Тест по сказке маршака 12 месяцев

Московский академический музыкальный театр имени к.с. станиславского и вл.и. немировича-данченкозрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Технологическая
карта открытого урока по литературе, проведенного в 5 «В» классе учителем
Сорвановой И.Н.

Тема: литературная
игра по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Предметные: развить
интерес к личности писателя и его творчеству, уметь показать свои знания

Метапредметные: совершенствование
умения использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
формирование умения организовывать и оценивать свою деятельность

Личностные: развитие
интереса к изучению художественной литературы, способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью и взаимооценке

Игра носит как контролирующий, так и
обобщающий характер и может служить альтернативой зачётному уроку.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

I.Организационный
момент. Включение в деятельность

-Здравствуйте,
ребята!

-Давайте
вспомним, чтение какого произведения мы закончили?

Кто
автор этого произведения?

Вспоминают,
отвечают на вопросы учителя.

II.
Мотивация к учебной деятельности

Cегодня
мы проведем литературную игру и проверим ваши знания.

Учитель
называет категорию вопросов, а учащиеся должны делать ставки – один жетон (изначально
каждый получает 10 жетонов). Затем зачитывается вопрос и три варианта ответов
(также показываются с помощью проектора или распечатываются), а ученики
выбирают один из них и поднимают карточки с номерами ответов – 1, 2, 3.
Отвечают на вопросы только те, кто сделал ставки, решил ответить на данный
вопрос, а остальные отдыхают. Участник, ответивший правильно, забирает жетоны
из банка. Если правильные ответы дали сразу несколько игроков, то содержание
банка делится между всеми поровну. Задача играющих — скопить как можно больше
жетонов.

Вспоминают
правила игры, задают вопросы.

III. Актуализация
изученного

Вопрос
1. Об авторе.

С.Я.
Маршак родился в

1. 1887
году

2. 1907
году

3. 1927
году

Вопрос
2. О произведениях Маршака.

Какую из
сказок он написал:

1. «Дядя
Стёпа – милиционер»

2.
«Мойдодыр»

3.
«Сказка о глупом мышонке»

Вопрос
3. О героях пьесы-сказки.

Какой из
месяцев дарит падчерице обручальное кольцо:

1.
февраль

2. март

3.
апрель

Вопрос
4. Теоретический.

К какому
роду литературы относится пьеса-сказка:

1. драма

2.
лирика

3. эпос

Вопрос
5. О пьесе-сказке.

Сколько
действий в пьесе «Двенадцать месяцев»?

1. 3

2. 4

3. 5

Вопрос
6. О героях пьесы-сказки.

Чьи это
слова: «Вот врёшь, врёшь, да ненароком правду соврёшь»? Это говорит:

1. гофмейстерина

2.
мачеха

3. ворон

Вопрос
7. Об авторе.

Каково
имя и отчество Маршака:

1.
Самуил Иосифович

2. Яков
Самуилович

3.
Самуил Яковлевич

Вопрос
8. О пьесе-сказке.

Пьеса
«Двенадцать месяцев» начинается с разговора:

1.
зверей

2.
месяцев

3.
королевы и профессора

Вопрос
9. О героях пьесы-сказки.

Чьи это
слова: «Дешевле досталось – дороже будет»? Это говорит:

1.
солдат

2.
профессор

3.
январь

Вопрос
10. Теоретический.

Что
такое ремарка? Это

1. место
действия

2.
пояснение автора

3.
исправление

Вопрос
11. О пьесе-сказке.

Это
произведение было написано:

1. до
ВОв

2. во
время ВОв

3. после
ВОв

Вопрос
12. О героях пьесы-сказки.

Чьи это
слова: «32 декабря – это прелестная новогодняя шутка её величества»? Это
говорит:

1.
прокурор

2.
начальник стражи

3. гофмейстерина

Вопрос
13. Об авторе.

С.Я.
Маршак родился в городе:

1.
Москва

2.
Воронеж

3.
Петербург

Вопрос
14. О пьесе-сказке.

Действие
пьесы заканчивается:

1. во
дворце

2. в
доме мачехи

3. в
лесу

Вопрос
15. О героях пьесы-сказки.

Какой из
месяцев просит посветить в лесу:

1.
январь

2.
февраль

3. март

Вопрос
16. Теоретический.

Что
такое декорация? Это

1.
оформление сцены

2.
одежда персонажей

3.
украшение

Вопрос
17. О героях пьесы-сказки.

Кто,
получив от королевы подснежник, сказал: «Я буду хранить цветок в золотом
футляре»? Это говорит:

1.
начальник стражи

2.
прокурор

3.
гофмейстерина

Вопрос
18. Об авторе.

В какой
стране жил и учился С.Я. Маршак:

1.
Франция

2.
Англия

3.
Германия

Вопрос
19. О героях пьесы-сказки.

Кто,
прощаясь, сказал: «Зеркалом дорога»? Это говорит:

1.
январь

2.
солдат

3.
ворона

Вопрос
20. О пьесе-сказке.

Произведение
заканчивается словами:

1.
королевы

2.
профессора

3.
песней месяцев

Выбирают
вопросы, отвечают на них, собирают жетоны.

II. Задание
повышенной сложности, где ставят по 3 жетона. Надо продолжить фразу или
вставить слово.

1.
Глашатаи объявляют:

В лесу
цветёт подснежник,

А не
метель метёт.

И тот из
вас …………,

Кто
скажет – не цветёт.

2.
Мачеха обижается:

Нечего
сказать, хороша дочка! В такую погоду хозяин собаки на улицу не выгонит, а
она ……………..

3.
Месяцы предупреждают падчерицу:

Дружбой
с нами ………………

4.
Месяцы обещают падчерице:

Придём к
тебе на выручку – все 12 придём, как один – с грозой, с метелью, с ……………..

5.
Гофмейстерина жалуется:

Зимой ей
нужны подснежники, а летом понадобятся ……..

