Типичные ошибки в сочинениях огэ

Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без

73967518

Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. В ходе ОГЭ учащийся должен продемонстрировать наличие у него опорных знаний, позволяющих изучать математику в старшей школе.

Результаты ОГЭ по математике в этом году не очень хорошие. Эти результаты уже привлекли внимание общественности всей страны. Поэтому предлагаю поговорить о типичных ошибках учащихся и путях их преодоления.

ОГЭ представляет собой форму государственной итоговой аттестации, цель которой определить соответствие результатов освоения ООП ООО соответствующим требованиям ФГОС

Результатом освоения ООП ООО должна стать математическая компетентность выпускников. Выпускники должны:

  • овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности;
  • научиться преобразованию знания и его применению в учебных и внеучебных ситуациях;
  • сформировать качества, присущие математическому мышлению;
  • овладеть математической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Работа по математике состоит из двух частей.

Часть 1, нацеленная на проверку овладения курсом на базовом уровне, содержит 19 заданий, в совокупности охватывающих все разделы курса и предусматривающих три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, задания с кратким ответом, задание на соотнесение

Часть 2 состоит из заданий повышенного и высокого уровней сложности и включает 6 заданий с развернутым ответом. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих обучающихся по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности.

При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать:

  • владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач и прочее);
  • умение пользоваться математической записью;
  • умение применять знания в решении математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
  • умение применять математические знания в простейших практических ситуациях.

ОГЭ проверяет не только знания по предмету, но и умение читать и понимать прочитанное, внимательность и аккуратность в оформлении решений (запись ответов в бланк), умение проверять свои решения.

Виды типичных ошибок обучающихся на ОГЭ по математике:
1) языковые ;
2) технические;
3) содержательные.

Для преодоления языковых ошибок я применяю групповую, парную формы работы на уроке, постоянно прошу обучающихся аргументировать свои ответы, часто провожу устные диктанты и тематические зачеты (особенно по геометрии).

Для преодоления технических ошибок я систематически (ежемесячно) провожу диагностические работы, которые помогают обучающимся вырабатывать внимательность и приучают детей делать проверку в каждом задании.

Вероятные причины затруднений и типичных ошибок в 2021 году:

  • Сложная эпидемиологическая обстановка в 2019-2021 уч.годах: переход на дистанционное обучение, что привело к сокращению времени на отработку материала.
  • Низкие проценты выполнения заданий 3-5, 11-14 можно объяснить тем, что они соответствуют трудно формируемым умениям у многих школьников: выполнять преобразования со степенями, решение квадратных и линейных неравенств и их систем, применение знаний в практических ситуациях, построение математической модели, вычисление числовых характеристик прогрессии.
  • Геометрические задачи также традиционно вызывают трудности у обучающихся.
  • Отсутствие у обучающихся должного уровня развития логического мышления – одна из основных причин затруднений в выполнении геометрических заданий.

Традиционно основными направлениями подготовки обучающихся к ГИА по математике являются:

  1. Информационная работа;
  2. Психологическая поддержка;
  3. Предметная работа.

Важно заранее познакомить обучающихся с особенностями структуры КИМ и технологией проведения экзамена. Используя образовательные сайты ФИПИ или ОБРНАДЗОР ознакомиться самому и ознакомить родителей с нормативной базой ГИА. Настроить ребят на то, что экзамен-это возможность показать свои знания, поэтому не следует бояться и переживать. Выработке психологической готовности помогает апробирование и отработка формы проведения экзамена в формате и по материалам ОГЭ.

В организации предметной подготовки необходимо обращать внимание на опорные алгоритмы (формирование вычислительных навыков), на теоретическую подготовку по геометрии (зачеты), учить составлять план решения задачи, решать геометрические задач разного вида на применение теоретических знаний. Необходимо готовить учащихся к использованию справочных материалов, усилить работу по формированию языковых умений ( учить четко и лаконично выражать свои мысли при развернутом ответе), «нарешивать» задачи с практическим содержанием, использовать различные формы (устный счет, математический диктант) формирования алгоритмов и вычислительных навыков.

