Тихий дон аргументы итоговое сочинение

Многомудрый литрекон создал для своих читателей итоговое сочинение на тему: какие преступления нельзя прощать? аргументы, тезисы, вступление, заключение и все

Многомудрый Литрекон создал для своих читателей итоговое сочинение на тему: Какие преступления нельзя прощать? Аргументы, тезисы, вступление, заключение и все остальное Вы найдете здесь. Приятного просвещения!

Вариант 1

(419 слов) Милосердие — это весьма похвальное качество, но оно не должно помешать осудить те преступления, которые нельзя прощать. Какие же поступки можно причислить к этой категории? Их множество, но все эти подлости объединяет один главный признак — слабая жертва, которая не может защитить себя. Нельзя оправдать и объяснить жестокость, направленную против того, кто не может дать сдачи. Это самое гнусное злодеяние. Чтобы доказать это, обратимся к литературным примерам. 

Вспомним роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон». До глубины души трогает читателя трагическая участь Франи. Девушка служила в казармах и исполняла обязанности горничной. Красавица всегда ловила на себе восхищенные взоры бойцов, ей льстило их внимание. Но ее смущенные улыбки точно не могли стать разрешением для домогательств со стороны солдат. Циничные и грубые мужчины однажды поймали Франю, связали ее и устроили групповое изнасилование. Несчастная жертва не имела сил сопротивляться. Ее держали со всех сторон, а на голове у нее был мешок, чтобы она не смогла донести на обидчиков. Преступники закончили свое гнусное дело и выбросили девушку в овраг, как тюк гнилого сена. Франя еле встала и, спотыкаясь, побрела прочь. Теперь ее судьба была загублена этой травмой, этим позорным происшествием. Можно ли простить такое злодеяние? Конечно же, нет. Людей, способных на такие поступки, нужно изолировать от общества навсегда, ведь забыть об их подлости — это значит узаконить ее повторение в будущем.

Не менее отвратительные преступления описывает Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки провел карательный рейд в польских деревнях, опираясь лишь на слухи о том, что «ляхи» нападают на православную веру. При этом бравые воины нападали преимущественно на тех, кто не мог дать отпор. Их жертвами становились женщины, старики и дети. «Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу, — словом, крупною монетою отплачивали козаки прежние долги» — пишет автор. Но никакие долговые обязательства не могут оправдать такого отношения к людям, которые заведомо слабее. Выяснять степень правоты и заблуждений нужно в честном бою с равными, а не в карательном набеге на мирные селения. То, что делали казаки, является военным преступлением, позор которого навеки останется в истории. Подлость заключается в том, что все эти крестьяне были легкой добычей и не могли учинить аналогичную расправу в ответ. Нельзя простить эти злодеяния, иначе мы тоже станем их жертвами рано или поздно.

Таким образом, по-настоящему подл и достоин презрения тот преступник, который настигает слабейшую и безответную жертву. Пользуясь чужой слабостью, он самоутверждается и проявляет чудовищную беспощадность, что лишает его права на милосердие. Раз сам он не проявил его к женщине или ребенку, то пусть он познает самую ужасную кару за свои злодеяния.

Вариант 2

(393 слова) К сожалению, биография человечества богата ужасными преступлениями, простить и оправдать которые мы не имеем морального права. Но самые подлые и жестокие из них — это злодеяния, направленные против детей. Несчастные кроткие создания не могут ничего противопоставить насилию, а психологическая травма от него остается на всю жизнь. Никто не проявит милосердия, рассматривая такое дело. Чтобы убедиться в этом, проанализируем подобные литературные примеры.

Вспомним пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад». На момент повествования Лопахину уже за тридцать. Это цветущий мужчина, богач, от одного вида которого трепещет вся губерния, ведь о его деловой хватке знают все. Но как уязвим и слаб Ермолай, когда вспоминает о своем несчастном детстве! Тогда он был крестьянским мальчиком из бедной семьи. Отец его сильно пил и бил своих детей. Ермолай постоянно ходил в синяках и ссадинах. Никакого воспитания и обучения он не получал, даже необходимых вещей у него порой не было. Эти унижения навсегда запомнились герою. Даже в зрелом возрасте он не мог отпустить эти горькие воспоминания о боли и обиде. Насилие над ребенком — это злодеяние, которое нельзя простить, ведь оно не имеет никакого оправдания и влечет за собой только отрицательные последствия.