Выбирают
вопросы, отвечают на них, собирают жетоны.

-мятежник

-мать
гонит

-не
хвались

-весенней
капелью

-сосульки

III. Кто
быстрее (первые трое получают по 5 жетонов).

Каждый
ученик получает конверт с разрезанной иллюстрацией. На доске помещены
распечатанные иллюстрации, руководствуясь которыми, они собирают свою
картинку.

Складывают
иллюстрации, рассказывают об изображённом, получают жетоны.

IV. Итог
урока. Рефлексия.

Подсчёт
жетонов. Выставление оценок.

-Ребята,
понравился ли вам сегодняшний урок, как вы себя ощущали во время него?
Поднимите, пожалуйста, карточку (поднимают одну из трёх рожиц: с улыбкой,
нейтральную или недовольную).

Подсчитывают
жетоны. Поднимают карточки.

V. Домашнее
задание.

Предлагается
по выбору: стр.112:

-прочитать
статью об А.А. Платонове,

-подготовить
пересказ статьи,

-подготовить
рассказ о писателе с добавлением своей информации.

Конспект по развитию речи «Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

 Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке СМаршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Развивать умение, подбирать признаки предметов.

Задачи. Формировать умение видеть красоту, добро в литературных произведениях и следовать положительному примеру. Развивать эмоциональную отзывчивость на прочитанное. Внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию отрывками из текста. Грамматически правильно строить предложения, чётко проговаривая слова.

Словарь: падчерицей, полоскать белье в реке, огребать лопатой, бровастый, приобретёшь.

Ход

Двенадцать месяцев (словацкая сказка в обр. С. Маршака)

Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать.

А как их зовут?

Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Д. и. «Подбери признаки».

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, снежная, весёлая, суровая, студёная, длинная…

Снег (какой) белый, пушистый, мягкий, чистый…

Весна (какая) тёплая, красивая, яркая, ранняя, зелёная…

Воспитатель: Я очень люблю сказку СМаршака «Двенадцать месяцев». Не забыли, какой сейчас месяц? Январь – середина зимы. До весны еще далеко, чтобы до весны дожить, надо? Февраль пережить. А потом первый месяц весны наступит. Какой? Правильно, март. А разговор я этот затеяла, потому что хочу, чтобы вы вспомнили сказку.

Воспитатель: Вам понравилась сказка? В какое время года происходило действие сказки? А главный признак зимы какой? Правильно снег. Давайте немного отдохнём.

Логоритмическое упражнение«Снег».

Как на горке снег, снег,

(показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.

(сначала ладошки под щёчку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!

(пальчик ко рту, грозить пальчиком)

 Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Быть трудолюбивыми, послушными, вежливыми, скромными.

 Какой была падчерица в сказке? А какой мачехина дочка?

Дети: (дети составляют сравнительный рассказ о мачехиной дочке и падчерице).

 Почему падчерица оказалась ночью в зимнем лесу?

Дети: Потому что мачеха послала ее за подснежниками для своей дочери. Да еще сказала, что если пропадешь, то плакать за тобой никто не будет.

 Как встретили братья-месяцы падчерицу у костра? О чем говорили?

Дети: Братья-месяцы увидели падчерицу, а она испугалась и хотела убежать. Они спросили у нее, откуда она пришла и что ей в лесу нужно. Девочка ответила, что прислала ее в лес за подснежниками мачеха и домой без них не пустит.

Сначала братья-месяцы ей не поверили. А потом стали говорить друг с другом. Но падчерица слышала только шум деревьев и не понимала, о чем они говорили. Братья-месяцы договорились помочь падчерице. Они пропустили вперед месяц Март, и девочка набрала целую корзину подснежников.

 Вспомните все времена года? Назовите месяцы каждого времени года.

Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Весенние месяцы – март, апрель, май. Летние месяцы – июнь, июль, август. Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь.

 Как встретили падчерицу мачеха с дочкой?

Дети: Они сразу спросили ее: «Где подснежники?». Падчерица ничего не ответила им, а высыпала подснежники на лавку. Мачеха и сестра очень удивились и спросили у нее где она их взяла.

Падчерица все им рассказала. Мачеха с сестрой назвали ее глупой за то, что на ничего кроме подснежников не выпросила.

 Как встретили братья-месяцы мачехину дочку у костра?

Дети: Мачехина дочка пришла на ту же полянку, подошла к братьям-месяцам, не поклонилась, не поздоровалась и стала греться у костра.

Январь-месяц спросил у нее кто она и зачем пришла? Она ответила, что пришла по следам сестры и пришла сюда за подарками. У июня попросила землянику, у июля огурцов и грибов, у августа яблок да груш, у сентября орехов. Она еще сказала, что Январь сердитый и ничего от него не дождешься. Тогда он сказал, что ищи лета зимой и поднял сильную метель. Свалилась мачехина дочка в сугроб и ее там замело снегом.

 Чем закончилась сказка?

Дети: Мачеха ждала свою дочку и не дождалась. Она пошла в лес ее искать, да и замерзла. А падчерица выросла, вышла замуж и вырастила детей. И был у нее около дома сад. Расцветали в саду цветы и поспевали фрукты и ягоды раньше, чем у всех. В жару там было прохладно, а метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.

Дети: Добро победило зло.

 Как вы думаете, почему месяцы, которые не могут и не должны меняться местами, ради девушки нарушили уклад жизни?

Воспитатель помогает детям ответить на вопрос и зачитывает т отрывок из сказки : «Мы все ее знаем, то у проруби ее встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя».

«Будешь сам добр и трудолюбив – природа тебе помогать будет, друзей верных и надёжных приобретёшь».

