Тесты по рассказу бедная лиза

Автор на чтение 24 мин. просмотров 52 опубликовано 10.03.2021 повесть бедная лиза это романтическая печальная история двух влюбленных, лизы

На чтение 24 мин. Просмотров 52 Опубликовано

tretjakov-bednaja-liza-illjustracija-3.jpg

Повесть «Бедная Лиза» — это романтическая печальная история двух влюбленных, Лизы и Эраста. В этой статье представлен тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах (материалы для викторины).  Правильные ответы на вопросы приведены в конце теста.Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза»

Тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах, викторина

1. К какому сословию принадлежит Эраст?

  1. купцы 
  2. дворяне 
  3. мещане 
  4. крестьяне 

2. Какие изделия умеет вязать Лиза?

  1. чулки
  2. ковры
  3. сумки
  4. лапти

3. В каком городе Лиза встречает Эраста?

  1. Москва
  2. Петербург
  3. Ярославль
  4. Киев

4. Что продает Лиза, когда впервые встречает Эраста?

  1. розы
  2. тюльпаны
  3. ромашки
  4. ландыши

5. Какого цвет глаза у бедной Лизы?

  1. голубые
  2. серые
  3. карие
  4. зеленые

6. К какому сословию принадлежит Лиза?

  1. дворяне
  2. купцы
  3. мещане
  4. крестьяне

7. На ком женится Эраст в конце повести?

  1. на бедной Лизе
  2. на молодой аристократке
  3. на старой вдове
  4. на французской актрисе

8. Какие книги читает Эраст?

  1. книги по истории
  2. медицинский словарь
  3. романы
  4. книги по философии

9. Где живет бедная Лиза?

  1. в каменном доме
  2. в хижине
  3. в землянке
  4. в подвале

10. С кем живет бедная Лиза?

  1. с отцом и матерью
  2. с отцом
  3. с теткой
  4. с матерью

11. Куда уезжает Эраст на несколько месяцев?

  1. на учебу
  2. на войну
  3. в путешествие 
  4. в деревню

12. Что происходит с Эрастом на войне? Он:

  1. попадает в плен
  2. служит в штабе
  3. играет в карты
  4. пьянствует

Правильные ответы на вопросы теста

  1. ответ 2 (дворяне)
  2. ответ 1 (чулки)
  3. ответ 1 (Москва)
  4. ответ 4 (ландыши)
  5. ответ 1 (голубые)
  6. ответ 4 (крестьяне)
  7. ответ 3 (на старой вдове)
  8. ответ 3 (романы)
  9. ответ 2 (в хижине)
  10. ответ 4 (с матерью)
  11. ответ 2 (на войну)
  12. ответ 3 (играет в карты)

Это был тест по повести «Бедная Лиза» Карамзина в вопросах и ответах (материалы для викторины).Смотрите: Все материалы по повести «Бедная Лиза» Опубликовано 23.10.2014 — 0:50 —

Вопросы,тесты,практическая работа для работы над повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Скачать:

Вложение Размер
package-x-generic.pngkaramzin.bednaya_lizadidakticheskiy_material.zip 36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Часть 1.

  1. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
  2. От какого лица ведётся повествование?
  3. Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
  4. Дайте краткую характеристику  героям произведения.
  5. Как развивались их отношения?
  6. Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
  7. Как разрешается конфликт в повести?
  8. Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
  9. Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
  10. В чем смелость, новизна позиции автора?

Часть 2.

  1. Город, в котором происходят описываемые события?
  2. Главные герои повести.
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве?
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город?
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы?
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия?
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?
  12. Как сложилась жизнь Эраста?

Тест

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему научили отец и мать Лизу?

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

Б) отношение автора к герою;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать;

Б) Эраст;

В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

  А) в обличении социального неравенства героев;

  Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

  В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

  1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

3. Укажите главную тему произведения. 

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении? 

5. О ком идёт речь? 

6. О ком идёт речь? 

7. Как встретились герои произведения?

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе? 

