Тест по рассказу станционный смотритель 7 класс литература

Тестовые задания по повести а.с. пушкина станционный смотритель правильный вариант ответа отмечен знаком 1. в какой цикл повестей входит

Тестовые задания по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. В какой цикл повестей входит повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) «Петербургские повести»

Б) «Миргород»

+ В) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

Г) «Маленькие трагедии»

2. В каком году была издана повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

А) В 1824 году

Б) В 1830 году

+ В) В 1831 году

Г) В 1837 году

3. Какой чин был у главного героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсона Вырина?

+ А) Коллежский регистратор

Б) Провинциальный секретарь

В) Коллежский секретарь

Г) Титулярный советник

4. Каким вопросом задаётся А.С. Пушкин в самом начале повести «Станционный смотритель»?

А) Кто не приезжал на станцию и не видел этой убогой жизни смотрителя?

+ Б) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?

В) Ездили ли вы когда-нибудь на почтовых каретах?

Г) Были ли вы знакомы с людьми, имеющими наименьший чин?

5. Кем называет А.С. Пушкин станционного смотрителя?

А) Гордостью русского народа

Б) Маленьким человеком

В) Уважаемым человеком

+ Г) Мучеником четырнадцатого класса

6. Когда познакомился повествователь с Самсоном Выриным?

+ А) В мае 1816 года

Б) В мае 1822 года

В) В декабре 1828 года

Г) В феврале 1830 года

7. О каком общеудобном правиле говорит повествователь?

А) Уважай старших

+ Б) Чин чина почитай

В) Помоги слабому

Г) Не зазнавайся, ума набирайся

8. Сколько было лет Дуне в начале повествования?

А) 10 лет

+ Б) 14 лет

В) 17 лет

Г) 20 лет

9. Что было изображено на картинках, висевших в доме станционного смотрителя?

А) Вход Христа в Иерусалим

Б) Всемирный потоп

В) Вавилонское столпотворения

+ Г) История блудного сына

тест 10. На каком языке были написаны стихи под этими картинками?

А) На русском языке

Б) На французском языке

+ В) На немецком языке

Г) На английском языке

11. Сколько лет было Самсону Вырину на момент встречи с повествователем?

А) 40 лет

+ Б) 50 лет

В) 60 лет

Г) 70 лет

12. Что привлекало внимание окружающих во внешности Дуни?

А) Рыжие волосы

Б) Очень высокий рост

В) Слишком светлая кожа

+ Г) Небывалая красота

13. Какого цвета были глаза у Дуни?

А) Зелёного

+ Б) Голубого

В) Чёрного

Г) Серого

14. Через какое время вновь встретился повествователь с Самсоном Выриным?

А) Через год

+ Б) Через несколько лет

В) Через 10 лет

Г) Через 20 лет

15. Что насторожило повествователя в этот раз в доме станционного смотрителя?

А) Отсутствие аромата булочек

Б) Засохшие цветы

В) Отсутствие самовара

+ Г) Ветхость и небрежение

16. Почему ротмистр Минский задержался в доме станционного смотрителя?

А) Не было лошадей

Б) Разыгралась непогода

+ В) Притворился больным

Г) Сломалось колесо в его карете

17. Куда вызывался подвезти ротмистр Минский Дуню?

А) К озеру

+ Б) В церковь

В) В столицу

Г) На рынок

18. Что случилось со станционным смотрителем, когда он понял, что его дочь пропала?

А) Умер

+ Б) Слёг в горячке

В) Сошёл с ума

Г) Ушёл в монастырь

19. Как узнал Самсон Вырин куда направлялся ротмистр Минский?

+ А) Из подорожной

Б) Гусар сам рассказал об этом

В) Получил письмо от дочери

Г) Рассказал случайный знакомый

тест-20. Как добирался Самсон Вырин в Петербург?

А) В почтовой тройке

Б) На поезде

В) Верхом

+ Г) Пешком

21. В чём уверял ротмистр Минский отца Дуни во время их первой встречи в Петербурге?

А) Что он женится на Дуне

+ Б) Что он никогда не оставит Дуню

В) Что он вернёт ему Дуню

Г) Что он убьёт старика, если ещё раз придёт

22. Чем закончилась встреча Самсона Вырина и ротмистра Минского?

