Тихий дон итоговое сочинение аргумент

Многомудрый литрекон все еще разговаривает с собой и предлагает вам итоговое сочинение на тему: как вы понимаете выражение муки совести?

Многомудрый Литрекон все еще разговаривает с собой и предлагает Вам итоговое сочинение на тему:  Как Вы понимаете выражение «муки совести»? Аргументы он взял из книг «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Борис Годунов».

Вариант 1

(480 слов) Муки совести — это нравственные страдания человека, осознавшего свою неправоту. Такое состояние стало предметом интереса многих литераторов, стремившихся показать его глубину и силу, а также главное назначение — очищение души. Рассмотрим характерные примеры из книг, чтобы точнее описать данный феномен.

Муки совести демонстрируются наиболее детально в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, угнетенный бедностью, увлекается теорией, разделяющей всех людей на право имеющих и тех, кто лишь безропотно подчиняется силе и власти. Первую категорию, к которой так хотел принадлежать Родион, отличает способность к убийству. Чтобы проверить себя, Раскольников убивает ростовщицу и случайную свидетельницу его деяния — сестру жертвы. Казалось бы, самый ответственный этап проверки позади, и можно влиться в общество тех, кому все дозволено, но Родион вдруг заболевает нервным расстройством и тяжело переносит мысли о случившемся. Ему не дает покоя ощущение разобщенности со всеми остальными людьми, даже со своей семьей. Он стыдится видеться с матерью и сестрой, ведь боится, что потом они будут думать, будто он обманом выкрал у них ласку и любовь. Он, недостойный заботы и внимания, отягощенный осознанием собственной греховности, страдает от одиночества и непонимания, как дальше жить. С грузом вины на сердце он обращается к такой же «преступнице» — Соне, вынужденной торговать собой, чтобы обеспечить семью. Только она дает Родиону совет, как избавиться от мучений. Лишь признание и раскаяние могли помочь Раскольникову начать жить в ладу со своей совестью. На каторге он переживает последний этап очищения и возвращается на путь добра. В данном примере нравственные страдания героя выражались не только в самобичевании, тоске и душевной боли, но и в физическом ощущении болезни, как будто даже его организм испытывал боль от укора совести.

Муки совести способствуют не только признанию вины, но и попыткам человека ее искупить. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат приговаривает невиновного человека к казни и, осознавая это, тщится исправить свою ошибку. Иешуа был лишь добрым и не лишенным таланта проповедником, совершенно безобидным и непорочным. Но одна лишь неосторожная фраза о политике Рима поставила его в один ряд с ворами и убийцами. Пилат, прокуратор Иудеи, завоеванной римской провинции, не мог допустить, чтобы в подведомственном ему городе, прославленном склонностью к бунтам, начались идейные брожения и формирование революционных настроений. На кону стояли карьера и репутация, заслуженные тяжелым трудом. Но после приговора Пилат почувствовал себя предателем тех принципов верховенства закона, которые он защищал. И он начал действовать: попросил первосвященника отменить приговор в честь праздника, а после провала поспособствовал смягчению казни и быстрой смерти философа на кресте. Он же решил убить Иуду, виновника ареста Иешуа. Муки совести, проявившиеся в остром недовольстве собой, вынудили героя постараться исправить свою ошибку и минимизировать ее последствия. Эти нравственные страдания действительно способствуют очищению души.

Таким образом, муки совести выражаются в самобичевании, болезненном ощущении собственной неправоты и боли от осознания последствий неправильных действий. Они способствуют признанию вины и решению возникшей проблемы. Работа над ошибками очищает душу и делает человека более опытным и ответственным. Так что это явление можно назвать благоприятным, хоть и болезненным.

Вариант 2

(451 слово) Что такое «муки совести»? Это острое чувство недовольства собой. Оно возникает тогда, когда человек осознает ошибочность своих поступков и трагические последствия заблуждения. Нравственные страдания проявляются в самобичевании, тревожности, ощущении собственной порочности, что доказывают многочисленные примеры из литературы.

Так, Михаил Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» изобразил героя, который был склонен к нравственной оценке своего поведения. Григорий Мелехов, как и многие его сверстники, отправился на Первую мировую войну и слепо повиновался приказам вышестоящих господ. Казаков, думающих только о посевных работах и своем хозяйстве, принудительно направили в бой. Но, в отличие от многих своих товарищей, Мелехов тяжело переживал свое боевое крещение. «Муть свинцом налила темя», когда Григорий в пылу схватки рубанул шашкой молодого австрийского солдата, который просил пощады и не имел в руках оружия. Эта смерть повисла бременем на душе героя. «Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу» — так описывает автор состояние Мелехова. Долго еще Григорий будет думать и вспоминать о том ужасном дне, когда ему пришлось осквернить руки кровью. Муки совести проявились у него в нравственных терзаниях, заторможенности поведения, нерешительности и чувстве вины за гибель человека.

Но иногда люди могут свести все муки совести к минимуму и жить с чувством вины долгие годы, не подавая вида и привыкнув к своим тайным думам. Они убеждают себя в собственной невиновности и всячески стараются оправдаться. Так, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов» в течение тринадцати лет скрывал от окружения свою причастность к гибели наследника. Он убил царевича Дмитрия, чтобы захватить престол и обеспечить своему роду право передавать его из поколения в поколение. Но хитрый боярин Шуйский, знавший тайну фаворита царя, не стал ее обнародовать, чтобы не рисковать своим положением при дворе. Однако самому Годунову каждую ночь снился убитый. При упоминании о нем он краснел и терял контроль над собой. Имя Дмитрия стала ахиллесовой пятой Бориса, когда он надел на себя шапку Мономаха, к которой он так стремился. Он знал, что этот грех не оставит его в покое, и нес крест нравственных страданий, не облегчая его признанием. Борис хотел передать власть сыну, поэтому не мог раскаяться и принять избавление. Лишь на смертном одре он намекает Федору о том, чем он пожертвовал ради его престола: «Я, я за все один отвечу богу». В данном примере герой всячески скрывает муки совести, но они все равно дают о себе знать во снах и тайных думах Бориса. Наедине с собой он страдает от чувства вины за смерть Дмитрия.

Таким образом, муки совести могут проявиться в поведении и словах человека: он станет нервным, тревожным, будет копаться в себе и критиковать себя. Но люди в силах контролировать эмоции и никак не показывать свои страдания. В этом случае чувство вины будет выражаться у них наедине с собой: в сновидениях, раздумьях, внутренних диалогах.

Многомудрый Литрекон предоставляет своим читателям два варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Почему нельзя забывать историю своего народа? Аргументы он взял из «Бородино», «Войны и мир», «Тихого Дона» и Библии (Ветхий завет).

Вариант 1

(453 слова) Людям нельзя забывать историю своего народа, потому что именно она учит нас не повторять ошибок прошлого и позволяет обществу развиваться, не наступая на грабли. Кроме того, память о подвигах и достижениях соотечественников внушает нам гордость за отечество и вдохновляет на свои собственные открытия. Об этом писали многие русские литераторы.

Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» размышлял о досадных ошибках историков, которые возвеличивали Наполеона, позорно бежавшего из России и оставившего армию на произвол судьбы, но не оценили подвига Кутузова, который выбрал самую мудрую стратегию, освободившую Россию. Чтобы восстановить справедливость, автор подробно изучил ход кампании 1812 года и изложил свои соображения в книге, не давая современникам и потомкам забыть правду о тех трагических событиях. Он воздал должное Кутузову, который, не задумываясь о карьере и не желая наград, старался освободить Родину и сохранить как можно больше бойцов. Он постоянно отсрочивал и переносил даты столкновений, хитрил и загонял врага в тыл, чтобы он выдохся и проиграл без лишних жертв. Тогда, в пылу столкновений, его стратегия не была понятна людям, многие упрекали его в трусости. «Память уничтожает время: сводит воедино то, что происходит как будто врозь» — замечает автор. Значит, история, память всего народа, соединяет разрозненные события в хронологическую последовательность, которая позволяет нам сделать выводы и не допустить повторения ошибок прошлого. Толстому и другим авторам удалось реабилитировать фельдмаршала и донести до новых поколений нравственные уроки войны 1812 года. Если мы их забудем, то не сможем применить полезные стратегические ходы Кутузова и проникнуться бескорыстным патриотизмом, направляющим его ум.

Тему исторической памяти продолжил М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». Он описал приезд большевистского агитатора в хутор. Штокман познакомился с добрыми, сильными, но невежественными людьми из казачьей среды, где образования никто не получал. Именно поэтому Христоня, Мишка Кошевой и другие завсегдатаи его кружка были шокированы, когда на собрании была прочитана «Краткая история донского казачества». Из научного труда следовало, что правительство веками использовало казаков в своих целях, ничего не давая взамен: люди жили бедно, хоть и трудились в поте лица. Зато представители элиты жили богато за счет их невежества и покорности. «Безвестный автор высмеивал скудную казачью жизнь, издевался над порядками и управлением, над царской властью и над самим казачеством, нанявшимся к монархам в опричники». Представители высших сословий пользовались неведением людей, поэтому казаки так и оставались «пушечным мясом» для войн и инструментами для работы в поле. Ничего не зная об историческом пути своего народа, герои никак не могли изменить свою жизнь к лучшему, ведь не анализировали своего положения, которое не с чем было сравнить.

Таким образом, народ не может развиваться, не помня своей истории. Ее нельзя забывать, ведь без уроков прошлого мы не управляем настоящим и не можем изменить будущее. Люди должны изучать свои корни, чтить традиции и учиться на ошибках предков. Кроме того, мы обязаны научиться использовать мудрость отцов в постижении новых истин.

Вариант 2

(507 слов) В каждой стране есть такой предмет в школе, как история. В России его преподают с пятого класса, и это вполне объяснимо. Именно в этот временной промежуток дети начинают полностью осознавать мир и готовы к изучению этого не очень простого предмета. Вот только нужно ли ее изучать? На мой взгляд – да. Каждый человек – это итог жизни нескольких поколений, прямой потомок прошлого своей страны. Если мы не можем избавиться от него, не можем выкинуть его даже из собственной, относительно короткой жизни, то как можно выкинуть историю тысячелетий, своих предков, благодаря которым сейчас существуем все мы? О важности прошлого нашего народа писали многие авторы, к произведениям которых мы обратимся за примером.

Так, в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино» мы видим рассказ очевидца о событиях 1812 года. Боец участвовал в Бородинском сражении и рисковал жизнью ради спасения Родины. Его поколение пожертвовало собой во имя благородной цели и защитило страну от иноземных захватчиков. Но старый солдат сетует на то, что следующие поколения людей не проявили отваги, чести и достоинства, как их предки. Он противопоставляет своих современников их потомкам: «Богатыри — не Вы!». Видимо, это несоответствие и заставило его откровенно рассказать о прошлом в назидание будущему. Этот урок ветерана должен вдохновить и мотивировать слушателей принять эстафету и верно служить Отечеству. История циклична и имеет свойство повторяться. Ее изучение – не только желание узнать интересные ситуации из прошлого, это попытка получить опыт других, надежда избежать тех ошибок, что уже были допущены. Людям свойственно приходить к знакомым, близким, чтобы спросить совет, как это сделал рассказчик в поэме «Бородино», который заинтересовался Бородинским сражением. Мы можем точно так же обращаться к истории, ведь это и есть опыт других людей, и каждый способен найти в прошлом того, кто мог бы быть ему близок, в ком он мог увидеть самого себя. Поэтому мы не должны забывать историю своего народа, это же кладезь мудрости! 

А вторым примером можно вспомнить самую известную книгу мира – Библию, а именно путь израильского народа. Когда израильтяне оказались в пустыне, то единственной задачей было – верить в Бога и подчиняться ему, тем более что они видели все творимые чудеса. Именно из-за неповиновения многие лишились жизни. Но самое удивительное, что их предки 40 лет назад сделали то же самое. Тогда их неповиновение тоже стоило многих жизней. Израильтяне в очередной раз не послушались прямых приказов Бога, воспротивились и начали роптать, что разгневало Бога, и тот позволил змеям жалить свой народ. Закончилось это только после того, как Моисей упросил Бога сжалиться над людьми. Чтобы такая ситуация больше не повторялась, Моисей оставил потомкам свои заветы, где описал ошибки своего народа и их последствия. Этот пример убеждает нас в том, что история нашего отечества — это бесценный урок для грядущих поколений. Ее нельзя забывать, иначе все плохое, что было в прошлом, случится вновь.

Когда-то Ключевский сказал, что история – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого. И к этому нечего добавить. Как можно идти вперед, если фонарь погаснет? Как быстро будет продвигаться общество, если окажется в полной темноте, лишившись того, что составляет его основу? Безусловно, забвение истории будет фатальной ошибкой, ведь без опыта предков мы будем повторять их ошибки снова и снова.

(1054 слова) В своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов повествует о тяжелой, полной лишений судьбе донского казачества, жизнь которого пришлась на сложную и трагическую для страны историческую эпоху. Автор изображает в книге происходящие на Дону и по всей России жестокие, кровавые события, казачьи станицы, семьи, образы жизни, характеры казаков.

Кроме того,  писатель показывает  отношение казаков ко всем переменам в родном краю, в стране — их надежды, тревоги, отчаяние, разочарование. 

Одной из важных тем и проблем  в романе становится любовь, которая не может быть счастливой на фоне войн, революции и разрушенного традиционного казачьего уклада. 

Также центральными темами в книге являются  тема родины и тема поисков смысла жизни. Автор на протяжении  всего текста раскрывает перед читателями мысли и чувства своих героев, то, как непросто даются им принятия решений, и показывает, как порой бывает трудно и даже невозможно сделать в жизни правильный выбор. И на протяжении романа он говорит читателям о том, что судьба,  как целого народа, так и каждого человека, неразрывно связана с судьбой своего государства, Родины, и что все, происходящее в стране, неизменно скажется на жизни  ее граждан. Многие персонажи романа идут дорогой испытаний, лишений, потерь, погибают или умирают.