10. Каково отношение автора к своей героине?

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?

13. Какова роль природы в произведении?

14. Эпитет «бедная» в названии произведения означает: 

15. «Ибо и крестьянки любить умеют» — эти слова произносит:

16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу? 

КЛЮЧ

1.2

2.3

3.1

4.2

5.1

6.3

7.3

8.2

9.4

10.1

11.3

12.4

13.3

14.1

15.4

16.2

Тест по повести Карамзина «Бедная Лиза»

1.Карамзин-писатель:

а) XVIII века;

б) XIX века;

в) XX века.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж — это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

в) пейзаж-контраст.

4. Отец Лизы —

а) дворянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки любить умеют» — эти слова произносит:

а) мать Лизы;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) повествователь.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в)ландыши.

8. Эраст:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определённые противоречия.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в)  богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый от природы;

б) расчётливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекало в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет её ругать.

13. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет её к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

14. Гроза – это:

а) знак беды;

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушёл в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьёз хозяйством,

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст дал откуп Лизе:

а) 10 рублей;

б) одну тысячу;

в) просто велел прогнать её со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском  понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена богом.

19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;

б) повествователя

 в) матери.

20. Где это «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был до конца жизни несчастлив» — это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

в) отрицательного;

в)положительного.

Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

ВАРИАНТ №1

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именнотакая?Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

ВАРИАНТ №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

ВАРИАНТ №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

2. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какой смысл автор вкладывает в эпитет «бедная»?
  2. Какова роль описания природы в начале повести? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
  3. Опишите характер Лизы. Что вам показалось особенным в её поведении, характере?
  4. Опишите характер Эраста. Почему для своего героя автор выбирает иностранное имя?
  5. Почему все свидания Лизы и Эраста происходят на фоне природы?
  6. Почему Лиза, так любя природу, цветы, солнце, добровольно уходит из жизни?
  7. Как сложилась жизнь близких Лизы: матери, Эраста. Любила ли Лиза Эраста?
  8. Сделайте вывод: почему повесть Карамзина называют сентиментальной? Как сам писатель относится к Лизе?
  9. Рассмотрите внимательно картину О.Кипренского «Бедная Лиза». Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
  10. Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести?
  11. Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?
  12. Что означает слово «бедная» в названии произведения?
  13. Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  14.  Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?
  15. Дайте характеристику образу рассказчика.
  16. Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
  17. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

Практическая работа по повести Н.М.карамзина «Бедная Лиза»

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев.

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

2.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Чем занималась Лиза целыми днями?

6.А почему Лизе пришлось работать?

7.Что можете сказать о матери Лизы?

8.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

9.С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы?

На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких  встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

6.Каково отношение автора к Лизе?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев?

9.Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью….

Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена «Сорока-воровка»( 9-10 класс)

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Герцена «Сорока-воровка». С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол…

Вопросы и задания для анализа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Вопросы и задания для анализа повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Вопросы рассортированы по главам. Материал можно использовать на уроках, в качестве домашнего задания, при обучении выр…

Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»: система вопросов и заданий ( 5 класс )

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  «Чёрная курица, или Подземные жители». С его помощью можно составить конспект урока…

вопросы и задания по повести Пушкина

вопросы…

Подготовка к выпускному сочинению по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной (По повести В.В. Быков «Сотников»)

Задачи урока:Личностные: совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе; совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источн…

Таблица вопросов и заданий к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Материал по произведению Н.В. Горголя «Тарас Бульба»  Предложены вопросы и задания, созданные по методике конструирования компетентностно-ориентированных заданий. Задания расположены  на осн…

  • Мне нравится

  —>

  1. Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.

Фраза — «и крестьянки любить уме­ют». Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде­тельствуют о превосходстве одного сосло­вия над другим. Высокими нравственны­ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.

Немаловажна для понимания автор­ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по­вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба­рышни. В. И. Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли­зить чувства крестьянки к чувствам обра­зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев­ных переживаний».

Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?</li>

Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня унаследовала от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до­бросердечие. Она чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо­ко переживает ее радости и трагедию, по­стоянно тревожится за ее судьбу. Вос­поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести вы­ражено сочувственно-сентиментальное от­ношение Карамзина к Лизе.

Характеристика внешнего и внутренне­го облика Лизы складывается из автор­ских описаний и комментариев ее поступ­ков, а также через косвенную передачу от­зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, ко­торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из это­го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.

Какими словесными деталями передается движение чувства Лизы к Эрасту — от робкой привя­занности до пылкой страсти?</li>

Существенной деталью, с которой нача­лось знакомство Лизы и Эраста, были цве­ты, которыми торговала Лиза. Обронен­ная им просьба рвать цветы только для него заронила первое чувство в душе де­вушки. Она оказалась для нее более зна­чимой, чем для Эраста, и потому на сле­дующий день, когда он не пришел, она никому не продала ландыши и бросила их в Москву-реку. Другая деталь — робкие взоры, которые она бросала на молодого человека. Карамзин отмечает выражение чувств Лизы во внешности — «щеки ее пылали, как заря в ясный летний ве­чер» — по мере их нарастания. Поцелуй Эраста и его первое признание в любви отозвались в ее душе восхитительной музыкой. Как видим, важное значение в передаче движения чувств от робкой привязанности до пылкой страсти имеют цвето-звуковые детали. Достижение апо­гея любви, приведшего, по словам писате­ля, к погибели непорочности героини, также сопровождается рядом важных словесных деталей. Появляется новое сло­во бросается (в его объятия). До этого на свиданиях они обнимались, их объятия были чисты и непорочны. Теперь измене­ния происходят вокруг них и в природе, и в цвето-звуковом ряду: поцелуи стали пламенны, мрак вечера (в отличие от тихой луны, светлого месяца) питал же­лания; «ни одной звездочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить за­блуждения». После свершившегося «блес­нула молния и грянул гром. Лиза задро­жала». «Грозно шумела буря, дождь лил­ся из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». После столь переломного момента в отношениях Лизы и Эраста Ка­рамзин стал более подробно передавать внутреннее состояния молодого человека, становившегося все более равнодушным к своей любимой. С этого времени в по­вествовании практически исчезают при­родные символы. Лишь дважды упомина­ются древние дубы, бывшие свидетелями их любви. Эпитет мрачный теперь при­надлежит дубу над могилой бедной Лизы.

Обратите внимание на роль жеста в раскры­тии внутреннего состояния героев. Проанализируй­те этот прием автора.</li>

Жест в литературе — один из важных приемов в передаче внутреннего состоя­ния персонажа. Широко пользуется им и Карамзин. Проанализируем сцену встре­чи Лизы и Эраста в городе, когда она уви­дела его в карете, подъезжающим к дому. Ее чувство радости от встречи выразилось в жестах: бросилась, он почувствовал себя в объятиях. Хотя сказано, что он почувствовал себя в объятиях, автор тем самым подчеркивает стремительность ее радостного действия. Стремительность ее движений — это стремительность в вы­ражении чувств. Далее стремительными становятся его жесты — он хочет скорее освободиться от Лизы, чтобы никто не увидел его в объятии простой крестьянки накануне выгодной женитьбы: взял за ру­ку, привел в кабинет, запер дверь, поло­жил деньги ей в карман, вывел из кабине­та и велел слуге проводить девушку со двора. И все это настолько быстро, что Ли­за не смогла опомниться.

Можно ли считать Эраста злодеем или ковар­ным соблазнителем? Каким обрисовывает его Ка­рамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с мане­рой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведе­ний.</li>

Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал рома­ны, идиллии, имел довольно живое вооб­ражение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в ко­торые, если верить стихотворцам, все лю­ди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как гор­лицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выраже­ние любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презри­тельным отвращением вспоминал уже ис­пытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомменти­ровал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо­жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» По­роки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отноше­ния Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумно­жила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бес­церемонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доб­рого малого». Узнав о самоубийстве Ли­зы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувст­вительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенст­ве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым пре­пятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет обще­ственных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккор­дом» (В. И. Коровин).

