Типичные ошибки при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений изложений при проверке сочинения изложения учитываются следующие виды ошибок: несоответствие содержания сочинения

Рекомендации по квалификации ошибок при проверке итоговых сочинений (изложений)

При проверке сочинения (изложения) учитываются следующие виды ошибок:

  1. несоответствие содержания сочинения теме или подмена темы;
  2. фактические ошибки, связанные с отсутствием у пишущего достоверной информации по обсуждаемой теме, незнанием (или слабым знанием) текстов художественных произведений, историко-литературного и культурно-исторического контекста, неверным или неточным использованием терминов и понятий;
  3. логические ошибки, связанные с нарушением законов логики как в пределах одного предложения, суждения, так и в пределах целого текста, например: сопоставление (противопоставление) различных по объему и содержанию понятий, использование взаимоисключающих понятий, подмена одного суждения другим, необоснованное противопоставление, установление неверных причинно-следственных связей, несоответствие аргументации заявленному тезису; неправильное формирование контраргументов; отсутствие связи между сформулированной проблемой и высказанным мнением в связи с обозначенной в сочинении проблемой; неиспользование или неправильное использование средств логической связи, неправильное деление текста на абзацы;
  4. речевые (в том числе стилистические) ошибки, нарушение стилевого единства текста;
  5. грамматические ошибки;
  6. орфографические и пунктуационные ошибки;
  7. несоблюдение требуемого объема.

на сайте

Предлагаемый ниже материал не носит исчерпывающего характера, но может помочь учителю квалифицировать наиболее типичные ошибки, допускаемые выпускниками в сочинениях (изложениях).
Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы выпу
фильмы онлайнскника
Фактические ошибки
Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.
Выделяются две категории фактических ошибок.

1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д.

2. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Логические ошибки

Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. Логические ошибки включают широкий спектр нарушений в построении развернутого монологического высказывания на заданную тему, начиная с отступлений от темы, пропуска необходимых частей работы, отсутствия связи между частями и заканчивая отдельными логическими несообразностями в толковании фактов и явлений. К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога). Следует отметить, что данная композиция является характерной, типовой, но не обязательной. В зависимости от структуры произведения или его фрагментов возможны тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст, в отличие от единичного предложения, имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Примеры логических ошибок в разных частях текста

Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе… Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.
Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Ошибки, связанные с нарушением речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных норм

При проверке и оценке итогового сочинения (изложения) учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.

Речевые ошибки

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетамиРечевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее).
Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки: нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в).
2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены).
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака).
4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи в нарушении границ предложения. Например:
– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс);
– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);
– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);
– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).
Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:
1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);
2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…);
3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);
4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);
5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);
6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов.
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы);
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку».
Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
4) в написании и и ы после приставок;
5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:
1. В переносе слов.
2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.
В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:
1) тире в неполном предложении;
2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
5) в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки
1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

[1] Подробнее о квалификации ошибок см. в «Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку». Данный материал размещен на сайте ФИПИ  (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf).

Классификация ошибок

Грамматические ошибки (Г) – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.  

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Г1

Ошибочное словообразование. Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов,  действительных и страдательных причастий,   деепричастий).  

Благородность, чуда техники, подчерк, надсмехаться;  более интереснее, красивше;  с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет;  сколько нравственных принципов мы лишились из-за  утраты духовности; им двигает чувство сострадания;  ручейки воды,  стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились.

Г2

Нарушение норм согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Г3

Нарушение норм управления

Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой.

Г4

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого  

Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

Г5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Г6

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство сопереживания.

Г7

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под  ногами.

Г8

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Г9

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Г10

Нарушение границ предложения

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста.  

Г11

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.  

Г12

Пропуск члена предложения (эллипсис)

На собрании было принято (?) провести субботник.

Г13

Ошибки, связанные с употреблением  частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Речевые ошибки (Р) – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы,  неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;  экспрессивных средств,  неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Р1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел.  

Р2

Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов  

Таким людям всегда удается объегорить других. Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. 

Р3

Неудачное употребление местоимений

Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Р4

Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцелярита, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,  жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов  

По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Р5

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

В таких случаях я взглядываю в словарь.

Р6

Неразличение  паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте

Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знакомо во многих странах; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

Р7

Нарушение лексической сочетаемости  

Автор использует художественные особенности. 

Р8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Молодой юноша; очень прекрасный.

Р9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Р10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им.