Рассмотрим путь одного из главных героев знаменитого произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» — Григория Мелехова. Стоит сказать пару слов о самом писателе. Шолохов был известен не только на литературном поприще – он имел успех в журналистике и кино, являясь автором сценариев некоторых фильмов. А «Тихий Дон» считается главным романом всей его писательской карьеры. Это очень объемное и интересное произведение, по праву заслужившее свою славу. Оно написано в реалистическом жанре на исторической основе.

В этом романе-эпопее автор показал читателям быт и жизнь донских казаков в самое беспокойное время для России – во время Великой войны, свержения царизма, прихода к власти большевиков, и последовавшей за этим Гражданской войны. Работа над произведением велась свыше пятнадцати лет и была закончена незадолго до начала новой войны – уже Великой Отечественной, в 1940 году. А спустя восемнадцать лет за этот труд автора наградили Нобелевской премией.

Роман полон самых различных персонажей, проработанных до мелочей, которые предстают, словно живые. Остановимся на Григории Мелехове, а точнее, на его жизненном пути.

Главный герой – человек горячий, с сильным характером и пылким темпераментом. И неспроста – Григорий был рожден от плененной во время одного из походов его отца турчанки. А отец был казаком. Благодаря нерусской матери,  Григорий унаследовал восточную красоту и вырос красивым молодым человеком. Он был по-казачьи упрям и настойчив, не лишен трудолюбия и решимости.

Молодой казак уважал своих родителей, но ему было не по нраву, что они влезают в его личную жизнь. Например, первым серьезным конфликтом между ним и родителями стало то, что Григорий связался с замужней молодой женщиной, живущей по соседству, Аксиньей Астаховой. Из-за этого они женили его на девушке из зажиточной казачьей семьи, которую он не любил. Родители же считали, что таким образом, они прервут любовную связь между ним и чужой супругой, ведь это было непринято в казачьей среде и считалось чем-то вроде позора. 

Свою законную жену он так и не смог полюбить, хоть она ему и приглянулась. Но Наталья была совсем другой по сравнению с замужней любовницей – Аксинья была страстной,  горячей, уверенной в себе женщиной и по нраву подходила ему, а жена его любила, но была стеснительной, неуверенной и холодной. По этим причинам Григорий принимает решение уйти из дому вместе с любимой.

Он подался в батраки, хоть это для него было и зазорно, но он понимал, на что идет, уходя с чужой женой.  Григорий нес за нее ответственность, ведь мало того, что она бросила своего мужа из-за него, так она еще и была беременна от него.

Потом он отправился на военные сборы, что было традиционным мероприятием в жизни казаков. Однако в это время грянула Великая война, и герой попал на фронт, а его возлюбленная осталась в доме господ, на которых он работал. Дочь Аксиньи скончалась, это ее сильно подкосило, и она променяла Григория на господского сына Листницкого.

Григория же ранили на той войне, и его по ранению отправили в столичный госпиталь, где он узнает о большевиках. Узнавая о них все больше, он принимает их идеи, за которые они борются – до него дошло, что люди из высшего света попросту шлют их на верную гибель, а сами стоят в стороне, чтобы не мараться, и что, практически, все войны – с их подачи, господско-барской.

После возвращения с войны Григорий узнал об измене Аксиньи и решил вернуться в отчий дом.  Будучи взвинченным и огорченным, он избил любовника возлюбленной Евгения Листницкого  и расстался с ней самой.

После этого он возвращается к своей семье и родным. Вскоре у него появляются законные дети – двойня, Миша и Полюшка, но семейное счастье длилось недолго – на донских просторах настали беспокойные времена, начиналась Гражданская война.

Жизненный путь Григория Мелехова был показан очень красочно и подробно. Он метался между красными и белыми, воевал и с теми, и с другими и, в конце концов, стал врагом обеим враждующим сторонам. Все его метания были результатом его поисков истины – он всегда хотел в жизни справедливости, но и ее он тоже не нашел. И не только в войне. В личной жизни так же. Он простил изменившую ему Аксинью и уехал с ней воевать, но потом он отправил ее домой. Через время он приезжает  домой на побывку и начинает оценивать верность своей жены ему, но любовь к изменнице была сильнее. В итоге Наталья скончалась, проведя неудачный аборт – ей не хотелось больше рожать от того, кто ее не любит и ей не верен.

А Григория после этого понесло по наклонной основательно. Он стал зверем, которого постепенно загоняли в клетку – с Аксиньей он укрывался теперь уже от пришедших к власти большевиков, и вел уже никому не нужную войну, на которой погибла и Аксинья. После ее гибели мужчина потерял смысл жизни окончательно. Григорий пытался бежать, но безуспешно, и он осознал, что ему некуда деваться, и такова его судьба. После этого Григорий сам пришел сдаваться новой власти.

Вероятно, писатель на его примере хотел показать тот путь, на котором человек познает себя и ищет для себя истину. Ведь Мелехов очень хотел добиться истины, найти правду во всех тех событиях, куда забрасывала его судьба, он хотел принять и осознать настоящие жизненные ценности и перемены. Вся семья Григория Мелехова была уничтожена в ходе войн, разгоревшихся на территории нового, советского государства, и у него оставался лишь один-единственный родной человек – его сын от Натальи, Миша. Именно его ребенок и стал той самой  истинной ценностью, которую так долго искал его отец.  Иными словами, Мелехов приходит к выводу, что ему следовало бы беречь свою семью и жить ради нее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

Итоговое сочинение: Помни прошлое, чтобы ошибки не повторялись

Тезис №1. «Забвение есть измена»

По моему мнению, забыть о великих исторических событиях своей страны и народа равнозначно измене. Отказываясь от опыта наших предков, мы обесцениваем всё лучшее, что было создано до нас, собственноручно разрываем связь между прошлым и будущим, допускаем возможность повторения страшного явления под названием «война».

Аргумент №1

В русской классической литературе найдётся немало примеров, где забвение становится первой ступенькой на пути к измене. Прежде всего, стоит вспомнить повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Один из сыновей главного героя Андрий готов отказаться от всей прошлой жизни, родины, близких ради красавицы панночки. Молодой человек забывает обо всём, что должно быть дорого сердцу казака, – воинская честь, отчизна, семья.

Неспроста Тарас Бульба так жестоко расправляется с сыном-изменником, забывшим о своих корнях: человек, способный отречься от своего прошлого, может предать и в остальном.

Аргумент №2

Мысль о связи забвения и измены высказывается И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Главный герой Евгений Базаров, отстаивая идеалы нигилизма, перечёркивает все достижения предшествующих поколений. Для строительства нового общества, по мнению юноши, необходимо полностью порвать с прошлым.

Взгляды и ценности «отцов» кажутся Базарову устаревшими, однако жизнь убеждает его в обратном. Любовь, родная земля, природа, глубокая связь поколений – вот чем держится общество, и в попытках отказаться от всего этого молодой нигилист предавал сам себя.

Осознав ошибочность своих взглядов, Базаров был вынужден признать своё поражение.

Тезис №2 «Что дают человеку уроки прошлого?»

