Тип речи представляющий собой рассказ о событиях в их хронологической последовательности

17.09. юлия бикбаева приглашает вас на запланированную конференцию: zoom. тема: zoom meeting invitation - zoom meeting юлия бикбаева русский язык

17.09.        Юлия
Бикбаева приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

Тема: Zoom meeting invitation — Zoom
Meeting Юлия Бикбаева Русский язык 6 класс

Время: 17 сент. 2021 05.30 PM Исламабад,
Карачи, Ташкент

Подключиться к конференции Zoom

https://us05web.zoom.us/j/85703535531?pwd=SlZrMHdKOEp6ZDlnUzRCMy9PY1ZiUT09

Идентификатор конференции: 857 0353 5531

Код доступа: Y8s75t

Предмет :Русский язык     6 класс

      Ход урока                                     
          

Ребята,
сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что
навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Сегодня на
уроке я постараюсь 
расширить
и углубить ваши знания о тексте.

Откройте
тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

                                                     
Текст ,его
особенности

Обратите внимание на
эпиграф к нашему уроку

                                                              Из всех знаний и
умений самым важным,

                                                              самым необходимым
для жизни является, 

                                                              конечно,
умение   ясно, понятно говорить

                                                              на своем языке.

                                                                                                         Л.Н. Толстой.

 Как вы
поняли слова эпиграфа
Согласны
ли вы с мыслями автора?

А что нужно знать,
чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Для чего нам нужны предложения? (предложения
нужны для того, чтобы выражать свои мысли)

А если одного предложения мало для
выражения мысли? (тогда для развития мысли мы составляем текст)

Что называется текстом? (Речевое
высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

Из чего состоит текст? (предложения,
абзацы, разделы, главы)

 Ребята,
ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст»

 Ребята, представьте, перед
вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

— Как вы думаете, что общего
между этими предметами?

 кусочек  ткани состоит из множества нитей,
крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений,
которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Ребята, ведь не
случайно 
и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

— Если из куска
ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно
или несколько предложений, может потерять смысл. 

Текст – это
речевое высказывание ,в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.

·        
Какими могут
быть тексты по форме? (Устными и письменными.)

·        
Как
различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

·        
На какие типы
речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

·        
Каковы особенности
каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией.
Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их
временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой
кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах,
запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если
автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с
воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает,
делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так:
тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Прочитаем
два текста. Писать не надо

Текст № 1

Лошадь –
млекопитающее отряда непарнокопытных, её облик говорит о приспособленности к
быстрому бегу. Из всех существующих млекопитающих у лошади сохранились лишь 4
пальца, по одному на каждой ноге.

Текст № 2

Вороной
конь с блестящими зелёными глазами и чёрной гривой казался образцом лошадиной
красоты, одним из самых благородных коней… Местные пастухи говорили о том, что
вороная лошадь упряма, как осёл, и зла, как бес.

В чём
сходство и отличия текстов? Мы читаем о лошадях. Но в первом случае текст –
научный, с точным описанием без художественно-выразительных средств. Во втором
– художественный с эпитетами, сравнениями, рассуждением о характере и поведении
лошади.

Научный 
доклады, ответы на уроках, статьи в учебнике (чаще описание или рассуждение).

Разговорный –
повседневное общение (любой тип текста).

Художественный –
язык художественных произведений (любой тип текста).

Официально-деловой 
в сфере делового общения (любой тип текста).

Публицистический –
текст публикаций (любой тип текста).

Открыли
учебники (старый учебник упр 60) новый учебник Упражнение 77.

Выполняем
в тетрадях .

Следующее
упражнение (старый уч.упр.61). новый учебник упр. 78 . Выполняем в тетрадях. Не
забудьте озаглавить. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Домашнее
задание

По старым
учебникам упражнение 63.

По новым
учебникам упражнение 80

Консультация для воспитателей и родителей

«Обучение детей рассказыванию»

Подготовила: старший воспитатель Никифорова Л.Н.

