Тесты по рассказу чехова мальчики

Автор на чтение 15 мин. просмотров 21 опубликовано 25.02.2021 скачать: настройки размер шрифтацвет текстацвет фона название произведения: мальчики автор: а.п.

На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

Сюжет

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод (мое мнение)

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Добавить в избранное

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Оцените произведение: Голосов: 811

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй

    Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре

  • Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка

    Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

malchiki-chitatelskiy-dnevnik-70869.jpg

Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Мальчики

Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Главные герои

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

План пересказа

  1. Радостная встреча.
  2. Володя и его друг Чечевицын.
  3. Секрет мальчиков.
  4. Побег в Америку.
  5. Возвращение беглецов.
  6. Прощание с Чечевицыным.

Главная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

chitatelskiy-dnevnik-70869-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-malchiki.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Володя Королевгимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.

Чечевицын одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

Катя, Соня и Машародные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.

Мать Володи, отец Иван Николаич и теткаближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

Тема урока

А.П. Чехов «Мальчики» (2 урока)

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»; совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения; развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащегося, произвольную память;

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

познакомится с творчеством
А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»;

научится: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

Коррекция нарушений развития ребенка

Развитие выразительной речи, памяти, внимания, мышления

Основные понятия и термины

Незнакомые слова

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник, презентация, иллюстрации к рассказу.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Орг.момент

Приветствует учащегося, проверяет готовность к уроку, настраивает ученика на рабочий лад

Готовится к уроку, приветствует учителя, настраивается на работу

Актуализация знаний

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Проговори шепотом, в пол-голоса

– Произнеси 3-е предложение с ударением на первое слово, второе, последнее.

– Произнеси 2-е предложение с восторгом, вопросительно.

– Произнеси 5-е предложение грустно, возбужденно

Отвечает на вопросы учителя.

Выполняет интонационную разминку.

1. Чехов – мой любимый писатель.

2. Володя любил своих близких.

3. Девочки следили за братом.

4. Мальчики мечтали о Калифорнии.

5. Чечевицын шептался с Володей.

6. Приезд Володи вызвал суматоху

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного
опыта

Самоопределение к деятельности

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитай тему урока.

– Определи цели урока, используя опорные слова.

– Как ты думаешь, о ком этот рассказ?

– Да, этот рассказ о мальчиках, которые решили сбежать из дома, а куда – мы узнаем, прочитав рассказ до конца

Обсуждает тему урока. Отвечает на вопросы учителя, формулирует цель урока.

Рассказ «Мальчики»

…..

этот рассказ о мальчиках

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить высказывание в устной форме

Словарная работа

– Чтобы лучше понять содержание рассказа, познакомимся с трудными словами. Помоги мне объяснить их значения.

Башлык – это теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки – суконный капюшон с длинными концами.

Розвальни – сани.

Рождество Христово – праздник. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился Сын Божий Иисус Христос.

Самоеды – это старое название народов, говорящих на самодийских языках, – ненцев.

Бизон – животное.

Майн Рид – английский писатель, автор приключенческих романов и произведений для детей и юношества.

Пампасы – это название южноамериканских равнинных травянистых степей.

Мустанги – потомки лошадей, которых привезли в Новый свет колонисты из Европы в шестнадцатом веке.

Термиты – насекомые.

Москиты – насекомые

Чтение рассказа

– Итак, куда же хотели сбежать мальчики?

– Что взволновало вас при чтении рассказа?

– Понравился ли тебе этот рассказ?

– Мечтал ли ты отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?

– Давай еще раз перечитаем этот рассказ

Сначала в Пермь, потом в Тюмень, потом в Томск, на Камчатку, а там в Америку

Я испытал страх за мальчиков и в то же время восхищение, взволновали переживания мамы

понравился

……

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания

Анализ произведения

Перечитывание текста произведения с предварительным заданием.

– Выбери правильный ответ на вопрос: «Герои решились на побег, потому что…»:

а) были смелыми и решительными;

б) были глупыми и самонадеянными;

в) мало знали и плохо представляли трудности пути;

г) не любили своих близких;

д) хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными;

е) любили путешествовать и узнавать новое?

– Просмотри текст и нарисуй словесный портрет мальчиков. Какими ты их представляешь?

– А что ты можешь сказать о характере мальчиков?

