Тетрадь исписана как пишется

Задания 3. написание слов с не слитно/раздельно 1. задание 3 4 выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова

Задания 3. Написание слов с НЕ слитно/раздельно

1. Задание 3 № 4

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) смотрел (не)весело, (не)стерпимая жара, никем (не)замеченный

2) (не)робкого вида, (не)участвовавший в концерте, ехать (не)далеко

3) (не)глядя в глаза, (не)смолкающий гул, ничуть (не)интересный

4) (не)связанный обязательствами, упражнение (не)задано, (не)заячьи следы

2. Задание 3 № 20

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) Далеко (не)весёлая история, (не)добрый, а злой человек, (не)видел ничего

2) (Не)разгаданная тайна, (не)чаянная радость, (не)дописанная глава

3) Дорога (не)освещена, отнюдь (не)большой отрезок, (не)дотрога

4) (Не)поднимающийся высоко, (не)разборчивый почерк, (не)расписался в ведомости

3. Задание 3 № 37

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) Очень (не)красивый почерк, (не)выполненная домашняя работа, (не)сдвинуться с места

2) (Не)достойное поведение, (не)жданно-(не)гаданно, (не)дорого продаю

3) Строительство (не)завершёно, вовсе (не)холодно, (не)лепость

4) (Не)убранная комната, (не)наряженная елка, (не)услышал из-за шума

4. Задание 3 № 54

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) Отнюдь (не)красавица, (не)успевший вовремя, (не)хочу сладкого

2) (Не)тяжёлая ноша, ничуть (не)знакомый текст, (не)представленные в суде доказательства

3) Читал (не)громко, сказал (не)правду, (не)дописал

4) (не)поседа, (не)холодно, а жарко, (не)вставайте

5. Задание 3 № 71

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

 1) (Не)житьё, а вытьё; (не)грамотный человек, (не)навистен всем

2) (Не)брежно написано, (не)полученные билеты, (не)здоровый вид

3) Вовсе (не)глупый, сказал (не)правду, (не)бывавший на охоте

4) Прикрикнул (не)шутя, (не)разглядеть, (не)взрачный.

6. Задание 3 № 88

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)крепко прибил; (не)светло, а темно; (не)виноват нисколько

2) (Не)здоровится, (не)заметив подвоха, (не)узнаешь секрета

3) Вовсе (не)смешно, (не)солёный суп, (не)жданный успех

4) Ничем (не)интересуясь, (не)добавленное арбитром время, (не)мог.

7. Задание 3 № 105

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)доумевать; (не)хорошо от переживаний; (не)раскрытая книга

2) (Не)заслоняя солнца, (не)доделанная работа, (не)лестное замечание

3) Нисколько (не)холодно, (не)выглаженное бельё, (не)добрый знак

4) Никогда (не)дождусь, (не)оклеенная обоями комната, (не)скоро приду.

8. Задание 3 № 122

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)лёгкий жребий; (не)модная одежда; (не)рассчитанная на такую аудиторию лекция

2) (Не)прикоснувшись рукой, (не)былица, (не)приду на обед

3) План (не)разработан, (не)взлюбить, (не)всякий способен на это

4) Попасть в (не)милость, (не)дочёт нужно исправить, (не)близкий путь

9. Задание 3 № 139

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)должен никому; (не)отвлекаясь от дел; (не)шестой по счёту

2) (Не)ради славы, сказал (не)правду, (не) приставай к нему

3) Успех (не)сомненен, (не)подметённая дорожка, (не)вольник чести

4) Терпеть (не)вмоготу; (не)друг, а враг; (не)ходи поздно вечером.

10. Задание 3 № 156

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)к лицу; (не)ровность на дороге; (не)асфальтированная дорога

2) (Не)горазд веселиться, (не)использован по назначению, (не)доставленная адресату посылка

3) Письмо (не)дописано, (не)удачник, (не)поладки в моторе

4) Уронить (не)нароком; (не)больной, а здоровый; (не)дождавшись ответа.