В произведениях классицизма положи­тельные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изо­бражался расчетливым и безжалостным соблазнителем.

Каким вам представляется образ повествова­теля?</li>

Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрас­том, который и рассказывает ему эту го­рестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настро­енный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек об­разованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать лю­дям правильные характеристики. Повест­вователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пеш­ком, чтобы любоваться пейзажными кра­сотами.

Каково назначение лирических отступлений в повести?</li>

Лирических отступлений в повести не­много. Больше у автора развернутых суж­дений, сопутствующих изображению люб­ви героев, которые, правда, можно отнес­ти и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». По­вествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горе­вать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жиз­ни и смерти, о горьких страницах истории отечества.

В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюблен­ных?</li>

Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюблен­ных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфите­атром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подно­жия зеленые цветущие луга и убогая, ра­зоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бро­сает взгляд на Симонов монастырь, вспо­минает в связи с ним историю бедной Ли­зы, обозначает характер своего настро­ения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. На­строение автора («нежной скорби») посте­пенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах.

На фоне прекрасных пейзажных зари­совок зарождается и развивается любов­ное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но ча­ще всего под тению столетних дубов <…> — дубов, осеняющих глубокий чис­тый пруд, еще в древние времена ископан­ный». Тихая луна гармонирует с волоса­ми Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слия­нии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих при­знание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыха­ния ветерок мне неприятен». Наблюдае­мые нами литературные приемы харак­терны для сентиментализма.

</ol>Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑ —> Об­зор сай­тов

Книги

Василий Крутов — Возвращение к себе

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/06/bednaja-liza-test-otvety-voprosy-karamzin.html
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/23/voprosy-i-zadaniya-dlya-raboty-nad-povestyu-nmkaramzina-bednaya
  • http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/bednaya-liza/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-n.-m.-karamzina-bednaya-liza

Тестовые задания по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. В каком году было написано произведение «Бедная Лиза»?

А) В 1801                      Б) В 1892                   В) В 1754                    Г) В 1792

2. К какому жанру литературы относится произведение «Бедная Лиза»?

А) Рассказ                     Б) Повесть                 В) Роман                     Г) Поэма

3. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза»?

А) Сентиментализм     Б) Классицизм           В) Романтизм            Г) Реализм

4. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

5. Отличительной особенностью «Бедной Лизы» является:

А) Простой и гладкий язык, без старославянизмов, высокопарных слов и сложных оборотов

Б) Много новых слов, которые на тот момент только появились в русском языке

В) Необычное построение композиции

Г) Наличие большого количества действующих лиц

6. На протяжении какого времени происходят события, описанные в повести?

А) Один месяц             Б) Три месяца                  В) Неделю                 Г) Год

7. Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста?

А) 16             Б) 17               В) 18            Г) 19

8. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:

а) как о человеке чистом душой;                б) с иронией;               в) как о легкомысленной девушке.

9. Какое событие является кульминацией произведения?

А) Первый поцелуй Лизы и Эраста

Б) Желание матушки Лизы выдать её замуж за другого

В) Встреча Лизы и Эраста на улице Москвы

Г) Признание Эраста в предстоящей женитьбе на другой женщине

10. К какому социальному сословию принадлежит Эраст?

А) Крестьянин                    Б) Князь                  В) Дворянин                      Г) Купеческий сын

11. К какому социальному сословию принадлежит Лиза?

 А) Крестьянка                   Б) Княгиня              В) Дворянка                       Г) Купеческая дочь

12. Когда происходят события, описанные в повести?

А) В настоящее время           Б) 30 лет тому назад      В) 10 лет тому назад           Г) В прошлом году

13. О ком сказал Н.М. Карамзин: «И крестьянки любить умеют»?

