругу), журналист определяет степень уместности профессиональной лексики и необходимость разъяснения деталей.

Полемическая статья представляет собой выступление с критикой взглядов политических оппонентов, представителей иной научной школы. Некоторые издания публикуют полемику довольно часто.

Этот жанр предполагает соблюдения ряда правил ведения полемики, как по содержанию, так и по речевой форме. Авторами полемических статей часто выступают не журналисты, а политики, экономисты, учёные, специалисты в различных областях производства, техники. Поэтому представителям самых разных профессий надо быть готовыми к написанию статей.

Создание полемического текста должно начинаться с чёткого формулирования главной мысли. Эту мысль необходимо сделать ясной для читателя. При написании статьи важна доказательность доводов, подбор серьезных фактов. Серьёзность фактов состоит в надёжности их источников и достаточности факта для выведения широких заключений.

Важным требованием к автору полемической статьи является требование сочетать логические доводы с эмоциональными средствами речи, разграничивать факты и мнения.

Недопустимо приписывать словам оппонента тот смысл, который они не могут иметь, или тот, который оппонент вовсе не желал выразить. Установка на взаимопонимание участников полемики — важное условие её конструктивности. Достичь такого взаимопонимания невозможно без уверенного владения нормами литературного языка.

2. Аналитический отчет

Предметом журналистского аналитического отчёта, как и отчёта информационного является результат публичного общения людей на собраниях, заседаниях съездах. Аналитический отчёт отличается от информационного целью — она состоит не в сообщении о ходе какого-либо события, а в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку данным выступлениям. Внимание аудитории направляется от содержания выступлений к событиям реальной жизни, что позволяет самим читателям судить о позиции участников собрания.

Автор аналитического отчёта может выбирать только самые интересные выступления, давать им свою трактовку и объяснение, но делать это необходимо так, чтобы аудитория смогла легко отличить мысли автора отчёта от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего.

Объективность аналитического отчёта во многом зависит от избираемых языковых средств. Например, известно, что все партии проводят не только открытые, но и закрытые заседания съездов. В отчетах эти мероприятия именуются как «прошедшие в обстановке конфиденциальности», если партия журналисту нравится, либо как «прошедшие в условиях повышенной конспирации и строгой секретности, если партия журналисту не нравится.

Вообще, аналитический отчёт должен отличаться преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным значением, конечно, и эмоционально окрашенная лексика возможна, но лучше, если она будет присутствовать во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих оценки журналиста, а не в информационной части текста. Язык аналитического отчёта характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины. Отчёты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют комментарий.

3. Корреспонденция

Жанр, похожий и на отчёт, и на репортаж, но имеет особую цель — сообщение о событии и его истолкование. Это сообщение может включать в себя «живое» наблюдение, фрагменты выступлений, «свёрнутый» пересказ происходившего. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, прогнозирование его развития. В центре внимания текстов этого жанра находится один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения. Этим аналитическая корреспонденция отличается от статьи, где цель иная — обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления.

Виды корреспонденции:

. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

. Постановочная корреспонденция — такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фактов.

. Корреспонденция — раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции — специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции.

Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

4. Рецензия

Жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. Суть жанра — выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нём то, что незаметно непосвященному. Это требует от журналиста глубоких познаний в определённой сфере. От других жанров рецензия отличается тем, что рассматривает не явления реальной действительности, а информационные явления — книги, фильмы, телепередачи. Рецензия должна преследовать важную цель — помочь аудитории оценить широко известное произведение, разобраться в вопросах искусства и литературы.

В современной прессе рецензии рассматривают какую-либо одну сторону произведения — тему, мастерство автора, работу режиссёра или исполнителей.

В последнее время появляются новые тематические виды рецензий — рецензии на документальные и мультипликационные фильмы, на телепередачи, рекламные ролики, музыкальные клипы, так как эти виды произведений всё чаще попадают в центр общественного внимания.

Как отмечают многие ведущие деятели культуры современной России, рецензии часто облечены в жёсткую ироничную форму, являются скорее личными опусами, чем профессиональными публикациями. В этой связи вновь стоит вспомнить о речевом этикете, о культуре общения. Авторитет критики достигается, прежде всего, объективным отношением к рецензируемому труду, аргументированным анализом, интеллигентной формой выражения мыслей. Это требует от журналиста постоянного внимания к стилистической и эмоциональной окраске употребляемых слов.

