Тест по сказке щелкунчик и мышиный король с ответами

Пояснительная записка цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в

Пояснительная записка

«Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного
компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и
потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем
языковой культуры, культуры чувств и мышления».

6 класс занимается по программе Образовательная система «Школа 2100».
Учебник-хрестоматия «Год после детства»,

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

Количество часов в неделю – 2; в год- 68.

«6 класс – постепенный переход от литературного образования к постижению
литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы
литературного образования в начальной и средней школе.

Основные учебные цели:

— формирование личностного отношения к прочитанному;

— осмысление литературы как словесного вида искусства на материале
произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, мистическую и детективную
литературу, произведения о своих сверстниках».

Уделяется внимание и теоретико- литературным понятиям:

-базовые понятия: роды и жанры;

-структурообразующий принцип: тематический.

В программе и реализующих её учебниках тексты русских писателей разных эпох
соседствуют с текстами зарубежных писателей. Это даёт возможность показать
место русской литературы в общемировом духовном процессе.

Учебник-хрестоматия «Год после детства» поделён на разделы. Во втором разделе
«Сказки для взрослых» помещены произведения зарубежных авторов: В.Гауф
«Маленький Мук», Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Все произведения предназначены для текстуального изучения. Все они
объединены вечными темами в литературе: любовь, взаимопонимание, отношения
между людьми, отношение к себе и миру «внутри» себя. Раздел не случайно назван
«Сказки для взрослых», так как в детстве интересен сюжет, а в старшем возрасте
сказка заставит задуматься над серьёзными проблемами.

В шестом классе был проведён урок по сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». Тема урока: «Двоемирие в сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». При планировании урока были учтены интересы учащихся, их стремление
познавать новое, необычное.

В 6 классе — 21 человек: 7 мальчиков и 14 девочек.

Для большинства учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса
к учёбе, к классным и школьным мероприятиям. В классе учащиеся с высоким
интеллектуальным потенциалом. В среднее звено дети пришли подготовленными,
ориентированными на хорошую учёбу. Учащиеся чувствуют себя на уроках уверенно,
готовы ответить на любые вопросы, высказать свои предложения.

Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке Гофмана, так как
на нём рассматриваются нравственные ценности и для детей, и для взрослых.
Личность Гофмана, его отношение к жизни находят своё отражение в его
произведениях. Герои Гофмана так же, как и сам автор, относятся к жизни
по-особому. Мир обычный и мир фантазий живёт в душах этих героев.

Данный урок можно отнести к урокам комбинированного типа. При подготовке
использовались следующие материалы:

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». В сб.
«Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа. Основная и средняя школа». – М., Баласс, 2004, с.334.

— Барова Е.С. «Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после
детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией
Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс,2005.

-Мировая литература XIX – XX веков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008.

На уроке применялись технические средства обучения: мультимедиапроектор,
компьютер. Музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик».

На уроке использовались такие приёмы, как работа с книгой, слушание, наблюдение,
пересказ, прием словесного описания. Учащиеся были активны на уроке. Урок
достиг своей цели.

Тема урока: ^
Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

-развивать навыки анализа текста;

-формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

-продолжать формировать интерес к предмету;

-организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

-развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Этапы деятельности учителя и ученика.


Этапы урока.

Номер слайда.


Деятельность учителя


Деятельность ученика


1.Организационный момент.


Проверяет готовность учащихся к уроку.


Настраиваются на учебную работу.


2.Подготовка к основному этапу.

Музыка П.И.Чайковского

«Маленькая увертюра».

Слайд 1.


-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана. — Жизнь Э.Т.Гофмана действительно
была необычна. Он и юрист, и композитор, и живописец. Но Гофману было тяжело
в реальном мире, поэтому он выдумал свой, фантастический, который так тесно
переплетается с реальным миром. Потому так подчеркнуто противоречивы
произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».


Рассказ ученика.^ Эрнст Те́одор
Ви́льгельм Амаде́й Го́фма
�� .24 января 1776, Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин —
немецкий писатель, композитор, художник романтического направления. Псевдоним
как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться
и зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском
университете и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года
работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.
Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к
бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения
небольшого наследства.С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны
повести: «Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и
другие. Гофман имел гордое, пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как
живую частичку общей судьбы обездоленных маленьких людей.Умер в Берлине,
похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.