По моему мнению, уроки прошлого могут многое дать современному человеку. Опираясь на опыт предков, мы учимся не допускать повторения чудовищных трагедий, сохраняем всё лучшее, доставшееся нам от предыдущих поколений, и совершенствуем начатое нашими предшественниками.

Аргумент №1

Русская классическая литература учит нас прислушиваться к голосу «отцов» и усваивать уроки прошлого. Прежде всего, вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Война забрала у главного героя Андрея Соколова всё, чем он дорожил, – семью, дом.

О военных событиях мужчина вспоминает не как о времени подвигов, а как о самом страшном, что может случиться с простыми людьми. Всё, что испытал Соколов на поле боя и в плену, наполнило его душу смертельной тоской, отразилось в его глазах, «будто присыпанных пеплом».

Излагая нам историю одного из участников войны, автор-рассказчик предупреждает, к чему может привести подобное: человек лишается смысла жизни, с трудом возвращается к нормальному существованию, он морально и психологически подавлен.

Такой урок прошлого учит современных людей предотвращать военные конфликты и решать все проблемы мирным путём.

Аргумент №2

Важность уроков прошлого подчёркивается поэтом А. Ахматовой в поэме «Реквием». Вспоминая свои страдания матери и жены во времена ежовщины, лирическая героиня осознаёт важность миссии – рассказать потомкам о произошедшем.

Лучшую награду за проделанный труд она видит в памяти последующих поколений. Зная об ужасах прошлого, современный человек никогда не захочет повторять подобное. Благодаря этому знанию мы учимся нести ответственность за наше общее будущее. Таким образом, А.

Ахматова доносит до читателя мысль о пользе уроков прошлого, обогащающих жизненный опыт человека.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что отказываясь от опыта прошлого, от идеи преемственности поколений, человек ступает на путь предательства. Нельзя забывать как о достижениях наших предков, так и о том горьком опыте, который им пришлось пережить, ведь память о прошлом делает нас достойными звания людей.

Забвение прошлого грозит его повторением — аргументы для итогового сочинения

  1. Если люди забудут свое прошлое, они не смогут извлекать из него полезные уроки на будущее.
  2. Забыть прошлое — это означает перечеркнуть весь опыт, нажитый нашими предками в борьбе за эволюцию.
  3. История учит нас не наступать на грабли предыдущих поколений людей, поэтому ее изучение позволяет прервать порочный круг заблуждений и предрассудков.
  4. Память о прошлом — это необходимое условие для развития цивилизации, ведь все наши достижения опираются на фундамент открытий наших предшественников.
  5. Если бы человек забывал все, чему научился вчера, он никогда бы не повзрослел и не развился.
  6. В прошлом умные люди открывают источник знаний о будущем, потому что история циклична.

«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – это один из старинных памятников древнерусской литературы. К сожалению, имя автора нам сейчас неизвестно. Однако поэма от этого не стала менее значимой и не исчезла из школьной и университетской программ. Основная мысль этой книги заключается в том, что единство – это ключ к успеху.

Один из героев – князь Игорь – в погоне за личной славой и признанием решает в одиночку отправиться в поход против неприятеля. Его полк терпит поражение, а предводитель попадает во вражеский плен. А ведь если бы князь Игорь послушал своих братьев – других русских князей – неприятель был бы повержен ударной единой силой нескольких армий.

В отличие от мудрого Святослава, который знает историю своей страны и наизусть перечисляет междоусобицы древних времен, Игорь пренебрегает этими знаниями и совершает ошибку. Главная цель – не прославиться, а победить врага, который мешает спокойно жить людям на Руси. Неудачный поход князя Игоря, его эгоистичный поступок – это отличный урок многим последующим поколениям.

Не стоит забывать об этом событии, чтобы не повторить подобное вновь. Это значимая страница в истории нашей страны. Как известно, историю важно помнить и для того, чтобы не повторять ошибок предков.

Если мы сотрём из памяти сюжет «Слова о полку Игореве» и поступок героя этого произведения, появится большой риск того, что кто-то в нынешнее время захочет снискать славу и признание столь эгоистичным методом. Таким образом, забвение прошлого грозит его повторением – а значит, ни в коем случае нельзя это прошлое забывать. Для этого писатели и запечатлевают такие события в своих книгах.

«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине кладезь разнообразных жизненный ситуаций и мудрых мыслей. Наша тема – не исключение. Автор уделил внимание и ей в своём выдающемся литературном произведении.

Значительную часть романа занимает описание военных действий и всех тех событий и мыслей героев, которые происходят на фронте. Л.Н. Толстой повествует об Отечественной войне 1812 года. Читатель наблюдает за тем, как война меняет людей, как страдает народ, как тяжело даются важные решения начальству, как много людей гибнет.

Например, вспоминается эпизод, когда Наташа Ростова уговорила своих родителей отдать часть обозов, на которых планировали вывозить вещи и ценности из столицы, для раненых. Последствия оккупации Москвы поспособствовали разорению древнего дворянского рода. Страшной представляется и картина пустынного города, который оставили его жители и защитники.

В него вероломно врывается неприятель, который рушит и сжигает древнюю столицу. А ведь всего этого удалось бы избежать, если бы император Александр Первый не заключал позорного Тильзитского мира и не давал неприятелю возможности собрать силы для удара по России.

Царь не помнил уроков совсем еще недавнего прошлого: уже тогда о цене слова Наполеона говорили французские политические эмигранты, нашедшие приют в России. Наполеон уже не раз заключал мир, а потом вероломно бросался в атаку. Но никто этого не учел, поэтому к наступлению захватчиков люди готовы не были. Безусловно, забвение прошлого грозит его повторением.

Если мы сейчас не будем читать и помнить об этих жутких событиях начала XIX века, такой кошмар может случиться вновь. Благодаря Льву Николаевичу Толстому, эта значимая страница истории нашего государства прочно запечатлена в книге. Это хороший урок для человечества.

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Когда речь идёт о прошлом, мы далеко не всегда имеем в виду историю целого государства или народа. Порой это относится к жизни отдельного человека.

Например, в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» читатель узнает о Романе Родионовиче Раскольникове и его непростой судьбе. Сначала мы видим его бедным, угрюмым, у него нет целей в жизни, кроме упрямого следования вредоносной теории, разрешающей убивать людей.

Затем читатель становится свидетелем самого настоящего преступления, которое совершает главный герой. После тяжёлого бреда, болезненного состояния, паранойи и других недугов, которые мучают Раскольникова, Родион наконец духовно перерождается. В этом ему помогает его возлюбленная – Сонечка Мармеладова.

Однако писатель вовсе не строит иллюзий: несмотря на своё раскаяние и признание, Раскольников всё равно отправляется на каторгу в наказание за совершённое тяжкое уголовное преступление.

Ибо в случае с каждым отдельным человеком, как в ситуациях с целым государством или народом, работает правило, которое гласит: забвение прошлого грозит его повторением. Если преступник будет прощён и отпущен даже после чистосердечного признания и искреннего раскаяния, печальная история может произойти вновь.

