Типы рассказов в начальной школе

Фотографии: depositphotos / иллюстрации: юлия замжицкая как делать проекты, от которых в восторге будут и ученики, и учителя? какова роль

Типы рассказов в начальной школе
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Как делать проекты, от которых в восторге будут и ученики, и учителя?  Какова роль учителя в этом процессе? Какие типы проектов подойдут для «началки»?.  Отвечаем на эти вопросы вместе с экспертом курса Учи.ру «Проекты в начальной школе» кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юнонной Архиповой.

Что такое проектная деятельность

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. 

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

Чем отличается от творчества

Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:

  • определить цель;
  • четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
  • проработать этапы реализации замысла;
  • выделить определенное количество времени на эту деятельность. 

Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная. 

Чем отличается от исследования

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования. 

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания. 

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях. 

Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе

Творческий

Результат проекта — творческий продукт.

Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.

Информационный

Результат проекта — база знаний.

Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса. 

Исследовательский

Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.

На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы. 

Из каких этапов состоит проектная деятельность

Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги. 

1. Определение проблемы

Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять. 

В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например: 

Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде. 

 2. Поиск способов решения проблемы

Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт. 

В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку. 

В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы. 

В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы. 

3. Подведение итогов

Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится. 

Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту. 

Как организовать проектную деятельность в начальной школе

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться. 

Что почитать по теме

  • Александр Горячев. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы).

Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.

  • Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.

Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.

  • Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).

Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками

  • Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру. 

Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.


Материалы по теме:

  • Александра Теплицкая: «Если в школе проектируют, значит в ней есть жизнь»

  • Зачем нужны проекты на удаленке


Директор школы «Летово» рассказал в интервью РБК Трендам, как родителям определиться с образовательной траекторией, чтобы подготовить ребенка к профессии будущего

Об эксперте: Михаил Мокринский, директор школы «Летово», которая первой из российских школ международного бакалавриата (IB) вошла в международный рейтинг Global Top IB Schools и уже в следующем году планирует открыть набор на подготовительные курсы в начальную школу Letovo.Junior.

О профессиях будущего

— Каждый год «Атлас профессий будущего» обновляется, кажется, там есть все — от ГМО-агронома до строителя «умных» дорог. На ваш взгляд, в каких сферах деятельности в ближайшее время ждать «апгрейд» профессий?

— Думаю, во всех. Мы не ждем, что мир встанет с ног на голову, но с большой вероятностью в каждой сфере понимание профессионализма и способа профессиональной самореализации обновится. Будут отмирать рутинные виды деятельности: профессии, в которых отсутствует принятие решений и творческая составляющая, будут трансформироваться.

Фото:РБК Тренды

— Человек просто перепоручит рутинные дела роботам и станет творчески работать в удовольствие?

— Не все так хорошо. Драматически будут складываться ситуации с теми профессиями, в которых рутинная составляющая накрепко связана с творческой. Возьмем опыт учителя. В его обязанности входит оценка базового уровня ребенка, который к нему попал, определение потенциала, мотивов и преобладающего стиля познания. Учитель должен действовать, учитывая, насколько ребенок счастлив или растерян от необходимости соответствовать всем ожидаемым параметрам — это особый педагогический дар. Представьте, что часть задач по обработке такой информации выполнена педагогами с помощью искусственного интеллекта. Если бы я в этом месте остановился, то любой профессионал имел бы возможность обвинить меня, что схоластикой я пытаюсь заменить живое дело преподавателя. Но речь-то идет о том, когда коллективный разум лучше, чем индивидуальное творчество.

Будущие профессии в таких человекоразмерных видах взаимодействия обязательно будут прирастать инструментарием и стандартными возможностями. Это значит, что искусственный интеллект вытеснит несчастного учителя на периферию? Нет, учитель перейдет на новый уровень творчества. И если еще вчера он говорил: «Я страдаю от того, что меня хотят заменить ИИ», то сегодня ему придется преодолеть собственные психологические защиты для того, чтобы сказать: «Черт возьми, я боялся, что из творчества меня вытеснят в рутину, а меня заставляют творчески работать там, где я не умею этого делать». Неизбежно возникнет ситуация, когда из ремесла специалиста начнут выталкивать в более сложные виды деятельности.

Фото:Suwin / Shutterstock

О формировании навыков и системы ценностей

— Насколько сегодняшняя система российского образования готовит детей к освоению профессии?