17 ноября 2021 года конкурс ЧИП для детей 5-7 лет, тема «Сказки о временах года» по произведениям русских писателей, а также русским народным сказкам (список смотрите ниже) продлиться по 26 ноября. Этот конкурс представляет из себя форму тестирования, где на 15 вопросов даны 4 ответа, но для удобства детей они представлены в виде картинок. Нужно выбрать один правильный ответ, ну а сам вопрос зачитывает преподаватель.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Ответы на вопросы по конкурсу Сказки о временах года — ЧИП 2021

Ответы на задания ЧИП Сказки о временах года сформированы по русским сказкам: «Два мороза» и «Снегурочка», а ещё в вопросах вы найдёте сказки:

  • «Знакомые следы» и «Березовая роща» Е.А. Пермяк
  • «Двенадцать месяцев» — С.Я. Маршак
  • «Что такое зима» — Н.К. Абрамцева
  • «Синичкин календарь» — В.В. Бианки
  • «Проказы старухи-зимы» — К.Д. Ушинский
  • «Ромашки в январе» — М.С. Пляцковский
  • «Осенние корабли» и «Осенняя сказка» — С.Г. Козлов
  • «Сказка про лето» — Ирис Ревю

Участниками конкурса могут стать все желающие, но сами задания подготовлены для детей 5-7 лет, это аудитория детей старшего дошкольного возраста ДОУ, дошкольные группы при образовательных учреждений, а также учащиеся первых классов образовательных учреждений.

Офлайн формат конкурса проводится непосредственно в образовательной организации ДОУ или ОУ, взнос примерно составляет 90 рублей.

Бланк содержит 15 заданий с 4 вариантами ответов (картиноки). Кулответ Во время проведения конкурса организатор зачитывает вопрос, участники выбирают и отмечают в буклете с заданиями правильный ответ. Время на выполнение конкурсных заданий – не более 30 минут.

Информация о конкурсе «ЧИП» для детей 57 лет размещена на сайте: konkurschip.ru

Вопросы и ответы Сказки о временах года

Стоит отметить, что организаторы конкурса ЧИП заранее подготовились к проведению акции и на сайте Международный игровой конкурс «Человек и природа» онлайн опубликовали (смотрите конкурсы для детей 5-7 лет) пробный тест. Вопросы из теста и конкурса смотрите ниже.

  • На какой фотографии изображён гриб лисичка?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б (жёлтый)

  • В «Осенней сказке» Сергея Григорьевича Козлова Ёжик и Медвежонок разговаривали о листьях:
    — Вот если бы на мне весной выросли листья? — сказал Ёжик, — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
    — А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок, — Берёзовые или ясеневые?
    — Как у клёна. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисёнка.
    На каком рисунке нарисован Ёжик с кленовыми листьями?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • Какая из этих птиц является одним из древнейших будильников, используемых человеком?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В (петух)

  • На какой берёзе осталось столько листков, сколько пришил Медвежонок иголкой, которую ему подарил Ёжик?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г (на березе осталось двенадцать листиков)

  • К Манечке пришла подруга через несколько минут после того, как часы пробили три часа. На какой картинке на часах показано время прихода подруги?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • В какой сказке «Осенние кораблики» Волк сделал Ёжику кораблики. Из чего Волк сделал паруса для корабликов?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г (кленового листа)

  • У рыб бывают очень интересные названия. На какой картинке изображена рыба-клоун?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А (полосатая)

  • Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов часто на своих картинках изображал сказочных героев. На каком из фрагментов его картин изображена Снегурочка?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В (Снегурочка 1899 год)

  • Во многих городах установлены памятники разным сказочным героям. Какой из этих памятников, посвящённый сказке «Волшебник Изумрудного города», установлен в городе Томске?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б (Элли и друзья на льве)

  • В сказке Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь» синичка Зинька наблюдала за жизнью леса и его обитателей целый год. Кто увидел и рассказал синичке Зиньке о берлоге медведицы с медвежатами?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А (мышка)

  • Какие следы помогли Никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе Евгения Андреевича Пермяка «Знакомые следы»?
    – По каким же таким следам ты нас вывел? – спросили ребята Никиту.
    – По собачьим, – ответил он. – Собачьи следы всегда к жилью выводят. Потому что сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так дедушка меня учил.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

  • Как в русской народной сказке «Два Мороза» мужик спасся от Мороза – Синего носа?
    Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Гляжу – скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя».

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • На какой картинке изображена зима, о которой рассказал удод котенку в сказке Натальи Корнельевны Абрамцевой «Что такое зима»?
    Я был маленький, но старшие птицы сказали, что пора собираться в путь, потому что впереди нас ждет Зима. И мы полетели. И прилетели в страну с зелеными пальмами и синим морем. Я понял, что эта жаркая страна называется Зимой.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

  • Какое из этих животных не является героем сказки «Что такое зима»?
    В домике на краю деревни жили дедушка и котенок. Но это не все. Под печкой в доме жила мышка. А еще вместе с дедушкой, котенком и «тайной» мышкой жила красивая птица удод.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В

  • Кто перебирается зимой в теплые края, спасаясь от нападок старухи-зимы в сказке Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи-зимы»?
    Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Г

  • В сказке «Синичкин календарь» синичка Зинька весной наблюдала за жизнью леса. Какое из событий, изображенных на этих рисунках, Зинька не могла увидеть весной?
    – Это месяц июнь – начало лета. У всех нас, у птиц, в это время – гнезда, а в гнездах – драгоценные яички и птенчики. У зверей тоже детеныши, звери тоже никого к своей норе не подпустят. Один заяц без забот: растерял своих детишек по всему лесу, и думать о них забыл.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В сказке Михаила Спартаковича Пляцковского «Ромашки в январе» щенок Тявка нарисовал такой рисунок: «На листке зеленела трава, и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце». Какой из этих рисунков похож на рисунок Тявки?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака девочка встретила зимой в лесу всех братьев-месяцев. На каком кадре из мультфильма «Двенадцать месяцев» весенние братья-месяцы?

