#1. Кем Захар приходится Обломову
C. Верным слугой, прислуживающим Обломову с малых лет
C. Верным слугой, прислуживающим Обломову с малых лет
A. Врачом, который живет с Обломовым постоянно, так как у мужчины слабое здоровье
A. Врачом, который живет с Обломовым постоянно, так как у мужчины слабое здоровье
B. Хорошим другом, с которым они арендуют жилье
B. Хорошим другом, с которым они арендуют жилье
#2. Почему Обломов лишился должности коллежского секретаря
A. Обломов женился и не мог много времени уделять службе
A. Обломов женился и не мог много времени уделять службе
C. Не узнал внезапно нагрянувшее начальство из Москвы и нагрубил им
C. Не узнал внезапно нагрянувшее начальство из Москвы и нагрубил им
B. Не туда отправил важную бумагу, а так как служба его тяготила, решил уйти сам, не ожидая наказания
B. Не туда отправил важную бумагу, а так как служба его тяготила, решил уйти сам, не ожидая наказания
#3. О чем все время мечтал Обломов
C. О том, что сделает важное научное открытие
C. О том, что сделает важное научное открытие
B. О том, как в Обломовке все уладится, станет как прежде, и он будет отдыхать там с друзьями и женой
B. О том, как в Обломовке все уладится, станет как прежде, и он будет отдыхать там с друзьями и женой
A. О том, как уедет в Париж и откроет там собственную компанию
A. О том, как уедет в Париж и откроет там собственную компанию
#4. Как Ольга и Обломов познакомились
A. Ольга переехала в соседний дом и стала соседкой Обломова
A. Ольга переехала в соседний дом и стала соседкой Обломова
B. В гостях у Тарантьева
B. В гостях у Тарантьева
C. Их познакомил Штольц
C. Их познакомил Штольц
#5. В каком литературном журнале было опубликовано произведение
A. «Современник»
A. «Современник»
C. «Русский вестник»
C. «Русский вестник»
B. «Отечественные записки»
B. «Отечественные записки»
#6. Почему Штольц все время пытается увезти Обломова из дома, заставить его переехать
C. Андрей Иванович нашел новое жилье для Обломова и нужно срочно туда заселиться
C. Андрей Иванович нашел новое жилье для Обломова и нужно срочно туда заселиться
B. Родные Обломова попросили Штольца привезти Илью Ильича к себе
B. Родные Обломова попросили Штольца привезти Илью Ильича к себе
A. Андрею Ивановичу не нравится, что Обломов погряз в лени, «обломовщине», перестал развиваться
A. Андрею Ивановичу не нравится, что Обломов погряз в лени, «обломовщине», перестал развиваться
#7. От чего умер Обломов
B. С ним случился несчастный случай
B. С ним случился несчастный случай
A. От старости, прожив долгую жизнь
A. От старости, прожив долгую жизнь
C. От второго апоплексического удара
C. От второго апоплексического удара
#8. К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»
B. Реализм
B. Реализм
C. Романтизм
C. Романтизм
A. Сентиментализм
A. Сентиментализм
#9. Определите сюжетную основу романа “Обломов”
A. История любви Обломова и Пшеницыной
A. История любви Обломова и Пшеницыной
B. История любви Обломова и Ольги
B. История любви Обломова и Ольги
C. История взаимоотношений Обломова с крепостными
C. История взаимоотношений Обломова с крепостными
#10. Кто для Обломова стал новой семьей, обителью «обломовского» счастья
C. Штольц и его семья, к которым он переехал в старости
C. Штольц и его семья, к которым он переехал в старости
A. Хозяйка квартиры Агафья Матвеевна и ее дети
A. Хозяйка квартиры Агафья Матвеевна и ее дети
B. Семья Тарантьева, к которым он переехал
B. Семья Тарантьева, к которым он переехал
#11. О чем все время мечтал Обломов
A. О том, как уедет в Париж и откроет там собственную компанию
A. О том, как уедет в Париж и откроет там собственную компанию
C. О том, что сделает важное научное открытие
C. О том, что сделает важное научное открытие
