Тихая сказка маршак иллюстрации

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Автор: Яковенко Алена Викторовна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Березка»

Населенный пункт: ст.Кардинская

Речевое развитие: учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией. Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой. Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих. развивать эмоциональное восприятие художественного произведения.

Познавательное развитие: познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой»,

Социально-коммуникативное развитие: продолжать приучать детей слушать стихи, воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.

Материалы: книги С. Я. Маршака, портрет поэта, Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь, февраль».

Предварительная работа воспитателя: Чтение произведений «Сказка о глупом мышонке», «Тихая сказка» и др.; рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике.

Словарная работа: Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой.

Ход НОД:

I. Мотивация.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Я прочитала недавно одну загадку и никак не могу ее отгадать, вы мне поможете?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Про какое время года говорится в загадке? Все верно, говориться о зиме.

II. Постановка целей и задач.

И сегодня с мы вами поговорим о зиме.

(На доске появляются картинки из серии «Времена года»)

III. Совместная деятельность.

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей)

Правильно! На картинах изображены зимние месяцы и зимние забавы. Кто сможет назвать их? (Ответы детей)

Каждый месяц по -своему хорош. Посмотрите на картинку и скажите, чем они не похожи друг на друга? (Ответы детей)

Какой месяц идет сейчас? (Ответы детей)

А,вам нравится зима? Почему она вам нравиться? (Ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам встать, немножко отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику :

ЗИМОЙ

Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)

И гулять бегут все детки. (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Зимой на улице очень весело: можно кататься на санках и лыжах, ватрушках, кататься с ледяной горки. И приходит в декабре самый любимый праздник взрослых и детей (Новый год)

Почему?

Этому замечательному празднику посвящено много разных стихотворений. Одно из них написал Самуил Яковлевич Маршак. (показ портрета)

Какие его произведения вы знаете? (ответы детей)

Сегодня я хочу познакомить вас с его стихотворением, которое называется «Тает месяц молодой»

Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тает месяц молодой», а вы внимательно послушайте:

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

IV. Анализ стихотворения

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

-Как автор описывает месяц?

-Что значит «Молодой месяц»? (только появился)

-Обратите внимание на слово «тает». Что оно обозначает?

— Что происходит с месяцем? (исчезает)

-Когда это может происходить? (утром на рассвете)

-Как вы понимаете слова «гаснут звезды»? (тоже исчезают)

-А, как они исчезают? (чередой)

-Как вы понимаете «чередой»? (одна за другой)

-Давайте вместе скажем чередой. Повторим еще раз..

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

-Скажите, как вы думаете, что это за ворота ? (Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается из-за горизонта или горы.)

-Что появляется из ворот?

-Какое солнце идет?

-Что значит «красное»? (красивое)

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

-Что солнце ведет за руку?

-Почему солнце, как малышей, ведет за руку новый день и Новый год? (они и есть малыши. Новый день солнце каждое утро выводит, а Новый год –один раз в году)

Мы это стихотворение с вами будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо»:

Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо.

А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.

Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.

А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно. Молодцы Вы отлично справились!

А теперь, я предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть в зимние игры.

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить(сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Молодцы! А сейчас, послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.

VI. Самостоятельная деятельность детей

Теперь, кто хочет выйти и рассказать все стихотворение целиком? (дети выходят и рассказывают стихотворение).

VII. Рефлексия.

Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Кто помнит, как называется стихотворение, которое мы свами сегодня заучивали? Кто его написал?

Молодцы, ребята! У вас замечательно получилось запомнить и рассказать стихотворение.

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,4 КБ

Опубликовано: 25.12.2021

Цель: познакомить детей подготовительной группы с творчеством советского поэта С.Я.Маршака. Мотивировать детей и родителей на развитии традиций семейного чтения.

Задачи:

  • Познакомить детей с биографией С.Я.Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С.Я.Маршака:
    • «Багаж»
    • «Сказка об умном мышонке»
    • «Сказка о глупом мышонке»
    • «Тихая сказка»
    • «Где обедал воробей?»
    • «Вот какой рассеянный»
    • «Кто колечко найдет»
    • «Усатый полосатый»
    • «Круглый год»
    • «Курочка Ряба и десять утят»
    • «Детки в клетке»
    • «Цирк»
    • «Мяч»
    • «Разноцветная книга»
    • «Веселый счет»
    • «Пудель»
    • «Пожар»
    • Загадки
  • Развитие речи и творческих способностей детей.
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.

img1

С.Я.Маршак

3 ноября 1887г. — 4 июля 1964г.

Ведущий: С.Я.Маршак — родился 3 ноября 1887г. в г. Острогожске Воронежской губернии, в семье заводского техника, талантливого изобретателя.

img2

Семья Маршаков была большая, дружная. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано начал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Учитель словесности привил С. Я. Любовь к классической поэзии и считал его вундеркиндом.

Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.В.Стасова — известного русского критика. С помощью Стасова Самуил Маршак переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий.

С.Я.Маршак женился на Софье Михайловне Мальвидской. И вскоре молодая семья уезжает в Англию, там он учился в университете; много путешествовал. Начал работать над переводами баллад, английского фольклора.

img3

Первая детская книга С.Я.Маршака называлась «Детки в клетке» (в 1923г.), его короткие стихи, рассказы в стихах, сказки в стихотворной форме — живут на свете много лет и радуют новые поколения юных читателей.

img4

С.Я.Маршак прославился как переводчик, его стихи переводы английских песен «Дом которых построил Джек», «Робин-Бобин», «Шалтай-Болтай», — полюбились детям.

img5

Самуил Маршак хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещенными людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала им жить.

В Воронеже, в сквере возле дома, где жила семья Маршака, открылся первый в мире памятник С.Я.Маршаку.

В Москве на улице Чкаловской, где жил и работал С.Я.Маршак установлена памятная доска.

img6

Драматизация «Кто колечко надет»

Показ драматизации

img7

Покатилось, покатилось

Олино колечко,

Покатилось, покатилось

С нашего крылечка,

Покатилось

Колесом,

Притаилось

За кустом.

