Тестирование по рассказам А.П.Чехова
ВАРИАНТ 1(«Ионыч»)
1.Произведение А.П.Чехова «Ионыч»:
А)относится к ранним юмористическим
рассказам писателя;
Б)входит в серию повестей о «футлярной»
жизни;
В)является самостоятельным рассказом.
2. Главным героем произведения является:
А)Молодой врач; Б)преподаватель
греческого и латинского языков;
В)мелкий чиновник
3. В городе С. семья Туркиных считалась
самой образованной и талантливой. Иван Петрович Туркин «устраивал любительские
спектакли», «любил шутить и острить», жена его, Вера Иосифовна, «писала
повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям», а дочь, Екатерина
Ивановна:
А)писала стихи; Б)пела
романсы; В)играла на рояле.
«Одним словом, у каждого члена семьи был
какой-нибудь свой талант».
4. Молодому доктору Дмитрию Ионовичу
Старцеву как интеллигентному человеку советовали обязательно познакомиться с
Туркиными. Он приходит в гости, и ему:
А)очень понравилась семья; Б)вечер
показался скучным;
В)пришлось рано уйти к больным.
5.Роман Веры
Иосифовны, который она читала гостям, начинался фразой «Мороз крепчал…» и рассказывал
о том, «чего никогда не бывает в жизни», и Старцеву:
А)он показался сухим и мертвым; Б)было
приятно слушать роман;
В)не хотелось слушать, он думал о своем.
Когда Вера Иосифовна закрыла свою тетрадь,
то все минут пять молчали и слушали «Лучинушку», которую пел хор за окном, «и
эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
6.В доме Туркиных развлекал гостей даже
лакей Петруша, или, как его звали там, Пава, он:
А)изображал трагика; Б)пел частушки;
В)плясал русскую.
7. «Старцев все собирался к Туркиным,
но в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного
часа. Прошло более года таким образом в трудах и одиночестве, но вот из города
принесли письмо в голубом конверте…» Вера Иосифовна страдала мигренью,
Старцев стал ее лечить «и после этого стал бывать у Туркиных часто, очень
часто», потому что:
А)болезнь все не проходила; Б)заболел
и Иван Петрович;
В)Старцев влюбился в Екатерину Ивановну.
8. Екатерина Ивановна в записке назначает
Старцеву свидание в 11 часов вечера на кладбище. «Было ясно: Котик
дурачилась», и молодой врач:
А)не пошел на свидание; Б)вдруг пошел на
кладбище; В)написал ответную записку.
«…Ему хотелось закричать, что он хочет,
что он ждет любви во что бы то ни стало».
9. Старцев решил сделать Екатерине
Ивановне предложение и во время визита к Туркиным, ожидая ее, думал:
А)«Я должен объясниться!» Б)«А приданого
они дадут, должно быть, немало».
В)«Ох, не надо бы полнеть!»
«Пара ли она тебе? Она избалована,
капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач», — думал
Старцев.
10. В ответ на предложение Старцева
Екатерина Ивановна Туркина:
А)отказала ему; Б)согласилась выйти
замуж; В)просила дать время подумать.
«Я хочу быть артисткой, я хочу славы,
успехов, свободы…»
11. Старцеву «жаль было своего чувства,
этой своей любви, так жаль, что, кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы
хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона». Но через три дня Старцев успокоился
и «зажил по-прежнему», а Екатерина Ивановна Туркина:
А)вышла замуж за почтмейстера; Б)уехала
лечиться на воды;
В)уехала в Москву поступать в консерваторию.
«Потом, иногда вспоминая, как он бродил по
кладбищу или как ездил по всему городу и отыскивал фрак, он [Старцев] лениво
потягивался и говорил: «Сколько хлопот, однако!»
12. Через четыре года у Старцева в городе
была уже большая практика, он «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком». И
хотя доктор Старцев бывал во многих домах, но «ни с кем не сходился близко»:
обыватели раздражали его. Все, что говорилось в домах обывателей, «было
неинтересно, несправедливо, глупо». Старцев с волнением и раздражением слушал
эти тупые речи и:
А)молчал; Б)горячо спорил;
В)старался тут же уйти
13. «От таких развлечений, как театр и
концерты, он [Старцев] уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по
три, с наслаждением. Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся
незаметно, мало-помалу, — ».
А)Русское запойное пьянство;
Б)считать бумажки, которые пациенты совали
ему в карман;
В)чтение передовой, прогрессивной литературы.
14. Через четыре года Старцев опять
приезжает к Туркиным и видит, что:
А)все изменилось; Б)произошли некоторые
изменения;
В)все осталось по-прежнему.
«…Если самые талантливые люди во всем
городе так бездарны, то каков же должен быть город».