Нельзя спокойно читать и о том, как сладострастный развратник пристает к совсем еще юным девочкам. Именно такие эпизоды встречаются в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Свидригайлов открывает всю свою сущность Раскольникову, найдя в нем родственную душу. Аркадий рассказывает о своих домогательствах без стеснения и стыда. Он вспоминает о совращенной им сенной девушке Параше, которая плакала на весь двор, но так и не получила защиты от Марфы Петровны, покрывавшей своего мужа. Также он говорит о своей женитьбе на девочке, которой едва исполнилось 16 лет. Ее родители готовы отдать ее за кого угодно, лишь бы были деньги. И мать сама убеждает своего ребенка, что домогательства старого развратника — это норма. А сам Аркадий знает, что скоро эта жена ему надоест. Он собирается покинуть ее и переуступить сводне, которая сделает из девочки продажную женщину. Разве можно простить такие поступки? Если сам Свидригайлов не способен на милосердие по отношению к детям, вправе ли он сам претендовать на него? Конечно же, нет.

Таким образом, преступления против детей всегда получают в обществе самый суровый приговор, потому что это самая уязвимая группа людей, которую мы просто обязаны защитить даже ценой жестокости и бескомпромиссности. Злодеи, которые лишены способности к сочувствию, разрушают наше будущее, нападая на ребенка. И мы должны призвать их к ответу без сожалений и сомнений.

Подборка литературы для аргументации в итоговом сочинении 2021

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из  собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и  притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.Преступление и Наказание — вечная тема

1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4. Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он  был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в
результате чего стала жертвой насилия.
21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за  счет чего.
9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Из зарубежной литературы

«Одиссея», «Илиала» Гомер
«Дон Кихот» М. Сервантес
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
«1984» Дж. Оруэлл
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
«Три товарища» Э.М. Ремарк
«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
«Облачный атлас» Д. Митчелл
Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
«Большие надежды» Ч. Диккенс
«Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Позитронный человек» А. Азимов
«Форрест Гамп» У. Грум
«Убить пересмешника» Х. Ли
«Цветы для Элжернона» Д. Киз
«Колыбель для кошки» К. Воннегут
«Властелин колец» Дж. Толкин
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
Рассказы О.Генри

Добавлено: 29 марта 2021 в 12:00

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Итоговое сочинение или изложение — один из этапов государственной аттестации в 11 классе, своеобразный допуск с сдаче единого государственного экзамена. Это мероприятие обычно проходит в декабре, но в связи с пандемией в 2021 году школьникам еще предстоит доказать свое право на участие в ЕГЭ . Чтобы вы смогли лучше подготовиться, мы подготовили статью с основными моментами, которые помогут получить заветный «зачет». Для чего проводят итоговое сочинение? Зачем использовать аргументы? Как оценивается работа? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, прочитав наш краткий обзор.

Правила проведения

Итоговое сочинение или изложение проводится в 11 классах российских школ для проверки речевых навыков выпускников, умения рассуждать и приводить аргументы своей позиции. Организаторы утверждают, что это не еще одна контрольная по русскому языку, а междисциплинарное испытание. Конечно, грамотная речь и владение государственным языком — это основной критерий допуска к государственной итоговой аттестации. Однако на итоговом сочинении обязательно пригодится хорошая подготовка по литературе и обществознанию. В этом виде испытания участвует основная доля выпускников, тогда ка изложение могут выбрать участники с ОВЗ и другие особые категории школьников.

На написание работы участникам дается 235 минут. При этом особые категории выпускников (дети с ОВЗ) имеют право на дополнительные 1,5 часа. Для них организуются перерывы для приема пищи и лечебно-профилактических мероприятий. Инструктаж и заполнение бланков выполняются вне лимита времени на сочинение.

В сочинении должно быть более 250 слов с учетом служебных. Рекомендованное количество слов в работе — 350. Если участник нарушил требования к объему, он получает за работу 0 баллов и оценку «незачет». Такую работу придется переписывать. Аналогичный итог будет в случае несамостоятельного написания сочинения (зазубривание чужого текста или переписывание литературного произведения не поможет). В работе допускается цитирование различных источников, но с указанием ссылки (в любой удобной форме) и в объеме, меньшем, нежели объем собственного текста.