Кто с крылечка

Сойдет?

Кто колечко

Найдет?..

Ведущий: С.Я.Маршак утверждал, что картинка в детской книжке не должна быть фотографией и не дублировать текста. Она должна обогащать книгу, давать читателям дополнительные переживания.

По рисунку художника — иллюстратора сказки, вы можете догадаться, даже не прочитав ее, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках Маршака много фантазии, юмора. Поэтому художник-иллюстратор — должен быть волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество. На протяжении всей жизни С.Я.Маршак дружил с художником В.В.Лебедевым.

Демонстрация иллюстраций художника В.В.Лебедева:

img8

Домашнее задание (дети читают отрывки стихов С.Я.Маршака и показывают свои рисунки к отрывку)

Выставка рисунков:

img9

Ведущий: Любите отгадывать загадки? Это веселое и интересное занятие! Загадки бывают разные: те, которые придумали давным — давно, — мы называем народными. А есть загадки, которые сочинили детские поэты и писатели. С. Я. Маршак один из них.

Игра «Сундучок»

(Дети отгадывают загадки, а ведущий из сундучка достает отгадки)

1.

Ходят весь век

А не человек. (Часы)

2.

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать! (Утюг)

3.

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

4.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу? (Очки)

5.

Я конём рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадёт он без меня. (Велосипед)

Игра: «Доскажи словечко»

(Игру проводит ведущий. Дети заканчивают фразы)

1.

Старушка бежит

И зовет докторов.

Приходи обратно,

А пудель здоров.

2.

Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру.

3.

Дали туфельку слону

Взял он туфельку одну.

4.

Не было дома мышей

А было много карандашей.

5.

Добежать им осталось немножко

Вдруг навстречу усатая кошка.

6.

Лапой — толк, зубами — щелк

А куснуть боится

Отошел, хромая волк,

Подошла волчица.

7.

Кто же найдет колечко

Около крылечка.

8.

Эта страница зеленого цвета

Значит, на ней постоянное лето.

9.

Как тебя называть,

Мышке кошкой не бывать.

10.

Разевает щука рот

А не слышно, что поет.

11.

Эй, ребята, поскорей

Выходите из дверей.

12.

Собака-то, как зарычит

А барыня как закричит.

13.

Побежал он на перрон

Влез в отцепленный вагон.

Показ кукольного спектакля: «Сказка о глупом мышонке»

img10

Пела ночью мышка в норке:

— Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

— Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тетя утка,

Hашу детку покачать.

Ведущий: Закончим наш литературный праздник стихотворением С.Я.Маршака «Пожелание друзьям» написанным в 1958 году. Это стихотворение написано для вас, детей 21 века.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Дается нам недешево! Выставка произведений С.Я.Маршака в группе.

img11

Самуил Маршак

Самуил Маршак

Самуил Маршак

Имя при рождении Самуил Маршак
Дата рождения 22 октября [3 ноября] 1887 года
Место рождения Воронеж
Дата смерти 4.07.1964
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель, переводчик
Язык произведений русский, английский, итальянский
Сайт http://s-marshak.ru

Самуил Яковлевич Маршак — русский поэт, переводчик, драматург, организатор детской литературы.

Маршак / Биография

Самуил Яковлевич Маршак родился в семье химика-технолога, мастера мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и его супруги Евгении Борисовны, урождённой Гительсон. Кроме него, в семье было ещё пять детей — два брата и три сестры. Как отец, так и мать писателя родом из Белоруссии. Маршаки ведут свою родословную от известного раввина XVII века Аарона Шмуэля Кайдановера. Семья часто переезжала, так как отец находил новую службу.

С 1893 по 1900 гг. Маршаки жили в Витебске, Покрове, Бахмуте и, наконец, в Острогожске. Там Самуил Маршак, хотя блестяще сдал вступительные экзамены, не сразу был принят в гимназию, что было связано с существовавшей в России процентной нормой для евреев. Уже в ранние гимназические годы мальчик начал писать стихи.

Через некоторое время отец поэта нашёл службу в Петербурге. Самуилу Маршаку удалось перевестись в столичную гимназию лишь позднее, с помощью критика и искусствоведа В. В. Стасова, взявшего на себя покровительство «вундеркинду». Некоторое время Маршак, у которого открылся туберкулёзный процесс, провёл в Крыму, в семье М. Горького. В 1905 г. он вернулся в Петербург.

Ранние стихи Маршака отмечены влиянием постромантической лирики XIX века, а из современников — прежде всего И. А. Бунина. Важную роль в его творчестве того времени сыграло увлечение сионистскими идеями. Первый сборник «Сиониды» (1907 г.) целиком состоял из стихов на еврейские темы. Первую известность Маршак приобрёл как поэт-юморист (псевдоним — доктор Фрикен, Узллер, М. Кучумов и др.), в стихотворно-фельетонной форме освещавший в 1910–13 гг. столичные политические и литературные новости в газетах «Солнце России», «Всеобщая газета», «Биржевые Ведомости», «Киевские вести» и др.

В 1911–12 гг. Самуил Маршак в качестве корреспондента «Всеобщей газеты» и «Синего журнала» посетил Турцию, Грецию, Сирию и Палестину, где некоторое время жил в еврейской колонии. В ходе этой поездки он познакомился с Софьей Михайловной Мильвидской, на которой вскоре женился. Их семью ждала трагическая судьба: старшая дочь Маршаков, Натанель, погибла в раннем детстве в результате несчастного случая, старший сын Иммануэль тоже тяжело болел в детстве, но вырос и получил мировую известность как физик и первый переводчик романов Дж. Остин, а второй сын Яков умер от туберкулёза совсем молодым, сразу после войны.

В 1912–1914 г. Маршак учился в Великобритании — сперва в политехникуме, затем в Лондонском университете. В этот период он начал переводить английскую поэзию. Знакомство с «Лесной школой» (или «Школой простой жизни») доктора Ойлера повлияло на его отношение к детям. Тогда же в их семье родилась дочь Натанель.

С началом Первой мировой войны Маршак принял решение вернуться в Россию и вступить в армию, но из-за плохого зрения его так и не призвали.