5. Обозрение или обзор

Жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать «панорамой событий».

Виды обозрений:

. Внутренние — о событиях жизни внутри страны.
. Международные — о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные, также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

. Политические,
. Экономические,
. Спортивные,
. Сельскохозяйственные,
. Культурные и т.д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

6. Социологическое резюме

Новый жанр, возникший в российской печати в последние годы в связи с активизацией политической жизни и развитием социологических исследований.

Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований. Аналитический характер такой публикации определяется тем, что журналист обращается к материалам, которые сами по себе представляют анализ действительности и тем, что журналист может соотносить данные различных социологических исследований, комментировать их.

Резюме даёт адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, без указания и обсуждения методов их получения. Напоминая по форме научно-популярный жанр, резюме обладает функцией воздействия: характеризуя расстановку политических сил, оно побуждает массового читателя делать свой выбор, который в массовом сознании часто определяется предпочтениями большинства.

7. Комментарий

Может быть как методом, так и жанром журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций. Как жанр комментарий выделился из краткого аналитического сообщения типа корреспонденции в начале 20 века. В комментарии содержится реакция на новое явление, активно обрисовываются проблемы, раскрываются взаимосвязи обнаруженного предмета.

Комментарий (за исключением кратких форм) представляет собой структуру доказательного рассуждения по поводу какого-то одного основного вопроса.

Комментарий содержит ряд типичных структурных элементов:

·сообщение о комментируемом событии и формулировка задачи комментария;
·формулирование возникших в связи с этим событием вопросов;
·изложение комментирующих фактов и мыслей, деталей;
·формулировка тезисов, отражающих отношение автора к отображаемому событию

Особую роль играет качество поставленных, по поводу события вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов и обоснованность общего логического вывода. Без ясного вывода последовательность мысли автора может быть не уловлена, аудиторией. Успех комментария во многом зависит от того, насколько правильно он построен. Читателю необходимо дать возможность понять, о чём собственно идёт речь, какие аргументы комментатор приводит в пользу своей позиции, какие решения предлагает.

Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационном пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.

I.Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры являются наиболее сложными, здесь, наряду с содержанием, особую эстетическую роль играет форма. Это предполагает повышенную требовательность к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности.

1. Центральное место среди этих жанров занимает очерк.

Очерк — это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Он сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Очерк не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приёмы.

Очерки делятся на:

.Описательные:

а) путевые;
б) событийные.

. Сюжетные:

а) портретные;
б) проблемные.

Описательные очерки отличаются в основном линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные — постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.

Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем — главным «оценщиком».

В очерке используются два вида прозы:

·коммуникативно-классическая (логичность изложения, соблюдение классических языковых норм),
·эстетическая (высокая эмоциональность изложения, присутствие в тексте ярких описаний)

В очерке используются также два вида сюжетов:

. Простой сюжет — соответствующий естественному ходу события.
. Пространственно-временной сюжет — это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.

2. Зарисовка

Небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет.

Виды зарисовок:

. Пейзажная.
. Ассоциативная — построенная на ассоциациях.
. Портретная — портрет человека, или местности, явления.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».

3. Эссе

Жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике:

. Политические,
. Экономические,
. Литературные,
. Публицистические и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Новое слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и публицист Г.К. Бельгер, пишущий свои эссе на трех языках: казахском, русском и немецком. Его эссе — виртуальные беседы с сынами казахской земли «Тихие беседы на шумных перекрестках» уникальны по своему содержанию и проблематике. Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков, эти эссе достойны серьезного изучения.

4. Фельетон

Объемный сатирический жанр, синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки). Слово фельетон — в переводе с французского означает «листок» — в 1800 году 27 января в журнале «Де Пари» был вложен листок с театральными афишками и мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка, так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения, осмеивающие смешные и нелепые явления жизни, препятствующие нормальному развитию.

Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон-зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон-жалоба, фельетон-заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон — скетч и т.д.