Итак, считаю эффективными следующие пути преодоления типичных ошибок:

  1. необходимо достаточно часто проводить диагностические работы, направленные на выявление уровня подготовки обучающихся по отдельным темам, что позволит спланировать индивидуальную и групповую работу обучающихся;
  2. при изучении нового материала и его отработке необходимо сочетать различные методы обучения: традиционные и интерактивные, направленные на организацию самостоятельной работы каждого ученика, что также позволит устранить пробелы в знаниях и умениях, и поможет проводить подготовку к аттестации дифференцированно для слабых и сильных учеников;
  3. особое внимание следует уделять формированию навыков самоконтроля и самопроверки выполненных заданий;
  4. необходимо повышать уровень вычислительных навыков, развивать умение пользоваться справочными материалами, читать условие и вопрос задачи, записывать математически верно решение задачи, применять знания в нестандартных ситуациях;
  5. со слабо успевающими обучающимися необходимо выделить круг доступных ему заданий, помочь освоить основные математические факты, позволяющие их решать и сформировать уверенные навыки их решения;
  6. для «средних» учеников необходимо использовать методику, при которой они смогут перейти от теоретических знаний к практическим навыкам, от решения стандартных алгоритмических задач к решению задач похожего содержания, но иной формулировки и применению уже отработанных навыков в новой ситуации;
  7. для сильных учеников требуется создание условия для продвижения: дифференцированные по уровню сложности задания, возможность саморазвития, помощь в решении заданий второй части;
  8. «нарешивание» заданий открытого банка ОГЭ необходимо для формирования устойчивых навыков решения, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, позволяющей сформировать у учащихся общие учебные действия, способствующие более эффективному усвоению изучаемых вопросов, а также дифференциации обучающихся по уровню подготовки;
  9. учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом опираясь на самооценку и устремления каждого учащегося
  10. наряду с более тщательным изучением тем «Уравнения, неравенства и их системы» (более сложные виды), «Решение текстовых задач», «Решение планиметрических задач, содержащих комбинацию фигур», «Решение задач на доказательство» (причем как по геометрии, так и по алгебре) необходимо уделять внимание и остальным темам с тем, чтобы поддерживать и повышать достигнутый уровень их освоения;
  11. для успешного выполнения заданий второй части необходимо овладение отдельными элементами знаний и умений переводить на овладение навыками решения комплексных, многошаговых заданий;
  12. в процессе подготовки к ОГЭ должны участвовать все стороны: обучающийся, школа и родители, поэтому необходимо своевременно знакомить родителей с нормативными документами по подготовке к экзаменам, информировать их о процедуре итоговой аттестации, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов, о всевозможных методических рекомендациях и ресурсах, о результатах пробных испытаний и текущей успеваемости;
  13. необходимо использовать имеющиеся в достаточном количестве дополнительные материалы, уделять внимание различным способам решения задач, их сопоставлению и выбору лучшего; учить использовать логические цепочки не только при доказательстве, но и при решении задач, стараться достичь осознанности знаний учащихся, сформированности умения применять полученные знания в практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы в нестандартных ситуациях.

Таким образом, необходимым условием успешной подготовки обучающихся к сдаче ГИА является освоение учителем материалов, публикуемых ФИПИ: демонстрационного варианта, кодификатора элементов содержания и кодификатора требований к уровню подготовки, спецификации КИМ по математике, учебно-методических материалов для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ и, конечно, изучение заданий открытого банка, их систематизация, выделение основных способов решения различных классов заданий. А также, изучить разнообразные методические пособия, учебно-тренировочные материалы, представленные на сайтах и различными издательствами.

Для успешного выполнения заданий второй части КИМ необходим особый подход в работе с наиболее подготовленными учащимися.

В целом, для успешного прохождения ГИА необходима дифференцированная работа с учащимися класса и на уроке, и при составлении домашних заданий и заданий, предлагающихся обучающимся на контрольных, проверочных, диагностических работах. Необходимо обратить серьёзное внимание на решение прикладных и ситуационных задач, а также на формирование уверенных вычислительных навыков

Список используемой литературы:

  1. Документы, определяющие структуру и содержание КИМ ) ОГЭ 2021 г.;
  2. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ;
  3. Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ прошлых лет (2019, 2020 гг.);
  4. Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);
  5. журнал «Педагогические измерения»;
  6. Youtube-канал Рособрнадзора.

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы


Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Типичные ошибки при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

Общие ошибки

Общие ошибки при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Незнание формата, критериев оценки;
  • Невнимательное прочтение инструкций в бланках;
  • Невнимательное прочтение инструкций к заданиям;
  • Неправильное распределение времени на экзаменах.

Ошибки организационного и психологического плана

  • Неправильно заносят ответы в бланк ответов (добавляют лишние символы или заносят информацию в неправильные позиции бланка)
  • Забывают заполнить позиции бланка
  • По одной позиции пишут 2 ответа
  • Пропускают клеточки при заполнении бланков
  • Пишут неразборчиво, машина не распознает ответы

Аудирование

Ошибки аудирования при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Невнимательно прочитали инструкцию
  • Неверно определили ключевые слова
  • Ставят truefalse исходя не из содержания текста, а их своего социального опыта
  • Не соотносят ключевые слова в вопросах и аудиотекстах

Чтение

Ошибки чтения при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Невнимательно прочитали инструкцию
  • Неверно определили ключевые слова
  • Пытаются найти лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимов
  • Не умеют использовать различные техники чтения (просмотровое, детальное ит.п.)