А) Самсон Вырин забрал свою дочь домой

Б) Самсон Вырин заставил его жениться на Дуне

+ В) Ротмистр Минский выставил Самсона Вырина за дверь

Г) Встреча не состоялась

23. Как Самсон Вырин узнал, где живёт его дочь?

+ А) Случайно увидел, куда идёт Минский

Б) Следил за Минским

В) Увидел её в церкви

Г) Дуня сама написала ему письмо

24. Как отреагировала Дуня на встречу с отцом?

А) Выбежала из комнаты

+ Б) Потеряла сознание

В) Накричала на него

Г) Просила прощения на коленях

25. Что сделал Самсон Вырин после того, как разгневанный ротмистр Минский выставил его снова за дверь?

А) Пожаловался его начальству

Б) Ударил его

В) Вызвал его на дуэль

+ Г) Уехал домой

26. Кто поселился в доме станционного смотрителя после его смерти?

А) Священник

+ Б) Пивовар

В) Отставной офицер

Г) Дуня

27. От чего умер Самсон Вырин?

А) От лихорадки

Б) Утопился в речке

В) Его убили

+ Г) Спился

28. Как звали сына пивовара?

А) Алёша

+ Б) Ваня

В) Вася

Г) Елисей

29. С кем приехала Дуня на могилу к родному отцу?

А) С ротмистром Минским

Б) С гувернанткой

+ В) С детьми

Г) Сама

тест_30. Кем называл князь Вяземский станционного смотрителя в эпиграфе к повести?

А) Размазнёй

Б) Героем

В) Мучеником

+ Г) Диктатором

Тест с ответами на тему: “Станционный смотритель” А.С.Пушкин

1. В каком году написана повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель»? а) 1830+ б) 1827 в) 1838

2. Повесть «Станционный смотритель» вошла в цикл автора… а) «Повести Пушкина»; б) «Проза А. С. Пушкина»; в) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»;+

3. Какой является ведущая тема произведения «Станционный смотритель»? а) Тема любви; б) Тема «маленького человека»;+ в) Тема поиска смысла жизни;

4. От чьего имени ведется повествование в повети А. С. Пушкина? а) От имени станционного смотрителя; б) От имени Дуни; г) От имени рассказчика.+

5. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести Пушкина? а) Тимофей Шнырев; б) Самсон Вырин;+ в) Петр Васильев;

6. «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Кто это? а) Станционный смотритель;+ б) Мелкий чиновник; в) Пивовар;

7. Что изображали картинки на стене дома, где жил станционный смотритель? а) Портреты семьи станционного смотрителя; б) Картины неизвестного художника; г) Историю блудного сына;+

8. О ком идет речь: «Человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.» ? а) Рассказчик; б) Ротмистр Минский; в) Самсон Вырин;+

9. Что поведал Самсон Вырин о том, куда исчезла Дуня? а) Самсон Вырин прогнал дочь; б) Молодой стройный гусар с черными усиками увез Дуню;+ в) Дочь Вырина вышла замуж и уехала от отца;

10. Как звали молодого гусара, задержавшегося у станционного смотрителя под предлогом болезни? а) Унтер-офицер Измайловский; б) Гусар Воронежский; в) Ротмистр Минский;+

11. О ком идет речь: «…Седину, глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину- и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика…»? а) Самсон Вырин;+ б) Знакомый унтер-офицер станционного смотрителя; в) Рассказчик;

12. Куда отправился смотритель за дочерью? а) В Москву; б) В Сибирь; г) В Петербург.+

13. Кому принадлежат слова: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово»? а) Рассказчику; б) Минскому;+ в) Вырину;

14.Как встретила Дуня своего отца в Петербурге? а) Обрадовалась, увидя отца; б) Обняла при встрече, предложила пройти в комнату; в) С криком упала на ковер;+

15. Каким образом решил поступить Самсон после встречи с дочерью в Петербурге? а) По совету своего приятеля смотритель пожаловался на гусара, увезшего Дуню; б) Подумал, махнул рукой и решил отступиться;+ в) Уговорил Дуню вернуться с ним на станцию;

16. Определите, как закончилась жизнь Самсона Вырина: а) Спился и умер;+ б) Его застрелил разгневанный гусар; в) Сшибла повозка;

17. Определите, кто приезжал на могилу покойного станционного смотрителя: а) Ротмистр Минский; б) Красивая грустная женщина; г) Барыня с тремя барчатами.+

