Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

3 0 дмитрий наркисович, утка несколько тысяч километров, автору жалко серую шейку, ее он называет несчастной, лиса захотела съесть серую

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами



3



0

  1. Дмитрий Нарки́сович,
  2. Утка
  3. Несколько тысяч километров,
  4. Автору жалко серую шейку, ее он называет несчастной,
  5. Лиса захотела съесть серую шейку, подстерегает ее,
  6. Возмущен,
  7. Нет, эта сказка о взаимоотношениях людей в том числе.
  8. Громко, одновременно, долго, сначала, вверх, потом.

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами



3



0

Предлагаю свои варианты ответов к вопросам теста по сказке «Серая шейка» Мамина-Сибиряка:

◆ Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — автор сказки про уточку.

◆ Серая шейка — это уточка с поврежденным лисой крылом, которая является главной героиней повествования.

◆ Не менее нескольких тысяч километров пути приходится преодолевать птицам, перелетающим в теплые края.

◆ Автор относится к Серой шейке с сочувствием, называя её несчастной и беззащитной.

◆ Хитрая лисица наблюдала за уточкой и поджидала, когда же поверхность воды покроется льдом. А потом она начала проявлять инициативу: подползала все ближе и ближе, уговаривая утку выйти.

◆ Заяц сочувствовал бедной Шейке и пытался скрасить её существование, а поведение лисы он осуждал.

◆ В сказке прослеживается призыв автора быть добрыми, уметь бороться и верить в то, что помощь обязательно будет. Сказка учит читателей сопереживать, заботиться о своих товарищах и всегда приходить на выручку.

◆ Я нашла такие наречия в указанном отрывке:

Tmu1OUiNS3bsen0W2o1qaYiG2H13ep.png

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами



2



0

Ответим на вопросы данного теста:

  1. Писателя Мамина-Сибиряка зовут Дмитрием Наркисовичем.
  2. Серая шейка — это молоденькая уточка, которая не смогла улететь со стаей из-за больного крыла.
  3. Уткам предстоял долгий перелет, может быть несколько тысяч километров.
  4. Писатель симпатизирует Серой шейке и жалеет ее. Он называет ее бедной, беззащитной, несчастной и перепуганной.
  5. Когда полынья стала замерзать Лиса подползала все ближе и говорила, чтобы серая шейка выходила сама, потому что она все равно ее съест.
  6. Заяц возмутился поведением лисы.
  7. Эта сказка повествует о дружбе и взаимовыручке, о сочувствии и жестокости. Эти качества встречаются и среди людей.
  8. Наречия в этом отрывке следующие: Громко, Одновременно, Вверх — в первом абзаце. И Долго, Сначала, Потом — во втором абзаце.

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами



2



0

  • Автор данной сказки, которого зовут Дмитрий, а отчество Наркисович.
  • Серая шейка — это главная героиня одноимённой сказки, это птичка — уточка.
  • Птицам для перелёта необходимо очень много сил, так как лететь приходится огромные расстояния, слабые утки по пути сдают позиции, и отстают от стаи. Если птица очень слаба, то она не долетает до юга, так как остальные её не могут ждать, иначе они все погибнут.
  • Именно поэтому серая шейка не улетела на юг, она просто не смогла из-за того, что у неё сломано крыло.
  • Писатель жалеет уточку, он относится к ней очень трепетно.
  • Когда озеро стало замерзать, лиса поджидала уточку на берегу, пока оно совсем не замёрзнет.
  • Заяц переживал за серую шейку.
  • Данная сказка нам рассказывает не только о жизни животных, но и смыслом является помощь, отвага в борьбе за друг друга.

Наречия в тексте: г

7L3iuSMu3MHPD2FOodjURMGKDM7JhJjC.png

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Немного перепутаны времена года в порядке приведенных отрывков. Первый отрывок — это стихотворение Никитина «Здравствуй гостья зима» конечно о зиме. Второй отрывок — это стихотворение Фета «Ласточки пропали» об осени, и третий отрывок — стихотворение Тютчева «Вешние воды» конечно о весне.

В стихотворении Никитина описывается приход зимы. Автор рад наступающей зиме и радушно приветствует ее, приглашает в гости. Это стихотворение создает веселое и даже игривое настроение. Природа в стихотворении Тютчева напротив унылая, а в стихотворении Фета пробуждается и бодрит.

У Никитина Зима описывается как живое существо, это типичный пример олицетворения. Она называется Гостьей, к ней поэт обращается как обратился бы к человеку: «Гуляй».

Вопросы:

Какие ковры предлагает расстилать зиме Иван Никитин?

Почему тяжело автору в стихотворении Фета?

Каких гонцов посылает весна в стихотворении Тютчева?