15. И теперь, во время игры Екатерины
Ивановны на рояле, и позднее, во время разговора в саду, Старцев думал:
А)«Жизнь проходит тускло, без впечатлений,
без мыслей ».
Б)«А хорошо, что я на ней не женился».
В)«Старимся, полнеем, опускаемся».
«Старцев вспомнил про бумажки, которые он
по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас».
16. Теперь уже Екатерина Ивановна, надеясь
на духовное возрождение, ищет встреч со Старцевым. Дмитрий Ионович:
А)больше никогда не бывал у Туркиных;
Б)начал ездить к Туркиным все чаще;
В)приезжал к Туркиным только один раз.
17. «Прошло еще несколько лет». Старцев
еще больше пополнел, у него огромная практика, есть имение и два дома в городе.
«У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела,
хочется поспеть и здесь и там». Теперь и в земстве, и в городе его звали:
А)Ионыч; Б)господин доктор;
В)Дмитрий Ионыч.
«Характер у него тоже изменился: стал
тяжелым, раздражительным», он кричал на больных и стучал об пол
палкой.
18. «Он [Старцев] одинок. Живется ему
скучно, ничто его не интересует». О семье Туркиных он помнил только, что:
А)вечера там были веселые; Б)дочка
играла на фортепьянах;
В)они живут в городе.
19. А что же Туркины? Иван Петрович
по-прежне-му все острит и рассказывает анекдоты, Вера Иосифовна читает гостям
свои романы, а Котик:
А)играет на рояле каждый день; Б)уехала
опять в Москву;
В)совсем забросила музыку.
20. О своей работе врача теперь Старцев
говорит, что это:
А)помощь страждущим; Б)тяжелый, но
благородный труд; В)нажива.
21. «…Пока играешь в карты или
закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит
только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например о политике или
науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую,
что остается только рукой махнуть и отойти ».
А)Со
Старцевым; Б)с Туркиным; В)с обывателем.
Тестирование по рассказам А.П.Чехова
КЛЮЧ К ТЕСТУ ВАРИАНТ 1
1 | В | 8 | Б | 15 | Б |
2 | А | 9 | Б | 16 | А |
3 | В | 10 | А | 17 | А |
4 | А | 11 | В | 18 | Б |
5 | Б | 12 | А | 19 | А |
6 | А | 13 | Б | 20 | В |
7 | В | 14 | В | 21 | В |
Урок внеклассного чтения по «Денискиным
рассказам» В.Ю. Драгунского
Цель урока:
Познакомить с творчеством В.Драгунского;
сформировать умение
работать в группах;
сформировать умение
слушать друг друга.
Тип урока:
урок-игра.
Планируемые результаты:
Личностные умения: умение работать в
группе, слушать друг друга
Метапредметные:
Познавательная
-читать и слушать друг друга, извлекая
нужную информацию.
Коммуникативные
— умение участвовать в общей беседе;
— умение осуществлять совместную
деятельность в рабочих группах с учетом конкретных задач
Регулятивные
— умение себя оценивать.
Ход урока. Игра по командам —
команда-колонка.
1. Ребята,
вы любите играть? Мы сегодня с вами поиграем и вместе с тем узнаем новое.
Задание 1.
-Обведите в кружок неповторяющиеся
буквы. Сложите эти буквы в слово. Что получилось? (Фамилия писателя, о
рассказах которого пойдет речь на уроке- Драгунский, Виктор Юзефович )
1 слайд презентации
2. Прежде
чем мы будем играть, давайте узнаем, что за человек был В.Ю.Драгунский.
3. Как
вы думаете, какие хорошие качества были у этого человека? (Доброта,
отзывчивость, смекалка, умение помогать другим). Послушайте меня и ответьте
потом на вопрос: Правы ли вы?
2слайд — Какие
непонятные слова вы увидели и услышали? ( Нью-Йорк-город в США;
эмигрант-человек, оставивший свою Родину и
переселившийся в другую страну)
3 слайд.-
Какие сложные для вас слова вы увидели здесь? ( Токарь-человек, выполняющий
работу по обработке металла на станке. Шорник-мастер по ремонту конной утвари
(уздечек, седел..)
4слайд.
Манеж-арена в виде круга, где выступают
артисты.
Клоун — цирковой артист, который всех
смешит.(Картинки на слайде)
Реприза — текст клоуна.
В 1960г. увидела свет книга «Денискины
рассказы», посвященная сыну Денису. Наша игра на знание «Денискиных рассказов».
РАЗМИНКА
Драгунский написал более 90 рассказов.
Свой первый рассказ писатель назвал «Он живой и светится». Давайте вспомним
названия других рассказов. Это будет конкурс-разминка. Я называю начало
названия, а вы- его конец.
