Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему В. Ф. Одоевский » Мороз Иванович» ( 3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Литературное чтение
3 класс
УМК «Перспектива»
Составила:
учитель начальных классов
Лохматова О.В.В. Ф. Одоевский
« Мороз Иванович» -
2 слайд
Описание слайда:
Приготовимся к уроку
-
3 слайд
Описание слайда:
Речевая разминка
Золушки и принцы, ведьмы, короли…
Чудо совершится, если веришь ты.
Сказка нас научит, зло как победить,
Как с врагами сладить, счастье как добыть.
Нам всегда помогут добрые друзья,
Будут рядом биться верные сердца.Прочитайте с интонацией удивления,
с интонацией раздражения,
с интонацией восхищения. -
4 слайд
Описание слайда:
Загадка
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил!
Но забавные картины
Появились на окне:
Пьют медведи чай с малиной,
Едут зайцы на коне,
Кто же он, что ночь не спал
И на стеклах рисовал?
Мороз -
5 слайд
Описание слайда:
Вспомним произведения о Морозе
Русская народная сказка
«Морозко»
Н. Некрасов
«Не ветер бушует над бором…» -
6 слайд
Описание слайда:
Сказка
«Мороз Иванович» -
7 слайд
-
8 слайд
Описание слайда:
Одоевский
Владимир Федорович -
9 слайд
Описание слайда:
Одоевский свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками знал латинский и древнегреческий.
Владимир Федорович Одоевский родился 11 августа 1803 г. в Москве. Отец происходил из древнего княжеского рода, родители матери — крепостные крестьяне.
Владимир Федорович дружил с Пушкиным, Крыловым, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем. -
10 слайд
Описание слайда:
Одоевский был одним из первых, кто начал писать специально для детей. Он даже создал целую небольшую детскую библиотечку, содержащую, кроме сказок, еще и рекомендации для устройства всяких любопытных приспособлений и поучительные объяснения разных явлений природы.
Еще он занимался вопросами устройства деревенских школ.
Современным читателям В. Ф. Одоевский известен прежде всего как автор сказок «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», издававшихся под псевдонимом «дедушка Иреней». -
11 слайд
Описание слайда:
Одоевский
Владимир Федорович
Скончался 27 февраля 1869 г. в Москве. -
12 слайд
Описание слайда:
Стрепня — готовая еда;
Затейница — выдумщица;
Студенец — колодец;
Перина — пуховик;
Брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;
Горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.
Окостенели – замерзли, онемели,
Отойдут, не ознобишь.
Студеная – холодная
Почивать – лег спать
Понадулась – обиделась
Нимало не мешкая – не раздумывая.
Положила его за пазуху.
Промеж себя говорят – разговаривают другСловарная работа
-
13 слайд
Описание слайда:
Характеристика героев
-
14 слайд
Описание слайда:
Характеристика героев
-
15 слайд
Описание слайда:
Характеристика героев
-
16 слайд
Описание слайда:
Подбери пословицы
Какова работа- такова и награда.
Что посеешь, то и пожнешь. -
17 слайд
Описание слайда:
Рефлексия
Меня эта сказка научила…Мне эта сказка подсказала…
Мне захотелось изменить в себе…
-
18 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание ( по выбору).
1.Составьте цитатный план сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
План – это заглавие частей текста.
Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.2.Сравните русскую народную сказку « Морозко» и
сказку В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».3. Нарисуйте иллюстрацию к любому эпизоду сказки.
-
19 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Тема:
Литературная сказка
Похожие материалы
-
Презентация и конспект урока Приключение Электроника
-
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
-
Как повысить технику чтения детей младших классов
-
Материал к уроку литературного чтения по теме «И. Токмакова «Сказочка о счастье»
-
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Начальная школа 21 века», 4 класс
-
Л.Пантелеев. « Честное слово»
-
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
-
«Э. Успенский «Чебурашка». Литературное чтение 2 класс.»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454651 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Задачи урока:
1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.
3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.