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Оформление стихотворения на письме отличается от оформления прозаической речи.

Прежде всего обратим внимание, что в стихотворениях строчки могут разной длины, но почти всегда короче, чем строчки прозаические.

Каждая отдельная строка любого стихотворения называется Стихом.

Стих — это минимальный отрезок стихотворения и заканчивается каждый стих рифмой. Повторение этой рифмы возможно в следующем стихе, через стих, или через два стиха.

То есть каждое стихотворение состоит из стихов-строк и рифмы. Это его главное отличительное свойство.

Но есть еще строфа.

Строфа — это некоторый постоянный для одного стихотворения набор строк, которые объединены некой логической законченностью. Стихотворение состоит из нескольких строф и в каждой из них одинаковое количество стихов-строк, а рифмы повторяются в одинаковом порядке.

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Фантазии особо не отличаются друг от друга, некоторые правда бывают с изыском

1 Два мальчика и одна девочка

2 Две девочки и один мальчик

3 Много мальчиков и много девочек

4 Анальный секс со своей женщиной

5 Ролевые игры . Ничего особенного, все как у всех

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Чтобы стать знаменитым на весь мир, видимо надо иметь, какие либо достаточно редкие, исключительные способности или обладать редким даром, талантом. Видимо не лишним будет хорошее образование и всестороннее развитие. В некоторых случаях, надо иметь исключительные внешние данные.

Для игры «100 к 1», я свои ответы на данный вопрос изложу в следующем порядке —

  • хорошим музыкантом, композитором
  • талантливым поэтом
  • хорошим певцом
  • хорошим артистом
  • талантливым танцором
  • известным политиком.

Тест по сказке серая шейка 4 класс с ответами

Ритм и рифма — одни из главных особенностей построения стихотворения. Без них невозможно получить красивое стихотворение, хотя конечно случаются стихотворения без ритма, но с рифмой, без рифмы, но с ритмом, и наконец совсем без ритма и без рифмы — так называемые белые стихи.

Что же такое ритм?

Ритм — это чередование каких-либо элементов стихотворения, чаще всего ударных и безударных слогов, но может быть и похожих слов или даже рифм.

А что такое рифма?

Это созвучное окончание строк стихотворения, соседних или разделенных другими строками. Рифма придает стихотворению мелодичность и законченность.

Краткое содержание произведения

С наступлением осени все птицы, в том числе и семейство уток, начали собираться лететь на юг, где они смогут переждать холода. Но юная уточка Серая Шейка не могла лететь с остальными, так как ещё весной лиса схватила её и переломила ей крыло. К счастью, тогда её спасла мать — Старая Утка, которая смело бросилась на лисицу и отбила у неё утёнка.

Теперь Старая Утка очень переживала по поводу расставания с дочкой, лила слёзы и ссорилась со своим мужем — Селезнем. Он, в свою очередь, не понимал её материнского горя и гораздо спокойнее относился к тому, что вынужден оставлять дочку на всю зиму в холодных краях. Он заявлял, что, если уж она всё равно не может лететь из-за сломанного крыла, то «ничего не поделаешь».

Наконец, утки собрались в косяк из трёхсот штук. Мама-утка несколько раз порывалась остаться зимовать вместе с дочерью, но всё же должна была лететь со всей группой, чтобы заботиться об остальных детях. Кода птицы улетели, маленькая уточка осталась совсем одна, и ей стало страшно и одиноко.

Однажды она познакомилась с Зайцем — таким же беззащитным зверьком, который постоянно спасался от врагов бегством. Они вместе разговаривали, он давал ей советы о том, что нужно быть осторожнее.

Уточка плавала в середине реки, где вода не замёрзла и образовалась полынья, но свободного места для плаванья оставалось всё меньше, ведь река стремительно замерзала. Она понимала, что однажды ей некуда будет деться. В это время каждый день начала приходить Лиса, проверяя, не замёрзла ли полынья полностью. Она садилась у воды и начинала звать уточку на берег ласковыми словами, часто подбиралась по льду к самой полынье, но не могла добраться до своей добычи, потому что лёд у самого края был ещё очень тонок. Испуганная птица в эти моменты со страху ныряла под воду.

Вероятно, в итоге Лиса и съела бы её, но как-то раз в лес пришёл охотник — старик Акинтич. Он собирался подстрелить зайцев на шубу для своей старухи, но все зайцы разбежались. Затем он увидел Лису, крадущуюся по льду, и решил подстрелить её — на воротник для старухиной шубы.

Но и Лиса сумела убежать после выстрела, зато на реке старик заметил птицу со сломанным крылом и решил взять её для своих внучков, не сомневаясь, что такой питомец обязательно им понравится. А зайцы были свидетелями всего этого: они посмеялись над Лисой и порадовались счастью спасённой утки.