«Заколдованная (буква)»
«Тайное..(становится явным)»
«Сверху… ( вниз наискосок)»
«Сражение… (у Чистой реки)»
« Ровно …(25кило)»
«Похититель…( собак)»
«Сражение у Чистой…(речки)»
«Расскажите мне про (Сингапур)»
—Вопрос на дополнительное очко: Что
такое Сингапур? (В дословном переводе с малайского языка — город льва. Государство
и город в Юго-восточной Азии)
Инсценировка рассказа «Заколдованная
буква»
Аленка, Мишка и Дениска подходят к столу,
где стоят еловые ветки. На ветках есть шишки.
Аленка: Смотрите. На ветках сыски висят.
Дениска (смеется): Сыски!
Мишка (держится за живот и громко хохочет):
Ой, умру от смеха! Сыски!
Дениска: Пять лет девчонке, а она говорит
«сыски»…Ха-ха-ха!
Мишка: Ах, мне плохо! Сыски…(начинает
икать). Ик! Сыски! Ик! Умру от смеха!
Дениска (схватившись за голову): Девчонке
пять лет! Замуж пора! А она – «сыски».
Аленка (обиженно): Я правильно сказала!
Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а получается
«Сыски»!
Мишка: Эка невидаль! У нее зуб вывалился!
У меня целых три шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки!
Вот как у меня легко выходит: «Хыхки» Я даже петь могу:
Ой,
хыхечка зеленая,
Боюся уколюся я.
Аленка (громко кричит): Неправильно! Ура!
Ты говоришь хыхки, надо сыски.
Аленка: Сыски, Мишка, сыски.
Дениска: Никакие не сыски. Никакие не
хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Персонажи убегают.
Ребята, вы узнали рассказ, по которому
была инсценировка.
А ТЕПЕРЬ СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС
«Ромашка»
В течение 5 минут соберите ромашку, в ней
д.б. лепестки только с названиями рассказов В.Ю. Драгунского.
«Верный друг»
«Куриный бульон»
«Похититель собак»
«Огурцы» (Н. Носов)
«Фантазеры» ( Н. Носов)
«Ровно 25 кило»
« Красный шарик в синем небе»
Дениска и его друзья очень любят прыгать,
бегать, заниматься зарядкой!
ФИЗМИНУТКА
БЮРО НАХОДОК
А к нам гости! Здравствуйте Иван Иванович!
Иван Иванович заведующий «Бюро находок».
Иван Иванович: Ребята, мне нужна ваша
помощь. В нашем бюро находок скопилось много вещей. Я хочу, чтобы вы помогли этим
вещам найти своих хозяев.
БЮРО НАХОДОК
Иван Иванович- заведующий бюро находок.
— Ребята! Мне нужна ваша помощь. В нашем
бюро находок скопилось много вещей. Я хочу, чтобы вы помогли этим вещам найти
своих хозяев.
— Ох! Некоторые дети чего только не
теряют..! Даже букву «Ш» умудрились потерять.
— Кто-то потерял подписную квитанцию на
журнал «Мурзилка». Кто бы это мог быть? (показать квитанцию) Ответ:
Дениска и Мишка из рассказа В.Ю. Драгунского «Ровно 25 кило»)
— А шляпы- то как часто теряют! Вы
случайно не знакомы с хозяином этой шляпы? (Какой-то дяденька из рассказа
«Тайное становится явным»)
— Сегодня к нам в окно залетел шарик,
красный, на ниточке. Догадайтесь, кому он принадлежит? (Дениске и Аленке из
рассказа «Красный шарик в синем небе»).
— Безобразие! Кто-то даже мыло потерял… Вы
не знаете? (Папа и Дениска в рассказе «Куриный бульон»).
— А с мальчишками ну просто беда! Теряют
даже игрушечные пистолеты. Ну где найти хозяина этого пистолета? ( Ученики 1
«В» класса из рассказа «Сражение у Чистой речки»)
Молодцы! Спасибо за помощь .
А сейчас самый сложный конкурс АССОРТИ
Знаете ли вы, что означает слово
«ассорти»? (Смесь чего-то, специально подобранный набор).
Вы должны прочитать текст, разбить его на
отрывки, из которых он составлен; после этого под каждым отрывком нужно
написать из какого рассказа он взят. На выполнение 10 минут. Начали!
