Тест по сказке крошечка хаврошечка 4 класс пнш с ответами

Цели урока: знакомство со сказкой крошечка-хаврошечка. продолжить работу по развитию умений понимать прочитанное. воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Цели урока:

  • Знакомство со сказкой
    “Крошечка-Хаврошечка”.
  • Продолжить работу по развитию умений понимать
    прочитанное.
  • Воспитывать умение отличать сказочные ситуации
    от реальных.
  • Воспитывать доброе отношение, желание помогать
    друг другу, любовь к русским народным сказкам.
  • Научить характеризовать персонажей сказки по
    их поступкам, расширять представление о
    старинном русском быте;
  • Расширить лексический запас за счет знакомства
    со сказочными словами и выражениями, со словами и
    оборотами народной речи;
  • Воспитывать любовь к труду, близким.

Учебные материалы: Учебник “Литературное
чтение”. (4 класс) (авт. Чуракова Н.А.); проектор для
показов слайдов; тексты, пословицы для
творческой работы; словарь Ожегова, сигнальные
карточки; изображение-макет дерева с отрывными
бумажными яблоками.

Словарная работа: Прясть, Ткать.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

Учитель: Проверьте свою готовность
урока и соседа по парте (Дети поднимают
сигнальные карточки, которые сигнализируют об их
подготовленности к уроку)

II. Сообщение и постановка целей урока:

Учитель:

— Чему мы научимся на данном уроке?

Дети: Прочитав сказку
“Крошечка-Хаврошечка”, мы научимся жить в
мире и согласии. Совершать только добрые
поступки. 

Учитель: Что узнаем нового? (Приложение 1: Слайд № 2; Слайд № 3;
Слайд № 4. Цели урока)

Учитель: При каких условиях мы
достигнем целей урока?

Дети: Если будем внимательны на уроке,
и будем активно участвовать в обсуждении сказки.

Учитель: Для чего определяем цели
урока?

Дети: Для того чтобы обосновывать свое
высказывание о литературном произведении или
герое, подтверждать его фрагментами или
отдельными строчками из произведения.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята дерево это волшебное,
а яблочки символизируют правильность Ваших
ответов. За правильный ответ – срывайте яблоко
(на доске представлен вспомогательный материал в
виде плаката с изображением дерева с отрывными
яблоками).

Учитель: Какое задание вы выполняли?

Дети: Читали русскую народную сказку
Сивка-Бурка, выбирали отрывки, доказывающие, что
эта сказка является волшебной (Приложение 1:слайд
№ 5).

Учитель: У кого возникли трудности при
выполнении домашнего задания? (Сигнальные
карточки) (дети поднимают карточки с цветом,
обозначающим насколько им удалось выполнить и
разобраться с домашним заданием).

Учитель: Давайте обратимся к словарю
Ожегова, чтобы разобраться что такое
“волшебство”.

Дети: Определение по словарю Ожегова,
что значит “Волшебный” (Приложение 1: Слайд № 6).
Волшебный — действующий волшебством, обладающий
чудодейственной силой.

Учитель: А теперь вновь вернемся к
сказке и зачитаем волшебные моменты.

Дети: Зачитывают отрывки
доказывающие, что произведение является
волшебным. (Ученики оценивают ответы своих
одноклассников и готовность к уроку, поднимая
сигнальные карточки (если согласны красного
цвета, если нет, то желтого и поясняют почему).

Учитель: Почему эти отрывки являются
волшебными? (Выслушать мнение учеников с
использованием сигнальных карточек).

Приложение 2.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Сейчас вы прослушаете сказку
“Крошечка — Хаврошечка” в исполнении
профессиональных актеров. В ней слова вышедшие
из употребления: прясть и ткать.

Учитель: В древности готового полотна
не было. Не было материала, из которого мы сейчас
можем шить себе красивое платье, рубашку. Все это
нужно было делать руками. Сначала нужно было
прясть. (Приложение 1: Слайд №7.)

Значение слов: (Приложение 1: Слайд № 8)

Готовое полотно весной белили на снегу, чтобы
этот холст был белым. Потом складывали или катали
в трубы. А только потом можно было из этого
полотна сшить одежду. Сколько нужно было
работать, чтобы получить красивое платье или
рубашку! (Приложение 1: Слайд №9, Слайд № 10.)

