Тест по рассказу крыжовник чехова

Подготовка к сочинению егэ здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. следи за

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

  • Полезные статьи
  • Наша группа

Анализ рассказа Чехова «Крыжовник»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 20.04.2020

Окончание XIX столетия в истории России ознаменовалось непростым периодом в общественно-политической жизни страны. Это был некий застой, во время которого не происходило никаких важных событий в обществе, что, безусловно, негативно отразилось на развитии государства. В своем произведении Антон Павлович Чехов, как человек, не равнодушный к судьбе своего народа, поднял серьезные вопросы о смысле жизни, обозначил конфликт между духовными и материальными ценностями.

История создания

В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.

Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони. Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.

Жанр и направление

Литературный жанр «Крыжовник» — рассказ, поскольку произведение имеет небольшой объем, небольшое количество второстепенных персонажей, одну сюжетную линию, и в центре повествования – судьба одного героя, описанная в хронологическом порядке. Рассказ «Крыжовник», как и все произведения Антона Павловича, принадлежит литературному направлению «реализм». На это указывает реалистичное изображение быта и привычных будней центрального повествования, его поступки, мечты, надежды. События происходят в реальном месте в реальный исторический отрезок.

О чем?

Учителя гимназии Буркина и ветеринара Ивана Иваныча Чимша-Гималайского во время прогулки застал сильный дождь. Спасаясь от непогоды, приятели попросили приют у своего товарища Алехина, чья усадьба располагалась неподалеку. Во время трапезы Иван Иваныч поделился печальной историей своего брата.

Братья Чимша-Гималайские с ранних лет поняли, что ради собственного благополучия им придется как следует потрудиться. Мальчики росли в небогатой семье, и знали, что надеяться им не на кого, кроме самих себя. Особенно сильно стремился к стабильной жизни младший из братьев, Николай. Уже в юности он в полной мере осознал свою главную мечту – уютную усадьбу и пышный сад, в котором непременно должен расти крыжовник как символ комфортной, благополучной жизни.

Ради достижения поставленной цели Николай Иваныч женился на богатой, но нелюбимой женщине. Откладывая деньги на покупку усадьбы, он экономил буквально на всем. Результатом его скаредности и душевной черствости стала болезнь супруги, которая довела ее в могилу. Однако Чимша-Гималайский не очень опечалился утрате: все его мысли были направлены на приобретение заветного участка земли.

В итоге, после долгих лет экономной жизни Николаю Иванычу удалось скопить нужную сумму и осуществить свою мечту. Став хозяином усадьбы и сада, он первым делом высадил на участки кусты крыжовника. Спустя несколько лет Иван Иваныч приехал погостить брата, и был неприятно поражен тем переменам, свидетелем которых он стал. Да, Николай Иваныч был очень доволен своей покупкой, и даже кислый крыжовник ел, не морщась. Однако за эти годы он превратился в черствого, сухого, равнодушного человека, в жизни которого не было ни нежной привязанности, ни искренней дружбы, ни милосердия. Мечта сбылась, но какой ценой.

Композиция

Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе», к которому нередко прибегал Антон Павлович Чехов. Изначально читатель знакомится с тремя товарищами – Иван Иванычем Чимша-Гималайским, Буркиным, Алехиным, но спустя некоторое время погружается в иную реальность, главным героем которой был Николай Иваныч.

Особое внимание автор уделяет и описание природы, с помощью которой лишний раз подчеркивает духовную бедность главного героя.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
  2. Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».

В рассказе «Крыжовник» Чехов поднял множество важных тем, среди которых – поиск смысла жизни, человеческого счастья, реализация мечты. Все эти темы связаны между собой самым тесным образом. Так, главный герой, лишь осуществив свою заветную мечту, почувствовал себя по-настоящему счастливым, полноценным человеком. С наслаждением поедая крыжовник, Николай Иваныч любил порассуждать о народном образовании, о своем участии в жизни простого народа. Однако счастье героя на поверку оказалось ложным: очутившись в состоянии полнейшего покоя и праздности, он стал заметно деградировать. Став барином, Николай Иванович словно погрузился в теплое, комфортное, уютное болото, которое с каждым годом засасывало его все больше. Если раньше он был уверен, что личное счастье нужно заработать, то теперь считал, что благополучие – это дар небес, который заслуживают лишь избранные, к коим он себя и причислял. Так, весьма сомнительное достижение стало причиной, по которой Николай Иваныч погряз в махровом эгоизме. Приобретя финансовую независимость, он обеднел духовно.