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — Б

  • В «Сказке про лето» Ирис Ревю дедушка соловушки перечисляет ему признаки лета. На каком рисунке художницы Любови Новоселовой изображен один из признаков лета, о котором говорил дедушка?
    – О чем вы спорите, друзья? – вступило в разговор Лето. – Я – самое счастливое, самое солнечное, самое привольное время года. Когда прихожу я, то расцветают цветы, колосится пшеница, наливаются яблоки. Когда улыбаюсь я, то пахнет мёдом рожь, краснеет земляника, зреют томаты.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — В

  • В сказке «Двенадцать месяцев» мачехина дочка, придя в лес к братьям-месяцам, потребовала у них подарки. Что она потребовала у Августа-месяца?
    Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц – огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август – яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц – орехов спелых.

Ответы на конкурс "ЧИП — Сказки о временах года" 2021 год

Кулответ — А

Пробный тест из 5 вопросов можно пройти на сайте: online.konkurs-chip.ru

В 2021 году Чип уже проводил конкурс «Мир птиц»

Happy

3

Sad

Excited

5

Sleepy

1

Angry

Surprise

1

Интегрированный урок литературы и финского языка в 5 классе на тему
«Сказка — ложь, да в ней намек: с финским языком урок» (сравнительный анализ
сказок  С. Топелиуса «Зимняя сказка» и С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)

Цель
урока


создать собственное литературное произведение, проанализировав сказки финского
писателя-сказочника С. Топелиуса и русского писателя С.Я. Маршака;

 Задачи
урока

Образовательные:


познакомить учащихся с произведениями русской и финской литературы, дать
представление о культуре этих народов, обычаях и традициях, которые отражены в
произведениях устного народного творчества;

 —
учить выразительному чтению сказок, песен, стихотворений, которые присутствуют
в литературной сказке, а также обучить чтению некоторых фольклорных жанров (закличек);

 —
дать представление о музыкальных произведениях, которые могут быть использованы
как иллюстрации к изучению данной темы;

 —
обучить новым словам и фразам, имеющим непосредственное отношение к уроку
(лексика, цитаты С.Топелиуса на финском языке);

 —
познакомить с биографией писателей-сказочников, дать основное представление об
их творчестве.

Воспитательные:

 —
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской
литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов (на основе произведений сказок русских и финских писателей);
 — формирование собственного отношения к произведениям русской и финской литературы,
их интерпретация и оценка;

 —
уважение традиций и обычаев других народов, проявление заинтересованности к  иностранным
языкам;

 —
формирование музыкальной, речевой, художественной культуры, повышение эрудиции,
творческой заинтересованности в процессе обучения.
Развивающие:

 —
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов, к  жанру;

 —
понимание и формулирование темы, идеи, нравственного пафоса литературного
произведения, способность охарактеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
 — умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

 —
формирование умения отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному
тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести
диалог;


использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;


способность использовать родной язык и иностранный как средство получения
знаний по другим учебным предметам (на уроках иностранного языка, литературы и
др.);

 —
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного произведения, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;

 
— формирование умения находить в произведении элементы сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа).
             Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным
описанием видов деятельности учителя и учащихся

          
Тема данного урока была выбрана не случайно. В нашем учебном образовательном
учреждении финский язык является профилирующим  предметом. Обучающиеся  имеют
хорошие знания по финскому языку и скандинавской литературе, поэтому материал
ими был освоен  в полном объеме.

         
Ежегодно 16 ноября отмечается Международный
день толерантности, поэтому мы посвятили два урока этому событию. Выбор
произведений был продиктован сходством изучаемых литературных сказок, а также
желанием учителей сравнить эпические сказки (большинству учащихся известна
драматическая сказка С.Я.Маршака). Кроме того, 3 ноября 2012 года отмечалось
125-летие со дня рождения С.Я.Маршака, что объясняет желание учителей сделать
акцент на этом событии. На уроке были использованы тексты сказок С.Топелиуса и
С.Я.Маршака, факты из биографии писателей-сказочников, музыкальные произведения
Я.Сибелиуса и П.И.Чайковского.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку,
настраивает на восприятие информации.

Обучающиеся проверяет наличие необходимых
материалов к уроку (письменные принадлежности, тексты сказок и др.)

2. Постановка цели урока и мотивация учебной
деятельности учащихся

Учитель создает эмоциональный фон урока, выбрав
индуктор, способствующий обучающимся сформулировать тему урока
самостоятельно.

Благодаря общему эмоциональному фону обучающиеся
сами формулируют тему и активно включаются в работу.

3. Воспроизведение опорных знаний, фактов,
событий

Учитель организуют разные формы работы с
учащимися (работа в группах, фронтальная беседа, индивидуальная работа
учащихся)

Учащиеся, подготовившие сообщения, выступают
перед классом; работающие в группах готовят рисунки, коллективный ответ на
поставленный вопрос, отвечают на вопросы учителя в процессе беседы,
дополняют, поясняют и исправляют друг друга.

4. Обобщение, систематизация знаний и их
применение для усвоения новых фактов, выполнения практических заданий

Учитель задает алгоритм действий, которые
помогают ученику выполнить сравнительный анализ произведений.

Учащиеся, действуя по плану, на основе полученных
знаний делают выводы, которые способствуют глубокому пониманию темы.

5. Подведение итогов урока

Учитель сообщает о завершающем этапе урока,
просит учащихся подвести итоги урока, оценивает работу учеников, после чего
сообщает о творческом задании на дом.

Учащиеся делают вывод, повторяя основную
информацию, полученную на уроке, записывают домашнее задание.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
учащихся на уроке

            
Оценивая качество знаний на уроке, можно с уверенностью утверждать, что результативность
деятельности учащихся на уроке была максимальной. Всего на уроке присутствовало
25 обучащихся. Из них 13 учащихся получили оценку «5», 6 обучащихся – оценку
«4». Учителя оценивали умение работать в группе; умение работать с текстом;
умение правильно и логично выстраивать ответы на вопросы; фонетическое,
лексическое, грамматическое оформление устного сообщения на финском языке.