План для пересказа

Текст произведения разделён на 4 главы, на основе чего можно сформировать и план для краткого пересказа из нескольких частей:

  • Описание сборов птиц перед полётом на юг.
  • Одиночество уточки.
  • Знакомство с Зайцем и страх перед Лисой, начавшей приходить каждый день.
  • Попытка нападения Лисы и счастливое спасение охотником.

Характеристика главных героев

Основные герои сказки:

  1. Серая Шейка — юная уточка, которая весной стала жертвой Лисы, сломавшей ей крыло, и из-за этого осенью не сумела отправиться на юг вместе с косяком. Она добрая и очень любит маму-утку и всю свою семью — об этом говорится в отрывке, в котором она прощается с остальными утками перед полётом и говорит, что будет постоянно думать о них. Она слушается мать и по её наказу старается быть осторожной. Она умеет дружить, так как подружилась с Зайцем. Испытывает страх, одиночество, сомнение и отчаяние, но всё же не сдаётся и проявляет храбрость и мужественность.
  2. Старая Утка — её заботливая мама, которая самоотверженно отбила её от лисицы. Благодаря материнскому инстинкту очень любит свою дочь, с трудом расстаётся с ней и надеется, что она сможет перезимовать.
  3. Селезень — ленивый и ворчливый отец уточки, который склонен философски рассуждать и серьёзно смотреть на мир. Хоть он и жалеет дочку, но считает, что прежде всего нужно заботиться о здоровых членах семейства, из-за чего выглядит равнодушным.
  4. Заяц — весёлый и неунывающий зверёк, который становится хорошим другом для уточки, не позволяет ей пасть духом и даёт советы о том, что нужно быть осторожнее с Лисой. Ему тоже постоянно приходится бороться за свою жизнь и спасаться от многочисленных опасностей, подстерегающих в лесу.
  5. Лиса — хитрая, злая и очень опасная. Именно из-за неё, напавшей на уточку весной, с главной героиней и случились все неприятности. Настойчива, упряма, терпелива и нетороплива: не сомневается, что добыча никуда от неё не уйдёт, ведь ей будет просто некуда деваться. Поэтому ежедневно терроризирует утку, издевается над ней, выманивает на берег и наслаждается её бессилием.
  6. Старик Акинтич — опытный охотник, сгорбленный и подслеповатый деревенский житель, который любит свою жену-старуху и своих внучков. Добрый, заботливый и сострадательный: увидев замерзающую одинокую утку на реке, он не может пройти мимо, жалеет её, демонстрируя благородные качества своего характера, и берёт её с собой в подарок внукам.

Все, кроме Лисы, главные герои Серую Шейку жалеют, сочувствуют ей. В повествовании все персонажи-животные очеловечены: они испытывают совершенно человеческие эмоции, а в конце сказки уточка разговаривает со стариком-охотником, и он прекрасно понимает её.

Благодаря этому приёму можно лучше понять действия и мотивацию героев, а также провести сравнение с поступками людей. Ведь каждый человек, как и персонажи этой сказки, тоже испытывают сочувствие, сострадание, страх, отчаяние и т. д.

Урок по литературному чтению Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка», (4 класс)

Тема: Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка», 4 класс.

Учебная цель урока (прогнозируемый результат):

предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут -иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка; -правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение; -уметь осмысливать прочитанное; -знать значение новых слов; -составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».
Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции); -создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно — этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции); -способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции); -создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).
Используемые методические приёмы, технологии обучения:
здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» В.С.Воропаева, Т.С.Куцанова, стр. 61; кроссворд; раздаточный материал (таблицы на пёрышках, белые лепестки ромашки, ладошки, солнышко для рефлексии), рисунки учащихся, портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрация к 3 главе сказки; «уточка» на указке для гимнастики глаз, презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент.
Учащийся: Прозвенел долгожданный звонок. Нас, ребята, позвал на урок. Время зря мы не теряем И работать начинаем.
1) Эмоциональный настрой. Аффирмация.

— Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо». — Спасибо! Присаживайтесь на свои места. 2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка. Упражнение «Пёрышко». — Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе. Упражнение «Стайка» (голосовая имитация). — Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаясь, мы слышим их тихое «га-га-га» и «кря-кря-кря». Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает. 3)Речевая разминка: Утка моя, селезнюха моя, не летай за реку, не клюй песку, не тупи носку!

Задания для учащихся: — прочитайте про себя, хором; — найдите имена существительные (дети называют, слова выделяются на слайде: Утка, селезнюха, за реку, песку, носку);

— 1 ряд читает, выделяя эти слова вопросительной интонацией; — 2 ряд читает быстро; — 3 ряд читает медленно. — Мы провели разминку и можем начинать работать. II. Стадия вызова

1) Фронтальный опрос.

— Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Ответы учащихся). Обратить внимание на выставку рисунков. — Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке. — Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

— Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке. — Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями. — Активно поработать на уроке. — Узнать что-то новое. — Поразмышлять о поступках героев. — Порадоваться за себя и своих одноклассников. — Проявить себя в различных формах работы. — Попробовать при чтении эмоциями и выразительностью речи передать характер героя. — Получить хорошую отметку за урок. — Задуматься, почему именно так…, а могло ли быть по другому. — Приобрести новые знания и новых друзей. … и т.д. 2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…». — Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом пёрышки, которые обронили утки и гуси, пролетающие мимо нас.

— Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине — Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите. Итак, вопросы: 1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года? 2…его отец был священником? 3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам? 4… Мамин учился на ветеринара? 5… работал репетитором, чтоб прокормить семью? 6…женился на Татьяне Абрамовой? 7…родилась дочь Елена? 8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»? 9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии? 10…он умер в 80 лет? — Отложите пёрышки в сторонку. Правильность ваших ответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о биографии и творчестве Д. Мамина – Сибиряка. 3) Рассказ об авторе, выставка книг Д. Мамин-Сибиряка.

Учащийся, либо два учащихся, заинтересовавшиеся творчеством автора на предыдущем уроке, излагают подготовленный материал. Оценивание. Учитель выставляет две отметки с комментированием по мере достижения цели данного этапа урока. После сообщения учащимися информации о биографии писателя, все возвращаются к составленным таблицам, учитель зачитывает вопросы, на слайде появляются «+» и «-». Учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в связи с полученной информацией.

В это время те учащиеся, которые рассказывали о Д. Мамине –Сибиряке, работают индивидуально, разгадывают кроссворд. Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки. 4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума». — Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка». — Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:

— Выберите себе, пожалуйста, любой лепесток. Учащиеся выбирают цветные лепестки (6 типов вопросов и по 4 подсказки в каждом), образуется 6 групп. Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».

Оценивание работы групп. Оценивание работы в каждой группе (самые активные учащиеся в группе с учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения» получают отметку за работу с комментированием учителя). -Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть. 5) Физкультминутка. На носочки встанем, облачко достанем. На корточки присядем, травушку погладим. Руками-крыльями взмахнем, как утята поклюем. В стайки соберемся, друг другу улыбнемся. Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.
III. Стадия осмысления.
1) Изографы. — Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).

— Правильно, это новые герои сказки. — Напомните, пожалуйста, что такое изографы? 2) Словарная работа. Приём «Ассоциации» — Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов? Кубарем

— вертясь, стремительно (о падении). — Подберите синоним к этому слову. (Кувырком) — Покажите рукой как это выглядит. — Составьте предложение, используя слово «кубарем». — Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб) — Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)

Полынья.

Предложить одному из учащихся (с более слабыми способностями) найти значение слова в словаре С.И.Ожегова. В это время другие учащиеся выполняют следующее задание: — Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь — многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями). Ученик зачитывает толкование слова из словаря: Полынья, -и, родительный падеж множественное число -ней, женский род. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма. — Составьте предложение с этим словом. (Сани провалились в полынью.) — С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)

Не больше 15 сажен

– сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).

— Давайте проверим на практике, верно ли это утверждение. (Измерение учащимися расстояния расставленных рук учителя). — Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)

Не спесива

– не высокомерная, не гордая. — Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки. 3) Гимнастика для глаз «Наблюдаем за полётом уточки». На указке прикреплена «уточка», учитель имитирует «полёт» уточки, учащиеся следят глазами. 4) Первичное восприятие текста (аудиозапись). — Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения. 5) Чтение 3 части («Серая Шейка была в отчаянии…» ) Виды работы с текстом: «Жужжащее чтение». Чтение цепочкой по предложению. Приём «Прогноз» (Что может произойти дальше?). «Живая картинка» (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное, диалог лисы и утки). «Вслух – про себя» Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к иллюстрации. — Прогнозируемое предположение подтвердилось? (Ответы учащихся). — О чём с ужасом думала Серая Шейка? — Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц? — Какой вы представили Лису? — Как Серая Шейка восприняла приход Лисы? — Как вела себя Лиса? — Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой? — Как бы вы чувствовали себя на её месте? — Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет? — Можно ли их назвать друзьями? Почему? Оценивание. С учётом полученного балла за «Верные и неверные утверждения», учащиеся, читающие текст сказки и отвечающие на вопросы, получают отметки с комментированием учителя (выразительное, правильное чтение текста произведения, наличие полного грамотного ответа). 6) Подвижная игра. — Ребята, герои сказки приготовили вам игру «Угадайка». Сейчас я вам буду показывать прилагательные, а вы должны «изобразить» героя, которому принадлежит данная характеристика (трусливый – дети изображают зайца, приставляю руки к голове, имитируя длинные уши; хитрая – кокетливая лиса; беззащитная – взмахи крыльями, как уточка и т.д.) На слайде каждое прилагательное, после показа детьми, «прикрепляется» к соответствующему персонажу.

