Тест по рассказу повесть о петре и февронии муромских

Тест по повесть о петре и февронии муромских. тест по повесть о петре и февронии муромских 7 класс 1. кто

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ».

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

1. Кто является автором повести?

а) древний неизвестный летописец

б) монах Нестор

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

а) житие

б) сказание

в) бытовая повесть

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

а) волшебный конь

б) борьба со Змеем

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

а) Муром

б) Киев

в) Новгород

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

а) Олег

б) Владимир

в) Павел

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

б) его ждала смерть от Петрова плеча, Агрикова меча

в) смерть была на конце иглы

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

а) пучок льна

б) сорочку, порты и полотенце

в) Агриков меч

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

б) ткала полотно

в) вышивала

13. Кем работали брат и отец Февронии?

а) лесорубами

б) древолазами

в) плотниками

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

а) богатства

б) Агриков меч

г) супруга Петра

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

а) мудрость

б) любовь

в) смирение

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

а) была мудрее их

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

а) жестокими

б) неразумными

в) трусливыми

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

а) Павел и Фёкла

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

а) торжество любви

б) чудо как награда за благочестие

в) сказочный финал

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а


Что попросила Феврония у бояр?​

м. Тут, в широкой лощине, окруженной скалами, где густо переплетались корни осин и берез, лисы устроили новое жилище. Вход в него охраняли два больших гранитных камня. Прежняя нора находилась на склоне холма, в сосновой роще, а эта — в лощине, заросшей осиной. Сосна вечно шумит и вздыхает, осина все время дрожит и трепещет. А мимо со звонкой песней катит свои волны река. У входа в нору начинались густые заросли, которые спускались к заросшей осокой тихой речной заводи. Этот зеленый скат служил местом игр для трех малышей, и здесь все лето можно было десятки раз наблюдать прежнюю сцену возвращения домой охотника-отца с добычей. Вся трава была примята от вечной возни лисят и вытоптана их лапками. (Э. Сетон-Томпсон) Задание 2. Определите стиль текста и тип речи. Задание 3. В каком случае причастный оборот выделяется на письме запятыми? Подтвердите примерами из текста. Задание 4. Выпишите из текста действительное и страдательное причастия. Выполните морфологический и морфемный разборы одного из них. Задание 5. Определите лексическое значение выделенных слов. Задание 6. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Задание 7. Выпишите из текста служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Укажите их разряд.