Грамматика и Лексика

Ошибки грамматики и лексики при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Невнимание к контексту, и, как следствие, неправильное использование видовременных форм и форм страдательного залога
  • Незнание форм неправильных глаголов
  • Подмена причастием I причастием II и наоборот
  • Неправильное употребление неличных форм глагола
  • Образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту
  • Заполнения пропуска опорным словом без изменения его
  • Употребление несуществующих слов
  • Использование неправильного отрицательного префикса
  • Неправильное написание слов
  • Неумение правильно подобрать слова из ряда предложенных
  • Незнание устойчивых выражений, идиом и фразовых глаголов

Письмо

Ошибки письма при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Ошибки в организации текста
  • Неполный ответ
  • Несоблюдение стиля, например:
    • риторические вопросы
    • разговорные выражения и конструкции
    • сниженная лексика типа folks (people) …
  • Неумение сформулировать проблему своими словами
  • Неправильная структура текста, неумение делить текста на абзацы
  • Неправильное использование средств логической связи (However, thus, consequently и т.д.)
  • Лексические ошибки, например:
    ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;

    • ошибки в сочетаемости;
    • пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;
    • ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regularunregular вместо irregular);
    • послелоги во фразовых глаголах;
    • ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think – thing, lose – loose).
    • повторы одних и тех же слов, отсутствие синонимов;
    • отсутствие антонимов;
    • некорректное употребление слова;
    • нарушение сочетаемости.
  • Грамматические ошибки, например:
    • ошибки в употреблении видовременных форм глаголов, неличных форм глаголов,
    • модальных глаголов; форм множественного числа и притяжательного падежа
    • существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д.;
    • ошибки в порядке слов в предложении;
    • пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру
      предложения;
    • ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от прилагательного active вместо существительного activity образуют наречие actively.
    • повторы одних и тех же конструкций;
    • использование только простых коротких предложений;
    • отсутствие распространенных предложений;
    • некорректное использование грамматических средств.
  • значительное превышение объема личного письма, указанного в задании, что приводит в подавляющем большинстве случае к нулю за РКЗ.

Устная часть

Чтение

Ошибки чтения при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

  • Трудности в произношении буквосочетаний,
  • отсутствие пауз, правильной интонации, фразового деления,
  • неправильное чтение слов,проглатывание окончаний и добавление лишних звуков при быстром чтении

Примеры типичных ошибок ниже:

  • Неправильно произносят звуки [s], [θ], [ð],
  • Замена звуков друг другом, неправильное произношение [f], [v], [w]
  • Оглушение звонких согласных в конце слова – например, plays [z], reads [z],
  • Одинаковое произношение долгих и кратких гласных [ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u], [ɔː] и [ɜː],
  • Неиспользование «связующего r».

5 прямых вопросов к рекламному объявлению по ключевым словам
Примеры типичных ошибок

  • запрос не той информации из за непонимания смысла слов: availability, insurance coverage, duration, dates, discounts, price range, payment options, range of services, cost, working hours, variety, number, special requirements, location, prospects, facilities, delivery time, meal options, entrance fees, price reductions, necessity, delivery options…
  • неправильное построение прямых вопросов, например:
    • Where do we go to Japan? How much does the returning ticket cost? May I buy the ticket online?
    • однотипные вопросы:
      • What is the duration? What is the starting point? What are the discounts? (Are there any discounts? / Do you offer any discounts?) What is the price? (How much does it cost?) What is the location? (Where is it situated/located?)
      • Вопросы типа What about the price? или Could you tell me about the price? незасчитываются

Монолог /Описание 1 из 3 фотографий по плану / Сравнение и описание 2х картинок

  • отсутствуют вступительная и/или заключительная фразы;
  • недостаточное количество фраз по каждому пункту плана;
  • не используются разговорные клише при описании картинки(in the foreground …, in the background …, on the left…);
  • отступление от плана приводит к нелогичности высказыванияи повторениям;
  • Не выражается собственное мнение
  • непродуманное распределение времени по вопросам;
  • отсутствие средств логической связи;
  • фонетические и лексикограмматические ошибки.
  • слишком короткое высказывание
  • фактические ошибки, когда говорящий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о реальных личностях и событиях либо искажает факты из прослушанного/прочитанного или увиденного на фото и т.п. Такие ошибки относятся к критерию РКЗ.