– Можно ли Володю назвать трусом?

– Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье?

– Прочитай отрывок, в котором говорится, что происходило в семье после побега.

– Можно ли так поступать?

– Как ты относишься к мальчикам?

– А как писатель относится к мальчикам?

– Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно?

Перечитывают текст произведения. Отвечает на вопросы учителя. Высказывает предположения.

Составляет словесный портрет мальчиков:

Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушка-
ми…

– Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный. Володя – нерешительный.

Он не был трусом, просто он был нерешительным ребенком, он переживал за родителей

– Чтение приключенческих романов Майн Рида привело к тому, что мальчики решили сбежать.

с.132

нельзя, так как может случиться неприятность с детьми, да и родители будут переживать

они были любопытные, по-доброму отношусь

– Чехов относится к мальчикам по-доброму, с пониманием, хотя и дает нам понять, что мальчики поступили плохо

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

Физминутка

Выполняют интерактивную физминутку

Умение выполнять движения по инструкции

Характеристика героев

– Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

– Зачитай отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. с.125

– Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?

– Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?

– Как он себя называет?

– А еще в рассказе кто-нибудь так его называет?

– С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?

– Каким казался Чечевицын Кате и Соне?

– Почему он казался Кате и Соне героем?

– А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. Прочитай, как вел себя Володя накануне побега?

– Как ты думаешь, Володя трусил?

– Прочитай диалог Чечевицына с Володей и ответь на вопрос: «Почему Володя Королёв все же согласился бежать в Америку?».

– Какими чертами характера обладал Володя?

– А сейчас давай поговорим об их поступке. Что узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?

– Зачитай план побега.

– Что они приготовили для побега? Зачитай.

– Как ты думаешь, достаточно ли этого для их путешествия?

– Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?

– Могли ли сбыться их мечты?

– Чем закончился побег мальчиков?

– Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?

– Как ты думаешь, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьей? Почему?

Володя привез его на выходные

Чечевицын был худой, смуглый и конопатый. Волосы у него были щетинистые, глаза узкие, губы толстые, он был некрасивый и был похож на кухаркиного сына.

Чечевицын для них показался загадочным, так как был занят своими мыслями и не интересовался забавами.

Чечевицын хочет казаться важным, умным.

Он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь.

Не называют, так как в нем видят просто только друга Володи господина Чечевицына.

С кашей из чечевицы, так как для нее Чечевицын просто мальчик, а не «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А еще он рычал, как тигр.

с.129-130

Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую очень любил.

с. 130

Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.

Нерешительность, доброта

они узнали, что Володя не очень хочет отправляться в путешествие, но Чечевицын настаивал. с.129

с.127

с.129. Они приготовили пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и 4 рубля.

Нет, конечно

что они будут добывать золото, слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и потом женятся на красавицах и будут обрабатывать плантации

нет, не могли

Побег мальчиков закончился постыдным возвращением

безолаберное отношение, они не думали о том, что родные будут за них переживать

Володя беспокоился больше, он знал, что родители будут переживать и он не хотел их огорчать. Он был ответственным человеком

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучащегося. Формулировать свое мне-ние и позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Строить монологические высказывания

Работа в тетради

Заполнить таблицу «Характеристика героев»

Заполняют таблицу

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Работа с иллюстрациями

Задание: Найти в тексте предложение, которое подходит к данной иллюстрации.

Работают с текстом

Работа с пословицами

— Объясните смысл пословиц, приведя примеры из текста.

1) Не лезь в воду, не зная броду».

2) Язык до Киева доведет.

3) Надежда умирает последней

4) Не ошибается тот, кто ничего не делает

Ребята думали, что все получится, как они задумались

ребята не переживали, что не знают дороги в Америку, ведь всегда можно спросить у людей);

Володя до последнего надеялся, что это игра и побег не состоится);

Не совершив побег, ребята бы не осознали всю серьезность своего поступка

Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимся. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Назови произведение, с которым познакомились.

– Что особенно заинтересовало тебя во время урока?

– Что нового узнал на уроке?

– Как ты относишься к мальчикам?

– Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок?

– Достиг ли ты целей, поставленных на урок? Значит, мы чуть-чуть приблизились к целеустремленным людям.

– Какое качество необходимо человеку, чтобы стать целеустремленными?