А) О Лизе            Б) О будущей жене Эраста           В) О близкой подруге Лизы       Г) О матери Лизы

14. С какими цветами пришла Лиза в Москву, для того чтобы продать их?

А) С ландышами                 Б) С розами            В) С ромашками              Г) С гвоздиками

15. Чем закончилась торговля Лизы цветами на второй день?

А) Продала весь товар                                                              Б) Бросила цветы в Москву-реку

В) Подарила цветы привлекательному мужчине                  Г) Подарила цветы своей матери

16. Где встретилась Лиза с молодым незнакомцем во второй раз?

А) Под окном своего дома    Б) На улице Москвы    В) На берегу Москвы-реки     Г) В лесу

17. Что попросил Эраст у матери Лизы увидев её в первый раз?

А) Руки её дочери     Б) Воды      В) Молока             Г) Что-нибудь поесть

18. Какие интересы в жизни были у Эраста?

А) Игра в шахматы               Б) Светские забавы           В) Литературные вечера     Г) Ведение хозяйства

19. Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был кем-нибудь другим, и они могли быть вместе. Кем был Эраст в ей грёзах?

А) Принцем               Б) Солдатом              В) Кузнецом              Г) Пастушком

20. Где Эраст признался Лизе в любви?

А) На берегу реки        Б) На полянке в лесу              В) За домом Лизы              Г) В поле

21. Что обещал Эраст Лизе?

А) Увезти её в далёкие края      Б) Всегда любить её В) Забрать её и её матушку к себе домой

Г) Представить Лизу своим друзьям и родным

22. Кем был жених Лизы, за которого хотела выдать её мать-старушка?

А) Сапожником из Москвы                                                       Б) Приезжим графом из Петербурга

В) Сыном богатого крестьянина из соседней деревни           Г) Добрым пастухом из их деревни

23. Чего испугалась Лиза во время грозы?

А) Чтобы гром не убил её как преступницу

Б) Чтобы молния не попала в дерево, под которым они с Эрастом сидели

В) Чтобы гром не разбудил матушку, и она не увидела, что Лизы нет дома

Г) Что из-за дождя придётся окончить свидание с Эрастом

24. Что дал напоследок Лизе Эраст, рассказав ей о своей предстоящей женитьбе?

А) Письмо с объяснениями           Б) 100 рублей                   В) Кольцо

Г) Обещание вскоре вернуться к Лизе

25. Что сделала Лиза, узнав о предательстве возлюбленного?

А) Решила отомстить Эрасту

Б) Рассказала всё об их отношениях его будущей жене

В) Покончила жизнь самоубийством

Г) Вышла замуж за жениха, которого нашла Лизе мама

26.«Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;                 б) повествователя;                      в) матери.

27. Какая основная проблема поднята Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза»?

А) Социальное неравенство людей

Б) Проблема отцов и детей

В) Проблема воспитания и образования

Г) Проблема одиночества человеческой натуры

Ключ:

1-г

2-б

3-а

4-а

5-а

6-б

7-б

8-а

9-г

10-в

11-а

12-б

13-г

14-а

15-б

16-а

17-в

18-б

19-г

20-а

21-б

22-в

23-а

24-б

25-в

26-б

27-а

0-13-«2»

14-17- «3»

18-25- «4»

26-27- «5»

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Уроки литературы 9 класс

Цель: знакомство с жизнью и творчеством Юрия Коваля на основе чтения статьи учебника и анализа её содержания по вопросам; подготовка к пересказу по плану.

time31.10.2021

Работа с концептом «луна» на уроке обобщения после изучения романа «Евгений Онегин» в 9 классе.

time05.05.2021

В статье затрагивается тема лермонтовской концепции человека – как существа не только разумного, но и деятельного. Автор статьи исследует образ главного героя как представителя не только определенной эпохи и социальной среды, но рассматривает личность Печорина как неповторимо-индивидуальное проявление конкретно-исторического и общечеловеческого, видового и родового. Замечено, что Лермонтов руководствовался и философскими теориями и собственной интуицией.

