Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 94-95.
Раздел «Волшебная сказка»
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Прочитайте ещё раз начало и конец каждой сказки. Запишите их в творческую тетрадь.
«Иван-царевич и серый волк»: «Жил-был царь Берендей… …стали жить-поживать, да горя не знать».
«Летучий корабль»: «Жили-были старик и старуха… …стал он в том царстве жить, всякие дела вершить».
«Морозко»: «Живало-бывало, жил дед да с другой женой… …заголосила старуха да поздно».
«Белая уточка»: «Один князь женился… …стали все жить-поживать, добра наживать».
«По щучьему веленью»: «Жил-был старик. Было у него три сына… …тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
2. Подумайте, есть ли какой-то смысл в том, что волшебные сказки начинаются и заканчиваются определёнными словами. Зачем в сказке нужна концовка?
В зачине сказки обычно даётся представление о героях, например, живут старик и три сына.
Концовка нужна чтобы показать, что дальше у героев всё будет хорошо. Они живут, горя не знают, добра наживают. Это убеждает нас в окончательной победе добра.
3. Вспомните, что такое присказка.
Присказка — это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
4. Выберите присказки из перечисленных предложений. Запишите их в творческую тетрадь.
Согласно определению, присказка является коротким рассказом. Из перечисленных примеров только один отвечает этом условию:
На море-окияне, на острове Буяне стоит дерево — золотые маковки…
5. Обсудите с друзьями, чтобы вы делали, если бы у вас появились волшебные предметы: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Составьте совместно небольшой рассказ о том, что могло бы случиться, если бы вы однажды нашли волшебную палочку.
Если бы я нашла скатерть-самобранку, я бы накормила всех голодных, никто бы больше не стал страдать от голода.
Если бы я нашла сапоги-скороходы, я бы никуда и никогда не опаздывала. Я бы посетила все страны мира, увидела бы все чудеса планеты.
Рассказ «Как мы нашли волшебную палочку» для 3 класса.
Однажды мы с Игорем нашли волшебную палочку.
Она просто лежала в траве, небольшая, очень красивая, со звездой на наконечнике.
Игорь сказал, что это просто игрушка, а я взмахнула палочкой и появилось мороженое. Тогда Игорь выхватил у меня палочку и стал размахивать ею, крича разные желания. Но у него палочка не работала.
Я сказала, что это потому, что он не верил в волшебство, и забрала палочку. Игорь стал просить загадать электросамокат или смартфон, но я вспомнила сказку «Цветик-семицветик». Я подумала о том, что нельзя использовать волшебную палочку на разные глупости или игрушки. Она нужна для добрых дел.
Я пожелала, чтобы люди стали добрыми и перестали завидовать друг другу, чтобы прекратились войны, чтобы учёные победили болезни, чтобы прилетели инопланетяне.
Теперь остаётся только ждать, что из этого получилось. Ну и играть с Шеном, он прилетел к нам из созвездия Гончих псов сразу, как я этого пожелала.
6. Подумайте, что общего в характерах и поступках главных героев сказок «Летучий корабль», «Иван Царевич и серый волк» и «По щучьему веленью».
Они все проявляют доброту и любовь к людям и окружающему живому миру.
7. Почему люди слагали сказки про Ивана-дурака? Выберите тот ответ, с которым вы согласны.
Чтобы показать, что тот человек умный, который живёт по совести, добр, честен, простодушен, любит родителей и окружающий мир.
8. Поразмышляйте над словами известного учёного Д. Лихачёва.
Учёный подтверждает сделанный мной вывод о том, что любят в народе не просто дураков, а людей добрых, немного наивных, которые никому не делают зла, любят родителей и животных. Только таким достаются награды в сказках, уважение и почёт.
9. Попробуйте провести исследование на тему «Добро побеждает зло». Побеседуйте об этом с родителями и друзьями. Совместно составьте небольшой текст. Подтвердите свои мысли примерами из прочитанных сказок.
Текст-исследование на тему «Добро побеждает зло» для 3 класса
Главным принципом, который всегда соблюдается в волшебных сказках, оказывается принцип торжества добра.
Как бы тяжело не приходилось доброму герою в начале, в конце он обязательно получает награду и повергает злого. В этом народ видит высшую справедливость.
Любая сказка подводит нас к убеждению в том, что добро должно победить, что оно сильнее зла. Это искренняя мечта народа, которую он воплотил в своих сказках.
Победа добра происходит во всех случаях, даже если доброму герою приходится погибнуть.
Возьмём Ивана-царевича, который искал жар-птицу и которому помогал серый волк. Он погиб, убитый братьями, но волшебная сказка не допускает победы зла. И волк оживляет Ивана, а братьев уничтожает.