3. Слайд 2.


Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?


Восприятие информации.


4.Слайд 3.


-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?


Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и
до слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

Учащиеся делают вывод из прочитанного.


5. Слайды 4 и 5.


— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?^ Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

полночь?

Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Мари заболела.

Комментированное чтение.

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?


Ответы учащихся.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

Вывод:- Кажется, крёстный знает, что всё призошедшее с Мари не сон.


6. Слайды 6,7,8.


Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

-Расскажите эту сказку.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином
короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и

в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.


Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

Вывод обо всём сказанном:

Дроссельмейер

защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.


7.Слайд 9.


Подведение итогов.

Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?


Делают вывод вместе с учителем. Герои Гофмана из сказки «Щелкунчик» живут в
таком обычном, обыденном мире. Но мир сказок, фантазии манит их к себе. Мари,
Щелкунчик, Дроссельмейер стремятся побывать в волшебном мире, где так
прекрасно, где мир фантазии так же реален, как и обыденный мир.


8. Слайд 10. Звучит музыка из балета

П. И.Чайковского «Марш», «Вальс цветов»..


Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6 декабря 1892
года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое представление балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана


Слушают музыку.


9.Информация о домашнем задании.


Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла,

2. Мари и Щелкунчик-принц,

3.Мари и Щелкунчик-племянник.


Выслушивают рекомендации учителя.


Конспект урока по литературе. 6 класс.

Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

^ Цель урока: показать единство двух
миров, выдуманного и обыденного.

Задачи:

Образовательные:

— развивать навыки анализа текста;

— формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.

Воспитательные:

— продолжать формировать интерес к предмету;

— организовать творческую активность на уроке.

Развивающие:

— развивать творческое видение учащихся, память, воображение.

Тип урока: комбинированный.

План урока.


  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.

  3. Анализ произведения – 35 мин.

  4. Подведение итогов -3 мин.

  5. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
    мин.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Маленькая увертюра».

2.Вступительное слово учителя.

-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».

А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?

Ответы детей.

— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

Далее идёт презентация.

1 слайд. Рассказ ученика о Гофмане.

Эрнст Те́одор Ви́льгельм Амаде́й Го́фман .24 января 1776,
Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин — немецкий писатель, композитор,
художник романтического направления. Псевдоним как композитора Иоганн Крейслер

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и
зарабатывать искусствами.

В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете
и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных
чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки
его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь
после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.

С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны повести: «Золотой горшок»,
«Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Гофман имел гордое,
пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как живую частичку общей судьбы
обездоленных маленьких людей.

Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.

Учитель:

— Жизнь Э.Т.Гофмана действительно была необычна. Он и юрист, и композитор, и
живописец. Но Гофману было тяжело в реальном мире, поэтому он выдумал свой,
фантастический, который так тесно переплетается с реальным миром. Потому так
подчеркнуто противоречивы произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика
и реальность.

-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.

(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).

Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».

2 слайд.

Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».

Цель:

-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?

3 слайд.

-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».

-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?

Ответы учеников.

-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?

-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?

Комментированное чтение.

Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и до
слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».

— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?

^ Глава «Любимец».

Учитель:

— Какой подарок заметила Мари?

-Чем он был необычен?

-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?

-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?

Ответы учеников.

Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.

^ 4 слайд.5 слайд.

Глава «Чудеса».

-Что за странные события произошли в полночь?

-Кого увидела Мари на часах?

Ответы детей.

^ Глава «Битва». Расскажите о событиях
в главе «Битва».

-Как Мари спасла Щелкунчика?

-Действительно ли всё это произошло с Мари?

Учитель: Мари заболела.

Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».

-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?

— Кажется, он знает, что всё произошедшее с Мари не сон.

Учитель:

-Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».

«^ Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7
слайд, 8 слайд)

-Расскажите эту сказку.

Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.

-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?

(защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.)

-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином короле?

Какую роль в ней играет Дроссельмейер?

Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.

^ Подведение итогов урока.

9 слайд. — Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?

10 слайд. Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6
декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое
представление балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана.

Далее звучит музыка из балета «Щелкунчик».

Домашнее задание предлагается по вариантам.