БЛИЦ-ОПРОС
1. На
что Дениска выменял светлячка? (На самосвал. «Он живой, он светится»)
2. Какого
цвета были глаза у Денискиной мамы? (Зеленые, как крыжовник)
3. Как
назвать одним словом все, что любит есть Мишка? (Съедобное)
4. В
каком рассказе Дениске стало жалко игрушечного медведя? (Верный друг)
5. В
какую игру играли дети на песке в рассказе «Сверху вниз наискосок»? (Разгром
фашистов под Москвой)
6. Что
принесла мама из магазина в рассказе «Куриный бульон»? (Курицу)
Что нового вы узнали
сегодня на уроке?
Как вы оцениваете свою
работу?
Зеленые кружки – хорошо
Желтые средне
Красные — неважно, я в
следующий раз постараюсь больше.
АССОРТИ
Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.
О, наверное, задержалась в институте, или
магазине…Не знаю..(Он живой и светится)
Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей? (Куриный бульон)
Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:
-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?(Ровно 25-кило)
Ой! Умру от смеха! Сыски!..(«Заколдованная
буква»)
Вареную колбасу люблю прямо безумно…(Что
любит Мишка)
АССОРТИ
Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.
Он , наверное, задержалась в институте,
или магазине…Не знаю
Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей?
Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:
-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?
Ой! Умру от смеха! Сыски!
Вареную колбасу люблю прямо безумно…
АССОРТИ
Однажды вечером я сидел во дворе, возле
песка и жал маму.
Он , наверное, задержалась в институте,
или магазине…Не знаю…
Поесть побыстрей!… Что же можно сварить
побыстрей?
Мы быстро купили бутылку воды, продавщица
откупорила ее, а Мишка спросил:
-Тетя, а в бутылке всегда ровно пол-литра,
недолива не бывает?
Ой! Умру от смеха! Сыски!..
Вареную колбасу люблю прямо безумно..
#1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
C. Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
A. В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
B. А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
#2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Все желающие могут пройти в зал.
C. Все желающие могут пройти в зал.
B. Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
B. Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
A. В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей.
A. В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей.
#3. В каком предложении нет грамматической ошибки
C. Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.
C. Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь.
A. С Ростова я вернулась поздним вечером.
A. С Ростова я вернулась поздним вечером.
B. Летом я поеду до дедушки в деревню.
B. Летом я поеду до дедушки в деревню.
#4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
B. Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
C. Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.
C. Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.
A. В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои.
A. В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои.
#5. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
C. Сказки любят как дети, но и взрослые.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
B. В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
A. В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
#6. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
C. Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику.
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
B. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
A. Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
#7. В каком предложении нет грамматической ошибки
A. Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию.
A. Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию.
B. Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
B. Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
C. Двое девушек собирали цветы на лугу.
C. Двое девушек собирали цветы на лугу.
#8. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
A. По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
C. «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
B. Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
#9. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущеныошибка в построении сложного предложения
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
A. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Человеку показалось то, что это сон.
б) Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
B. Человеку показалось то, что это сон.
#10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
A. Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
C. Бойцы верили и надеялись в победу.
B. Части общей темы называются микротемами.
B. Части общей темы называются микротемами.
#11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
C. Я люблю и наслаждаюсь морем.
A. Синонимы – это богатство языка.
A. Синонимы – это богатство языка.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
B. Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
#12. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
B. Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
A. Все, кто могли, выбежали к реке.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
C. Прошу вас оплатить проезд в оба конца.
#13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
B. Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
A. Критики приняли спектакль благосклонно.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
C. Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.
#14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
B. Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь.
B. Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь.
A. Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
A. Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
C. Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.
C. Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.
#15. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение связи между подлежащим и сказуемым
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
A. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
B. Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
#16. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
C. Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
A. Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
B. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
#17. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущенынарушение в построении предложения с несогласованным приложением
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
A. Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
B. О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
#18. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
B. «Гранатовый браслет» А. Куприна – шедевр не только русской, но и мировой литературы.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
C. К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
A. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
#19. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
C. По истории нам задано пересказ параграфа.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
A. На выставке представлена не только живопись, но и скульптура.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
B. Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
#20. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
C. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
B. Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
A. Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат.
В декабре в России вышли романы лауреата Пулицеровской премии Энтони Дорра и обладателя Нобелевки Орхана Памука. В продаже появился и финальный том проекта Бориса Акунина «История Российского государства», а также путеводитель по нетуристической Индии от Бориса Гребенщикова. В книге американского геохимика «Тёмная сторона изобилия» рассказ пойдёт о негативном влиянии человека на окружающую среду. Об этих и других релизах месяца — в материале RT.
Хоуп Джарен, «Тёмная сторона изобилия» («Альпина Паблишер»)
В 2016 году американский геохимик и геобиолог Хоуп Джарен выпустила книгу «Девушка из лаборатории. История о деревьях, науке и любви». Произведение стало мировым бестселлером. В некотором смысле оно представляет собой биографию, в которой история Джарен дополняется рассказами о жизни деревьев, семян, цветов и почвы.