– Вырази свое мнение об уроке, дорисовав улыбку клоуну. Пусть на его лице отразится твое настроение

Отвечает на вопросы. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. Проводит самооценку, рефлексию.

Рассказ «Мальчики»

Рассказ учит нас ставить перед собой реальные, выполнимые цели: беречь родителей и близких людей, не подвергать свою жизнь опасности.

…..

немного осуждаю, они неправильно поступили по отношению к родителям

осуждает

достиг

Уметь отвечать за свои поступки.

На парте у ученика рисунок клоуна, у которого не нарисован рот

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Этапы

Образовательные

задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Психологический настрой

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Повернитесь к друг другу и подарите свои улыбки.

И я дарю свою улыбку вам.

Меня зовут Дарья Юрьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

фронтальная

Контроль учителя

Устойчивая мотивация к деятельности

Целеполагание Постановка учебной задачи

продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”;

Наглядный: слайд

Словесный: беседа

Практический: тестирование

Словесный: беседа, практический: составление плана

-Ребята, чтобы наш урок был плодотворным и интересным. Не достаточно только лишь моих действий , понадобиться и ваша помощь. Для этого давайте сопоставим слова на слайде.

  Урок                               Ученики

Интересный                          активные

Познавательный                    внимательные

Развивающий                     сообразительные

Плодотворный                   думающие

Творческий                дисциплинированные

Послушайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» 

Моя семья – надёжный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

 Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики» , с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.?

(Важность семьи для человека,  все его поступки обусловлены теми условиями и обстоятельствами в которых вырос ребенок. Важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений , а тем более совершенных поступков)

Как вы уже поняли сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова

 «Мальчики»  

Но пред этим давайте проверим ваши знания по содержанию, решив тест

Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)

-итак, чтобы мы с вами могли охарактеризовать героев , что нам для этого нужно (проанализировать рассказ , дать описание внешности и характера героев, их поступков)

Так, какую цель мы перед собой поставим? (проанализировать характер героев, определить свое отношение к поступкам героям)

-Перед началом работы давайте составим план характеристики героев

План:

1. Имя героя
2. Внешность и характер героев

3.  Действия и поступки, совершаемые героем

4. Отношение автора к герою

5. Собственное  отношение к герою

Выполняют соотношение урока и ученика

Слушают стихотворение , анализируют, выделяют сходство с рассказом

Выполняют тестирование

Формулируют цель урока

Составляют план характеристики героев

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Слайд

Тест

Слайд

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Самоконтроль , контроль учителя

Контроль учителя

К:формулировать собственное мнение и позицию

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

Открытие нового знания

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале

Словесный:беседа

Практический: задание на карточках, наглядный:

слайд

Словесный: беседа, наглядный: учебник

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Словесный:беседа

Словесный: беседа

Практический-наглядный (задание на слайде)

 1. Имя героя

Итак, кто является главными героями рассказ? (Володя Королев и его друг Чечевицын)

2. Внешность и характер героев

3.Действия и поступки, совершаемые героем.

У вас на столах лежат карточки, в парах распределите описание внешности героев

Чечевицын: Смуглый, худой, веснушчатый, некрасив, щетинистые волосы, толстые губы , узкие глаза

Володя: Белокожий, пухлый

-Давайте теперь найдем в тексте отрывок описания внешности и зачитаем его. (стр.128)

— Как гостя встретили в семье Королевых? Понравился ли он им?

( Он невольно вызвал у девочек уважение и интерес к своей персоне)

 — Как вел себя Чечевицын? Было ли что-то странное в его поведении ? (Неразговорчивый, был занят какой-то думой)

 — А как себя вел Володя по приезду домой? ( Мальчик был всегда улыбчивый и приветливый, но на этот раз был не разговорчивый, будто даже не рад тому, что приехал домой)

— Как вы думаете с  чем связано такое поведение мальчика? Повлияла ли как-то атмосфера в доме и то , что он приехал не один , а со своим товарищем?

( Давайте найдем в тексте отрывок подтверждающий в тексте , то что Володя всегда был частью общей атмосферы стр.129

— Володя был занят все время тоже какими-то мыслями , и судя по взглядам, какими он изредка обменивался со своим товарищем, видимо мысли у них были схожие.

Так давайте , попробуем подумать , почему же поведение Володи изменилось? Мог ли на него так повлиять его товарищ?