Педагоги iStudy помогут подготовиться к успешной сдаче экзаменов. Заказать занятия Вы можете, позвонив нашим консультантам по телефону: +74959681596

Исправление ошибок при выполнении тестов ОГЭ и ЕГЭ

Получить консультацию

К сожалению, Google определяет Вас как робота.

Просим Вас связаться с нами по телефону:

+7 (925) 868-10-10

Произошла непредвиденная ошибка.

Просим Вас связаться с нами по телефону:

+7 (925) 868-10-10

Чтобы успешно сдать экзамен, подготовку нужно начинать заранее. И если вы не можете самостоятельно определить свои слабые места и проблемы, рекомендуем начать с разбора типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по математике.

Здесь мы приведем анализ типичных ошибок 2022 и дадим советы, как их не допустить при сдаче ОГЭ/ЕГЭ по математике. Следите за нашим телеграм-каналом – там мы будем разбирать и другие дисциплины, чтобы помочь вам в поступлении.

Базовый уровень математики

Ошибки в задачах на проценты

Чаще всего их допускают, так как не разбираются в сути процента.

Возьмем пример задачи, когда нужно сначала снизить цену на 25%, а потом повысить ее на 25%. Самая частая ошибка – полагать, что эти проценты будут равны одной и той же сумме. На самом же деле база их зачисления будет совершенно разной.

Типичные ошибки в сочинениях огэ

В этом примере 6% участников допустили вариант, что новую цену нужно понизить на 25%. На самом же деле новая цена – это 125% от старой. И вопрос в этой задаче – узнать, сколько будет 100% от старой цены.

Совет: повторить основы расчета процентов, повторить взаимосвязи величин, подумать над способом решения таких задач.

Невнимательное прочтение условия задания

Волнение и психологическое напряжение приводят к тому, что участники часто неправильно понимают условие задания. В итоге – снижение итогового балла по невнимательности, а не по незнанию.

Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

В 24% участников упомянули те точки, где значение функции (а не производной) положительное. Еще 2% указали номера точек, где производная принимает положительное значение.

Совет: вдумчиво, медленно и несколько раз читайте задание.

Непонимание текста задачи (на повышенном уровне и в практико-ориентированных заданиях)

Учащиеся могут не только неправильно понять, но и вовсе не понять условия. Иногда это происходит из-за незнания величин, единиц их измерения или плохой работы с формулами. Многие просто пропускают эту часть тестирования.

Вот пример задачи:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Её выполнило только 57% участников тестирования. 8% вообще не дали ответа, 6% дали ответ «чем ближе, тем лучше», 4% – «лампочку необходимо поместить в середину разрешенного интервала», еще 4,5% приняли фокус за основной параметр.

Совет: изучайте задания прошлых лет, просите учителя практиковать как можно более разные задачи.

Ошибки в вычислениях

Школьная привычка использовать даже в самых легких примерах калькулятор приводит к плачевному результату на экзамене. Если учащийся не научиться быстро считать в уме или хотя бы на бумаге, во время тестирования он может ошибиться даже в самых простых заданиях. 

Особенно сложно участникам тестирования даются дроби, отрицательные числа, элементарные преобразования выражений и другие проблемы, копившиеся еще с 5 класса.

Совет: если в чем-то не разбираетесь, обязательно отработайте эту тему до автоматизма перед экзаменом, потому что она обязательно попадется.

Ошибки теоретического характера

Это касается фактов по геометрии и алгебре, незнание которых приводит к снижению процента выполнения заданий и базового, и профильного уровней.

Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

В этой задаче около 8% участников вообще не ответили на поставленное условие, 38% дали ответ с ошибками относительно боковой поверхности конуса, а 12% совершили ошибки в расчёте объёма.

Статистика показывает, что в таких заданиях ошибок гораздо больше, чем в гораздо более сложных профильных заданиях. 

Совет: потренируйтесь перед тестированием. Если ответы не сходятся с ключами, обратитесь за помощью к стороннему специалисту (репетитору или сервису студенческой помощи), чтобы они указали, где вы ошибаетесь.

Ошибки в алгоритмах и методах решения

Этот тип ошибок встречается во всех заданиях.

Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Около 15% участников получили нулевые баллы из-за проблем с невнимательным чтением неравенства, непониманием алгоритма решения совокупностей и систем логарифмических неравенств.

Хватает ошибок и в решении дробнорациональных неравенств, когда ученики забывают про знаменатель.