Речь – форма общения. Овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одной из задач развития речи является обучение детей рассказыванию, связной речи. Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать предметы, растения, животных или заменяющие их игрушки, рассказывать об изображённом на картинках (серии картинок на один сюжет, диафильмы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:

— рассказ о событиях: происшедших только что и значительно раньше;

— рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;

— рассказ по картинке или серии картин;

— рассказ по кинофильму (мультфильму).

Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Специальная задача рассказа (также как и задача пересказа) – развитие монологической речи.

Обучение рассказыванию ведётся с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребёнка. План рассказа может быть простым (линейной цепочкой вопросов), или сложным (дополнительными цепочками вопросов, подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и требования тоже различные.

На занятии по обучению рассказыванию следует систематически повторять известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными. Детей готовят к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представить себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте. В качестве дидактического материала используются статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Наборы таких картин выпускаются специально для детского сада (серии: «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года» и др.) Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во – первых, помогает ребёнку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности, во – вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для этой темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды.

Рассказывание по игрушкам и предметам.

Начиная со второй младшей группы при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трёх – четырёх лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространённые предложения или высказывания, состоящие из двух – трёх предложений. На пятом году жизни ребёнок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.

У детей пяти – шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.

Рассказывание по картине

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детского сада. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В этой группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. В этой группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине с выходом за рамки изображенного или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно – логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

Рассказывание из личного опыта

Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. Воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.

Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)

         Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.

         Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Приемы рассказывания

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней  со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию, планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (Жила – была девочка. Однажды она. А навстречу ей…) Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение, какого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Он показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим образец должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Содержание образца  несет воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться.

         В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом. В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

         Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

На чтение 12 мин. Просмотров 1 Опубликовано

значение, определение слова

ФАБУЛА, -ы, ж. (книжн.). Сюжетная основа литературного произведения. Ф. повести. II прил. фабульный, -ая, -ое.

Морфология

  • Существительное, неодушевленное, женский род

Книги

Железные братья

…Рассказ из сборника “Заметки о неспортивном поведении” написан человеком, который больше полувека отдал спорту. Фабула о нелегкой судьбе братьев штангистов. Произведение для широкого круга читателей. …

Инспектор корректности

Фабулу драматической фантазии «Инспектор корректности» можно обозначить словами из апокрифа от Филиппа: «Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если оно познано, оно распускается, и, если оно откр…

Путем таракана

…Тот, кто способен наслаждаться тем, как язык и фабула сами по себе порождают какую-то новую реальность, кому хочется погрузиться в этот новый, иногда более, иногда менее сложный и глубокий, но всегда …

Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты

…словесности: раскрыты ее христианские основания, выявлен национальный акцент в трактовке категорий исторической поэтики (фабула, сюжет, жанр, хронотоп, образ, символ, фантастика, условность, текст), р…

Жемчужное ожерелье

… друзья и говорили о литературе – о вымысле, о фабуле. Сожалели, отчего все это у нас беднеет и бледнеет. Я припомнил и рассказал одно характерное замечание покойного Писемского, который говорил, будт…

Слова близкие по значению

Когда нужно проанализировать ту или иную книгу, фильм или спектакль, то говорят о сюжете и фабуле. Если первый более ясен для читателей, то с фабулой дело обстоит сложнее. Эти два понятия очень похожи, но в каждом содержатся свои особенности. Попробуем разобраться, чем отличается сюжет от фабулы? Оба они являются аспектами содержания художественного произведения. Многие смешивают эти два термина, принимают их за синонимы.

image

Понятие фабулы

Любителям книг не обязательно знать все профессиональные литературные тонкости, учить наизусть сложную терминологию. Восхищаться шедеврами многих писателей можно и без этих знаний. Но каждому читателю не помешает иметь представление о простых литературных понятиях. Это позволит считать себя культурным человеком. Многие из вас слышали слово “фабула”, но не все знают его значение. Это слово очень мелодичное и звучит почти одинаково на нескольких европейских языках.