Похоже развиваются события в сказке «Белая уточка». Добрая героиня не гибнет, но превращается колдовством в уточку. Её сыновья убиты злой ведьмой. Но добро побеждает и тут. Уточка становится человеком, сыновья оживают, а ведьму убивают.
И так происходит в каждой сказке. Ведь не зря народная мудрость говорит о том, что добро вечно в памяти живёт. Живёт оно и в сказках, за что мы их так любим.
Автор: Березина Дарья Борисовна
Организация: МДОУ детский сад N 5 «Солнышко»
Населенный пункт: Калужская область, г. Малоярославец
Цель: Формирование эмоциональной культуры, анализируя поступки героев в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
Программные задачи:
Образовательные:
- помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке;
- учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное через мимику, жесты;
- совершенствовать коммуникативные навыки, произвольность и самоконтроль
Развивающие:
- Развивать у детей зрительное внимание, умение вслушиваться в речь взрослого, мелкую моторику рук.
- Развивать умение высказывать свои суждения.
- Расширять и активизировать словарный запас
Воспитательные:
- создать благоприятную атмосферу в детском коллективе
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь в трудной ситуации.
Предварительная работа: чтение авторской сказки
Материал: портрет В. Катаева, разрезные картинки «Собери вазу», клубок, фотографии эмоций, макет цветка со съемными лепестками, сердечки для призов.
Ход мероприятия
Оргмомент. Зайти под музыку, поставить детей лицом к гостям полукругом.
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня,
Им сейчас вы улыбнитесь,
Хорошим настроением поделитесь.
А теперь ко мне повернитесь.
Ребята, как вы приветствуете друга, когда приходите в детский сад? (Ответы детей) «Здрасте» не говорят, говорят «Здравствуйте», это означает здоровья желаю. А можно сказать добрый день, доброе утро.
Я вам предлагаю поприветствовать друг друга необычным способом: если хлопну 1 раз – вы пожмете друг другу руки, если 2 раза – дотронетесь до плеча друг друга. Готовы? (Дети выполняют) (паузы между выполнением заданий).
Наши пальчики тоже хотят поздороваться:
Здравствуй, большак,
Здравствуй, указка,
Здравствуй, середка,
Приветствую, безымянный,
Доброго утра, мизинец,
Хорошего дня, кулак!
Шум ветра
Лети-лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг!
Из какой сказки это волшебные слова? («Цветик-семицветик»). На экране слайд – фото автора и обложка книги.
Правильно, эту сказку о добре, справедливости и любви написал Валентин Катаев. Посмотрите!
Подул ветер и разбросал лепестки. Давайте найдем их в сказке! Чтобы снова цветик-семицветик дарил вежливость, добро и исполнял заветные желания.
Отправиться в сказку нам поможет волшебный клубок.
Сейчас в круг мы присядем, будем клубок катать и друг друга добрыми словами называть. (игра «Паутина добрых слов»)
(Звучит музыка) Вот мы и в сказке. (нитки собрать самой)
Поднять детей.
Давайте к экрану подойдем, путешествие по сказке начнем.
Дети смотрят мультфильм.
-Ребята, за что мама ругала Женю?
-Какой поступок совершила девочка? Отвечайте полным предложением.
Давайте поможем Жене, склеим вазу. Выберите себе пару. К столам сейчас мы подойдем, и вазу соберем. (игра в парах «Собери вазу»). Посмотрите, все ли справились с заданием? Помогите друг другу. Вот и нашли мы лепесток – лепесток взаимопонимания. Как вы думаете, что означает это слово? (ответы детей)
Взаимопонимание – это когда люди понимают друг друга. Повторите. Полным предложением говорите. (2 повтора)
Шум города.
А мы пойдем дальше.
Внимание на экран! (Дети смотрят мультфильм).
Хорошо ли разговаривали мальчики? А как именно они разговаривали? (грубо, жестоко, по-хамски).
Мяч скорее вы ловите, и слова наоборот говорите (плохой-хороший, злой-добрый, плачет-смеется, грустный-веселый, грубый-нежный,). Вот и нашли мы лепесток — вежливости. Как вы думаете, что значит быть вежливым? (Ответы детей, обращать внимание на правильное построение предложений)
Вежливость – это когда люди культурны и доброжелательны друг к другу. (2 повтора)
Опять мы сказку вспоминаем. Внимательно смотрите.
Назовите, какие игрушки вы запомнили? (дети называют)
Давайте к столу подойдем , игрушки найдем и картинку по контуру обведем.
(Зашумленные картинки).
Вот и нашли еще один лепесток-внимания. Что значит быть внимательным?.
Внимание – это когда люди слушают, смотрят и запоминают.
Шум города
Дальше путешествие продолжаем. Давайте на ковер присядем.