Р11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Р12

Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться,  об этом позаботится книжный наш магазин.

Логические ошибки (Л). Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Л1

Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна Иванова и Зоя Ивановна Петрова; Он облокотился спиной на батарею; За хорошую учебу и воспитание детей родители обучающихся получили благодарственные письма от администрации школы.

Л2

  Нарушение причинно-следственных отношений

 В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации образования решаются слабо.

Л3

Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. [?] А как хочется, чтобы двор был украшением и школы, и поселка.  

Л4

Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению)

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?  

Л5

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица)      

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы снежных равнин.

Л6

Сопоставление логически несопоставимых понятий

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7

Неудачный зачин 

Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом  предложении, например: В этом тексте автор…  

Л8

Ошибки в  основной части

 а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

б) Отсутствие  последовательности  в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

в) Использование разнотипных  по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла. 

Л9

Неудачная концовка 

Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. 

Фактические ошибки (Ф) — разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий  приводит факты, противоречащие действительности, дает  неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Ф1

Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров

Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором; Ленский вернулся в свое имение из Англии; Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие.

Ф2

Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.

Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись

Ф3

Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.

Великая Отечественная война 1812 года; Столица США — Нью-Йорк.

Ф4

Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.

Искажения в названиях литературных  произведений, их жанров, ошибка в указании  автора.

Тургеньев; «Тарас и Бульба»;  в повести Тургенева «Преступление и наказание».

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  • на изученные правила;
  • негрубые (две негрубые считаются за одну):
  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов);
  • однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,

каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная):

ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

При проверке грамотности (К7-К8) не учитываются ошибки

  • орфографические:
  • в переносе слов;
  • буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • прописная / строчная буквы
  • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
  • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
  • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот).
  • слитное / дефисное / раздельное написание
  • в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
  • на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
  • пунктуационные ошибки:
  • тире в неполном предложении;
  • обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • в передаче авторской пунктуации;
  • графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений;
  • описки и опечатки:  

— искажение звукового облика слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля);.

— пропуски букв (весь роман стоится на этом конфликте;

— перестановки букв (новые наименования пордуктов);

— замены одних буквенных знаков другими (лешендарное Ледовое побоище);

— добавление лишних букв (в любых, дашже самых сложных условиях).

Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?

Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года

  • Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
  • Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
  • Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
  • Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
  • Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.

Объём, структура, время

Рекомендуемое количество слов — от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.

Структура:

  • Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
  • Основная часть (200-250 слов)

Тезис 1.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
  • Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
  • Переход-связка к тезису 2.

Тезис 2.

  • Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
  • Микровывод.
  • Переход-связка к выводу.
  • Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.

Время написания сочинения — 3 часа 55 минут. 

Как получить зачёт

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения. 

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Лайфхак: редактируйте!

Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза. 

Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило. 

Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения. 

На что обращать внимание при постановке знаков препинания:

  1. Сложное / простое предложение.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Обособленные члены предложения. 
  4. Уточняющие члены предложения.
  5. Обращение, прямая речь.
  6. Вводные слова.
  7. Тире между подлежащим и сказуемым.

Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.

Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.

В декабре одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение, у которого две задачи: допустить выпускника к сдаче ЕГЭ и дать возможность набрать дополнительные баллы в качестве индивидуального достижения при поступлении в вуз. Пока не все вузы учитывают результаты сочинения, поэтому главная задача школьника — получить доступ к выпускным экзаменам.

В 2019 году итоговое сочинение будут писать 4 декабря. Разберёмся, каким должно быть это сочинение, на какие произведения стоит опираться и как готовиться, если до дня X осталось меньше месяца.

Требования и критерии оценивания

Распространённые ошибки в сочинениях

Какая литература подойдёт для аргумента

Итоговое сочинение — это сочинение-рассуждение, основанное на литературном материале. Формат рассуждения подразумевает, что в тексте должен быть ряд логически связанных мыслей на предложенную тему. Строить рассуждение нужно с опорой на литературное произведение — художественный или публицистический текст. Не запрещается дополнительно писать и о других сферах культуры и истории: кино, живописи, театре, философии.

В школе сочинение оценивают по системе «зачёт/незачёт», то есть оценок за него не ставят. Школьники, получившие «зачёт», допускаются к сдаче ЕГЭ. Чтобы сочинение засчитали, оно должно соответствовать определённым требованиям и критериям оценивания.