В «Тёмной стороне изобилия» Джарен исследует проблемы экологии. Автор проанализировала климатические изменения, чтобы показать читателю, как человек и его деятельность повлияли на Землю. За последние полвека население планеты увеличилось в два раза, производство продуктов питания — в три, а потребление энергии — в четыре. Однако Джарен не пугает читателя апокалиптическими прогнозами, а даёт рекомендации и советы на тему разумного потребления.
Хоуп Джарен удостоена ряда престижных наград, в частности медали Джеймса Б. Макелвейна Американского геофизического союза. В 2016-м она попала в рейтинг 100 самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Ещё не так давно, в 2007 году, средний американец выпивал одну банку Coca-Cola или Pepsi каждые три-четыре часа; с тех пор уровень их потребления снизился, но и сейчас в Штатах на одного человека, будь то женщина, мужчина или ребёнок, приходится до литра этого напитка в неделю.
Факты неумолимы: в период между 1962 и 2000 годами потребление сахара выросло настолько не потому, что мы его едим. Мы его пьём — с газировками, изотоническими напитками, фруктовыми пуншами и лимонадами. В 1977 году американцы выпивали по одной банке каждые два дня, а в 2000-м — каждые 17 часов. В наши дни подслащённые напитки — самый дешёвый источник (бесполезных!) калорий, который легко доступен и обеспечивает 10% от общего числа потребляемых питательных веществ. Но ведь все эти напитки пришли на рынок ещё 100 лет назад. Почему же именно в последние 50 лет на них такой спрос? Ответ вас удивит: корни проблемы кроются в плохой погоде, затянувшейся на несколько лет».
- © Альпина Паблишер
Куив Макдоннелл, «Человек с одним из многих лиц» (МИФ)
«Человек с одним из многих лиц» — дебютный роман ирландского писателя Куива Макдоннелла. За рубежом книга была издана в 2016-м, а годом позже детектив номинировали на премию CAP Awards как лучший роман.
В центре сюжета — Пол Малкроун. Он обладает крайне заурядной и незапоминающейся внешностью, но занимается необычной работой: герой приходит к теряющим память людям и выдаёт себя за их родственников. Те легко верят в обман. Один из стариков узнаёт в Поле сына своего друга, с которым находится в непростых отношениях. Мужчина пытается убить главного героя, но лишь ранит его ножом. Вскоре случаются и другие покушения. Тогда Малкроун решает пуститься в бега. Компанию ему составляет медсестра, отличающаяся грубым характером и увлечённостью детективами. Вместе с ней, а также с полицейским-отщепенцем Пол попытается раскрыть потрясшее Ирландию преступление.
Автор книги профессионально занимается стендапом. Также Макдоннелл пишет сценарии для телешоу, за что был удостоен номинации на премию BAFTA.
«Бриджит ощутила в кармане завибрировавший телефон. Она игнорировала его уже полчаса, но теперь, по крайней мере, появился повод заполнить тягостный пробел. Высветившийся номер был тем же самым, который она видела на мобильнике в течение последнего часа, — принадлежавшим детективу-инспектору Стюарту.
— Алло?
— Мисс Конрой, где вы?
— Я?.. Хожу по магазинам.
— Вы получили мои сообщения?
— Простите, я была…
— Немедленно вернитесь ко мне в контору.
— Ладно, хорошо, я заскочу чуть позже.
— Прямо сейчас, мисс Конрой!
— А в чём дело?
— Кое-что… произошло.
— В смысле произошло?
В телефоне повисла пауза. Бриджит посмотрела на Пола.
— Ну хорошо, если это заставит вас отнестись к делу серьёзнее. Несколько часов назад убили дочь Макнейра, а ещё мы обнаружили бомбу под машиной вашего друга мистера Малкроуна. Я пока не знаю, что происходит, но ваша безопасность — наш главный приоритет. Пожалуйста, не тяните.
— Уже еду.
Бриджит отключила связь и уставилась на телефон, пытаясь осмыслить услышанное. Пол смотрел на неё с тревогой.
— Что случилось? — спросил он.
— Ну… Хорошая новость в том, что ты не параноик».
- © МИФ
Энтони Дорр, «Птичий город за облаками» («Азбука-Аттикус»)
Энтони Дорр — американский писатель из Огайо, обладатель различных премий. За его плечами сборники рассказов, эссе, мемуары и романы. Работы автора переведены более чем на 40 языков. В 2015 году произведение «Весь невидимый нам свет» было удостоено Пулицеровской премии. Также оно стало первым среди бестселлеров The New York Times и держалось в рейтинге свыше 200 недель.