B. О том, как в Обломовке все уладится, станет как прежде, и он будет отдыхать там с друзьями и женой
B. О том, как в Обломовке все уладится, станет как прежде, и он будет отдыхать там с друзьями и женой
#12. Кем Штольц приходится Обломову
B. Школьным другом детства
B. Школьным другом детства
A. Двоюродным братом
A. Двоюродным братом
C. Сослуживцем, с которым Илья Ильич сдружился за время службы
C. Сослуживцем, с которым Илья Ильич сдружился за время службы
#13. К какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»
A. Комедия
A. Комедия
B. Исторический роман
B. Исторический роман
C. Социально-бытовой роман
C. Социально-бытовой роман
#14. К какому типу литературных героев можно отнести Обломова
C. Герой – любовник
C. Герой – любовник
B. “Маленький человек”
B. “Маленький человек”
A. “Лишний человек”
A. “Лишний человек”
#15. Сколько времени длятся события, описанные в 1 части романа “Обломов”
B. 3 дня
B. 3 дня
C. 1 день
C. 1 день
A. 1 месяц
A. 1 месяц
#16. В каком году было опубликовано произведение И.А. Гончарова «Обломов»
B. В 1859 году
B. В 1859 году
C. В 1839 году
C. В 1839 году
A. В 1829 году
A. В 1829 году
#17. От кого Штольц перенял свой практичный подход к жизни, целенаправленность и умение трудиться
A. От немца отца
A. От немца отца
C. От своего деда
C. От своего деда
B. От дворянки матери
B. От дворянки матери
#18. Какие книги больше всего любил Обломов
B. Научные труды
B. Научные труды
A. Поэзию
A. Поэзию
C. Любовные романы
C. Любовные романы
#19. Какова одна из основных причин расставания Ольги и Обломова
B. Обломов уходит к другой женщине
B. Обломов уходит к другой женщине
A. Родственники запретили Ольге общаться с Обломовым
A. Родственники запретили Ольге общаться с Обломовым
C. Обломов не был готов к серьезным решениям в своей жизни
C. Обломов не был готов к серьезным решениям в своей жизни
#20. Почему Обломов решил написать Ольге письмо о необходимости расставания
A. Обломов считал невозможным их союз по причине несовместимости друг с другом
A. Обломов считал невозможным их союз по причине несовместимости друг с другом
B. Тетя Ольги узнала об их отношениях и строго запретила им встречаться
B. Тетя Ольги узнала об их отношениях и строго запретила им встречаться
C. Обломов полюбил другую женщину
C. Обломов полюбил другую женщину
Это уже далеко не премьера, о которой обычно и пишут отчеты критики и рядовые театралы — спектаклю десять лет. «Долгоиграющий» хит, признанный, кажется, практически всеми и отмеченный театральными наградами. Исполнитель роли Обломова Гундарс Аболиньш вместе с Херманисом еще и соавтор «драматизации», пару лет назад на волне успеха сделавший перевод бессмертного романа Ивана Гончарова с русского на латышский язык.
«Премьера» в ином — чуть печальное повторение пандемийной новой реальности, когда выход в театр — событие. Как раз в эту новую эпоху руководство НРТ решило показывать свои старые спектакли, билеты на которые разлетаются как горячие пирожки — благо, стоит они всего-то от 10 до 22 евро.
Среди них и действительно легендарная «Соня» по рассказу Татьяны Толстой — этой постановке Херманиса уже более пятнадцати лет. Попасть на нее практически невозможно, потому что долгое время спектакль игрался в маленьком зале Музея театра имени Смильгиса в Агенскалнсе — там, говорят, всего-то 50 зрителей помещается. Ту Соню тоже играет господин Аболиньш.
Полтора месяца назад продавались билеты и на «Соню», мне посчастливилось купить билет в последний ряд, но… тут вдруг случился локдаун, «Соня» проиграла в неравной борьбе с новой реальностью.
С «Обломовым» повезло — спектакль не отменили, хотя и сократили — проданный под завязку на все 100% зал сейчас был, согласно ограничениям, заполнен на 60%.