Любая легенда, рассказ, басня, роман, поэма, повесть имеет совокупность событий, действий и обстоятельств. Это значит, что у них есть фабула. Представьте, что вы имеете замысел произведения. Проще говоря, вы знаете, о чем будете рассказывать. Это значит, что вы владеете фабулой.

Фабула – это оборот событий, которые происходят в литературном произведении, выстроенный в естественном порядке по хронологии так, как бы он мог происходить в действительности. Проще говоря, фабула – это ваш рассказ, изложенный по-простому, одной или несколькими фразами. Она воспроизводит события только в хронологическом порядке и является стержнем произведения любого жанра. Фабула является творческой основой для сочинений, их материалом.

Виды фабул

Итак, прежде чем создать творение, художник задумывает фабулу. С помощью различных художественных методов он раскрывает ее глубину и правдивость. В зависимости от характера изображаемой действительности фабула может быть следующих видов:

  • романтическая;
  • сказочная;
  • утопическая;
  • мифологическая;
  • реалистическая.

Фабула может состоять из нескольких элементов. Одним из них является коллизия. Ее писатель использует для столкновения противоположностей действующих лиц. Автор может сделать события сложными и запутанными с помощью интриги. Для неожиданных перемен в судьбе персонажей используется перипетия. Перед развертыванием любых событий должны быть экспозиция или пролог. Далее следуют завязка, кульминация, развязка. Заключительную часть фабулы и любого произведения составляет эпилог.

Примеры фабул

Талантливому автору не нужно много сил, чтобы сделать из удачной фабулы настоящий шедевр искусства. Многим известна история написания А. С. Пушкиным повести “Дубровский”. Фабулой для ее написания стала история, которую Пушкину рассказал его друг П. Нащокин. Он поведал ему доподлинную историю одного дворянина по фамилии Островский.

Некоторые писатели берут фабулу уже из других произведений. Так, Гоголь поведал историю мелкого чиновника, которого приняли в обществе за важную особу, в комедии “Ревизор”. Раньше подобные истории уже встречались.

Для примера упрощенной фабулы можно использовать шекспировскую трагедию “Гамлет”. Начинается она с убийства короля, которое совершает его брат. Он садится на престол и берет в жены жену убитого короля. У покойного короля остался сын Гамлет, к которому явился призрак и рассказал правду о смерти отца. В попытке отомстить убийце Гамлет погибает на дуэли. Вот такая последовательность событий в фабуле. А в самом произведении события разворачиваются по другому плану. Если пересказывать авторскую последовательность, то значит – воспользоваться сюжетом.

Что такое сюжет?

Сюжетом называют совокупность событий, которые автор изображает такими художественными формами и приемами, которые больше всего подходят для его творческой задумки. Если фабула воспроизводит события в хронологической последовательности, то сюжет может быть с нарушением порядка. Любую цепочку событий, выстроенную писателем, называют сюжетом. Иногда фабула может в точности напоминать сюжет, но чаще она его “выпрямляет”. Под сюжетом подразумевают сцепление событий, с помощью которых раскрываются характеры и взаимоотношения героев.

Типы сюжета по характеру событий и структуре

Сюжеты классифицируют по характеру изображаемых в книге событий. Это дает возможность выделять среди них:

  • фантастические или сказочные;
  • исторические;
  • библейские;
  • детективные;
  • авантюрные;
  • военные;
  • приключенческие;
  • любовные.

В лирике наблюдается лирический сюжет. Он разворачивается в ментальной площади. Под ней подразумеваются воспоминания лирического героя, внутренний мир. Эти события читатель видит в его переживаниях, эмоциях, чувствах. Среди множества сюжетов выделяют те, которые подходят для разных стран, эпох и народов. Они получили название “бродячие”.

Являясь компонентами художественных произведений, сюжеты отличаются по структуре. Первым типом является хроникальный, в котором читатель видит события в хронологической последовательности. В нем автор показывает духовный рост личности главного персонажа. Это можно наблюдать в автобиографиях, мемуарах. Чтобы показать противоречия в душе главного героя, писатель обращается к концентрическому сюжету. В нем показана цепочка событий, каждое из которых выступает следствием предыдущего и причиной последующих. Похожий сюжет можно наблюдать в романе Лермонтова “Герой нашего времени”.