Главная задача фельетона — осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других — возбудить гнев, ненависть, в-третьих — показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона — верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов, правильная позиция автора.

В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати.

5. Памфлет

К фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения. Памфлет — редкое событие в журналистике. В настоящее время они почти исчезли со страниц изданий.

6. Пародия

Жанр-передразнивание, представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения. Кроме того, бывают пародии на театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации. Цель пародии — гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы.

Малым жанром является сатирический комментарий, который отличается от аналитического установкой на использование художественных средств (иронии, гиперболизации). Пример такого комментария — рубрика «Филантропия» в «Независимой газете».

Художественно-публицистические жанры в современности несколько отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью, а информация обрела в настоящее время небывалую актуальность.

calendar14.02.2016, 70011 просмотров.

Хороший врач должен знать, какие бывают лекарства: чтобы правильно подобрать лечение для пациента. Точно также и хороший копирайтер обязан знать, какие есть стили и жанры текста, чтобы четко выполнить задачу заказчика. Эта тема подробно рассматривается школьной программой русского. Но, признаемся, мало кто считал такую информацию полезной. Поэтому сегодня кратко рассмотрим основные виды текста (речи) и их особенности.

Основные типы текстов и их особенности

Тип речи — это логическая последовательность рассказа. В русском языке различают всего 3 типа текста, для каждого из которых характерны свои особенности:

Тип Особенности Краткий пример
Описание Изображение какого-то предмета, явления с помощью перечисления его особенностей. Отвечает на вопросы «какой? как выглядит» и т.д. Снег шел пятый день. Мокрый, противный. Он таял от прикосновения с землей, превращаясь в лужи. И был дико раздражающий.
Повествование Рассказ о каком-то событии, выдержанный в четкой временной последовательности. Отвечает на вопросы «что? где? когда?». В понедельник с самого утра начался снег. Сперва он опускался на землю крупными хлопьями и даже формировал небольшие сугробы. Но уже ко вторнику все растаяло. А снег при этом продолжал идти…
Рассуждение Подтверждение или опровержение какой-то мысли через доводы, факты, разъяснения. Отвечает на вопросы «почему? зачем?». Итак, зима наконец-то наступила. Но разве ее можно назвать настоящей? Мокрый снег, не успев коснуться земли, тает и превращается в дождь. Все это больше похоже на позднюю осень, чем на предновогоднюю погоду.

В копирайтинге используются все типы текстов. Описание — для создания карточек товаров (обычно). Повествование — в сторителлинге. А рассуждение — в рекламных и официальных материалах.

Разбираемся со стилями речи в русском языке

Стиль определяет текст по способу его изложения. Чтобы было проще: это «одежда» текста. Тут работают те же принципы, что и в жизни. Если человек одет в строгий костюм, то, скорее всего, он работает в деловой сфере. А если в фирменный, дорогой спортивный костюм — спортсмен. Также и в тексте: по его «одежде» (стилю), можно определить, в какой сфере он работает. Стандартная классификация разделяет речь на 5 стилей:

  1. Научный. Здесь много терминологии, приложения, сложные формулировки. Яркий пример – диссертации, дипломные работы;
  2. Официально-деловой. Основной стиль документов. Используется для отчетов, инструкций, докладных. Характерные черты: прямой порядок слов, точность, отглагольные существительные (бурить — бурение, награждать — награждение), языковые клише;
  3. Художественный. Стиль литературных произведений. Главная особенность: экспрессивно-эмоциональная лексика. Тут используются эпитеты, оттеночные слова и даже ругательства. Фишка художественного материала — яркое и четкое выражение позиции автора.
  4. Публицистический. Главный стиль СМИ (новостные блоги, газеты, онлайн-журналы). Его задача — влиять на мнение аудитории. Поэтому публицистические материалы отличаются словами, имеющими большое значение (общественное, экономическое, политическое): развитие, патриотизм, прогресс. Также к характерным чертам стиля относятся: логичность, эмоциональная насыщенность, образность.
  5. Разговорный. Формат живого общения. Яркий пример: текст в Instagram, в котором блогер вступает в непосредственный диалог с читателями. Еще один пример — письма. Разговорный стиль характеризуется ярко выраженными эмоциями, авторской оценкой, просторечными словами.