— К каким-то профессиям хорошо, к каким-то нет. Это свойство системы, и традиционной, и переходной. Она прекрасно готовит к тому, чтобы продолжать путь с мощного научного старта. Тем, кто входит в профессию с умением системно разобраться в существе проблемы (а именно это дает современная система образования), для достижения успеха в своей области нужны только воля и упорство. Эти качества отчасти врожденные, отчасти сформированные. Мощный способ, которым система может помочь войти в профессию — дать ролевой опыт. Вот здесь школьная система, прямо скажем, буксует. Можно говорить лозунгами о формировании у школьников 4C-навыков, но нужно отдавать себе отчет в том, что это происходит только на правильно отобранных и искусно выстроенных видах деятельности, которым такие навыки присущи. Нельзя научить ездить на велосипеде без велосипеда.

Важно, чтобы полученный навык прирос к основной деятельности и превратился в компетенцию — то есть не испарился, когда закончится одна работа и нужно будет переключиться на другую. Как сформировать навык в химии, физике, биологии знают многие поколения учителей. Как сделать так, чтоб этот навык стал человеческим, переносимым из одной сферы в другую, а значит, имел право называться компетенцией — не знает толком большинство преподавателей. И в этом слабина современного состояния всей системы образования.

Фото:You X Ventures / Unsplash

— А какие еще слабые места есть у образовательной системы?

— У ребенка при выходе из школы должна быть сформирована система ценностей. Причем нужно помнить, что ценности «знаемые», (когда ребенок представляет, что хотят взрослые, и «хорошо» или «плохо» отражает то, что об этом говорят в обществе), нужно превратить в ценности «делаемые», то есть применяемые ребенком при выборе целей, решении проблем, в сомнениях и столкновениях.

Ребенок в начальных классах интересуется всем подряд, потому что ему хочется наблюдать за миром, пробовать, трогать, раскачивать. Прыгая в лужу, он исследует брызги, грязь, сопутствующие «эффекты», включая реакцию родителей и безусловность их любви, не ставя цель исследовать. Старшеклассник учится не только следовать чужим целям, воле, планам, но и выбирать свои, пытаться действовать самостоятельно с большей осмысленностью. В подростковом возрасте он уже не прыгает по лужам, а прыгает круче, создавая проблемы себе и окружающим.

А у школы в это время своя повестка. Она говорит: «Дорогой, теперь вместо интересного прямого изучения окружающей действительности тебе предстоит непрекращающееся формальное упражнение: заместить непосредственную прямую картину жизни кодами ее восприятия. Тебе нужны семантические и прочие средства, чтобы эта картинка трансформировалась через накопленный опыт человечества определенным образом». И этот образ школа пытается вложить в ребенка, навязывая ему систему значений. Нередко школа пытается заменить цель под названием «Принять опыт человечества» на мотив «Нравиться хорошему учителю или не попадаться под руку плохому». А ведь нужно совместить линейки задач: трансляция и принятие ценностей, трансляция картины мира, опыта, действия в микросоциуме. Согласовать их несколько раз: вначале как гармонию ребенка, семьи и школы, позже как способ преодолевать подростковые противоречия; и, наконец, как способ превращать картину мира в фон и поле для действий — поисков себя, построения отношений, планов и будущего.

О новом поколении решений

— То есть сейчас невозможно организовать образовательный процесс так, чтобы для всех учеников он был интересным и полезным?

— Возможно. Всегда были решения, которые строились на талантах и современных методиках образования. Нужно продолжать перестраивать образовательную модель, в которой эти методики становятся не чем-то факультативным: хочешь используешь, хочешь — нет, а обязательной частью процесса и результата. Мы живем в интересную эпоху: нам предстоят открытия, которые заново сбалансируют систему педагогической работы, и станут необратимыми. Всегда есть два варианта: либо повторить то, как работают «соседи за забором», либо оценить, что вообще есть в мире, и собрать новое поколение решений. «Перевооружение» школы должно строиться не на подражании, а быть следующим, возможно, принципиально новым поколением решений. Я верю, что у российской школы есть этот задел.

Типы рассказов в начальной школе

— Какие есть предпосылки к подобной перестройке?