time20.03.2021

Цель занятия: стимулировать интерес к изучению литературы и истории.

time26.01.2021

Цели и задачи: помочь учащимся реально представить себе лицо поколения людей, которые в 41 году шагнули прямо в ад войны.

time27.10.2020

Материал к проведению урока литературы.

time22.09.2020

Цели урока: помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.

time03.09.2020

Цель: выявить, как отразилась на характере Онегина его деревенская жизнь, определить, что сблизило Онегина и Ленского.

time08.05.2020

Цель: проверка знаний учащихся творчества Н.Карамзина, умения выделять признаки сентиментализма в произведениях русской литературы, проверка знания текста повести «Бедная Лиза». Презентация состоит из 16 слайдов: титульный, 14 слайдов с заданиями, слайд с результатами. После прохождения теста изменения не сохранять!

time02.12.2019

В данной разработке дается презентация к уроку литературы 9 класс по произведению М. Шолохова «Судьба человека».

time01.10.2019

Конспект внеклассного мероприятия «Литературная конференция, посвященная творчеству Владимира Николаевича Крупина»; 9 класс. Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Н.Крупина.

time08.08.2019

Цель: формирование мотивации деятельности к познанию и повышению уровня теоретических знаний и музыкальной памяти; развитие потребности в обновлении и расширении объема знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии зарубежных и отечественных композиторов, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью. В архиве содержатся 3 файла: КИМ, вариант для учителя с ответами, в пояснительной записке — примерное оценивание.

time24.06.2019

Урок направлен на практическую работу с художественным словом с выходом на проблемы текста и поиск путей их решения. Используются технологии критического мышления и эмоционального интеллекта, а также стратегия чтения рассказа с остановками. Актуализируется тема Года театра в РФ в 2019 году. Урок может быть проведен с аудиторией подросткового возраста.

time20.03.2019

Люди, которые не любят читать книги, проживают только одну жизнь – свою собственную. Любители же книг получают уникальную возможность проживать жизни полюбившихся героев, вместе с ними испытывать то, что выпало им испытать по воле руки автора. Хочешь, я тебе почитаю?

time13.01.2019

Урок для учащихся 9 класса. Знакомство с любовной поэзией М.Ю. Лермонтова и избранницами, которым поэт адресовал свои любовные стихотворения.

time20.10.2018

43498969

Викторина «Славной России достойнейший сын!» посвящена русскому литератору, историку, издателю, основоположнику русского сентиментализма Николаю Михайловичу Карамзину. Она может быть использована на уроках истории и литературы учащимися 8 — 9 классов.

time11.06.2018

Викторина по произведениям российских детских поэтов «В День поэзии, куда же без стихов?!!» предназначена для учащихся младших классов и может быть использована как на уроках литературного чтения, так и во внеурочное время, например, к Всемирному дню поэзии.

time15.05.2018

72582712

Голос Ольги Федоровны Берггольц запомнился не только близко знавшим ее людям, но и всем ленинградцам. «Голос, полный неподдельной любви и сострадания к ленинградцам, голос, опаленный ненавистью к врагу, голос, взывающий к жизни, к борьбе» — так говорили о нем.

time27.08.2017

50952035

Интерактивный кроссворд «Имя моё — Марина» предназначен для обучающихся 9 -11 классов. 

time26.08.2017

58312463

Комплексная методическая разработка, рассчитанная на учащихся старшего звена, знакомит с биографией и творчеством выдающегося немецкого поэта, публициста Генриха Гейне.

time31.05.2017

06996997

Ресурс представляет собой интерактивный тест – презентацию MS PowerPoint на основе шаблона А.А.Баженова. 

