Пояснительная записка
«Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного
компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и
потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем
языковой культуры, культуры чувств и мышления».
6 класс занимается по программе Образовательная система «Школа 2100».
Учебник-хрестоматия «Год после детства»,
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Количество часов в неделю – 2; в год- 68.
«6 класс – постепенный переход от литературного образования к постижению
литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы
литературного образования в начальной и средней школе.
Основные учебные цели:
— формирование личностного отношения к прочитанному;
— осмысление литературы как словесного вида искусства на материале
произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, мистическую и детективную
литературу, произведения о своих сверстниках».
Уделяется внимание и теоретико- литературным понятиям:
-базовые понятия: роды и жанры;
-структурообразующий принцип: тематический.
В программе и реализующих её учебниках тексты русских писателей разных эпох
соседствуют с текстами зарубежных писателей. Это даёт возможность показать
место русской литературы в общемировом духовном процессе.
Учебник-хрестоматия «Год после детства» поделён на разделы. Во втором разделе
«Сказки для взрослых» помещены произведения зарубежных авторов: В.Гауф
«Маленький Мук», Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король», Г.Х. Андерсен
«Русалочка». Все произведения предназначены для текстуального изучения. Все они
объединены вечными темами в литературе: любовь, взаимопонимание, отношения
между людьми, отношение к себе и миру «внутри» себя. Раздел не случайно назван
«Сказки для взрослых», так как в детстве интересен сюжет, а в старшем возрасте
сказка заставит задуматься над серьёзными проблемами.
В шестом классе был проведён урок по сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». Тема урока: «Двоемирие в сказке Т.-А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». При планировании урока были учтены интересы учащихся, их стремление
познавать новое, необычное.
В 6 классе — 21 человек: 7 мальчиков и 14 девочек.
Для большинства учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса
к учёбе, к классным и школьным мероприятиям. В классе учащиеся с высоким
интеллектуальным потенциалом. В среднее звено дети пришли подготовленными,
ориентированными на хорошую учёбу. Учащиеся чувствуют себя на уроках уверенно,
готовы ответить на любые вопросы, высказать свои предложения.
Данный урок занимает важное место в системе уроков по сказке Гофмана, так как
на нём рассматриваются нравственные ценности и для детей, и для взрослых.
Личность Гофмана, его отношение к жизни находят своё отражение в его
произведениях. Герои Гофмана так же, как и сам автор, относятся к жизни
по-особому. Мир обычный и мир фантазий живёт в душах этих героев.
Данный урок можно отнести к урокам комбинированного типа. При подготовке
использовались следующие материалы:
— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Программа по литературе, 5-11 классы». В сб.
«Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка.
Начальная школа. Основная и средняя школа». – М., Баласс, 2004, с.334.
— Барова Е.С. «Уроки литературы в 6-м классе по учебнику-хрестоматии «Год после
детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией
Е.В.Бунеевой. – М.: Баласс,2005.
-Мировая литература XIX – XX веков. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги»,
2008.
На уроке применялись технические средства обучения: мультимедиапроектор,
компьютер. Музыка П.И.Чайковского к балету «Щелкунчик».
На уроке использовались такие приёмы, как работа с книгой, слушание, наблюдение,
пересказ, прием словесного описания. Учащиеся были активны на уроке. Урок
достиг своей цели.
Тема урока: ^
Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»
Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного.
Задачи:
Образовательные:
-развивать навыки анализа текста;
-формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.
Воспитательные:
-продолжать формировать интерес к предмету;
-организовать творческую активность на уроке.
Развивающие:
-развивать творческое видение учащихся, память, воображение.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана
Тип урока: комбинированный.
План урока.
Организационный момент -1 мин.
Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.
Анализ произведения – 35 мин.
Подведение итогов -3 мин.
Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
мин.
Этапы деятельности учителя и ученика.
