Тест по сказке спящая царевна 4 класс жуковский с ответами

Урок 20 в. а. жуковский. спящая царевна основное содержание урока краткий рассказ о поэте детство и начало творчества, жуковский-сказочник. особенности


УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Основное содержание урока


Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.

Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)

Рассказ учителя о В. А. Жуковском

с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».

II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):

Составление плана статьи.

Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки

Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:

Почему сказка называется «Спящая царевна»?

Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?

Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?

IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.

Составление плана сказки и беседа по содержанию

:

1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).

Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?

2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?

3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».

Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?

Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?

Кто был объят сном в царстве Матвея?

Почему то был сон, а не смерть?

Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?

Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?

4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».

Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?

Как встречала его природа, окружающая царский дворец?

Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?

Что поразило его во дворце?

Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?

5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.

Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».

Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?

Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.

Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?

V. Рецензирование выразительного чтения сказки.

VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»


(см. страницу текст статьи ниже):

Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?

Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?

Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».

VIII. Сказка в актёрском исполнении

Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.

Рецензирование актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Домашнее задание

Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.

Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».

Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.

Индивидуальные задания.

Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).

Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852

Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».

Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…

В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.

Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»

Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.

Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.

Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».

Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.


ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

На чтение 7 мин Обновлено

«Спящая царевна» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке Жуковского и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит произведение. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Жуковский «Спящая царевна» читательский дневник

Автор — Жуковский Василий

Год написания — 1831

Сколько страниц — 27

Жанр: волшебная сказка

«Спящая царевна» главная мысль

Всегда нужно оказывать должное уважение каждому человеку, независимо от его возраста, и статуса.

Главные герои «Спящая царевна»

  • Царевна — прекрасная девушка, любопытная и неосторожная. Царевна родилась в богатстве и роскоши, ей исполнилось 15 лет, но выросла она доброй и красивой. Когда царевна попала в комнату с старухе, то не стала показывать свое царское положение, а молча взяла из рук простолюдинки веретено.
  • царь Матвей и Царица-мать — любящие родители царевны. Царь был немного легкомысленным, привык жить не думая о будущем. Но в то же время он добрый и веселый, когда родилась царевна, закатили знатный пир. О доброте Матвея говорят строчки об указе, который он издал, чтобы защитить царевну.
  • молодой царевич — смелый юноша, любопытный и решительный. Царевич не побоялся войти в темный бор, он был молод и смел, с малых лет был приучен к охоте. Его душа не знала настоящей любви, поэтому видев прекрасную царевну, царевич не выдержал и поцеловал ее.
  • злая чародейка — старуха. Недовольная, что ее не пригласили на пир.

План сказки «Спящая царевна»

  1. Царь Макар и царица
  2. Предсказание рака
  3. Рождение дочери
  4. Царь приглашает одиннадцать чародеек на пир
  5. Предсказание злой двенадцатой чародейки
  6. Исправленное пророчество
  7. Запрет использовать веретено
  8. Старуха с веретеном
  9. Царевна уколола палец и все уснули
  10. Страшный бор вокруг дворца
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Царевич видит царевну, и целует ее
  13. Принцесса просыпается
  14. Свадьба.

«Спящая царевна» краткое содержание для читательского дневника

У царя Матвея с его царицей родилась долгожданная дочь, поэтому поводу Царь и царица устраивает пир. Царь приглашает на праздник одиннадцать молодых волшебниц и не зовет двенадцатую старую.

Двенадцатая все равно является и предсказывает, что в шестнадцать лет царевна уколет веретеном палец и умрет. Но одна из добрых волшебниц заменяет данное проклятие на 300 лет сна и говорит что, через 300 лет она будет жить долго и счастливо. На этом пир кончается. Царь издал указ, запрещающий сеять лён и прясть. Но все предсказание все же сбылось, весь дворец заснул вместе с прекрасной девушкой, а вокруг вырос густой и страшный бор, хранящий их сон.

Однажды проезжавший мимо царевич видит страшный лес и решается в него зайти. Он заезжает в старый дворец, находит спящую царевну и пробуждает ее своим поцелуем. Все просыпаются и играют свадьбу.

Чему учит сказка «Спящая царевна»?

Сказка учит почтительности и уважению к каждому человеку, независимо от их достатка и возраста. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам. Также сказка учит не терять надежду, и всегда верить в лучшее.

Отзыв на сказку «Спящая царевна»

Мне очень понравилась эта сказка. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами

Сказка написана стихами, с чувством юмора и читать ее легко и интересно.

Пословицы к сказке «Спящая царевна»

  • Слово не воробей, вылетит — не поймаешь
  • Всему свое время.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Чего не воротишь, про то лучше забыть.

Почему сказка «Спящая царевна» относиться к волшебным?

  1. Волшебные, сказочные существа — рак-предсказатель.
  2. Волшебные персонажи — чародейки, колдуньи, используют магию.
  3. Волшебный предмет — веретено, которое погружает в сон.
  4. Действие разворачивается в сказочном, нереальном мире.
  5. Наличие зачина и концовки.
  6. Победа добра над злом.