18. Определите, кто поселился в доме Самсона Вырина: а) Станционный смотритель; б) Лекарь; в) Пивовар с женой и ребенком;+

19. Определите ведущую тему повести «Станционный смотритель»: а) Тема реализации личности б) Тема любви к родине в) Тема «маленького человека» +

20. От чьего лица ведется повествование в произведении «Станционный смотритель»: а) От лица ротмистра Минского б) От лица рассказчика + в) От лица смотрителя

21. О ком идет речь в цитате: «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда»: а) О станционном смотрителе + б) О мелком чиновнике в) О путешественнике

22. Почему Минский пробыл у Выриных несколько дней: а) У гусара были дела в соседней деревне б) Минский притворился больным + в) Минский был старым другом Вырина

23. Куда отправился смотритель за дочерью: а) В Екатеринбург б) В Новосибирск в) В Петербург +

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

«СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»

(2 часа

)

УРОК 25

Явиться с «Арапом Петра Великого» и с «Белкиным» — значит появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано.

Ф. М. Достоевский

Цели урока:

— продолжение знакомства школьников с творчеством А. С. Пушкина;

— закрепление знаний и представлений учащихся о реалистических произведениях

А. С. Пушкина;

— введение понятия маленький человек

;

— формирование представления о дочернем и сыновнем долге перед родителями.

Форма урока

:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, чтение фрагмента произведения, сообщения учащихся, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Слово учителя

(желательно с компьютерной презентацией).

Мы с вами уже читали в этом учебном году реалистические произведения

, как прозаические, так и стихотворные (например, произведения А. С. Пушкина: поэму «Полтава», и трагедию «Борис Годунов»). Знакомились с такими произведениями и в 5—6 классах. Так, в 5 классе мы читали реалистическую повесть И. С. Тургенева «Муму» и рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», мир крестьянского детства ХIХ столетия предстал перед нами в реалистическом стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», а детство интеллигенции и ребятишек из обездоленных семей мы увидели в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Что же объединяет все эти произведения? давайте попробуем разобраться.

В реалистических произведениях человек любого возраста показан в реальных условиях — исторических, социальных, бытовых, и поступает он соответственно этим условиям и своему возрасту; человек ХVIII века не мыслит и не рассуждает так, как мы в ХХI веке, тем более ребенок. Ребенок не может думать, чувствовать и поступать по-взрослому — это психологически неверно

: каждому возрасту — свое. Да и вы всегда почувствуете в литературном произведении фальшь, когда встретитесь с персонажем лет 10—12, рассуждающим как взрослый человек!

Реали́зм (от лат.
realis— вещественный)
— один из творческих методов в литературе и искусстве. Реализм в искусстве — это верность изображения характеров персонажей, их психология, психологии их среды, времени и места обитания.

С момента возникновения и формирования реализма

его основной
проблемой была и остается проблема взаимоотношений человека и общества
. Причем и человек, и общество рассматривались в литературе ХIХ века с равным интересом, поскольку исследовалась, анализировалась
человеческая жизнь во всех ее проявлениях
. В литературных кругах второй половины ХIХ столетия о реализме говорили несколько скептически — «проза жизни», хотя она могла быть изображена и в стихотворной форме.

Сам А. С. Пушкин, пытаясь определить главные особенности нового направления

, которого явно требовала жизнь, подрастающие поколения новых читателей, не употреблял термин
реализм
. Да и литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский, теоретик
натуральной школы
, исследователь творчества А. С. Пушкина, пользовался не термином
реализм
, а своим излюбленным термином —
натуральность
. Другой литературный критик — Николай Александрович Добролюбов — употреблял термин
реализм
как раз при анализе поэзии А. С. Пушкина, но, скорее, в смысле
восприятия реальности
(«жизненный реализм»).

Стремясь к адекватному, полному и очень похожему постижению реальности, в большинстве случаев прибегая к жизнеподобным формам, реализм создает у читателя иллюзию реальности.

3. Сообщения учащихся.

Сообщение 1.

«Повести Белкина».

«Повести Белкина

» были написаны
А. С. Пушкиным
осенью 1830 года в селе Болдино и опубликованы им в 1831 году.