  • Маршак
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Родители С.Я. Маршака. Яков Миронович и Евгения Борисовна

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Самуил Маршак в гимназии

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Самуил Маршак с Владимиром Васильевичем Стасовым. Санкт-Петербург, 1904

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Самуил Маршак студент лондонского университета, 1912

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Жена С.Я. Маршака Софья Мильвидская, 1912 год

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Самуил Маршак с женой, дочерью Натанелой и сестрой Лией (слева)

Потом, после нескольких лет жизни в Воронеже, Маршак в 1917 г. приезжает в Петроград, а вскоре (уже после Октябрьского переворота) переезжает в Петрозаводск, откуда затем перебирается на занятую «белыми» территорию юга России. В г. Екатеринодаре он сотрудничал с различными изданиями, и в 1919 году выпустил свою первую книгу «Сатиры и эпиграммы» под псевдонимом Д-р Фрикен.

Позже, когда на Юг потекли «беспризорники», Маршак занялся устройством «Детского городка» со школой, столовой, мастерскими. Вместе с Елизаветой Васильевой (псевдоним Черубина де Габриак) организовал первый в стране Детский театр.
В соавторстве Маршака и Васильевой была издана книга пьес «Театр для детей» (1922 г.). Одна из включённых в этот сборник пьес — «Кошкин дом», написанная Маршаком (так же как «Сказка про козла» и «Петрушка»), в переработанном и расширенном виде получила позднее широкую известность.

Этот опыт высоко оценил первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский и вызвал Маршака для помощи в организации театра «Юного зрителя» в Петрограде. Там Маршак в 1923–1928 гг. выпускает множество стихотворных детских книг: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Мороженое», «Багаж», «Почта» и др. Эти произведения (кроме первого издания «Деток в клетке») выходили в издательстве «Радуга» с рисунками В. Лебедева, В. Конашевича, С. Чехонина, К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева и других иллюстраторов.

В ходе сотрудничества поэта с художниками сложился совершенно новый тип детской книги, в котором лаконичный, выразительный, полный игры текст и яркая по цветам, динамичная, свободная от лишних деталей графика составляли единое целое. Однако частное издательство «Радуга», созданное Л. М. Клячко, находилось под тяжелейшим цензурным и экономическим давлением государства и, несмотря на огромный успех изданных им книг как у широкого читателя, так и на международных выставках, закрылось в 1930 г. Это заставило Маршака уже в середине 1920-х развивать другие формы организации детской литературы, связанные с государственными издательскими структурами.

Журнал «Воробей» (позднее «Новый Робинзон»), сборники «Советские ребята», легендарные журналы «Чиж» и «Ёж», наконец, детский сектор Госиздата и возникшее в 1933 году на его базе издательство «Детгиз» — во многом его детища. Хотя, будучи беспартийным, Маршак формально не мог возглавлять государственные издательства и редакции журналов, идейное руководство Детским Сектором было в его руках. В огромной мере он способствовал привлечению к детской литературе Д. Хармса, А. Введенского, Б. Житкова, Е. Шварца, В. Бианки, Белых и Пантелеева, и многих других.

По его инициативе в Ленинградском дворце пионеров и школьников был создан Детский Клуб под названием «Дом детской литературы» (ДДЛ). Там с талантливыми юными литераторами занимались поэты, писатели, путешественники, ученые (по выражению Маршака «бывалые люди»).

  • Маршак
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    С.Я. Маршак с художниками Кукрыниксами. Слева направо: П.Н. Крылов, М.В. Куприянов, С.Я. Маршак, Н.А. Соколов. Москва, 1941 год

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Художники Кукрыниксы, Сергей Михалков, Самуил Маршак и танкист Г. Филлипов у танка «Беспощадный», прибывшего с фронта на ремонт. 1943 год

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    С.Я. Маршак с сыном Иммануэлем Маршаком

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Маршак с внуком Александром Маршаком

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Самуил Маршак

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Джанни Родари и Самуил Маршак, 1962 год. Фото из семейного архива Маршаков

Та концепция детской литературы, которую отстаивал Самуил Маршак и которая легла в основу деятельности Детского сектора Госиздата, наталкивалась на сопротивление со стороны как цензоров и пропагандистов, которые требовали от детской литературы обслуживания государственных интересов, так и педагогов. Как писал Маршак А. М. Горькому, «…прежде всего они боятся сказочности и антропоморфизма. По их мнению, фантастика (всякая) внушает детям суеверие. Напрасно в спорах мы указывали, что всякий поэтический образ грешит антропоморфизмом — оживлением, очеловечиванием всего окружающего. Один из педагогов на это ответил мне: если поэтическое сравнение употребляется со словом „как“ („то-то, как то-то“), тогда можно; если же без слова „как“, то сравнение собьёт ребят с толку. Весёлые книжки — особенно те, в которых юмор основан на нелепице, — упрекают в легкомыслии и в том, что они вносят путаницу в детские представления».

Кампанию против Маршака и Чуковского возглавляла в конце 1920-х Н. К. Крупская. О частичной победе Маршака и его концепций свидетельствовал выход сборника статей «Детская литература» (1931 г.) с предисловиями А. М. Горького и А. В. Луначарского. Однако сборник подвергся резкой политической критике; уже в следующем году несколько авторов издательства (в том числе Хармс и Введенский) были арестованы. По-видимому, готовилось дело о вредительстве в детской литературе, главным фигурантом в котором должен был стать Маршак. По каким-то причинам дело до ареста не дошло. Тем не менее, даже в обстановке идеологического давления и травли ему удавалось сохранять ядро Детского Сектора и высокий уровень выпускаемых книг. Лишь террор 1937–38 гг. положил конец работе Маршака в Ленинграде и вынудил его переехать в Москву.

