Тезисы для сочинения по литературе

Справка-анализ итогового сочинения по литературе в 11 классе дата проведения: 22 марта 2021 года. учитель : м.м.магомедгаджиева цель проведения сочинения:

Справка-анализ

итогового сочинения по литературе
в 11 классе

Дата проведения: 22 марта 2021 года.

 Учитель :
М.М.Магомедгаджиева

Цель
проведения сочинения: 
выпускникам
при успешном написании итогового сочинения получить допуск к государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего
образования, написание сочинения проверяет умение создавать собственное
связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При
этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои
мысли и утверждения. Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения
определяются задачами:

1.      Выявить уровень речевой культуры выпускника, его
начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать по выбранной теме.

2.      Проверить речевые компетенции обучающегося, умение
обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее
проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

3.      Оценить практическую грамотность выпускника и
фактическую точность его письменной речи.

Исходя из
задач, формируются цели:

1.      Проверка широты кругозора, умения мыслить и
доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения
отечественной и мировой литературы.

2.      Владение речью.

Содействие формирования самосознания учащегося, развитие
его речевой и читательской культуры.

Анализ сочинений

Работа
состояла из пяти тематических направлений.

Направление

1

Между прошлым
и будущим.

2

Забвению не подлежит

3

Разговор с собой

4

Время перемен

5

Я и другие

 В связи
с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также в
целях обеспечения безопасных условий обучения и воспитания обучающихся был
изменен график . 
Итак, для допуска к ЕГЭ по
русскому языку выпускникам  2021 года
необходимо будет написать сочинение
не в декабре 2020 года, а 15 апреля
 2021 года  на
заданную тему.

Работы проверялись в соответствии с критериями оценивания,
утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный
результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и
выполнить следующие условия: выдержать объем (не менее 250 слов) и написать
работу самостоятельно.

Критерии №1 и №2 являются основными, если по ним поставлено
0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям
выставляется 0 баллов.

Рекомендуемое
количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются
все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и
оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не
устанавливается.

Комиссия
по проверке итогового сочинения осуществила проверку работ обучающихся в
установленный срок. Анализ протоколов проверки  проведения итогового сочинения
позволил выявить следующее:

В
написании итогового сочинения (изложения) по русскому языку
участвовали 7 обучающихся 11-ого класса, Еловчиев И. отсутствовал.. Зачёт
получили 7 обучающихся

В целом
учащиеся продемонстрировали речевые умения, необходимые для написания итогового
сочинения:

— все участники пробного итогового сочинения правильно
определили и реализовали коммуникативный замысел в соответствии с выбранной
темой сочинения (100%)

— в большинстве работ четко определён ведущий тезис в
соответствии с темой сочинения и выбранным вариантом её раскрытия,

— все
участники итогового сочинения продемонстрировали знание литературных
произведений, уместно приводили цитаты и эпизоды, подтверждающие тезис
сочинения (100%)

Выбрали темы:

1.Почему
общество не принимает некоторых людей?

2.Всегда ли жизненные перемены
ведут  к  лучшем у?

3.Что объединяет людей?

4.Что значит быть самим собой?

5.Каков он : портрет
современного человека?

     
Процедура написания итогового сочинения проведена с учетом всех требований по
методике его проведения.   Были проверены работы по 5 критериям.

Анализ
работ обучающихся

ФИО

Критерий
1(соответствие темы

Критерий
2 (аргументация,привлечение.лит-го.мат-ла)

Критерии
3(композиция и логика рассуждения)

Критерии4(Качество
письменной речи)

Критерии
5(грамотность)

Итоговая
оценка

 Подпись
учащихся

Подпись
родителей

1

Белошапка В.

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

2

Кадиев К.

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

3

Левченко А.

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

4

Магомедова М.

зачет

зачет

зачет

незачет

незачет

зачет

5

Маллаева А.

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

6

Манапов М.

зачет

зачет

зачет

зачет

незачет

зачет

7

Цикулов М.

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

По критерию №1, №2 зачёт получили 7 человек.
Выпускники обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных
произведений. Уместное упоминание имен персонажей, выделение микротем, значимых
деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствует о
хорошем знании текстов произведений.

Анализ сочинений по критерию №3 «Композиция и логика
рассуждения»
. По этому
критерию 7 работ были зачтены. Сочинения в основном построены
логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. В первом
абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены
анализу конкретных примеров. Следует отметить логику рассуждений, связанных
общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений.
Вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой.

Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»

По данному критерию были зачтены 7 работ.

Анализ сочинений по критерию №5
«Грамотность»

По данному критерию 6 работ были зачтены. Но в работах всё
же имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. 

Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:
безударные гласные в корне  слова, ошибки в написании производных союзов,
нарушение согласования и управления; написание тся, ться, НЕ с разными частями
речи.

Типичные
пунктуационные ошибки, допущенные учащимися: наиболее частые ошибки связаны с
темами «Пунктуация в предложениях  с однородными членами», «Пунктуация в
предложениях с обособленными второстепенными членами», «Пунктуация в сложных
предложениях, состоящих из нескольких частей».

 Рекомендации по результатам итогового сочинения:

1.
Довести результаты итогового сочинения (изложения) до сведения родителей под
роспись.

2.
Проанализировать и обобщить с учащимися  возможные пути – варианты
раскрытия предложенных тем.

3.Систематически
проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого
материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам
по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

4.Осуществлять
планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить
обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского
характера на уроках русского языка и литературы.

5.В систему работы на
каждом уроке включить следующие виды упражнений, заданий: развёрнутые
письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению, 
совершенствовать
гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и
лингвистической литературой,
задания на редактирование
грамматических и речевых ошибок, орфографических и пунктуационных ошибок в
 работах учащихся

6.Расширить
работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями
постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской
позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в
постоянную практику работы с текстом формирование корректного и
аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а
также умение чувствовать подтекст.

Справку
рассмотреть на совещании при заместителе директора.