Учитель: А теперь вы внимательно
слушаете сказку и думаете над вопросом: “Есть ли
в сказке волшебство?”. (Приложение 1: Слайд № 11).
Звучит аудиозапись: Приложение 2.

V. Анализ произведения.

Учитель: Какие моменты волшебства
присутствуют в сказке? (Приложение 1: Слайд № 12)

Выслушиваем и комментируем ответы обучающихся.
За правильный ответ ученик срывает яблоко.

Дети: Волшебных (фантастических)
моментов в народной сказке немного:
“Одноглазка”, “Триглазка”, говорящая рябая
корова, троекратное “Хаврошечкино” путешествие
из одного уха в другое и выросшая из коровушкиных
косточек яблоня, ветви которой не дают сестрам
 сорвать яблочек. 

Физкультминутка: (Приложение 1: Слайд № 13)

Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали.
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.

VI. Работа по учебнику.

Учитель: Мы читаем это произведение
вслух по “цепочке” и думаем над вопросом:
“Почему у девочки такое необычное имя?”

Дети читают.

VII. Работа в группах.

Класс делится на группы. Каждая группа
обсуждает вопрос, поставленный учителем перед
чтением произведения. Происходит обмен мнениями.

Дети отвечают. «Крошечка» именно
потому, что маленькая хрупкая девочка.

Учитель: Зачитайте волшебные моменты
вслух (работа в группах).

Дети отвечают.

Учитель: А теперь для каждой группы
свое задание. Вы его видите на доске. За каждый
правильный ответ ученик срывает яблоко с нашего
“волшебного” дерева. (Приложение 1: Слайд 14).

1 группа – Положение девочки в семье.

Дети: В семье, где живет “Хаврошечка”,
её не любят, и всячески ей вредят, высмеивают.

Учитель дополняет:“Несказочным” в самой
сказке также является момент, когда сирота
обретает приемных родителей. В “Хаврошечке”
откомментирован этот факт: чужие люди девочку
взять-то взяли, выкормить выкормили, но на свет
Божий не пустили. Хаврошечка была у них на
положении пленницы, дешевой рабочей силы. 

2 группа – Что связывает девочку с “ Коровушкой
— матушкой”?

Дети: С помощью коровы “Крошечка
Хаврошечка” справляется с труднейшими
заданиями мачехи. Перевоплощаясь из животного в
волшебное дерево, коровушка продолжает помогать
девочке и благодаря этой помощи девочка находит
достойного суженого.

Учитель дополняет: Путешествие 
“Хаврошечки” из одного коровьего уха в другое
представляет собой  встречу девочки с матерью
в трансцендентальном (изнаночном) мире.
Коровушка – ее  тотем, в жизни она ей мать,
защитница. Остро ставится тема о неразрывности
родительских уз.

3 группа – Как купец выбирал себе невесту?

Дети: Барин мимо проезжая,
Перед садом встал и рад.
Яблочки к земле свисали,
Он отведать пожелал,
Девушки вокруг гуляли,
Им тогда он так сказал:
“Яблочки в саду прекрасны,
Кто из вас мне поднесёт,
Та из вас, девицы — красны,
Замуж за меня пойдёт!”
Сёстры к яблоне вдогонку,
Веточки все поднялись,
Сбить пытались – всё без толку,
Листья лишь вокруг вились.

Сучья косы расплетали,
Яблочко им не достать,
Только руки изодрали,
Злобу не могли унять.
Барин молод, кудреватый,
Ждал невесту на коне,
Несказанно был богатый:
“Кто же яблочко даст мне?”
Крошечка подходит близко,
Листья яблоньки звенят,
Ветви к ней пригнулись низко,
Лучшее отдать хотят.

VIII. Работа в парах. (Приложение 1: Слайд 15).

Дети делятся на пары.

Учитель: Какая из пословиц на Ваш
взгляд выражает основную мысль сказки и
объясните почему? (Приложение 1: Слайд 15)

  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сделав худо, не жди добра.
  • В одно ухо слушает, а в другое выпускает.
  • За добро добром и платят.

