Викторина по сказкам А. С. Пушкина для младших школьников
Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина бесценно. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира. В России творчество поэта востребовано и популярно во все времена. С его сказками дети знакомятся, еще не научившись читать. Предлагаем ребятам и родителям вспомнить любимые с детства сказки Пушкина и ответить на вопросы викторины вместе с детьми.
Начало теста:
1 вопрос
Каким фруктом отравился царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Варианты ответов:
- Лимон
- Яблоко
- Груша
2 вопрос
В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?»
Варианты ответов:
- Сказка о Царе и Салтане
- Руслан и Людмила
- Сказка о рыбаке и рыбке
4 вопрос
Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?
Варианты ответов:
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о Царе и Салтане
- Сказка о рыбаке и рыбке
5 вопрос
В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
Варианты ответов:
- Муха, бабочка, пчела
- Комар, муха, шмель
- Комар, бабочка, пчела
От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:
Сборник всех промокодов
Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение
2 977 просмотров
Верно 143 / С ошибками 410
- 0
- 0
Популярные тесты
-
Главный тест на общие знания: насколько ты умён?
HTML-код
Всякие Научные ШтукиКоличество прохождений: 453 872
636 897 просмотров — 28 февраля 2019
Пройти тест -
А насколько вы умны?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 847 816
1 337 463 просмотров — 20 февраля 2017
Пройти тест -
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 288 610
521 068 просмотров — 07 августа 2019
Пройти тест -
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
HTML-код
Тесты от ШпицаКоличество прохождений: 533 680
973 981 просмотров — 30 августа 2018
Пройти тест -
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
HTML-код
АннаКоличество прохождений: 688 711
1 298 150 просмотров — 09 апреля 2020
Пройти тест -
Вы гений, если пройдете этот тест.
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 294 869
477 469 просмотров — 15 января 2017
Пройти тест -
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
HTML-код
Всякие Научные ШтукиКоличество прохождений: 615 815
881 064 просмотров — 12 февраля 2019
Пройти тест -
Помнишь, что ели в Советском Союзе?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 416 734
716 160 просмотров — 10 сентября 2018
Пройти тест -
Насколько уникальна ваша личность?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 437 122
664 011 просмотров — 26 декабря 2016
Пройти тест -
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 364 877
572 689 просмотров — 07 августа 2019
Пройти тест -
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 424 443
615 088 просмотров — 22 февраля 2019
Пройти тест -
В чём ваш мозг крут
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 491 406
900 731 просмотров — 22 ноября 2018
Пройти тест -
Сможете ли вы назвать имена всех этих легендарных артистов, популярных в СССР?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 522 357
952 128 просмотров — 06 декабря 2018
Пройти тест -
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 457 758
686 200 просмотров — 15 января 2019
Пройти тест -
Блесните своей эрудицией, ответив на 70% вопросов верно
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 550 998
1 465 157 просмотров — 26 февраля 2019
Пройти тест -
Тест о животных: Угадай зверя по его носу
HTML-код
VyacheslawКоличество прохождений: 359 729
566 749 просмотров — 10 декабря 2018
Пройти тест -
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 525 379
1 033 759 просмотров — 28 февраля 2019
Пройти тест -
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
HTML-код
АдминистраторКоличество прохождений: 284 984
575 485 просмотров — 01 декабря 2016
Пройти тест -
Каков Ваш психологический возраст?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 786 454
1 171 873 просмотров — 21 декабря 2016
Пройти тест -
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 302 859
489 823 просмотров — 10 марта 2019
Пройти тест
HTML-код для вставки на сайт
Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!
OK
Викторина – это вид урока, который нравится и детям, и учителям. Для учебного процесса такая форма опроса имеет огромное значение, ведь как еще можно одновременно обобщить и систематизировать полученные знания у школьников по литературе, воспитать любовь к книге, чтению, русской культуре в целом. Кроме этого, можно более детально познакомить школьников с биографией поэта, его творчеством, сформировать интерес к чтению книг. Урок-викторина предполагает разделение учеников на команды, а значит, позволяет сформировать навыки командной игры, развивает умение работать дружно и слаженно со своими одноклассниками.