Оборудование: тексты произведений
Приемы ТРКМ, используемые на уроке:
— на стадии вызова: «работа в парах»;
— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;
— на стадии рефлЕксии: рефлексия деятельности .
Ход урока.
I Стадия вызова.
1. Настрой на урок. Работа в парах.
— Составить пословицы:
Вариант №1:
- за нос, шапку, снимает, хватает, а перед, проворным, он ленивого. (он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает)
- он, да друга — , два, вьюга. (два друга — он да вьюга).
Вариант №2:
Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).
- пословица [1]
- пословица [2]
2.Постановка цели и задач урока.
II Стадия осмысления
(«Мозговой штурм». Цель использования: — выяснение того, что знают дети по теме; — активизация имеющихся знаний).
1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».
2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске
•Почему названия сказок размещены в три колонки?
Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
? | ? | ? |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
«Лиса и тетерев» | «Сивка-бурка» | «Как мужик гусей делил» |
«Теремок» | «Иван-царевич и серый волк» | «Каша из топора» |
…. | «Хаврошечка» | …. |
•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):
•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)
3. Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов
•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?
(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).
•Как заканчивается сказка «Морозко»?
Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.
•Почему так трагически заканчивается народная сказка?
Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.
5 Работа по произведению «Мороз Иванович»
•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».
•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.
•Работа по тексту.
•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?
•Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной — волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:
•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.
•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?
В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:
•волшебный персонаж –Морозко и Мороз Иванович
•героини – резко противопоставляются по характеру
•финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.
В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?
Работа со сводной таблицей.
«Морозко» | «Мороз Иванович» | |
1. Падчерица и родная дочь | 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья | |
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее | 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама | |
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу | 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность | |
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо | 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность | |
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо | 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость | |
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает. | 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана |
Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.
Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.
В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:
1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
5.Концовкой, гуманной и нравоучительной.
«Морозко» | Линия сравнения | «Мороз Иванович» |
……. | Автор | |
……. | Сюжет | ……. |
……. | Жанр произведения | ……. |
……. | Место действия | ……. |
……. | Характеры героинь | ……. |
……. | Волшебный персоонаж | …… |
……. | Концовка | ……. |
•А чем еще сказка Одоевского отличается от народной?
Игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Вопросы по содержанию сказки.
Вопросы викторины:
•«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
•«Почему вода в колодце и летом студеная?»
•«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
•«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»
Вывод: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.
III Рефлексия деятельности
Какие произведения сравнивали?
Какие жанры произведений?
Что нового вы узнали?
Что было трудно?
IV Оценивание учащихся.
V Домашнее задание:
Нарисовать иллюстрацию к произведению «Мороз Иванович».
Литература:
1. Е.В.Посашкова, кандидат филологических наук http://www.lit-studia.ru/
2. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.-М.:ВАКО, 2009 год.
3. В.Б.Эдигей.Новое чтение. Часть 2. — М.: УЦ «Перспектива», 2007 год.
Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.
В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.
Космическая музыка, балет и опера
Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.
Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.
Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена
Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.
А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.
Мексика, фокусы и танцы
Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».
Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».
Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.
Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.
Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.
«Морозко», парижские страсти и русские сказки
Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.
За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.
Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.
Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.
Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.
Московский международный дом музыки: котики и козлики
Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.
Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.
- Авторы
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Глазырина Н.Л.
1
Медведева С.Л.
1
1 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»
сравнение сказок
задания на развитие читательской грамотности
план сказки
кроссворды
таблицы
1. Карнеева М.Ю. Конспект урока по литературному чтению «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»» — [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/12/28/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-f-odoevskiy-moroz (дата обращения: 10.06.2021).
2. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
3. Суржикова А.С. АНАЛИЗ СКАЗКИ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035639 (дата обращения: 10.06.2021).
4. Урок 31. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»: 2 часть (РЭШ). — [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://resh.edu.ru/ subject/lesson/5143 /train/283467/ (дата обращения: 15.06.2021).
Задание 1.
Назови тему и главную мысль сказки.
(Темойданного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем,проблемучеловеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основнаяидеяэтого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены».
Основнаямысльрассказа: если за что-то берешься — делай это хорошо, просто так, а не за награду.)[3].