Цель: проверка знаний учащихся творчества Н.Карамзина, умения выделять признаки сентиментализма в произведениях русской литературы, проверка знания текста повести «Бедная Лиза». 

time18.01.2017

40073940

Ресурс представляет собой тест, выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 с применением шаблона А.А.Баженова.

time01.01.2017

93949571

Ресурс представляет собой тест, выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint 2007 с применением шаблона А.А.Баженова. 
Цель: повторение изученного материала за курс 9 класса.

time01.01.2017

Цель:
Изучить жизнь и творчество М.Цветаевой и выявить: так ли традиционна символика цвета в лирике М.Цветаевой, как ее представляют в традиционном ее значении при Цветотерапии в медицине и психологии. 

time29.10.2016

40912768

Данная игра — возможность проверить домашнее задание: прочитать роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

time27.12.2015

Этот материал прошел апробацию на телевизионной игре «Знаем русский». Басня «Волк и кот» была переписана мною в жанре трагедия. Учащиеся ее обыграли и получилось весьма занятно, поскольку в новой версии соблюдены все законы жанра трагедия. Жюри игры «Знаем русский высоко оценило эту работу, думаю, что она пригодится для работы еще и моим коллегам. Повышать интерес к литературе в наши дни очень сложно, но необходимо. 

time28.10.2015

Урок подготовки к написанию сочинения по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» предназначен для учащихся 9 класса. Урок разработан с целью оптимизации учебного времени при изучении объёмного произведения. Залогом успешного достижения целей данного урока является групповая работа учащихся. 

time18.09.2015

Конфликт между Елизаветой Ушаковой, классным руководителем 2 «Б» класса, и администрацией школы теперь будет улаживать медиатор.

Эта история началась банально: один из учеников-второклассников во время обеда в столовой обнаружил в тарелке насекомое, сказал классному руководителю, та сняла прусака на телефон, сообщила родителям. А потом от их имени передала претензии директору школы. Видимо, родителей не устроила реакция руководства на претензию. И они решили пристыдить школу публично — разместили фото и видео в соцсетях.

Под постом посыпались гневные комментарии. Чтобы погасить накал обсуждений в соцсетях, официальный аккаунт администрации Тулы вмешался в беседу и пообещал: управление образования проведет проверку. Обещание выполнили и отчитались. В целом все нормально, санобработку в школе проводят регулярно, последняя была буквально на днях, а значит, повода для беспокойства нет:

«Питание организовано в соответствии с ежедневным меню, температура готовых блюд соответствует нормативным показателям. Выявлены нарушения санитарных требований к содержанию помещений пищеблока, хранению продуктов. С целью устранения замечаний и предупреждения их возникновения рекомендовано провести внеплановые мероприятия по исполнению санитарно-гигиенических требований».

Директор ЦО № 31 Оксана Лисицына вызвала педагога, 25-летнюю Елизавету Ушакову, обсудить ситуацию.

И вот незадача — во время беседы директор позвонила кому-то по телефону и пожаловалась, что «какая-то сука выложила эту фотку. Сфотографировано на школьной парте. Ну, соответственно, ждите, сегодня-завтра будет проверка». Незадача оказалась в том, что телефонный разговор оказался записанным на диктофон.

Запись попала родителям учеников, а сами слова касались одной из мам. Возмущенная негативной риторикой в свой адрес женщина сделала еще один пост в соцсетях.

И понеслось…

Тесты по рассказу бедная лиза

Работа с негативом

Мы живем в цифровом веке, когда у каждого буквально с пеленок есть гаджеты, интернет и возможность прославиться (или прославить кого-то на весь мир). Он, мир, стал прозрачным, и, увы, всем нам надо быть готовыми оказаться у этого мира на виду: фото или видео с вами может быть опубликовано в соцсетях, причем без вашего желания. А вы в этих соцсетях, возможно, не очень ориентируетесь. А если еще рядом нет людей, которые могут подсказать, как правильно поступить, есть риск наломать еще больше дров.

Так вышло и с директором школы. Она говорила по телефону в сердцах, на эмоциях, совершенно не предполагая, что ее разговор тайно пишут. Хотела как лучше — предупредить о предстоящей проверке, а получилось, как всегда…

Стоит отметить, что молодая учительница еще до ситуации с тараканами проявляла гражданскую активность и бдила за коллегами, например, фотографировала, как учителя соблюдают масочный режим. На нарушителей писала докладные директору. Разумеется, коллеги Елизавету не жаловали. А история с записью телефонного разговора директора произвела эффект разорвавшейся бомбы. Педколлектив встал на защиту директора.