«Повести Белкина» рассказываются от лица небогатого помещика Белкина, скромного и добродушного, — лица вымышленного, благодаря ему создается впечатление полной достоверности художественного повествования. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц, а ведущим, все объединяющим рассказчиком

остается он сам. Однако сквозь образы всех рассказчиков, и особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, мы ощущаем присутствие
автора
— самого Пушкина, понимаем его оценку событий и персонажей, его идейно-нравственную и стилевую позицию.

Расска́зчик
— условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.
Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда нет. В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.

«Повести Белкина» — реалистическое произведение, проникнутое откровенным гуманизмом автора.

Гумани́зм (от лат.
humanus— человечный, человеческий)
— признание ценности отдельного человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений1.

Все произведения, объединенные в «Повести Белкина», несмотря на тематическое разнообразие

и
различную проблематику
, иногда — печальный конец, в основе своей
оптимистичны
. Здесь также не обошлось без пушкинской иронии: к самому Белкину и его корреспондентам автор относится иронически. Эта ирония, пронизывающая «Повести Белкина», проявляется в отношении ко многим персонажам. Например, в «Станционном смотрителе» писатель иронизирует по поводу
всех станционных смотрителей
, затем — над мнимой болезнью Минского.

А. С. Пушкин, утверждая в «Повестях Белкина» новый творческий метод — реализм, дал правдивую, трезвую оценку окружающей действительности, создал самобытную отечественную прозу, реалистически воссоздающую и переосмысливающую жизнь.

Сообщение 2

. «Станционный смотритель».

Основная проблематика «Повестей Белкина

» —
человек и общество, социальные противоречия и нравственное достоинство простого, маленького человека.
Бедный, «маленький человек» и его внутренний мир — тема «Станционного смотрителя». Самсон Вырин — «сущий мученик четырнадцатого класса», он «маленький человек» и по социальному положению — малый чин, и по своему происхождению — «из простых», и по недостатку образования.

В этой повести А. С. Пушкин продолжает разработку темы «маленького человека», начатую еще Н. М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Именно в этом произведении пушкинский гуманизм раскрылся в полной степени. Новое в облике Самсона Вырина — пробуждение человеческого достоинства в «маленьком человеке» и начало протеста против своего бесправия, безысходности ситуации. Обиженный судьбою и людьми, Вырин стал обобщенным образом страдания, бесправия. В то же время Самсон Вырин — образ брошенного отца, забытого горячо любимым чадом.

Образ Самсона Вырина породил целую галерею подобных художественных типов, с которыми мы потом познакомимся при чтении произведений Н. В. Гоголя (Башмачкин в «Шинели») и Ф. М. Достоевского (Макар Девушкин в «Бедных людях»).

4. Чтение произведения

(с. 99—108 учебника).

5. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Какое впечатление оставило у вас начало повести А. С. Пушкина

«
Станционный смотритель
»?

Расскажите о своих чувствах и мыслях, возникавших во время чтения.

— Найдите в начале произведения предложения, в которых явно проявляется авторская ирония.

Иро́ния (от греч.
eirõneia— притворство, насмешка) —
осмеяние, содержащее оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительный признак иронии — двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония2.

Вспомните, что осмеиваться может как сущность предмета, так и отдельные его стороны. Часто это прием, демонстрирующий авторскую отстраненность от повествования, от фигуры рассказчика.

— Что мы узнаем о станционных смотрителях во вступлении к повести? Какое чувство у вас вызвали эти люди? Почему?

— Как характеризует одной фразой Пушкин людей на данной должности?

(«Сущий мученик четырнадцатого класса».)

— Как такое отношение характеризует самого писателя?

— От чьего имени ведется повествование о судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина?

(От имени рассказчика.)

— Каким предстает перед нами рассказчик в самом начале повествования о семье Выриных? Можно ли утверждать, что рассказчик

и
автор
— одно лицо? Аргументируйте свой ответ.

— Что вы можете рассказать о Дуне — дочке станционного смотрителя? Опишите ее.

— Опишите избу, в которой находилась придорожная станция, для чего автор ввел в описание интерьера «картинки», изображавшие историю блудного сына?

— Какое впечатление произвела Дуня на рассказчика? Чем она отличалась от своих деревенских сверстниц? Только ли красотой?

— Почему рассказчик испытывал «печальные предчувствия», подъезжал через несколько лет к знакомой почтовой станции? Обосновано ли было такое предчувствие?