Совет: всегда проверяйте решение. Научитесь правильно находить последовательность в решении алгоритмов.

Ошибки в чтении и построении чертежа

Такое случается, когда ученик не понимает взаимосвязь элементов геометрических конструкций, а также не обладает основными пространственными представлениями. 

Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Около 10% участников экзамена сделали ошибки в вычислении углов по их записи, просто перепутав буквы или не понимая, где расположены вершины всех углов. Еще 5% решили, что угол ACD прямой. А 3% увидели в угле ABD равносторонний треугольник. 

Совет: тренируйтесь находить взаимосвязь элементов геометрических конструкций.

Неумение обосновывать и доказывать

14 и 16 задания по стереометрии и планиметрии отличаются повышенным уровнем сложности и требуют развернутого ответа. В каждом по 2 пункта: в первом нужно доказать, во втором – произвести вычисления. 

Самые распространенные ошибки касаются первого пункта, так как у участников выявились проблемы с умением доказывать.

Есть проблемы и в оформлении доказательств. Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Основная трудность в отсутствии понимания логики построения доказательства.

Совет: тренируйтесь в доказательной базе, повышайте математическую культуру, учитесь обосновывать выбранные методы и способы их решения.

Ошибки в заданиях по тригонометрии

Из-за невнимательности и неаккуратности, а также отсутствия знаний по большому количеству теоретических фактов и способности их применять на практике, участники совершают частые ошибки в решении тригонометрических заданий.

Например:

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Только 34% участников выполнили его. Самые частые ошибки (около 12%) связаны в первую очередь с нахождением тригонометрического знака – чаще всего потеря знака «минус». Еще 22% ждут «красивого» ответа, равного 1 или 2.

Ошибки математического моделирования

В 11 и 17 заданиях проверяют способность учащихся к построению и исследованию простейших математических моделей. 

В текстовых задачах основную роль играет сюжетная часть – она имеет практическую ориентацию. И часто из-за непонимания взаимосвязи величин в этих заданиях допускают ошибки.

Например, в задачах на движение примерно 10% не понимают принципы движения по реке – они умножают собственную скорость на время движения.

Совет: тренируйте текстовые задачи, внимательно читайте условие задачи. 

Профильный уровень

Здесь приведем краткий список трудностей и ошибок участников ЕГЭ по математике:

  1. Задание 2 – учащиеся не понимают разницу в сравнении отрицательных чисел и их моделей.
  2. Задание 6 – не понимают геометрический рисунок (относятся к нему как к чертежу, где соблюдены все размеры).
  3. Задание 7 – отвечают наугад в решениях производных и попытках увидеть ее на чертеже.
  4. Задание 8 – ошибаются в наглядном решении. 
  5. Задание 9 – неправильно применяют свойства степеней, ошибаются в решении логарифмов из-за отсутствия практики.
  6. Задание 12 – ошибаются в задачах с нулями производной.

Как правильно читать задание, чтобы не совершать ошибок по невнимательности

Есть несколько рекомендаций, чтобы избежать ошибок из-за невнимательного прочтения задания. Это и будет алгоритмом решения задачи:

  • прочтите условие;
  • выпишите данные величины, сделайте рисунок в геометрическом задании;
  • установите и запишите отношения и взаимосвязи между известными данными;
  • выпишите что найти, ответ на какой вопрос нужно дать;
  • определите тип задания;
  • сформулируйте содержание и последовательность действий.

Это будет ваш своеобразный чек-лист, который обязательно нужно соблюдать при решении любой задачи, чтобы не допустить обидных ошибок. 

Данные условия важно именно выписывать, а не иметь в виду. Фиксация их в уме чаще всего приводит к записи неправильного ответа.

И еще момент: не приступайте к решению задачи сразу же после ее прочтения. Психологи утверждают, что важно выдержать паузу между стимулом и реакцией – именно при этом условии удастся добиться оптимальных результатов:

  • сориентироваться в условии,
  • обдумать и спланировать ее решение,
  • понять уровень ее сложности и решить, откладывать ли ее решение напоследок. 

Кроме сложности задачи оцените, сколько баллов она принесет и насколько она утомительна. Важно оставить энергию для решения других заданий при сдаче единого государственного экзамена.

Начинайте с самой простой задачи, постепенно продвигаясь к самой сложной. На экзамене важно количество решенных заданий, а не их сложность.

Знание типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по математике даст вам полную картину того, к каким заданиями нужно готовиться с большим усилием. А чтобы не отвлекаться на другие учебные дела, не забывайте: рядом есть сервис студенческой помощи, который подставит плечо в трудную минуту.