Номер слайда. |
|
|
|
|
|
Музыка П.И.Чайковского «Маленькая увертюра». Слайд 1. |
А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»? — Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого -Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня. (На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата). Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к |
Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском |
|
Цель: -Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как |
|
|
-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум? -Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно? -Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари? — Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера? |
Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и Учащиеся делают вывод из прочитанного. |
|
-Чем он был необычен? -Как Мари отнеслась к нему? А Фриц? -Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?^ Глава «Чудеса». -Что за странные события произошли в полночь? -Кого увидела Мари на часах? полночь? Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва». -Как Мари спасла Щелкунчика? -Действительно ли всё это произошло с Мари? Мари заболела. Комментированное чтение. -Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари? |
Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном Вывод:- Кажется, крёстный знает, что всё призошедшее с Мари не сон. |
|
-Расскажите эту сказку. -Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику? -Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином Какую роль в ней играет Дроссельмейер? Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны. |
Вывод обо всём сказанном: Дроссельмейер защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти |
|
Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана? |
|
П. И.Чайковского «Марш», «Вальс цветов».. |
|
|
|
1.Мари и Щелкунчик-кукла, 2. Мари и Щелкунчик-принц, 3.Мари и Щелкунчик-племянник. |
|
Конспект урока по литературе. 6 класс.
Тема урока: Двоемирие в сказке Э.Т.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
^ Цель урока: показать единство двух
миров, выдуманного и обыденного.
Задачи:
Образовательные:
— развивать навыки анализа текста;
— формировать умение близко пересказывать к тексту, не нарушая логики.
Воспитательные:
— продолжать формировать интерес к предмету;
— организовать творческую активность на уроке.
Развивающие:
— развивать творческое видение учащихся, память, воображение.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
Организационный момент -1 мин.
Подготовка к усвоению нового материала -3 мин.
Анализ произведения – 35 мин.
Подведение итогов -3 мин.
Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению-3
мин.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, книги Э.Т.Гофмана.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Маленькая увертюра».
2.Вступительное слово учителя.
-Вы узнали эту прекрасную музыку? Конечно, это балет П.И.Чайковского
«Щелкунчик».
А знаете ли вы, кто написал чудесную сказку «Щелкунчик»?
Ответы детей.
— Сегодня нам предстоит обратиться к творчеству замечательного немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Далее идёт презентация.
1 слайд. Рассказ ученика о Гофмане.
Эрнст Те́одор Ви́льгельм Амаде́й Го́фман .24 января 1776,
Кёнигсберг — 25 июня 1822, Берлин — немецкий писатель, композитор,
художник романтического направления. Псевдоним как композитора Иоганн Крейслер
Гофман родился в семье прусского королевского адвоката. У него были
замечательные способности к музыке и рисованию. Сначала Гофман выбрал себе
стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и
зарабатывать искусствами.
В 1800 году Гофман окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете
и связал свою жизнь с государственной службой. До 1807 года работал в разных
чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Впоследствии попытки
его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь
после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства.
С 1814 года Гофман – известный писатель. Им написаны повести: «Золотой горшок»,
«Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мурра» и другие. Гофман имел гордое,
пылкое, ранимое сердце. Свою судьбу он ощущал как живую частичку общей судьбы
обездоленных маленьких людей.
Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.
Учитель:
— Жизнь Э.Т.Гофмана действительно была необычна. Он и юрист, и композитор, и
живописец. Но Гофману было тяжело в реальном мире, поэтому он выдумал свой,
фантастический, который так тесно переплетается с реальным миром. Потому так
подчеркнуто противоречивы произведения Гофмана. В них переплетаются фантастика
и реальность.
-Гофман написал много произведений, но к одному из них мы обратимся сегодня.
(На столе учителя игрушки: большая мышь и маленькие мышата).
Наверное, вы уже догадались, что это не просто мыши. Они имеют отношение к
нашему уроку. Это ведь одни из героев сказки «Щелкунчик и Мышиный король».
2 слайд.
Итак, тема нашего урока: «Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и
Мышиный король».
Цель:
-Мы должны узнать, как живут герои Гофмана в мире обыденном и выдуманном. Как
взаимодействуют эти два мира? В чём их единство?
3 слайд.
-С чего начинается сказка? С какого события? Обратимся к главе «Ёлка».
-Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум?
Ответы учеников.
-Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нём, как вы считаете, необычно?
-Какие подарки приготовил крёстный для Фрица и Мари?
Комментированное чтение.
Со слов «Дети знали, что теперь черёд подаркам крёстного Дроссельмейера..» и до
слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с
танцующими и прохаживающимися человечками».
— Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера?
^ Глава «Любимец».
Учитель:
— Какой подарок заметила Мари?
-Чем он был необычен?
-Как Мари отнеслась к нему? А Фриц?
-Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером?
Ответы учеников.
Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
защищён от реалий.
^ 4 слайд.5 слайд.