Таким образом, преступник должен нести наказание и помнить о своей ошибке, чтобы не совершить её снова. Более того, каждый человек должен понимать, что за любым поступком следуют последствия, а за ними – ответственность. И эту ответственность каждый несёт за себя сам. Так и Родион Раскольников – он начал новую жизнь, но вовсе не забыл о прошлом, потому что оно служит ценным уроком для настоящего и будущего.

«Тихий Дон» М.А. Шолохов. Одну из страшных и трагических страниц истории нашего государства запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём романе «Тихий Дон». В нём писатель рассказал об ужасах Гражданской войны 1918-1922 гг.

В этот жуткий период друг против друга восставали не только друзья и товарищи, но и близкие люди, родственники, члены одной семьи. Множество людей погибало, множество судеб было сломлено. Автор дает нам возможность проанализировать все причины случившегося. Одной из них является забвение исторического пути своего народа.

Во время дискуссий в кружке большевистского агитатора Штокмана казаки впервые открывают для себя историю казачества. Они яростно спорят, много думают и сопоставляют настоящее с прошлым.

Впервые в жизни их картина мира стала полноценной: они узнали не только о сегодняшнем дне, но и о вчерашнем, и могли сравнить, задуматься, сделать свой вывод о том, куда и как движется их народ. А ведь их неведение отражает состояние всего казачества, не помнящего своего родства.

Не зная истории, люди повторяли безумства Разина и Пугачева, шли к всеобщему счастью тропой войны. Возможно, имея наши сегодняшние знания о том, что было в прошлом, они не повторили бы ошибок предков. Благодаря литературному труду М.А.

Шолохова потомки будут помнить об этих страшных и кровавых событиях, это будет печальным, но поучительным уроком для других поколений. Быть может, тогда нам удастся избежать повторения этого кошмара – ведь именно забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, необходимо помнить и изучать историю – в ней опыт наших предков, в ней и ошибки, которые у нас есть шанс избежать.

«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Опыт прошлого отражён не только в прозе, но и в лирике. Яркий этому пример – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В нём читатель видит двух героев – молодого и бывалого. Второй рассказывает о «схватках боевых», которые произошли во время Отечественной войны 1812 года.

«Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы», – говорит ветеран. Он, очевидец и участник боев, оставляет потомкам напоминание о подвигах предков, об их храбрости и самоотверженности в защите родины. Это хороший пример для будущих поколений, пример достойных людей, таких, какими следует быть всем. Кроме того, М.Ю.

Лермонтов начинает своё стихотворение со слов: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?». И ответ на этот практически риторический вопрос очевиден – конечно, не зря. Это было трудное, важное и ответственное решение – покинуть столицу, буквально оставив её врагу.

Однако на это были причины, и столь рискованный шаг был оправдан. Благодаря таким произведениям, как «Бородино», мы и спустя несколько веков помним о столь важном и тяжёлом событии в истории нашей страны. И в наших силах не повторить ошибок прошлого и не допустить новой кровопролитной войны.

Раз забвение прошлого грозит его повторением, не стоит стирать из памяти значимые события и ценные уроки предков.

«А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильев. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это очень страшное и трагическое событие. Сколько бы лет ни прошло, нельзя забывать об этом, иначе кровопролитие повторится снова. Чтобы напомнить об этом людям, Борис Львович Васильев создал повесть «А зори здесь тихие…».

В ней писатель рассказывает о судьбе пятых храбрых девушек – Риты, Лизы, Сони, Гали и Жени – и их старшины Федота Васкова. Их жизнь поделилась на «до» и «после» войны. До этих ужасных событий у героев были семьи, друзья, любимые люди, любимые занятия, работа… А после… После не осталось даже самих девушек.

Все они погибли во время задания – отправились в лес, чтобы остановить вражеских диверсантов любой ценой. Рита, Лиза, Соня, Галя, Женя – все они погибли героической смертью, защищая свою родину. Борис Васильев запечатлел этот подвиг в своей книге – на долгую память для всех грядущих поколений.

Читатель понимает и даже чувствует, что герои повести – такие же люди, как и мы с вами, со своей жизнью и своими эмоциями. И эти люди умирали во время войны, пытаясь спасти свою страну и защитить свой народ.

Таким образом, мы должны помнить о подвигах предков, об их трагическом опыте, чтобы ни за что не допустить войны вновь, ведь забвение прошлого непременно грозит его повторением. Возможно, Третья Мировая война не произошла именно потому, что мы до сих пор помним о жертве миллионов наших предков ради мира во всем мире.

«Судьба человека» М.А. Шолохов. Ещё одно литературное произведение, которое рассказывает о том, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг. повлияла на судьбы людей, – рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Одно дело — целый народ и целое государство – может показаться, что это нечто слишком великое и громадное, а может, даже далёкое.

И совсем другое дело – конкретный человек со своей историей, отражающей трагедию всего советского народа. В рассказе М.А. Шолохова таким человеком становится главный герой – Андрей Соколов. Читатель узнаёт, как он жил до войны – у него были жена и дети. Но страшные события отняли семью у героя.

Андрей храбро прошёл войну – побывал в плену, не сдавался и не унижался, верил в победу своего народа, своей родины. Соколов претерпел голод, холод и другие мучения. Когда кровопролитная война закончилась, одинокий и опустошенный войной Андрей встречает мальчика-сироту Ваню.

Герои спасают друг друга от одиночества, становится поддержкой и опорой друг для друга, заботятся друг о друге. Но сколько на самом деле было таких людей, как Андрей Соколов? Сотни сломанных судеб! И очень часто история заканчивалась вовсе не так, как у главного героя рассказа М.А. Шолохова, – всё было куда трагичнее.

Если человечество забудет о том страшном периоде, когда не прекращались кровопролитные бои и постоянно погибали люди, защищавшие родину, то этот ужас может повториться: войти в наш дом и забрать нашу семью. Мы не должны допустить этого. Недаром писатели и поэты посвящают свои произведения таким тяжёлым и важным событиям.

Они точно знали: забвение прошлого грозит его повторением. Так что не следует вычёркивать из памяти даже самые кошмарные периоды истории. Это ценные уроки прошлого, которые помогают нынешнему поколению и помогут будущему не совершить таких же ошибок и не допустить таких же потерь.

«Сотников» В.В. Быков. В отечественной литературе много произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На это есть весомые причины. Этот период действительно был жутким, кровопролитным и печальным, и никто из его участников и очевидцев не хотел бы подписаться под хвастливым лозунгом: «Можем повторить!».

Ещё одно произведение, которое повествует о судьбе людей на войне, – «Сотников» Василя Владимировича Быкова. Тут читатель узнаёт о двух солдатах – Сотникове и Рыбаке. Они вдвоём отправляются на задание. Но первый ранен, ему тяжело идти, он медленно передвигается.

Сначала кажется, что Сотников – обуза, что он зря отправился на задание, что он мешает отважному Рыбаку. Но в конце, когда оба героя попадают в плен к фашистам, Сотников ни за что не предаёт родину. Его казнят. А «сильный» и «смелый» Рыбак сдался и согласился сотрудничать с врагом. Так, рассказ В.В.