11. Задание 3 № 173

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)равный бой; (не)забудка; (не)оформленная своевременно доверенность

2) (Не)разлучные друзья, (не)досолить суп, (не)закрытая дверь

3) Немного (не)повезло, (не)безызвестный факт, (не)задернул шторки

4) Идти (не)спеша; (не)маленький, а огромный; (не)подходи ко мне.

12. Задание 3 № 190

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)друг; (не)приходи; (не)чаянно получилось

2) (Не)лепая история, (не)грамотный человек, (не)оставайтесь равнодушными

3) Читал (не)громко, (не)поседа, (не)повешенный уголок

4) Далеко (не)красавица; (не)глупый, а умный; (не)мог остановиться.

13. Задание 3 № 207

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)навидевший ложь; (не)выкопан; (не)стройно идут

2) (Не)исследованная учёными проблема, зал (не)освещён, уже (не)знобит

3) Сборы (не)долгие; (не)дорытый котлован; (не)написанная, а напечатанная работа

4) (Не)ряшливо одет; (не)глупый, а умный; (не)должен смиряться.

14. Задание 3 № 224

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)включенный телевизор; (не)лестный отзыв; крайне (не)осторожно

2) (Не)хватает сил, (не)надо печалиться, (не)свежий, а испорченный

3) (Не)досмотреть за ребёнком; далеко (не)лёгкое решение; (не)раскрученный рекламой бренд

4) (Не)забываемые дни; (не)рыбное место; (не)шутя.

15. Задание 3 № 241

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)разгаданные детьми загадки; (не)купил подарка; далеко (не)весело

2) (Не)написано мелом, (не)раскрытая книга, (не)широкая, а узкая

3) (Не)красить забор; (не)тяжёлая сумка; (не)проданный с аукциона

4) (Не)тёмный, а светлый; (не)жданно-(не)гаданно; (не) жди меня.

16. Задание 3 № 258

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)сгоревшие в огне стебли; отнюдь (не)большие; не прибегая к помощи

2) (Не)благополучная обстановка, (не)похож на маму, (не)допрыгнул

3) (Не)подбирай ни за кем; (не)доварив суп; (не)жирный бульон

4) (Не)видимое глазом; (не)уютная комната; (не)легко далось.

17. Задание 3 № 275

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)счастный случай; агент по (не)движимости; поступить (не)по-товарищески

2) Перейти (не)глубокую, но широкую реку; устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное

3) Река была (не)широкая, а узкая; (не)может смотреть; (не)замеченный водителем знак

4) (Не)совершеннолетние дети; (не)коммерческое, а государственное предприятие; почуять (не)доброе.

18. Задание 3 № 292

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)исследованное дно; (не)далёкий человек; вести себя (не)принужденно

2) Колодец (не)глубокий, а мелкий; (не)явился на судебное заседание; почерк (не)разборчив

3) Совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина; (не)зная причины

4) (Не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)соответствует стандартам.

19. Задание 3 № 309

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) Реки (не)впадают; ничего (не)говорящий факт; (не)приязненный

2) (Не)словами, а молчанием; (не)убрал игрушки; устать с (не)привычки

3) Ни с кем (не)простясь; сказать явную (не)правду; (не)угадав ответ

4) (Не)взлюбить с первого взгляда; (не)знакомый мужчина; . (не)законченный портрет.

20. Задание 3 № 326

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) Далеко (не)спокойный ребёнок; никуда (не)годится; рукопись (не)отредактирована

2) (Не)словом, а делом; это было (не)избежно; устать с (не)привычки

3) Избежать (не)доразумения; это (не)беда; (не)узнав друга

4) (Не)исписанные листы; потерпел (не)удачу; . (не)приступная крепость.