При проверке работы эксперты оценивают в том числе и аргументы, приведенные автором и подкрепленные примерами. В противном случае участник получает «незачет». Для аргументации своей позиции можно использовать цитаты и примеры из литературных произведений, устного народного творчества, публицистических, живописных, театральных работ и пр. Если вы планируете представить итоговое сочинение для получения дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ, обратите внимание на требования этого учебного заведения — они могут отличаться от стандартных, в том числе и в части аргументации.

Итоговое сочинение: особенности 2021 года

Первоначально мероприятие планировалось провести 2 декабря минувшего года, но в сложной эпидемиологической ситуации власти приняли решение о его переносе на 5 апреля. В середине марта образовательные власти решили еще раз сместить дату проведения итогового сочинения. В последней редакции проекта расписания указаны следующие сроки:

  • основной этап — 15 апреля;
  • резервные даты — 5 и 19 мая.

Таким образом выпускники успеют получить допуск и продолжить подготовку к основному испытанию — ГВЭ или ЕГЭ 2021 года, первые экзамены которого назначены на конец мая.

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Темы и аргументы итогового сочинения

Еще осенью прошлого года были опубликованы пять тем итогового сочинения. Все они будут рассмотрены ниже, но сразу рекомендуем не готовить одну из тем, поскольку она может оказаться слишком сложной. Для страховки выберите 2-3 «своих» направления, что в итоге даст возможность выбрать лучший вариант. Далее мы рассмотрим особенности каждой темы и аргументы, которые можно использовать в ответе.

«Забвению не подлежит»

В эту категорию попадают темы, которые посвящены историческим личностям, событиям и явлениям культуры, науки, литературы, философии. В качестве аргументов можно использовать сюжеты произведений с историческим уклоном:

  • «Капитанская дочка»;
  • «Война и мир»;
  • «Слово о полку Игореве»;
  • «Тихий Дон»;
  • «Бородино»;
  • «На западном фронте без перемен».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Я и другие»

Раскрывая тему в рамках этого направления, обратите внимание на роль личности в жизни общества, особенности взаимодействия между людьми, проблематику самоопределения. Плюсом будет опора на личный опыт и примеры из литературных источников.

Аргументы и примеры можно черпать из следующих источников:

  • «Отцы и дети»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Горе от ума»;
  • «Мертвые души»;
  • «Отверженные».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Время перемен»

Тематика этого направления вдохновляет на рассуждения об изменчивом мире и влиянии этих перемен на сознание, поведение и выборы человека. Эти темы поднимаются в следующих произведениях:

  • «Герой нашего времени»;
  • «Обломов»;
  • «Белая гвардия»;
  • «На дне»;
  • «Маленький принц».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Разговор с собой»

В рамках этого направления целесообразно заглянуть в свой собственный мир, понять, являетесь ли вы собой, познали ли собственные возможности.

  • «Преступление и наказание»;
  • «Мастер и Маргарита»;
  • «Доктор Живаго»;
  • «Человек в футляре»;
  • «Гроза».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Что любит современный человек? Каковы его культурные потребности, личностные устремления? Что характерно для жителя планеты в XXI веке? Эти и другие вопросы помогут справиться с итоговым сочинением.

  • «Гарри Поттер»;
  • «1984»;
  • «Хроники Нарнии»;
  • «Чучело»;
  • «Оно».

Зачем нужны аргументы в итоговом сочинении?

Занимайтесь на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в паре TwoStu и получите максимум баллов на ЕГЭ и ОГЭ!

(1054 слова) В своем романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов повествует о тяжелой, полной лишений судьбе донского казачества, жизнь которого пришлась на сложную и трагическую для страны историческую эпоху. Автор изображает в книге происходящие на Дону и по всей России жестокие, кровавые события, казачьи станицы, семьи, образы жизни, характеры казаков.

Кроме того,  писатель показывает  отношение казаков ко всем переменам в родном краю, в стране — их надежды, тревоги, отчаяние, разочарование. 