Каждая сказка великого писателя и поэта интересна по своему, ни одна из них не повторяется и не похожа друг на друга. Наверное, поэтому эти произведения так любят и дети, и взрослые. В материалах статьи мы приведем примерные вопросы для викторины по сказкам Пушкина с ответами для школьников 4 класса. Разрабатывая урок-викторину, педагоги могут воспользоваться нашими наработками, или составить свои вопросы по аналогии с нашими. Кроме этого, мы поделимся рабочими моментами составления школьных литературных викторин по разным произведениям. Это поможет педагогам в их нелегком труде.
Задание «Шифровки»
Смысл задания состоит в том, что из целого набора букв, написанных латиницей и кириллицей, нужно выбрать и озвучить название сказки Пушкина.
- FСJFKGJHАGJRFЗLKSAJFNОEUЗGLSHFBОW9KFЛJSHHОSKSLFТLTSRОHSМHAKFПKEJZNVТBRNУVCHШSKGЕ – (правильный ответ – «Сказка о золотом петушке»);
Далее нужно искать буквы, как в первом пункте вопроса блока.
- СFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОEUGЦLSHАFBW9РKFJЕSHHСSKSLАFLTЛSRHSТHAМKНFKEJZNVИBRNVCHSЫKGFJFНKGJFJFKЕGJHGJRЕFLKSAГJFNEОUGLSМHFBWО9KFJSHHГSKSLFLУTSRHЧSHAKFKEJZNVBRМNVCHSБKGFJFKОGJHGJRГFLKSAJFNEUGТLSHFBЫW9KFJSРHHSKSLFЕУLTSRHКSHAKFKНEJZNVBRЯNVCHSKЗGJHGJRЕFLKГSAJFВNEUGLSHИFBW9ДKFJОSHHSKЕSLFLTСSRHАSHAЛKFKТEJZNАVBRNНVCHОSKFВGHJHИDDGWЧYHGЕ – (правильный ответ – «Сказка о царе Салтане и сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче»);
- JСFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОEUGJRПFLKSAJFОNEUGLПSHFBWЕ9KFJSИHHSKSРLFLTSАRHSHAБKFKEJZОNVBRNТVCHSKGНKGJHGИJRFLKSAJFЕNEUGЕLSHFBW9KГFJSHHSKОSLFLTSRHSБHAKFKАEJZNVЛBRNVCДHSЕKG — (правильный ответ – «Сказка о попе и работнике его Балде»);
- JСFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОСJFМАJFЕKGJHРGJRFТLKSAJВFNEUGОLSHЙFBWЦ9KFАJSHHРSKSLFЕLTSRВHSHAKFЕKEJИZNОVBRСVBRЕNVBМRNИVCHБSKGОVCHГSKGАNVТCHSЫCHSРCHSЯKGХ(правильный ответ – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»);
- СFСJFKGJАHGЗJRFLKSAJFNОAJFNEUРGLSHFBW9ЫKFJSHHSБKSLFLTSАRHSКHЕAKИFKEРJZNЫVBRNБVCHКSKЕG(правильный ответ – «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Кроме того, что школьники должны найти названия сказок Пушкина, это задание полезно и тем, что помогает тренировать внимательность и память у детей.
Внимание! Если вы хотите самостоятельно разработать вопросы к викторине в виде шифровок, то можете зашифровывать имена персонажей сказок, животных и прочее. Так будет немного сложнее отгадать сказку, придется напрягать память и вспоминать из какой сказки каждый конкретный персонаж.
Задание «Назовите правильно сказку Пушкина»
Названия сказок Пушкина длинные и распространенные. Тем не менее, знать их нужно обязательно. В этом задании будет несколько вариантов ответов к каждому вопросу, из которых нужно выбрать правильный.
- «Сказка о ***** петушке»
- …молодом…
- …золотистом…
- …серебрянном…
- …золотом…
(правильный ответ – «Сказка о золотом петушке»)
- «Сказка о царе Салтане и ***** »
- о сыне его князе Гвидоне
- о сыне его князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди
- и сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
- Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь
(правильный ответ – «…о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)
- «Сказка о попе и ***** »
- и работнике Балде
- и работнике его Балде
- и Балде
- правильных вариантов нет
(правильный ответ – «Сказка о попе и работнике его Балде»)
- «Сказка о **** ***** и о **** богатырях»
- Сказка о спящей красавице и о семи богатырях
- Сказка о мертвой царевне и о восьми богатырях
- Сказка о спящей царевне и о семи богатырях
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
(правильный ответ – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- «Сказка о рыбаке ******»
- и рыбке
- его жадной бабе и золотой рыбке
- и золотой рыбке
- его бабе и рыбке
(правильный ответ – «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Важно! В начальной школе дети учатся не только основам по предметам, но и элементарным правилам ведения учебной документации. Сейчас читатели поймут, о чем идет речь: предложите ребенку самые простые тесты, ответы на которые они знают, но при этом дайте задание расставить буковки к цифрам самостоятельно. Вряд ли это смогут сделать правильно абсолютно все дети. Тестовые задания в начальной школе формируют и оттачивают подобные навыки, и в дальнейшем детям будет легко учиться в среднем и старшем звене.