— Что сразу бросилось в глаза рассказчику по приезде в дом Самсона Вырина? Как вы думаете, почему?

— Опишите Самсона Вырина до и после печальных для него событий. Какие черты определяют характер Вырина? Почему он вызывает сочувствие у читателей?

— Как описывает старик Вырин свою дочку? Какие черты ее характера и поведения он подчеркивает?

— Есть ли в тексте слова, напрямую говорящие о сильной отцовской любви Самсона Вырина к дочери? Найдите их.

— Найдите в тексте фразы, говорящие о недалекости и недальновидности станционного смотрителя. Как вы думаете, почему он не заподозрил ничего дурного со стороны очередного проезжего?

— Расскажите, как вели себя проезжий гусар и дочь смотрителя Дуня. Какие моменты в их поведении могли бы насторожить Самсона Вырина? Почему этого не произошло?

— Реально ли описаны события и поведение героев? Интересно ли читать об этом?

— Опишите чувства главного героя

после отъезда дочери в церковь. Достоверно ли они описаны?

— Что происходит с Самсоном Выриным после бегства дочери с гусаром?

6. Работа с учебником.

Давайте прочитаем в учебнике статью «О ,,Повестях покойного Ивана Петровича Белкина”», написанную литературоведом А. Л. Слонимским (с. 97— 98 учебника).

— Что нового вы узнали из данной статьи?

— Какие дополнительные сведения к услышанному сегодня вы из нее почерпнули?

— Перечитайте третий абзац статьи. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится? Аргументируйте свой ответ.

— Как вы понимаете слова А. Л. Слонимского: «В ,,Станционном смотрителе” особенно ярко выразился присущий Пушкину дух гуманности»?

7. Домашнее задание

(если всего два урока).

Для всего класса:

— прочитать все произведение до конца;

— подготовить выразительное чтение любого отрывка из повести «Станционный смотритель»;

— вопросы и задания из учебника № 1—3 (с. 112).

Для хорошо подготовленных учащихся:

— написать сочинение-эссе на тему «Что я понимаю под словом «гуманизм»?».

1 По кн.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест. 2002. — С. 251.

2 См.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 315—316.

Главная мысль в повести Пушкина «Станционный смотритель»

Главная мысль повести «Станционный смотритель»

в том, что человек ни при каких обстоятельствах не должен забывать родителей. Ведь именно они, до конца жизни будут любить своих детей, не смотря ни на что. Именно такие чувства были у Самсона Вырина к дочери Дуни. Мужчина души в ней не чаял и всегда приводил в пример. Вот только он не знал, что вскоре им суждено будет расстаться.

Однажды к ним на станцию заехал молодой гусар Минский. Он требовал немедленно выдать ему экипаж, однако все лошади были в разъезде. От этой новости, молодой человек пришел в ярость и достал нагайку. Самсон был готов к любому исходу событий, но на помощь вовремя подоспела Дуня. Она то и уберегла отца от физической расправы. С этой минуты самочувствие у гусара резко ухудшилось, и он приказал позвать врача.

Врач посоветовал пациенту оставаться несколько дней в пастели, а Дуня

ни на минуту не отходила от больного. Через пару дней Минский поправился и одновременно очень сдружился со смотрителем и его новой «сиделкой». Он предложил девушке подвести ее до церкви, и смотритель разрешил дочери сесть к гусару в карету. Он не представлял, что молодой человек может увезти его Дуню навсегда. Однако именно так и случилось, Дуня не вернулась с церкви ни после завершения службы, ни к вечеру.

Вырин не мог поверить, что дочь, которую он любил больше собственной жизни, могла его бросить и сбежать. Он не предполагал и того, что Минский, смог так его обмануть.

Мужчина предпринимал попытки их отыскать, но найдя очень сильно об этом пожалел. Гусар с важным видом дал ему денег и попросил больше не преследовать его и Дуню. Он пообещал сделать все, чтобы та была счастлива.

Вырин

сильно переживал из-за этой встрече. Он стал все чаще выпивать алкогольные напитки, и вскоре очень к ним пристрастился. Рассказчик отмечает, что внешний вид смотрителя сильно изменился. Мужчина все больше стал выглядеть как старик. Он очень изменился и внутренне – стал более угрюмым и молчаливым. По сути, станционный смотритель не жил, а просто доживал свой век.