21. Задание 3 № 343

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (Не)чего бояться; (не)здоровый цвет лица; телеграмма (не)получена

2) (Не)хватило терпения; (не)участие, а холодное равнодушие; ещё (не)поспевшие ягоды

3) Толпа (не)доумевала; (не)знающие бед; (не)настный день

4) (Не)что интересное; отозваться очень (не)лестно; работа (не)зачтена.

22. Задание 3 № 360

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) Поступить (не)по-товарищески; полный (не)вежда в музыке; (не)проявленная фотоплёнка

2) (Не)с кем обсуждать; заказ (не)оформлен; (не)принятые к исполнению указания

3) (Не) опоздай к началу сеанса; (не)раскрытое преступление; (не)достача выявлена ревизией

4) (Не)достаточно хорошо; (не)дорогой наряд; ничуть (не)привлекательный.

23. Задание 3 № 377

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)длинна, а коротка; (не)большой, но удобный шкаф; (не)наверстаешь

2) (Не)приступная крепость; обошлось (не)дешево; (не)выпитое молоко

3) (Не)прополосканное бельё; (не)производить никакого шума; (не)в этом дело

4) (Не)ослабевающие, а крепнущие связи; (не)вежлив; объять (не)объятное

24. Задание 3 № 394

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) Жить (не)навидя; ничего (не)говорящий факт; защищает (не)от дождя, а от солнца

2) (Не)куда спешить; (не)долетая до земли; (не)словами, а молчанием

3) Шум (не)угомонного ручья; спорить с (не)годяем; (не)прыгал с парашютом

4) (Не)запланированная на сегодня поездка; прыгнул (не)разбежавшись; вовсе (не)дружелюбный.

25. Задание 3 № 411

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)друг моего друга — мой враг; море (не)привычно спокойно; (не)отдаст просто так

2) (Не)щёлкнув пальцами; скрылись в шалаше от (не)погоды; (не)ласковый, а грубый

3) (Не)умело приготовлен; времени всегда (не)достает; (не)проглядная тьма

4) (Не)слабый, а сильный; (не)умеющий говорить; (не)надетое колье.

26. Задание 3 № 428

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.

1) (Не)возможный характер; (не)довыполнить план; тебе (не) сдобровать

2) (Не)обращая внимания; (не)скрываемая злоба; (не)редко задумывался

3) (Не)расчищенная после бури тропа; (не)отведав приготовленного; нежные (не)забудки

4) (Не)стерпимая боль; (не)рви траву; (не)окрепший с начала зимы лёд

27. Задание 3 № 1656

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)было сил; (не)снимая пальто; (не)привычные для нас

2) (не)сильный, но крупный дождь; (не)профессиональный подход; в окнах (не)доставало стёкол

3) обещания (не)забыты; ещё (не)открытые земли; (не)хватало времени

4) (не)прикрытое самоуправство; значение (не)определено точно; (не)лисьи повадки

28. Задание 3 № 1673

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) он был (не)высок, (не)допитое до конца молоко, (не)чёткость изображения

2) (не)известная европейцам земля, (не)подстриженный до сих пор газон, (не)часто встречается

3) (не)поняв ни слова, (не)выспавшийся с ночи охранник, дверь (не)закрыта

4) отнюдь (не)лёгкое дело, крайне (не)собранная девушка, (не)верно отвечает

29. Задание 3 № 1717

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)лепая ссора; (не)глядя по сторонам; (не)выглаженная скатерть

2) (не)сваренный суп; (не)досмотрел фильм; ещё (не)разрушенные стены

3) (не)вчера, а сегодня; (не)тленное произведение; (не)кого винить

4) далеко (не)лестный отзыв; (не)привезённый вовремя; (не)раскрыв тайну

30. Задание 3 № 1879

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)выносимо жгло, (не)проверенные факты, ничем (не)оправданный

2) (не)пришедший вовремя, работы (не)проверены, (не)отцов плащ

3) (не)думая о будущем, (не)отшлифованный алмаз, нисколько (не)жалко

4) (не)весёлый взгляд, (не)знавший правду, шумел (не)подалёку

31. Задание 3 № 1901

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) никому (не)рад, (не)посаженные деревья, поет (не)громко