Задание «Нахождение неточностей»
Чтобы находить неточности в тексте сказок, нужно знать их очень хорошо. Что дают детям подобные задания? Прежде всего, это тренировка памяти и внимательности. Чем больше читает ребенок, тем лучше у него память.
- В тридевятом царстве жил царь Салтан. Это верно или нет? (правильный ответ – нет, не правильно. В тридевятом царстве жил царь Дадон).
- Когда царь Дадон состарился, соседи его царства начали совершать набеги на его царство. Верно это или нет? (правильный ответ – да, это утверждение верно).
- Когда Дадону понадобилась помощь, он обратился за ней к коту ученому? Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, утверждение не верно, за помощью Дадон обратился к мудрецу-звездочету).
- Мудрец подарил царю Дадону сокровенные знания. Верно это или нет? (правильный ответ – мудрец-звездочет подарил царю золотого петушка).
- Функционал золотого петушка был таковым, что он мог исполнять желания царя и дарил ему вечную молодость. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, утверждение не верно, петушок умел предупреждать царя об опасности).
- В благодарность, царь Дадон пообещал мудрецу половину своего царства. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, Дадон пообещал исполнить любое желание мудреца).
- Беда в тридевятое царство пришла с Востока. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – да, утверждение верно).
- В сражение войска царя повел его старший сын. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – да, утверждение верно).
- Войско было в пути десять дней. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, в пути войско было восемь дней).
- Царь Дадон погиб в неравном бою с татаро-монгольским иго. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, царя клюнул в темя золотой петушок и от этого он скончался).
- Старик со старухой жили на берегу моря в старой покосившейся избе. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, они жили в землянке).
- Золотая рыбка исполнила ровно пять желаний старика. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, во-первых, желаний старика рыбка вообще не исполняла, во-вторых, если говорить о желаниях старухи, то пятое желание она не выполнила).
- Старик был наказан золотой рыбкой за жадность. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, рыбка наказала старика за безволие и трусость).
- Королевич Елисей получил богатое приданое, которое насчитывало 100 теремов. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, нет, приданое составляло 140 теремов).
- Гроб, в котором покоилась царевна, был сделан из золота и серебра. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, гроб был хрустальным).
- Королевич Елисей оживил царевну с помощью живой воды. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, живительным оказался поцелуй Елисея).
- Князь Гвидон превращался в комара, шмеля и клеща, когда путешествовал на остров Буян. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, Гвидон превращался в комара, шмеля и муху. К тому же клещи не умеют летать).
- Дом из хрусталя для белки построил царь Салтан. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, хрустальный дом построил князь Гвидон, сын царя Салтана).
- Ядрышки орехов, которые грызла белка в сказке о царе Салтане, были хрустальные. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, ядра орехов были сделаны из изумруда).
- Чтобы подстрелить себе какую-нибудь добычу, князь Гвидон сделал себе лук из ветки плакучей ивы. Верно ли это утверждение? (правильный ответ – нет, оружие было изготовлено из ветки могучего дуба)
Внимание! Подобные вопросы к школьным литературным викторинам педагог и ученики могут составлять самостоятельно. Для этого нужно взять любой малоизвестный факт из произведения и либо оставить его таким, какой он есть, либо изменить какую-то часть утверждения. Вариант ответа будет либо «да», либо «нет». Второй вариант предусматривает пояснение ответа.
Задание «О какой сказке идет речь»
Задания этого блока викторины подразумевают то, что школьники вполне могут отгадать название сказки по ее так называемым ключевым словам. Например, если говорить о кинофильмах и назвать такие ключевые слова, как «31 декабря» и «баня», то все сразу догадаются, о каком фильме идет речь. Здесь смысл примерно такой же.