Перед тем как проверить сочинение, эксперт оценивает его на соответствие двум главным требованиям: объёму и самостоятельности написания.

Требование № 1 — объём. В сочинении должно быть не менее 250 слов — засчитываются все слова, включая служебные части речи. Больший объём — приветствуется. Если же слов окажется меньше, рассматривать сочинение не будут.

Требование № 2 — самостоятельность. Сочинение нужно писать полностью самостоятельно: запрещено списывать, цитировать чужой текст нужно в меру и с указанием источника. Если при проверке сочинения у эксперта возникнут подозрения, он «прогонит» текст через программу антиплагиата. Работы с более 40% чужого текста дальше не проверяются.

Сочинение, отвечающее требованиям № 1 и 2, проверяют дальше по пяти критериям. В сумме нужно получить «зачёт» минимум по трём из них: обязательно по первым двум и одному из оставшихся.

Критерий № 1 — соответствие теме. В сентябре министерство просвещения объявляет направления тем для сочинений. В 2019–2020 учебном году это:

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги;

2. Надежда и отчаяние;

3. Добро и зло;

4. Гордость и смирение;

5. Он и она.

Конкретные темы заранее не известны. В министерстве их формулируют и распределяют по регионам в разных часовых поясах: школьники из Москвы и, например, Хабаровска получают разные темы.

На выбор выпускнику даётся по теме из одного направления, то есть всего пять тем. Выпускник самостоятельно выбирает тему. Сочинение должно чётко ей соответствовать. Если школьник в ходе рассуждений уходит от темы или не понимает в ней значение слов, то его работа получает «незачёт» по первому критерию, что равняется «незачёту» за всё сочинение.

Критерий № 2 — аргументация и опора на литературный материал. Свои рассуждения в тексте нужно подкреплять аргументами, основанными на литературном произведении. Если в сочинении есть рассуждение, но о литературе речь не заходит, такое сочинение тоже получает «незачёт».

Критерий № 3 — композиция и логика. Сочинение — это завершённый текст, оформленный по определенным композиционным правилам: у него должно быть вступление, основная часть и заключение. Сам текст нужно делить на абзацы, потому что рассуждение выстраивается поэтапно. Также в сочинении должна прослеживаться логическая структура — то есть направление мысли, понятное любому читающему.

Критерий № 4 — качество письменной речи, или речевое оформление. Здесь играет роль количество речевых ошибок: если они есть, но не мешают понимать текст, эксперт их простит. «Незачёт» по этому критерию ставят, если из-за низкого качества речи непонятен смысл текста.

Критерий № 5 — грамотность. Эксперт смотрит на количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок: в совокупности их должно быть не больше 5 на 100 слов. Предположим, объём сочинения 400 слов — значит, допускается не более 20 ошибок. Это довольно мягкие условия. Если школьник готовится к ЕГЭ по русскому языку и более-менее знает правила, у него не должно возникнуть проблем с этим критерием.

Итоговое сочинение можно отнести в вуз и получить за него максимум 10 дополнительных баллов к суммарному количеству баллов за ЕГЭ. Правда, пока сочинения принимают не везде: во-первых, у вуза должно быть гуманитарное направление и специалисты, которые могут проверить сочинение. Во-вторых, проверка требует человеческих и финансовых ресурсов. Поэтому стоит заранее уточнить, даёт ли желаемый вуз баллы за сочинения. Например, их точно дают в МГУ и в НИУ ВШЭ.

Вузы, которые принимают итоговое сочинение, предлагают свою систему проверки. Они добавляют дополнительные критерии оценки к школьным или ужесточают школьные.

Например, именно в НИУ ВШЭ предложили ввести в итоговое сочинение историко-культурный контекст, поэтому там ставят дополнительные баллы за привлечение аргументов не только из литературы, но и из других сфер. Также отдельным критерием во ВШЭ считают демонстрацию знаний историко-культурного контекста. То есть выпускнику нужно не только продемонстрировать знание литературного произведения, но и показать, что он понимает, когда оно было создано и как исторические, культурные и социальные события повлияли на содержание произведения.

Во ВШЭ строже относятся к вопросу грамотности: за определённое количество ошибок снимают баллы, за отсутствие ошибок баллов не дают. То же самое с требованием самостоятельности — за наличие в сочинении чужого текста школьник потеряет балл. Ещё одна особенность ВШЭ в том, что там дают балл за оригинальность, например, если в сочинении есть интересные и нестандартные рассуждения.