nt_dar

Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии), написанное во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом к Собору Русской Православной Церкви 1547 года (на этом Соборе угодники Божии были причислены к сонму общерусских святых) — является, по слову Д. С. Лихачева, величайшим поэтическим памятником русского средневековья.
Следуя агиографическим канонам, выработанным святителем Макарием, митрополитом Московским, составитель жития святых Петра и Февронии, совершенно очевидно, опустил малозначительные (на его взгляд) исторические детали их жизни, которые, тем не менее, в настоящее время можно реконструировать по данным из древнерусского летописного свода. Сведения эти гармонично дополняют житие великих Божиих угодников, приоткрывая для нас завесу над некоторыми спорными историческими интерпретациями.
Вот что повествует Воскресенская летопись, сообщая нам о правлении в конце XII века князей из муромской династии: «В лето 6683 (1174/75). Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ» .
Житие Муромского князя Петра (в иночестве Давида) до мельчайших деталей совпадает с летописными свидетельствами о правлении муромского князя Давида Юрьевича так, что у агиографов и историков никогда не было поводов сомневаться в исторической идентичности житийного повествования с летописными данными. Абберация же имен Петр-Давид, лишь подтверждает рецепцию церковным сознанием русского народа одновременно как мирского (гражданского), так и монашеского имени муромского князя (так, к примеру, в народной памяти зафиксировалось имя св. кн. Александра Невского, хотя по летописям известно о пострижении князя в схиму с именем Алексий).
Летописи сообщают, что в 1203/04 году скончался муромский князь Владимир Юрьевич, а на престоле остался его брат князь Давид (Петр) Юрьевич: «В лето 6711… Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь». В Воскресенской летописи: «В лето 6712… и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ». По житию св. кн. Петр (Давид) принял муромский княжеский стол после кончины своего брата князя Павла (который, по всей видимости, до крещения именовался Владимиром).
Житийное повествование сообщает, что еще во время княжения на муромском престоле кн. Владимира (Павла) Юрьевича, его брат — святой князь Давид (Петр) Юрьевич заболел неведомым кожным заболеванием (возможно, проказой), от которой никто не мог его излечить. Будучи уже сам на княжеском престоле в Муроме, в сонном видении князю Давиду (Петру) было открыто, что уврачевать его недуг сможет дочь пчеловода-бортника благочестивая дева по имени Феврония из деревни Ласково, что на Рязанской земле. Через своих посланников князь муромский Давид (Петр) Юрьевич дал обет, что за полученное исцеление он женится на Февронии. Князь сочетался с ней законным браком, хотя муромская знать всячески противилась этому. Верный долгу христианского супруга, кн. Давид (Петр) Юрьевич соглашается скорее оставить княжеский престол, чем разлучиться с дарованной ему Богом супругой. Гонимые городской знатью, князь Давид и княгиня Феврония добровольно покидают Муром, но возникшая в отсутствии князя городская смута и нестроения, заставляют муромских бояр послать к нему гонцов с просьбой возвратиться на княжение в Муром. Далее житие святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) повествует, что правление их в Муроме было правдолюбивое, но без суровых строгостей, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая супруга князя, вышедшая из простого сословия, помогала ему практическими советами и делами благотворительности.
Летописи же зафиксировали для нас под 1187 годом пребывание муромского князя Давида (Петра) Юрьевича во Владимире в связи с выдачей замуж дочери великого князя Всеволода Большое Гнездо, а также некоторые ратные подвиги святого князя Давида (Петра). Так, в 1196 году муромские князья Владимир (Павел) и Давид (Петр) участвовали в походе князя Всеволода Большое Гнездо на Чернигов, а в 1207/08 году муромский князь Давид (Петр) пришел на помощь великому князю владимирскому Всеволоду Георгиевичу в его походе на Рязанскую землю: «В лето 6715… И потом посла… и а Муромъ по Давида… Князь же великий пришедъ ста у города Проньска… повеле стрещи въ оружьи день и нощь около града и роставль полки по вратом… Давиду с Муромци третьяя врата» . В 1213 году святой князь Давид (Петр) участвовал в походе св. великого князя владимирского Георгия Всеволодовича на Ростов: «В лето 6721… Начатъ Костянтинъ опять рать замышляти на братью, Георгий же поима братью… и Давида Муромского идоша нань к Ростову». В 1216 году муромская дружина участвует в Липецкой битве также на стороне св. великого князя Георгия Всеволодовича: «В лето 6724… И бяху полци силни велми Муромци и Бродници и Городъчане и вся сила Суздальской земли… Ярославъ же ста съ своими полки съ Муромьскими…» .