Поэтому, если перед вами стоит задача написать официально-деловой текст по теме, не стоит злоупотреблять художественными определениями, образами. Точно также они будут неуместны в научных материалах. А вот в разговорных, художественных текстах можно смело давать волю краскам, эмоциям.

На какие жанры подразделяются тексты?

С жанрами немного сложнее. Вообще, заказчики редко требуют соблюдать какой-то определенный жанр (это больше требуется при написании полноценных литературных произведений). Но для общего развития лучше ознакомиться с ними. В русском языке определяются следующие виды жанров текста в каждом стиле:

Стиль речи Возможные жанры
Художественный рассказ, стихотворение, новелла, повесть, роман
Научный статья, рецензия, диссертация, аннотация, обзор
Официально-деловой постановление, отчеты, деловое письмо, коммерческое предложение
Публицистический статья, очерк, эссе, интервью
Разговорный монолог, диалог, разговор, продающая статья

При работе над текстом важно соблюдать правила использования стилистических элементов. Если этого не делать, то материал получится нечитабельным, непонятным, сложным. Как результат — негативное отношение читателей (а вместе с ним — и негодование заказчика).

Например, если вы пишите статью для СМИ, то обязательно должны использовать особенности публицистического стиля (подробнее они описаны ранее). А если аннотацию к книге, фильму — то элементы научного стиля. Но строгих границ нет. Т.е. вы можете включить в публицистический текст фрагменты разговорного или научного. Главное — четко понимать, для чего это делается (и оправданы ли такие действия), и соблюдать установленные заказчиком требования.

Какой жанр и стиль текста наиболее популярны в копирайтинге?

Копирайтер — универсальный писать, который должен уметь работать со всеми типами, стилями, жанрами. Но по опыту можно сказать, что чаще всего приходится сталкиваться со следующими:

  • Типами: повествование, описание;
  • Стилями: публицистический, научный, разговорный;
  • Жанрами: обзор, статья, коммерческие предложения, продающие статьи.

Хорошо зная каждый стиль, тип и жанр текста, вы сможете виртуозно владеть словом и подготавливать материалы под любые ТЗ. И помните: встречают всегда по одежке. И относится это не только к людям, но и текстам.

русский 3 класс члены предложенияСтатья поможет быстро вспомнить разбор предложений по составу за 3 класс, в том числе все члены предложения, после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.

Предложения (повторение)

Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выра­жающих законченную мысль.

Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
— Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
— Вопросительные – содержат вопрос. В кон­це ставится вопросительный знак (?). 
— Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).

Предложения по интонации:
— Восклицательные – произносятся с особым чувством
— Невосклицательные – произносятся спокойно

Части речи (повторение)

  • Слова, которые называют предмет и отвечают на вопрос Кто? и Что?  — это имена существительные. Например: кот, город, мальчик.
  • Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? – это имена прилагательные. Например: соленый, сладкий, хороший, красивый.
  • Слова, называющие действие и отвечающие на вопрос Что делать, Что сделать, Что делал, Что делает, Что сделает, Что будет делать – это глаголыНапример: стоит, прошел, прыгал.

Главные члены предложения

Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу.

Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Оно подчёркивай одной чер­той.
Примеры: Черемуха цветет в мае. Лодка плыла по озеру.

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет действие, которое совершает предмет, его состояние, характеризует предмет. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает ? что делал? сто будет делать? каков предмет? Чаще всего сказуемое выражено глаголом. Сказуемое подчёркивай двумя чер­тами.
Примеры: Черемуха (что делает?) цветет в мае. Лодка (что делала?) плыла по озеру. Катя (какова?) аккуратна.

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.

В русском языке есть предложения, в которых только один член предложения.
Примеры: Ночь. Поздняя осень. Морозит.

Второстепенные члены предложения за 3 класс

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение (подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член). Это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. Определение подчёркивай волнистой линией.
Пример: Маше ку­пили красный шарф.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? Дополнение подчёркивай пунктиром. Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает предмет, на который направлено действие.
Пример: Я пишу письмо брату.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. Обстоятельство подчёркивай пунктиром с точкой.
Считалочка: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

Распространенные и распространенные предложения

Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Пример: Дети играют в мяч.
Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным. Пример: Дети играют.