Бывает, что в формулировке темы есть слова, редко употребляющиеся в современном языке. Например, в одном из прошлых итоговых сочинений была тема «Разница между отвагой и безрассудством». Слово «безрассудство» не самое частое в обиходе молодых людей, и некоторые пытались понять его значение по составу слова: «рассудок» и «без рассудка» — и восприняли его как «сумасшествие». Конечно, это было некорректно, и сочинения оказались на совершенно другую тему. Другой случай — когда школьник не понимает, какая проблема заложена в вопросе. Поэтому стоит выбирать тему, которая максимальна понятна и прозрачна. У выпускника не должно быть никаких сомнений, что имел в виду составитель задания.

Поскольку большая часть тем формулируется в виде вопроса, выпускники считают, что их задача — дать ответ на этот вопрос и аргументировать ответ примерами из литературы. Например, на вопрос «По какой причине возникают конфликты между отцами и детьми?» написать набор причин в одном предложении и проиллюстрировать их примерами из романа Тургенева.

Рассуждение — это не простой ответ на вопрос, а многоэтапное развитие мысли, цепочка тезисов. Чтобы мысль двигалась, нужно задавать себе много вопросов, связанных с темой, и один за одним на них отвечать. Только так получится качественное сочинение-рассуждение.

В подавляющем числе работ выпускники привлекают литературный материал только в виде иллюстрации: выдвигают простой и очевидный ответ на поставленный вопрос и вкратце пересказывают сюжет произведения. Это снова уход от критериев сочинения-рассуждения.

Литературный материал должен доказывать точку зрения школьника, убеждать проверяющего, что он прав. При аргументировании стоит размышлять о причинах событий и поступков персонажей, о том, как историко-культурный контекст повлиял на авторский замысел, с помощью каких приёмов и композиционных решений автор доносит свою мысль. Другими словами, нужно отвечать не на вопрос «Что произошло?», а давать ответ «Почему произошло».

Как правило, выпускники при написании сочинения придерживаются схемы «вступление, основная часть, заключение», но это самая простая композиция текста. Внутри неё почти нет логики.

Логика же предполагает смысловую связь между частями: как вступление и заключение по смыслу связаны с основной частью, как внутри основной части между собой связаны абзацы. Эту логику нужно продумывать заранее с помощью плана текста. Например, решить, что во вступлении будут поставлены 1–2 проблемы, в первой части основного текста будут рассмотрены причины этих проблем, во второй — способы их решения, а в третьей — последствия.

Часто в сочинениях искажают факты из сюжета произведения, путают название произведения, его автора или имена персонажей. Такие серьёзные фактические ошибки могут воспринять как незнание литературного материала — а это «незачёт» по второму критерию.

Фактические ошибки случаются, когда школьник не читал книгу сам, а ознакомился с кратким пересказом. Поэтому для аргументации школьнику нужно выбирать тексты, в которых он хорошо ориентируется. Он должен помнить название, автора, быть уверены в сюжете и историческом контексте событий. Итоговое сочинение предполагает уважительное отношение к литературе, и без её знания не получится написать хороший текст-рассуждение.

Самая серьёзная проблема в сочинениях — это орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки.

Проблемы с речевой грамотностью решаются двумя способами. Первый вариант — читать больше хороших, образцовых сочинений, чтобы привыкнуть к грамотной речи. Здесь нужно быть осторожным: на многих сайтах и в социальных сетях выкладывают совершенно безграмотные тексты, которые пишут сами участники сообществ. Поэтому важно выбирать только надёжные сборники, составленные экспертами. Например, учебно-методическое пособие А. Нарушевича и И. Нарушевич «Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение. 11 класс».

Второй вариант — редактировать чужие тексты с ошибками. Этот способ эффективнее, но труднее. Во-первых, эти тексты нужно где-то брать. Во-вторых, исправленные тексты стоит показывать преподавателю или другому специалисту, который сможет прокомментировать правки. Тренируясь таким образом, школьник научится видеть в своём сочинении ошибки.

На этапе допуска к ЕГЭ итоговое сочинение проверяют школьные учителя, и это некоторым образом влияет на процесс. Во-первых, внутри школы проверка довольно лояльная: учителя ставят «незачёты» только в самых крайних случаях.

Во-вторых, в школе обычно преподают люди другого поколения — с читательским опытом, отличающимся от опыта выпускников. Это нужно учитывать при выборе произведения для аргумента.