Отправляясь на «Обломова», который я сейчас смотрел впервые, меня интересовал один вопрос…
То, что там совершенно феноменальные артисты (те же Вилис Даудзиньш в роли слуги Захара и Андрис Кейшс в роли Штольца чего стоят!) — ясно сразу. Все первое отделение этого длинного, почти на четыре часа, спектакля зритель смеется — артисты устраивают такие цирковые номера, поднимая и ухаживая за печальным Обломовым (большую половину спектакля он вообще все время на диване, зачастую храпит и видит чудесные сны).
Сценография Кристине Юрьяне, а она вообще у нас звезда, и в миланской «Ла Скала» работала, и два спектакля с Михаилом Барышниковым в НРТ («Бродский/Барышников» и «Белый вертолет») — тоже ее рук и ума дело.
Да и режиссер Херманис, в общем-то, не последний в мировой табели о рангах. Ко всему прочему, еще и поднаторевший в постановках на отличной литературной основе. Так что все составляющие успеха налицо. Но «сверхвопрос», какую главную идею в «Обломове» поднимет режиссер — меня интересовал прежде всего.
В конце концов, совершенно изумительный классик русской литературы Гончаров сам предлагает своеобразный «квест», в результате чего в разные годы и в различных ситуациях появляются различные интерпретации. Самую первую и, казалось бы, основную, предлагала еще советская школа, в которой говорили, что «Обломов» — это яркий портрет-обвинение в адрес проклятого царского режима, который разложил талантливого человека. И вот из-за режима этого буржуазно-феодального человек потерял себя.
Современники Гончарова, кстати, тоже выделяли именно социальный и даже политический момент. Но еще и отмечали, что Обломов — некий синтез, общий портрет русского национального характера. Мне кажется, очень близок к верному освещению главной темы романа был Никита Михалков, фильм которого «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» многие считают его лучшей кинокартиной. Это — поиск того самого смысла жизни, а фраза в исполнении Олега Табакова в роли Обломова стала уже классической: «Все спрашивают, как жить, а зачем жить?».
Некоторая отсылка, своеобразный реверанс Херманиса в сторону Никиты Сергеевича, как мне показалось, есть и в его «Обломове»: когда маленький мальчик, сидя на постели спящего Ильи Ильича, читает большой фрагмент. Это сон под музыку Casta Diva из «Нормы» Беллини.
А есть вообще феноменальный вариант: известная латвийская художница лет двадцать назад мне заявила, что Илья Ильич — тайный буддист, ну, или прообраз его в русской литературе. И фамилия у него — Обломов. И деревня Обломовка. Кого он там обломал?
Хорошо, «Обломов» — это вообще обо всем. И о социальном, и о психологическом. Но все-таки не это главное. А что самое главное в этой жизни? Как, вы еще не знаете? Напомню — любовь, конечно. И «Обломов» Гончарова и Херманиса вообще-то о любви.
Не только о любви Ильи к Ольге, которая появляется во втором отделении в исполнении Байбы Броке. Все это о любви вообще, как таковой. И о нежности. О том, чего нам всем постоянно не хватает. Хорошо, ныне «ограниченный театр» позволяет нам это ощутить. Херманис поставил очень поэтический спектакль, в котором вы будете, конечно, смеяться, глядя на рухлю Обломова. И плакать в финале, наблюдая за одиноким слугой Захаром. Так что это в равной степени спектакль не только о барине Обломове, но и о слуге Захаре.
Во-во, что чеховское «А Фирса забыли…» тут есть.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!
Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.
Тест по рассказу
И.С. Тургенева «Бирюк»
1. Что висело на стене в избе лесника?
а) ружье; б) икона; в) лекарственные
травы; г) изорванный тулуп.
2. Какое имя было у Бирюка?
а) Егор; б) Фома; в) Игнатий; г)
Василий.
3. Как звали дочь лесника?
а) Ася; б) Улита; в) Анфиса; г)
Агафья.
4. Чем хотел угостить лесник барина?
а) чаем с лесными ягодами; б) горячими
щами; в) хлебом и чаем; г) картошкой, испеченной в золе.