Дети отвечают. За правильный ответ
срывают “волшебное яблоко”

Учитель дополняет: Что редко для волшебной
сказки, так то, что начинается она не с экспозиции
(“жили-были” или “в некотором царстве…”), а с
 нравственной оценки целого разряда людей: Вы
знаете, что есть люди и хорошие, есть и похуже,
есть и такие, которые Бога не боятся, своего брата
не стыдятся”. Собственно, это и есть мораль
сказки.

IX. Итог урока (Слайд № 16).

Учитель: Давайте вернемся к началу
урока и вспомним цели, которые мы поставили перед
собой (Приложение 1:Слайд №3, 4).

Учитель: Как Вы думаете, мы достигли
целей урока?

Дети: Да мы достигли целей урока. Мы
читали осознанно и выразительно вслух.
Определили тему и главную мысль произведения

Учитель: Какие Ваши действия помогли
получить эти знания и умения?

Дети: Мы характеризовали героев
произведения. Сравнивали характеры героев этой
сказки; выявили отношение автора к
герою; обосновывали свое высказывание о
литературном произведении или герое,
подтверждая его фрагментами или отдельными
строчками из произведения.

Учители: Вам понравилось работать в
паре? В группе?

Дети: Да нам понравилось работать в
паре, мы научились делиться своим мнением и
принимать совместное решение при ответе на
поставленный учителем вопрос.

Дети: Да нам понравилось работать в
группе, мы с удовольствием обсуждали
произведение, и научились оценивать ответы друг
друга.

Учитель: В чем смысл нашей работы?

X. Выставление оценок.

Учитель: Оцените друг друга, учитывая
количество яблок?

Домашнее задание.

  • Прочитать сказку “Крошечка-Хаврошечка” и
    подготовить подробный пересказ.
  • Найти и подготовить 5 пословиц о добре
  • Нарисовать рисунок к той части (абзацу), который
    вам понравился.

Завершение урока.

Учитель: Спасибо мне сегодня было
приятно с Вами приятно работать. Вы показали
отличные результаты. Урок окончен.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Крошечка-Хаврошечка

Это история сироты, которая попала в приемную семью. В сказке три части. В первой – зачин о категориях плохих людей. «Своего брата не стыдятся» приемные родители девочки и сводные сестры. Здесь же краткое описание суровой жизни Крошечки-Хаврошечки в новой семье. Во второй части хозяйские дочери узнают тайну новой сестры. Последняя часть – счастливая развязка.

Сказка волшебная. В ней происходят чудеса. Пока Крошечка-Хаврошечка перемещается из одного уха коровы в другое, вся работа оказывается переделанной. Животное умеет разговаривать. Яблоня, выросшая на его костях, наклоняет ветки только сиротке.

Цифра «три» часто встречается в русских народных сказках. Девочка-сирота выполняет три работы: ткет, прядет, прибирает. В приемной семье три дочери. При этом две из них с физическими недостатками: один и три глаза. Три раза хозяйские дочки следят за действиями сироты. Три разных действия проделывает корова: наткано, побелено, накатано.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы также явный признак сказки: коровушка, солнышко, травушка, ушко. В произведении есть постоянные сказочные эпитеты: добрые, пригожие, красная. Обратный порядок слов тоже характерен для сказок: отнесет она, дочь хорошая.

Как в любой другой, в сказке две группы героев: положительные (главная героиня, корова, молодой барин) и отрицательные (приемные родители и сводные сестры). Родители уже наказаны за какие-то свои грехи: две их дочери с физическими отклонениями. Но они продолжают обижать беззащитную сироту. Мачеха не радуется, что приемная дочь умножает приданное ее родных детей. Она ухудшает положение сироты, чувствует себя безнаказанно. Дочери похожи на свою мать: они тоже бессовестно ведут себя по отношению к Крошечке-Хаврошечке. Один старик проявляет минутную слабость: ему жалко убивать корову.

Главная героиня – девушка трудолюбивая, добрая, порядочная. Но из-за своей беспечности становится причиной гибели единственного друга. Она забыла про третий глаз сводной сестры. Выполнением всех наставлений рябой коровы девочка-сирота искупает свою вину и обретает любовь. Молодой барин женится на ней.

Сказка учит быть добрыми, верить и не терять надежду.