«Птичий город за облаками» впервые опубликовали в сентябре 2021-го. Роман вошёл в шорт-лист Национальной книжной премии США. В произведении переплетаются жизни героев, пребывающих в разных городах и временах. По мнению автора, все персонажи — неудачники и мечтатели, сохраняющие надежду даже в самых непростых ситуациях.
Монахини Святой Феофании зовут Анну Мартышкой, потому что она вечно залезает на деревья в их плодовом саду, мальчишки Четвёртого холма зовут её Мошкой, потому что она вечно вокруг них вьётся, а главная вышивальщица, вдова Феодора, зовет её Рукосуйкой, потому что она единственная из девочек может освоить стежок, а через час напрочь забыть, как его класть.
Анна и её старшая сестра Мария спят через две двери от кухни в каморке, где едва помещается тюфяк из конского волоса. На двоих у них есть четыре медяка, три пуговицы из слоновой кости, латаное шерстяное одеяло и маленькая икона святой Коралии, которая, возможно, принадлежала их матери. Анна никогда не пробовала сливок, не ела апельсинов, не выходила за городскую стену. До того как ей исполнится четырнадцать, всех, кого она знает, либо убьют, либо обратят в рабство».
- © Азбука-Аттикус
Борис Гребенщиков, «Священные места Индии» (АСТ)
Поэт и музыкант Борис Гребенщиков с историей и культурой Индии знаком не понаслышке. Как говорит сам артист, страну он посещает ежегодно. Под его авторским переводом уже издавалась «Бхагавад‑гита» (фрагмент поэмы древнеиндийского эпоса «Махабхарата»). Идея написать книгу «Священные места Индии» зрела у Гребенщикова на протяжении 30 лет — с момента, когда музыкант впервые оказался в стране.
Произведение Гребенщикова стало своего рода путеводителем: из книги читатель узнает, какие места необходимо посетить, чтобы познакомиться с «настоящей Индией». Например, музыкант рассказывает о Саптапури — семи священных точках паломничества. Он признаётся, что лично был не во всех описываемых местах, однако посетил шесть из семи священных городов. Также в своей работе Борис Гребенщиков повествует о культуре Индии, о её философии и истории.
Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
У Варанаси странная география: он стоит на трёх холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги — на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: «Кашьям маранам мукти», что в переводе: «Смерть в Варанаси — это освобождение». А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного. И, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики, в Варанаси течёт в противоположную сторону — на север, в сторону Кайласа».
- © АСТ
Дэвид Иглмен, «Живой мозг» (МИФ)
Нейробиолог и аспирант Стэнфордского университета Дэвид Иглмен начал интересоваться устройством нервной системы ещё в детстве. Под его авторством издавались книги, успевшие стать бестселлерами. В их числе — «Мозг. Ваша личная история» и «Инкогнито».
Из произведения «Живой мозг» читатель узнает о «величайшей технологии», скрывающейся в человеческой голове. Книга подойдёт и нейробиологам, и тем, кто просто пытается понять, как функционирует мозг. Труд Иглмена, в частности, повествует о связи вращения планеты Земля с человеческим мозгом, возможностях контроля роботов с помощью силы мысли и о том, почему главный враг памяти — воспоминания.
Мозг беспрерывно подстраивается под вызовы и цели текущего момента. Он формирует свои ресурсы, добиваясь их соответствия требованиям обязательств, в которых в данный момент находится. Если окажется, что мозг не располагает нужным инструментарием, будьте спокойны: он его сотворит.
Чем эта стратегия так хороша для мозга? Разве кто-то усомнится, что созданные человеком технологии чрезвычайно успешны? А между тем при их разработке мы руководствуемся совсем другой стратегией: проектируем машины с жёстко заданной конструкцией — «железом», выражаясь на языке айтишников, — и программное обеспечение, диктующее им выполнять в точности те операции, которых мы от них требуем. Какие преимущества можно получить, если размыть различия между жёсткой и гибкой составляющими, что позволило бы машинам, выполняя свои программы, постоянно реконструироваться?
Скорость — вот что станет первым преимуществом».
- © МИФ
Линдси Гибсон, «Выбираю себя» (Издательство Елены Терещенковой)
Американский психолог Линдси Гибсон может быть знакома русскоязычному читателю по книге «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» и её своеобразному продолжению — руководству «Свобода быть собой». Третье произведение Гибсон, выпущенное Издательством Елены Терещенковой, подхватывает тему эмоциональной незрелости, но фокусируется на одном из её последствий — сложности в самореализации.
Эта книга написана для тех, кто под гнётом жизненных обстоятельств был вынужден оставить свои мечты — или и вовсе не помнит, о чём мечтал, но чувствует, что его текущие занятия не приносят удовлетворения. На примерах из жизни пациентов и своей собственной Гибсон помогает читателю вспомнить, что радует его «истинное я», рассказывает, как отстоять свои интересы и потребности в общении с близкими и воплотить мечты в реальность.