Быкова разоблачает предательство – один из самых распространённых пороков общества во время войны. Эта история служит ценным уроком. Мы понимаем, каков достойный человек, гражданин своей страны – он смелый, самоотверженный, благородный. Он думает о чести и спасении народа больше, чем о самом себе, о личной выгоде.

Таким был Сотников – и таких людей в реальности было много. Именно они служат примером для нынешнего поколения и для будущих поколений. А если мы будем забывать таких предателей, как Рыбак, – а ведь такие тоже были на самом деле – то они останутся безнаказанными. И такие ужасные ситуации будут происходить вновь и вновь.

Ведь забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, достойных людей стоит помнить, чтобы брать с них пример, а недостойных – чтобы не повторить их ошибок. Опыт предков – это дар, который мы получаем благодаря науке, истории, литературе и другим видам искусства.  

«В списках не значился» Б.Л. Васильев. Произведение Бориса Львовича Васильева, уже знакомого нам автора, «В списках не значился» рассказывает о юноше, который даже не успел вписать в своё имя в список, как попал на фронт — в самую гущу событий.

Но во время обороны Брестской крепости молодой лейтенант ведёт себя храбро, он отважно защищает крепость от фашистов и делает это даже тогда, когда они захватывают объект. Ночами напролет голодный и ослабленный Николай выходил из укрытий и убивал врагов. В конце произведения всё же погибает – героической смертью.

На примере судьбы одного парня писатель изобразил портрет целого множества таких же героев, которые совершали подвиги и погибали молодыми и безымянными на поле битвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Однако имя Плужникова осталось в истории: теперь о нем рассказывают всем посетителям Брестской крепости.

Зачем, казалось бы, бередить старые раны и шокировать гостей? Но автор, как и экскурсоводы, понимает, что необходимо помнить и чтить этих людей, которые самоотверженно защищали свою родину до последнего вздоха – ради светлого будущего следующих поколений, ради народа.

Такое страшное событие, которое принесло людям так много горя, ни в коем случае нельзя забывать, чтобы не повторить этих ошибок, чтобы не допустить новых кровопролитий и потерь. Забвение прошлого действительно грозит его повторением. А потому нам следует учиться на опыте предков. 

«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Писатель Александр Исаевич Солженицын был отправлен на каторгу. Его жизнь пришлась на тяжёлое для страны и для народа время – период сталинский репрессий. Литератор не боялся высказывать своё мнение и говорить о проблемах общества и государства, за что власть его преследовала. А.И.

Солженицын оставил нам несколько выдающихся литературных произведений, в которых запечатлел те страшные годы. Одно из них – рассказ «Один день Ивана Денисовича». Повесть посвящена одному дню из жизнь осуждённого и отправленного в лагерь мужчины – Ивана Денисовича Шухова.

Конечно, таких людей, которых обвинили в том, чего они вовсе не делали, а после осудили, было немало. Читатель поистине ужасается тому, как бедно живут не только осуждённые, но и те, кто остался на свободе в деревне. Так, например, главный герой отказывается от посылок от родных из деревни, потому что знает, что там голодают не меньше, чем в лагере.

Кроме того, мы видим, насколько разносторонние и непохожие друг на друга личности отправлены на каторгу. У каждого своя судьба, своя история. Но все они вынуждены отбывать наказание несправедливо. Благодаря тому, что А.И.

Солженицын осмелился говорить о сталинских репрессиях и кошмарах, которые с ними связаны, сейчас у нас есть возможность помнить об этих событиях и не допускать таких ошибок вновь. Забвение прошлого грозит его повторением, так что не следует торопиться вычёркивать из памяти всё плохое.

Горе от этого не станет меньше, боль не пройдёт, и былое не восстановится, зато появится риск того, что ужас повторится. Наша задача и задача грядущих поколений – сохранять воспоминания об этой страшной, но важной странице в истории нашего государства. Это опыт предков, который позволяет нам развиваться, не совершать их ошибок и усваивать ценные уроки, которые преподаёт нам прошлое.

Итоговое сочинение: Почему важно помнить прошлое? (2 варианта) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Многомудрый Литрекон призывает читателей помнить прошлое, чтобы извлечь из него пользу. О своем мнении он рассказал в итоговом сочинении на тему: Почему важно помнить прошлое? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Слово о полку Игореве», «Реквием», «Тринадцатый подвиг Геракла».

Вариант 1

Людям важно помнить прошлое, потому что память дает возможность избежать повторения ошибок: зная о том, что было сделано неправильно, мы не продублируем это в будущем. Кроме того, история подсказывает решение проблем, которые уже были когда-то актуальны. Эту закономерность человеческого развития подмечали многие авторы.

Например, в произведении А. Ахматовой «Реквием» описываются годы страшных репрессий, когда под арестом оказались тысячи невиновных людей, очутившиеся в немилости у новой советской власти.

Повествование автобиографично: Анна Ахматова сама стояла часами в тюремных очередях, чтобы получить хотя бы одну жалкую весточку о сыне, которого в итоге посадили в камеру на 10 лет лишь на том основании, что его отец был контрреволюционером.

В финале «Реквиема» мы встречаем строки, которыми поэтесса объясняет свое желание об установке памятника возле тюремных стен: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание черных марусь, забыть, как постылая хлопала дверь и выла старуха, как раненый зверь».

Казалось бы, зачем вспоминать эти мрачные страницы истории? Сына Анны Андреевны выпустили, она не была в заключении, а другим повесть ее мук будет не добавит оптимизма. Эти воспоминания не патриотичны и бросают тень на великую империю. Однако литературный памятник тюремных очередей и советских репрессий все-таки должен существовать.

Именно он гордо возносится над попытками многих бесчестных людей исказить нашу историю и вычеркнуть из нее все неудобные моменты, заставляющие нас задуматься над тем, что происходит сейчас. Благодаря этому произведению мы будем знать правду о тех временах и всячески препятствовать повторению тех ужасных событий.

Возле упомянутого в поэме памятника Ахматовой регулярно собираются люди, отчаявшиеся добиться судебной справедливости. Так они привлекают общественное внимание к данной проблеме и помогают тем, кто страдает от репрессий сегодняшнего дня. «Реквием» Анны Ахматовой стал символом, который защищает людей от произвола силой исторических воспоминаний, силой не зажившей народной раны.

История не только оберегает нас от ошибок прошлого, но и подсказывает, как решить насущные проблемы. Например, Фазиль Искандер в произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» наглядно продемонстрировал, как знание древнегреческих мифов помогает научить современных детей правильно себя вести.

Харлампий Диогенович, учитель математики, раскусил хитрость своего ученика, который сорвал урок, чтобы не получить плохой отметки за невыполненное задание. Он уговорил медсестру сделать прививки в своем классе пораньше, чтобы учитель не успел проверить домашнюю работу. Тогда математик решил проучить школьника.

Он рассказал всему классу, что трусость побудила кое-кого дополнить список двенадцати подвигов знаменитого античного воина. Намек был понят, и ребята высмеяли своего товарища. Пример оказался настолько точным и наглядным, интересным и смешным, что ученики подхватили шутку и пристыдили хитреца.