— Давайте посмотрим, какие образовательные корни у нас и за границей. Там история сильных и слабых сторон преподавания шла совсем другим путем. Учебная система перешла на мягкие формы мотивации. На первых порах часто ребенка хвалят за все, что бы он ни сделал — так происходит естественное укрепление мотивации, способности быть позитивным человеком и гражданином — еще и удобным во всех смыслах. Второй шаг приводит к дифференциации: ребенку говорят, хочешь — расти, не хочешь — ты полезен и таким, для тебя в экономике есть много профессий в сфере услуг. Их тоже когда-то заменят роботы, но в запасе еще лет-дцать.

Массовое воспроизводство таких выпускников — вызов, размывающий традицию сильных школ и образовательных систем, потому что с этой позиции сложно двигаться вперед. Плюс российского образования в системности. Но мы часто буксуем там, где сталкиваемся с современной действительностью, проще говоря, там, где надо изучать речь, а не язык, уметь встраивать теорию в практику, задачи во взаимодействия, творчество в планы. Если взять чужие сильные стороны на вооружение и дополнить ими свои, то у нас есть все шансы обойти «соседей за забором» в историческом плане.

О выборе образовательной траектории

— Несколько десятилетий назад у родителей не было возможности выбрать формат образования для ребенка. Эта ситуация поменялась сейчас?

— И да, и нет. Есть и были частные решения, которые создают ситуативную альтернативу. Например, в советское время — языковые и физ-мат школы. Это не системно новое решение, а модель, существующая наравне с обычной школой. Так соседствуют на магнитофонах кнопки tuning («настройка») и fine tuning («тонкая настройка»). Позднее появились альтернативы системные, но не всеохватные — школы Монтессори, вальдорфские и семейные школы, которые также являются исключением из правил. Сегодня важно переосмысливать системные основы перенастройки, которые дают родителям профессиональный и реальный выбор. Чтобы к этому прийти, российская школа должна будет преодолеть фазу отрицания новых стандартов и чужих находок и сохранить в себе возможность «тонкой настройки».

— У родителей школьников возникает множество вопросов насчет образования. Какое выбрать: российское или зарубежное, государственное или частное, традиционное или инновационное. Что нужно учитывать, отвечая на эти вопросы?

— Во-первых — отношение к способностям: или ищем талант, обеспечиваем взлет, прорыв, запас преимуществ, путь героя. Или мы стараемся найти устойчивый, надежный сценарий «всего, сколько надо», «чтобы не пропал», избежать разочарований, преодолеть взросление, войти в жизнь. Или же помогаем задавать вопросы: «Кто я? Зачем мне это? Какой путь мне по характеру? Как научиться опираться на свои сильные стороны, зачем преодолевать слабости?»

Во-вторых, родителю интуитивно нужно понять, какой способ работы с ребенком надо поддерживать. Есть дети, и это не обязательно будущие спортсмены, военные и ученые, кому под силу школы с перегруженной программой. Такой вариант подойдет ребенку с универсальными познавательными интересами или высокой организованностью. Есть дети, к этому не предрасположенные: им интересны конкретные области знаний, в которые они готовы погружаться — может быть, чуть медленнее и вдумчивее. Даже при выборе обычной дворовой школы, родителю стоит задуматься, к какому учителю начальных классов отдать ребенка. К строгой Марии Ивановне, которая будет прививать ребенку системность и трудолюбие, или молодой трепетной Марии Ивановне, которая будет создавать для ученика индивидуальную мотивацию, поддерживающую, теплую атмосферу.

В-третьих, когда тип нагрузки выбран, важно не ошибиться с внутренним вектором образовательного учреждения. Это школа гарантированной перегрузки, которая перемалывает и выбрасывает всех, кто к ней не готов? Это школа творческого подхода, в которой ребенка не сломают, но и не признают, пока он не впишется в ее приоритеты? Ответственность школы при приеме — правильно давать родителям ориентиры на входе, внятно транслировать свою идентичность. Если с этим проблемы, и школа не хочет и не может внятно рассказать о своих предпочтениях или ограничениях, то родителям нужно самим искать косвенные признаки, добиваться ясности и понимания.

Фото:Unsplash

— На что еще нужно обращать внимание, выбирая школу для ребенка?