1.Мари и Щелкунчик-кукла.

2. Мари и Щелкунчик-принц.

3.Мари и Щелкунчик-племянник.

Информация о проведении открытого урока .

Тема урока, проведенного в 6 классе, «Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».

Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного. При
планировании данного урока были учтены интеллектуальные особенности учащихся,
их стремление познавать новое и необычное.

Урок сопровождался показом слайдов, звучала также музыка из балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Следует отметить подготовленность учащихся к уроку, активность их на уроке.
Учителем были даны и индивидуальные домашние задания при подготовке к уроку, с
чем учащиеся хорошо справились.

В течение всего урока в классе поддерживалась высокая работоспособность,
хорошая психологическая атмосфера. Между учителем и учениками было полное
взаимопонимание. Учащиеся не боялись высказывать своё мнение, доказывать его.

Урок достиг своей цели.

Немного не хватило времени для рефлексии, так урок был очень насыщенным.

Тема
исследовательской работы: Отражение исторических событий в сказке Эрнста
Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Самара
2020-2021 гг.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

1.1. Библиография Эрнста
Теодора Амадея Гофмана………………………. 4

1.2. Исторические события
1812 года…………………………………………4

2.1. Сходство Наполеона и
Мышиного Короля………………………………5

2.2. Почему мы решили,
что армия Щелкунчика-это русская армия?….…..5

2.3. Есть ли в сказке
герои, похожие на русских полководцев?………………….6

3. Исследовательская
часть…………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………9

Библиографический
список……………………………………………………10

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Исследовательская
работа посвящена изучению исторических событий, которые, могли лечь в основу
сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный
король». Читая данное литературное произведение, возникло несколько гипотез:

·       
Э.Т.А.Гофман
отражал события войны 1812 года при описании битвы между армией Щелкунчика и
полчищем Мышиного Короля.

·       
Полчище
Мышиного Короля- армия Наполеона.

·       
Армия
Щелкунчика- русская Армия.

·       
Прообразом
Мышиного Короля был Наполеон.

Целью нашего исследования
было найти доказательства прямые или косвенные, подтверждающие наши
предположения. Для этого ставились задачи:

·       
Изучить
биографию Э.Т.А.Гофмана;

·       
Изучить
исторические события 1812 года;

·       
Подробно
ознакомится с личностью Наполеона;

·       
И
получить ответ на вопрос: а изобразил ли Гофман кого-либо из русских
военачальников в своем произведении?

1.1.
Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана

Изучая биографию
Э.Т.А. Гофмана, мы выяснили, что он родился в 1776 году в городе Кенигсберге
(ныне Калининград). Он немецкий  писатель-романтик, сказочник, композитор,
художник. По образованию был юристом, но всю свою последующую жизнь пытался
вырваться из скучной, как он полагал, юриспруденции и зарабатывать искусством. 
Благодаря своему таланту и природной наблюдательности он очень четко подмечал
особенности некоторых людей и наделял ими своих героев, иногда передавая им
портретное сходство с оригиналом. Гофман писал декорации для театра. Именно эти
факты интересны, так как в дальнейшем это позволит нам определить, кому из
персонажей сказки соответствуют те или иные реально существовавшие исторические
личности. Что удивительного мог подметить и отразить в своём произведении
истинный художник.

1.2.
Исторические события 1812 года.

Произведение
«Щелкунчик и Мышиный Король» написано в 1816 году. После войны 1812 года прошло
немного времени, и, живя и Европе, которая почти полностью была завоевана
французской армией, Гофман не мог обойти это событие. Без сомнения, он много
слышал о сражениях  этой войны и переживал эти события вместе с народами
Европы. Доказательство этому- последнее произведение писателя – новелла
«Угловое окно». Автор обращается к ситуации непосредственно происходящей в тот
момент в Германии – она оккупирована Наполеоном. И очень реалистично описывает
жизнь и людей в реальной политической ситуации. Но эту новеллу писатель не
закончил, так как умер 1822 году.  По нашему мнению, еще в 1816 году, при
создании сказки «Щелкунчик», писатель уже обращался к теме захватнической
наполеоновской войны. И так как он сам был немцем, то наполеоновская армия
для него- отрицательный персонаж
. Отрицательные герои в сказке- Мышиный
Король и его армия.