Задание 2.
На странице 196 прочитайте 2 абзац [2].
— Что узнали из этого фрагмента?
— Можно ли по данному абзацу дать характеристику Рукодельнице? Если да, то какую?
Задание 3.
Прочитайте 3 абзац на странице 196 и 1 абзац на странице 197 [2].
— Что узнали из этого фрагмента?
— Можно ли по данному абзацу дать характеристику Ленивице? Если да, то какую?
Задание 4. (работа по стр. 197, абзац 2) [2].
— Что делает Рукодельница, когда принесет нечистой воды? Прочитай.
— Как называется этот процесс? (Фильтрование воды)
— Какие вещества помогают Рукодельнице фильтровать воду? (Уголья и песок)
— В наше время, кроме фильтров, как можно очистить воду в домашних условиях? (Отстаивание, кипячение, очищение серебром, активированным углем, заморозкой и др. Очень много способов можно найти в интернете).
Задание 5. Ответь на вопросы.
— Назови причину, по которой Рукодельнице никогда не было скучно? (стр. 197, 2 абзац) [2].
– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням?
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?
– Что же оценил Мороз Иванович?
Задание 6.
А) Выбери пословицу, которая может охарактеризовать Рукодельницу. Составь рассказ о Рукодельнице, используя эту пословицу.
— Долог день до вечера, коли делать нечего.
— Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
-Без дела жить – только небо коптить.
Б) Составь рассказ о Ленивице, используя цитату: «Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило».
Задание 7.
— По какой причине Рукодельница оказалась в колодце? Выпиши последовательность действий, используя текст. (Пошла за водой, опустила ведро на веревке, веревка оборвалась, упало ведро в колодец. Нянюшка велела Рукодельнице вернуть ведро.)
Задание 8. Распредели качества, которыми обладают герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Заполни таблицу
Слова: трудолюбивая, капризная, грубая, добрая, ленивая, ласковая, скромная, невнимательная, отзывчивая, неблагодарная.
Задание 9. Разгадай кроссворд
|
|
По горизонтали:
1. Чем оказался серебряный слиток, подаренный Ленивице?
2. Что называл Мороз Иванович студенцом?
3. Что утопила в колодце Рукодельница?
4. Отрицательная героиня сказки «Мороз Иванович»?
По вертикали:
1. За что была вознаграждена Рукодельница?
Задание 10.
Вариант А.
Найди где причина, а где следствие. Расставь в нужном порядке. Запиши.
СОБРАЛА ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОЧКИ, ПОЛУЧИЛА ГОРСТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ПЯТАЧКОВ И БРИЛЬЯНТИК, ТРИ ДНЯ СЛУЖИЛА ДОБРОСОВЕСТНО, ВЫНУЛА ПИРОЖКИ.
Вариант Б.
По какой причине рукодельница получила горсть серебряных пятачков и брильянтик? Выпиши из текста доказательства.
Задание 11. Сравни сказки. Сделай вывод.
«Мороз Иванович» (В.Ф. Одоевский) | «Морозко» (русская народная сказка) |
Похожи ли главные героини сказок? | |
Указывают ли имена девочек на их делах? | |
Какая беда приключилась с девочками? | |
Какие задания выполняли героини сказок? | |
Сколько времени героини находились на службе у морозов? | |
Кто встречает героинь по возвращении? | |
Как сложилась судьба героинь в сказках? | |
Задание 12. Укажи особенности сказок В. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко». Заполни таблицу, выбрав нужное из списка.
Сюжет: подробно описал пребывание девочек, добавил волшебные предметы из других сказок, сюжет обычный для сказки мачеха, родная дочь, падчерица.
Место действия: лес, сказочный дом.
Характер героинь: характер героинь характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям, можно подобрать немного качеств по речи, поступкам героев.
Волшебный персонаж: похож на строгого и справедливого учителя, ценит трудолюбие, за него награждает, за зло даже заморозил героиню.
Концовка: жестоко наказывает зло, более добрый и нравоучительный конец сказки.