В произведении также следует выделить такие важные темы как отзывчивость и равнодушие. Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказывая поучительную историю своего брата, отметил, что его собеседники не смогли до конца понять ту мысль, которую он вложил в свой рассказ, а именно – нужно уметь радоваться жизни здесь и сейчас, щедро делится этой радостью с окружающими и не зацикливаться на собственной персоне.

Проблемы

  1. Алчность и тщеславие. Главный герой рассказа позабыл, что истинное счастье заключается не в накоплении материальных ценностей, а в приобретении духовного богатства. В этом заключалось его главное заблуждение, ставшее причиной его скучной, безрадостной, серой жизни. Представления о прекрасном настолько сильно исказились у Николая Иваныча, что даже кислый крыжовник казался ему вкусным. Основным мерилом счастья для него стали деньги: лишь став богатым человеком, он почувствовал себя значительным, важным человеком.
  2. Эгоизм – одна из центральных проблем произведения. Главный герой был слеп и глух к окружающим, он не хотел видеть, что происходит вокруг него. Для Николая Иваныча ценность представляла только его мечта, а все, что вставало на пути к ее осуществлению, он безжалостно отметал.

Смысл

Главная мысль всего произведения была озвучена Иван Иванычем, когда он сказал, что нельзя радоваться, когда другим плохо. Это настоящее преступление – радоваться собственному счастью и благополучию, когда окружающие тебя люди страдают и испытывают в чем-то нужду. Очень важно не зацикливаться на себе, своих желаниях, а протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Только так жизнь человека приобретает смысл. Чехов был уверен, что истинное счастье для каждого мыслящего, развитого человека – это постоянное движение вперед, направленное на совершение добрых дел.

Критика

После публикации «Крыжовника» В. И. Немирович-Данченко высказался о нем следующим образом:

Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

Не остался в стороне и Б. Эйхенбаум, подробно описавший особенности творчества Антона Павловича Чехова:

С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял — он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России — и достучался.

Весьма эмоциональную оценку рассказа дал Г. П. Бердников, который был полностью согласен с писателем о том, что стыдно быть счастливым в реальности, описанной в произведении:

Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

Однако не только литературные критики давали оценку произведению Чехова: рассказ «Крыжовник» настолько взволновал читающую публику, что после его публикации автор регулярно получал письма от простых людей. К примеру, ученица технического училища Наталия Душина писала следующее:

Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, — будет ложь…

Сочинение по рассказу Крыжовник Чехова рассуждение

В своем рассказе «Крыжовник» А.П. Чехов в лице одного человека, Николая Ивановича, описывает жизнь мещанского обывательского слоя населения.

В этом произведении задет вопрос деградации личности человека, который ради достижения своей низменной цели идет на всяческие ухищрения, не обращая внимания на нужды и желания окружающих его людей.

Целью жизни Николая Ивановича было иметь собственную усадьбу, и чтобы там обязательно был крыжовник. Цель такая же мелкая и никчемная, как и сам Николай Иванович. Когда он служил в канцелярии, он был просто серой мышью, боявшийся всех и вся.

Но вот наконец-то он достиг своей цели, он приобрел, усадьбу посадил крыжовник. Но какой ценой была эта цель достигнута! Он стал черствым и бездушным, он жил впроголодь, одевался как нищий, его жена умерла от такой жизни, да и сам он превратился в старую, дряхлую развалину.

И все-таки это стало для Николая Ивановича счастьем. Став хозяином усадьбы, он стал самонадеянным и важным, стал учить окружающих жизни, не понимая того, что вся его-то жизнь уже прошла мимо, в тяготах и лишениях, которые он сам себе и устроил. Да, он добился своей цели, но что это за цель? Жизнь для него на этом и закончена.

Так и все обыватели живут в своем тесном мирке, отгородившись от всех проблем и забот толстыми стенами и закрытыми дверьми.

Чехов мечтает о том, чтоб за каждой такой дверью стоял человек с молоточком и время от времени стучал бы в эти двери. Для того, чтобы не дать заснуть таким чувствам, как доброта и сострадание, любовь и жалость к ближнему своему. Для того, чтобы души людей не превращались в черствые и бездушные.