Следуя установкам и велениям эпохи, Маршак, как организатор и издатель, наряду со сказочными и «весёлыми» книгами, уделял время популярным изданиям, разъясняющим «построение» мира и пропагандирующим научные достижения и технический прогресс. Одним из авторов этих книг был брат Маршака Илья Яковлевич, писавший под псевдонимом М. Ильин (1896–1953 гг.). Среди его книг — «Чёрным по белому» (1928 г.), «Сто тысяч почему» (1929 г.), «Рассказы о вещах» (1936 г.), «Как человек стал великаном» (1946 г., совместно с Е. Сегал). Политико-пропагандистский характер носила «Повесть о великом плане» (1930 г.), посвящённая первой пятилетке. Детской писательницей была и сестра С. Я. Маршака — Лия Прейс, писавшая под псевдонимом Елена Ильина (1901–1964 гг.). Среди её многочисленных стихотворных и прозаических произведений наиболее известна повесть «Четвёртая высота» (1946 г.), посвящённая героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой.

Лучшие из собственных детских стихов Маршак написал в те же годы. Это книги издательства «Радуга» и вышедший уже в «Детгизе» «Вот какой рассеянный» (1930 г.). Великолепная игра, изящный сюжет (теснее, чем в сказках Чуковского, привязанный к быту), отсутствие излишней дидактики обеспечило долговечность этих стихов. Критика встречала их благожелательнее, чем стихи Чуковского: если последний (с его богатой дореволюционной литературной биографией) рассматривался как поэт «буржуазной детской, а не детского коллектива», то в Маршаке советская критика уже в 1920-е годы склонна была видеть «близкого попутчика». В более поздних произведениях, таких как «Отряд» (1930 г.), «Война с Днепром» (1931 г.), «Мистер Твистер» (1933 г.) поэт поневоле подчиняет свой талант целям политической пропаганды, хотя сохраняет великолепное техническое мастерство. Детские стихи Маршака тесно связаны с его переводами – прежде всего виртуозными переложениями английской народной поэзии.

  • Маршак
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Театр для детей : Сборник пьес / Елизавета Васильева, Самуил Маршак, 1922

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Детки в клетке / С. Маршак, 1923

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Веселое купанье / В. Буш (рис. автора); перевод [с нем.] С. Маршак

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Журнал «Новый Робинзон», 1925

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Загадки Маршака, 1931

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Блиц-Фрицы / С. Маршак; Кукрыниксы, 1942

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Черновик С.Я. Маршака. Из семейного архива Маршаков

В московский период Маршак занимал высокое общественное положение, был депутатом Моссовета (1939–1947 гг.), членом правления Союза писателей СССР, четырежды получал Сталинскую премию и один раз Ленинскую, был награждён четырьмя орденами. Был членом знаменитого «расстрельного» Антифашисткого Еврейского Комитета. Свой статус он стремился использовать на благо других писателей, в годы репрессий спасал своих сотрудников по детскому издательству. А в поздние годы, например, способствовал публикации «Одного дня Ивана Денисовича» А. И. Солженицына в журнале «Новый мир», выступал в защиту Иосифа Бродского во время его процесса и многое другое.

Во время Великой Отечественной войны Самуил Маршак работал в Москве и написал около полутора тысяч антифашистских произведений, часто в сотрудничестве с художниками Кукрыниксами.
Среди написанного им во время войны адресованная детям сказочная пьеса «Двенадцать месяцев»( 1943 г.); перевод ряда сонетов У. Шекспира.

В наследии Маршака огромное место занимают переводы — в первую очередь английской поэзии: сонеты У. Шекспира, стихотворения У. Блейка, Р. Бернса, В. Вордсворта, Д. Китса, Р. Киплинга, знаменитые переводы народных детских английских песенок и др. Переводил он и немецкую поэзию (Г. Гейне, В. Буш), венгерскую поэзию (Ш. Петефи ) , итальянскую (Дж. Родари), и многих других авторов мировой и советской поэзии.

Своей всесоюзной славой Джанни Родари был во многом обязан Самуилу Яковлевичу Маршаку. Маршак, владевший итальянским языком, прочел первые опубликованные стихи Родари в римском еженедельном детском журнале Il Pioniere в 1951 году. А уже в следующем 1952 в Москве в «Литературной газете» Маршак печатает свои переводы детских стихов Родари на русский язык.

« Сочинять стихи, достойные стать рядом с народной песней и считалкой, умеют только те поэты, которые живут с народом общей жизнью и говорят его языком. Таким поэтом представляется мне Джованни Родари. В его стихах я слышу звонкие голоса ребят, играющих на улицах Рима, Болоньи и Неаполя.

С.Я. Маршак

»

В последние годы жизни Маршак написал книгу воспоминаний о своем детстве («В начале жизни», 1960 г.) и сборник статей («Воспитание словом», 1961 г.).

В этот же период он возвращается, но уже на ином творческом уровне, к «взрослой» лирической поэзии, и выходит книга «Избранная лирика» (1962 г.), оцененная высшей наградой страны — Ленинской премией.

С.Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В конце 70-х годов, уже после его смерти, вышло 8 томов собрания его сочинений, и две книги воспоминаний: «Я думал, чувствовал, я жил» и «Жизнь и творчество Маршака».

Все произведения Самуила Яковлевича Маршака продолжают в наши дни активно переиздаваться.

В 2003 году была учреждена Всероссийская литературная премия им. С. Я. Маршака. Первое награждение состоялось в 2004 году. Вручается Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Детгиз» и присуждается ежегодно.

  • Маршак
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Выставка «МАРШАК» в РГДБ (кабинет Маршака), 2017

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Выставка «МАРШАК» в РГДБ. Директор РГДБ Мария Веденяпина (слева), Александр и Татьяна Маршаки, 2017

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Выставка «МАРШАК» в РГДБ, 2017

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Выставка «МАРШАК» в РГДБ, 2017

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Выставка «МАРШАК» в РГДБ, 2017

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Кабинет С. Я. Маршака в Москве. Фото: Пресс-служба РГДБ

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

В 2017 году в Российской государственной детской библиотеке открылась интерактивная историко-библиографическая выставка «МАРШАК», посвященная жизни и творчеству Самуила Яковлевича Маршака и приуроченная к его 130-летию. Выставка была организована РГДБ при поддержке Российского еврейского конгресса, Издательства «АСТ Малыш» и наследников писателя.