«Спящая царевна» краткое содержание

Царь Матвей долго жил в любви и согласии со своей женой-царицей. Грустили они из-за того, что не было у них детей. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение дочери.

Предсказание  вскоре сбылось. Царица родила дочь, а счастливый царь устроил грандиозный пир, и приглашает и одиннадцать молодых чародеек. В королевстве жило двенадцать чародеек, но последняя, была злой и старой. Да еще кто-то стащил из царской кладовой одно из двенадцати золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей старую волшебницу.

Во время пира все праздновали и веселились, дарили подарки новорожденной:

Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

Десять чародеек высказали свои пожелания, когда появилась незваная двенадцатая волшебница и напророчила, что в 16 лет царевна уколет руку веретеном и умрёт. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что царевна не умрет, а уснет на триста лет.

Чтобы спасти свою дочь, царь Матвей издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. А после это повеселел и успокоился и жил дальше.

Молодая царевна выросла и хорошела. Ей было уже 15 лет. Как-то она ходила осматривала дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старуху, которая пряла. Царевну заинтересовал этот процесс, она взяла у старухи веретено и уколола палец. Старуха исчезла, а царевна уснула.

Вместе с ней уснуло все в замке  — ее родители заснули прямо на крыльце, уснули придворные и слуги, кони и мухи, даже огонь в печи. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника

Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И вскоре все забыли и о замке и о царевне.

Прошло 300 лет. Однажды весной, царский сын отстал от свиты во время охоты и оказался возле бора. Там царевич встретил старика, который рассказал ему легенду о царевне, которая спит во дворце, и ждёт своего спасителя.

Царевич загорелся желанием увидеть царевну, и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни, который  вдруг расступился перед ним. Царевич нашел старинный замок, в котором все спали.

По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где спала царевна, и был восхищен её красотой.

…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.

Царевич целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Царица и царь Матвей обняли царевича и вскоре сыграли пышную свадьбу.

Вопросы к сказке «Спящая царевна» (с ответами)

  1. Имя отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Сколько фей пригласил царь Матвей на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  4. Почему не позвали двенадцатую волшебницу? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  5. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  6. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  7. Сколько должен была спать царевна? 300 лет.
  8. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  9. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  10. Какой закон издал царь, чтобы спасти дочь от проклятия? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  11. Где царевна нашла веретено? В покоях во дворце.
  12. Кто спас спящую царевну? Царский сын.
  13. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  14. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна».

Укажите имя царя в «Спящей царевне«:

а) Берендей б) Салтан в) Андрей г) Матвей

Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь?

а) рак б) паук в) щука г) оса

Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку?

а) так захотела царица

б) так как он испугался её

в) потому что она была хромоногая, старая и злая

г) так как было украдено двенадцатое блюдо

Что предсказала ведьма молодой царевне?

а) смерть от укола иголки

б) жизнь долгую и счастливую

в) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет

г) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет

Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи?

а) она подарила царевне волшебное кольцо

б) она дала выпить царевне живой воды

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50

г) она заменила смерть 300-летним сном

Сколько лет должна была проспать царевна?

а) сто б) двести в) триста г) пятьсот

Как старался царь отвести беду от любимой дочери?

а) запретил царевне выходить из дворца

б) приказал уничтожить все веретёна и прялки

в) издал указ, запрещающий прясть

г) приказал убить злую колдунью

Кто едет спасать царевну от мёртвого сна?

а) князь б) сын царский в) царевич Матвей г) купец

Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко; в) гребень; г) зеркало

Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой

Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла

Что пробудило царевну?

а) поцелуй;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь

Чем завершилась сказка?

а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи;

в) пиром; г) смертью царевны

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна».

Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой

Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла

Что пробудило царевну?

а) поцелуй;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь

Что предсказала ведьма молодой царевне?

а) смерть от укола иголки

б) жизнь долгую и счастливую

в) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет

г) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет

Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи?

а) она подарила царевне волшебное кольцо

б) она дала выпить царевне живой воды

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50

г) она заменила смерть 300-летним сном

Сколько лет должна была проспать царевна?

а) сто б) двести в) триста г) пятьсот

Как старался царь отвести беду от любимой дочери?

а) запретил царевне выходить из дворца

б) приказал уничтожить все веретёна и прялки

в) издал указ, запрещающий прясть

г) приказал убить злую колдунью

Укажите имя царя в «Спящей царевне«:

а) Берендей б) Салтан в) Андрей г) Матвей

Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь?

а) рак б) паук в) щука г) оса

Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку?

а) так захотела царица

б) так как он испугался её

в) потому что она была хромоногая, старая и злая

г) так как было украдено двенадцатое блюдо

Кто едет спасать царевну от мёртвого сна?

а) князь б) сын царский в) царевич Матвей г) купец

Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко; в) гребень; г) зеркало

Чем завершилась сказка?