Когда рассказчик вновь очутился в этих краях, он решил узнать, чем закончилась история с Дуней и ее отцом. Оказалось, что Самсон давно умер. По словам местного мальчишки, это обстоятельство очень огорчило только одну барышню, которая приехала только через несколько лет, после случившегося. Она долго лежала на его могиле и плакала…

Вот так зачастую дети о собственных родителях вспоминают только после их смерти. Однако ничего уже нельзя исправить. Бессмысленно извиняться на могиле, плакать или произносить слова, которые нужно было сказать при жизни. Не имеет смысла жалеть о своем поведении, пытаться все исправить. Нужно ценить то время, когда отец с матерью еще живы и здоровы. Если есть возможность, то нужно помогать им, или хотя бы давать о себе знать. Ведь самое ценное, что они могут получить от своих детей это любовь и внимание. Это будет самой лучшей благодарностью им за все, что они смогли сделать для своего ребенка. И именно это является основной мыслью данного произведения.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Образ Самсона Вырина в повести Пушкина «Станционный смотритель» Образ Дуни в повести Пушкина «Станционный смотритель» Образ Минского в повести Пушкина «Станционный смотритель» Тема «маленького человека» в повести Пушкина «Станционный смотритель»

Тест по литературе Станционный смотритель (А.С. Пушкин) для учащихся 7 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встреч­ных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у поч­тового домика. В сени (где некогда поцеловала меня бедная Дуня) вы­шла толстая баба и на вопросы мои отвечала, что старый смотритель с год как помер, что в доме его поселился пивовар, а что она жена пиво­варова. Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издер­жанных даром… «Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи­ка барина на кладбище да укажи ему смотрителеву могилу».
При сих словах оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне и тотчас повел меня за околицу…
— А проезжие вспоминают ли его?
— Да ноне мало проезжих; разве заседатель завернет, да тому не до мертвых. Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о ста­ром смотрителе и ходила к нему на могилу.
— Какая барыня? — спросил я с любопытством.
— Прекрасная барыня, — отвечал мальчишка; — ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською; и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладби­ще». А я было вызвался довести ее. А барыня сказала: «Я сама дорогу знаю». И дала мне пятак серебром —
такая добрая барыня!..
Мы пришли на кладбище, голое место, ничем не огражденное, усеянное деревянными крестами, не осененными ни единым дерев­цом. Отроду не видал я такого печального кладбища.
— Вот могила старого смотрителя, — сказал мне мальчик, вспрыгнув на груду песку, в которую врыт был черный крест с мед­ным образом.
— И барыня приходила сюда? — спросил я.
— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и при­звала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!
И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите название цикла, в который входит повесть «Станцион­ный смотритель».

2. Как называется описание природы в литературном произведении («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холод­ный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».)?

3. Как называется изобразительное средство?
Отроду не видал я такого печального кладбища.

4. В данном фрагменте мальчик дважды повторяет фразу:
И дала мне пятак серебром — такая добрая барыня!..
Как называется такой прием?

5. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его мо­гилу барыня?

Задания с развернутым ответом

1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как звали станционного смотрителя (укажите имя и фамилию)?

2. Как называется описание внешности героя в литературном про­изведении («Оборванный мальчик, рыжий и кривой, выбежал ко мне…»)?

3. Как называется изобразительное средство?
Серенькие тучи покрывали небо …

4. Рассказчик и мальчик обмениваются репликами. Как называется такая форма речевого взаимодействия героев?

5. Рассказчик в приведенном фрагменте дважды упоминает истра­ченные семь рублей. Как называется такой прием?

Задания с развернутым ответом

1. Какую роль играют описания природы в данном фрагменте?

2. Каким предстает герой-рассказчик?

3. Сопоставьте фрагмент из повести «Станционный смотритель» и из романа «Дубровский» А.С. Пушкина. Какая тема их объеди­няет?