- Ель, хрустальный дом, бочка, неведомая зверушка (правильный ответ – Сказка о царе Салтане….)
- Корыто, простофиля, владычица, дурачина, столбовая дворянка (правильный ответ – Сказка о рыбаке и рыбке)
- Вареная полба, оброк, базар, бедненький бес (правильный ответ – Сказка о попе….)
- Звездочет, петушок, шатер, мудрец, царь, Шамаханская царица (правильный ответ – Сказка о золотомпетушке….)
- Ветер, месяц, солнце, зеркало, богатыри, чернавка (правильный ответ – Сказка о мертвой церевне….)
Внимание! В школьной программе по русской литературе произведение Пушкина «Руслан и Людмила» проходят в 5 классе. Однако в некоторых регионах и школах могут встречаться отступления от программы, и эту поэму изучают ученики четвертых классов. Если школьники вашей школы уже изучили поэму, то вопросы по этому произведению можно включать в вопросы викторины.
Задание «Знаток сказок Пушкина»
В этом блоке заданий дети должны включить смекалку и дать ответы на поставленные вопросы. Вариантов ответов никаких не предусматривается. Опираться придется только на полученные знания.
- Какие слова выкрикивал петушок из сказки? (правильный ответ – «Кири куку! Царствуй лежа на боку!»).
- В какого насекомого превратился князь Гвидон во время своего третьего путешествия? (правильный ответ – Гвидон отправился к царю Салтану в виде шмеля).
- Кого просил о помощи королевич Елисей, когда искал свою возлюбленную? (правильный ответ – Сперва к солнцу, затем к месяцу и в конце-концов к ветру).
- Кем работал работник Балда у попа? (правильный ответ – повар, конюх и плотник).
- Что сказала царевна, когда очнулась в гробу в пещере? (правильный ответ –«Как же долго я спала!»).
- Какое обещание дал Царь Дадон мудрецу? (правильный ответ – пообещал исполнить его первую волю «Волю первую твою я исполню, как мою»).
- Назовите кличку пса, который сторожил терем семи богатырей. (правильный ответ – Пса звали Соколка).
- Каков семейный стаж у старика и старухи из сказки? (правильный ответ – тридцать три года, «ровно тридцать лет и три года»).
- Кем был младший брат Балды? (правильный ответ – зайцем).
- Сколько раз в сказе о рыбаке и рыбке меняло настроение море? (правильный ответ – четыре раза).
- Каков был репертуар белки из Хрустального дома? (правильный ответ – русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).
- На ком хотел жениться Царь Гвидон в Сказке о золотом петушке? (правильный ответ – в этой сказке такого персонажа нет).
- С какой целью царь Дадон приобрел себе золотую птицу? (правильный ответ – чтобы тот отгонял врагов).
- Каково было первое желание старухи от рыбки? (правильный ответ – старуха попросила новое корыто).
- Кого убил князь Гвидон и зачем? (правильный ответ – убил Коршуна, чтобы спасти Лебедя).
- Какова была заработная плата поповского работника? (правильный ответ – три щелчка по лбу).
- Что случилось с царем Дадоном в конце сказки? (правильный ответ – он умер).
- С помощью чего королевич Елисей смог оживить мертвую царевну? (правильный ответ – с помощью поцелуя).
- Какое животное пронес Балда между ног? (правильный ответ – лошадь).
- Сколько детей было у Дадона? (правильный ответ – два сына).
Для справки: составлять подобные вопросы для викторин очень просто. Просто нужно открыть любую сказку, начать ее читать и параллельно выписывать интересные моменты, а после этого формулировать их в вопросы. Для педагогов старших классов можно составить вопросы для викторин по другим литературным произведениям, чтобы еще раз повторить прочитанное и закрепить пройденный материал.
Задание «Перевертыши»
Чтобы отвечать на вопросы этого блока, нужно очень хорошо знать произведения Александра Сергеевича. Потому что здесь зашифрованы не просто названия сказок, а имена персонажей, географические названия, клички животных и прочее. Для полного ответа нужно не только правильно расшифровать перевернутое слово, но и назвать сказку, к которой это имеет отношение.
- К А Е Н Ч В Р А (правильный ответ – Чернавка, персонаж из сказки о мертвой царевне….)