Антон Павлович Чехов призывает к тому, чтобы не размениваться по мелочам, жить тогда, когда хочется жить, и чтобы цель и смысл жизнь был более возвышенным и не останавливаться на достигнутом, а идти все дальше и дальше, идти к еще более высоким целям и наряду с этим расти духовно. Он призывает делать добро пока ты молод и полон сил и способен на многие поступки ради улучшения жизни.

«Стремление вперед — вот цель жизни», сказал Максим Горький.

2 вариант

Произведение «Крыжовник» представляет собой рассказ в рассказе. Ветеринарный врач Иван Иванович рассказывает помещику и учителю о своем брате Николае Ивановиче Чимша-Гималайском. Почти всю жизнь Николай проработал мелким чиновником, он старательно копил деньги на свою мечту, ущемляя себя во всем. Он мечтал купить имение на берегу реки, наслаждаться там свежим воздухом, и чтобы непременно у него рос крыжовник.

Для того чтобы приблизиться к мечте, Николай женился на старой непривлекательной вдове, потому что у нее имелись хорошие деньги. Он быстро прибрал к рукам ее капитал, сделав ее деньги своими – так и жили они голодной жизнью, экономя на всем. Вскоре эта женщина умерла, а Николай продолжил путь к своей цели. Ее смерть не тронула Николая.

Когда ему было уже больше сорока лет он наконец купил имение, по обе стороны которого располагались заводы, а рядом протекала речка с водой коричневого цвета. С приобретением имения Николай стал считать себя дворянином, вел себя важно и высокомерно, то и дело пускаясь в рассуждения о жизни. Однажды Николай пригласил в гости брата. В имении Ивана встречает толстая собака, которой лень даже лаять и такая же полная кухарка — жизнь там протекает лениво и праздно. Хозяин угостил его долгожданным крыжовником из своего сада. Николай ел крыжовник по одной ягодке и приговаривал: «Ах, как вкусно!». Иван, попробовав ягоду, отметил, что она твердая и кислая. Николая это нисколько не смущало, ведь его мечта наконец сбылась. Даже по ночам он вставал, для того, чтобы съесть очередную ягоду.

В конце рассказа Иван призывает помещика оставаться молодым душой, всегда стремиться к чему-то хорошему, иметь достойную цель и смысл жизни.

Чехов раскрывает тему деградацию личности на примере Николая, готового «хрюкнуть в одеяло». Иван Иванович не хочет допустить духовного и морального разложения своего друга. Он проводит аналогию со рвом: можно просто ждать, когда он затянется илом, а можно построить через него мост и продолжать жить в широком смысле этого слова. Поэтому нужно творить добро, пока есть для этого возможность.

Да, Николай смог добиться своей цели, но в чем ее смысл? Это желание отгородиться этой усадьбой от мира, не видеть вокруг бедности, пьянства, голода. Идти к цели несмотря ни на что – это прекрасно, но цель, по мнению Чехова не должна вызывать моральное разложение.

Сочинение Крыжовник Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» является частью трилогии, в которую также входят рассказы «О любви» и «Человек в футляре». Рассказы связаны между собой через героев произведения, которые повествуют друг другу истории из собственной жизни. Трое людей, среди которых есть ветеринарный врач, помещик и учитель гимназии. Они делятся собственными размышлениями, желая понять в чем заключается счастье и как его достигнуть.

Рассказ «Крыжовник» посвящен брату Ивана Ивановича, которого зовут Николай Иванович Чимша-Гималайский. Этот человек имеет цель — купить себе небольшой участок (тем самым получив статус помещика), посадить кустарники крыжовника и проживать остатки дней в свое удовольствие. Под словами «удовольствие» и «счастье» Николай Иванович понимает — есть щи, лежать на солнышке и смотреть в даль. Но главной составляющей счастья для него является все же крыжовник, выращенный в собственном саду.

В рассказе моментально чувствуется отрицательное отношение автора к такой жизни. Чехов показывает, как подобная жизнь ведет к распаду личности. Даже чисто внешне Чимша-Гималайский изменился: потолстел, стал медленно двигаться. Нос, щеки и его губы вытянулись вперед, чем автор подчеркивает сходство со свиньей.