Фотографии из семейного архива любезно предоставлены Александром и Татьяной Маршак.

Иллюстрации к произведениям С.Я. Маршака

  • Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Сказка о глупом мышонке / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1923

  • Цирк / С. Маршак; Худ. В. Лебедев, 1925
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Цирк / С. Маршак; худож. В. Лебедев, 1925

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Цирк / С. Маршак; худож. В. Лебедев

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Цирк / С. Маршак; худож. В. Лебедев

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Цирк / С. Маршак; худож. В. Лебедев

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Цирк / С. Маршак; худож. В. Лебедев

  • Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Раз два и готово / С. Маршак. Худ. Владимир Конашевич, 1927

  • С. Маршак / Ю. Васнецов
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Кошкин дом / С. Маршак; худ. Ю. Васнецов

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Теремок / С. Маршак; худ. Ю. Васнецов

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Теремок / С. Маршак; худ. Ю. Васнецов

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Теремок / С. Маршак; худ. Ю. Васнецов

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Теремок / С. Маршак; худ. Ю. Васнецов

  • Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Стихи для детей / С. Маршак. Худ. Май Митурич

  • Легенды старой Англии: из английской и шотландской поэзии / С. Я. Маршак
  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Легенды старой Англии / С. Маршак ; худ. Ольга Монина

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Легенды старой Англии / С. Маршак ; худ. Ольга Монина

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Легенды старой Англии / С. Маршак ; худ. Ольга Монина

  • Тихая сказка маршак иллюстрации

    Легенды старой Англии / С. Маршак ; худ. Ольга Монина


С.Я. Маршак / Избранная библиография

  • Васильева, Е. Театр для детей : Сборник пьес / Елизавета Васильева, Самуил Маршак. — Краснодар (Екатеринодар) : Кубано-Черноморск. отд. нар. образ., 1922. — VIII, 234, [1] с., [3] л. цв. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Васильева, Е. Театр для детей : Пьесы… / Елизавета Васильева, Самуил Маршак. — 2-е изд. — Петроград ; Москва : Радуга, [1923]. — 150, [1] с. — [Хранится в РГБ].
  • Киплинг, Р. Вот так сказки / Редьярд Киплинг ; перевод с англ. К. Чуковского ; стихи в переводе С. Маршака. — Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1923. — 30 с.
  • Маршак, С. Я. Сказка о глупом мышенке / Самуил Маршак ; [рис. (автоцинкогр.) В. М. Конашевича]. — Петербург ; Москва : Синяя птица, 1923. — [2], 24, [4] с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Пожар / Самуил Маршак ; рисунки Вл. Конашевича ; обл. Б. Кустодиева. — Москва ; Петроград : Радуга, 1923. — 16 с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Дом, который построил Джек : Английский детские песенки / пересказал Самуил Маршак ; картинки нарисовал Вл. Конашевич. — Петербург ; Москва : Всемирная литература, 1923. — 30 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Детки в клетке / Самуил Маршак ; рис. С. Олдина. — Петроград ; Москва : Радуга, 1923. — 24 с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Приключения стола и стула : [Небылица по Эдварду Лиру] / Самуил Маршак ; рис. Бориса Кустодиева. — [Ленинград] : Брокгауз–Ефрон, 1924. — [14] с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Книжка про книжки / Самуил Маршак ; рис. С. Чехонина. — 2-е изд. — [Ленинград ; Москва] : Радуга, 1924. — [12] с. : цв. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Цирк / С. Маршак ; [худож.] В. Лебедев. — [Ленинград] : Радуга, 1925. — 14 с. : цв. ил.
  • Маршак, С. Я. О глупом мышонке / Самуил Маршак ; худож. В. Лебедев. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925. — 10 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Книжка про книжки / Самуил Маршак ; худож. С. Чехонин. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925. — 16 с. : ил.
  • Васильева, Е. И. Театр для детей : сборник пьес / Елизавета Васильева ; Самуил Маршак. — Изд. 4-е. — [Ленинград] : Радуга, [1927]. — 120 с. — (Библиотека «Радуги» ; № 5).
  • Маршак, С. Я. Раз два и готово / Самуил Маршак ; рис. В. Конашевича. — Ленинград : Типография «Печатный двор», [1927]. — 10 с. : цв. ил. — (Книги для детей).
  • Маршак, С. Я. Синие загадки — красные разгадки / Самуил Маршак ; худож. Е. Татаринов, Е. Дорфман. — Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 9 с.: ил.
  • Маршак, С. Я. Отряд / Самуил Маршак ; рисунки и обложка Н. Тырсы. — 2-е изд. — Ленинград : Государственное издательство, 1930. — 18 с. : цв. ил.
  • Маршак, С. Я. Пароход из Испании / Самуил Маршак ; рис. Е. Рачова. — [Москва] : Детиздат, 1938. — [12] с. : ил. — (Книжка-малышка). — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Двенадцать месяцев : Славянская сказка : [Пьеса в 4 д.] / Самуил Маршак. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1943. — 67 с. — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Английские баллады и песни / Самуил Маршак. — Москва : Гослитиздат, 1944. — 154 с. : ил.
