Тест по рассказу песнь о вещем олеге

2 тест по произведению пушкина капитанская дочь вопросы: вопрос 1 укажите жанр произведения. рассказ повесть роман вопрос 2 готовясь к

Тест по рассказу песнь о вещем олеге


2

Тест по произведению Пушкина «капитанская дочь»

Вопросы:

Вопрос 1

Укажите жанр произведения.

рассказ

повесть

роман

Вопрос 2

Готовясь к написанию «Капитанской дочки», Пушкин ездил:

на Урал

на Кавказ

на Кубань

Вопрос 3

Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

«Честь лучше бесчестья»

«Долг платежом красен»

«Береги честь смолоду»

Вопрос 4

Повествование в «Капитанской дочке ведется от лица:

Петра Гринева

автора

Емельяна Пугачева

Вопрос 5

Тон повествования в главе I, рассказывающей о домашнем воспитании Петра Гринева:

нейтральный

сатирический

иронический

Вопрос 6

В оскорбительных словах Гринева, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

омонимы

синонимы

антонимы

Вопрос № 7

Сон Гринева, который он увидел по дороге на постоялый двор, представляет собой:

отражение событий, которые произойдут в его жизни, печальное предзнаменование

отображение в сознании героя происшедших с ним событий

не связанный с жизнью героя сказочный сюжет

Вопрос № 8

Истинные причины дуэли Гринева и Швабрина:

любовь героев к Маше Мироновой и желание выяснить отношения

клевета Швабрина, оскорбленного равнодушием к нему Маши

защита чести дворянина

Вопрос № 9

Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринева, потому что:

она не достигла совершеннолетия

ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию

родители Гринева не дали своего благословения на брак

Вопрос 10

Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:

не была уверена в боеготовности защитников крепости

не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу

ей некуда было уезжать

Будут благодарен?

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

А.С. Пушкин «Дубровский». Ответы на вышеуказанные вопросы:

1.Как звали отца Маши?

Кирила Петрович

2.В чем обвиняют Владимира Дубровского?

в поджоге и убийстве

3.Кого убивает учитель-француз?

ручного медведя

4.Каким образом Дубровский попал в дом Троекурова?

под видом учителя, Дубровский купил за большие деньги документы у настоящего учителя и велел ему молчать

5.Как был раскрыт Дефорж-Дубровский?

он ограбил Спицина в доме Троекурова

6.За кого сосватали Машу?

за князя Верейского

7.Каким образом Маша могла связаться с Дубровским?

с помощью кольца

8.В чем признался Антон Пафнутьич Спицын на обеде у Троекурова?

Он дал ложные показания против Дубровского-отца

9.Из-за чего была ускорена свадьба Маши?

она написала письмо жениху, в котором сказала, что не любит его

10.После венчания Маша …

Остается с Верейским, с которым к тому времени уже была обвенчана

  • Пушкин Дубровский. Какой жанр?

социальный реалистический роман

  • Какие проблемы поднимает автор?

Пушкин поднимает множество социальных проблем, в том числе беззащитность бедных перед продажным правосудием, защита собственного достоинства, конфликт отцов и детей.

  • Кто такой антон?

Антон — это второстепенный персонаж романа, лжесвидетель, который под присягой давал лживые показания против Дубровских.

  • Кто такой Владимир Дубровский?

Единственный сын Андрея Гавриловича, главный герой романа Пушкина «Дубровский»,дворяни­<wbr />н, ставший впоследствии разбойником

  • Почему Владимир не смог спасти отца?

он поздно узнал о болезни отца и его ссоре с Троекуровым

  • Зачем Пушкин переставил события в романе Дубровский?

Пушкин нарушил последовательность событий в романе, для того, чтобы сохранить интригу и дать возможность читателю догадаться самому о том, что француз-учитель и Дубровский — это одно и тоже лицо

  • Где происходят события?

События романа происходят в России в начале 19 века во время крепостного права, в окрестностях двух помещичьих усадеб.

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

Честно говоря не припоминаю, чтобы в повести Пушкина «Метель» речь шла о брате отца Марии. Во всяком случае точно знаю, что ни у кого просить помощи влюбленные не собирались. Если родители невесты оказались против их брака, то они решили сами взять судьбу в свои руки.

Правда оказалось, что судьба еще капризнее, чем родители Маши, и выкинула такой фокус, которого молодые люди совсем не ждали, но это было уже позже.

А пока они даже не думали о том, чтобы уехать в другую страну. Европа в то время была в огне войны, на восток еще не принято было ездить, Америка тоже была штатным захолустьем.

Мария не возражала жить на средства Владимира, об этой стороне жизни, она кажется мало задумывалась. Не стали возражать против бедности жениха и ее родители, но опоздали со своим согласием.

Потому что ранее влюбленные решили обвенчаться тайно, а к чему это привело — известно.

Верный ответ 2: Тайно венчаться.