а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи;

в) пиром; г) смертью царевны

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна».

Что пробудило царевну?

а) поцелуй;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь

Чем завершилась сказка?

а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи;

в) пиром; г) смертью царевны

Что предсказала ведьма молодой царевне?

а) смерть от укола иголки

б) жизнь долгую и счастливую

в) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет

г) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет

Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи?

а) она подарила царевне волшебное кольцо

б) она дала выпить царевне живой воды

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50

г) она заменила смерть 300-летним сном

Сколько лет должна была проспать царевна?

а) сто б) двести в) триста г) пятьсот

Как старался царь отвести беду от любимой дочери?

а) запретил царевне выходить из дворца

б) приказал уничтожить все веретёна и прялки

в) издал указ, запрещающий прясть

г) приказал убить злую колдунью

Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко; в) гребень; г) зеркало

Кто едет спасать царевну от мёртвого сна?

а) князь б) сын царский в) царевич Матвей г) купец

Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой

Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла

Укажите имя царя в «Спящей царевне«:

а) Берендей б) Салтан в) Андрей г) Матвей

Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь?

а) рак б) паук в) щука г) оса

Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку?

а) так захотела царица

б) так как он испугался её

в) потому что она была хромоногая, старая и злая

г) так как было украдено двенадцатое блюдо

Тест В.А.Жуковский «Спящая царевна».

Как старался царь отвести беду от любимой дочери?

а) запретил царевне выходить из дворца

б) приказал уничтожить все веретёна и прялки

в) издал указ, запрещающий прясть

г) приказал убить злую колдунью

Что, по предсказанию ведьмы, стало причиной смерти царевны:

а) веретено; б) яблоко; в) гребень; г) зеркало

Что пробудило царевну?

а) поцелуй;

б) гром и молния во время грозы;

в) старая ведьма умерла, и колдовство перестало действовать;

г) царевну разбудил царь

Почему царь не позвал на пир 12-ю чародейку?

а) так захотела царица

б) так как он испугался её

в) потому что она была хромоногая, старая и злая

г) так как было украдено двенадцатое блюдо

Что предсказала ведьма молодой царевне?

а) смерть от укола иголки

б) жизнь долгую и счастливую

в) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет

г) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет

Кем на самом деле была старушка-пряха:

а) переодетой царицей; б) 11-ой чародейкой;

в) злой колдуньей; г) служанкой

Как сбылось предсказание колдуньи:

а) царевна заснула; б) заснул весь дворец;

в) заснуло всё царство; г) царевна умерла

Как одиннадцатая чародейка смягчает пророчество злой колдуньи?

а) она подарила царевне волшебное кольцо

б) она дала выпить царевне живой воды

в) она предсказала, что царевна умрёт не через 15 лет, а через 50

г) она заменила смерть 300-летним сном

Сколько лет должна была проспать царевна?

а) сто б) двести в) триста г) пятьсот

Кто едет спасать царевну от мёртвого сна?

а) князь б) сын царский в) царевич Матвей г) купец

Укажите имя царя в «Спящей царевне«:

а) Берендей б) Салтан в) Андрей г) Матвей

Кто сказал царице о том, что у неё родится дочь?

а) рак б) паук в) щука г) оса

Чем завершилась сказка?

а) всеобщим пробуждением; б) смертью колдуньи;

в) пиром; г) смертью царевны

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

Похожие работы

Тест по сказке В. Жуковского «Спящая царевна» Царя в сказке звали: 1 Берендей, 2 — страница №1/1

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

Источник иллюстрации: http://www.optimistik.ru/images/ae3482af3eeff04518087bccbdd2373d.jpg

Публикация на сайте:

http://www.saharina.ru/metod/lit/

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

Тест по сказке В.Жуковского «Спящая царевна»

1. Царя в сказке звали: 1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

2. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак, 3) щука, 4) шмель

3. Сколько чародеек позвали на пир? 1) 10, 2) 11, 3) 12, 4) 13

4. В сказке царь назван 1) разумным, 2) справедливым, 3) честным, 4) мудрым

5. Что случилось, когда гости собрались на пир? 1) не пришла царица, 2) царь заболел, 3) украли блюдо, 4) гром загремел

6. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) поцарапается веретеном и умрёт в 18 лет, 4) поцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

7. Сколько лет должна была проспать царевна? 1) сто, 2) двести, 3) триста, 4) пятьсот

8. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? 1) князь, 2) сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

9. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? 1) молитву прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую воду.

10. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое ланиты? 1) губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

11. Что пробудило царевну от сна? 1) прикосновение к кольцу, 2) поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно.

  • Тест по сказке финист ясный сокол 3 класс с ответами
  • Тест по сказке серебряное копытце 4 класс с ответами
  • Тест по сказке пятеро из одного стручка андерсен с ответами 4 класс
  • Тест по сказке пушкина сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • Тест по сказке ромашка андерсена с ответами