2) (не)засеянное пшеницей, (не)сложено стихов, (не)ожиданный приезд

3) вовсе (не)интересно, (не)выполнив задание, (не)освещены фонарями

4) (не)распаханная земля, трудился (не)устанно, (не)ведая побед

32. Задание 3 № 1918

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)рассчитанная бухгалтером зарплата; (не)связав варежки; вовсе (не)интересно

2) (не)хочу спать; листок (не)исписан; (не)навидящий кашу

3) (не)понятная история; (не)сколько дней; узор (не)простой, а замысловатый

4) (не)поступив в университет; (не)кому рассказать; (не)думающий о будущем

33. Задание 3 № 1937

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)реже двух раз, (не)смолкаемый гул, почти (не)просохшая земля

2) издание (не)переработано, бытовые (не)урядицы, было (не)весело

3) никому (не)доставшиеся, завтрак (не)приготовлен, ничуть (не)дорог

4) (не)заглядывая вдаль, (не)интересный собеседник, задумывался (не)редко

34. Задание 3 № 1954

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)посоленный суп; (не)уютная комната; (не)находя слов

2) отнюдь (не)дешёвая вещь; (не)точные вычисления; задание (не)выполнено

3) (не)жалуясь на боль; (не)замечены опечатки; (не)скромный, а хвастливый человек

4) (не)чаянно ошибиться; (не)прекращающийся шум; (не)сделанное вовремя замечание

35. Задание 3 № 1971

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)реже двух раз, (не)смолкаемый гул, почти (не)просохшая земля

2) издание (не)переработано, бытовые (не)урядицы, было (не)весело

3) никому (не)доставшиеся, завтрак (не)приготовлен, ничуть (не)дорог

4) (не)заглядывая вдаль, (не)интересный собеседник, задумывался (не)редко

36. Задание 3 № 1988

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) ни о ком (не)думающий, изучал (не)долго, (не)проваренный рис

2) (не)высокого роста, лететь (не)высоко, (не)продуманный заранее

3) (не)приглашая на праздник, совсем (не)весёлый, (не)проходимые дебри

4) (не)прошедший через турникет, практика (не)зачтена, (не)медвежья берлога

37. Задание 3 № 2005

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)брежно написано, (не)доделанная работа, (не)сумевший реализовать

2) в ещё (не)просохшем доме, (не)вежливое замечание, дело (не)прекращено

3) вовсе (не)интересный фильм, (не)снимая пальто, урок ещё (не)окончен

4) (не)приступная крепость, упражнение (не)задано, (не)бывавший за границей

38. Задание 3 № 2022

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) жил (не)далеко, (не)стерпимая боль, ничего (не)знающий

2) (не)взрачного вида, (не)думающий о будущем, приходил (не)давно

3) (не)замеченная мною ошибка, книга (не)прочитана, (не)дядин галстук

4) (не)смотря по сторонам, (не)начатое сочинение, далеко (не)идеальный

39. Задание 3 № 2039

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) никогда (не)замерзающий, говорил (не)плохо, (не)выполнив задание

2) (не)правильно решил, ничуть (не)приятный, работа (не)закончена

3) (не)интересный фильм, он (не)прав, (не)решённая задача

4) двигался (не)быстрее, (не)заходя домой, ещё (не)выполненное задание

40. Задание 3 № 2056

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)лепо спорить, говорить (не)понятно, (не)умеющий аргументировать

2) (не)высокое дерево, (не)обратил внимания, (не)просохшая за ночь земля

3) (не)чувствуя усталости, задача (не)решена, ещё (не)успевшая высохнуть

4) (не)позвонивший вовремя, (не)тронутый обед, (не)широкая дорога

41. Задание 3 № 2073

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)лепый поступок; (не)высокое дерево; поступить (не)по-товарищески