2.1.Сходство
Наполеона и Мышиного Короля.

Изучая биографию
Наполеона, мы выяснили, что этот полководец был очень грамотным, обладал
сильным волевым характером, нестандартным мышлением, мог выполнить одновременно
несколько дел. О таких людях говорят: «Семь пядей во лбу». Портрет Наполеона
таков: небольшого роста, плотного телосложения, моложавое полное лицо с
выступающим подбородком, с пронзительным, и даже пугающим взглядом. 
Современники отмечают его мстительность, уверенность в себе, имел характер
лидера. В детстве Наполеон часто дрался со своими сверстниками, братьями и
сестрами, которых у него было семеро. Разве не явное сходство с Мышиным Королем.

2.2.Почему
мы решили, что армия Щелкунчика – это русская армия?

Во-первых,
читая главу «Битва», в которой сражаются армия Щелкунчика и Мышиного Короля, мы
выяснили, что кроме солдатиков, в битве участвуют и игрушки, которые дерутся с
помощью мармелада, монпансье, драже, круглых пряничков, вилок. Вспомним
Бородинское сражение, в котором участвовало 120 тысяч русских солдат, из
которых были ополченцы, то есть простые люди, ранее не участвовавшие в
сражениях. Их оружием нередко были вилы, топоры и другие орудия не являющиеся
военным оружием. Партизанское движение очень помогло, тогда русской армии, так
же как и очень помогли игрушки армии Щелкунчика.

Во-вторых,
как же закончилась глава «Битва» в сказке Гофмана? Успех в битве переходил из
рук в руки: то отступал Щелкунчик, то Мышиный Король командовал отступление.
Когда приближалось подкрепление, Щелкунчик шел вперед. «Гусары и драгуны резко
скакали мимо него прямо в шкаф». В итоге ни одна из армий не победила. Мышиный
Король покинул поле боя, так же как и Щелкунчик, раненый был вынужден
отступить. Эти события очень напоминают ход Бородинского сражения. Как пишет в
книге М.Брагина «В ту грозовую пору» мы читаем «прошел час, другой, третий…
шестой-Наполеон ввел в сражение свои главные силы, а победы все не было…….
Маршалы просили послать в бой императорскую гвардию, ручались, что русские
будут разбиты. Наполеон не стал рисковать и приказал отвести войска с
Бородинского поля……. Но и русскому полководцу доложили, что его армия потеряла
44 тысячи солдат убитыми и ранеными. Что убиты начальник артиллерии генерал
Кутайсов, братья Тучковы, унесен с поля боя раненный Багратион…….. Кутузов
понимал, что завтра нельзя давать Наполеону новое сражение…..»

А
что же дальше?
Русский полководец оставляет Москву,
заманивая туда неприятеля, и разбивает французскую армию. Изнуренные холодом и
голодом, к концу декабря армия Наполеона была практически вся уничтожена, а ее
оставшаяся часть обращена в бегство.

А в сказке Гофмана
в главе «Победа» крестный Дроссельмейер заманивает мышей в комнату Мари и
расставляет там мышеловки. В результате чего, полчища мышей были изгнаны, а
Мышиный Король попал в западню и был побежден Щелкунчиком.

2.3.
Есть ли в сказке герои, похожие на русских полководцев?

Если отмечать
портретные сходства, то это, конечно русский полководец М.И.Кутузов и крестный
Мари- Дроссельмейер.

Есть ли что-то
общее в их поступках и чертах? Если внимательно читать сказку, можно узнать,
что крестный был советником суда, а в свободное время любил чинить часы и
строить игрушечные замки.

А
кто такой Кутузов?
В 1759 году он окончил Кадетский
корпус, он отлично учился, любил литературу, военную историю, но особые
способности проявлял в инженерном деле. Чем занимался в сказке крестный Мари?
Он наблюдал за всеми в доме событиями, но вмешивался в происходящее в крайних
случаях, но умудрялся руководить этими событиями. Если сравнивать главу «Битва»
с Бородинским сражением, то можно заметить, что Дроссельмейер выполняет ту же
роль, что и Кутузов, сам не сражаясь, но руководит ходом боя и принимает самые
важные решения. Значит Гофман мог знать о великом русском полководце и отразить
его личность в своем произведении.