Хаврошечка Русская народная сказка

1 Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать. — Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ: — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано. Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст. Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.

Сказочные персонажи

Что такое сказка? Определений есть много. Можно сказать, что это произведение, обычно в прозе (особенно фольклорное), со счастливым концом и волшебным содержанием. Как правило, сказка рассчитана на детскую аудиторию. Есть прекрасная скульптура И. Гинцбурга, которая так и называется «Сказка». Довольно много фольклористов исследовали этот жанр, составлена общепринятая классификация сказок. По ней «Крошечка-Хаврошечка» — сказка русская, волшебная. Как она устроена? Все сказочные герои делятся на типы. В каждой сказке, кроме добрых и злых персонажей, есть волшебники или волшебные предметы, есть дарители или чудесные помощники. Сказка так устроена, что доброму герою обязательно кто-то или что-то помогает победить зло, а зло должно быть наказано обязательно.

«Крошечка-Хаврошечка»: какова основная тема сказки, характеристика героев?

Сказка «Крошечка- Хаврошечка».

Какая основная мысль сказки?

Характеристика главных героев.

Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка­ » мне представляется в том, что беды и несчастья, которые обрушиваются на человека, обязательно должны смениться светлой полосой в жизни. Как утверждает русская пословица, в счастье и несчастье помогает.

Характеристика главных героев:

Крошечка-Хаврошечка: добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.

Хозяйка и ее дочери: злые и завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.

Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.

«Крошечка-Хаврошеч­ ка», главная мысль сказки:

Сказка говорит читателю о том, что добрым людям по жизни сопутствует удача. Если ты делаешь окружающим добро, то оно обязательно к тебе вернется. И наоборот. Если ты злой и завистливый, то зло вернется к тебе. Такой закон жизни.

Характеристика героев сказки:

Крошечка-Хаврошечка, сирота, добрая и трудолюбивая девочка.

волшебная корова, которая помогала девочке выполнять трудную работу.

Сводные сестры Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, ленивые и коварные. Они выдали секрет Крошечке-Хаврошечки своей матери. В результате она зарубила корову.

Барин, которого Крошечка-Хаврошечка угостила яблоком, и который на ней потом женился.

Эта сказка о маленькой девочке-сироте, которая попадает в чужой дом, где с ней плохо обращались заставляя много работать. Единственным другом девочки стала корова, но злая хозяйка велит зарезать её. Из закопанных Крошечкой-Хаврошечко­ й костей коровы, вырастает чудесная яблоня и Хаврошечка, угостив молодого барина яблоком, выходит за него замуж.

Темой этой сказки можно назвать несправедливость, когда добрые, честные и работящие люди вынуждены работать на других.

Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.

Главными персонажами этой сказки являются:

Сказочная история о доброй и трудолюбивой девочке-сиротке и о злой мачехе появилась как отражение живущего веками в людях убеждения, что в борьбе добра и зла в конце концов побеждает добро. Будь таким, как героиня этой сказки, добрым, трудолюбивым, кротким, и тогда тебя ждёт счастье. Это главная мысль произведения.

Крошечка-Ховрошечка просто чудная сказка, которая чем-то похожа на «Золушку», но мне она милее т.к больше в ней нашего, русского, славянского.

Тут есть несколько главных героев.

Главная мысль этой сказки в том, что нужно быть работящей, доброй и честной и как бы тяжело тебе не было по жизни, но потом все равно она тебя наградит.

Сказка про «Крошечку-Хаврошечку­ » отдалённо напоминает и схожа с аналогичными сюжетами сказок, где девочка работает не покладая рук, часто у неё есть злая мачеха и даже сёстры, но в конце таких сказок всегда все получают по заслугам, трудолюбивые награду, ленивые и злые наказаны. Аналог похожих сказок : «Морозко», «Золушка» и другие.

Главной героиней сказки выступает сама обладательница названия этого произведения.

У Хаврошечки есть Коровушка, её помощь неоценима, благодаря ей девочка выживает в таких условиях.

В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.