  • Маршак, С. Двенадцать месяцев ; Горя бояться — счастья не видать / Самуил Маршак ; худож. В. Алфеевский. — Москва : Детгиз, 1957. — 152 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Сочинения: В 4 т. : Т. 1: Стихи. Сказки. Песни / Самуил Маршак ; вступ. ст. В. Смирновой. — Москва : Гослитиздат, 1958. — 615 с. : 1 л. портр.
  • Маршак, С. Я. Сочинения: В 4 т. : Т. 2: Лирика; Повести в стихах; Сатира; Пьесы / Самуил Маршак. — Москва : Гослитиздат, 1958. — 574 с.
  • Маршак, С. Я. Сочинения: В 4 т. : Т. 3: Избранные переводы / Самуил Маршак. — Москва : Гослитиздат, 1959. — 815 с.
  • Маршак, С. Я. Сочинения: В 4 т. : Т. 4: Статьи и заметки о мастерстве. Страницы воспоминаний. Новые стихи и переводы / Самуил Маршак. — Москва : Гослитиздат, 1958-1960. — 823 с.
  • Маршак, С. Я. Избранные переводы / Самуил Маршак ; [гравюры В. Фаворского, оформление Г. Кравцова]. — Москва : Детгиз, 1959. — 512 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Маршак, С. Я. В начале жизни : страницы воспоминаний / Самуил Маршак ; худож. Г. Филипповский. — Москва : Детгиз, 1963. — 213 с. : ил., 1 л. ил.
  • Маршак, С. Я. Воспитание словом : статьи, заметки, воспоминания / Самуил Маршак. — Москва : Советский писатель, 1964. — 584 с.
  • Маршак, С. Я. Избранное / Самуил Маршак. — Москва : Художественная литература, 1964. — 327 с., 1 л. портр. — (Библиотека советской поэзии). — [Хранится в РГБ].
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 1: Произведения для детей ; Cказки. Песни. Загадки. ; Весёлое путешествие от «А» до «Я». ; Стихи разных лет. ; Повести в стихах / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1968. — 543 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 2: Произведения для детей ; Сказки разных народов ; Из английской и чешской народной поэзии ; Пьесы / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1968. — 599 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 3: Переводы из английских и шотландских поэтов / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1969. — 831 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 4: Переводы : Из народной поэзии ; Эпиграммы ; Из зарубежных поэтов ; Из поэтов народов СССР / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1969. — 687 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 5: Лирика ; Стихи о войне и мире ; Сатирические стихи ; Из стихотворных посланий, дарственных надписей, эпиграмм и экспромтов / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1970. — 703 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 6: В начале жизни : (страницы воспоминаний). Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания ; Проза разных лет / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1971. — 671 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 7: Воспитание словом : (статьи, заметки, воспоминания) / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1971. — 639 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений в восьми томах : Т. 8: Избранные письма / Самуил Маршак ; под ред. С. В. Михалкова и др. — Москва : Художественная литература, 1972. — 607 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Про всё на свете : стихотворения, загадки, сказки / Самуил Маршак ; худож. Б. Диодоров. — Кишинев : Литература артистикэ, 1987. — 445, [1] с. : цв. ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений : в 4 тт. : Т. 1: Произведения для детей : стихотворения. Сказки. Песни. Сказки разных народов. Песни и прибаутки. Пьесы / [отв. ред. С. В. Михалков ; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой ; ил. А. А. Шпакова]. — Москва : Правда, 1990. — 589 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений : в 4 тт. : Т. 2: Лирика ; Стихи о войне и мире ; Сатирические стихи ; Из стихотворных посланий, дарственных надписей, эпиграмм и экспромтов ; Проза разных лет ; В начале жизни / [отв. ред. С. В. Михалков ; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой ; ил. А. А. Шпакова]. — Москва : Правда, 1990. — 525 с.,[4] л. ил., факс. : ил.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений : в 4 тт. : Т. 3: Переводы зарубежных поэтов ; Из английской и шотландскй народной поэзии ; Английские эпиграммы разных времен / [отв. ред. С. В. Михалков ; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой ; ил. А. А. Шпакова]. — Москва : Правда, 1990. — 573 с.
  • Маршак, С. Я. Собрание сочинений : в 4 тт. : Т. 4: Воспитание словом : (статьи, заметки, воспоминания) / [отв. ред. С. В. Михалков ; сост. и примеч. Т. Л. Аверьяновой ; ил. А. А. Шпакова]. — Москва : Правда, 1990. — 573 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Бабушкины любимцы : [чешские песенки] / С. Маршак ; худож. Е. Монин. — Москва : Астрель : АСТ, 2011. — [10] с. : цв. ил.
  • Маршак, С. Я. Умные вещи : [с увлекательными иллюстрированными комментариями на каждой странице] / С. Маршак ; художник Надежда Бугославская. — Москва : АСТ, 2019. — 128 с. : ил.
  • Маршак, С. Я. Легенды старой Англии : из английской и шотландской поэзии / С. Маршак ; рисунки Ольги Мониной. — Москва : АСТ, 2019. — 111 с. : цв. ил. — (Малыш).