2) почуять (не)доброе; (не)когда разговаривать; (не)весёлый, а грустный человек

3) (не)глубокая, но бурная речка; (не)часто встречается; далеко (не)лёгкое дело

4) цветы (не)срезаны; (не)зная причины; (не)ослабевающая, а крепнущая дружба

42. Задание 3 № 2090

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) отнюдь (не)легко, справедливое (не)годование, (не)прикоснувшийся к земле

2) (не)избалованный родителями, картина (не)закончена, вовсе (не)жалко

3) (не)слушая сказки, (не)ласковый сын, почти (не)исписанная

4) теорема (не)доказана, (не)гаснущая на ветру, задумывался (не)редко

43. Задание 3 № 2107

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) использовал (не)удачно, сказал (не)спроста, ни о чём (не)думающий

2) (не)исторический факт, (не)украшенная игрушками, статья (не)проверена

3) (не)разбирая дороги, (не)убранная комната, отнюдь (не)веселый

4) (не)весёлая улыбка, (не)использованный в работе, говорить (не)громко

44. Задание 3 № 2124

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)произвольно взглянул, (не)уклюжий медвежонок, (не)собранные к сроку

2) (не)растаявший снег, (не)спавший от боли, (не)шёлковое платье

3) компьютер (не)подключён, писал (не)аккуратно, ничуть (не)интересный

4) (не)законченный вовремя портрет, вовсе (не)жалко, (не)делая выводов

45. Задание 3 № 2141

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)распиленное на части бревно, (не)зная горя, дверь (не)открыта

2) далеко (не)радостные новости, (не)замёрзшая река, горел (не)по-ночному

3) совсем (не)вежливо, (не)используемый в тексте, (не)широкая дорога

4) (не)разбавленная ничем пауза, (не)суразный вопрос, обошлось (не)дёшево

46. Задание 3 № 2158

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) с утра (не)здоровится; (не)хорошо засмеялся; ничего (не)понимающий

2) абсолютно (не)разговорчивый; (не)зная причины; (не)уверенно хихикнули

3) (не)коммерческое, а государственное дело; цветы (не)собраны; ещё (не)скошенная трава

4) (не)громкая музыка; далеко (не)дёшево; (не)причёсанный ребёнок

47. Задание 3 № 2175

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)высоко взлететь, а низко; (не)имеющий слабых мест; (не)засыпаны снегом

2) (не)остывший от зноя; перейти (не)глубокую, но широкую реку; (не)распиленное бревно

3) ничуть (не)привлекательный; (не)вежливый человек; ошибка (не)отмечена

4) (не)произвольно взглянул; вовсе (не)правильное; теорема (не)доказана

48. Задание 3 № 2192

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)настная погода; (не)унывающий человек; пруд (не)мелкий, а глубокий

2) шёл, (не)смотря под ноги; (не)пролазная чаща; (не)приветливая улыбка

3) (не)плохое решение; (не)ожиданное известие; (не)глядя

4) дорога (не)освещена; ни о чём (не)вспомнив; (не)избалованная мамой

Всего найдено: 27

Как пишется слово плейлист на сегодняшний день (15.05.2021)? В РОС (2013) – через дефис: плей-лист. В одном из ответов Службы ответ такой же. А вот проверка на портале Грамота.ру дает написание вместе (что логично): плейлист. Что-то изменилось? Подскажите также, пожалуйста, на какую поправку к орфографическому словарю можно сослаться. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Согласно ресурсу «Академос», поправку внесли в 2012 году. Сейчас верно: плейлист

Верно ли написано: Всего в шорт-листе 65 коммуникационных проекта ?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: 65 коммуникационных проектов.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно склоняется слово «пол-листа»?