Готовь сани летом, а к ЕГЭ готовься зимой, а то и раньше. Осталось всего несколько месяцев до испытания, которое напрямую повлияет на поступление в вуз. И часто грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку становятся причиной провала поступления.

В какой вуз поступать – почитайте на нашем телеграм-канале. А мы расскажем о том, какие проблемы возникают у учащихся с обязательным и самым массовым предметом, и как избежать ошибок при сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка 1: неграмотное оформление ответов

Типичные ошибки на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку связаны с неправильным оформлением работы. В итоге помарки, недопонимание, неточности и просто плохое оформление затрудняют машинное считывание ответов.

Совет: изучите образец. Будьте предельно внимательны, ведь любые неточности могут помешать механизму считать ваш ответ. А ведь от этого зависит общий балл.

Читайте инструкцию по заполнению формы и четко следуйте рекомендациям:

  • буквы и цифры пишите по образцу (особенно это касается цифр 2, 7 и букв А, Е);
  • знаки прописывайте в окошке, а не за его пределами или на стыке;
  • в заданиях 8 и 26 нужно написать только нужные элементы;
  • пишите так, чтобы слова помещались в 17 клеток;
  • внимательно читайте задания: пишите буквы там, где просят писать буквы, и слова там, где просят выписать слова;
  • не оставляйте пробелы между словами;
  • слова выписывайте в той же форме, в которой они представлены в задании.

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Ошибка 2: выбор всегда только одного правильного ответа

А между тем, в первом задании всегда 2 правильных ответа. И если вы дадите всего один ответ, то это будет считаться ошибкой. 

Совет: внимательно читайте исходный текст. Выделите 2 основные мысли из предложенных по списку. Даже одна неверно написанная цифра принесёт ученику 0 баллов.

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Ошибка 3: неправильное написание -Н- и -НН-

Это самые частые ошибки при сдаче ЕГЭ (русский), они появляются у 35% участников. И случается это, когда плохо разбираешься в частях речи.

Совет: заучиваем правила. -Н- пишем в существительных от прилагательного с -Н- (пряность, нефтяник), прилагательных от существительного с суффиксами -ин-, -ан-, -ян- (серебряный, кожаный, голубиный), отглагольных прилагательных (жареный, стираный), кратких причастиях (названы, освоена), в наречиях от слов с -Н- (чудесно, ужасно). 

-НН- пишем в существительных от прилагательного с -НН- (современник, воспитанник), существительных и прилагательных от существительных с -Н- на конце корня и в начале суффикса (дружинник, малинник, длинный, башенный), прилагательных от существительных с суфиксами -ОНН-, -ЕНН- (соломенный, внутренний, НО ветреный), в словах на «-ованный, -еванный, -ёванный» (исключения – кованый, клеваный, жеваный), полных страдательных причастиях прошедшего времени (срезанный, купленный), наречиях от слов с –НН- (взволнованно, неслыханно).

Ошибка 4: неправильное ударение

В четвертом задании попросят правильно расставить ударения. И вряд ли там будут сложные случаи. Поэтому заранее запаситесь орфоэпическим словариком.

Совет: тренируйтесь в орфоэпии. Практика показала, что повторения со словарем действуют гораздо лучше интуиции. 

Ошибка 5: неправильная редактура текста

В шестом задании тестирования учащиеся должны убрать лишнее, отредактировав текст без потери смысла. 

Допускают чаще всего ошибки, связанные с плеоназмами. Например, в словосочетании «необычный феномен». Дело в том, что слово «феномен» само по себе значит «необычное явление», поэтому добавление перед ним эпитета «необычный» неоправданно и излишне. Сюда же «самый красивейший», «наиболее лучший» и т.д.

Совет: вдумывайтесь в значения слов. 

Ошибка 6: неправильное определение типа речи

Многие «сыпятся» на задании 23, где нужно определить функционально-смысловой тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чаще всего рассуждение путают с повествованием.

Совет: читайте медленно и вдумчиво. Ошибку допускают именно из-за поверхностного и быстрого прочтения. Если же читать медленно, внимательно и не один раз, то удастся выполнить глубокий смысловой анализ фрагмента и успешно выполнить задание.

Запомните: рассуждение – когда автор пытается что-то доказать или объяснить. В таком тексте должно быть утверждение, аргументация и вывод.

Ошибка 7: неправильная расстановка знаков препинания

Около 40% учащихся делают пунктуационные ошибки в сложных предложениях. Учащиеся не знают, как выделить вводные конструкции и однородные члены предложения. Особенно сильно смущает расстановка знаков препинания в стихах.