«То, как мы воспринимаем имеющееся у нас количество времени, зависит от того, на каком этапе жизненного пути мы находимся. Когда нам только исполнилось двадцать, времени у нас предостаточно — а людям за сорок часто кажется, что начинать что-то новое уже поздно. Гейл Шихи пишет в книге «Новые события» о подобном восприятии своего будущего: люди, достигшие среднего возраста, часто ошибочно считают, что им остаётся меньше времени, чем на самом деле.
Предположим, вам сорок и вы подумываете о смене карьеры. Если вы похожи на большинство людей, то решите, что вы уже сорок лет идёте по привычному пути. Сорок лет — это очень долго. Как же можно взять и всё поменять?
Но всё совсем не так. Скорее всего, вы работаете в своей сфере меньше двадцати лет. Вы начали всерьёз зарабатывать на жизнь, когда вам было около двадцати? Это означает, что сейчас вы где-то посередине своей профессиональной жизни. Если вам сорок, вероятно, вам предстоит работать дольше, чем вы уже отработали. Вы были в профессии на протяжении двадцати лет, но до пенсии вам осталось не меньше двадцати пяти.
- © Издательство Елены Терещенковой
Орхан Памук, «Чумные ночи» («Азбука-Аттикус»)
О создании романа «Чумные ночи» турецкий литератор Орхан Памук размышлял на протяжении 40 лет, а почти пять ушло на написание книги. По словам автора, его знакомые не понимали, почему для своего романа он выбрал тему чумы (она, казалось, уже устарела). Но на фоне развернувшейся пандемии коронавируса произведение турецкого писателя оказалось весьма актуальным.
В 2006 году Орхан Памук получил Нобелевскую премию. Его работы переведены на 61 язык, в числе наиболее популярных книг — «Стамбул. Город воспоминаний», «Имя мне — Красный» и «Музей невинности». В 2015-м издание The World Post и Институт Готлиба Дуттвайлера включили турецкого автора в список четырёх «самых влиятельных голосов 2015 года».
Действие нового романа Памука разворачивается на маленьком острове, расположенном в Средиземном море. Спокойную жизнь греков и турков нарушает чума, на борьбу с которой прибыл врач-эпидемиолог.
«— Людей в Арказе раз в восемь меньше, чем в Измире, а умерших уже сейчас больше.
— И причину этого предстоит выяснить вам, — изрёк губернатор с таинственным видом.
— Мне повсюду попадались на глаза дохлые крысы. В Измире мы объявили войну этим грызунам.
— Наши крысы — совсем не то, что измирские! — заявил губернатор с едва заметной ноткой гордости. — Горные крысы, которые у нас здесь водятся, твари куда как более дикие. Две недели назад голод погнал их в города и деревни. Там, где им не удавалось найти съестного, они пожирали тюфяки, мыло, солому, шерсть, лён, ковры — всё, что попадётся, даже дерево. Весь остров напугали. Но потом Аллах их покарал, и они передохли. Но эту, как вы говорите, эпидемию крысы не приносили.
— Кто же тогда?
— Официально никакой эпидемии на сегодняшний день нет! — отрезал губернатор».
- © Азбука-Аттикус
Борис Акунин, «После тяжёлой продолжительной болезни. Время Николая II» (АСТ)
Эта книга стала девятым и финальным томом «Истории Российского государства» Бориса Акунина. Первое произведение цикла было опубликовано в 2013 году, с того времени тираж исторической серии достиг 1,5 млн экземпляров. Начиная свой проект, писатель знал, что финальный том «Истории» будет посвящён периоду правления Николая II.
Книга состоит из двух частей. В первой Акунин разбирает процессы, повлиявшие на глобальные изменения в мировой политике. К примеру, рассказывает о Первой мировой войне. Во второй части Акунин повествует о событиях начала прошлого века, которые привели, по мнению писателя, к слому государства. Сам Акунин отмечает, что все предыдущие тома из серии были «подготовкой к этому, главному тому».
Революционные пропагандисты, а позднее авторы советского периода называли Николая II Кровавым и изображали царскую Россию страной свирепого, ничем не ограниченного полицейского насилия, где правят казачья нагайка, тюрьма и каторга. Режим часто сравнивали с опричниной.
На самом же деле самодержавие вовсе не было агрессивной и жестокой диктатурой, ведшей войну с собственным населением, как это делал Иван Грозный. Правительство всего лишь защищало исторически сложившийся формат государства — уже как умело.