Источник

Этимология прозвища

Кто такая Крошечка-Хаврошечка и о чем говорит имя главной героини? Один критик написал, что это маленькая грязненькая девочка. Очевидно, он прав. Это наша Золушка. Предположить, что прозвище Хаврошечка произошло не от слова «хавронья», трудно. Это сейчас свинка Пеппа мороженое в кафе ест, а в стародавние времена обозвать трудолюбивую сироту свинушкой только потому, что вся грязная работа по дому лежала на ее плечах и спала она в самом антисанитарном закоулке, у собирателей и обработчиков русских народных сказок и мысли не было. И просто Хаврошечка звучит не так ласково и не с такой симпатией, как Крошечка-Хаврошечка. Сказка уже своим названием располагает будущих читателей к главной героине.

Злодеи и добрые помощники

Так случилось, что во многих русских (и не только) сказках зло олицетворяет мачеха. Образ стал нарицательным. Но в нашем случае сироту взяли чужие люди, вырастили и работой замучили. Хозяйка очень злая, муж-старик – послушное орудие в ее руках. Хозяйские дочери, как и в сказке «Золушка», тоже носители зла. Но кто помогал Крошечке-Хаврошечке? Коровушка Буренушка. Образ любимый, популярный и нарицательный. Коровушка – единственное, что есть у бедняжки на этом свете, ее обижают все, и лишь Буренушка выслушивает, жалеет и помогает.

Классическая самодурка


Кто помогал Крошечке-Хаврошечке мыть полы, готовить или стирать? Никто. Можно предположить, что девочка подрастала красавицей – иначе с чего бы хозяйке так белениться, а не ценить дармовой труд? Правда, с дочурками ей не очень повезло – первая была с одним глазом, третья счастливая обладательница аж трёх. Необходимо отметить, что на этой нестандартной внешности дочерей построена главная интрига сказки. Злющая ведьма-хозяйка приказала Хаврошечке, помимо всей прочей работы, наткать еще и полотна, отбелить его и скатать в рулоны. Вот такой каприз. Девушка понимала нереальность приказа и побежала плакаться коровушке в шерстку. Но хозяйка тоже понимала невыполнимость задания, потому как сразу после получения первой партии полотна озаботилась вопросом о том, кто помогал Крошечке-Хаврошечке? С целью его выяснения она приказала служанке наткать полотна еще больше и послала Одноглазку проследить за процессом.

Популярные сегодня темы

Куприн не так часто писал о счастливой любви, наверное, поэтому его «Куст сирени» кажется таким особенным. Двое героев – муж и жена, они бедны, но в их семье царит любовь

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила

Конечно! Как и всё… Во всём можно разочароваться. И после только утешить себя тем, что хотя бы был добрым, хотел сделать хорошее.

Источник

Счастливый сказочный конец

Послушный дед сразу побежал точить ножи, а Хаврошечка – к Буренушке плакать. Понять девушку можно – опять оставаться одной среди ненависти и злобы, кроме того, потерять свою спасительницу и подругу. Жалко, что коровушка принесла себя в жертву. Но зато потом из косточек Буренушки в саду вырастает дерево-сказка – веточки золотые, листочки серебренные. И здесь появляется новый герой – сильный человек. Очевидно, ему было предсказано, что хорошей женой ему будет та девушка, которая угостит его наливным яблочком именно с волшебного дерева. Понятно, что уродливым хозяйским дочерям золотые веточки все шесть глазков-то и повыдрали. Яблочко вручила сильному человеку Крошечка-Хаврошечка. Автор народной сказки подводит нас к счастливому концу – добро награждено, а зло наказано, ведь трудно представить, что хозяйка с дочерями пережили свадьбу Хаврошечки. А уж как соседи потешались! Сказка и в варианте А. Толстого и в изложении А. Афанасьева написана чарующим языком, она наполнена, как сказал кто-то, «поэтическим кружевом присказок», которые вошли в повседневный язык.

Образ неправильной семьи

Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

…есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка

Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

В чём проявляется неправильное устроение семьи?

Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

Почему у дочерей столько глаз

У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

Аллюзии на христианство

Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

Источник

  • Тест по сказке жаба королева 3 класс
  • Тест по сказке золотой петушок 4 класс с ответами
  • Тест по сказке ершова конек горбунок с ответами 4 класс школа россии
  • Тест по сказке дремучий медведь паустовский
  • Тест по сказке ершова конек горбунок 4 класс школа 21 века с ответами