Конфликт – двигатель сюжета

Чтобы сюжет и фабула произведения развивались, нужен конфликт. Именно он двигает событиями в книгах. Фабула, сюжет, конфликт – понятия очень взаимосвязанные. Под конфликтом подразумевают противоборство, которое возникает на принципах противоречий. Можно наблюдать за конфронтацией различных характеров, героя и общества, персонажей и обстоятельств. Такой конфликт называется внешним. А если он разворачивается в душе героя, то именуется внутренним.

Отличия сюжета и фабулы

Современные литературные критики фабулой называют основное художественное содержание и конфликт в сочинении. Под сюжетом подразумевают конкретную последовательность событий в книге. Сюжет и фабула обуславливают тематику и содержание произведения. Вот их основные отличия:

  1. В фабуле читатель видит произошедшие события, в сюжете – точное их описание по содержанию.
  2. Фабула изображает конфликтную сторону событий. Сюжет дает канву фабулы, придавая изложению форму и очередность происходящего.
  3. Фабула имеет строгую временную последовательность. Сюжет имеет свободное хронологическое изложение.
  4. Фабула может быть короче сюжета.

Сюжет и фабула “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова

Роман “Герой нашего времени” состоит из нескольких повестей. Этим самым Лермонтов разворачивает историю души Печорина. Все главы автор расположил так, чтобы все выходило из главной идеи и в нее же возвращалось. Для этого Лермонтов нарушил хронологический ряд событий. “Бэла”, “Максим Максимыч” и все последующие повести дают четкое представление о внутреннем мире Печорина, его мыслях, чувствах и чаяниях. Автор последовательно раскрыл сложный характер героя, все его противоречия и непредсказуемости. Именно такому замыслу подчиняется сюжет романа, последовательность событий которого отличается от порядка расположения частей. Фабула требует от произведения совсем другого расположения повестей: “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”. Фабула и сюжет романа Лермонтова не совпадают.

Что такое фабула?

  1. Фабула — это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды. В организованном комплексе мотивов, складывающихся в фабулу, большинство имеет динамический характер, но некоторые статичные (описательные) могут быть также для него существенными.Фабула (лат. fabula — рассказ, повествование) , тематически-фактический (унаследованный, пережитый или придуманный) предмет изображения, основной план протекания действия эпич. или драматич. произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.

    Различие между «сюжетом» и «фабулой» определяется очень по-разному, но для многих критиков «фабула» — это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» — это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически)

    Фабула — это повествование о событиях в их временной последовательности.. .Сюжет — это также повествование о событиях, но при этом основное ударение делается на их причинной взаимосвязи. Например: «Король умер, а затем умерла королева» — это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» — сюжет»

  2. sdf
  3. Фабула — последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.
  4. содержание произведения
  5. Внешний ход событий в произведении. В отличие от сюжета, который подразумевает и суть.
  6. не будьте даунами
  7. Фабула — это повествование о событиях в их временной последовательности.
  8. Фабула — это система связанных между собой мотивов в произведении, охватывает все происшествия, соединенные в причинно-следственные ряды. В организованном комплексе мотивов, складывающихся в фабулу, большинство имеет динамический характер, но некоторые статичные (описательные) могут быть также для него существенными.Фабула lt;fabelgt; (лат. fabula — рассказ, повествование) , тематически-фактический (унаследованный, пережитый или придуманный) предмет изображения, основной план протекания действия эпич. или драматич. произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.