— Надо понимать, что образовательная траектория сложная штука. Есть дети, у которых ее выбор случается в начальной школе при условии рано проявившихся способностей. У большинства они начнут проявляться в районе 7 класса, когда произойдет дифференциация по предметам. В это время важно сохранить в ребенке систему разнонаправленных интересов — если такой возможности не дает школа, искать за ее пределами. После 7 класса какая-то часть детей начинает выбирать свой профиль. Задача семьи восполнять то, что не дает школа. Поддерживать уже не разнообразие направлений, а разнообразие видов опыта: тут хороши олимпиады, проектные работы, кружки по интересам.

Дальше приходит время скачкообразного развития. Детские интересы сменяются способностью понимать, что пригодится для будущего профессионального выбора. Если школа справляется с тем, чтобы направить ребенка, можно на время успокоиться. Если нет, найти, как ориентировать ребенка — особенно это важно в 9 классе, когда надо либо выбирать профильное направление, либо идти к репетиторам, либо продолжать настойчивую работу на проявление интересов, пока не щелкнет. В идеале это должно случиться до того, как начнется прямая подготовка к поступлению в вуз. Резюмируя разговор, хочу сказать, что важно всегда держать руку на пульсе и следить за тем, где находится ребенок, чего не хватает в кулинарном рецепте его интеллектуально-духовного блюда в образовательной среде, школьном социуме, в системе академических и человеческих вызовов.

В Серпухове бывший гимназист подорвал себя в православной гимназии и ранил десять учеников. Каждый раз, когда происходят такие истории, вспоминают про школьных психологов: мол, они должны были опознать будущего террориста и предотвратить трагедию. Так ли это на самом деле, как психологи работают с детьми, которые подвергаются буллингу, и теми, кто состоит в группах смерти, с какими проблемами сталкиваются — об этом монолог специалиста, попросившего не называть её имя и фамилию.

На работу с детьми времени не хватает

– Поступая в вуз после колледжа, я не стала продолжать образование и выбрала направление психологии. Психология бывает разная: есть крен в педагогику, в медицину, в служебную деятельность и т.д., и, придя в школу после университета, можно встретить коллег с разной специализацией.

Мне повезло: я попала в коллектив, где были люди разного возраста с разным образованием и опытом, и работа в команде с ними мне очень помогла. Хуже, когда психолог один в школе или нет профессиональной взаимопомощи. Это было в 2007 году, обычная районная школа в Москве, где я работаю до сих пор.

Сейчас из-за того, что меняется система обучения детей и в обычные школы приходят дети с ограниченными возможностями, психолог, помимо профилактической работы со здоровыми детьми, много занимается особенными, помогает им адаптироваться и усваивать программу.

Изначально обычные школьные психологи к этому не были готовы, и здесь есть сложности. Социализация ребёнка с особенностями должна происходить во внеурочное время, соединить детей здоровых и особенных на уроках очень тяжело.

Администрация школы первоочередной задачей ставит погрузить в образовательную среду детей с особенностями развития, но из-за этого из поля зрения психолога выпадают другие дети, которые нуждаются в психологической помощи: тревожные, с проблемами в семье и т.д. На решение проблемы ребёнка выделяется определённое количество часов, этого часто не хватает. И конечно, необходимо заполнять отчёты и бумаги, что отнимает много времени.

Причиной травли может стать даже бедность

По моему мнению, травля всегда начинается с позволения учителей, иногда они её провоцируют сами неосознанно. Учитель всегда видит, что происходит в классе, он создаёт атмосферу, не может не замечать комментарии детей, он осведомлён. Буллинг начинается в младших классах, и если в старших классах велика роль личности ребёнка, его непохожесть на других, отличающееся от сверстников поведение, то в начальном звене достаточно слова учителя. Обычно буллинг начинается с комментариев педагога типа «Ваня у нас один такой», «Давайте подождём все Ваню», «Ваня, как всегда, не справился». Дети это замечают и начинают травить ребёнка, чтобы заработать авторитет учителя. В конце начальной школы у затравленных детей нервная система может быть сорвана, их приходится вытаскивать из тяжёлых эмоциональных состояний. Это умные дети, которые могут размышлять, хорошо пишут психологические тесты, имеют хорошие задатки, но из-за того, что произошло, они не хотят ходить в школу.

Буллинг могут провоцировать и сами родители. Если у ребёнка низкая самооценка и дома он не получает поддержки и, наоборот, слышит много критики, сталкивается с обесцениванием своей деятельности, он и в школе находит ситуации, в которых будет не успешен. Это как цепная реакция.