- Н О Р Ч О Е Р М (правильный ответ – Черномор, персонаж из сказки о царе Салтане….)
- А Х Б И А Р Б А (правильный ответ – Бабариха, персонаж из сказки о царе Салтане….)
- М Я Ш А А К С А Х Н _ Р Ц Ц А А И правильный ответ – Шамаханская царица, персонаж из сказки о золотом петушке)
- Н О Р Ч О Е Р М (правильный ответ – Черномор, персонаж из поэмы «Руслан и Людмила»)
Интересный факт. В сказке и поэме Пушкина имя «Черномор» встречается дважды. Поэтому можно считать правильным ответом оба произведения.
Вместо заключения
Сказки Пушкина – уникальное наследие, которое не только увлекательно для чтения, но и несет в себе много всего поучительного. Добро, которое прославлял автор на страницах своих произведений, помогает воспитывать в правильном ключе подрастающее поколение. Проведение подобных уроков-викторин, очень полезно для школьников. Надеемся, что наши материалы помогут педагогам сформировать у детей правильные понятия о добре и зле, а так же станут хорошим подспорьем для составления подобных вопросов для викторин по другим предметам и темам литературы.
Смотрите также статьи по теме
Задания предметной олимпиады по литературе. 4 класс
1. Прочти отрывок из сказки и вспомни её название.
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее»?
А)«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Б) «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
В) «Сказка о рыбаке и рыбке»
Г) «Сказка о потерянном времени»
2.Найди среди портретов писателей автора этой сказки.
А) Б) В Г)
3. Определи на ленте времени дату рождения этого писателя. Выбери правильный ответ.
Правильный ответ Б)
4. А сможешь ли ты вспомнить город, в котором он родился?
А) Ясная Поляна
Б) Санкт-Петербург
В) Москва
Г) Ярославль
5. Наш писатель посвятил немало поэтических произведений той, которая стала для него путеводителем в мир сказки, стала другом. Прочти отрывок из стихотворения , он поможет вспомнить о ком идёт речь.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
А) бабушка Мария Алексеевна
Б) няня Арина Родионовна
В) бабушка Елизавета Алексеевна
Г) матушка Надежда Осиповна
6. На каком языке было принято говорить в семье писателя?
А) русском
Б) французском
В) немецком
Г) на всех трёх
7. Сколько лет исполнилось писателю , когда он поступил в одно из престижных учебных заведений?
А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет
8. Как называлось это учебное заведение?
А) Царскосельский лицей
Б) приходское училище
В) уездное училище
Г) Пажеский корпус
9. Как выглядело здание учебного заведения, в котором учился писатель?
А) 2 Б) 1 В) 3 Г) 4
10. Какое неофициальное название имело это заведение?
А) «Под крылом»
Б) «Дом родной»
В) «Корпус-морпус»
Г) «Лицейская республика»
11. Сколько мальчишек обучалось в одном классе с будущим писателем?
А) 30
Б) 23
В) 25
Г) 35
12. В группе друзей писателя по учебному заведению есть тот, кого по праву можно назвать старшим товарищем, другом, учителем. Именно он сделал следующую запись: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму…»
А) А.А. Дельвиг
Б) В.К. Кюхельбекер
В) В.А. Жуковский
Г) И.Пущина
13. Многие мальчишки любят давать прозвища своим товарищам. Иногда они обидные, иногда, способны подчеркнуть характер человека. Какое прозвище получил писатель в годы учёбы?
А) Тихоня
Б) Великан
В) Егоза
Г) Мореход
14. Пройдут годы, и писатель напишет своё поэтическое произведение «19
октября». Кому оно будет посвящено?
А) наставникам
Б) учебному заведению
В) лучшему другу
Г) друзьям лицеистам
15. Какая сказка писателя появилась в печати первой?
А) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
В) «Сказка о рыбаке и рыбке»
Г) «Сказка о попе и работнике его Балде»
16. Сколько всего сказок было написано?
А) 7 сказок
Б) 6 сказок
В) 5 сказок
Г) 8 сказок
17. Перед тобой деформированный текст предложения из сказки того же писателя. Восстанови предложение и вспомни, какому произведению принадлежат эти строки.