Глава «Чудеса».
-Что за странные события произошли в полночь?
-Кого увидела Мари на часах?
Ответы детей.
^ Глава «Битва». Расскажите о событиях
в главе «Битва».
-Как Мари спасла Щелкунчика?
-Действительно ли всё это произошло с Мари?
Учитель: Мари заболела.
Комментированное чтение. Со слов «Как только Мари увидела крёстного в обычном
жёлтом сюртуке..» и до слов «Я всегда пою её таким больным, как Мари».
-Почему крёстный не удивляется упрёкам Мари?
— Кажется, он знает, что всё произошедшее с Мари не сон.
Учитель:
-Дроссельмейер рассказывает семейству Штальбаум «Сказку о твёрдом орехе».
«^ Сказка о твёрдом орехе» (6 слайд, 7
слайд, 8 слайд)
-Расскажите эту сказку.
Подготовленные ученики пересказывают сказку близко к тексту.
-Чем помог Дроссельмейер в конце сказки Мари и Щелкунчику?
(защитил Мари от насмешек, открыл ей истину, что лишь она одна сможет спасти
Щелкунчика.)
-Как вы думаете, о чем же «Сказка о твёрдом орехе»? Только ли о Мышином короле?
Какую роль в ней играет Дроссельмейер?
Вывод: «Сказка о твёрдом орехе» повествует о крёстном как о персонаже
сказочного мира. Ведь молодого героя сказки тоже зовут Дроссельмейер. Но
крёстный живёт и в реальном мире. Так сказка и реальность неразрывны.
^ Подведение итогов урока.
9 слайд. — Итак, что же такое двоемирие в представлении Гофмана?
10 слайд. Белинский назвал сказку «чудным созданием чудного гения». А 6
декабря 1892 года в Мариинском театре в Петербурге состоялось первое
представление балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» по сказке Гофмана.
Далее звучит музыка из балета «Щелкунчик».
Домашнее задание предлагается по вариантам.
1.Мари и Щелкунчик-кукла.
2. Мари и Щелкунчик-принц.
3.Мари и Щелкунчик-племянник.
Информация о проведении открытого урока .
Тема урока, проведенного в 6 классе, «Двоемирие в сказке Э.Т.А.Гофмана
«Щелкунчик и Мышиный король».
Цель урока: показать единство двух миров, выдуманного и обыденного. При
планировании данного урока были учтены интеллектуальные особенности учащихся,
их стремление познавать новое и необычное.
Урок сопровождался показом слайдов, звучала также музыка из балета
П.И.Чайковского «Щелкунчик».
Следует отметить подготовленность учащихся к уроку, активность их на уроке.
Учителем были даны и индивидуальные домашние задания при подготовке к уроку, с
чем учащиеся хорошо справились.
В течение всего урока в классе поддерживалась высокая работоспособность,
хорошая психологическая атмосфера. Между учителем и учениками было полное
взаимопонимание. Учащиеся не боялись высказывать своё мнение, доказывать его.
Урок достиг своей цели.
Немного не хватило времени для рефлексии, так урок был очень насыщенным.
Тема
исследовательской работы: Отражение исторических событий в сказке Эрнста
Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Самара
2020-2021 гг.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1.1. Библиография Эрнста
Теодора Амадея Гофмана………………………. 4
1.2. Исторические события
1812 года…………………………………………4
2.1. Сходство Наполеона и
Мышиного Короля………………………………5
2.2. Почему мы решили,
что армия Щелкунчика-это русская армия?….…..5
2.3. Есть ли в сказке
герои, похожие на русских полководцев?………………….6
3. Исследовательская
часть…………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………9
Библиографический
список……………………………………………………10
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Исследовательская
работа посвящена изучению исторических событий, которые, могли лечь в основу
сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный
король». Читая данное литературное произведение, возникло несколько гипотез:
·
Э.Т.А.Гофман
отражал события войны 1812 года при описании битвы между армией Щелкунчика и
полчищем Мышиного Короля.
·
Полчище
Мышиного Короля- армия Наполеона.
·
Армия
Щелкунчика- русская Армия.
·
Прообразом
Мышиного Короля был Наполеон.
Целью нашего исследования—
было найти доказательства прямые или косвенные, подтверждающие наши
предположения. Для этого ставились задачи:
·
Изучить
биографию Э.Т.А.Гофмана;
·
Изучить
исторические события 1812 года;
·
Подробно
ознакомится с личностью Наполеона;
·
И
получить ответ на вопрос: а изобразил ли Гофман кого-либо из русских
военачальников в своем произведении?