5. Почему у Бирюка нет жены?
а) умерла; б) он никогда не был женат; в)
она ушла от него, так как он ее бил; г) она сбежала с прохожим
мещанином.
6. По какой причине мужик стал рубить дерево?
а) с голодухи; б) на дрова; в)
чтобы отомстить леснику.
7. Где мужик рубил дерево?
а) На Красной Горке; б) у Кобыльего
Верху; в) в Сивцевом Овражке.
8. Чем Бирюк закрутил руки мужику?
а) кушаком; б) веревкой; в)
мочалом; г) железной цепочкой.
9. Чем была наполовину закрыта лошаденка мужика?
а) попоной; б) льняной тряпицей; в)
рогожкой.
10. Что попросил забрать мужик после того, как
связал Бирюк?
а) сумку; б) топор; в) тулуп.
11. Тема рассказа «Бирюк»:
а) драматическая судьба лесника; б)
описание быта лесника; в) борьба между долгом и жалостью к человеку.
12. Бирюк серьезно относится к работе, так как:
а) хочет выбиться в люди; б) он видит в
этом свой долг; в) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе.
13. Конфликт в рассказе возникает:
а) между автором и Бирюком; б) между
Бирюком и мужиком, воровавшим лес; в) между автором и мужиком.
14. Встреча автора и Бирюка произошла:
а) в ясный солнечный день; б) во время
грозы; в) на охоте.
15. Почему Бирюк отпустил мужика?
а) пожалел его; б) испугался мести
крестьян; в) ему было неловко перед барином.
16. Какая сцена в рассказе является
кульминационной (главной точкой в развитии сюжета)?
а) описание избы лесника; б) рассказ
лесника о своей тяжелой жизни; в) нападки крестьянина на лесника,
словесные угрозы и гнев.
17. Авторская позиция по отношению к Бирюку
выражается:
а) в сочувствии и понимании; б) в
осуждении его действий; в) в безразличии к его судьбе и судьбе его
детей.
18. Какой художественный прием использует И. С.
Тургенев при описании грозы: «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака
неслись»:
а) антитеза; б) олицетворение; в)
сравнение.
19. Настоящий нравственный подвиг в рассказе совершает:
а) Бирюк; б) мужик; в) автор.
Ответы:
1. г.
2. б.
3. б.
4. в.
5. г.
6. а.
7. б.
8. а.
9. в.
10. б.
11. в.
12. б.
13. б.
14. б.
15. а.
16. в.
17. а.
18. б.
19. а.
7 класс. Тест по
рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. Что висело на стене в избе лесника?
а) ружье; б) икона; в) лекарственные
травы; г) изорванный тулуп.
2. Какое имя было у Бирюка?
а) Егор; б) Фома; в) Игнатий; г)
Василий.
3. Как звали дочь лесника?
а) Ася; б) Улита; в) Анфиса; г)
Агафья.
4. Чем хотел угостить лесник барина?
а) чаем с лесными ягодами; б) горячими
щами; в) хлебом и чаем; г) картошкой, испеченной в золе.
5. Почему у Бирюка нет жены?
а) умерла; б) он никогда не был женат; в)
она ушла от него, так как он ее бил; г) она сбежала с прохожим
мещанином.
6. По какой причине мужик стал рубить дерево?
а) с голодухи; б) на дрова; в)
чтобы отомстить леснику.
7. Где мужик рубил дерево?
а) На Красной Горке; б) у Кобыльего
Верху; в) в Сивцевом Овражке.
8. Чем Бирюк закрутил руки мужику?
а) кушаком; б) веревкой; в)
мочалом; г) железной цепочкой.
9. Чем была наполовину закрыта лошаденка мужика?
а) попоной; б) льняной тряпицей; в)
рогожкой.
10. Что попросил забрать мужик после того, как
связал Бирюк?
а) сумку; б) топор; в) тулуп.
11. Тема рассказа «Бирюк»:
а) драматическая судьба лесника; б)
описание быта лесника; в) борьба между долгом и жалостью к человеку.