Но хуже всего — это его внутренняя перестройка. Чимша-Гималайский стал самоуверенным, даже наглым. На любой предмет он имеет свою точку зрения и навязывает ее другим людям. Антон Павлович не без иронии подчеркивает заботу главного героя о душе, которая заключалась в «барском», солидном лечении им крестьян от всех болезней содой и касторкой. В день собственных именин Николай Иванович приглашал священника отслужить благодарственный молебен, а затем ставил полведра мужикам, думая, что творит благое дело.

На этом «подвиги» главного героя заканчивались. Этот человек, следуя из рассказа, был доволен собой и видно было, что в полном довольстве он и закончит свою жизнь.

Чехов всю жизнь протестовал против подобного образа жизни. Человек, закрывающий себя от мира — это предатель. Прежде всего, он предает себя, тот Божий образ и подобие, которое ему дается от рождения. Этот человек не умеет любить, губит свою молодость и жизнь той несчастной женщины, на которой женился, лишь в надежде получить некоторое богатство. Заморив ее голодом, он, наконец, покупает имение и выращивает крыжовник.

Антон Павлович Чехов в итоге спрашивает: есть ли смысл жизни в таком мелком, ничтожном существовании?

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Популярные сегодня темы

Я очень люблю свою маму, потому что она самая добрая и красивая. А еще она печет самый вкусный в мире пирог с вишневым вареньем.

Доброселова Варвара Алексеевна или просто Варенька – ключевая героиня романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Варенька рано лишилась родителей, на долю девушки выпало немало испытаний

Каждый герой волшебной сказки В. Катаева Цветик-семицветик либо является примером для подражания, либо образом, к которому нужно присмотреться, проанализировать его поведение, указать на минусы

Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» можно охарактеризовать как маленький рассказ с большим смыслом. В рассказе присутствует всего три действующих лица. Главное действующее лицо произведения

377. Анализ рассказа Чехова Крыжовник сочинение 10 класс Русский язык

Сочинение — Анализ рассказа Чехова Крыжовник. Русский язык

По жанру произведение представляет собой рассказ в стиле реализма, который характеризуется малой эпической формой, имеющей одну сюжетную линию и минимальное количество персонажей, что обуславливает возможность создания автором лаконичного, злободневного и правдивого литературного сочинения.

Основная тема произведения заключается в изображении посредством скрытой иронии глупости и ограниченности человеческого сознания, последствием которого является пустая и бессмысленная жизнь людей. Тем самым автор раскрывает проблемы человеческого одиночества, отсутствия душевного взаимопонимания среди людей и эгоизма, стремления человека к счастливой жизни, равнодушия, а также излюбленную автором проблематику маленького человека.

Повествование в рассказе осуществляется от лица рассказчика, представленного в образе главного героя Иван Ивановича.

Рассказ отличается своеобразием композиционного построения, заключающегося в применении писателем формы рассказа в рассказе.

Сюжетное повествование отличается включением в него авторских мыслей и философских отступлений. В условной форме композиция включает в себя несколько частей, при этом первая часть представляется экспозицией и завязкой, во второй части раскрываются нравы, привычки и характеры героев рассказа, в третьей части представляется лирическое отступление в виде рассказа главного героя о своем брате, а финальная часть является размышлениями рассказчика и реакцией персонажей на услышанную историю.

Экспозиция рассказа представляется в виде описание окружающей природы во время начала дождя и радушного приема хлебосольным хозяином уставших промокших гостей.

Центральным ядром рассказа является история главного героя о своем брате, мечтающим о собственном уютном имении. Ради этой мечты мужчина много работает, а затем вступает в фиктивный брак с пожилой помещицей в надежде на ее скорую смерть и получения хорошего наследства. Кроме того, брат главного героя даже помогает супруге быстрее умереть. В итоге, достигнув своей мечты и обретя небольшое поместье, мужчина полностью деградирует, так и не найдя рецепт счастья.

Своеобразием произведения является включение в повествовательный сюжет пейзажных зарисовок, отражающих эмоциональное состояние и настроение персонажей.

Смысловое значение рассказа заключается в невозможности принятия автором личного счастья вдали от общественных проблем.