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Ответы на вопросы как узаканы в вопросе по порядку:

  1. Онегин родился в Петербурге
  2. Онегин и Татьяна Ларина познакомились в доме Лариных
  3. за генерала
  4. на именинах Татьяны Онегин танцевал с Ольгой
  5. Дмитрий
  6. своего слугу
  7. Ленский закончил Геттингенский университет
  8. Имя няни Татьяны — Филипьевна
  9. в саду у Лариных
  10. секундантом Ленского был Зарецкий
  11. Ольга
  12. княжна Алина
  13. брусничною водою
  14. 18 лет
  15. в Москву
  16. воротник из бобра
  17. французкий
  18. зеркало
  19. княгиня
  20. в комнате у Татьяны
  21. ямб
  22. именнины Татьяны
  23. 26 года
  24. за офицера
  25. семья Лариных принадлежала к дворянам
  26. реалистическое
  27. нельзя сказать однозначно
  28. и то и другое
  29. портрет Байрона
  30. предсказывает смерть Ленского от руки Онегина

Какие проблемы поднимает автор?

Автор поднимает одновременно житейские и филосовские проблемы.

Кто такая Ольга?

Ольга — младшая сестра Татьяны, возлюбленная Ленского.

Кто старше Ольга или Татьяна?

Татьяна старше.

Что ожидало Онегина в деревне?

Встреча и дружба с Ленским и с Лариными.

Почему состоялась дуэль?

из-за ревности Ленского

Зачем Пушкин включает в текст романа лирические отступления?

лирические отступления являются размышлениями автора о событиях в романе

Где и когда происходит действие?

Действие романа происходит в России

Какая композиция?

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» —

2gzZhW2B0nG4LgbUzSQzPhTOYlk747.png

Пушкин Евгений Онегин. Какая тема?

тема неразделенной любви

Пушкин Евгений Онегин. Почему пропущены главы? Почему пропущены строфы?

для усиления сказанного, для того, чтобы дать читателю время поразмышлять

а так же пропущенные строфы обозначают пропущенное время.

Время идет —

TzaIGucrter5OrlrzYcWzNMOjZ0PdJs.png

, но событий не происходит, ведь

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему герои не находят счастья?

Потому что зависят от общественного мнения и условностей того времени

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

seWVc7DViQH0sqAFysmHSB2W07GiSiEG.png

Потому что жила в глуши и молодые образованные городские парни были редкими гостями там, ну и плюс, как сказал сам Пушкин

LXi56ayD7bCe9TCH1BAG2IHv9oCCvU.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна вышла замуж?

Мама настояла

Пушкин Евгений Онегин. Почему Онегин оставляет петербургский свет?

скучно ему

Пушкин Евгений Онегин. Почему Пушкин описывает лишь один день Онегина?

Потому что у Онегина все дни однообразны и пусты:

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин так подробно рассказывает о ярмарке невест?

потому что это был один из популярных обычаев того времени

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин вводит в роман сцены с гаданием Тани?

усилить ее образ деревенской девушки, воспитанной в глуши и в старославянских обычаях.

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

QTHsMEgJqmJspcd28DGhjRf0PKY97.png

а) В 1824 году.

8u0CdGCtseAyc7ONfVXboyvii4vfEO.png

б) Его привела Земфира.

smV6S04IgpGaxhywV1mksjQUMHyCRcfU.png

в) Преследуемым законом юношей.

RnOcx0NxKEmhr83UW446WWy78UuQIH1G.png

а) Радушно принял его, разрешил остаться в таборе.

cMYuVlWK6UEZqLEmN5kYZOFu1vaDrpKH.png

в) О древнеримском поэте Овидии.

jZpdGxFkcLe3Lm4DVGD8mJAY7oJd66A.png

б) Участвовал в представлениях, с пением водил за собой медведя.

G1wKCU03jDy0QN769FZz13dMlxfq4ro.png

в) О ненависти к старому грозному мужу и любви к смелому юноше.

SKmRjrs9JvUUEQMZklOFYrEfiuvHPge.png

а) Мать Земфиры.

kahFItRGvBiH9fiemyEHoZF7AJH00hh1.png

в) Убил возлюбленного молодой цыганки, а затем и её саму.

R1ge96FbZEtbFKOgNHfltI7kDSrJwgs.png

б) Отцу Земфиры.

SYLHWoUoAnQqPDjvG9NA0e2RS3MKUwH6.png

а) Цыганского.

YV3rwCMiKbHuK0DzaMqiNI344BDX4Av.png

б) В Бессарабии.

88oAior8txaULywGI4hWdtIj8edNvs.png

а) Земфира.

sDlDyJcq4KeGBmlhHF0tRRh34HdEZrN.png

в) Измену Земфиры.

kjGeaZKb6ivgArX46bqhaKSWW4uYwmOZ.png

а) Историю своей молодости.

m7qBx1b2iXzoltALEPyGYUFSyf7GsI2j.png

б) С тем, кто «для себя лишь хочет воли».

zHHIeWncdV6sWXT7oRmwv8CrG1e83y.png

в) Уехали, оставив его одного.

tVMV82CRIb7TY1lAPCsvpWvNBAJTth5.png

б) Романтизму.

yFiBYlmqm6ZR7pKa2pNEu1uwrU6ypNV.png

в) О Дунае.

vBYqHCXpsS21G5b2cvKYLNbacfVrZH4V.png

б) Мать Земфиры ушла с другим табором.

mZtSSSieQpArodNEX9HUgFa5tDF9FF7.png

а) Два лета.