——————————————————————————————————————————————————————
7 класс. Тест по
рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
1. Что висело на стене в избе лесника?
а) ружье; б) икона; в) лекарственные
травы; г) изорванный тулуп.
2. Какое имя было у Бирюка?
а) Егор; б) Фома; в) Игнатий; г)
Василий.
3. Как звали дочь лесника?
а) Ася; б) Улита; в) Анфиса; г)
Агафья.
4. Чем хотел угостить лесник барина?
а) чаем с лесными ягодами; б) горячими
щами; в) хлебом и чаем; г) картошкой, испеченной в золе.
5. Почему у Бирюка нет жены?
а) умерла; б) он никогда не был женат; в)
она ушла от него, так как он ее бил; г) она сбежала с прохожим
мещанином.
6. По какой причине мужик стал рубить дерево?
а) с голодухи; б) на дрова; в)
чтобы отомстить леснику.
7. Где мужик рубил дерево?
а) На Красной Горке; б) у Кобыльего Верху;
в) в Сивцевом Овражке.
8. Чем Бирюк закрутил руки мужику?
а) кушаком; б) веревкой; в)
мочалом; г) железной цепочкой.
9. Чем была наполовину закрыта лошаденка мужика?
а) попоной; б) льняной тряпицей; в)
рогожкой.
10. Что попросил забрать мужик после того, как
связал Бирюк?
а) сумку; б) топор; в) тулуп.
11. Тема рассказа «Бирюк»:
а) драматическая судьба лесника; б)
описание быта лесника; в) борьба между долгом и жалостью к человеку.
12. Бирюк серьезно относится к работе, так как:
а) хочет выбиться в люди; б) он видит в
этом свой долг; в) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе.
13. Конфликт в рассказе возникает:
а) между автором и Бирюком; б) между
Бирюком и мужиком, воровавшим лес; в) между автором и мужиком.
14. Встреча автора и Бирюка произошла:
а) в ясный солнечный день; б) во время
грозы; в) на охоте.
15. Почему Бирюк отпустил мужика?
а) пожалел его; б) испугался мести
крестьян; в) ему было неловко перед барином.
16. Какая сцена в рассказе является
кульминационной (главной точкой в развитии сюжета)?
а) описание избы лесника; б) рассказ
лесника о своей тяжелой жизни; в) нападки крестьянина на лесника,
словесные угрозы и гнев.
17. Авторская позиция по отношению к Бирюку
выражается:
а) в сочувствии и понимании; б) в
осуждении его действий; в) в безразличии к его судьбе и судьбе его
детей.
18. Какой художественный прием использует И. С.
Тургенев при описании грозы: «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака
неслись»:
а) антитеза; б) олицетворение; в)
сравнение.
19. Настоящий нравственный подвиг в рассказе
совершает:
а) Бирюк; б) мужик; в) автор.
——————————————————————————————————————————————————————
12. Бирюк серьезно относится к работе, так как:
а) хочет выбиться в люди; б) он видит в
этом свой долг; в) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе.
13. Конфликт в рассказе возникает:
а) между автором и Бирюком; б) между
Бирюком и мужиком, воровавшим лес; в) между автором и мужиком.
14. Встреча автора и Бирюка произошла:
а) в ясный солнечный день; б) во время
грозы; в) на охоте.
15. Почему Бирюк отпустил мужика?
а) пожалел его; б) испугался мести
крестьян; в) ему было неловко перед барином.
16. Какая сцена в рассказе является
кульминационной (главной точкой в развитии сюжета)?
а) описание избы лесника; б) рассказ
лесника о своей тяжелой жизни; в) нападки крестьянина на лесника,
словесные угрозы и гнев.
17. Авторская позиция по отношению к Бирюку
выражается:
а) в сочувствии и понимании; б) в
осуждении его действий; в) в безразличии к его судьбе и судьбе его
детей.
18. Какой художественный прием использует И. С.
Тургенев при описании грозы: «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака
неслись»:
а) антитеза; б) олицетворение; в)
сравнение.
19. Настоящий нравственный подвиг в рассказе
совершает:
а) Бирюк; б) мужик; в) автор.