Более того, теперь при сдаче ЕГЭ нужно не только выполнить расстановку знаков пунктуации, но и выполнить пунктуационный анализ текста. В 2019 году без проблем с этой задачей справилось только 32% участников.

Совет: тренируйтесь на стихах. Читайте правила, ищите лишние члены предложения, которые можно опустить без потери смысла. Учите правила осознанно, вдумываясь в смысл. Особенно внимательно отнеситесь к выполнению задания №19 – именно там пунктуация самая сложная.

Ошибка 8: неправильное определение языковых средств выразительности

Это предлагают сделать в задании №26. С выявлением эпитетов и сравнений проблем почти не возникает. Сложности возникают с метафорами, перифразами, олицетворениями, гиперболами, контекстными антонимами, градациями и т.д.

Совет: выучите средства выразительности наизусть. Также проработайте типичные ошибки при написании сочинения для ЕГЭ (русский язык).

При написании сочинения или выполнении других заданий, где требуется развернутый ответ, избегайте разговорной лексики.

Тест ЕГЭ – это серьезная работа, в которой нельзя использовать разговорную лексику. Также постарайтесь избегать случайных повторов, языковых ляпов, подмены понятий. 

Ошибка 9: проблемы с орфографией

Этой теме посвящен целый блок заданий (с 9 по 12). И часто ученики просто недооценивают его, считая, что нет ничего сложного в подстановке правильной гласной/согласной, приставки, суффикса или окончания. 

Обратить внимание на этот блок стоит еще и потому, что совсем недавно эти задания немного изменили.

Совет: следите за соблюдением падежей и предлогов. Учите исключения.

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Ошибка 10: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Справедливости ради отметим, что эта тема действительно сложная. Так что не удивительно, что ученики делают тут ошибки.

Совет: учим правила и ставим нужные вопросы к глаголам.

Типичные ошибки в сочинениях огэ

Ошибка 11: невнимательность при написании сочинения

Традиционно сочинение является самой сложной частью ЕГЭ. Не удивительно: здесь и свою мысль нужно красиво выразить, и ошибок не допустить, и добиться поставленной цели, и оставаться в рамках темы.

В этой части выпускники допускают абсолютно все типы ошибок: лексические и грамматические, пунктуационные, отсутствие комментариев и аргументации, обозначения проблемы и ответа на поставленный вопрос, использование клише и разговорной лексики.

Совет: тренировка и еще раз тренировка. Постоянно повторяйте основные правила и практикуйте написание хотя бы коротких эссе. А еще читайте. Практика показала, что при чтении речевые, лексические и грамматические правила усваиваются намного быстрее и легче, чем при заучивании.

Еще на этапе подготовки к тестированию рекомендуем как можно чаще проверять и искать у себя ошибки – это развивает внимательность. 

Ну а параллельно не забываем о сервисе студенческой помощи, который всегда окажет поддержку в трудную минуту. Конечно, он не поможет на самом едином государственном экзамене, но сможет подсказать, какие речевые и лексические ошибки по ЕГЭ по русскому языку вы можете допустить, а на каких заданиях сделать акцент. 

Добавлено: 28 февраля 2021 в 11:56

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

Литература — предмет, который выбирают при поступлении на филологические и другие творческие специальности. В 2020 году в ЕГЭ по этой учебной дисциплине принимало участие 46,7 тыс. человек, 3,1% которых не смогли преодолеть минимальный порог в 32 тестовых балла. Достаточно высока доля ребят, набравших менее 60 тестовых баллов (34,9%) и только 19,6% участников попали в категорию высокобалльников, то есть получили более 81 тестового балла. Как правило, это мотивированные выпускники, которые поставили перед собой цель «Решу ЕГЭ литература на максимум» и для этого посещали курсы или самостоятельно готовились по материалам ФИПИ. Тем, кто хочет добиться аналогичного результата в 2021 году, будет полезна информация, собранная в этой статье.

Структура ЕГЭ по литературе в 2020 году

Госэкзамен по литературе уже традиционно состоит из двух частей:

  • первый блок включает 16 заданий с кратким или развернутым ответом, которые в сумме дают 44 первичных баллов или 76% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ;
  • второй блок представляет собой 1 задание-сочинение по одной из 4 предложенных тем, которое оценивается в 14 первичных баллов или 24% от максимально возможного результата за весь ЕГЭ.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

В сравнении с 2020 годом в структуре контрольных измерительных материалов произошли незначительные изменения. В частности, организаторы изменили формулировку задания №7. Теперь в бланк ответа потребуется внести два слова, пропущенных в кратком описании текста. Обращаем внимание наших читателей: слова должны быть записаны подряд без пробелов или разделительных знаков. Проиллюстрируем это условие примером:

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

В приведенном примере из демоверсии первый пропуск можно заполнить словами «полилог» либо «диалог», а второй — словом «конфликт». В итоге правильный ответ будет следующим: «полилогконфликт» (также принимается вариант «диалогконфликт»).