IV. Рефлексия.

1) Работа в группах (по рядам). Приём «Синквейн». — В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки. Напоминаю Правила построения синквейна.

— Работа ведётся в группах (1 ряд — заяц, 2 ряд — лиса, 3 ряд- Серая Шейка), результаты зачитываются. Серая Шейка

Бедная, одинокая Скучает, плавает, боится Как-нибудь, милая, пробьёшься Калека
Лиса
Хитрая, бессовестная Крадётся, ждёт, тревожит Тёплая старухе шуба будет Плутовка
Заяц
Беззащитный, робкий Возмущается, боится, беспокоится Друг познаётся в беде Косой — Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.) — Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо. Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь. Я рада за всех нас и за каждого в отдельности, рада за то, что у каждого из вас очень доброе и трепетное сердце, как у зайца в сказке. Рада за то, что как истинные пионеры, вы тоже не остались в стороне, а с честью согласились помочь ребёнку-инвалиду, отказались от своих подарков, развешивали листовки с призывом помощи для Жени Батуревич, посещали благотворительный концерт в её честь. Будьте всегда добрыми и милосердными и не забывайте: «Друг познаётся в беде!» 2) Приём «Кубик Блума». Учащиеся поочерёдно бросают кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик: «Опиши» (назвать форму косяка, цвет перьев уточки, размер полыньи и т.д.); «Сравни» (указать сходства зайца и уточки, изменения в природе и т.д.; «Предложи ассоциацию» (с чем у ассоциируется зима , с кем – Серая Шейка и т.д.; «Проанализируй» (сколько это – сажень, при какой температуре замерзает вода в реке и т.д.; «Используй» (как и где можно применить «кубарем», спесивый характер и т.д. ; «Дай оценку» (перечислите достоинства зайца и недостатки лисы и т.д.).

3) Фронтальный опрос. — Столько много было сказано и проделано на уроке… -Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей). — Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания? — Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…». — На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения. V. Домашнее задание.

— Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, к пейзажным зарисовкам, либо самого героя сказки. — Напоминаю вам Правила составления паспорта героя: Где живёт? Чем занимается? Какие поступки? Какой характер? Что думает о нём автор? Что вам понравилось или не понравилось в герое?
Аффирмация.
— Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. — Почти всё у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы бы её никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям. Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо и радостно, легко и тепло. — Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши громко, если не очень, то тихо, ну, а если урок не понравился, можете не хлопать.

«Серая Шейка»: главные мысли

Сказка затрагивает такие основные темы, как:

  • добро всегда побеждает;
  • даже в самой сложной ситуации не стоит отчаиваться, терять веру и опускать руки, спасение может прийти оттуда, откуда не ожидаешь;
  • в трудную минуту можно положиться на верных друзей.

Кроме того, сюжет произведения рассказывает о добре, милосердии и желании помочь тем, кто в этом нуждается. На примере мамы-утки сказка учит любить своих детей и проявлять заботу о них. А на примере старика Акинтича она учит милосердию и состраданию к животным, братьям нашим меньшим.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • мир не без добрых людей;
  • ловит волк, да ловят и волка;
  • никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь;
  • не было бы счастья, да несчастье помогло;
  • всё хорошо, что хорошо кончается.

«Серая шейка» — читательский дневник по сказке Мамин-Сибиряка

В сказке писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Серая шейка» главная героиня, уточка, переживает очень тяжелые времена. Ей приходится одной пережидать суровую зиму, надеясь, что морозы не смогут сковать полностью полынью на реке, ее единственную надежду на спасение.

Описание книги

ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название: Серая Шейка

Число страниц: 32.

Издательство «РИПОЛ классик».

Год издания: 2012 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1948 год

Главные герои сказки

  • Серая Шейка. Молодая уточка, у которой весной лиса сломала крыло. Крыло плохо срослось, и уточка не может летать. Родители оставляют Серую Шейку зимовать в одиночестве. Серая Шейка — храбрая и мужественная. Ей очень тоскливо, она боится, но не сдается.
  • Заяц. Любопытный и веселый, с отменным чувством юмора. Становится другом Серой Шейки и поддерживает ее в трудную минуту. Его находчивость помогает спасти уточку в тот час, когда лиса практически схватила Серую Шейку.
  • Лиса. Злая и не добрая. Наслаждается бессилием своей жертвы, мучает Серую шейку постоянными обещаниями съесть ее. Очень упрямая, настойчивая и неторопливая. Уверенная в том, что ее добыча никуда не денется.
  • Старик-охотник. Опытный охотник, добрый, заботливый. Хотел добыть лисий хвост, чтобы порадовать старуху. Слаб зрением.
  • Утка-мама. Добрая и заботливая. Сильно переживала за Серую Шейку.
  • Селезень-отец. Равнодушный, думает только о здоровых членах стаи.