Тесты по рассказу бедная лиза

Вот так таракан в тарелке обнаружил скрытый конфликт внутри коллектива.

По здравому смыслу должна была сработать служба школьной психологической поддержки. Но она существует только для учеников и зачастую ограничивается шаблонным тестированием, положенным по каким-то там нормам и стандартам. Психолога для педагогов, увы, у нас в системе образования нет. И это при профессиональном выгорании, моральной усталости и эмоциональной перегруженности учителей.

Все в этой части по старинке: люди-то взрослые, уж сами разберутся в своих переживаниях и конфликтах.

Не разобрались

Директор написала заявление в полицию по факту публикации в интернете аудиозаписи ее служебного телефонного разговора. Педагоги начали откровенно говорить Елизавете неприятные слова, просить старшеклассников неожиданно сфотографировать ее, потом и вовсе стали собирать подписи под обращением к руководителю управления образования Татьяне Золотовой с просьбой уволить Елизавету Ушакову.

Тесты по рассказу бедная лизаНа фото Елизавета Ушакова.

Молодая учительница была уверена: она все делала по совести ради всеобщего блага, тем более, что родители учеников ее класса требовали улучшить санитарную обстановку в школе. Но педколлектив от нее отвернулся.

А что же второклашки? Они стали свидетелями неприятных сцен: в школу приехал участковый, чтобы вручить повестку Елизавете для дачи объяснений по заявлению директора, у молодой женщины случилась истерика… А еще была скорая помощь, которую Елизавета вызвала себе сама.

Родительское собрание и медиация

Для родителей самое главное — здоровье, безопасность и спокойствие их детей. А начальная школа для большинства учеников — это самый добрый, трепетный этап в обучении, пропитанный любовью к классному руководителю. А если еще педагог действительно отдает всего себя детям, устраивает для них различные активности, то это открывает безграничный кредит доверия и со стороны родителей.

— Все родители нашего класса полностью на стороне Елизаветы Владиславовны! Она у нас честная, необыкновенная, дети ее очень любят. А ее администрация хочет уволить, — говорит Ольга Фесунова. — Как могут так вести себя взрослые люди, педагоги, на которых дети должны равняться? Почему они так агрессивно себя ведут с их любимой учительницей? Совсем недавно наш класс был признан лучшим классом в школе, дети с радостью шли на уроки, успеваемость была на очень хорошем уровне. Но один таракан и жернова системы готовы перемолоть молодого педагога и детские судьбы.

— Мы просим дать нашим детям спокойно учиться и кушать нормальные обеды! — добавляет Анастасия Галлямова.

На родительское собрание — искать выход из тупика — пригласили тренера-медиатора, медицинского и клинического психолога-эксперта, кандидата психологических наук Инну Дорошенко. Перед собранием она поговорила с педколлективом, с Елизаветой Ушаковой, а после на собрании — услышала и доводы родителей.

Итогом собрания стало всеобщее решение, что конфликт надо заканчивать.

Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова со своей стороны проведет проверки по обозначенным родителями проблемам. При поддержке медиатора все стороны начнут переговоры и придут в итоге к консенсусу.

Жаль, что решение подключить грамотного психолога к решению проблемы пришло уже в самом конце. Возможно, эта история станет уроком и для учителей, и для директоров школ, и для родителей, и для руководителей системы образования.

А как вы думаете, уважаемые учителя, нужна в наших школах система психологической поддержки для педагогов? Поделитесь своим мнением в комментариях.

  • Тесты по русским народным сказкам
  • Тесты по рассказу дубровский с ответами 6 класс
  • Тест что такое сказка
  • Тесты по денискиным рассказам
  • Тесты по литературе 3 класс сказка о царе салтане