Под 1220 годом летописи оставили нам упоминание о двух сыновьях святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии — князе Юрии Давидовиче и князе Святославе Давидовиче, а также их внуке — князе Олеге Юрьевиче. Сын и внук святого муромского князя Давида (Петра) участвовали вместе с суздальской ратью в военном походе против волжско-камских булгар: «В лето 6728… посла же и къ Муромскимъ княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олга … Изряди же Святославъ полки своя: Ростовский по правой руце, а Переславьской по левой, а самъ ста съ Муромскими князи посреди». Вероятно, в этом военном походе внук св. кн. Давида (Петра) — молодой княжич Олег Юрьевич погиб, т. к. имя его более не упоминается в исторических источниках. Народное же предание (зафиксированное, к примеру, в рукописях графа А. А. Епанчина †1998) сохранило сведения, что в раке с мощами свв. Петра и Февронии почивает «их малолетний сын», который, вероятнее всего, был все-таки их внуком, т. е. убиенным княжичем Олегом Юрьевичем (в Муроме убиенный князь-отрок также почитался горожанами в лике местночтимых святых).
1224 год принес для Руси тяжелые испытания — с битвы на р. Калке началось вторжение на территорию удельных княжеств первых татарских полчищ, и над Русью начинали сгущаться тучи татаро-монгольского ига.
25-летнее княжение князя Давида (Петра) Юрьевича и княгини Февронии (Евфросинии) свидетельствует, что прожив насыщенную событиями жизнь, они не утеряли крепкой христианской веры — той сердцевины их бытия, которая наполняла их сердца. Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, принимает решение принять иноческое пострижение, дабы еще более усердным постом и молитвами потрудиться для спасения своих душ. Однако, достоверных сведений о месте пострижения св. Петра не имеется. До времени Иоанна Грозного монашествующие могли проживать вне монастырей, в связи с чем муромский историограф начала XIX века А. А. Титов в «Историческом обозрении г. Мурома» предполагал: «Незадолго до кончины Петр и Феврония, оставив княжество, приняли монашеский чин и названы Давид и Евфросиния. По тогдашнему обыкновению, им хотя и можно было проживать в особых дворцах своих вне монастырей, но они, полагать надо, жили: один в монастыре, где епископ, другая — в Крестовоздвиженском».
Житие праведников, дополненное летописными сведениями, свидетельствует, что кончина святых князя Петра и княгини Февронии последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1227/28 года. Летописи дополняют это повествование тем фактом, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын — князь Святослав Давидович (который, вероятно, также был погребен в княжеской усыпальнице): «В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме». Кончина святых муромских князей выпала на годы архипастырского служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-†1239), который, вероятно, и совершил их пострижение в монашество, наименовав княгиню соименным со своим монашеским именем, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.
Как повествует житие, не смотря на то, что изначальное погребение венценосных схимников произошло — одного в соборном (который Ермалай-Еразм ошибочно называет Богородицким. Житие составлялось 350 лет позднее кончины праведников и многие сведения об их жизни уже были утрачены), а второй — в Крестовоздвиженском монастыре, тела св. кн. Давида (Петра) и его супруги княгини Февронии (Евфросинии) на следующий день чудесным образом были обретены горожанами в едином гробе, приготовленном князем и княгиней еще при их жизни в соборной церкви, которая именовалась в честь святых мучеников Бориса и Глеба и находилась в «старом вышнем городище». После нескольких не увенчавшихся успехом попыток горожан разъединить благоверных супругов, их святые тела были с почестями погребены в едином гробе в крипте соборной Борисоглебской церкви.
«Повесть о водворении христианства в Муроме» оставила нам упоминания только о Борисоглебском кафедральном соборе с находящимся при нем «дворе» епископа Муромского Василия I (располагался он на месте нынешнего Троицкого монастыря). Кроме того, летописные известия, сообщая о погребении муромского князя Юрия Владимировича (отца св. кн. Петра) под 19 января 1174/75 года, ничего не говорят о наличии Богородицкого собора: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». По Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда». Никаких иных церквей, посвященных Христу Спасителю (кроме главного храма Спасского монастыря) в Муроме, на тот период времени не известно. Таким образом, очевиден тот факт, что в конце XII века в Муроме еще не существовало кафедрального Богородицкого собора и князь Юрий был погребен в храме, построенном его ктиторскими усилиями (так же как и святой князь Константин (Ярослав) Святославич был погребен в возведенном им храме Благовещения Пресвятой Богородицы в «старом вышнем городище»).