Однородные члены предложения

Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.

Однородные члены предложения не зависят  друг от друга. Они являются одним и тем же членом предложения, могут быть главными и второстепенными. Примеры: Черемуха  (что?) и сирень (что?) цветут в  мае. Холодный  (какой?) и резкий (какой?) ветер дул с моря. 

Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.

Союзы и однородные члены предложения

Союзы: А, НО,  ДА И, ИЛИ. Они соединяют члены предложения. 

Запятая не ставится:

  • Между однородными членами предложения, соединенные одиночными (неповторяющимися) союзами И, ИЛИ. Пример: Моя сестра любит мороженое, печенье и конфеты.

Запятая ставится:

  • Между однородными членами предложения, соединенными союзами А,  НО. Пример: Маша любит шоколад, а не конфеты.
  • Между однородными членами предложения, соединенные повторяющимися союзами И, ИЛИ. Запятая ставится перед вторым и последующими союзами. Пример: Моя сестра любит и мороженое, и печенье, и конфеты.
  • Если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член, то запятая ставится и перед первым из повторяющихся союзов. Пример: Моя сестра любит мороженое, и печенье, и конфеты.

Словосочетание в предложении

Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. В любом словосочетании одно слово (зависимое) зависит от другого (главного). Например,  ко­раблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.

Не являются словосочетанием:

  • подлежащее и сказуемое: кораблик плывёт;
  • любые слова, стоящие рядом в предложении: бумажный плывёт;
  • слово с предлогом: перед нами, около дома;
  • однородные члены предложения: синий и красный;
  • устойчивые выражения: бить баклуши.

Значение слов

Однозначными называются слова, имеющие только одно значение: чемодан, ангина.

Многозначными называются слова, у которых есть два или несколько зна­чений. Разные значения слова, как правило, связаны между собой:
1. груша — фруктовое дерево (цветущая груша),
2. груша — плод этого дерева {сладкая груша),
3. груша — изделие, по форме напоминающее этот плод {боксёрская груша).

Омонимы — слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное:
лук1 — растение (варёный лук),
лук2 — оружие (тугой лук).

Различать многозначные слова и омонимы. В толковом словаре значения многозначных слов разделяются отдельными цифрами, а омонимы даются как отдельные слова с цифровыми показателями сверху справа.

Синонимы — слова, близкие по смыслу: друг — товарищ — приятель.

Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значени­ем: друг — враг.

Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумыва­ли сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами. Таким сочетанием слов можно назвать предмет, явление, ситуацию, действие: взять себя в руки, капля в море.

Текст

Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и граммати­чески. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и закон­ченным.
К тексту можно подобрать заголовок.
Тема текста — это то, о чём автор пишет.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.

Типы текстов

  • Повествование — автор рассказывает в этом тексте о каких-либо событиях. В таких текстах много глаголов.
    Пример: Утром мы пошли на речку. Было очень жарко, и мы решили искупаться. Ид­ти обратно никому не хотелось.
  • Описание — автор описывает что-либо или кого-либо так, чтобы читатель мог это представить. В таких текстах много прилагательных.
    Пример: За моим окном растёт старый кряжистый дуб. На его узловатых ветвях узорчатые листья, зелёные круглобокие жёлуди в серых шапочках.
  • Рассуждение — автор объясняет в этом тексте какое-либо явление с опорой на наблюдение. В тексте есть вопросы и ответы на них.
    Пример: Для чего нужно быть вежливым? Представь, что ты вышел утром из дома, и все тебе грубят, толкают, наступают на ноги. Грустная картина. Лучше бы все были вежливы друг с другом!

Стили текстов

  • Научный текст — автор сообщает в этом тексте точные сведения о каком-либо явлении, животном, растении. В таких текстах много специальных терминов.
  • Научно-популярный текст — автор излагает в этом тексте научные сведения, которые сочетаются с литературным изложением.

Заключение

Памятка включает в себя разбор предложений за 3 класс, в том числе главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, словосочетания и слова. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.

  • Тихая охота как пишется в кавычках или без
  • Тисненый золотом переплет как пишется
  • Тип сказки о царе салтане
  • Типография как пишется правильно
  • Тинейджер как правильно пишется