Фрагмент из романа Дубровский

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, раз­валившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камерди­нер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили мо­лодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянь­ка, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в жи­воте и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слы­хивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю­-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева…»

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал сии до­вольно бестолковые строки с необыкновенным волнением. Он лишил­ся матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романи­чески был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями.
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а поло­жение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах.
Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болез­ненное состояние отца потребует его присутствия. Товарищи, заметя его беспокойство, ушли. Владимир, оставшись один, написал просьбу об отпуске — закурил трубку и погрузился в глубокие размышления.
Тот же день стал он хлопотать об отпуске и через три дня был уже на большой дороге.
Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистеневку. Сердце его исполнено было печальных предчувствий, он боялся уже не застать отца в живых, он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил воль­ных лошадей. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади, присланные из Кистеневки, ожидали его уже четвертые сутки…

Ответы на тест по литературе Станционный смотритель
1 вариант
1. Повести Белкина
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. дочь
2 вариант
1. Самсон Вырин
2. портрет
3. эпитет
4. диалог
5. повтор

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

15.06.2018.
Тест. Литература, 7 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на знание текста произведения содержит 18 вопросов. В каждом вопросе предлагается 4 варианта ответа, из которых учащемуся предлагается выбрать один правильный ответ.

Вопрос 1

К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • рассказ
  • повесть
  • поэма
  • роман
Вопрос 2

В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
  • «Маленькие трагедии»
  • «Пушкинские повести»
  • не входило ни в какой цикл
Вопрос 3

В каком году рассказчик в первый раз встречается с главным героем?

Варианты ответов
  • 1812
  • 1814
  • 1816
  • 1825
Вопрос 4

Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

Варианты ответов
  • князь Верейский
  • Самсон Вырин
  • Владимир Дубровский
  • Пётр Гринёв
Вопрос 5

Как звали дочь главного героя?

Варианты ответов
  • Стеша
  • Маша
  • Дуня
  • Глаша
Вопрос 6

«Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие …  глаза …» Укажите цвет глаз дочери главного героя.

Варианты ответов
  • карие
  • голубые
  • зелёные
  • серые
Вопрос 7

Как расплатился гусар с лекарем?

Варианты ответов
  • Вручил ему пятьдесят рублей.
  • Пригласил отобедать.
  • Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
  • Вручил ему двадцать пять рублей за визит.
Вопрос 8

Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

Варианты ответов
  • Спасский
  • Сперанский
  • Тверской
  • Минский
Вопрос 9

Куда отправился отец на поиски дочери?

Варианты ответов
  • В Новгород
  • В Псков
  • В Петербург
  • В Смоленск
Вопрос 10

«Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая ….  его кудри на свои сверкающие пальцы». Укажите, какого цвета были волосы у гусара.

Варианты ответов
  • светлые
  • тёмные
  • чёрные
  • рыжие
Вопрос 11

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю …» Какой библейский сюжет был изображён на этих картинках?

Варианты ответов
  • история блудного сына
  • история рождения Иисуса Христа
  • история всемирного потопа
  • история воскрешения Иисуса Христа
Вопрос 12

Зачем автор так подробно описывает изображённые на картинках сюжеты?

Варианты ответов
  • Это были картинки известного художника.
  • Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.
  • Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
  • Хотел обратить внимание читателя на интерьер дома смотрителя.
Вопрос 13

Узнай героя по описанию: «Вижу, как теперь, <…>, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».

Варианты ответов
  • Станционный смотритель
  • Рассказчик
  • Лекарь
  • Гусар
Вопрос 14

Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

Варианты ответов
  • трактир
  • большая проезжая дорога
  • совокупность средств для перемещения чего-либо
  • направление движения
Вопрос 15

Укажите правильное толкование слова «шлафорк» в предложении: 

«…в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

Варианты ответов
  • длинная рубашка
  • пальто
  • домашний халат
  • телогрейка
Вопрос 16

К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

Варианты ответов
  • «маленький человек»
  • «лишний человек»
  • «благородный разбойник»
  • «романтический герой»
Вопрос 17

Какая проблема НЕ поднята в произведении «Станционный смотритель»?

Варианты ответов
  • Проблема ответственности за свои поступки.
  • Проблема позднего раскаяния.
  • Проблема уродливых социальных отношений.
  • Проблема посягательства на основные законы эволюции
Вопрос 18

«Что такое станционный смотритель? Сущий мученик …  класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей)». Станционный смотритель — это чиновник какого класса?

Варианты ответов
  • 10
  • 2
  • 14
  • 16

Проверочная работа  // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»  // 1 вариант

1. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) рассказ      2) повесть    3) роман    4) поэма

2. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»                                                         4) ни в какой цикл не вошло

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Самсон Вырин    2) Владимир Дубровский          3) Пётр Гринев   4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Наташа        2) Глаша          3) Дуня      4) Маша

5. Укажите фамилию гусара, который увёз дочь смотрителя.