Причиной буллинга может стать все, что угодно, что подкреплено рекламой или установкой от значимого человека – родителя или учителя. В нашей школе был случай, когда девочку травили из-за бедности. Она была из неблагополучной семьи, одевалась скромно, но чисто. Однажды учитель попросил её найти что-то в портфеле и она выложила все свои вещи на парту: у неё была семья алкоголиков, и она все своё вынуждена была носить с собой. Это увидели все, и это подкрепило буллинг. Я помню обратный случай, когда мальчик из-за своих особенностей часто вставал во время урока, передвигался, мешал другим детям, но они его приняли, потому что учитель повёл себя правильно.

Как правило, в случае буллинга ведётся работа с классом и с учителем – я всегда на него опираюсь, потому что, если нет поддержки значимого человека, вся моя работа может быть обесценена. И это работа проблемная. У многих учителей есть своё представление, как должно быть, они считают себя опытными. Многие не понимают, что сейчас дети более ранимы и не могут слышать в свой адрес то, что говорили учителя 20–30 лет назад.

Сильно отличаются учителя с периферии. Там ещё сохранился авторитет учителя, педагоги воспринимают это как нечто должное. В Москве учителя не ждут безропотного подчинения и больше готовы контактировать с ребёнком.

В моей практике есть примеры, когда родители принимали решение перевести ребёнка в другую школу, но, на мой взгляд, нужно ломать паттерн поведения – в новой школе с ним будет происходить то же самое. Был и положительный опыт, когда удавалось изменить мнение ребят.

Родители не хотят замечать проблему

Конечно, психолог не может нести ответственность за такие ситуации. Эти дети выделяются, их поведение можно диагностировать как неадекватное: либо это слишком тихий и замкнутый, либо слишком демонстративный тип личности. Это проблема воспитания и границ дозволенного. Психолог, замечая такое, обязан пригласить родителей, поговорить с ними под протокол, взять подпись с них о том, что он рекомендовал им следовать определённым действиям и посетить психоневролога. Дальше это дело родителей, которые должны с этим работать.

Наблюдать «стрелков» мне не приходилось, но были дети, которые попадали в группы смерти типа «Синий кит», дети со склонностью к суицидам. Здесь большая сложность работы с родителями, которые не хотят замечать проблему: такие дети должны посещать врачей-психиатров, психолог не имеет права оказывать психотерапевтическое воздействие.

Это, как правило, дети, которые остаются без внимания родителей, к которым проявляют недостаточный интерес. Есть семьи, где родители много работают, у них нет времени на детей, или есть один родитель, который должен обеспечивать ребёнка и пропадает на работе. Они не считаются официально проблемными. У таких детей тревожность, неуверенность, низкая самооценка, им кажется, что родители их не любят, у них бывают эмоциональные срывы. Бывает, ребёнок плачет, и когда выясняешь, оказывается, что он скучает.

На меня писали заявление в полицию

На самом деле проблем и трудностей много, бывает непонимание со стороны коллег и администрации. Сейчас тенденция в школах – частая смена директоров, когда они приходят на 2–3 года и им нужно сформировать коллектив, решить какие-то задачи, а психологам каждый раз надо доказывать своё право на существование. И понимание директора, нужен ли школе психолог, напрямую отражается на зарплате. У нас были и сокращения, и понижение зарплаты. Мы официально являемся вспомогательным персоналом.

Ещё у нас было объединение между школами, и если в учебном заведении несколько корпусов, то психолог должен разрываться и не всегда может оценить атмосферу класса. Возникают проблемы с родителями. У меня была ситуация, когда девочка попала в группу смерти, я по инструкции должна была об этом информировать директора, органы опеки и т.д., родителям это не понравилось, и они написали заявление на меня в полицию, что это я вовлекала их ребёнка в группу смерти. Меня защитила директор.

Я пробовала уходить в частную практику, но это другой опыт. В школе все-таки интереснее, жизненнее, динамичнее. Когда помогаешь детям и у тебя получается, видишь большую эмоциональную отдачу. Это окупает все сложности.

Цифра

21.533 рубля составляет средняя зарплата школьного психолога в России

  • Тирмакай сказка на башкирском языке
  • Типы сочинений по русскому языку огэ
  • Тип сказок каша из топора как мужик гусей делил дочь семилетка
  • Тип сказки лиса и журавль
  • Типажем или типажом как пишется