Дворяне, взашеи, бояре, подбежали, старика , и ,затолкали
А) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
В) «Сказка о рыбаке и рыбке»
Г) «Сказка о попе и работнике его Балде»
18. В какой сказке встретилась следующая поговорка: «Не садись не в свои сани»?
А) «Жених»
Б) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
В) «Сказка о медведихе»
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»
19. Попробуй по отрывку определить, почему царевна решила, что «тут люди добрые живут».
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
А) добрые люди ставят святые иконы в красном углу
Б) добрые люди не закрывают дверь
В) добрые люди живут в светлой горнице
Г) добрые люди живут в чистой горнице
20. Кто же указал, где найти потерянную невесту?
А) солнце
Б) ветер
В) месяц
Г) солнце, ветер, месяц
21.Есть выражение «остаться у развитого корыта». Что оно обозначает?
А) забыть обо всём
Б) быть в плохом настроении
В) остаться ни с чем
Г) ни о чём не жалеть
22. Из какого произведения писателя взято это выражение?
А) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
В) «Сказка о попе и работнике его Балде»
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке»
23. В одной из сказок маленькая белочка исполняла песенку. Вспомни её название.
А) «Во поле берёза стояла»
Б) «Во саду ли, в огороде»
В) «Где ты»
Г) «Реченька»
24.Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
А) «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Б) «И я там был. Мёд, пиво пил…»
В) «Вот и сказка вся»
Г) «Вот и сказочке конец»
25.Узнай героя сказки по его отрывку.
Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятье племя, корчить!
А) Дадон
Б) старик
В) Гвидон
Г) Балда
26. А героя этого отрывка?
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу!
А) Дадон
Б) Мудрец
В) Гвидон
Г) Елисей
27. И вновь «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Почему царь взял в жены третью сестрицу?
А) выбор случайно пал на третью сестрицу
Б) она оказалась спокойной
В) она хотела родить царю наследника
Г) хороша лицом
28. Кто является автором опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке»?
А) Николай Римский-Корсаков
Б) Пётр Чайковский
В) Сергей Рахманинов
Г) Игорь Стравинский
29. Если бы тебя спросили о чём «Сказка о попе и о работнике его Балде», чтобы ты ответил?
А) о том, как хитрый и ловкий работник проучил жадного попа
Б) о том, как ловкий работник поймал чертей
В) о том, как поп нанял работника
Г) о том, как черти мутили воду верёвкой
30.Прочти внимательно отрывок из стихотворения. Кому оно адресовано?
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
А) автор обращается к себе
Б) автор обращается к конкретному человеку
В) автор обращается к читателю
Г) автор обращается к читателю, ждущего дружеской поддержки
Цель: развитие познавательного интереса у обучающихся к литературному чтению через интеллектуальную викторину
Задачи:
- Через литературные стихотворные сказки А.С.Пушкина прививать любовь к чтению произведений поэта.
- Развивать у детей логическое мышление и способность к творчеству.
Оборудование:
- Портрет А.С.Пушкина.
- Выставка произведений поэта.
- Рисунки обучающихся к сказкам поэта.
- Мультимедийная презентация, интерактивная доска.
- К игре нужно приготовить 20 «звёзд» и 35 жетонов.
- Каждая команда должна составить по 3 вопроса для соперников.
Правила игры: (слайд 2)
- В игре принимают участие 2 команды.
- Игрок называет номер любого квадрата и нажимает на него, например, № 5.
- За каждой ячейкой спрятан рисунок. Открывается слайд с вопросом. Далее игра идёт в зависимости от того, какой рисунок там скрывается. (слайд 3)
- Если рисунок . Игрок должен ответить на вопрос ведущего. Если он отвечает правильно, то получает «звезду».
- Если рисунок . Игрок отвечает на вопрос ведущего, выбирая правильный вариант из трёх предложенных. За правильный ответ получает 2 жетона.
- Если рисунок . Команды решают кроссворд. За правильное решение кроссворда команда получает «звезду», в зависимости от количества ошибок, команда может получить 2-3 жетона.
- Если рисунок .Команда может «откупиться», отдав ведущему «звезду» и продолжать игру, или поменять «чёрную молнию» на игрока, тогда ход переходит другой команде.
- Если рисунок .Команда обменивается вопросом по сказкам А.С.Пушкина. За правильный ответ получают 1 жетон.
- После того как ребенок ответил на задание, появляется правильный ответ.