Одной из важных тем и проблем  в романе становится любовь, которая не может быть счастливой на фоне войн, революции и разрушенного традиционного казачьего уклада. 

Также центральными темами в книге являются  тема родины и тема поисков смысла жизни. Автор на протяжении  всего текста раскрывает перед читателями мысли и чувства своих героев, то, как непросто даются им принятия решений, и показывает, как порой бывает трудно и даже невозможно сделать в жизни правильный выбор. И на протяжении романа он говорит читателям о том, что судьба,  как целого народа, так и каждого человека, неразрывно связана с судьбой своего государства, Родины, и что все, происходящее в стране, неизменно скажется на жизни  ее граждан. Многие персонажи романа идут дорогой испытаний, лишений, потерь, погибают или умирают.

Рассмотрим путь одного из главных героев знаменитого произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон» — Григория Мелехова. Стоит сказать пару слов о самом писателе. Шолохов был известен не только на литературном поприще – он имел успех в журналистике и кино, являясь автором сценариев некоторых фильмов. А «Тихий Дон» считается главным романом всей его писательской карьеры. Это очень объемное и интересное произведение, по праву заслужившее свою славу. Оно написано в реалистическом жанре на исторической основе.

В этом романе-эпопее автор показал читателям быт и жизнь донских казаков в самое беспокойное время для России – во время Великой войны, свержения царизма, прихода к власти большевиков, и последовавшей за этим Гражданской войны. Работа над произведением велась свыше пятнадцати лет и была закончена незадолго до начала новой войны – уже Великой Отечественной, в 1940 году. А спустя восемнадцать лет за этот труд автора наградили Нобелевской премией.

Роман полон самых различных персонажей, проработанных до мелочей, которые предстают, словно живые. Остановимся на Григории Мелехове, а точнее, на его жизненном пути.

Главный герой – человек горячий, с сильным характером и пылким темпераментом. И неспроста – Григорий был рожден от плененной во время одного из походов его отца турчанки. А отец был казаком. Благодаря нерусской матери,  Григорий унаследовал восточную красоту и вырос красивым молодым человеком. Он был по-казачьи упрям и настойчив, не лишен трудолюбия и решимости.

Молодой казак уважал своих родителей, но ему было не по нраву, что они влезают в его личную жизнь. Например, первым серьезным конфликтом между ним и родителями стало то, что Григорий связался с замужней молодой женщиной, живущей по соседству, Аксиньей Астаховой. Из-за этого они женили его на девушке из зажиточной казачьей семьи, которую он не любил. Родители же считали, что таким образом, они прервут любовную связь между ним и чужой супругой, ведь это было непринято в казачьей среде и считалось чем-то вроде позора. 

Свою законную жену он так и не смог полюбить, хоть она ему и приглянулась. Но Наталья была совсем другой по сравнению с замужней любовницей – Аксинья была страстной,  горячей, уверенной в себе женщиной и по нраву подходила ему, а жена его любила, но была стеснительной, неуверенной и холодной. По этим причинам Григорий принимает решение уйти из дому вместе с любимой.

Он подался в батраки, хоть это для него было и зазорно, но он понимал, на что идет, уходя с чужой женой.  Григорий нес за нее ответственность, ведь мало того, что она бросила своего мужа из-за него, так она еще и была беременна от него.

Потом он отправился на военные сборы, что было традиционным мероприятием в жизни казаков. Однако в это время грянула Великая война, и герой попал на фронт, а его возлюбленная осталась в доме господ, на которых он работал. Дочь Аксиньи скончалась, это ее сильно подкосило, и она променяла Григория на господского сына Листницкого.

Григория же ранили на той войне, и его по ранению отправили в столичный госпиталь, где он узнает о большевиках. Узнавая о них все больше, он принимает их идеи, за которые они борются – до него дошло, что люди из высшего света попросту шлют их на верную гибель, а сами стоят в стороне, чтобы не мараться, и что, практически, все войны – с их подачи, господско-барской.

После возвращения с войны Григорий узнал об измене Аксиньи и решил вернуться в отчий дом.  Будучи взвинченным и огорченным, он избил любовника возлюбленной Евгения Листницкого  и расстался с ней самой.