Но
кем же является Щелкунчик?
Если искать ответ в
истории, можно рассматривать много кандидатур русских военачальников того
времени. Ни каких, даже косвенных доказательств мы привести не можем, потому
что такими качествами как у Щелкунчика: смелость, отвага, честность,
способность повести за собой армию, желание настигнуть и разбить врага, в тоже
время сберечь солдат – обладали многие герои Бородинского сражения
Барклай-де-Толли, и Багратион, который получил смертельное ранение в битве, а
также 23 русских генерала погибших в бою с Наполеоном.

3.
Исследовательская часть.

Сравнительная
таблица героев

Портрет

Наполеон

Небольшого роста, плотного телосложения,
моложавое полное лицо с выступающим подбородком, с пронзительным, и даже
пугающим взглядом. В детстве Наполеон часто дрался со своими сверстниками,
братьями и сестрами, которых у него было семеро.

Мышиный король

Отрицательный персонаж сказки,
предводитель мышей имеющий семь голов.

Черты характера

Грамотный, обладал сильным волевым
характером лидера, нестандартным мышлением. Соратники отмечали его
мстительность.

Решительный, мстительный, и осторожный.

Состав

Русская армия

Регулярная армия, + армия ополченцев

Армия Щелкунчика

Гусары, драгуны, солдатики, + сказочные
персонажи

Оружие

Ружья, сабли, вилы, топоры

Пушки, сабли, монпансье, драже

Ход сражения

Верх одерживает, то одна то другая
сторона, но окончательной победы не добивается никто.

Итог сражения

Русский полководец оставляет Москву,
заманивает туда неприятеля, и разбивает французскую армию. Изнуренные холодом
и голодом, к концу декабря армия Наполеона была практически вся уничтожена, а
ее оставшаяся часть обращена в бегство.

Крестный Мари –Дроссельмейер, заманивает
мышей в комнату Мари и расставляет там мышеловки. В результате чего, полчища
мышей были изгнаны, а Мышиный Король попал в западню и был побежден Щелкунчиком.

Характеристика

Кутузов

Русский полководец, дипломат. В 1759
году он окончил Кадетский корпус, он отлично учился, любил литературу,
военную историю, но особые способности проявлял в инженерном деле.

Дроссельмеер

Был советником суда, а в свободное время
любил чинить часы и строить игрушечные замки.

Роль в Истории

наблюдали за всеми событиями, но
вмешивались в происходящее в крайних случаях, но умудрялись руководить этими
событиями, сами не сражались, но руководили ходом боя и принимали самые важные
решения.

Можно
сделать вывод:
живя в одно время с теми событиями,
которые стали неотъемлемой частью истории не только России, но и Европы. Гофман
являясь истинным художником и талантливым писателем, не мог не отразить эти
события в своих произведениях.

Мы искали
доказательства своей теории в Интернете, в литературных источниках, но не
нашли. Наши предположения мы подтверждаем только собственными наблюдениями и
сравнениями.

Список
используемой литературы

1.           
Алексеев,
С.П.
 Рассказы об
Отечественной войне 1812 года / С.П. Алексеев // Алексеев С.П. Рассказы из
русской истории : [для младшего школьного возраста] / С.П. Алексеев. – М. :
Дрофа-Плюс, 2006. – С. 188-261.

2.           
Безотосный,
В. М. Наполеоновские войны / В. М. Безотосный. — Москва : Вече, 2010. — 383 с.
: ил. — (Россия в великих войнах).

3.           
Бескровный,
Л. Г. Отечественная война 1812 года.- М.: Соцэкгиз,1962. — 611с.: ил.

4.           
Герои 1812
года: сборник / сост. В. Левченко. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 608 с. : ил. –
(Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ :сер. биогр.; вып. 11).

5.           
Гофман Э.Т. Щелкунчик и Мышиный Король/
Э.Т. Гофман; Пер.с нем.И.Татарино вой. ─ М.:РИО «Самовар 1990»,2003.
─ 120с.:ил. ─ (Любимые сказки мира).

6.           
Ишимова, А.О. Бородинская битва [Текст] / А.О. Ишимова //
Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей / А.О. Ишимова.
– М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – С. 334-341.