(Открываю книгу)
Читаю сказку (Выразительно, показывай сразу эмоции):
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит – у девочек разные игрушки, а у одной – большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и кукольных калошках. «Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы. «Ну, – думает, — я вам сейчас покажу, у кого игрушки!»
Как вы понимаете фразу «Взяла Женю досада»? (Женя позавидовала детям)
Шум ветра, листает книгу
Ребята, смотрите, в моей книжке оказались книжки-малышки для двоих. Раскройте её. Посмотрите на двух волшебных человечков, Подумайте, какой изображает зависть (Ответ детей), а что показывает желтый? Посмотрите друг на друга, покажите зависть, а теперь радость
который изображает зависть. А теперь найдите того, кто изображает радость.
Когда вам хорошо, комфортно? Когда радуетесь или когда завидуете? (ответы детей). Мы нашли лепесток радости. Что значит радоваться? (Ответы детей )
Пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
Подними свой лепесток.
(Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку (шагаем)
Да притопни ножкой.(один притоп)
Да головкой покачай- (качаем из стороны в сторону)
Утром солнышко встречай (качаем также)
Стебель наклони слегка- вот зарядка для цветка.(наклон вперед)
А теперь росой умойся,(умываемся)
Отряхнись и успокойся(встряхивания кистями рук.)
Молодцы! Мы с вами нашли лепесток здоровья. Здоровье – это когда люди не болеют. Что значит быть здоровым?
Звуки парка, пение птиц.
Снова сказку вспоминаем. Мы с вами оказались в парке. Давайте присядем и посмотрим, что будет дальше.
Смотрим мультфильм.
Беседа:
— Кого встретила Женя в парке? Ребята, отвечайте полным предложением.
— Почему Витя сидел на лавочке?
— Как Женя поступила с последним лепестком?
Я читаю: Девочка бережно оторвала последний лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети-лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг!
Почему голос у Жени дрожал от счастья? (ответы детей)
Подумайте, какие добрые поступки можете сделать вы?
(Если затруднения
– если увидите женщину с тяжелыми сумками, что сделаете?
- Если пожилой человек не может перейти дорогу
— Ваш друг заболел
- А если цветок завял, увидели собаку сгрустными глазами у магазина)
Молодцы, это лепесток добра. Спешите делать добрые дела!
Вот и закончилось наше путешествие. А теперь вы повернитесь и в детском саду очутитесь!
Ребята, мы нашли лепестки. А вот и цветок. Давайте соберем цветик-семицветик. Вспомним, что означает каждый лепесток (Собираем цветок, из-под вазы достаю последний лепесток).
Вспомните, какое волшебное заклинание говорила Женя? Давайте скажем его вместе.
(Говорят вместе)
Лети-лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг!
Ребята, а какими должны быть люди, чтобы цветок рос не в сказке, а у нас?(добрыми) Закройте глаза, загадайте желание, которое принесет добро людям.
Втыкаю последний лепесток.
Что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
А теперь на цветок вы подуйте (высыпаются сердечки). Пусть в ваших сердцах поселятся добро и любовь. Сердечки себе на память возьмите, и гостям подарите.
Использованная литература и источники:
1. Бацкалева В.В. Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования. – М.: Перспектива, 2015
2. Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников/А.Ф.Башарова// Научный форум: Педагогика и психология: сб.статей по материалам XVIII междунар. научно-практ. конф. – М., 2018. – С.47-50 – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35012019
3. Битютская Н.П. Проекты в дошкольной организации. Технология и содержание проектной деятельности. – М.:Учитель, 2021
4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. – М.: Гном и Д., 2020
5. Можгова Е.И. Театрализованные игровые занятия для детей от 5 лет. – М.: Детство-пресс, 2019
6. Никитина Ю.Б. Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников/Ю.Б.Никитина// Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб. статей по материалам междунар. научно-практ. конф. – М., 2019. – С.69-73 – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41899001
7. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. – М.: Национальный книжный центр, 2016
8. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М.:Наука, 2014
9. Урунтаева Г. Психология дошкольника. Практикум. М.: Инфра-М, 2021
10. Коломийченко Л.В. «Дорогою добра». Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. ФГОС ДО. М.: Сфера 2017.,
11. Маханева М.Д., Ушакова-Славолюбова О.А. «Мы вместе». Социально-коммуникативное развитие дошкольников. ФГОС ДО. М.: Сфера, 2017.
12. Халикова Э.А., Колебошина Н.В. «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет». Программа, планирование, занятия. ФГОС ДО. М.: Учитель, 2017.
Приложения:
- file0.docx.. 31,5 КБ
Опубликовано: 17.11.2021
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с. Калинаул Казбековского района
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»
Подготовила и провела: воспитатель
Гоймирзаева Садия Абдулайсовна
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»
Тема: «Как хорошо мы знаем сказки!»
Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.
Задачи:
— закреплять представления детей о книгах;
— систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;
— развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;
— развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;
— развивать умение давать описательную характеристику героям;
— развивать умение слушать друг друга;
— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;
— развивать коммуникативные навыки;
— способствовать развитию образного мышления, художественных образов;
— воспитывать интерес к художественной литературе.
Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.
Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?
Ребята, а почему говорят: «Книга – источник знаний». (Дети отвечают)
Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир — рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)
Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)
Эта книга- сложное слово!
В ней много интересного и нового.
Она расскажет обо всем на свете,
Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)
Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)
Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)
А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)
Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:
Будешь книжки читать – будешь все знать.
Береги книгу – она поможет тебе жить.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Золото добывает из земли, а знания — из книги.
Книга твой друг, без неё как без рук.
Хорошая книга – лучший друг.
Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).
Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!
Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с первым заданием!
Физ.минутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (наклоны)
Глаза большие, (показывают)
Словно угольки горят. («Фонарики»)
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились со вторым заданием!
Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.
Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).
Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с третьим заданием!
Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?
1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)
2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)
3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)
4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)
5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)
6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)
7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)
8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)
9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)
Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!
Воспитатель:
А какие герои бывают? (добрые и злые)
Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)
Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)
Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по — нашему вели!
Вели чтобы мы справились с пятым заданием!
Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!
Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).
Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.
Дети говорят:
Лети, лети лепесток-
Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!
Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!
Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!
Дети дорисовывают.
Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!
Садимся на коврик читаем письмо:
«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!
Я к вам обращусь товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ваша любимая бабушка Яга!
И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»
Итог занятия:
Ребята что мы сегодня вспоминали?
А какие задания вам понравились больше всего?
А для чего все-таки нужны книжки?
А что больше всего любят читать дети?
А из какой сказки приходила Баба Яга?
Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!
7
Классный час для 1 класса «Школа вежливости»
Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.
Ход классного часа
Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.
Вступительное слово учителя
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Ученик.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо — хлопайте два раза, невежливо — один.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять
упавшие вещи —
Не встать, обращаясь к учителю –
Взять билеты в автобусе –
Не уступить место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы —
Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)
Игра «Доскажите словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете.
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого. (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:. (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы. (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит,встречаясь:. (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим:. (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят. (до свидания).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю. (пожалуйста).
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.
Стихи
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни.
Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
Игра «Вежливые прятки»
Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Учитель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его,отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
А дальше он, например,говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать.Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Ученики. Вежливо, с улыбкой.
Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
Игра на внимание «Пожалуйста»
Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать?Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)
Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
Конкурс «Самый вежливый»
Итак, задачи не на сложенье,
Задачи на правила уважения!
(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)
1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится — стыдится!
Настанет, друзья, счастливое время
Наступят чудесные дни –
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Не будет мальчишек противных,
Придут золотые года,
И в чистую комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут.
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Распустятся фиалки,
Зимой придет весна,
И в школьной раздевалке
Наступит тишина.
Пусть грубость исчезнет,
Исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство от грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял и вежливым стал.
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей.
И будут все на свете
Любить таких детей.
Советы на память от волшебного цветика — семицветика
Для тебя, друг, я составил
Десять очень важных правил.
Эти правила просты,
Быстро их запомнишь ты.
Как проснулся — так вставай,
Волю лени не давай!
Лепесток роса умыла,
А тебя умоет мыло!
Понукания не жди,
В школу вовремя иди!
Прежде чем захлопнуть дверь,
Все ли взял с собой — проверь!
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь — подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил — сам убирай!
Не таскай в кармане мела –
Это, милый мой, не дело!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр, и пятен!
Дома близким не груби;
Малышей жалей, люби;
Знай, хорошие отметки,
Как плоды в саду на ветке;
Чтоб тобой могли гордиться,
Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте, очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)
Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?
Экзамен на вежливого человека
Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.
Примерные вопросы для экзамена
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)
2. Какие слова произносят при встрече и прощании?
3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?
6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?
Подведение итогов
Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком.Вова встал и сказал женщине: «Садитесь. (дети хором: «Пожалуйста»).Женщина обрадовалась и сказала Вове:. («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться,но Вова сказал:. («Извините, пожалуйста».)
(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)
Дополнительный материал
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)
5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)
6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)
7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)
8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)
Из истории слов
Спасибо. Откуда явилось это слово?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело,говорили ему:
— Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»
А еще говорят
Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.
Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.
— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.
— Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.
Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.
А еще говорят
— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?
— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.
В данном случае благодарю означает отказ.
Воробья позвали кошки,
Обещали чай и крошки.
Он сказал: «Благодарю!
Я уже сегодня сыт.
Как на когти посмотрю,
Так теряю аппетит!»