Ответ справочной службы русского языка

На склонение сочетаний типа пол-листа в науке есть разные точки зрения. Наиболее убедительная в состоит в том, что это несклоняемые сочетания. Элемент пол- в этой концепции рассматривается как самостоятельное слово (вопреки написанию), приближающееся по своим функциям к числительному. Это выражается, например, в способности сочетаться с определением в форме мн. числа (ср.: каждые полгода и каждые два года) и возможности вставить определение (пол-листа  пол большого листа). Сочетания с пол- выступают только в именительном или винительном падеже. В конструкциях, где требуется другой падеж, в строго нормированной литературной речи сочетания с пол- употребляться не могут. Однако вместо них могут использоваться слова с частью полу-, например: прошло полмесяца  прошло около полумесяца, пройти полкилометра — в полукилометре от дома. Часть полу- образует именно слова, а не свободные сочетания. Но у таких слов отсутствует форма именительного-винительного падежа (их нужно отличать от слов, в которых полу— присоединяется к именительному падежу: полукруг, полуостров, полумаска, полутон, полуфинал и др.; такие слова имеют полный набор падежных форм).

Почему слова с полу— это именно другие образования, а не формы слов с элементом пол-? Часть пол— легко сочетается с любыми существительными, обозначающими предметы, поддающиеся счету. Сложные слова с полу- не образуются с той степенью свободы, которая характерна для сочетаний с пол-, поэтому далеко не всякому сочетанию с пол- соответствует сложное слово с полу-. Например, не говорят: разбавь это *получашкой молока, около *полудома уже заселено, к *полуогороду мы еще не прикасались.

Данный подход к описанию сочетаний с элементом пол- нашел отражение в словарях, например в «Русском орфографическом словаре», где к словам типа пол-листа не дается окончание родительного падежа, оно указывается при склоняемых существительных (ср. словарные статьи пол-листа и полуфинал), в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Н. А. Еськовой (см. параграфы 31—33 раздела «Сведения о грамматических формах»).

Другая точка зрения представлена в «Русской грамматике» 1980 года. Здесь говорится о том, что все слова с первым компонентом пол— принадлежат к тому же грамматическому роду и типу склонения, что и то слово, форма род. падежа которого выступает в опорном (втором) компоненте, при этом часть пол- заменяется на полу-. В текстах встречаются подобные формы: (два) полулиста, (по) полулисту, (с) полулистом, (о) полулисте. Однако они оцениваются словарями как формы слова полулист.

Здравствуйте! Правильно ли расставлены запятые? Ваше обращение по получению продуктового набора, сформированного из внебюджетных источников в качестве благотворительной помощи, которая предоставляется исключительно семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, рассмотрено. Заявка обработана индивидуально, путем проверки информации в специальных программах и обработки чек-листа при телефонном звонке. К сожалению, в настоящее время оснований для предоставления Вам экстренной помощи нет. Благодарим Вас за понимание и терпение.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуационных ошибок нет, но текст небезупречен: в нем много неудачных и неправильных формулировок. Заключительная фраза, на наш взгляд, при отказе неуместна. Рекомендуем текст переписать. 

В разговорной речи слово прайс используется в значении «прайс-лист» (т.е. перечень цен на несколько товаров или услуг). Но корректно ли употреблять слово прайс в значении «стоимость одной услуги». Например: «Первичный клиент не узнает, что раньше у вас прайс был 1000 рублей, а сейчас — 2000.» (речь именно об одной конкретной услуге)

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление возможно лишь в разговорной речи.

Подскажите, как правильно: трек-лист или треклист?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: трек-лист.

Здравствуйте. Как нужно писать: чек-лист или чеклист?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: чек-лист.

Добрый день. Я прошу прощения, если вопрос уже задавали, но похожий ответ я не увидела. «Второй, не менее важной задачей является формирование и унификация набора вопросов для чек-листов, которые определяются разделами указанного выше стандарта.» Вопрос: нужна ли запятая между словами «важной» и «задачей». Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна. Подробнее см. в ответах на вопросы № 289083 и 290853.

Здравствуйте! Скажите, я прав, что считаю выражение «цены по прайсу» грубой тавтологией и бессмыслицей, так как прайс по-английски — цена, а значит выражение «цены по прайсу» — это все равно что «цены по цене»?