Система была совершенно не приспособлена для управления, выражаясь по-современному, методами «мягкой силы», то есть не принуждением, а стимулированием. Не то чтобы царизм вовсе не пробовал действовать «по-хорошему», но всякий раз выходило неуклюже: результат получался либо обратным, как после зубатовского эксперимента или Октябрьского манифеста, либо в лучшем случае временным, как после Столыпинской реформы.
Поэтому обычно власть полагалась на более привычные, полицейские средства «общественного умиротворения», которыми владела гораздо лучше. Проблема заключалась в том, что подобного рода терапия всегда борется с симптомами болезней, но не с их причинами».
- © АСТ
Уилл Айснер, «Комикс и последовательное искусство» (МИФ)
Уилла Айснера принято считать одним из отцов современных комиксов. Творческий путь иллюстратора начался в 1930-е годы в США — в период зарождения индустрии рисованных историй. Айснер — автор серий «Чёрный Ястреб» и «Шина — королева джунглей», получивших экранизации. Художник также работал над комиксом «Дух», который издавали в течение 12 лет в виде приложения к воскресному номеру газет.
В 2005 году Айснер скончался. Его последней работой стала публикация трилогии «Контакт с Богом», в основу которой вошли автобиографические романы.
«Комикс и последовательное искусство» впервые опубликовали в 1985 году, но представленная в произведении информация всё ещё актуальна. Книгу можно использовать как пособие по теории и практике современного комикса. В качестве примеров в произведении используются иллюстрации из различных популярных комиксов. Они совмещены с личными мыслями автора об особенностях графического рассказа.
«Писательский труд» в комиксе можно определить как продуцирование идеи, структурирование изобразительных элементов и последовательного нарратива и создание диалога. Это одновременно и часть комикса, и его целое. И конечно, здесь необходимы специфические навыки: из-за уникальности технологий создания комикса его требования не всегда совпадают с требованиями других литературных форм. В этом смысле комикс немного схож с драматургией, но в случае комиксов писатель часто выступает ещё и как создатель образов (т. е. художник).
В последовательном искусстве оба вида деятельности переплетены теснейшим образом и вместе образуют цельное полотно.
В литературе, состоящей лишь из текста, автор направляет воображение читателя. Комикс заменяет ему воображение. Образ, будучи однажды нарисован, становится чётким заявлением, почти или вовсе не оставляющим места для интерпретации. В комиксе текст встраивается в изображение и несёт уже не столько описательную функцию, сколько функцию передачи звуков, диалогов и связующих элементов».
- © МИФ
Андрей Филимонов, «Пляс нигде» (Редакция Елены Шубиной, АСТ)
Герой романа-странствия «Пляс нигде» начинает путешествие в горах Алтая, затем перемещается автостопом через всю страну. После отправляется в Ригу, Париж, Германию, США и в результате возвращается в Сибирь. Различные локации в путешествии лирического героя дают начало новым рассказам. В столице Латвии он знакомится со специалисткой по Шамбале, в Париже пишет «энциклопедию ветра», а на канадской границе работает над документальным фильмом в доме Эрнеста Хемингуэя.
Андрей Филимонов — автор романа «Рецепты сотворения мира», который попал в число финалистов премии «Большая книга», а также книги «Головастик и святые», вошедшей в шорт-лист премий «Национальный бестселлер» и «НОС». Материал для «Пляса нигде» автор собрал до начала пандемии коронавируса, а написанием книги занимался уже во время.
«Петер выключил мотор — и мы поняли, что такое настоящая тишина. Цесарки скрылись за деревьями, кроме нас троих, в мире не осталось других живых существ, и только шелест полевых трав на ветру подчёркивал отсутствие звуков.
— Офигеть, какая тишайшая тишина! — радостно заорал я на весь лес, и мы поволокли в дом свои вещи.
По ходу Толик рассказывал, что дом этот не простой, а старинный, чуть ли не XIX века, и когда-то здесь было настоящее имение с лужайкой для гольфа, ныне превратившейся в дикое поле, и собственным каменным мостом через реку, который обрушился много лет назад, когда дворянское гнездо купил сценарист из Голливуда (тоже не простой, а увенчанный лаврами «Оскара»). Говорят, что здесь гостил Хемингуэй и что-то сочинял по утрам после вечеринок, сидя на этой террасе с пишущей машинкой. Ну, точнее, не совсем на этой, потому что ещё до войны киношники умудрились спалить дом во время эпической пьянки до основания, а затем сценарист продал землю с пепелищем, однако новые хозяева восстановили всё как было, и можно почувствовать себя стариной Хэмом, расположившись с ноутбуком на террасе, глядя на руины моста, 46 сияющих вершин Адирондака и дом мистера Фарба за рекой, в тени деревьев, триста метров по прямой отсюда».
- © АСТ