Все
обучащиеся отметили познавательный интерес к теме урока, им было очень
интересно узнать о писателях-сказочниках, анализировать их произведения. Ребята
отметили удачное сочетание работы с текстами сказок и презентацией. Обучающиеся
эффективно общались в группах. Они были рады познакомиться с произведениями
русских и финских композиторов, узнали о 125-летии С.Я.Маршака. Возможность
сочинить сказку настроила их на позитивное выполнение домашнего задания.

        
Приемы технологии критического мышления, используемые на данном уроке, хорошо
известны нашим обучащимся, поэтому мы работали качественно в быстром темпе.

Урок
выполнен, цели и задачи, поставленные в начале урока, были полностью
достигнуты. Обучающиеся были готовы к уроку. Все этапы урока были соблюдены.
Обучающиеся были вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, синтез,
обобщение, классификация, систематизация. Познавательная самостоятельность
учащихся была выражена в творческой деятельности, поиске недостающей информации
из электронных и бумажных энциклопедий. Обучающимся была предоставлена
возможность оценить самих себя, провести самоанализ. Мы считаем, что разнообразие
используемых приемов и технологий отвечает современным требованиям к
личностным, метапредметным, предметным результатам учеников, к условиям
организации обучения, к средствам обучения.

                                                   Содержание урока

Cлайд
№ 1 (название темы урока)

Слайд
№ 2 (зимний пейзаж)

Звучит
произведение Яна Сибелиуса «Серенада дальних холмов», ученики внимательно
слушают, потом учитель задает вопросы.

Словесник.
Ребята, вы прослушали музыку, увидели прекрасный зимний пейзаж. Как вы думаете,
чему будет посвящен наш урок? (произведению, в котором действие будет
происходить зимой).

Учитель
финского языка.
Mikä vuodenaika tässä kuvassa on? (Какое время года
изображено на этой картине?)

Ученики.
Talvi (зима).

Учитель
финского языка. Верно. Это зимний пейзаж. Talvi — зима,
maisema — пейзаж. Давайте запишем новое слово
talvimaisema (зимний пейзаж).

Словесник.
 Мы сегодня не раз будем обращаться к этому времени года. Скажите,  какие
ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «зима»? (снег, снежинки,
Новый год, санки, лыжи, подарки, играть в снежки, весело, Дед Мороз,
Снегурочка, волшебство, сказка…) Учитель финского языка.  Mitkä suomalaiset
sanat kuuluvat talvee
n? (Какие
финские слова ассоциируются у вас со словом «зима»?)

Ученики.
Lumihiutaleet – снежинки, kuusi — елка, Joulupukki — Дед Мороз, lumiukko — снеговик,

Ilotulitus
— фейерверк, juhlapöytä — праздничный стол, satu — сказка.

Слайд
№ 3 (возможные ассоциации)

Ученики
называют слова, среди которых встретится ключевое – «сказка».

Словесник.
А теперь давайте составим словосочетание, которое и будет одним из предметов нашей
беседы сегодня.

Учитель
финского языка. Mistä me puhumme tänään? (О чем мы сегодня будем говорить?).

Ученики
предлагают словосочетания, среди которых встречается «зимняя сказка» (
talvisatu) и объявляют учителю, что узнали
произведение «Зимняя сказка» Сакариуса Топелиуса.

Слайд
№ 4 (обложка книги «Зимняя сказка»)

Словесник.
Давайте послушаем сообщение о Сакариусе Топелиусе, знаменитом финском сказочнике.

Учитель финского языка. Sakari Topelius on kuuluisa suomalainen
kirjailija.
(Сакариус Топелиус-известный финский
писатель-сказочник).

Заранее
подготовленный ученик делает сообщение, остальные обучающие слушают и
конспектируют.

Словесник.
В сказках Сакариуса Топелиуса разговаривают деревья, звери – вся природа
одухотворена. В этом мы убедимся с вами, анализируя его замечательную сказку.

Слайд
№ 5 (обложка книги С.Топелиуса)

Словесник.
Вот как выглядела книга, выпущенная в Финляндии на родном языке писателя.

Учитель
финского языка.
Sanotaan sadun nimi suomeksi! (Ребята, давайте прочитаем оригинальное
название сказки.).

Ученики (Talvisatu Tuulitukasta ja Pilviparrasta).

Учитель
финского языка. Ребята, смотрите, перевод на русский язык немного отличается от
оригинала. Топелиус включил в название сказки имена главных героев (Tuulitukka
и Pilviparta).

Словесник.
Перед вами текст «Зимней сказки». Давайте прочтем ее начало.

Слайд
№ 6 (картинка леса)

Ученики
читают сказку с начала и до слов «… будто хотели сказать: «Ах, неужели и мы
будем такими же большими и такими же старыми?»

Словесник.
Кто является одним из героев этой сказки? (две сосны, мох, цветы вереска).

Учитель
финского языка.
Mitkä ovat puiden nimet? (Какие имена Топелиус
дал деревьям?) M
iksi? (Почему?).

Ученики.
Tuulitukka ja Pilviparta (Подопринебо и Зацепитучу).

Учитель
финского языка. Верно. Что означают слова «tuuli», «tukka»?

Ученики.
Tuuli-ветер, tukka-волосы (волосы, как ветер).

Учитель
финского языка. Что означает слово « pilvi»? (облако). Верно. А слово «
partа»  означает «борода», борода в виде облака.
Борода  — это символ мудрости, древности. (Старые сосны). В авторском  переводе
«Зацепитучу».

Словесник.
Как писатель говорит о них? (как будто это живые существа: «они старые», «мох
не мог припомнить», «цветы вереска поднимали свои головки и смотрели снизу
вверх так робко, как будто хотели сказать…»).

Словесник.
Как называется этот художественный прием? (олицетворение).

Словесник.
Верно. А теперь давайте перейдем к главным героям сказки.  

Учитель финского языка. Mitkä ovat sadun päähenkilöt? (Кто является главными героями сказки?)

Ученики
читают описание главных героев в тексте по-фински.