Указание летописей на то, что кончина святого князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, ставит вопрос: почему почитание их отнесено Церковью на 25 июня (8 июля)? Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых — в день их кончины, и в день перенесения их св. мощей. Таким образом можно предположить, что с датой 25 июня (8 июля) связано перенесение мощей святых княгзя Петра и княгини Февронии из старого (обветшавшего) Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный Богородице-Рождественский, уже существовавший в XV веке (и обновленный в XVI веке) на Воеводской горе.
Почитание муромских супругов местно и среди московской знати началось задолго до их церковного прославления на церковных соборах 1547/49 годов. Уже на рубеже XV-XVI веков проходили службы святым Петру и Февронии, о чем свидетельствуют две рукописи, относящиеся к этому времени.
Авторство части стихир и канонов святым приписывается Пахомию Сербу, они были дополнены в середине XVI века. Автором «Повести о Петре и Февронии Муромских» является известный церковный писатель и публицист Ермолай-Еразм. Повесть была написана им в 1540-50-х годах на основе местных легенд и преданий.
Начиная с конца XIV века Муром играл весьма заметную роль в истории великокняжеской семьи. В 1392 году ярлык на владение этим городом, служившим форпостом русских земель на востоке, получил от великого хана московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского. С этого момента Муром стал городом, принадлежащим московскому княжеству. Во время борьбы великого князя Московского Василия (Темного) с представителями другой ветви потомков Дмитрия Донского за великокняжеский престол в 1446 году бояре Ряполовские увезли в Муром детей Василия — Ивана и Юрия, спасая их от преследований Дмитрия Шемяки. Из Мурома княжеских детей вывез архиепископ рязанский Иона, приняв их в Рождественском соборе «на свою епитрахиль», чтобы никто не учинил им никакого зла. С этого времени, еще до своей канонизации, Петр и Феврония становятся покровителями Московского царствующего дома.
Дореволюционные авторы, изучавшие историю Мурома, сообщают, что один из спасенных детей — великий князь Иван III — не единожды посещал Муром, чтобы вознести в муромском соборе благодарственные молитвы за свое спасение и поклониться гробнице Петра и Февронии.
К XVI веку Муром был уже прочно связан с жизнью великокняжеской семьи, членам которой были известны местные предания о князе Петре и его мудрой супруге Февронии. В 1523 году, по сообщению муромского краеведа и издателя В. И. Пехова, сын Ивана III — великий князь Василий III — пожаловал муромскому соборному храму участок пахотной земли. Подобные дары храму князья, как правило, давали на помин души погребенных в нем «сродников».
Иван Грозный — сын Василия III, в 1549 году перед Казанским походом посетил два древних города — Владимир и Муром. И в Муроме, и во Владимире он молился у гробов своих прославленных предков, испрашивая у них молитвенной помощи в трудном военном предприятии. Во Владимире он посетил Рождественский монастырь, где покоились мощи святого Александра Невского. В древнем Успенском соборе он молился у гробов Андрея Боголюбского и других святых владимирских князей. Из Владимира царь Иван направился в Муром и здесь молился в церкви Рождества Богородицы «великим чудотворцам» Петру и Февронии. Все перечисленные святые обрели впоследствии свое место в росписи кремлевского Архангельского собора в Москве — великокняжеской усыпальнице.
Быстрому распространению почитания муромских святых способствовало одно знаменательное событие, предшествовавшее походу на Казань.
Казанский поход в 1552 году Иван начал с посещения Коломны, следуя примеру князя Дмитрия Донского, чтобы помолиться о победе в древних храмах прославленного города. Когда царь находился в Коломне, из-под Тулы пришло сообщение, что к стенам города подступили войска крымского хана Девлет-Гирея. Иван был вынужден ввиду грозной и неожиданной опасности на время оставить свой план и выступить против крымского хана. Дальнейшие события в летописи расписаны по дням: 22 июня (по ст. стилю) царь подошел к Туле; 23 июня начался штурм, и войска хана обратились в бегство; 24 июня с вестью о победе возвратились преследовавшие врага воеводы. Официальные торжества по случаю победы над татарами совершались, надо полагать, 25 июня, то есть в тот день, когда церковь поминает святых царских сродников Петра и Февронию. Это событие сыграло значительную роль в формировании общероссийского почитания муромских святых. Именно оно заставило царя видеть в них молитвенников и помощников в ратном деле (в каноне они называются «щитом и крепостью»). В свою очередь, «внеплановая» победа над татарами под Тулой воспринималась как предзнаменование удачного исхода Казанской кампании, обусловив решение царя идти на Казань через древний Муром, чтобы принести благодарственные молитвы Петру и Февронии.