Ответ справочной службы русского языка

В разговорной речи словом прайс часто заменят слово прайс-лист («прейскурант»). В этом случае тавтологии нет, так как имеются в виду цены по прейскуранту.

Доброго времени суток…
На работе часто приходится запрашивать у поставщиков информацию об опыте поставки оборудования. Как правильно написать: «Прошу предоставить референЦ-лист » или «Прошу предоставить референС-лист«? И нужен ли в этом слове дефис? Слово иностранного происхождения, наши переводчики произносят и пишут «референС», и настаивают на таком варианте. Но ведь запрашиваем-то мы РЕФЕРЕНЦИИ!
Помогите разобраться с этим словом раз и навсегда.
Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Но ведь и лист в данном случае не русский «лист», а список (англ. list). Поэтому уместно заимствовать термин целиком: референс-лист. Или искать иной перевод (перечень референций).

Добрый день!
подскажите самый верный перенос слова:
специ-алистов или специа-листов ?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта переноса верны.

Добрый день, заключаются ли в кавычки выражения «длинный список» и «короткий список» премии. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно писать без кавычек: опубликован длинный список финалистов премии; в короткий список финалистов вошли…  Можно также написать шорт-лист, лонг-лист.

Добрый день. Подскажите ка правильно было бы озаглавить документ:
«Прайс-лист технического обслуживания объектов» или «Прайс-лист НА техническое обслуживание объектов»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны. Прайс-лист = список цен. Поскольку возможны варианты цена чего-либо и цена на что-либо, можно говорить и о допустимости вариантов прайс-лист чего-либо и прайс-лист на что-либо.

Как правильно пишется слово: плей-лист или плейлист и почему. спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Орфографический словарь

плей-лист, —а

Здравствуйте, скажите пожалуйста, зайчонок листопадник пишется через дефис или нет? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно через дефис: зайчонок-листопадник.

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му контексту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую форму.

Понаблюдаем:

  • летя­щий самолет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посеяна;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило

Слитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пассажир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший покупатель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгляда.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный участок;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квартира;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный продукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слитно:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий соседа;
  • недогово­рив­ший о чём-то;
  • недооце­нив­ший его старания.

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние пред­ше­ству­ю­щей отри­ца­тель­ной части­цы «не» с при­ча­сти­я­ми с при­став­кой до-, име­ю­щи­ми зави­си­мые слова:

  • не доеден­ный мной ужин
  • не  докон­чен­ное вче­ра письмо
  • не доска­зан­ные им слова
  • не досмот­рен­ный до кон­ца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, например:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газета;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый подбородок.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наречия:

  • никем не заме­чен­ная публикация;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное правило;
  • ничем не оправ­дан­ный поступок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным причастием:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный журнал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птенцы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обстоятельство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный район;
  • отнюдь не решён­ная задача.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние причастий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми остров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами решение;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортсмен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Правило

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, сравним:

  • неви­ди­мые слезы;
  • не види­мые мною слезы;
  • нико­му не види­мые слезы;
  • вовсе не види­мые слезы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся слова:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли прилагательными.

Дополнительный мате­ри­ал

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный оборот пере­улок, не мощён­ный камнями;
ёлка, не укра­шен­ная игрушками;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до конца;
У пол­но­го при­ча­стия  име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а» уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный столбами;
рыба не запе­чен­ная, а провяленная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нараспашку;
Краткие при­ча­стия миф не развеян;
скор­лу­па оре­ха не расколота;
ключ не  потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не- нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
 У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых слов нета­ю­щие льдины;
нескры­ва­е­мое обстоятельство;
неза­стег­ну­тое пальто;
несо­бран­ный виноград;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до- недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное задание.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

ava author

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

  • Тетя по английски как пишется полностью
  • Теткинский детский сад сказка официальный сайт
  • Тети валин как пишется
  • Тестирование сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Тесты по рассказу ашик кериб