25.03.2021 год

НАПРАВЛЕНИЕ «РАЗУМ И ЧУВСТВА». АРГУМЕНТЫ И ТЕЗИСЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

Предлагаем вашему вниманию возможные формулировки тезисов по направлению «Разум и чувства» и произведения — аргументы к ним. Эти материалы могут стать основой сочинения на любую тему в рамках данного направления. Остается только выбрать подходящие к конкретной теме, предложенной на экзамене.
«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.
Порой возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие. Помогая кому-то, порой приходится нарушать правила. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.
Многие писатели обращались к теме чести. Так, Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм.
Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что порой неразумные, продиктованные чувством милосердия, поступки могут помочь человеку.
В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о мальчике Борьке, который приезжает на каникулы к бабушке. Старушка часто видит во сне кошмары военного времени, и это заставляет ее кричать по ночам. Мать дает герою разумный совет: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали». Борька так и собирается поступить, но происходит неожиданное: «сердце мальчика облилось жалостью и болью», едва он услышал стоны бабушки. Он уже не может следовать разумному совету, им властвует чувство сострадания. Борька успокаивает бабушку до тех пор, пока она не засыпает спокойно. Он готов делать это каждую ночь, чтобы к ней пришло исцеление. Автор хочет донести до нас мысль о необходимости прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами.
НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.
Порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.
Обратимся к В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» — вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.
Должен ли человек всегда прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. Иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям.
Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело болен, пришел в аптеку. Ему не хватило нескольких копеек для покупки так необходимого ему лекарства. Провизор мог бы руководствоваться чувством сострадания и помочь больному, но не сделал этого. Он поступил, казалось бы, разумно, по правилам: нельзя отдавать товар, если за него не заплатили. Но к чему привело это решение? Свойкин вернулся домой за деньгами и потерял сознание, возможно, он даже умрет, так и не получив помощи. Мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру, порой они имеют весьма трагические последствия.
Об этом же повествует А.Алексин в повести «А тем временем где-то…» Главный герой случайно узнает о существовании бывшей жены отца и о ее беде. Когда-то ее покинул муж, и это стало тяжелым ударом для женщины. Но теперь ее ожидает куда более страшное испытание. Приемный сын решил оставить ее. Он нашел своих биологических родителей и выбрал их. Шурик не хочет даже попрощаться с Ниной Георгиевной, хотя она воспитывала его с самого детства. Уходя, он забирает все свои вещи. Он руководствуется, разумными, казалось бы, соображениями: не хочет расстраивать приемную мать прощанием, считает, что его вещи будут только напоминать ей о ее горе. Он осознает, что ей тяжело, но разумным считает жить с недавно обретенными родителями. Алексин подчеркивает, что своими поступками, столь обдуманными и взвешенными, Шурик наносит жестокий удар женщине, которая его беззаветно любит, причиняет ей невыразимую боль. Писатель подводит нас к мысли, что порой разумные поступки могут стать причиной горя.
Обратимся к повести А.Лиханова «Лабиринт». Отец главного героя Толика увлечен своей работой. Ему нравится проектировать детали машин. Когда он рассказывает об этом, у него блестят глаза. Но в то же время он мало зарабатывает, а ведь может перейти в цех и получать более высокую зарплату, о чем ему беспрестанно напоминает теща. Казалось бы, это более разумное решение, ведь у героя есть семья, есть сын, и он не должен зависеть от пенсии пожилой женщины — тещи. В конце концов, уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка. К чему же это приводит? Отец Толика чувствует себя глубоко несчастным: «Глаза больные и будто зовут. На помощь зовут, будто страшно человеку, будто раненный он смертельно». Если раньше им владело светлое чувство радости, то теперь – глухая тоска. Не о такой жизни мечтает он. Писатель показывает, что не всегда разумные на первый взгляд решения являются верными, порой, прислушиваясь к голосу разума, мы обрекаем себя на нравственные страдания.
РАЗУМ И ЧУВСТВА .ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА
Чувства или разум? В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.
Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность, однако обрекает и себя, и возлюбленного на страдания. Могли бы герои обрести счастье, прими она другое решение? Едва ли. Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Трагедия судьбы героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию.
Обратимся к произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Писатель показывает, перед каким выбором оказался один из героев, Андрий. С одной стороны, им владеет чувство любви к прекрасной полячке, с другой — он казак, один из тех, кто осадил город. Возлюбленная понимает, что им с Андрием нельзя быть вместе: «И знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Но чувства Андрия берут верх над всеми доводами рассудка. Он выбирает любовь, во имя нее он готов предать родину и семью: «А что мне отец, товарищи и отчизна. Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Писатель показывает, что прекрасное чувство любви способно толкнуть человека на страшные поступки: мы видим, что Андрий обращает оружие против своих прежних товарищей, вместе с поляками сражается против казаков, среди которых его брат и отец. С другой стороны, мог ли он оставить возлюбленную умирать от голода в осажденном городе, быть может, стать жертвой жестокости казаков в случае его захвата? Мы видим, что в этой ситуации едва ли возможен правильный выбор, любой путь ведет к трагическим последствиям.
«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УМЕТЬ СОВЛАДАТЬ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.
Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», такие, как сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные, то нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума.
Так, в рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание. Героиня мечтала стать актрисой, хотела, чтобы родители, приехав на спектакль в детский лагерь, оценили ее игру. Она очень старалась, но ее ждало разочарование: в назначенный день ее родители так и не приехали. Охваченная чувством отчаяния, она решила не выходить на сцену. Разумные доводы воспитательницы помогли ей справиться со своими чувствами. Аня поняла, что не должна подводить товарищей, ей нужно научиться владеть собой и выполнить свою задачу, несмотря ни на что. Так и вышло, она играла лучше всех. Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.

Автор:
Самый Зелёный
·

«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.

  1. Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
  2. Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
  3. Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
  4. Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
  5. Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
  6. Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
  7. Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
  8. Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
  9. Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
  10. Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
  11. Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
  12. Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
  13. Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода. 
  14. Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
  15. Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.

Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок

Читайте также:

Многомудрый Литрекон очень хочет показать Вам итоговое сочинение на тему: Виновато ли общество в преступлении личности? Аргументы, тезисы, заключение, вступление — все это представлено в двух примерах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(426 слов) Когда кара настигает преступника, все рады осудить его. Однако в порыве безудержного морализаторства мы забываем о том, что «всякий пред всеми, за всех и за всё виноват», как говорил Ф.М. Достоевский. Общество всегда вносит свою лепту в злодеяния отдельного человека, ведь оно создает те условия, которые сделали этот поступок возможным. Чтобы убедиться в этом, вспомним литературные примеры.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» наглядно показал, что общество порой вынуждает человека переступить закон. Люди, которые кичатся своей благовоспитанностью, безразлично проходят мимо чужих бед и оставляют людей с нуждой один на один, а потом удивляются, как это они решились нарушить общие правила? Может, из-за того, что им нечего есть? Именно это произошло в семье Мармеладовых: чтобы спасти детей, мачеху и отца от голодной смерти, Соня стала торговать своим телом. Она вошла в криминальную среду и стала ее частью не потому, что сама имела порочные наклонности и хотела легких денег. Ее главным и единственным мотивом стало спасение близких. А где было общество в тот момент, когда они умирали от голода? Почему никто не помог? И можно ли после этого сказать, что другие люди не виноваты в произошедшем? Ведь толпа безразлично взирала на горе семьи. Прохожие и соседи были равнодушны и смирялись с тем, что происходило у них на глазах, поэтому весь Петербург был полон преступников, на которых никто не обращал внимания, пока они сами не заявляли о себе.