После этого он возвращается к своей семье и родным. Вскоре у него появляются законные дети – двойня, Миша и Полюшка, но семейное счастье длилось недолго – на донских просторах настали беспокойные времена, начиналась Гражданская война.

Жизненный путь Григория Мелехова был показан очень красочно и подробно. Он метался между красными и белыми, воевал и с теми, и с другими и, в конце концов, стал врагом обеим враждующим сторонам. Все его метания были результатом его поисков истины – он всегда хотел в жизни справедливости, но и ее он тоже не нашел. И не только в войне. В личной жизни так же. Он простил изменившую ему Аксинью и уехал с ней воевать, но потом он отправил ее домой. Через время он приезжает  домой на побывку и начинает оценивать верность своей жены ему, но любовь к изменнице была сильнее. В итоге Наталья скончалась, проведя неудачный аборт – ей не хотелось больше рожать от того, кто ее не любит и ей не верен.

А Григория после этого понесло по наклонной основательно. Он стал зверем, которого постепенно загоняли в клетку – с Аксиньей он укрывался теперь уже от пришедших к власти большевиков, и вел уже никому не нужную войну, на которой погибла и Аксинья. После ее гибели мужчина потерял смысл жизни окончательно. Григорий пытался бежать, но безуспешно, и он осознал, что ему некуда деваться, и такова его судьба. После этого Григорий сам пришел сдаваться новой власти.

Вероятно, писатель на его примере хотел показать тот путь, на котором человек познает себя и ищет для себя истину. Ведь Мелехов очень хотел добиться истины, найти правду во всех тех событиях, куда забрасывала его судьба, он хотел принять и осознать настоящие жизненные ценности и перемены. Вся семья Григория Мелехова была уничтожена в ходе войн, разгоревшихся на территории нового, советского государства, и у него оставался лишь один-единственный родной человек – его сын от Натальи, Миша. Именно его ребенок и стал той самой  истинной ценностью, которую так долго искал его отец.  Иными словами, Мелехов приходит к выводу, что ему следовало бы беречь свою семью и жить ради нее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 15.04.2021

Как только человечество вышло на новую, осознанную степень развития, многих его лучших представителей – философов, писателей, политических деятелей – стал волновать важный нравственный вопрос о цели и средствах. В качестве доказательств той или иной своей точки зрения они приводили показательные примеры из истории, литературы, жизни. Не остались в стороне и русские классики, которые в своих произведениях не раз поднимали этот важный вопрос. Как правило, все их размышления сводились к одному – методы должны в полной мере соответствовать цели, в противном случае сам процесс ее достижения утрачивает свой смысл. В данной подборке предлагаем воспользоваться наиболее характерными примерами из русской литературы для написания итогового сочинения на заданную тематику.