Самуил Маршак / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Киплинг, Р. Вот так сказки / Редьярд Киплинг ; перевод с англ. К. Чуковского ; стихи в переводе С. Маршака. — Москва ; Петроград : Государственное издательство, 1923. — 30 с. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Книжка про книжки / Самуил Маршак ; худож. С. Чехонин. — Москва ; Ленинград : Радуга, 1925. — 16 с. : ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Цирк / С. Маршак ; [худож.] В. Лебедев. — [Ленинград] : Радуга, 1925. — 14 с. : цв. ил. — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Синие загадки — красные разгадки / Самуил Маршак ; худож. Е. Татаринов, Е. Дорфман. — Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 9 с.: ил. — Оригинал хранится в РГДБ.

Маршак / Диафильмы

  • Маршак, С. Я. ; Туманян, О. Т. Кот-скорняк / армянская сказка О. Туманяна, стихи С. Маршака; рис. Евгана. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1949 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (32 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Какой это сад? / С. Маршак; фото А. Скурихина. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1953 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (29 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Живые буквы / С.Я. Маршак; худож. А.А. Брей. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1953 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (31 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Мастер-ломастер / С. Маршак; худож. А. Брей. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1954 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (37 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.

Маршак / О жизни и творчестве

  • Галанов, Б. Е. С. Я. Маршак : жизнь и творчество / Борис Ефимович Галанов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Детская литература, 1965. — 312 с.: ил., портр., 1 л. портр. — (Дом детской книги).
  • Гейзер, М. М. Маршак / Матвей Гейзер. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 325,[2] с., [16] л. ил., портр., факс. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: Серия биографий ; Вып. 1189 (989)).
  • Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака. Маршак и детская литература / Сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский. — Москва : Детская литература, 1975. — 495 с.: ил., 32 л. ил., портр.
  • Куценко, И. Я. С. Я. Маршак в Екатеринодаре–Краснодаре, 1918–1922 / Игорь Яковлевич Куценко. — Краснодар : Б. и., 1997. — 877,[1] с. : ил.
  • Маршак, Е. М. Воспоминания о Самуиле Яковлевиче Маршаке / Евгения Моисеевна Маршак, А. Л. Рейшахрит. — Воркута : ИПК Издательство стандартов ; Сыктывкарский лесной ин-т (СЛИ), 2002. — 39 с., [2] л. ил., портр.
  • Сарнов, Б. М. Самуил Маршак [Текст] : (Очерк поэзии) / Бенедикт. — Москва : Художественная литература, 1968. — 191 с., 1 л. портр.
  • «Я думал, чувствовал, я жил» : воспоминания о Маршаке / [сост. Б. Е. Галанов др. ; худож. К. Высоцкая]. — Москва : Советский писатель, 1988. — 589, [1] с., [24] л. фотоил.
  • Недописанная страница [сайт, посвященный Самуилу Маршаку]. — Текст : электронный.
  • Произведения Самуила Маршака на сайте НЭДБ. — Текст : электронный.
  • Стихи Самуила Маршака на сайте «Культура.РФ». — Текст : электронный // Культура.РФ.
  • Страница премии имени С. Маршака на Региональном сайте детских библиотек. — Текст : электронный // Региональный сайт детских библиотек.

Маршак / Литературные премии

  • 1939 г. — Орден Ленина.
  • 1942 г. — Сталинская премия второй степени за стихотворные подписи к плакатам и карикатурам.
  • 1945 г. — Орден Отечественной войны I степени.
  • 1946 г. — Сталинская премия второй степени за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943).
  • 1947 г. — Орден Трудового Красного Знамени.
  • 1949 г. — Сталинская премия второй степени за переводы сонетов У. Шекспира.
  • 1951 г. — Сталинская премия первой степени за сборник «Стихи для детей».
  • 1957 г. — Орден Ленина.
  • 1963 г. —Ленинская премия за книгу «Избранная лирика» (1962) и книги для детей:«Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»

Экранизации по произведениям С.Я. Маршака

  • Почта. Мультипликационный фильм. Режиссёры Михаил Цехановский, Н. Тимофеев. 1929.
  • Приключения Петрушки. Художественный фильм. Режиссёр Константин Исаев. 1936.
  • Сказка о глупом мышонке. Мультипликационный фильм. Режиссёр Михаил Цехановский. 1940.
  • Юный Фриц. Художественный фильм. Режиссёры Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. 1043.
  • Теремок. Мультипликационный фильм. Режиссёры Ольга Ходатаева, Петр Носов. 1945.
  • Желтый аист. Мультипликационный фильм. Режиссёр Лев Атаманов. 1950.
  • Двенадцать месяцев. Мультипликационный фильм. Режиссёры Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов. 1956.
  • Двенадцать месяцев (Mori wa ikiteiru). Художественный фильм. Режиссёр Сотодзи Кимура. 1956.
  • Дом зверей (Das Tierhäuschen). Художественный фильм. Режиссёр Ханс-Дитер Шмидт. 1956.
  • Кошкин дом. Мультипликационный фильм. Режиссёр Леонид Амальрик. 1958.
  • Про козла. Мультипликационный фильм. Режиссёры Иосиф Боярский, Вадим Курчевский. 1960.
  • Мистер Твистер. Мультипликационный фильм. Режиссёр Анатолий Каранович. 1963.
  • Почта. Мультипликационный фильм. Режиссёры Михаил Цехановский, Вера Цехановская. 1964.
  • Быль-небылица. Мультипликационный фильм. Режиссёр Владимир Полковников. 1970.
  • Двенадцать месяцев. Художественный фильм. Режиссёр Анатолий Граник. 1973.
  • Умные вещи (Die klugen Dinge). Художественный фильм. Режиссёр Райнер Хаусдорф. 1973.
  • Умные вещи. Художественный фильм. Режиссёр Анатолий Граник. 1973.
  • Вот какой рассеянный. Мультипликационный фильм. Режиссёр Марианна Новогрудская. 1975.
  • Приключения Травки. Художественный фильм. Режиссёры Аркадий Кордон, Идея Гаранина, В. Тиунова. 1976.
  • Тот, кто овладевает злом, находит свое счастье (Wer das Unglück meistert, findet das Glück). Художественный фильм. Режиссёр Гюнтер Фридрих. 1976.
  • Мистер Твистер. Мультипликационный фильм. Режиссёр Сергей Образцов. 1977.
  • Чудеса в решете. Мультипликационный фильм. Режиссёр Андрей Хржановский. 1978.
  • Гришкины книжки. Мультипликационный фильм. Режиссёр Ефрем Пружанский. 1979.
  • Двенадцать месяцев. Мультипликационный фильм. Режиссёр Кимио Ябуки. 1980.
  • Сказка о глупом мышонке. Мультипликационный фильм. Режиссёр Ирина Собинова-Кассиль. 1981.
  • Кошкин дом. Мультипликационный фильм. Режиссёр Марианна Новогрудская. 1982.
  • Отчего кошку назвали кошкой. Мультипликационный фильм. Режиссёр Мария Муат. 1982.
  • Старуха, дверь закрой! Мультипликационный фильм. Режиссёр Мария Муат. 1982.
  • Где обедал воробей. Мультипликационный фильм. Режиссёр Владимир Голованов. 1983.
  • Королевский бутерброд. Мультипликационный фильм. Режиссёр Андрей Хржановский. 1985.
  • Пудель. Мультипликационный фильм. Режиссёр Нина Шорина. 1985.
  • Верь-не-верь. Мультипликационный фильм. Режиссёр Леонид Кощеников. 1987.
  • Горе в табакерке. Художественный фильм. Режиссёр Анатолий Слясский. 1989.
  • 12 месяцев. Художественный фильм. Режиссёр Антон Оконешников. 2018.