Не менее убедительный пример мы встречаем на страницах романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Многие люди обвиняли Анну в том, что она совершила преступное деяние, когда покинула ребенка и мужа. С ней отказывались общаться даже те, кто раньше приглашал ее к себе. В людных местах она получала оскорбления и насмешки. Но автор не стал скрывать, что в поступке Анны большая доля ответственности лежит именно на аморальном и лицемерном обществе. Немало жен из самых высших сфер годами встречались с любовниками, но не уходили к ним открыто. И этого никто не замечал, порок не считался таковым, пока о нем шептались или молчали. Почти все мужчины изменяли женам, как это делал Стива Облонский, но этот факт тоже все обходили стороной. Наконец, все люди единодушно настаивали на разводе Анны и Алексея, не оставляя им шанса спасти брак. Не само ли дворянское общество разрушило их семью? Не оно ли узаконило адюльтер? К сожалению, именно оно создало все условия для многочисленных преступлений.

Таким образом, во всех злодеяниях можно смело винить все общество, потому что благодаря нему появляются обстоятельства, запускающие двигатель преступления — цепь причинно-следственных связей, ведущих к одному безрадостному итогу. Все люди создают порядок вещей, систему взаимоотношений, порождающую условия, необходимые для правонарушения.

Вариант 2

(435 слов) В попытке оправдать себя многие преступники говорят, что именно общество виновато в их нравственном падении. Якобы оно не оценило или не поддержало в нужный момент, а то и вовсе всеми силами потворствовало в плохом начинании. Однако если подробнее разобрать каждый пример, можно выяснить, что человек в большинстве случаев получил не больше и не меньше, чем все остальные, однако они ведут себя нормально, а он — нет. Значит, дело вовсе не в окружении или среде, а в самой личности, для которой все является поводом к правонарушению. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим подходящие по смыслу примеры.

Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра жил вдали от людей. Его отцом был гордый орел, выкравший земную женщину для продолжения рода. После его гибели Ларра присоединился к племени своей матери. И сразу же совершил преступление. Не успев получить никакого влияния от общества, герой убил девушку за отказ от сближения с ним. Ларру тут же задержали и связали. Старейшины пытались узнать, почему он так поступил? Они дали ему шанс оправдаться. Но Ларра так и не понял, что совершил нечто плохое. По его мнению, можно брать все, до чего рука дотянется, а платить совсем не обязательно, как и спрашивать согласия. Это убеждение было продиктовано его природным высокомерием, а не дурным воздействием социальной среды. Ларра изначально был безнравственным и эгоистичным человеком, который был равнодушен к судьбе людей. Племя никак не повлияло на него, а значит, оно не виновато в его преступлении. Кара за него легла на плечи одного Ларры.

Столь же неразумно винить общество в тех преступлениях, которые оно всячески отвергает и порицает, начиная с незапамятных времен. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание», где описывается ужасное убийство, совершенное казачьим офицером. Мужчина застрелил юную гимназистку за то, что она посмеялась над его чувствами и сказала, что не выйдет за него замуж. Этого смехотворного повода оказалось достаточно, по его мнению, хотя у каждого в жизни происходило нечто подобное. И все же далеко не все мстили ветреным красавицам за отказ, да еще и таким чудовищным способом. Его поступок, по всей видимости, продиктован психическим расстройством или другими проблемами такого рода, но общество в данном случае совершенно не имеет оснований винить себя в этом инциденте. Подобное поведение осуждается и не является нормой, а обстоятельства, побудившие офицера расправиться с Олей, относятся к обыденным и общеизвестным. Его реакция — следствие аномалии, на которую никто не в силах повлиять, кроме разве что психиатра.