  1. Главный герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — шестнадцатилетний дворянин Петр Гринев. Отец, не желая, чтобы сын погряз в разврате и лени, отправляет его на службу. На прощанье Гринев-старший напутствует отпрыска: «Береги честь смолоду». Эти слова становятся девизом по жизни для молодого человека, который даже в самых сложных ситуациях ведет себя достойно, как человек слова и чести. За короткий промежуток времени Петруша Гринев, вчерашний недоросль, превращается в отважного офицера, способного положить собственную жизнь во имя долга. Он честно несет службу, защищает крепость от разбойников и не соглашается перейти на их сторону после ее захвата. Так же честно он добивается взаимности Маши Мироновой, покоряя ее своими превосходными человеческими качествами. Антагонистом Петра Гринева в произведении выступает Алексей Швабрин – молодой амбициозный офицер, попавший на службу в Белогорскую крепость «за душегубство». Он демонстрирует самые низкие стороны своей натуры: подлость, трусость, корыстолюбие. Чтобы заполучить Машу, Швабрин опускается до самой гнусной клеветы, пороча частное имя девушки в глазах Гринева. В дальнейшем он переходит на сторону бунтовщиков, позабыв о своей присяге на верность императрице, клевещет на Петра, в результате чего юноша оказывается под арестом. Ради достижения поставленной цели герой способен совершить любой, даже самый подлый поступок, однако в итоге за все свои интриги он получает сторицей.
  2. Если ради достижения цели идут в ход обман, жестокость и даже человеческие жизни, то какой же должна быть итоговая цель? Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» обладает незаурядными качествами: он умен, красив, прекрасно воспитан и образован, при желании способен с легкостью очаровывать людей. Но при этом он обладает и рядом качеств, которые усложняют его жизнь и жизнь тех, кто волей судьбы оказался рядом с ним: равнодушием, эгоизмом, душевной черствостью. Григорий Печорин привык добиваться своего, и, порой, ради сиюминутного исполнения своих желаний он способен жестоко распоряжаться судьбами других людей. Он отчаянно пытается отыскать смысл жизни, свое место в этом мире, но в ходе этих поисков лишь еще более становится несчастным, уничтожая тех, кто попался ему на пути: Бэлу, княжну Мери, Грушницкого. В бесплотных попытках вернуть интерес к жизни, Печорин без раздумий манипулирует другими людьми, но в итоге сам становится жертвой собственной жестокости и эгоизма: он понимает, что безрассудно гнаться за утраченным счастьем, и цель, ради которой было принесено столько страданий, оказывается попросту недостижимой.
  3. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов демонстрирует общество, живущее по принципам расчетливого потребления, где все и всех можно купить, вопрос заключается лишь в цене. Человек, согласно этим законам, представляет собой ценность не своими способностями и качествами, а исключительно наличием высоко чина и приличного состояния. Оказавшись в этом обществе, Чацкий, будучи честным, открытым, прогрессивно мыслящим молодым человеком, оказывается чужим. Молодой человек смело высказывает свои мысли, указывает на пороки и основные социальные проблемы в России. Однако никто из представителей знати не поддерживает юношу. Напротив, его решают признать сумасшедшим – ведь так гораздо проще объяснить окружающим и, прежде всего, самим себе, его смелые идеи и новаторский взгляд на жизнь. Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу, но в борьбе с ним оказывается проигравшим: его методы, в отличие от противника, чисты и честны, в то время как в доме Фамусова допускается игра без правил, и для достижения цели используются все средства, в том числе и самые подлые.
  4. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — студент по имени Родион Раскольников. Будучи умным, думающим человеком, он пытается найти ответ на важный нравственный вопрос – оправдывает ли цель средства? Имеет ли право человек распоряжаться жизнями других людей по собственному усмотрению? Раскольникова подталкивает к преступлению его собственная теория, согласно которой всех людей можно разделить на две группы: «тварей дрожащих» и «право имеющих». В итоге герой убивает старуху-процентщицу, но даже следование четко выверенной теории не спасает юношу от тяжелых душевных терзаний. Он понимает, что все его умозаключения были ошибочными, и изначально праведная цель становится страшным злодеянием, за которое непременно должна последовать расплата.
  5. Все без исключения герои романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» были вынуждены лицом к лицу столкнуться с проблемами, которые последовали за крушением старой власти и установлением нового миропорядка. Поначалу Григорий Мелехов поверил в светлые идеалы коммунизма, обещавшего счастливое будущее. Несмотря на непонимание других казаков, он принял сторону красноармейцев, однако быстро разочаровался в революционных идеях, которые на деле никак не работали. С горечью Мелехов понял, что страшная кровопролитная гражданская война, благородная цель которой, казалось бы, была направлена на процветание народа, на поверку оказалась братоубийственной мясрубкой, способом быстро и эффективно закрепить за собой власть. Все те, кто был не согласен с «красными», жестоко карались за предательство и пособничество белогвардейцам. И среди жертв зачастую оказывались ни в чем не повинные люди: старики, вчерашние мальчишки просто честные труженики, которые хотели просто спокойно жить и трудиться на благо своих семей. Увидев все происходящее в истинном свете, Григорий попытался пойти по пути, который в этой ситуации он считал единственно правильным – отречься и от «белых», и от «красных», чтобы сосредоточить свои силы на близких людях, хозяйстве.