То, что день победы над татарами пришелся на день святых супругов, своим целомудрием сумевших попрать врага рода человеческого — «змия», был использован наставником Ивана IV митрополитом Московским Макарием для назидания молодого государя. Едва успев прибыть в Муром, Иван получил послание митрополита. Вдохновляя царя на подвиг, Макарий воспользовался случаем еще раз преподать ему урок, какими образцами поведения должен руководствоваться в жизни государь. В послании он напоминал ему, что главная функция православного государя — это защита православной веры. Далее святитель проводил мысль о необходимости соблюдения супружеской чистоты, которая, будучи проявлением целомудрия, неповрежденной грехом мудрости, является непременным условием достижения победы над змием-диаволом.
Этот мотив супружеской чистоты, сохраненной благодаря мудрости княгини, является одним из основных в «Повести о Петре и Февронии». Тульская победа обратила мысль митрополита к образам Петра и Февронии, которые он спроецировал на Ивана IV и его супругу Анастасию Романовну. Увещая сохранять супружескую верность, Макарий приводит много примеров и из русской, и из византийской истории, но главным среди них является пример Петра и Февронии. В макарьевском послании мы впервые сталкиваемся с назидательным использованием образов Петра и Февронии как идеальной супружеской пары, в дальнейшем закрепленным литературной традицией.
После Мурома царь двинулся навстречу своим воеводам на Алатырь. Собственно от Мурома и начался для Ивана победоносный поход. Впоследствии значение этого города и его святых покровителей в истории Казанского взятия Иван Васильевич подчеркнул щедрыми дарами городу. Он выстроил здесь новый каменный храм и вложил в него писанную на золоте икону с изображением Петра и Февронии. Вновь Муром был вовлечен в магистральные события русской истории. Все эти события способствовали быстрому распространению почитания муромских святых по всей России.
И в дальнейшем соборная церковь Рождества Богородицы пользовалась вниманием московских государей. В 1594 году царь Феодор Иоаннович и царица Ирина (Годунова) вложили к мощам святых покров, шитый в знаменитой мастерской этой царицы. Долгое время в царской семье не было наследника. Ходили слухи о бесплодности царицы и об ее удалении в монастырь. Царица Ирина особо почитала святую княгиню Февронию и молилась святым супругам о даровании детей. По молитвам Муромских чудотворцев в царской семье появился долгожданный младенец, о чем сообщает шитая вкладная надпись на покрове: «Повелением Благоверного Государя Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Всея Руси и его Благоверные Царицы и Великия княгини Ирины и их Благоверные Царевны Феодосии сделан бысти сий покров лета 7102 (1594 год)»
Шитье исполнено с необыкновенной теплотой и любовью. Покров является одним из самых лучших, тонких и лиричных произведений, выполненных в этой мастерской. (В настоящее время покров экспонируется в Муромском историко-художественном музее — Т.С.).
В последующие столетия многие высочайшие особы, посещавшие Муром, непременно поклонялись святым мощам Петра и Февронии.
«Во время путешествия в мае 1722 года из Коломны в Нижний Новгород по Оке, во время войны с Персией, Петр I останавливался в Муроме для поклонения «многочтимым Муромским чудотворцам Петру и Февронии, испрашивая от них помощи на брань и победу, подобно тому, как предки его — Иоанн III и IV — делали при походах своих на казанских татар» — записано у одного из местных историков. Муромский летописец купец А.А. Титов писал в 1830-х годах: «Недавно перестали говорить старожилы, слышавшие от своих предков, как эти последние видели государя в Соборном храме (Рождества Богородицы — Т.С.) во время Божественной Литургии, и как любовались его прекрасными мужественными кудрями, с восторгом слушая голос, когда подпевал он хору певчих, стоявши возле клироса».
В 1767 году в Муроме побывала императрица Екатерина II во время проезда через Муром из Нижнего Новгорода в Москву. «В Муроме, получив известие, что государь — наследник Павел Петрович — сильно занемог, царица-мать, с чувством родительской горести, отправилась в собор, изволила сказать сановникам и народу: «Будем молиться за наследника».
В 1830-х годах у мощей святых Петра и Февронии молились о процветании своей богохранимой державы император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II).
День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Муром – уютный гостеприимный город, имеющий тысячелетнюю историю. Атмосфера Мурома располагает к ожиданию чудес, ведь он весь пронизан легендами. Кто же не знает о покровителях семей святой чете Петра и Февронии, или о защитнике земли Русской богатыре Илье Муромце. И чудеса тут действительно случаются, святые заступники не оставляют без помощи тех, кто с верою просит покровительства, защиты и исцеления. Муром богат не только на легенды, но и на вполне осязаемые православные святыни. В небольшом городе на берегу Оки расположились четыре монастыря, множество церквей и чудотворных источников, связанных с жизнью муромских святых.