Краткое содержание

С наступлением осени перелетные птицы стали собираться в дальний путь. В большом выводке Селезня и Утки был один птенец-калека – весной Лиса сломала крыло уточке Серой Шейке, и она не могла летать. Мама Утка очень тревожилась о судьбе дочери, и советовала ей держаться полыньи, которая долгое время не замерзала.

Постепенно улетели все птицы, и Серая Шейка осталась в полном одиночестве. Единственным ее товарищем оказался трусливый Заяц, который всего боялся. Однажды у полыньи оказалась Лиса, которая сразу узнала свою старую знакомую. Она попыталась подманить Серую Шейку, но та была умной уточкой, и не подплыла к ней.

Заяц предупредил Серую Шейку о том, какой коварной была Лиса, и уточка стала еще больше ее остерегаться. С каждым днем мороз все больше крепчал, и река все сильнее замерзала. Лиса каждый день приходила проверять, насколько крепим стал лед, чтобы добраться до беззащитной уточки. Когда полынья стала размером в сажень, Лиса уселась на берегу и принялась звать Серую Шейку, обещая ее все равно съесть.

Так бы и случилось, если бы не счастливый случай. Однажды в лесу появился старый Охотник, который собирался подстрелить зайцев на шубу для жены. Но зайцы бросились врассыпную, оставив Охотника с носом. И тут он увидел рыжую пушистую Лису, и выстрелил в нее. Когда же он подбежал к полынье, то увидел вместо Лисы Серую Шейку. Она рассказала Охотнику о своем горе, и тот пожалел ее. Охотник забрал с собой беспомощную уточку и принес домой, к внукам.

План пересказа

  • Перелетные птицы готовятся к полету.
  • Серая Шейка остается в одиночестве.
  • Знакомство с Зайцем.
  • Появление коварной Лисы.
  • Полынь замерзает.
  • Старый охотник в лесу.
  • Спасение Серой Шейки.

Основная мысль

Спасение зачастую приходит оттуда, откуда его не ждешь.

Чему учит сказка

Сказка учит терпению, смирению и одновременно стойкости и умению добиваться своего. Кроме того, сказка учит любить своих детей, заботиться о них и никогда не бросать в беде.

Отзыв

Добрая и поучительная сказка показывает, что мир не без добрых людей, и даже в самой сложной жизненной ситуации всегда найдется кто-то, кто подаст руку помощи.

Вывод (мое мнение)

Сказка учит взаимовыручке, самоотверженности и умению никогда, ни при каких обстоятельствах не падать духом. Даже маленькая беззащитная уточка спасала свою жизнь, как только могла, и никогда не теряла надежды.

Пословицы

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
  • Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Что понравилось

Понравилось, что, несмотря на все трудности, уточка не стала добычей коварной лисы, которая терпеливо поджидала свою добычу. Добро и справедливость победили, и это главное.

Урок литературного чтения Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Урок с применением технологии развития критического мышления.

Учебная цель урока (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
-иметь представление о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка;
-правильно, выразительно читать 3 часть сказки «Серая Шейка», передавая эмоциональное настроение;
-уметь осмысливать прочитанное;
-знать значение новых слов;
-составлять характеристику героев с использованием «Синквейна».

Цели личностного развития:
-содействовать воспитанию коммуникативности (умение слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс и представлять итог работы группы; умение задавать вопросы и выступать с устным сообщением) (формирование коммуникативной компетенции);
-создать условия для формирования активных форм взаимодействия в образовательном процессе, норм нравственно — этического поведения, личностного и толерантного отношения к окружающей действительности (формирование социальной компетенции);
-способствовать развитию интереса к чтению, умения самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию (формирование информационной компетенции);
-создать условия для развития способности к самоорганизации и самоопределению, для повышения мотивации посредством организации совместного целеполагания, участия в самооценке и взаимооценке работы одноклассников; осуществление рефлексии (формирование ценностно-смысловой компетенции).

Используемые методические приёмы, технологии обучения: здоровьесберегающая технология (аффирмация), ТРКМ. Приём «Верные и неверные утверждения», «Ромашка Блума», «Прогноз», «Синквейн», «Ассоциации», «Кубик Блума».