    Различие между «сюжетом» и «фабулой» определяется очень по-разному, но для многих критиков «фабула» — это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» — это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически)

    Фабула — это повествование о событиях в их временной последовательности.. . Сюжет — это также повествование о событиях, но при этом основное ударение делается на их причинной взаимосвязи. Например: «Король умер, а затем умерла королева» — это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» — сюжет»

  9. Это сюжет
  10. фабула
  11. sdf
  12. Фабула (лат. fabula рассказ, повествование) фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

О сюжете и фабуле идет речь, когда анализируется какое-либо литературное произведение, фильм или театральная постановка. И то и другое понятие обозначает некую цепь событий, но в каждом случае имеются свои нюансы. Чем отличается сюжет от фабулы? Попытаемся это выяснить.

Содержание статьи

Определение

Сюжет – это система включенных в произведение (фильм, постановку) событий, которые изложены в последовательности, наиболее полно отвечающей творческому замыслу автора. Сюжет образует форму произведения.

Фабула – все события повествования, выстроенные согласно их естественному расположению во времени. Под фабулой также понимается конфликт произведения, который разворачивается по ходу действия.

к содержанию ↑

Сравнение

Итак, если в произведении развиваются какие-либо события, их можно представить в виде сюжета или фабулы. Пересказ сюжета будет осуществляться строго с опорой на авторскую последовательность. А если вычленить из произведения все события и перечислить их в логической временной последовательности, то получим фабулу. Ее еще образно называют «выпрямленным сюжетом».

Реклама

Ярким примером нарушения в сюжете хронологии событий является трагедия «Гамлет». Фабулу здесь можно сформулировать так: датского короля убивает брат – убийца становится королем и женится на вдове – призрак бывшего короля является к принцу Гамлету и открывает тайну о совершенном злодействе – Гамлет, пытаясь отомстить убийце, сам гибнет на дуэли. Однако по сюжету шекспировской трагедии уже в первой сцене охрана замка и Горацио наблюдают явление призрака короля.

Отличие сюжета от фабулы заключается в том, что сюжет содержит описание судьбы героев вместе со всеми хитросплетениями и неожиданными поворотами. В сюжете раскрываются причинные взаимосвязи, описываются мотивы и эмоции, что позволяет лучше понять поступки героев. Сюжет иногда бывает настолько витиеватым и запутанным, что его сложно пересказать.

Фабула – это костяк, сама основа произведения. Она не содержит подробностей и лирических отступлений. В фабулу включаются только действующие лица и ключевые события. Поэтому ее изложение получится значительно более коротким, чем пересказ сюжета. Для наглядности можно привести такой пример: теледиктор, передающий краткое содержание серии фильма, озвучивает фабулу, но для знакомства с сюжетом необходимо эту серию посмотреть.

Лучше понять, в чем разница между сюжетом и фабулой, помогает и тот факт, что одна фабула может быть раскрыта путем создания нескольких разных сюжетов. В результате получится целый ряд оригинальных произведений. Обратимся к сказкам. Во многих из них фабула одна: встреча влюбленных – появление опасности – прохождение испытаний – победа над злодеями – свадьба. Но сюжет в сказках разный.

Дата публикации: 05.07.2016

ФА́БУЛА (от лат. fabula – сказание, рассказ, предание) – многозначный литературоведческий термин. Иногда употребляется в том же смысле, что сюжет*. Иногда под сюжетом понимают хронологическую последовательность изображаемых событий, а под Ф.<абулой>** – тот порядок, в котором о них повествуется (с этой точки зрения можно говорить о различии сюжета и Ф.<абулы>** в романах М. Лермонтова* «Герой нашего времени» илиЛ. Леонова* «Вор»). Некоторые литературоведы хронологическую последовательность событий называют Ф.<абулой>**, а их художественное расположение – сюжетом. Неоднократно высказывалось мнение, что сюжет – схема событий (например, проезжий выдаёт себя за высокопоставленное лицо и обирает обывателей), а Ф.<абула>** – их конкретное и многостороннее изображение (события в «Ревизоре»).

  • Тимур на арабском языке как пишется
  • Тимур на грузинском как пишется
  • Тимур и его команда сочинение рассуждение
  • Тимошечкин алексей мои рассказы
  • Тимур кибиров это конечно же не сочинения