Cлайд
№ 7 (главные герои сказки)

Словесник.
Обычные ли это герои или нет?

Ученики
не могут ответить однозначно (обычные, но с ними происходят чудеса).

Словесник
(дает задания, которые ребята делают в группах). Перед вами лежат листы бумаги.
Внимательно перечитайте текст, где описаны Сильвестр и Сильвия, и нарисуйте их.

Звучит
музыка Яна Сибелиуса «Ель», и, слушая композицию, ученики рисует героев. Через несколько
минут ребята демонстрируют рисунки, поясняя, почему именно так изобразили
героев.

Словесник.
Вы рисовали героев сказки под музыку. По вашему мнению, правильно ли она была
подобрана к описанию героев? (да, она не грустная, а бодрая, как эти дети).

Cлайд
№ 8 (Сильвестр и Сильвия)

Словесник.
Вот какими увидел художник Сильвестра и Сильвию. Совпадают ли ваши рисунки по
замыслу? (не совсем, потому что здесь дети изображены до исполнения их желания
– солнце не светит, вокруг них лежит снег).

Словесник.
Обратите внимание на то, что автор сказки подчеркивает, что имена детям даны не
случайно. Как бы вы объяснили, почему именно так их назвали? (Топелиус хотел
показать, что его герои любят природу, и поэтому ее частичка отражена в именах
мальчика и девочки).

Словесник.
Действительно, они неразлучны с природой, помогают жителям леса, а он, в свою
очередь, исполняет желание детей. Какое? (Сильвестр просит, чтобы выглянуло
солнце, а Сильвия  — чтобы пришла весна,  и растаял снег).

Учитель
финского языка. А теперь обратимся к отрывку на финском языке.
Слайд № 9 (толкование  имен на финском языке)

Словесник.
Если обратиться к этимологии слова «зима», то можно узнать много интересного.

Слайд
№ 10 (этимология слова «зима»)

Словесник.
Прокомментируйте, пожалуйста, с чем ассоциировалась зима у славян? (с чем-то
неприятным: с ямой, с силой, противостоящей солнцу, свету. Зима
противопоставляется солнцу, свету, означает что-то недоброе).

Словесник.
Как вы думаете, а каково происхождение слова «весна»? (наверное, что-то
светлое, теплое, красивое).

Слайд
№ 11 (весна)

Словесник.
Действительно, слово «весна» связано со словом Бог, а значит, ассоциируется со
светом. Оно может быть противопоставлено слову «зима», которое несет нечто
негативное, поэтому герои сказки Топелиуса просят у сосен, чтобы наступила
весна и повсюду, куда бы они ни пошли, светило солнце. И  Сильвестр, и Сильвия
стали творить чудеса…Ребята, давайте вспомним известное произведение, в котором
герои тоже могли управлять временами года (сказка «Двенадцать месяцев»).

Словесник
сообщает ученикам историю создания прозаической сказка С.Я.Маршака.

Слайд
№ 12 (С.Я.Маршак)

Словесник.
Перед вами текст сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Давайте прочтем начало
сказки.

Ученики
читают текст: «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их
зовут?

Учитель финского языка. Montako kuukautta vuodessa on? (Сколько месяцев в году?).

Ученики.
Vuodessa on kaksitoista kuukautta. (В году двенадцать месяцев).

Учитель финского языка. Mitkä kuukaudet ovat? (Как
называются месяцы?).

Ученики (Tammikuu, helmikuu, maaliskuu, huhtikuu, toukokuu, kesäkuu, heinäkuu,
elokuu, syyskuu, lokakuu, marraskuu, joulukuu).
Январь,
февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь,
декабрь…

Словесник.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая
видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось? А вот как».

Прокомментируйте,
пожалуйста, начало сказки (Автор-рассказчик обращается к читателям,
разговаривает с ними, а потом уже начинается сказка. Он как будто
подготавливает читателя  к тому, о чем далее будет идти разговор, то есть к
рассказу о двенадцати месяцах).

Словесник.
Верно. А часто ли вы встречались с таким авторским приемом, читая сказки? (нет,
для сказок это не очень характерно).

Словесник.
А теперь, ребята, давайте перейдем к анализу сказки С.Топелиуса и С.Я.Маршака.
Учитель финского языка. M
issä talvisatu tapahtuu?(Где происходит действие зимней сказки?). Ученики. Pohjois-Suomessa, metsässä.
(В Северной Финляндии, в лесу).

Словесник.
А в сказке С. Я. Маршака? (В Богемии).

Слайд
№ 13 (Финляндии и Богемия)

Словесник.
Верно. Вот как выглядят зимняя Финляндия и Богемия. А знаете ли вы что-нибудь о
горной стране Богемии?

Ученики
затрудняются ответить, тогда учитель сообщает им о том, что Богемия — первоначальное название
территории, на которой образовалось государство Чехия.

Словесник.
Как вы думаете, зачем Маршак упомянул в своей сказке горную страну Богемию?
(вероятно, он хотел подчеркнуть, что это далекая, неизвестная страна, в которой
произошла встреча девочки и месяцев. Хотел придать своему повествованию больше
таинственности, волшебства).

Словесник.
Не секрет, что некоторые писатели-сказочники заимствовали свои сюжеты из
народных сказок, поэтому в их произведениях так много сходств с народными
фольклорными произведениями. Давайте попытаемся выяснить, что общего в сказке
С.Топелиуса и С.Я.Маршака с народными сказками. Для этого разделимся на 2
группы: 1-я первая сравнит «Зимнюю сказку» с финскими народными сказками, а
2-я  найдет сходства  сказки «Двенадцать месяцев с русскими народными
сказками».

Ученики
делают записи в тетрадях, а потом вместе с учителем обсуждают, комментируя свои
записи и приводя примеры из финских и русских народных сказок. Потом сравнивают
с таблицей на слайде.