Памятники, музеи

  • Мемориальная доска в г. Острогожск (ул. Орджоникидзе, 133).
  • Мемориальная доска в г. Ялта (ул. Кирова, 31) на здании бывшей Александровской мужской гимназии.
  • Мемориальная доска в г. Воронеж (ул. Карла Маркса, 72). Скульптор А. В. Мельниченко.
  • Мемориальная доска в г. Краснодар (ул. Янковского, 32 / ул. Гоголя, 91).
  • Мемориальная доска в г. Москва (ул. Земляной вал, 14/16). Скульптор Ю. Чернов, архитектор Ю. Гальперин. 1968.
  • Мемориальная доска в г. Санкт-Петербург (ул. Пестеля, 14). Архитектор Т. Н. Милорадович. 1970.
  • Мемориальная доска в г. Москва (ул. Б. Академическая, 77А, строение 1) на здании Педагогического колледжа № 13 им. С.Я. Маршака. Скульптор Ю. Чернов. 2007.
  • Памятник С. Я. Маршаку в г. Воронеж (ул. Карла Маркса, 72). Скульптор М. И. Дикунов. 2015.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2122»

Конспект НОД  по речевому развитию

на тему: «Заучивание стихотворения

С. Маршака  «Тает месяц молодой»

для детей 5-6 лет.»

Выполнила: воспитатель

ГБОУ Школы 2122

ДОП «Ручеек»

Тихонова Н.А.

г. Москва

Цель: Заучить с детьми стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»

Задачи:

1.Образовательная: познакомить детей с произведением С. Маршака «Тает месяц молодой», учить детей давать развернутые ответы на поставленные вопросы, продолжать работу над дикцией.

Обогащать словарь детей: месяц, ворота, гаснут чередой.

Совершенствовать умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стих.

2.  Развивающая: развивать эмоциональное восприятие художественного произведения.

3.Воспитательная: продолжать приучать детей слушать стихи, воспитывать сдержанность, вежливость, культуру речевого общения.

Материалы: книги С. Я. Маршака, портрет поэта, Картинки из серии «Времена года. Зима: декабрь, январь, февраль».

Предварительная работа воспитателя: Чтение произведений «Сказка о глупом мышонке», «Тихая сказка» и др.; рассматривание иллюстраций к произведениям С. Я. Маршака. Беседа о Новогоднем празднике. 

Словарная работа: Обогащать словарный запас новыми словами: месяц, ворота, молодой, распахнутые, гаснут, чередой.

Ход НОД:

I. Мотивация.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Я прочитала недавно одну загадку и никак не могу ее отгадать, вы мне поможете?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла… (зима)

Про какое время года говорится в загадке? Все верно, говориться о зиме.

II. Постановка целей и задач.

И сегодня с мы вами поговорим о зиме.

(На доске появляются  картинки из серии «Времена года»)

III. Совместная деятельность.

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на картинках? (Ответы детей)

 Правильно! На картинах изображены  зимние месяцы и зимние забавы. Кто сможет назвать их? (Ответы детей)

Каждый месяц по -своему хорош. Посмотрите на картинку и скажите, чем они не похожи друг на друга? (Ответы детей)

Какой месяц идет сейчас? (Ответы детей)

А,вам нравится зима? Почему она вам нравиться? (Ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам встать, немножко отдохнуть и сделать пальчиковую гимнастику :

ЗИМОЙ

Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их, пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева)

 И гулять бегут все детки.  (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,  (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Зимой на улице очень весело: можно кататься  на санках и  лыжах, ватрушках, кататься с ледяной горки. И приходит в декабре самый любимый праздник взрослых и детей (Новый год)

Почему?

Этому замечательному празднику посвящено много разных стихотворений. Одно из них написал Самуил Яковлевич  Маршак. (показ портрета)

Какие его произведения вы знаете? (ответы детей)

Сегодня я хочу познакомить вас с его стихотворением, которое называется «Тает месяц молодой»

Сейчас я прочту стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Тает месяц молодой», а вы внимательно послушайте:

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

IV. Анализ стихотворения

Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

-Как автор описывает месяц?

-Что значит «Молодой месяц»? (только появился)

-Обратите внимание на слово «тает». Что оно обозначает?

— Что происходит с месяцем? (исчезает)

-Когда это может происходить? (утром на рассвете)

-Как вы понимаете слова «гаснут звезды»? (тоже исчезают)

-А, как они исчезают? (чередой)

-Как вы понимаете «чередой»? (одна за другой)

-Давайте вместе скажем чередой. Повторим еще раз..

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

-Скажите, как вы думаете, что это за ворота ? (Это утренний рассвет, то есть солнце поднимается  из-за горизонта или горы.)

-Что появляется из ворот?

-Какое солнце идет?

-Что значит «красное»? (красивое)

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

-Что  солнце ведет за руку?

-Почему солнце, как малышей, ведет за руку новый день и Новый год? (они и есть малыши. Новый день солнце каждое утро выводит, а Новый год –один раз в году)

Мы это стихотворение с вами будем заучивать, а чтобы лучше запоминалось, поиграем в игру «Эхо»:

Я говорю предложение из стихотворения громко, а вы повторяйте тихо, как эхо.

А теперь наоборот, я говорю тихо, а вы повторяйте громко.

Ребята, это стихотворение вначале загадочное, поэтому первые строчки надо читать негромко, не торопясь.

А следующие строчки веселые, радостные, поэтому их надо читать весело, громко, выразительно. Молодцы Вы отлично справились!

А теперь, я предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть в зимние игры.  

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

 Начали комья снежные катить(сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Молодцы! А сейчас, послушайте стихотворение еще раз и постарайтесь его запомнить.

VI. Самостоятельная деятельность детей

Теперь, кто хочет  выйти и рассказать все стихотворение целиком? (дети выходят и рассказывают стихотворение).

VII. Рефлексия.

Ребята, давайте еще раз вспомним, о каком времени года мы сегодня говорили?

Кто помнит, как называется стихотворение, которое мы свами сегодня заучивали? Кто его написал?

Молодцы, ребята! У вас замечательно получилось запомнить и рассказать стихотворение.

  • Тихий дон как пишется
  • Тихий дон краткое содержание для итогового сочинения
  • Титульный лист для проекта по русскому языку 3 класс рассказ о слове
  • Титан по английски как пишется
  • Титан в химии как пишется