Бывает, что на курсе по подготовке к итоговому сочинению возникает спор преподавателя со студентами о том, какую литературу можно привлекать, а какую не стоит. Ребята часто стремятся выбрать что-то малоизвестное или даже подпольное. Возможно, причина в том, что они хотят писать о книгах, которые не читали учителя и в упоминании которых они не смогут найти фактические ошибки. Например, произведения, которые были опубликованы только в интернете, или те, которые написали друзья школьников.

Студенты считают, что имеют на это право. Конечно, никто не может им запретить писать о тех книгах, которые им нравятся. Формально придраться будет не к чему, но у преподавателя может сложиться неблагосклонное отношение к такому сочинению.

Другие произведения, которые предлагают студенты — современная подростковая литература и современная фантастика. Это более мягкий вариант, но тоже сомнительный. Ещё студенты спрашивают, можно ли считать литературой фанфики и тоже использовать их для аргументов. Нет, фанфики — это не литература, и к ним обращаться не стоит.


Советуем найти компромисс и не использовать совсем подпольные тексты. Лучше выбрать такое произведение, с помощью которого получится выстроить диалог с проверяющим.


При этом необязательно брать стандартные примеры. Учителя, по их собственным словам, очень устали от одинакового набора текстов в сочинениях, когда везде пишут про «Отцов и детей», «Капитанскую дочку» и «Войну и мир». «Незачёт» за них, конечно, не поставят, но интерес к такому сочинению снизится.

Подборки тем. На многих сайтах есть подборки возможных тем. Вряд ли там встретится формулировка, которая будет на реальном сочинении, но зато там видно, насколько широк диапазон проблем внутри направления.

Ключевые слова. На основе этих подборок очень рекомендуем заранее найти ключевые слова, которые встречаются в темах. Для этого можно открывать одно направление и искать часто встречающиеся понятия. Например, если взять набор по «Он и она», то будет видно, что там часто повторяется слово «взаимоотношения». Определив, что может значить это слово в разных формулировках, гораздо легче подобрать нужную литературу.

При проверке текстов преподаватели сталкиваются с тем, что у школьников не хватает читательского опыта. На итоговое сочинение нужно идти с неким багажом прочитанных книг, хотя бы из школьной программы — таких знаний вполне хватит для всех заявленных тем.

Однако если до сочинения осталось совсем немного времени, ни в коем случае не стоит пытаться изучить весь список литературы по кратким пересказам. Чтобы не допускать фактических и других ошибок, школьник должен очень хорошо ориентироваться в текстах, знать персонажей и детали содержания. Иначе проверяющий сразу поймёт, что с книгой ознакомились поверхностно.

Вместо этого советуем заранее определиться с направлением и взять несколько книг, подходящих под него. Одной книги здесь будет недостаточно, потому что нет универсального произведения, охватывающего все возможные темы. Направления звучат очень общо, например, «Гордость и смирение». Это может быть что угодно: чувство собственного достоинства или гордыня, рабская покорность или внутренняя сила.


Альтернатива романам — стихи и небольшие рассказы.


Изучить несколько лирических текстов вполне возможно за месяц и даже пару недель. Если школьник понимает лирику и может использовать её в своём сочинении, такой способ вполне подойдёт. Сочинение, полностью построенное на стихах, — редкость, и оно имеет шансы вызвать большую симпатию у проверяющего.

Если же лирика не вариант, рекомендуем обратиться к компактным рассказам. Главное — выбрать произведения на разные темы и тщательно их изучить.

1. Чтобы сочинение допустили к проверке, в нём должно быть не менее 250 слов и только самостоятельные мысли.

2. Для получения «зачёта» текст должен отвечать трём из пяти критериев оценки. Обязательные два — соответствие теме и опора на литературный материал.

3. На сочинение нужно идти с опредёленным читательским багажом. Если его нет и время поджимает — можно читать стихи или небольшие рассказы.

4. Тексты нужно читать самостоятельно, чтобы не допускать фактических и других ошибок. Краткие пересказы для этого не подойдут.

5. Чтобы выбрать литературу для аргументации, нужно смотреть подборки сочинений на возможные темы и искать в них ключевые слова.

Типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях, и пути их преодоления

Анализ итоговых сочинений 2014—2017 гг. позволяет выявить проблемы, возникшие у школьников на экзамене в новом формате, и типичные ошибки, допущенные в итоговых сочинениях. Поэтому в старшей школе для повышения качества экзаменационных работ нужно наметить пути предупреждения содержательно-структурных, логико-композиционных, фактических и речевых ошибок.

Соотнесем типичные ошибки выпускников в итоговых сочинениях с критериями их оценки (см. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

Ошибки по критерию 1 – «Соответствие теме»

  1. непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);

  2. неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;

  3. нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.

Работу над итоговым сочинением следует начинать с выбора темы. Чтобы не пришлось менять тему сочинения во время экзамена, выпускник должен обдумать все пять предложенных тем и выбрать одну, где ему интересна поставленная проблема и знакомо литературное произведение, которое можно привлечь для аргументации своих мыслей. Обдумывание темы связано с пониманием значения каждого слова в ее формулировке. Важно уяснить, какой краткий ответ на вопрос темы можно дать изначально, чтобы в сочинении этот ответ развернуто обосновать.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя от обозначенной в формулировке проблемы, потому что несоответствие теме ведет к выставлению «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Чтобы определить нужный ракурс темы, следует выявить в ее формулировке ключевые слова, которые позволят, не уходя от тематического направления, сузить тему до заданного в вопросе аспекта рассуждения.

Мы выделили ключевые слова в отдельных темах 2016/2017 уч. года:

  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции?

  • Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?

  • Когда поражение ценнее победы?

  • Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?

  • Может ли быть неравенство в дружбе?

Первые из выделенных слов «вопросительные», которые указывают, например, на причинные (почему?) или условно-временные основания (когда?) действий человека, а также на альтернативность предполагаемого ответа (всегда ли? может ли?).

Второе выделенное слово в каждой теме «смысловое», то есть указывающее на тот ракурс ответа, которого должен придерживаться выпускник в своем рассуждении.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, поражение, личность, время, дом, отечество, опыт, счастье, честь, выбор, ответственность, самолюбие, благородство, познание, путь, любовь, душевная работа, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому и психологическому словарям.

Ошибки по критерию 2 – «Аргументация. Привлечение литературного материала»:

  1. неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;

  2. неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей, его неумелое включение в работу;

  3. искажение литературных текстов и фактические ошибки.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет созданный выпускником текст. Многолетний опыт обучения сочинению ориентирует школьников на то, что главной мыслью работы должна стать формулировка заголовка ее основной части.

Ниже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2016/17 учебного года:

Тема сочинения

Варианты формулировок главной мысли

«Разум и чувство»:

Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

Конфликт между разумом и чувством возникает, если человек не умеет управлять своими желаниями.

Личные предпочтения в ущерб общественной необходимости ведут к конфликту разума и чувств.

«Честь и бесчестие»:

Какой поступок можно назвать бесчестным?

Бесчестные поступки совершают безнравственные люди.

Бесчестные поступки противоречат нравственным и общественным нормам.

«Победа и поражение»:

Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

Умение проигрывать закаляет характер человека и стимулирует стремление к победе.

Нужно не учиться проигрывать, а учиться побеждать.

«Опыт и ошибки»:

Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

Признание своих ошибок указывает на силу характера человека.

В признании своих ошибок проявляется и сила, и слабость человека.

«Дружба и вражда»:

Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

Если люди не сходятся во взглядах, они не могут быть друзьями.

Настоящие друзья умеют убеждать друг друга в своей правоте, не разрушая дружбу.

В подготовительный период можно предложить школьникам не только самостоятельно сформулировать главную мысль сочинения на определенную тему, но и оценить готовые формулировки главных мыслей высказывания, выбирая из них наиболее удачные, а также обосновать свою формулировку или свой выбор.

Четкое формулирование главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий книг, совершенно не нужен и может увести от темы. Значительно уместнее провести аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, обучающийся должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту, системе образов, сопоставлению героев и событий разных произведений и т. д.

Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются:

  1. комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введет в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказ, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения);

  2. актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; вначале нужно сформулировать главную проблему, то есть выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

  3. аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

  4. обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, школьник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

  5. сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутые тезисы; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления).

В подготовительный период следует сориентировать школьников на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например:

  • включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев;

  • сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста;

  • исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме;

  • заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения и т. д.;

  • определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам;

  • аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя;

  • доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений;

  • исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах).