Слайд
№ 14 (сходство сказок с народными)

Ученики
делают вывод о том, что в обеих сказках есть общие черты, сближающие их с
народными сказками. Так, героини сказки «Двенадцать месяцев» —  мачеха, ее
дочка и падчерица  — напоминают персонажей из русских народных сказок
«Морозко», «Крошечка — Хаврошечка».  А с «Зимней сказкой» у ребят ассоциируется
финские  сказки  «
Tahvo ja Ester», (Тахво и Эстэр»), « Luonnon salaisuus» («Загадка природы»).

Словесник.
Несомненно, что «Зимняя сказка» и сказка «Двенадцать месяцев» тоже будут иметь
общие черты. Давайте вместе попытаемся найти эти точки соприкосновения и
проанализировать их, а также посмотрим, что есть самобытного в сказках, а что
отличает произведение от фольклора.  Таким образом, мы сможем разгадать
авторский замысел и «прочувствовать» произведение.

На
что вы обратили внимание, сравнивая эти сказки? (герои сказки «Двенадцать
месяцев» — мачеха с дочкой и падчерица, а в «Зимней сказке» — крестьянские
дети).

Словесник.
Верно. Какой вы представляете себе падчерицу? (это трудолюбивая девочка: «с
утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу
привези, то белье на речке выполощи…»; послушная и исполнительная – не может
ослушаться мачеху, идет в лес, понимая, что может погибнуть; она не жадная –
просит только подснежники; благодарная (хотела поблагодарить месяцев, а на
поляне уже никого не было)).

Словесник.
А какими вам представляются дети из «Зимней сказки»? (это добрые, сердечные
дети, они жалеют зверей в лесу, им жалко деревья; они, как и падчерица, лишнего
не просят – мечтают только о тепле и солнце).

Словесник.
Действительно, добрая падчерица и ленивая дочь мачехи  —  героини русских
народных сказок, и их мы встречаем в сказке С.Я.Маршака. А С.Топелиус
рассказывает о приключениях обыкновенных финских мальчиков и девочек. Смелость,
находчивость, жажда помочь другим – вот главные качества его героев.

Cлайд
№ 15 (описание героев)

Словесник.
Давайте подумаем, случайно ли автор дает героям имена? (конечно же, нет. Имя –
отражение души человека. Имена Сильвестр и Сильвия произошли от латинского
«лес» (об этом говорит сам автор). Их любовь к лесу, к его обитателям, ко всей
природе невозможно не заметить.

Словесник.
А почему падчерица не названа по имени? (возможно, чтобы придать сказке
«Двенадцать месяцев» черты народной. Ведь в народных сказках герои так и
названы: мачеха,  падчерица, дочь мачехи. Таких трудолюбивых девочек много в
русских народных сказках, вот поэтому-то автор хочет, чтобы его героиня была на
них похожа).

Словесник.
Интересная мысль. И Сильвестр, и Сильвия, и падчерица любят лес и его
обитателей, а те отвечают им взаимностью и вознаграждают героев за их доброту.
Причем, в обеих сказках героев укоряют за то, что они не так хитры, корыстны,
многого не желают.

Слайд
№ 16 -17 (природа и герои)

Словесник.
Правильно. А что еще сближает эти две сказки? (в обеих сказках встречаются
необычные герои: говорящие деревья и животные в «Зимней сказке» и двенадцать месяцев
в сказке С.Я.Маршака).

Словесник.
Действительно, оба автора используют в своих сказках один художественный прием.
Как он называется? (олицетворение).

Слайд
№ 18 (олицетворение).

Словесник.
В чем смысл использования в сказках олицетворения? (так мы можем понять
отношение этих сказочных героев к Сильвестру и Сильвии, к падчерице).

Словесник.
Кому в сказках нужна помощь? (в «Зимней сказке» помощь нужна зайцу-беляку,
куропатке, соснам, а в сказке «Двенадцать месяцев» — самой падчерице. Все герои
получают ее благодаря своей доброте, трудолюбию).

Словесник.
Что нужно детям, для того, чтобы их желание осуществилось? (Сильвестру и
Сильвии хочется, чтобы поскорее пришла весна, и растаял снег, а падчерица тоже
хочет, чтобы наступила весна, потому что ей нужно собрать подснежники).

Учитель финского языка. Давайте прочитаем пофински желание Сильвии. Niin”, sanoi Sylvia, ”ja minä
tahtoisin mielelläni, että kohta tulisi kevät ja lumi alkaisi sulaa, niin
linnut taas rupeaisivat laulamaan metsässä.”
(«Я бы очень
хотела, чтобы скорее пришла весна, растаял снег и чтобы птицы начали петь в
лесу»).

Словесник. В начале урока мы говорили с вами о том, что
зима  для нас – прекрасное время года, но у славян она ассоциировалась с чем-то
неприятным: с ямой, поглощающей солнце. Для героев рассматриваемых нами сказок,
каким временем года является зима? (скорее, неприятным: Сильвестр и Сильвия
хотят тепла, т.к. природа, окружающая их, мрачная, неприветливая).

                                                                                                                        

Словесник.
Верно, давайте проиллюстрируем ваш ответ. («Дремучий лес», «темные вершины»,
«зимняя буря бушевала в лесной чаще, срывала снег с голых веток, ломала вершины
деревьев, валила наземь крепкие стволы»…).

Словесник.
Вы правы, картина зимнего леса не радостная, а угрюмая, серая.

Слайд
№ 19- 20 (картина дремучего зимнего леса)

Словесник.
А в сказке «Двенадцать месяцев» какой лес? («Зимний холод», «на горе стояли
деревья по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал
ветер», «метет вьюга», «страшно теперь в лесу», «ветер снегом ей глаза порошит,
платок с нее рвет», «поваленное дерево», «небо черное»…).

Слайд
№ 21 (страшный лес сказки «Двенадцать месяцев»)

Словесник.
Какой мы можем сделать вывод, сопоставив  зимний лес С.Топелиуса и С.Я.
Маршака? (Зимний лес в обеих сказках страшный, угрюмый. Он страшит падчерицу, а
Сильвестр и Сильвия хотят весну. Зима для детей не радостное время года,
хочется тепла и света).