Также следует отметить, что первая часть работы разбита на два блока:

  • 12 вопросов по 1 баллу, на которые требуется дать краткий ответ;
  • 4 вопроса с развернутым ответом, оцениваемые в 32 балла.

Кроме того, эта часть содержательно разделена на два комплекса вопросов в зависимости от текстового фрагмента, к которому они относятся. Подробная характеристика этих заданий будет дана ниже.

Решу ЕГЭ литература: часть 1

Первый блок заданий части 1 касается отрывка из драматического, лирического либо лироэпического произведения. В демоверсии в качестве образца приведен диалог из пьесы «Гроза». Внимательно прочитав этот текст, участники должны ответить на 7 вопросов, касающихся указанного произведения или отрывка. В качестве ответов может выступать слово, словосочетание, последовательность цифр.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

К примеру, в демоверсии предлагается ответить на вопрос, какое литературное направление свойственно творчеству Островского и конкретной пьесе. Для ответа на этот вопрос необходимо либо знать, что автор был замечательным драматургом-реалистом, либо проанализировать отрывок, сделав аналогичный вывод.

Решу ЕГЭ литература: что нужно знать в 2021 году?

Также в этом блоке встречаются два задания с развернутым ответом. При оценке задания №8 эксперты учитывают следующие факторы:

  • понимает ли автор смысл прочитанного отрывка;
  • является ли ответ развернутым (5-10 предложений);
  • дан ли ответ по сути;
  • наличие/отсутствие фактических ошибок;
  • насколько хорошо участник ЕГЭ анализирует произведение, аргументируя собственную точку зрения.

При оценке задания №9 учитываются следующие моменты:

  • сколько произведений автор работы сопоставил с «образцом» из КИМ ЕГЭ (рекомендуется выполнить анализ 2 произведений);
  • является ли ответ развернутым (5-10 предложений);
  • названы ли авторы каждого из произведений-примеров, их названия и убедительно ли сопоставление;
  • присутствует ли в работе анализ обоих сопоставляемых произведений;
  • присутствуют ли в ответе речевые или логические ошибки.

Второй блок части 1 касается лирического произведения и также разделен на 5 вопросов с кратким и 2 задания с развернутым ответом. В качестве примера в демоверсии приведено стихотворение Рубцова «Сентябрь». При оценке задания №15 используются те же критерии, которые мы привели для задания №8, а параметры оценивания задания №16 соответствуют заданию №9. Более подробную информацию вы можете почерпнуть в комплексе документации от ФИПИ.

Решу ЕГЭ литература: часть 2

Сочинение — одно из наиболее сложных и ответственных заданий в КИМ ЕГЭ. Согласно рекомендациям разработчиков, работа должна содержать 200 и более слов. При количестве слов менее 150 сочинение оценивается в 0 баллов. Подсчет выполняется с учетом служебных и самостоятельных частей речи. При этом «какой-либо» считается одним словом, а «какой же» — двумя. Также одним словом считаются фамилия с инициалами и числительное в форме «2 года».

Кроме того участникам следует учесть, что работу, содержащую более 200 слов, не оценивают, если тема не раскрыта, то есть по критерию 1 выставлено 0 баллов. Содержательный разбор критериев можно изучить в актуальной демоверсии на сайте ФИПИ. Мы же упомянем главные моменты, на которые следует обратить внимание:

  • раскрытие темы;
  • количество произведений-примеров в сочинениях по поэзии (рекомендовано опираться на 3 примера);
  • использование текста целевого произведения для аргументации позиции участника ЕГЭ (при этом следует анализировать, а не просто переписывать отрывки);
  • использование в работе теоретико-литературных понятий;
  • соблюдение речевых норм;
  • логичность и композиционная стройность сочинения.

При подготовке к сочинению рекомендуем больше времени посвящать практике. После написания той или иной работы обязательно открывайте критерии из демоверсии и оцените работу по правилам ФИПИ. Именно так мы готовим учеников на курсах ЕГЭ по литературе, поэтому наши выпускники всегда демонстрируют высокие результаты!

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

  • Типы и классификация ошибок учащихся в изложениях и сочинениях
  • Типа или типо как пишется правильно слово
  • Типичные ошибки при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Тип сказки спящая царевна
  • Тип сказок морозко и мороз иванович