1.1.
Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Изучая биографию
Э.Т.А. Гофмана, мы выяснили, что он родился в 1776 году в городе Кенигсберге
(ныне Калининград). Он немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор,
художник. По образованию был юристом, но всю свою последующую жизнь пытался
вырваться из скучной, как он полагал, юриспруденции и зарабатывать искусством.
Благодаря своему таланту и природной наблюдательности он очень четко подмечал
особенности некоторых людей и наделял ими своих героев, иногда передавая им
портретное сходство с оригиналом. Гофман писал декорации для театра. Именно эти
факты интересны, так как в дальнейшем это позволит нам определить, кому из
персонажей сказки соответствуют те или иные реально существовавшие исторические
личности. Что удивительного мог подметить и отразить в своём произведении
истинный художник.
1.2.
Исторические события 1812 года.
Произведение
«Щелкунчик и Мышиный Король» написано в 1816 году. После войны 1812 года прошло
немного времени, и, живя и Европе, которая почти полностью была завоевана
французской армией, Гофман не мог обойти это событие. Без сомнения, он много
слышал о сражениях этой войны и переживал эти события вместе с народами
Европы. Доказательство этому- последнее произведение писателя – новелла
«Угловое окно». Автор обращается к ситуации непосредственно происходящей в тот
момент в Германии – она оккупирована Наполеоном. И очень реалистично описывает
жизнь и людей в реальной политической ситуации. Но эту новеллу писатель не
закончил, так как умер 1822 году. По нашему мнению, еще в 1816 году, при
создании сказки «Щелкунчик», писатель уже обращался к теме захватнической
наполеоновской войны. И так как он сам был немцем, то наполеоновская армия
для него- отрицательный персонаж. Отрицательные герои в сказке- Мышиный
Король и его армия.
2.1.Сходство
Наполеона и Мышиного Короля.
Изучая биографию
Наполеона, мы выяснили, что этот полководец был очень грамотным, обладал
сильным волевым характером, нестандартным мышлением, мог выполнить одновременно
несколько дел. О таких людях говорят: «Семь пядей во лбу». Портрет Наполеона
таков: небольшого роста, плотного телосложения, моложавое полное лицо с
выступающим подбородком, с пронзительным, и даже пугающим взглядом.
Современники отмечают его мстительность, уверенность в себе, имел характер
лидера. В детстве Наполеон часто дрался со своими сверстниками, братьями и
сестрами, которых у него было семеро. Разве не явное сходство с Мышиным Королем.
2.2.Почему
мы решили, что армия Щелкунчика – это русская армия?
Во-первых,
читая главу «Битва», в которой сражаются армия Щелкунчика и Мышиного Короля, мы
выяснили, что кроме солдатиков, в битве участвуют и игрушки, которые дерутся с
помощью мармелада, монпансье, драже, круглых пряничков, вилок. Вспомним
Бородинское сражение, в котором участвовало 120 тысяч русских солдат, из
которых были ополченцы, то есть простые люди, ранее не участвовавшие в
сражениях. Их оружием нередко были вилы, топоры и другие орудия не являющиеся
военным оружием. Партизанское движение очень помогло, тогда русской армии, так
же как и очень помогли игрушки армии Щелкунчика.
Во-вторых,
как же закончилась глава «Битва» в сказке Гофмана? Успех в битве переходил из
рук в руки: то отступал Щелкунчик, то Мышиный Король командовал отступление.
Когда приближалось подкрепление, Щелкунчик шел вперед. «Гусары и драгуны резко
скакали мимо него прямо в шкаф». В итоге ни одна из армий не победила. Мышиный
Король покинул поле боя, так же как и Щелкунчик, раненый был вынужден
отступить. Эти события очень напоминают ход Бородинского сражения. Как пишет в
книге М.Брагина «В ту грозовую пору» мы читаем «прошел час, другой, третий…
шестой-Наполеон ввел в сражение свои главные силы, а победы все не было…….