Прошлое завещало нам универсальный язык отсылок, метафор и аллегорий, который необходимо научиться использовать, чтобы достичь своей цели и быть услышанным.

Таким образом, сохранение памяти о прошлом дает неоспоримые преимущества людям настоящего и будущего. Мы знаем и помним об ошибках наших предков, которые уже не повторятся, потому что мы этого не допустим.

А еще мы можем использовать богатый исторический опыт, чтобы разнообразить свою речь и расширить эрудицию.

Все приобретенные знания пригодятся в профессиональной деятельности и станут достойным наследством для наших потомков.  

Вариант 2

Люди должны сохранять память о прошлом, чтобы применять эти ценные знания и умения в настоящем и будущем. Каждый из нас должен черпать мудрость в историческом опыте минувших столетий, поэтому так важно помнить, что прошлое забвению не подлежит: оно является нашим учителем и помощником. Эту мысль подтверждают многие литературные примеры.

Так, в древнерусской поэме «Слово о полку Игореве» автор описывает трагические последствия забвения уроков прошлого. Молодой и удалой князь Игорь хотел прославиться в боях и организовал поход на половцев. С собой он взял только брата, а другим родственникам о своей идее не сказал, чтобы не делить с ними добычу и славу.

Однако герой забыл о том, что сотни его предков уже попадали в аналогичную ловушку своего тщеславия. Стремясь добиться своего, они ссорились с другими князьями, оставались в одиночестве и были хорошей мишенью для сплоченных кочевников. Та же участь постигла Игоря: он попал в плен к половцам, а его войско разгромили враги.

Об этом искренне жалеет князь киевский. Святослав перечисляет междоусобицы своих предков и делает важный вывод: всем правителям Руси нужно объединиться и выступать против басурман единым фронтом. Только так можно победить и сохранить свою землю.

Если бы Игорь помнил прошлое своей страны, как и Святослав, он не совершил бы ошибку и избежал ее трагических последствий. 

Уроки прошлого во многом обеспечивают наше процветание в настоящем. Уже несколько десятилетий мир не сотрясают масштабные войны и геноцид народов. Почему? Потому что жива еще память о том, к чему привели вооруженные столкновения наших предков. Эти сведения мы можем получить, прочитав рассказ М.

Шолохова «Судьба человека», основанный на реальных событиях. Герой книги, хороший семьянин и перспективный работник, стал жертвой бесчеловечной войны, разрушающий все на своем пути. Доблестно защищая Родину, он попал в плен и пережил унижения, побои и даже пытки.

Андрей Соколов чудом спасся из плена, но вернулся к пепелищу. Пока он воевал, его семья погибла от осколка снаряда. Даже сын, который тоже отправился на фронт, погиб прямо в День Победы. Пытаясь найти новые силы для жизни с чистого листа, Андрей помог сироте Ванечке обрести дом.

Теперь они вместе преодолевали трудности послевоенной разрухи. Но каждую бессонную ночь герой мучился, задавая себе вопрос: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?». Его трагедия — это драматичная история всего нашего народа.

Рассказ о ней — это назидание всем потомкам, которые не должны допустить повторения тех чудовищных событий. В этом нам помогают уроки прошлого.

Таким образом, каждый человек должен находить в прошлом мудрость для преодоления трудностей и устранения насущных проблем. Мы должны использовать горький опыт предков, чтобы сделать настоящее и будущее лучше. Как говорил Д. С. Лихачев: «Прошлое должно служить современности». 

ПредыдущаяСледующая

Почему важно помнить прошлое?

Взрослые часто говорят, что память о прошлом позволяет не совершать ошибки в настоящем, а, следовательно, и помогает сделать будущее несколько лучше. Опираясь на историю, человек действительно может выявить зависимость между поступками и негативными последствиями. Эти знания должны использоваться только во благо.

Я считаю, что в выражении «память о прошлом позволяем избежать ошибок в настоящем» несколько ошибочно. К предкам может прислушаться разве что настоящая и искренняя личность, целью жизни которой является созидание.

В масштабах мира или хотя бы одного народа, гражданского населения, это невозможно. Во-первых, все зависит от менталитета: например, русский человек знает о собственной лени, но не стремится это изменять.

Во-вторых, власть и правители государств никогда не прислушивались к прошлому. Так, огромное количество войн в двадцатом веке не снизило количество вооруженных столкновений в двадцать первом.

Я могу сказать, что прошлое важно помнить, только потому, что это часть истории, жизни и судьбы людей. То есть наша память должна стать данью предкам, которые позволили существовать нам сегодня.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Подтверждение своей точке зрения я постараюсь найти в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Роман-эпопея демонстрирует читателю в начале тщеславного и гордого Андрея Болконского. Смыслом своей жизни он видит воинскую славу и почет. Герой желает отправиться на войну только с той целью, чтобы получить звание, спасти армию.

Однако его мечты разбиваются о реальность прямо на поле боя, где он оказывает морально не готов ко всем сопутствующим медали ужасам: кровь, смерть, раненные, отсутствие помощи. Он быстро растет на войне как личность, меняя отношение к происходящему.

Только оказавшись в центре сражения, персонаж осознает, что организованность, описанная древними философами, и война — разные вещи.

Вернувшись домой на некоторое время, князь понимает, насколько ничтожны были его мечты. Теперь он обращает внимание на сына.

Он помнит прошлое, молодого и тщеславного себя, старается не совершать данную ошибку.

Как отдельно взятая личность, Андрей Болконский прекрасно понял урок жизни, но вряд ли бы пришлось говорить о понимании в рамках всего народа. Кто-то не особо изменился, например, Элен.

Второй пример, который доказывает, что память о прошлом необходима именно личности, Сам автор романа-эпопеи. Лев Толстой лично принимал участие в Крымской войне, что достаточно подробно будет потом описано в «Севастопольских рассказах».

Писатель хорошо зарекомендовал себя в армии и мог бы стать командиром. Однако он сразу же отказался от этой идеи, так как не признавал войну и стремился разрушить через литературу романтизацию подобных событий.

В «Севастопольских рассказах», штабс-капитан Михайлов оказывается с товарищем под обстрелом врага. Ужас охватывает обоих героев. Толстой демонстрирует, что два этих солдата буквально несколько часов назад были практически простыми людьми, которые также мечтали.

Однако после страха, летящих пуль и гранат они меняются. Герои хранят в мыслях память прошлого, но это будет только память и не более, так как война полностью изменила их мышление.

Таким образом, память о прошлом может не только защищать отдельных людей от ошибок прошлого, однако она выполняет две функции.

Во-первых, она помогает формировать жизненный опыт и убеждение, как в ситуации с повзрослевшим на войне Андреем Болконским. Во-вторых, память уничтожает стереотипы вроде романизации военных действий, как в случае с Л.Н.

Толстым. Резюмирую, только изучая прошлое, анализируя, каждый может стать человечнее и добрее.

Почему важно помнить прошлое? сочинение

Прошлое всегда было и будет частью истории, которую мы просто не имеем право забыть. Если игнорировать историческое прошлое, то произошедшие события могут случиться вновь.