BXMrq0wnoUvJjwsyHW1YQU1Cqvxh7gK.png

б) В цыганском таборе.

xYgmCkwJMPOQy6UcKE9q4MphMUOfEurD.png

в) Его разлюбила Земфира.

WlgbRw2s2SND84FCtUcQI868eqNs78.png

б) Старик.

3weYQQmSUhETbaTvAQ9ZNMglCgjM31Z9.png

в) 1825 год (частично), 1827 год (полностью).

yKwCgUvPTjd2ro7TW3luvLEOi6Vc3g5.png

б) 1825 год.

2QlFYtERBr45nVKfRrCgkUxA1wBKvFX9.png

а) Овидия.

5hZCGEVKUnP8qQS2YSxFZBF6qhRi.png

в) Известному литературоведу, князю Дмитрию Петровичу Святополк-Мирскому.

0k86WAeeEXFHi8ANdRrWnUUdfNu1vzHV.png

События разворачиваются в цыганском таборе.

hhIVbuzieQHS2ldWnvgdKT0egTD4bWU.png

Поэма.

D89tomqUSFLIlKTpJ1GJzM4MTXA6DSA.png

Человек и общество, городская и кочевая жизнь, внутренняя и внешняя свобода, любовь и ревность, преступление и наказание.

ZxSv7kaYMet4nS953JJWBc8IZHfz.png

Жизнь без забот и обязательств. Земфира ничего не требует от других и хочет, чтобы к ней относились так же.

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

Тест по рассказу песнь о вещем олеге

Произведение Александра Пушкина «Медный всадник» проходят больше в 10 классе, и ответы на вопросы этого теста будут большим подспорьем для школьников.

Итак, 1.Автором произведения “Медный всадник” является конечно же а) Пушкин.

  1. Литературный жанр произведения — б) поэма.
  2. Написан «Медный всадник» в в) Болдине.

4.Годом и временем написания мы поставим правильный ответ — а) осень 1833 года

5.Тема поэмы достаточно сложная и распространенная в те времена — это тема в) «маленького человека»

  1. Кто читал поэму, тот сразу же скажет, что б) нет. Действия происходят не в Москве.
  2. Евгений не был студентом — ответ здесь в) нет.
  3. Конечно же нет, Евгений не спасался на скульптуре льва, ответ здесь б.

9.Ответ б) такого персонажа вообще нет.

10.Гривенник представлял собой б) 10 копеек.

  1. Невесту Евгения звали а) Параша

12.Главный конфликт произведения — б) противостояние личности и власти

  1. События происходят в а) Петербурге

14.Под «кумиром на бронзовом коне» скрывается в) Петр I

15.Коль действие происходит в Петербурге, то и река здесь одна — а) Нева

  1. Возлюбленная Евгения умерла — б) ее лачугу смыло Невой, и девушка погибла

17.В канун дня наводнения был в) ветер

  1. В канун дня наводнения был б) дождь
  2. В поэме не упоминается а)Петрополь

20.Царь Пётр на берегу Невы видел б) чёлн на реке

  1. и а) ветхие избы
  2. и а) болото
  3. Евгений пережил страшное мистическое явление — в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

24.Состав семьи Параши — б) мать — вдова, Параша

25.За неимением хозяина комнату Евгения дали в) поэту

  1. финны — это б) чухонцы

27 когда-нибудь — это а) ужо

28.широкие улицы, площади — это в) стогны

  1. неверно здесь — а) “кумир на бронзовом коне” и Евгений дружески беседовали
  2. И мертвого Евгения обнаружили б) у порога ветхой лачуги, которую занесло на безлюдный остров. Это был по иронии судьбы дом Параши.

Ответив на тестовые вопросы по следующему эталону вы непременно получите пятерку.

На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

1. История создания

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.

Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

2. Литературное направление

«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.

3. Род

По роду это сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».

5. Проблематика

Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:

  • рока,
  • трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
  • а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.

Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.

6. Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

7. Идея

Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.

Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.

И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.

8. Пафос

Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.

Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.

Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.

9. Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

  • проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
  • и князь Олег.

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

11. Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

12. Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

… Но примешь ты смерть от коня своего.

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

Развязка – смерть вещего Олега.

14. Художественное своеобразие произведения

Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.

Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.

Каждая строфа состоит из шести строк.

Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

17. Значение произведения

«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.

Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.

20. Чему учит

Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pesn-o-veshhem-olege-po-planu/

  • Тест по рассказу пушкина метель
  • Тест по рассказу певцы тургенева с ответами
  • Тест по рассказу метель пушкин
  • Тест по рассказу недоросль фонвизина
  • Тест по рассказу любовь к жизни джек лондон