Маршалы просили послать в бой императорскую гвардию, ручались, что русские
будут разбиты. Наполеон не стал рисковать и приказал отвести войска с
Бородинского поля……. Но и русскому полководцу доложили, что его армия потеряла
44 тысячи солдат убитыми и ранеными. Что убиты начальник артиллерии генерал
Кутайсов, братья Тучковы, унесен с поля боя раненный Багратион…….. Кутузов
понимал, что завтра нельзя давать Наполеону новое сражение…..»
А
что же дальше? Русский полководец оставляет Москву,
заманивая туда неприятеля, и разбивает французскую армию. Изнуренные холодом и
голодом, к концу декабря армия Наполеона была практически вся уничтожена, а ее
оставшаяся часть обращена в бегство.
А в сказке Гофмана
в главе «Победа» крестный Дроссельмейер заманивает мышей в комнату Мари и
расставляет там мышеловки. В результате чего, полчища мышей были изгнаны, а
Мышиный Король попал в западню и был побежден Щелкунчиком.
2.3.
Есть ли в сказке герои, похожие на русских полководцев?
Если отмечать
портретные сходства, то это, конечно русский полководец М.И.Кутузов и крестный
Мари- Дроссельмейер.
Есть ли что-то
общее в их поступках и чертах? Если внимательно читать сказку, можно узнать,
что крестный был советником суда, а в свободное время любил чинить часы и
строить игрушечные замки.
А
кто такой Кутузов? В 1759 году он окончил Кадетский
корпус, он отлично учился, любил литературу, военную историю, но особые
способности проявлял в инженерном деле. Чем занимался в сказке крестный Мари?
Он наблюдал за всеми в доме событиями, но вмешивался в происходящее в крайних
случаях, но умудрялся руководить этими событиями. Если сравнивать главу «Битва»
с Бородинским сражением, то можно заметить, что Дроссельмейер выполняет ту же
роль, что и Кутузов, сам не сражаясь, но руководит ходом боя и принимает самые
важные решения. Значит Гофман мог знать о великом русском полководце и отразить
его личность в своем произведении.
Но
кем же является Щелкунчик? Если искать ответ в
истории, можно рассматривать много кандидатур русских военачальников того
времени. Ни каких, даже косвенных доказательств мы привести не можем, потому
что такими качествами как у Щелкунчика: смелость, отвага, честность,
способность повести за собой армию, желание настигнуть и разбить врага, в тоже
время сберечь солдат – обладали многие герои Бородинского сражения
Барклай-де-Толли, и Багратион, который получил смертельное ранение в битве, а
также 23 русских генерала погибших в бою с Наполеоном.
3.
Исследовательская часть.
Сравнительная
таблица героев
Портрет | Наполеон Небольшого роста, плотного телосложения, | Мышиный король Отрицательный персонаж сказки, |
Черты характера | Грамотный, обладал сильным волевым | Решительный, мстительный, и осторожный. |
Состав | Русская армия Регулярная армия, + армия ополченцев | Армия Щелкунчика Гусары, драгуны, солдатики, + сказочные |
Оружие | Ружья, сабли, вилы, топоры | Пушки, сабли, монпансье, драже |
Ход сражения | Верх одерживает, то одна то другая | |
Итог сражения | Русский полководец оставляет Москву, | Крестный Мари –Дроссельмейер, заманивает |
Характеристика | Кутузов Русский полководец, дипломат. В 1759 | Дроссельмеер Был советником суда, а в свободное время |
Роль в Истории | наблюдали за всеми событиями, но | |
Можно
сделать вывод: живя в одно время с теми событиями,
которые стали неотъемлемой частью истории не только России, но и Европы. Гофман
являясь истинным художником и талантливым писателем, не мог не отразить эти
события в своих произведениях.
Мы искали
доказательства своей теории в Интернете, в литературных источниках, но не
нашли. Наши предположения мы подтверждаем только собственными наблюдениями и
сравнениями.
Список
используемой литературы
1.
Алексеев,
С.П. Рассказы об
Отечественной войне 1812 года / С.П. Алексеев // Алексеев С.П. Рассказы из
русской истории : [для младшего школьного возраста] / С.П. Алексеев. – М. :
Дрофа-Плюс, 2006. – С. 188-261.
2.
Безотосный,
В. М. Наполеоновские войны / В. М. Безотосный. — Москва : Вече, 2010. — 383 с.
: ил. — (Россия в великих войнах).
3.
Бескровный,
Л. Г. Отечественная война 1812 года.- М.: Соцэкгиз,1962. — 611с.: ил.
4.