Для предупреждения фактических ошибок следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений школьного курса и самостоятельно прочитанных книг.

Ошибки по критерию 3 – «Композиция и логика рассуждения»:

  1. непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;

  2. отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.

После выбора и обдумывания темы, определения ключевых слов и главной мысли сочинения, подбора примерного литературного материала следует приступить к созданию и выстраиванию текста высказывания. Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру. Для этого в черновике нужно составить примерный план сочинения или перечислить смысловые фрагменты рассуждения, которые потом следует расположить в соответствии со своим замыслом. Неумение редактировать собственный текст, продумывая его структуру, ведет к погрешностям в композиции сочинения.

Поэтому необходимо продумать структуру работы, содержание ее смысловых частей и проблемы, которые нужно сформулировать во вступлении, определить, какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут решены проблемы, поставленные во вступлении, а также какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью. Неумение выделить содержание смысловых частей сочинения, как правило, ведет к структурным, композиционным и логическим ошибкам.

Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. В заключении следует дать краткий и точный ответ на вопрос темы, подвести итог всего рассуждения или использовать уместную цитату, содержащую в себе суть главной мысли сочинения.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между ними является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Школьник должен следить за соразмерностью частей сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать не более трети всего объема работы, а основная часть – примерно две трети. Не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение очень кратким, что часто наблюдается в работах выпускников.

Для предупреждения логико-композиционных ошибок в подготовительный период целесообразно выполнять следующие типы тренировочных упражнений:

  • сформулировать главный вопрос темы (озаглавить основную часть сочинения);

  • определить 1—2 главные проблемы, которые будут доказаны в основной части;

  • записать тезисы основной части и к каждому из них подобрать несколько аргументов и примеров с учетом проблем, поставленных во вступлении;

  • сформулировать логические «мостики» между смысловыми фрагментами основной части; найти и исправить в ней логические ошибки;

  • сопоставить вступление и заключение и определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало вступлению;

  • дать оценку вступлениям и заключениям к двум сочинениям на общую тему;

  • оценить соразмерность частей сочинения и исправить его так, чтобы части были соразмерными.

Ошибки по критерию 4 – «Качество письменной речи»:

  1. низкое качество речи и речевые ошибки;

  2. ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.

Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении;

  2. употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;

  3. неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;

  4. немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

  5. смешение лексики разных исторических эпох;

  6. нарушение лексической сочетаемости;

  7. употребление лишнего слова (плеоназм);

  8. речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);

  9. необоснованный пропуск слова;

  10. порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.

Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать школьникам следующие виды тренировочных упражнений:

  1. найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы;

  2. обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости;

  3. указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова (плеоназм);

  4. исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы.

После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать:

  • выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей;

  • обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания;

  • исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам;

  • заметить и устранить речевые ошибки и недочеты.

Ошибки по критерию 5 – «Грамотность» – подсчитываются по нормам оценок для работ по русскому языку. При этом важно:

  • обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их, либо обратиться к орфографическому словарю;

  • определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При переписывании сочинения следует помнить, что оно должно быть написано разборчивым почерком. Переписывая работу начисто, выпускнику нужно следить за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк, а черновик не учитывается.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически:

  1. Для мониторинга умений написания итогового сочинения следует провести не менее трех контрольных сочинений в течение года.

  2. На уроках следует выполнять задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения.

  3. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии оценки: цитировать фрагменты удачных работ; определять направления доработки текстов (находить упущенные или неудачные повороты мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и др.)

  4. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их работам.

Для повышения профессионализма учителей в обучении школьников итоговому сочинению необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

  • изучение современной методической литературы и ресурсов Интернета по проблемам подготовки к итоговому сочинению (см. Приложения);

  • анализ формулировок тем, выявление ключевых слов и способов сужения темы;

  • осмысление проблематики сочинения, формулировка его главной мысли;

  • способы включения литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал, способы аргументации;

  • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);

  • продумывание композиции сочинения, его вступления и заключения, логические связи между его частями;

  • речевое оформление текста и оптимальные формы работы с черновиком.

Перед экзаменом выпускники должны быть знакомы с критериями оценивания и инструкцией для участника итогового сочинения.

8

  • Тип сказки спящая царевна
  • Тип сказок морозко и мороз иванович
  • Тип сказки конек горбунок
  • Тип сказки двенадцать месяцев
  • Тимур на английском языке как пишется