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока
I. Организационный момент.

Учащийся:
Прозвенел долгожданный звонок.
Нас, ребята, позвал на урок.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.

1) Эмоциональный настрой.

Стратегия «Импульс»

— Спасибо!

Деление на группы : Каждый берет пёрышко разного цвета, для рассадки по группам

Присаживайтесь на свои места.

2) Дыхательная, артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Пёрышко».
— Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

— Мы провели дыхательную разминку и можем начинать работать.

II. Стадия вызова
1) Фронтальный опрос.

— Ребята, как, на ваш взгляд, связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Ответы учащихся).

Обратить внимание на выставку рисунков.

— Правильно, все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке.

— Ребята, как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? Какие задачи нам необходимо решить для достижения этой цели? (Предположения и ответы учащихся с опорой на Памятку «Сегодня на уроке я хочу… »:

— Узнать больше о Д. Мамине – Сибиряке.
— Познакомиться с продолжением сказки и новыми героями.
— Активно поработать на уроке.
— Узнать что-то новое.
— Поразмышлять о поступках героев.
— Порадоваться за себя и своих одноклассников.
— Проявить себя в различных формах работы.
— Получить хорошую отметку за урок.
— Приобрести новые знания и новых друзей.
… и т.д.

2) Работа в парах. Приём «Верные и неверные утверждения».

Учащиеся в парах заполняют таблицу «Верите ли вы, что…».

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы…?». А помогут мне в этом пёрышки, которые обронили утки и гуси, пролетающие мимо нас.

— Их заинтересовало, что вы запомнили о Д. Мамине — Сибиряке из прошлого урока. Я буду зачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». ставите в таблице «+», если верите, и «-», если не верите.
Итак, вопросы:

1…Дмитрий Наркисович родился 25.10.1825 года?
2…его отец был священником?
3…и он хотел, чтобы Дмитрий пошёл по его стопам?
4… Мамин учился на ветеринара?
5… работал репетитором, чтоб прокормить семью?
6…Он переехал в Москву?
7…родилась дочь Алена?
8…самая известная его книга – «Алёнушкины сказки»?
9…Сибиряк – эта вымышленная приставка к фамилии?
10…он умер в 80 лет?

Проверка с экрана

Взаимопроверка и взаимооценка парами результатов совместной деятельности, количество «+» соответствует баллу за выполненную работу. Эти результаты будут использованы в течение всего урока при получении учащимися итоговой отметки.

4) Проверка домашнего задания. Работа в группах. Приём «Ромашка Блума».

— Для проверки домашнего задания мы воспользуемся «Ромашкой вопросов», она позволит нам проверить ваши знания по содержанию 1 и 2 части сказки «Серая Шейка».
— Вы будете работать в группах. Повторим Правила работы в группе:

Вы сидите по группам и у вас определённый цвет. На столах у вас лежит лепесток на обратной стороне есть вопрос, обсудите вопрос в группах и дайте нам ответ

Используя цветные лепестки с вопросами-подсказками, учащиеся в каждой группе высказывают свои предложения по составлению вопроса, соответствующего типа: простой, уточняющий, объясняющий, творческий, практический, оценочный, выслушивают мнение всех участников группы, записывают на белых лепестках наиболее удачные варианты. После этого каждая группа зачитывает свои вопросы, выслушивает ответ учащихся из других групп, соглашается и, если не соглашается, то предоставляет свой вариант ответа, в результате на доске рядом с «ромашкой вопросов» появляется «ромашка ответов».

1 гр Я понимаю, что Серую Шейку называли калекой из-за того, что было переломано крыло? При каких обстоятельствах это произошло?
2 гр Почему Мать Утка рассказывала Серой Шейке о нескольких случаях, когда утки оставались на зиму? (утешала)
3гр Что будет если все-таки серая Шейка соберется в дорогу?
4гр Как бы вы поступили на месте Утки?

Оценивание работы групп. фейерверк

-Ребята, мы с вами хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

5) Физминутка.

III. Стадия осмысления.
1) Изографы.
— Посмотрите внимательно на рисунки, какое слово спряталось в каждом из них (Заяц, Лиса, Утка). Почему именно эти изографы я вам предложила? (Ответы учащихся).

— Правильно, это новые герои сказки.
— Напомните, пожалуйста, что такое изографы?

2) Словарная работа. Приём «Ассоциации»
— Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какие предположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?

Кубарем — вертясь, стремительно (о падении).
— Подберите синоним к этому слову. (Кувырком)
— Покажите рукой как это выглядит.
— Какая геометрическая объёмная фигура спряталась в этом слове? (Куб)
— Можем ли мы использовать куб на уроке чтения? (Кубик Блума)

Полынья. Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.