Человек, изучая историю, запоминает не только положительные моменты, но и ошибки.

Тем самым в будущем задумывается, как поступить в той или иной ситуации, чтобы  результат не был печальным, как это произошло у предшественников.

Мы должны помнить о прошлом, это поставит нас на правильный путь. Так многих проступков удастся избежать, ведь нам свойственно поступать так, как поступали наши предки.

Многим писателям удалось создать произведения о важности прошлого.

Например, В.Г. Распутин написал повесть «Прощание с Матерой», где показывает конфликт двух поколений. Люди, прожившие много лет в деревне, не хотят уезжать из нее, ведь это их родина.

Тогда как молодое поколение пребывает в полном восторге от возможности переехать, они не ценят место, где провели юные годы своей жизни. Им безразлично то, что вместе с населенным пунктом исчезнет и их история.

Такие люди будут обречены на проступки, ведь они не хотят знать свою историю.

Чтобы печальные события как можно реже причиняли людям боль, необходимо помнить, что было причиной их наступления.

Р.И. Рождественский  в поэме «Реквием» просит будущие поколения не забывать об ужасных событиях, произошедших  на войне. Нам необходимо помнить о цене, которую заплатили люди ради того, что бы над нашей головой было мирное небо.

Молодое поколение должно ценить то светлое время, в котором они живут, потому что их деды и прадеды не имели такой возможности, они отдали жизни ради спасения и процветания своей страны.

Уроки войны – это те уроки, которые нужно помнить и не совершать подобного более.

Исторические события, повлиявшие на мир во всем мире, не должны кануть в лету.

Помнить о прошлом это еще и отдавать дань тем великим людям, которые совершили для благополучия человечества великие открытия, построили невероятные архитектурные сооружения, проводили реформы и боролись с несправедливостью и беззаконием.

Я считаю, что прошлое – это пройденные события, являющиеся неотъемлемой частью истории, как для самого человека, так и для всей страны. Без него не было бы нашего беззаботного будущего. Не забывайте о нем, ведь это часть нашей страны, эпохи. Спустя годы о нашем нынешнем времени тоже будут вспоминать, и извлекать из этого уроки.

Вариант 2

Иногда я слышу от старшего поколения о том, что необходимо помнить прошлое. И вот я задался вопросом к себе: А почему важно помнить прошлое? Естественно, что ответ на этот вопрос у каждого свой. Но всё же можно попробовать поразмышлять.

Возьмем, к примеру, прошлое нашей страны. Изучая историю, нам становится известны факты о возникновение государственности, покорения новых земель, о культуре и быте людей прошлого.

И ещё надо учитывать, сколько всего остаётся неизвестным для нас.

Именно осознавая этот момент, понимаешь важность того, что знание истории человечества очень важно и людям необходимо не забывать события прошлых лет.

По сути люди находятся в неоплачиваемом долгу перед предыдущими поколениями. Начиная с того, что наличием самой жизни мы обязаны нашим предкам. Благодаря им наше общество развивалось и формировалось. Именно они передали для нас ценный опыт, знания и умения. Наши предки продемонстрировали нам то, что Россия непобедима своим единством и согласием в достижении благих целей.

Хранить прошлое, означает передавать накопленный опыт следующим поколениям, учить их быть сплоченными, самоотверженными и целеустремленными. Также о том, что хранить память о прошлом есть долг каждого человека, напоминают нам и художественные произведения.

Например, произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» показывает нам события далекого прошлого, те времена, когда русские земли были разрозненными. Так вот, этот литературный труд говорит о необходимости объединения русских земель перед общим врагом.

Этот смысл адресован не только князьям того времени, но и всем последующим поколениям.

Также важность о том, что необходимо помнить прошлое говорится устами солдата в поэме М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Прошедший Бородинское сражение солдат, рассказывает молодому человеку про ту битву.

Волнительный рассказ бывалого солдата учит тому, что только благодаря храбрости, сплоченности и желанию защитить Родину, русским солдатам удалось победить. Солдат, рассказывая события тех лет, очень волнуется, что следующие поколения не смогут также достойно защищать свою Родину от врагов.

Однако всё сказанное воодушевило молодого человека, и он чувствует в себе уверенность и силу. Парню становится понятно, что сохранение памяти о прошлом является долгом не только его, но и всего молодого поколения.

Надо не забывать то, что наши предки передали нам в наследство всё ценное, а именно опыт, наставления и поучения, которые образовались из их опыта. Когда они передают нам свой опыт, то пытаются уберечь от тех ошибок, которые сами совершали, и следующему поколению есть чему учиться у старших.

Сочинение Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

Жизнь человека насыщенна и непредсказуема. Мы радуемся новым знакомствам, достигнутым целям и приятным сюрпризам, строим планы на будущее. При этом нельзя не отметить важности прошлого: оно дает нам ценный опыт, руководствуясь которым, становится легче выбрать правильный путь.

Я согласен с данным высказыванием, и стараюсь держать в памяти самые значительные моменты не только из своей жизни, но и исторические факты. Известная народная мудрость гласит, что лучше учиться на чужих ошибках. Не менее полезным навыком станет анализ успеха выдающихся людей.

Например, что вдохновляло именитых художников? Как заработал свой первый миллион мальчик из бедной семьи? Среди биографии известных людей широкую аудиторию заинтересовала история Генри Форда. Он восхищался автомобилями с раннего детства и углубился в данную область, несмотря на отсутствие поддержки со стороны родителей.

Молодой человек совмещал трудовую деятельность с разработкой изобретений. Генри женился на женщине, которая стала ему другом и помощником. Именно она верила в его идеи, когда остальные отворачивались от талантливого инженера. Позднее Форд основал компанию по производству автомобилей, воплотив свою мечту в реальность.

Мужчина поделился собственными мудрыми девизами: «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение» и «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!». Преодоленные трудности помогли ему получить ценный опыт.

Человек часто ищет свое место в огромном мире: выбирает работу, хобби, спутника жизни. На его конечное решение с наибольшим весом оказывает влияние именно прошлый опыт. Например, выбранная профессия. Многие молодые врачи признаются, что мечтали спасать нуждающихся с детства.

Их вдохновляли подвиги «людей в белых халатах», а действия докторов напоминали волшебство. К определенным увлечениям мы тоже склоняемся неспроста. Любовь к спорту может взрастить пример отца или матери, которые находятся в прекрасной физической форме или имеют награды за призовые места.

В любом случае, именно прошлое формирует ценности человека на данную минуту и рождает в голове планы на будущее.

Что случится, если отнять у человека память? Он потеряет не только воспоминания, но и свои личностные особенности. Словно младенец, индивид станет заново познавать мир, знакомиться с окружающей средой и другими людьми, учиться чувствовать.

Несколько интересных сочинений

  • Тихий дон аргументы к итоговому сочинению 2022
  • Тихий дон аргументы итоговое сочинение
  • Тихая сказка про ежиков
  • Тихая сказка маршак читать текст полностью
  • Титульный лист колобка сказка