7.           
Михайлов, О.
Н. Бородино. – М. : Педагогика, 1982. – 128 с. : ил.

Тарле, Е.В.Нашествие Наполеона на Россию 1812 год. — М.: Москва, 2009. –
383с.

Приложения

Кроссворд на тему: Отражение
исторических событий в сказке «Щелкунчик»

Вопросы:

По
горизонтали:

1.         
Злодей из сказки Гофмана:
Крысиный….

4.         
Главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812
года

6.         
Немецкий писатель, автор
сказки «Щелкунчик и мышиный король»

По
вертикали:

2.           
Смелость, отвага, честность, способность
повести за собой армию, желание настигнуть и разбить врага, в тоже время
сберечь солдат – все эти качества присущи герою по имени….

3.           
…. — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного, героического или бытового
характера. 

5.           
Полководец.  Обладал сильным волевым
характером, нестандартным мышлением, мог выполнить одновременно несколько дел.
О таких людях говорят: «Семь пядей во лбу» — ….

7.           
Какое событие произошло в 1812
году? Отечественная….

image001

image002

Инфоурокбиблиотека материалов

Сказки Шарля Перро

Предмет

Начальные классы

Класс

2

Вопрос №1

«Спящая красавица». Почему замок оказался неприступным?

A) Вокруг появились вьюны

B) Вокруг вырос густой лес

C) Вокруг построили высокий забор

Вопрос №2

Сколько лет спала принцесса?

A) 4 года 

B) 50 лет

C) 100 лет

Вопрос №3

«Кот в сапогах». Какое наследство оставил мельник своим сыновьям?

A) Мельницу, осла, кота

B) Зерно, корову, кота

C) Мельницу, веник, осла

Вопрос №4

Каким образом кот съел великана-людоеда?

A) Попросил его превратиться в кашу 

B) Попросил его превратиться в мышку

Вопрос №5

Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку?

A) 3

B) 4

C) 5

Вопрос №6

Как называется сказка, в которой жена, нарушив запрет мужа, открывает дверь
комнаты, полную тайн?

A) Кот в сапогах

B) Синяя Борода

C) Ослиная шкура 

Вопрос №7

Как назывался сборник сказок Шарля Перро?

A) Сказки матушки Гусыни

B) Волшебные сказки

C) Разные сказки

Вопрос №8

Кто использовал сапоги-скороходы людоеда, чтобы спасти своих братьев?

A) Мальчик-с-пальчик

B) Кот в сапогах

C) Синяя Борода

Вопрос №9

Какая из этих не была написана Шарлем Перро?

A) Красавица и Чудовище

B) Щелкунчик и Мышиный король

C) Спящая Красавица

Вопрос №10

Кем был Рике-Хохолок?

A) Чудовищем

B) Принцем

C) Разбойником

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — B

Вопрос №2

Правильный ответ — C

Вопрос №3

Правильный ответ — A

Вопрос №4

Правильный ответ — B

Вопрос №5

Правильный ответ — B

Вопрос №6

Правильный ответ — B

Вопрос №7

Правильный ответ — A

Вопрос №8

Правильный ответ — A

Вопрос №9

Правильный ответ — B

Вопрос №10

Правильный ответ — B

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Тест по сказке щелкунчик и мышиный король с ответами

  • Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов

Тест по сказке щелкунчик и мышиный король с ответами

  • Сейчас обучается 895 человек из 81 региона

Тест по сказке щелкунчик и мышиный король с ответами

  • Сейчас обучается 362 человека из 71 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа по родному (русскому) языку 1-4 класс

  • Урок. «Интерактивный урок по математике»

  • Презентация по литературному чтению на тему «Делу время, потехе час» Викторина по творчеству В. Драгунского (4 класс)

  • Презентация по теме: Вирус

  • М.Пришвин «Старый гриб» 2 класс

  • Тест по математике на тему » Вычитание в пределах 100″ ( 3 класс)

  • Кружок » В гостях у сказки»

  • Разработка «Прощание с начальной школой»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

Оставьте свой комментарий

  • Тест по сказке чиполлино
  • Тест по теме сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс с ответами
  • Тест по советским сказкам
  • Тест по сказке хаврошечка 2 класс планета знаний
  • Тест по сказке три толстяка