  6. Скандальное произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» можно смело назвать исследованием истории формирования СССР, в основе которой лежала утопическая идея создания идеального общества. На деле же оказалось, что все светлые и гуманные идеи возводились на обломках человеческих судеб, возложенных на алтарь великого замысла. Цена за иллюзорное счастливое и благополучное будущее оказалась непомерно высока: тысячи загубленных жизней, разрушенных судеб, исковерканных человеческих душ. Произведение охватывает большое количество важных проблем, среди которых можно выделить следующие: стоит ли оправдывать зло, совершенное во имя добра? Должен ли кто-то понести ответственность за совершенные ошибки в масштабах страны? Существует ли что-то общее между жертвами и их палачами? Книга, подкрепленная богатейшим историческим, архивным и автобиографическим материалом, предлагает читателю о многом задуматься, но она неизменно подводит к мысли – никакая цель, пусть даже самая благородная и прекрасная, не оправдывает нечеловеческие по своей природе средства, затраченные на ее реализацию.
  7. Для человека характерно находится в поиске счастья, поскольку именно в этом и заключается смысл жизни. Ради достижения этой цели многие готовы применить любые средства, не понимая, что далеко не всегда нужно ради этого идти на большие жертвы. Так, главный герой рассказа Василия Шукшина в силу своего характера стыдится открыто проявлять нежные чувства даже к самому близкому человеку. Однако большая любовь к супруге и искреннее желание порадовать ее толкают Сергея Духанина на большую трату. Мужчина покупает жене дорогие сапожки, которые на поверку оказываются ненужной жертвой: женщина не нуждается в обновке, все, что ей нужно – внимание и проявление заботы со стороны мужа. Однако сам герой рад своему поступку: его душа, пусть загрубевшая от жизненных испытаний, но все еще нежная и чуткая, смогла ощутить настоящее счастье.
  8. В своем произведении «Два капитана» Вениамин Каверин раскрывает проблему цели и средства путем противостояния двух главных героев – Сани и Ромашки. Если первый шел к своей заветной цели честной, прямой дорогой, то второй, напротив, использовал для этого все возможные средства, которые нередко расходились с нравственными нормами. В какой-то момент судьба сводит двух героев-антиподов, и в этом судьбоносном поединке как нельзя лучше раскрывается характер и жизненные ценности каждого из них. Сане совсем непросто не изменять своим моральным принципам, оставаться справедливым и благородным человеком. Ему предстоит пройти немало испытаний, однако в итоге верность своим идеалам приводит Саню к заветной мечте.
  9. Понять свое истинное предназначение в жизни – задача не из легких. С этой проблемой столкнулся один из главных персонажей романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. В самом начале своего пути этот гордый, благородный, отважный дворянин грезит ратными подвигами, мечтая сделать блестящую военную карьеру. При этом он не столько стремится к высоким чинам и званиям, сколько мечтает вписать свое имя в историю в качестве истинного героя. Однако оказавшись на поле брани, Андрей Болконский сразу понимает, какими по-юношески наивными были его мечтания. Воочию увидев все ужасы войны, герой осознал, каким злом является она для всего человечества. Теперь слава Наполеона, которым он так искренне восхищался, померкла в глазах Болконского: он бы не смог, подобно своему кумиру, бросать сотни людей на верную смерть ради удовлетворения собственных амбиций. Однако переосмысление жизненных ценностей произошло у героя слишком поздно: получив смертельное ранение, он уже не мог кардинально изменить свою жизнь. Андрей простил Наташу и с миром отпустил ее, поскольку понял, что великое счастье заключается в любви, прощении и сострадании.
  10. Д. С. Лихачев в своих знаменитых «Письмах о добром и прекрасном» утверждал, что именно характер «делает» человека, определяет его жизненный вектор и нравственные ценности. Автор считает, что правильное формирование понятий о долге, правде, чести невозможно без понимания проблемы и средств. Для Дмитрия Сергеевича был неприемлем тезис «цель оправдывает средства». Он считает, что высшая цель непременно должна быть у каждого человека, однако очень важно осознавать, какие цели используются для ее достижения. Чтобы быть по-настоящему счастливым,  не испытывать мук совести и пребывать в гармонии со своей душой, нужно стараться совершать добрые поступки и отдавать предпочтение светлым, позитивным мыслям. Тогда будут достигнуты все цели, осуществлены все заветные мечты.

  • Тихая сказка про ежиков
  • Тихая сказка маршак читать текст полностью
  • Титульный лист колобка сказка
  • Титульный лист проекта по математике 3 класс математические сказки
  • Титульный лист для сочинения на конкурс образец