Особенности | «Мороз Иванович» | «Морозко» |
Сюжет | ||
Место действия | ||
Характер героинь | ||
Волшебный персонаж | ||
Концовка |
Задание 13.
План рассыпался. Соберите его правильно (работа в группе).
РУКОДЕЛЬНИЦА
Дерево с золотыми яблочками и Рукодельница. | |
Рукодельница и Ленивица дома. | |
Беда, что случилась с Рукодельницей. | |
Печка с пирожками и Рукодельница. | |
Возвращение Рукодельницы домой. | |
Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича, выполнение его поручений. | |
Награда Рукодельнице за труд. |
(Ответ: 4, 1, 2, 3, 7, 5, 6.)
ЛЕНИВИЦА
Обращение к детушкам. | |
Ленивица следует примеру Рукодельницы. | |
Ленивица и дерево с яблочками наливными. | |
Ленивица и печка с пирожками. | |
Дары Мороза Ивановича Ленивице. | |
Ленивица в доме Мороза Ивановича. | |
Требование награды за труд. |
(Ответ: 7, 1, 3, 2, 6, 4, 5.)
Задание 14.
– Соберите пословицы:
Что посеешь… …такова и награда.
Какова работа… …то и пожнёшь.
Мало хотеть… …не жди добра.
Что испёк… …надо уметь.
Сделав худо… … то и кушай.
(Что посеешь, то и пожнёшь. Какова работа – такова и награда. Мало хотеть, надо и уметь. Что испёк, то и кушай. Сделав худо, не жди добра.)[1].
– Как вы понимаете значение этих пословиц?
– Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?
– Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?
– Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?
Библиографическая ссылка
Глазырина Н.Л., Медведева С.Л. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» (ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКАМ «ШКОЛА РОССИИ») // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 4.
;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1708 (дата обращения: 08.01.2022).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Кадр из фильма «Морозко». Режиссер А. Роу. 1964 год
Заглядываем на новую выставку музея «Садовое кольцо» в поисках новогоднего настроения.
В музее «Садовое кольцо» открылась выставка «Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» посвященная одному из самых известных фильмов советского режиссера-сказочника Александра Роу, снискавшему огромную любовь зрителей и отмеченному профессиональными наградами на родине и за рубежом. Среди наград «Морозко» — главный приз XVII Венецианского международного кинофестиваля в программе детских и юношеских фильмов и «Золотая ветвь» Всесоюзного кинофестиваля 1966 года в Москве. Премьера «Морозко» состоялась 24 марта 1965 года, но в истории отечественного кинематографа фильм навсегда останется одной из главных новогодних сказок.
В экспозицию вошли эскизы художника-постановщика картины Арсения Клопотовского, который не только создавал образы героев и декорации, но и стал автором многих технических находок. Для своего времени фильм стал новаторским — в нем использованы комбинированные съемки, обратная перемотка, двойная экспозиция. Предлагаем прогуляться по волшебному заснеженному миру кинофильма в компании куратора выставки Лидии Еновой.
Северные пейзажи и мастерство художника-постановщика
Действие фильма занимает два времени года — лето, когда мы знакомимся с персонажами и основным конфликтом, и зиму, когда происходят главные чудеса. Летние сцены снимали недалеко от Москвы, под Звенигородом, а зимнюю натуру нашли на Кольском полуострове, неподалеку от города Оленегорска. Александру Роу нравились тамошние северные заснеженные пейзажи с огромными елями. Он уже снимал в тех местах зимние сцены фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Первым съемочным днем стало 13 марта 1964 года. В Москве и Подмосковье весна вступает в свои права, а на Кольском полуострове — мороз, сугробы и главное, что так ценили режиссер и оператор Дмитрий Суренский, — прозрачный, хрустальный воздух. Но особенности северного климата приносили и неудобства. Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика.