Купель в часовне «Живоносный источник» Спасо-Преображенского мужского монастыря

Немного в стороне от центра города на высоком окском берегу словно плывет между небом и рекой один из древнейших русских монастырей – Спасо-Преображенский, основанный святым благоверным князем Глебом в X-XI вв.petr i fevroniya deti 23

Фотография Конкова Дениса, poputi.su

За свою многовековую историю монастырь пережил многое, трижды его разрушали практически до основания, но он всегда возрождался к жизни из руин. Так случилось и после богоборческого периода советской власти. Всего каких-то двадцать лет назад на территории этой древнейшей духовной обители располагалась военная часть. При активном участии академика Лихачева монастырь был передан в лоно церкви, но состояние его было удручающим. Всего за 10 лет удалось практически заново выстроить всю обитель. Монахи и прихожане Спасо-Преображенского монастыря чудо возрождения во многом связывают с особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая в 1878 году была привезена в монастырь со святой горы Афон. Именно с возвращением в обитель чудотворного образа «Скоропослушницы» работы по возрождению монастыря пошли быстро и ладно. Сейчас в иноческой обители действуют 7 храмов и 7 часовен и она является самой благоустроенной из всех муромских монастырей. Монастырская территория заботливо ухожена: с любовью опекаемые цветники, удобные лавочки, аккуратно подстриженные газоны. Пройтись по монастырю в утренние часы доставляет огромное удовольствие, особенно если путь идет к часовне «Живоносный источник», оборудованной купелью с камнем из реки Иордан. По дороге к купели невозможно пройти мимо живописнейшего прудика с цветами лотоса. Они, как разноцветные звезды, разбросаны по поверхности пруда и завораживают своим великолепием. Совершить омовение в купели источника можно ежедневно, кроме вторника, с 10 до 17 часов. Купель общая, и женщинам благословляется окунаться в рубашках. Вход оборудован удобными ступеньками и поручнем, сама купальня аккуратно отделана в виде небольшого бассейна. Окунувшись в холодные целительные воды купели, обретаешь заряд физической и духовной бодрости.petr i fevroniya deti 24

Фотография с сайта bestgarden.ru

В самой часовне «Живоносный источник» можно набрать освященной воды, которая отличается изумительной чистотой и вкусом. Кстати, именно здесь берут воду для нужд монастырской пекарни. Освященная вода, молитвы трудников пекарни делают монастырскую выпечку такой потрясающе вкусной. А кроме того, паломники отмечают, что хлеб, испеченный в монастырской пекарне, месяцами не черствеет и не плесневеет.

Источники Петра и Февронии Муромских

Муром неразрывно связан с именами особо почитаемых и любимых в России святых Петра и Февронии. В стенах Спасо-Преображенского мужского монастыря принял постриг в схиму и скончался св. блгв. князь Петр, а святая княгиня Феврония окончила свои дни в Свято-Троицком женском монастыре, где и покоятся ныне мощи покровителей всех православных семей.petr i fevroniya deti 25

Фотография с сайта book33.ru

На территории Свято-Троицкого монастыря находится надкладезная водосвятная часовня Петра и Февронии, где можно набрать целебной воды. Вода из этого колодца, как верят многочисленные паломники, помогает семьям в деторождении. Еще один чудотворный источник, связанный с именами святых, находится в Штапском овраге Мурома. По легенде, источник забил в 1201 году на месте, где муромцы встречали княжескую чету. Над источником выстроена деревянная часовня. Этот источник также особенно почитается молодоженами, которые, испив из него, верят в обретение долгой и счастливой семейной жизни.