— Какое слово спряталось в слове полынья? (Полынь). Что такое полынь? (Полынь — многолетнее травянистое растение серебристого цвета, с сильным ароматным запахом и знаменитой полынной горечью, является лекарственным растением, используется для борьбы с гусеницами, молью и муравьями).
— С какой геометрической фигурой ассоциируется полынья? На что может быть похожа? (На облако, овал)

Не больше 15 сажен – сажень – мера длины чуть больше 2 метров (первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках).

— Чтобы познакомиться со следующим словом, вам необходимо разгадать ребус. (Слайд 24)

Не спесива – не высокомерная, не гордая

— Итак, зная значения новых слов мы можем начать знакомство с третьей частью сказки.

4) Первичное восприятие текста ( прослушивание аудиозаписи следя по учебнику).
— Сейчас мы прослушаем фрагмент сказки, познакомимся с продолжением сказки, внимательно слушайте, следите по учебнику за содержанием текста. Обратите внимание на интонацию, голоса героев, на музыкальное сопровождение записи произведения.

Индивидуальное задание: Лови ошибку

1. «Неужели все море замёрзнет?» -думала Сера Шейка с ужасом ( река замерзнет)
2. Серая Шейка страшно перепугалась, когда из- под куста кубарем вылетела Лиса.(Заяц)
3. Я не могу бегать(летать).Лиса мне крылышко перекусила, когда я была маленькой.
4. Свободного места,где можно было плавать, оставалось не больше 15 сажень.
5. А, старая знакомая.здравствуй!- ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. -Давненько не видались. Поздравляю с весной!(Зимой)
Оценивание.

заботливая

IV. Рефлексия.
1) Работа в группах Приём «Синквейн».
— В завершении нашей сегодняшней работы я предлагаю вам составить синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь зайца, лисы и Серой Шейки и Утки. Напоминаю Правила построения синквейна.

— Работа ведётся в группах (1 гр — заяц, 2 гр- лиса, 3 гр- Серая Шейка, 4гр — утка), результаты зачитываются.

Серая Шейка
Бедная, одинокая
Скучает, плавает, боится
Как-нибудь, милая, пробьёшься
Калека

Лиса
Хитрая, бессовестная
Крадётся, ждёт, тревожит
Тёплая старухе шуба будет
Плутовка
Заяц
Беззащитный, робкий
Возмущается, боится, беспокоится
Друг познаётся в беде
Косой

Утка
Заботливая, любящая
Любит, переживает, плачет
Утка бросилась на врага и отбила утенка
Мать

— Ребята, в тексте и в синквейне нам встретилось слово «калека». Что означает это слово? (Высказывания детей.)
— Во всём мире много людей, которые по своей неосторожности или в силу каких-то других причин стали увечными, калеками, чаще используется слово «инвалидами». Больнее всего видеть ребёнка-инвалида. Такие дети лишены многих радостей детства, а очень часто становятся просто одинокими в своей беде. И чтобы этого не случилось, необходимо помнить, что они такие же, как и мы. Да, это люди с особенностями, но они тоже чувствуют и радуются, боятся и расстраиваются, любят и верят в чудо.
Очень важно не оттолкнуть, не отречься от тех, кому нужна наша помощь.
Я рада за всех нас и за каждого в отдельности, рада за то, что у каждого из вас очень доброе и трепетное сердце, как у зайца в сказке

Итог:- Столько много было сказано и проделано на уроке…
-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены? (Ответы детей).
— Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?
— Ребята, продолжите фразу: «Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…», «Сегодня на уроке я (мне)…».
— На столе у вас лежат ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и объедините в солнышко, пусть оно согреет своими тёплыми лучами всех присутствующих в классе и подарит надежду нашим героям на счастливую концовку произведения.

V. Домашнее задание.
— Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое задание составить паспорт любого из героев, придумать свой изограф- Напоминаю вам Правила составления паспорта героя:
Где живёт?
Чем занимается?
Какие поступки?
Какой характер?
Что думает о нём автор?
Что вам понравилось или не понравилось в герое?

Согласовано:
Зам. директора по УВР
Ахметова Ш.К.
«___» декабря 2017г. Утверждаю:
Директор КГУ «Гимназия №1»
Суханова С.Ю.
«___» декабря 2017г

Разработка
открытого урока
по литературному чтению
Тема: Д.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Подготовила: Мурикова В.В.
учитель начальных классов

2017-18 уч.год

  • Тест по сказке пушкина о золотом петушке 4 класс с ответами
  • Тест по сказке по щучьему велению 3 класс с ответами перспектива
  • Тест по сказке принцесса на горошине
  • Тест по сказке огниво с ответами 2 класс
  • Тест по сказке падчерица 5 класс с ответами меркин