Герои 1812
года: сборник / сост. В. Левченко. – М.: Мол. гвардия, 1987. – 608 с. : ил. –
(Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ :сер. биогр.; вып. 11).
5.
Гофман Э.Т. Щелкунчик и Мышиный Король/
Э.Т. Гофман; Пер.с нем.И.Татарино вой. ─ М.:РИО «Самовар 1990»,2003.
─ 120с.:ил. ─ (Любимые сказки мира).
6.
Ишимова, А.О. Бородинская битва [Текст] / А.О. Ишимова //
Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей / А.О. Ишимова.
– М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – С. 334-341.
7.
Михайлов, О.
Н. Бородино. – М. : Педагогика, 1982. – 128 с. : ил.
Тарле, Е.В.Нашествие Наполеона на Россию 1812 год. — М.: Москва, 2009. –
383с.
Приложения
Кроссворд на тему: Отражение
исторических событий в сказке «Щелкунчик»
Вопросы:
По
горизонтали:
1.
Злодей из сказки Гофмана:
Крысиный….
4.
Главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812
года
6.
Немецкий писатель, автор
сказки «Щелкунчик и мышиный король»
По
вертикали:
2.
Смелость, отвага, честность, способность
повести за собой армию, желание настигнуть и разбить врага, в тоже время
сберечь солдат – все эти качества присущи герою по имени….
3.
…. — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного, героического или бытового
характера.
5.
Полководец. Обладал сильным волевым
характером, нестандартным мышлением, мог выполнить одновременно несколько дел.
О таких людях говорят: «Семь пядей во лбу» — ….
7.
Какое событие произошло в 1812
году? Отечественная….
библиотека материалов
Сказки Шарля Перро
Предмет | Начальные классы |
Класс | 2 |
Вопрос №1
«Спящая красавица». Почему замок оказался неприступным?
A) Вокруг появились вьюны
B) Вокруг вырос густой лес
C) Вокруг построили высокий забор
Вопрос №2
Сколько лет спала принцесса?
A) 4 года
B) 50 лет
C) 100 лет
Вопрос №3
«Кот в сапогах». Какое наследство оставил мельник своим сыновьям?
A) Мельницу, осла, кота
B) Зерно, корову, кота
C) Мельницу, веник, осла
Вопрос №4
Каким образом кот съел великана-людоеда?
A) Попросил его превратиться в кашу
B) Попросил его превратиться в мышку
Вопрос №5
Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку?
A) 3
B) 4
C) 5
Вопрос №6
Как называется сказка, в которой жена, нарушив запрет мужа, открывает дверь
комнаты, полную тайн?
A) Кот в сапогах
B) Синяя Борода
C) Ослиная шкура
Вопрос №7
Как назывался сборник сказок Шарля Перро?
A) Сказки матушки Гусыни
B) Волшебные сказки
C) Разные сказки
Вопрос №8
Кто использовал сапоги-скороходы людоеда, чтобы спасти своих братьев?
A) Мальчик-с-пальчик
B) Кот в сапогах
C) Синяя Борода
Вопрос №9
Какая из этих не была написана Шарлем Перро?
A) Красавица и Чудовище
B) Щелкунчик и Мышиный король
C) Спящая Красавица
Вопрос №10
Кем был Рике-Хохолок?
A) Чудовищем
B) Принцем
C) Разбойником
Правильные ответы, решения к тесту:
Вопрос №1
Правильный ответ — B
Вопрос №2
Правильный ответ — C
Вопрос №3
Правильный ответ — A
Вопрос №4
Правильный ответ — B
Вопрос №5
Правильный ответ — B
Вопрос №6
Правильный ответ — B
Вопрос №7
Правильный ответ — A
Вопрос №8
Правильный ответ — A
Вопрос №9
Правильный ответ — B
Вопрос №10
Правильный ответ — B
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 941 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 895 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 362 человека из 71 региона
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Рабочая программа по родному (русскому) языку 1-4 класс
-
Урок. «Интерактивный урок по математике»
-
Презентация по литературному чтению на тему «Делу время, потехе час» Викторина по творчеству В. Драгунского (4 класс)
-
Презентация по теме: Вирус
-
М.Пришвин «Старый гриб» 2 класс
-
Тест по математике на тему » Вычитание в пределах 100″ ( 3 класс)
-
Кружок » В гостях у сказки»
-
Разработка «Прощание с начальной школой»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5455948 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»