Святые источники св. Илии Муромского

Не менее легендарна и личность другого муромского святого – благоверного Ильи Муромского. В нижнем храме Всех Святых Спасо-Преображенского монастыря находится рака со скульптурной реконструкцией преподобного Илии Муромца, выточенной из дерева. В руку фигуры Патриархом всея Руси Алексеем II вложена частичка мощей святого, привезенная из Киево-Печерской лавры.petr i fevroniya deti 26

Фотография с сайта pravsormovo.ru

В Муроме святого Илию очень любят и почитают. В городе насчитывают целых 8 родников, названных его именем, по преданию, возникших от 8 скоков богатырского коня Бурушки. Самым известным из них является чудотворный источник Илии Муромца в овраге с. Карачарова (ныне входит в состав города Муром). Его еще называют Троицким родником, так как выше источника находится ныне разрушенная Свято-Троицкая церковь, в основание которой по поверью сам былинный богатырь заложил несколько дубов. Источник издавна считается целебным и помогает при многих недугах, особенно при болезнях опорно-двигательного аппарата. Родник добротно оборудован – выстроены уютные мужская и женская купальни, возведена часовня в честь святого преподобного Илии Муромского, где находится икона с частицей его мощей. Так что паломники могут перед купанием приложиться к святыне, помолиться святому заступнику земли Русской и попросить у него помощи, поставить свечи. Также здесь можно набрать освещающей и приятной на вкус целебной воды.

Никольский источник

В историческом центре Мурома над Окой возвышается словно обласканный солнцем Николо-Набережный храм.petr i fevroniya deti 27

Фотография с сайта www.wiki.vladimir.i-edu.ru

У подножия холма, на котором стоит церковь, бьет чудотворный Никольский источник. Пожалуй, это самый почитаемый в Муроме родник. И самый загадочный. По поверьям, родник открылся в месте, где один святой старец воткнул в землю свой посох, но сначала источник был очень слабый. Однажды, испив из родника, неизлечимо больной житель Мурома неожиданно получил исцеление. Слава о чуде разошлась по всему городу, и к роднику потянулись люди. И именно тогда источник забил в полную силу, чтобы обеспечить целебной водой всех страждущих. Местные жители уверяют, что у родника несколько раз являлся сам Николай Угодник.

Святой источник Иулиании Лазаревской

Совсем недалеко от Мурома, в селе Лазарево находится еще один чтимый целебный источник – источник святой Иулиании Лазаревской. Святую еще называют Иулианией Милостивой, так как она известна тем, что всю свою долгую жизнь оказывала помощь и милости нуждающимся, в то время как сама довольствовалась малым, отказывая себе даже в теплой одежде. Святая Иулиания была чадолюбивой матерью – она родила 10 сыновей и 3 дочерей. Старшего ее сына Ивана постигла трагическая участь – во время охоты слуга утопил его в колодце. В последствии на этом колодце стали происходить исцеления. Чаще других упоминались исцеления младенцев от «золотухи». В советское время колодец пытались засыпать, но чудесным образом трактор не смог проехать к святыне, застревая в земле. Уже в наше время источник очистили, облагородили, возвели часовню. И сейчас молодые матери привозят сюда своих малышей, страдающих диатезом, и по молитвам блаженной заступницы Иулиании совершаются исцеления. Богата муромская земля святыми заступниками, которые возносят молитвы за нас перед Божьим Престолом. По их горячим молитвам совершает Господь чудеса, исцеляет недужных и дарует милости просящим.

а) Владимир Мономах; б) Ермолай- Еразм; в) Илья Муромец.

в) Муромцево.

3.  В словосочетаниях “преблаженные супруги”, “прославленный Пётр” и “дивная Феврония” выделенные прилагательные являются:

в) эпитетами.