Словесник.
Как осуществляется желание детей? (падчерице помогают месяцы, а детям из
«Зимней сказки» — сосны).

Словесник.
А что и как они делают? (месяцы вызывают весну).

Словесник.
Что вам это напоминает? (заклички).

Слайд
№ 22 (заклички)

Словесник.
Заклички  — обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а
также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками
весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с
просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. К кому
обращаются месяцы в сказке С.Я.Маршака? (к морозам, к ветрам, бурям, ураганам,
вьюгам, буранам, а также к ручьям, лужам, муравьям).

Словесник.
В свою сказку С.Я.Маршак включает фольклорный жанр – закличку, а какой жанр
присутствует в сказке С. Топелиуса? (в сказке С. Топелиуса сосны поют песню).

Словесник.
О чем их песня? (об ушедшей молодости, о теплом времени года).

Словесник.
Давайте сравним закличку из сказки С.Я.Маршака  и песню из сказки С. Топелиуса.
(в текстах песни и заклички много общих образов: морозы – стужа, вьюга –
бураны, бури- ураганы и т.п. Но им противостоит зеленый луг с фиалкой и
подснежник, которые являются олицетворением весны).

Слайд
№ 23 -24 (сравнение заклички и песни)

Словесник.
Но о чем, кроме тепла, рассказывается в песне? (в песне есть указание не только
на настоящее время, но и на старину, когда сосны были совсем молодые. Это время
прекрасно для сосен, они видят его во сне).

Словесник.
Давайте прочитаем стихотворение на финском языке, которое посвящено весне.

Слайд
№ 25 (стихотворение на финском языке)

Учитель
финского языка читает текст стихотворения и вместе с ребятами анализирует его.

Словесник.
Как мы видим, все призывают весну прийти. И герои нашей сказки  сосны тоже
мечтают о тепле, дети – Сильвестр и Сильвия —  вознаграждены теплом, а что еще
они получили за свою преданность друзьям- деревьям? (королевский крендель).

Словесник.
Правильно. Опишите этот крендель. («Крендель был такой  большой, что четверка
королевских коней везла его на отдельных санях»).

Словесник.
У них было такое большое и доброе сердце, как сам крендель. А в сказке
«Двенадцать месяцев» тоже есть такой мотив. Не могли бы вы вспомнить, о чем там
говорится? (о прянике, который ест дочь мачехи).

Словесник.
Она ест его сама, ни с кем не делится – это говорит о ее жадности. Даже с
сестрой не поделится, не то что с другими ребятишками.

Cлайд
№ 26 (крендель или пряник)

Словесник.
Посмотрите, на слайде содержится информация о происхождении слов крендель и
пряник. В чем  их отличие? (в форме пряник – прямоугольный или круглый, а
крендель напоминает по форме восьмерку).

Словесник.
Как вы это объясните? (пряник ест дочь мачехи одна, а крендель – все
крестьянские дети. Восьмерка – в математике означает бесконечность –
бесконечная доброта детей, поэтому крендель огромный и всем его хватило).

Словесник.
Итак, давайте сделаем вывод о сходстве сказок С.Топелиуса и С.Я. Маршака.

Ученики
называют общие черты сказок, а потом сравнивают с информацией на слайде.

Слайд
№ 27 (общее с народными сказками)

Словесник.
В сказках С.Топелиуса и С.Я.Маршака герои вознаграждены за свою доброту и живут
в окружении чего? (прекрасных  цветов).

Звучит
произведение П.И. Чайковского «Бал цветов» (оно является фоном беседы).

Слайд
№ 2
8 – 29 (сад)

Словесник.
Давайте подведем итоги нашего урока.

Ученики
обобщают полученные знания: рассказывают, что узнали о писателях-сказочниках,
выделяют общие черты рассмотренных ими сказок, говорят о сходствах главных 
героев, о композиции произведений, лексике и т.д.

Словесник.
На дом вы получаете задание написать сказку по заданному началу:

 «Был
замечательный морозный зимний день. В воздухе, как белые мушки, кружились
снежинки. Ненавязчивый ветерок изредка подгонял их, и они, как в вальсе,
выписывали такие круги, что дух захватывало. Машенька, вытянув руку, поймала на
рукавичку две очаровательные снежинки. Они опустились так красиво и, как
казалось, дружно, что ими можно было восхититься. Можно было бы, если бы не
одно «но». Человек, который знает язык снежинок, услышал бы недовольное
возмущение зимних красавиц…»

Учителя
подводят итоги урока, выставляют оценки и благодарят всех за работу.

                        Дидактические материалы и средства обучения

Аудиовизуальные:
произведения П.И. Чайковского «Бал цветов», Яна Сибелиуса «Ель», «Серенада дальних
холмов»; презентация к уроку.

 Печатные
и электронные источники:

1. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь. —
Санкт-Петербург: Норинт, 2001;

2. Школьный
этимологический словарь русского языка. — М.: Дрофа, 2004;

3.
Современное филологическое образование. Сборник статей
III Международного педагогического семинара.- Санкт-Петербург, 2012;

4.
Timo Nurmi, nykyinen keskeinen sanasto.- Gummerus Karjapaino Oy: Jyväskylä,
2004          (
толковый словарь
финского
языка);

5.
Zacharias
Topelius.
Topeliuksen
satuhelmiä:
WSOY,
2006 (сборник сказок Топелиуса на финском языке);

6.
Электронный каталог библиотеки университета г.Тампере, Финляндия: 
www.ufa.fi

  • Тест по сказке лиса и журавль 2 класс школа россии с ответами
  • Тест по сказке крошечка хаврошечка 4 класс пнш с ответами
  • Тест по сказке жаба королева 3 класс
  • Тест по сказке золотой петушок 4 класс с ответами
  • Тест по сказке ершова конек горбунок с ответами 4 класс школа россии