1) Нижельский        2) Минский         3) Лаевский        4) Погорельский

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?

1) всемирный потоп   2) история блудного сына    3) воскрешение Иисуса Христа 4) история Давида

8. С какой целью А. С. Пушкин так подробно описывает картинки с изображением этой библейской истории?

1) Хотел показать интерьер дома смотрителя.  
2) Это были необычные картинки известного художника.
3) Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери».
4) Хотел показать, что всё в доме было оформлено со вкусом.

9. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

1) резонёр       2) «маленький человек»         3) «лишний человек»   4) «благородный разбойник»

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

12.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

13. Как Дуня с приезжим офицером обманули ее отца, чтобы сбежать?

1. Офицер изобразил притворную горячку и, выздоровев, предложил подвести Дуню до церкви

2. Дуня притворилась больной, а он предложил отвезти ее в больницу

3. Он предложил свозить ее в город на ярмарку.

14. Как Самсону удалось увидеть дочь?

1. Он дождался ее в квартире Минского

2. Ему удалось прокрасться в квартиру Минского, после того, как тот выпроводил его

3. Он смог увидеть ее только издалека, потому что Минский был против его свидания с дочерью

Проверочная работа // 7 класс А.С. Пушкин «Станционный смотритель»       //       2 вариант

1. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»      2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»                                                         4) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

1) рассказ      2) повесть    3) роман    4) поэма

3. Укажите имя главного героя произведения «Станционный смотритель».

1) Пётр Гринев   2) Владимир Дубровский          3) Самсон Вырин    4) Кирилла Петрович Троекуров

4. Укажите имя дочери главного героя.

1) Маша        2)Дуня          3) Глаша    4)Наташа

5. Как расплатился гусар с лекарем?

1) Вручил ему двадцать пять рублей за визит, пригласил его отобедать.
2) Вручил ему пятьдесят рублей.    3) Пригласил отобедать.     4) Ничем не расплатился.

6. Куда отправился отец на поиски дочери?

1) в Москву      2) в Саратов      3) в Петербург       4) в Новгород

7. Укажите правильное толкование слова «тракт» в предложении: «…случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному».

1) большая проезжая дорога                                                   2) направление
3) совокупность средств для перемещения чего-либо          4) трактир

8. Какая проблема не поднята в произведении «Станционный смотритель»?

1) проблема одинокой старости    2) проблема позднего раскаяния
3) проблема дочерней неблагодарности         4) проблема экологии языка

9. Кем доводилась умершему смотрителю приезжавшая на его могилу барыня?

1) сестра     2) соседка     3) дочь        4) жена

10. Причина смерти смотрителя:

1) неизвестна  2) спился от горя   3) сердечный приступ  4) старость

11.Почему, по мнению автора, нет людей несчастнее станционных смотрителей?

1). Потому что это унылая и однообразная работа  

2). Потому что им не хватает человеческого общения

3). Потому что во всех своих неприятностях путешествующие всегда винят смотрителей

12. Что сказал Минский Самсону, когда тот приехал в Петербург, чтобы найти дочь?

1. Чтобы он больше тут не показывался

2. Что он любит Дуню и никогда ее не бросит

3. Предложил ему подождать, когда Дуня вернется с прогулки

13. На кого было похожа Дуня, когда Самсон все-таки смог ее увидеть?

1. На счастливую жену и мать 2. На содержанку  3. На женщину, терпящую жестокое обращение от мужа

14.Что рассказчику рассказали о судьбе Самсона, когда он в третий раз был проездом в тех местах?

1. Что они с дочерью помирились, и она забрала его в Петербург

2. Она не успела попросить у него прощения до его смерти и очень убивалась не его могиле

3. Он иногда навещает свою дочь в Петербурге

Ответы :

№задания

1 вариант

2вариант

1

2

1

2

1

2

3

1

3

4

3

2

5

2

1

6

3

3

7

2

1

8

3

4

9

2

3

10

2

2

11

3

3

12

3

1

13

1

2

14

3

2

  • Тест по рассказу пушкина барышня крестьянка
  • Тест по рассказу песнь о вещем олеге
  • Тест по рассказу пушкина метель
  • Тест по рассказу певцы тургенева с ответами
  • Тест по рассказу метель пушкин