4. Где лежал Агриков меч?

5. Почему Пётр оказался поражён недугом после победного поединка со змеем?

в) стать женой Петра.

7. Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы Петр смог излечиться?

8. Что привлекло Петра в Февронии?

10. От чего нужно исцелить Петра?

11. Из чего Феврония приготовила целебную мазь для князя Петра?

12. Что увидел князь Пётр, когда после обеда разжал руку Февронии?

13. В повести «О Петре и Февронии» жена князя Петра была дочерью

в) Февронии.

18. Что привлекает читателей в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского жития? 3 п.

12

13-15

16-18

19-20

21

22

Ключ.hello_html_101987c4.png

1.  Б)

2.  Б)

3.  В)

4.  В)

5.  Б)

6.  В)

7.  Б) Г)

8.  А) Б)

9.  А)

10.  Б)

11.  В)

12.  В)

13.  А)

14.  В)

15.  А0

16.  Б)

17.  В)

Тема: «Гимн любви и верности».

Жемчужина древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Цель: познакомить обучающихся с жемчужиной древнерусской литературы – «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней.

Задачи:

  1. Выявить особенности жанра древнерусской повести.

  2. Формировать умение выделять тему и идею произведения.

  3. Совершенствовать навыки анализа текста.

  4. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

  5. Воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы:

Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Приложение: компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Любовь долготерпит, милосердствует, Любовь не

завидует, любовь не превозносится, не гордится, …не

ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется

неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему

верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не

перестает…

Апостол Павел.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

  2. Актуализация знаний.

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей того времени. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

  • Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

Герои её — исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

Главной идеей сегодняшнего урока является следующее: Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. 

  • Обсудим эпиграф к уроку:

  • Как вы понимаете слова апостола Павла в свете прочитанной вами «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

  1. Определение проблемы урока.

  • Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

  • Почему они причислены к лику святых?

  • В чем заключается их подвиг?

  • Какой урок они преподносят нам?

  • Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

Проблемный вопрос:

Предположите, какую связь с уроком имеет это фото?

IV. «Соколиный глаз» (определение уровня читательского восприятия): ответьте на вопросы:

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью

V. Осмысление темы урока:

  • Чем интересна повесть?

  • Что она напоминает?

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» близка к фольклорным жанрам: сказка, былина. Но с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше приобретают черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

  • Житие — произведение о святых, государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки расценены как образцовые. (Запись в тетрадях)

  • Определение композиционных элементов повести.

Работа в группах: найти в произведении элементы жития и элементы сказки. Результаты оформим в таблицу:

Сказочные Житийные

  • Какова же главная тема повести?

  • Порассуждаем:

О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

  • Прочитайте в повести загадки Февронии.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

— Какие еще приведете примеры, подтверждающие мудрость героини?

— Знала ли она, что князь обманет ее в первый раз?

  • Расскажите, приводя подтверждение из текста:

1. Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?

6. Какой пример подавали своим правлением?

7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте.

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).

9. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

11. Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

VI. Закрепление.

  • Нравится ли вам Феврония? Да или нет, почему?

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Слово учителя.

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком.

После смерти Петр и Феврония были канонизированы, т.е. причислены к лику святых. С тех пор святые благоверные Петр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

  • Вспомним фото, которое я показывала в начале урока.

8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию, и именно этот день считают   днем влюбленных в православии, именно в этот день отмечается всероссийский День семьи, любви и верности. А ромашка стала символом этого праздника.

Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня  хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

— Над чем заставило вас задуматься это произведение?

Слово учителя.

В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством. 

Будем помнить об этом!

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
Мир жестокий спасет красота.

VIII. Домашнее задание: выразить письменно собственное отношение к кому-нибудь из героев «Повести».

  • Тест по рассказу паустовского жильцы старого дома
  • Тест по рассказу носова приключения толи клюквина
  • Тест по рассказу ночь исцеления
  • Тест по рассказу капитанская дочь
  • Тест по рассказу лев и собачка с ответами