( Вероятно он повзрослел , да и к тому же приехал домой не один)

-Давайте еще раз вспомним как вел себя Чечевицын ( был задумчив и угрюм)

— Как вы считаете , поведение Володи становится таким же ? ( Они все время о чем-то шептались , потом открыли какую-тот карту и начали рассматривать ее)

— Как вы считаете, если бы не присутствовал товарищ, Володя бы продолжал оставаться таким же веселым, как и прежде?

(Вероятнее всего Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у ребят есть своя тайна, и то что происходит в семье Володе совсем не интересно.

— Кто из ребят был более увлечен книгами Майн-Рида? (давайте подтвердим свое мнение строчками из текста стр. 130)

(Книгами Майн-Рида был увлечен Чечевицын.)

— Давайте прослушаем аудиокнигу (отрывок рассказа) и попробуем проанализировать отношение Володи к побегу, почему он в последний момент начал отказываться от побега?

( В глубине души он понимал, что это плохой поступок, ему стало жалко маму.)

Но влияние товарища все таки сыграло роль и побег состоялся)

— Как вы считаете, удается ли Чечевицыну заразить своим увлечением окружающих? ( Он настолько увлечен приключениями  и далекой Америкой, что влияет на не только на Володю , но и на его сестер. Он казался девочкам необыкновенным , замечательным.  Для них он казался героем, решительным, неустрашимым.)

-Как девочки отреагировали на планы мальчиков? ( Они не возмутились от ужаса, а только пришли в восторг и видели в Чечевицене героя)

— Как Володя вел себя по возращению после побега? Осознал ли он , что это был не правильный поступок?( зачитаем отрывок на стр 135.)

— А Чечевицын, как он себя вел?( Он был горд, он не признавал свою вину. Потому , что он был грубый и не воспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей.  Он продолжает жить в своем литературном мире своих героев)

Даже уезжая ее лицо было суровое и надменное.

 Даже его прощальный поступок, надпись в тетради Кати говорит о том, что мальчик не испытывал ничего, кроме равнодушия.

4.Отношение автора по отношению к герою

Автор Антон Павлович Чехов по-доброму иронизирует над стремлением мальчиков к приключениям. Он их и не осуждает, потому что понимает, что мальчишки во все времена будут мечтать о подвигах и путешествиях.  Автор понимает , что мальчики плохо учили географию и не понимали, что они в любом случае не доберутся до Калифорнии.

Так же автор не одобряет такое поведение мальчиков, по отношению к родителям.

5. Собственное отношение к герою

— Ребята, как вы считаете , обсудите в паре

Герои решились на побег, потому что:

Были смелыми и решительными

Были глупыми и самонадеянными

Мало знали и плохо представляли трудности пути

Не любили своих близких

Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

Любили путешествовать и узнавать новое.

На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  быть похожим?

— Чему же автор рассказа учит нас? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться)

— Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

— Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться?

Задание в группе (Ребята, давайте немного пофантазируем, представьте себя на меня Володи и  Чечевицына, как бы вы рассказали эту историю , от лица главных героев)

Выполняют первый пункт

Выполняют второй и третий пункты

Выполняют задание на карточках

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Выполняют четвертый пункт

Выполняют пятый пункт

Выполняют задание в паре

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Групповая

Карточки с заданием, слайд

Учебник стр.128

Учебник стр. 129

Учебник стр.130

Учебник стр.135

Слайд

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Взаимоконтроль

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

отвечать на вопросы по содержанию

Научиться анализировать текст(авторская позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Итог

Словесный: беседа

-Итак, ребята давайте с вами вспомним цель урока? Достигли мы ее ? Все ли пункты характеристики героев мы разобрали?

Подводят итог урока

Фронтальная

Контроль учителя

К: формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексия

Практический: заполняют лист самооценки

Лист самооценки

+

  1. Смог(ла) сформулировать тему и цель урока

2.  Смог(ла) составить последовательность характеристики героев.

3.    Соблюдал(а) в ходе анализа последовательность характеристики героев.

    4. Сделал(а)  вывод.

Оценивают работу по критериям

фронтальная

Лист самооценки

Взаимоконтроль

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

  • Тесты по сказкам пушкина 5 класс с ответами
  • Тесты по рассказу ванька
  • Тесты по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане
  • Тесты по рассказу обломов
  • Тесты на рассказ капитанская дочка