Таким образом, преступники зачастую сами выбирают маргинальный путь, исходя из порочных наклонностей или психологических проблем. Общество не виновато в том, что некоторые его представители имеют дурную наследственность, плохой характер, врожденные пороки или душевные болезни. На таких людей невозможно повлиять, они упорствуют в своих заблуждениях и отклоняются от нормы поведения.

Сочинение-рассуждение — самый распространенный вариант сочинения, к которому прибегают преподаватели для проверки знаний и умений учащихся. Несмотря на популярность — сочинения пишут по окончании обучения в школе (итоговое сочинение) и при сдаче ЕГЭ — не всем удается грамотно подготовиться к написанию.

В этой статье я подробно остановлюсь на тезисах в сочинении и поясню, почему они важны.

В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.

Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.

Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.

В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:

  • основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
  • простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
  • сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.

Как корабль назовешь, так он и поплывет. То есть, как тезисы сформулируешь, такое и получишь сочинение. Стандартное количество тезисов для сочинения — от 2 до 5. Для определения точного количества тезисов нужно ориентироваться на требуемый объем работы. Чем больше текст, тем больше должно быть тезисов, ведь на одном тезисе сочинение написать сложно.

Первое, на что вы должны ориентироваться перед тем как написать тезис в сочинении — тема работы. Все тезисы должны быть связаны с темой и концентрировать в себе основную идею текста.

Есть универсальный алгоритм, который помогает грамотно сформулировать тезис в работе. В нем всего четыре пункта:

  1. Цель. Нужно определиться, зачем вы убеждаете читателя в истинности или ложности высказывания. Для этого желательно четко представлять целевую аудиторию. Ваш тезис должен быть интересен читателю, иначе дальше он читать не будет.
  2. Сбор информации. Написать хорошее сочинение можно только в том случае, если до этого прочесть достаточное количество литературы по теме. В процессе вы сможете ссылаться на кого-то и будете понимать, насколько актуальным является то, что вы пишете.
  3. Ключевые слова. В любом тексте важно определить ключевые слова, которые будут опорными точками и скелетом всего текста. Сочинение не исключение.
  4. Больше конкретики. Общие слова и фразы в формулировке тезиса — плохая идея. Конкретика помогает избежать недопонимания и установить контакт с аудиторией. Очевидные вещи тоже лучше не использовать для формулирования тезиса, иначе вам не будет чего доказывать или опровергать.

Примеры тезиса в сочинении:

«Талантов много, а гениев — единицы»;

«От рождения все люди добрые, а жестокими они становятся ввиду несовершенства мира»;

«Дети, не понимающие своих отцов, повторяют их ошибки и добавляют к ним собственные».

«Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека».

«Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями».

Последний этап, который теоретически входит в алгоритм формулировки тезиса — аргументация. Аргумент — высказывание, относящееся к тезису, которое его доказывает или опровергает. И все это — в пределах заранее выбранной темы.

Аргументами могут выступать примеры из жизни (о примерах и связи между ними я уже писал), примеры из литературных источников, отдельные факты.

То, что аргументы тезисов в сочинении необходимы, сомнения не вызывает. Без аргументации тезисы не будут значить ничего.

Аргументация может быть двух видов (соответственно, и аргументы): психологической и логической.

Психологическая аргументация основывается на чувствах, апеллирует к эмоциям, общечеловеческим ценностям и т. д. В случае логической аргументации, автор (то есть, вы) ориентируется на разум и здравый смысл.

Также в процессе аргументации нужно иметь в виду ценность того или иного аргумента. Максимальный балл за аргумент — 2. Столько можно получить, если аргументация включает ссылку на автора текста и название произведения.

В случае, если аргументом является литературное произведение, то нужно еще обозначить героев, особенности их речи и поступков, указать на связь всего перечисленного с темой.

Также можно аргументировать тезис с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, которые сделают его более образным и открытым для интерпретации.

Учтите, что аргументация, основанная на примерах из жизни — как личной, так и общественной — оцениваются ниже. Все потому, что их проще подобрать. Но они более понятны читателям.

Надеюсь, теперь у вас не будет проблем с формулировкой тезисов в сочинении.

  • Тезис про любовь для сочинения
  • Тезис материнская любовь для сочинения
  • Тезисы для написания итогового сочинения
  • Тезисный план сочинения лирические отступления в поэме мертвые души
  • Тезис это в сочинении рассуждении