«Арсений Клопотовский решил эту задачу — декорации возводили на устойчивых платформах, — рассказывает куратор выставки. — Помогали в строительстве местные умельцы. Поначалу деликатный и скромный художник не внушил северным жителям доверия, но они быстро изменили мнение о нем. Арсений Павлович был не только талантливым художником, но и профессионалом-практиком. Руками работать он умел — в годы Великой Отечественной войны, когда отец ушел на фронт, а мать поднимала младших детей, 16-летнему Арсению пришлось стать главой семьи. В 1944–1946 годах он работал на Алма-Атинской киностудии, что предопределило его будущую профессию — в 1946-м Клопотовский поступил на художественный факультет ВГИКа».
Перед художником стояла еще одна сложная задача — оживить избушку Бабы-яги, и с ней он тоже справился блестяще. Изготовили две избушки: первую, деревянную, приводили в движение системой рычагов. Внешне она должна была выглядеть маленькой, но при этом вмещать персонажей и оператора, поэтому одна из стенок была подвижной. Вторую избушку вырезали из поролона и надевали на статиста, как ростовую куклу. По такому же принципу были изготовлены и костюмы пней.
Кстати, поролон (научное название — эластичный пенополиуретан) в то время был далеко не так доступен, как сегодня. Этот материал изобрели в 1940-х, в массовое производство в СССР запустили лишь в 1970-х. Тогда, в середине 1960-х, о его свойствах в стране знали немногие. Клопотовский, владевший иностранными языками и интересовавшийся мировыми техническими новинками, предложил использовать именно его. Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М.А. Горького закупила дорогой материал.
Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна. В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина.
Сотрудники Киностудии имени Горького Александр Роу и Арсений Клопотовский встретились в 1957 году на съемках фильма «Новые похождения Кота в сапогах». Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса».
Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок. Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены.
К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась. Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров.
Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга
Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа. В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».
Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим. Сценаристы переложили две сказки, добавили новых персонажей и прописали любовную линию, а главное — привнесли в сюжет много юмора и комичных моментов.
На роль Марфушеньки-душеньки Александр Роу планировал взять Тамару Носову, снимавшуюся у него во всех фильмах. Но однажды ассистентка режиссера увидела юную Инну Чурикову, студентку Театрального училища имени Щепкина, и посоветовала попробовать на эту роль ее. Роу сразу покорил талант Чуриковой. Роль Марфуши стала первой большой работой актрисы в кино — до этого она снималась в эпизодических ролях в фильмах «Тучи над Борском» (1960) и «Я шагаю по Москве» (1963). В 1965 году, вскоре после премьеры «Морозко», Инна Михайловна закончила училище с красным дипломом.
Кроткую Настеньку изначально должна была играть Надежда Румянцева, любимица зрителей Тося Кислицына из «Девчат» (1961). Но в итоге выбор пал на 15-летнюю Наталью Седых, которая училась в Московском хореографическом училище Минкультуры СССР. Юная балерина с огромными глазами в образе умирающего лебедя покорила режиссера.
По поводу Бабы-яги никаких сомнений не было с самого начала: конечно, ее будет играть Георгий Францевич де Милье, более известный как Милляр. Один из любимых актеров Роу, сыгравший во многих его фильмах, уже имел такой опыт: он играл Бабу-ягу в «Василисе Прекрасной». Сам актер говорил, что отдать эту роль мужчине было верным решением: мало кто из женщин согласился бы на такой ужасный образ. Часто Милляр играл сразу нескольких персонажей. В «Морозко» его можно увидеть также в роли дьяка-разбойника и услышать его голос в озвучке петушка Пети.
Роль доброго молодца Ивана получил Эдуард Изотов, а волшебника Морозко сыграл Александр Хвыля. Один из самых известных актеров Советского Союза, на протяжении многих лет он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны, выступая в этой роли на главной елке в Кремле.
Сказка Александра Роу стала классикой, ее сюжет и герои знакомы с детства, смешные фразы персонажей («Нет, не принцесса! Королевна!») выучены наизусть. Мы точно знаем, в какой момент на экране должно произойти очередное чудо вроде бегающей избушки или оживающих деревьев. Но «Морозко» неизменно заставляет зрителя замереть от удивления даже сегодня, в век высоких технологий и компьютерных спецэффектов. Особенно перед Новым годом!