- Чтобы вернуться к списку вопросов, необходимо нажать на кнопку «К вопросам», и следующий участник викторины выбирает новое задание.
- Можно обменять 5 жетонов на одну «звезду».
- Побеждает команда, набравшая к концу игры наибольшее количество «звёзд».
ХОД ИГРЫ
Дорогие друзья!
Сегодня мы встретились с вами, чтобы принять участие в интеллектуальной викторине по сказкам А.С.Пушкина «Путь к звёздам».
Поэзия А.С.Пушкина с самого раннего детства пленяет наши души чудесной сказкой, с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона! И белую царевну Лебедь! И бойкого, озорного и лукавого Балду.
Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Игра может быть проведена с использованием следующих вопросов.
Вопросы для получения «звезды»
-
Что кричал петушок, сидя на спице? (слайд 14)
- (Кири — ку – ку. Царствуй, лёжа на боку!)
- Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (слайд15 )
- (Соколко)
- Из какой сказки эти строки? (слайд 16)
- Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах… - («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
- В сарачинской шапке белой,
Весь, как лебедь, поседелый… - (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке».)
- Правду молвит, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. - (Царица. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
- (Я там был мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил.)
- («За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как свою».)
- Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? - (Произносит царица-мачеха, обращаясь к зеркальцу,
которое дано было ей в приданое).
- Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает словно пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
- (Речь идёт о дивной белке из «Сказки о царе Салтане…»:
«Ель в лесу, под елью белка, белка песенки поёт и орешки
всё грызёт, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…»).
Вопросы для получения двух жетонов
- С каким неодушевлённым предметом разговаривала царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (слайд 24)
- а) блюдце;
- б) зеркальце;
- в) тарелка.
- В кого превращается Гвидон, когда решил жениться? (слайд 26)
- а) в комара;
- б) в муху;
- в) в шмеля.
- С какими птицами встречался князь Гвидон на своём острове? (слайд 25)
- а) лебедь;
- б) ласточка;
- в) утка.
- Сколько желаний было у старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (слайд 27)
- а) четыре;
- б) пять;
- в) шесть.
- Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (слайд 28)
- а) тридцать лет;
- б) три года;
- в) тридцать лет и три года.
- Как звали жениха молодой царевны из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (слайд 29)
- а) Алексей;
- б) Елисей;
- в) Андрей.
- а) жареной картошкой;
- б) варёной полбой;
- в) горячей похлёбкой.
- а) Чернавка;
- б) Белоснежка;
- в) Герда.
Задания для болельщиков
(когда команды будут решать кроссворд)
Нужно узнать, кто говорит эти слова, и из какой они сказки:
- Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить!- (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
Мимо острова Буяна…
- (Корабельщики. «Сказка о царе Салтане …»)
Люди добрые живут;
Знать не будет ей обидно!
- (Молодая царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла.
- (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке»)
- (Смилуйся, государыня рыбка!)
- (Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок).
- (Повар, конюх и плотник).
- («Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее ».)
- (В комара, в муху, в шмеля).
- Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. - (О царевне. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
КРОССВОРД № 1 (слайд 6)
Вопросы:
- Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля)
- Какой был лоб у попа? (Толоконный)
- Кем по роду занятий была баба Бабариха? (Сватья)
- Чего лишился поп после второго щелчка Балды? (Язык)
- Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Соколко)
- Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»? (Пир)
- Кто звал Балду тятей? (Попёнок)
- Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царство Салтана? (Буян)
- В кого превратился злой Чародей, что бы погубить царевну Лебедь? (Коршун)
- Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика. (Душегрейка)
- Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» заморские вина? (Пряник)
- Ветхое жилье старика и старухи. (Землянка)
- Материал, из которого была сшита кичка (головной убор) старухи – столбовой дворянки. (Парча)
КРОССВОРД № 2 (слайд 5)
Перед вами кроссворд, правильно впишите имена героев в горизонтальные клетки.
Ответы: 1. Руслан; 2. Старуха; 3. Балда; 4. Петушок; 5. Старик; 6. Черномор.
В конце жюри подводит итоги, объявляет победителя.
Я думаю, что этой интеллектуальной викториной наше знакомство с творчеством великого поэта не заканчивается. (Слайды 34-35)
Вы будете продолжать идти по тропинкам его стихов, как сказочные богатыри расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с вами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про медного Всадника и каменного командора.