Вариант 2

Рассказ «Крыжовник» А.П.Чехов опубликовал в 1898 г. Данный рассказ составляет трилогию с двуми другими произведениями писателя «О любви» и «Человек футляре». В этих рассказах автор поднимает темы узости мещанского существования и мышления.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» — мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение «Крыжовник», где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович — обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично… Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

УДК 8; 821.161.1

Литературоведение

Иванова Мария Анатольевна

МОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА, учитель русского языка и литературы, Москва, Россия, mar32250114@yandex.ru

«НЕ ВСЯКОЕ ДОБРО ЕСТЬ ДОБРО» (ПО РАССКАЗУ А. П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

Аннотация: В статье осуществлено исследование добра и зла в рассказе «Крыжовник» А. П. Чехова. Результатом исследования стало раскрытие главной идеи – перерождение человека в обывателя. Выявлено, что зло и добро тесно взаимосвязаны и сложно порою отличить истинное добро от мнимого. Человек, принявший ложную мечту за истинную, становится ее рабом по своей воле. Зло коварно, многолико и способно даже добрую мысль обращать в иллюзорную. Чехов показал результат мнимой мечты, способной вытеснять совесть у человека. Отличать естественное добро от мнимого способна лишь свободная личность от всех футляров. 

Ключевые слова и фразы: добро, зло, равнодушие, совесть, добрые дела, сытое самодовольство, сеять зло, главная едея, напряжение сюжета, светлый образ, глубокий подтекст, повествователь, символ, мировоззрение, гуманистические взгляды, высокий смысл, монолог, контраст, рассказчик, иронический мотив, художественное сравнение, образный язык, смысл, детали, идеалы.

The article is dedicated to the analysis of the concepts of good and evil in the short story «Gooseberries» by Anton Chekhov.

The result of this research was the disclosure of the main idea behind the short story — the transition of an individual to the person with narrow interests.

The article illustrates that the concepts of good and evil are closely related and sometimes it’s difficult to distinguish a true good from imaginary one. The person, who has assumed false dream as a true one, of his own free will becomes a slave of it.

The evil is tricky, it has many faces and it is capable of turning even kind thoughts into illusions.

A.P. Chekhov has shown the result of the dream that’s more imaginary than real, which was able to displace the conscience of a man.

The ability to distinguish natural good from imaginary is essential only for a person who’s free from all his «cases».

Key words and phrases:

good, evil, indifference, conscience, good deeds, well-fed complacency, sow evil, main idea, the tension of the plot, light image, a deep subtext, the narrator, symbol, world view, humanistic views, the high meaning, the monologue, the contrast, the narrator, ironic motive, artistic comparison, figurative language, meaning, details, ideals.

В человеческой жизни есть добро, и есть зло. Проблема добра и зла – предмет повышенного внимания философов, ученых разных эпох. В труде немецкого философа А. Шопенгауэра «Свобода воли и нравственности» заслуживает особого внимания его высказывание: «…в каждом человеке прежде всего гнездится колоссальный эгоизм. … Все это мы видим в обыденной жизни» [12, с. 660-661].  

В книге В. С. Соловьева «Оправдание добра» 1897 г. интересна мысль: «Я стыжусь, следовательно, существую, не физически только существую, но и нравственно… как человек» [3, с. 494]    

А. П. Чехову было присуще показывать в своих произведениях доброе и злое в «настоящем свете». Л. Н. Толстой верно отметил, что Чехов – это «художник жизни». В творчестве 1890-х годов писателем была выдвинута на первый план личность, ее живая свободная душа.

Рассказ впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» (1898, №8). Записные книжки Чехова свидетельствуют об эволюции его работы над произведением. В окончательном варианте герой жив, но его жизнь ограничивала иллюзорная мечта. В историю Иван Иваныча о своем брате Николае Иваныче писателем была добавлена сюжетная подробность: герой женится из-за денег и доводит свою жену до смерти. Этим Чехов подчеркнул вину Николая Иваныча, переступившего через Евангельский закон любви к ближнему.

Современные Чехову критики уделили внимание рассказу «Крыжовник», как и к двум другим: «Человек в футляре», «О любви». Но в критических публикациях («Сын Отечества», «Биржевые ведомости», «Московские ведомости») ими не было замечено главной идеи Чехова – перерождение человека в обывателя.  Обывателю присуще: мелкое собственничество, страсть к накопительству, пошлость, «футлярность».

 З. С. Паперный в труде «Стрелка искусства: О Чехове» отметил: «Как многообразна чеховская ирония: она поражает самодовольных владельцев усадеб с крыжовниками » [5, с. 23]. «Именно эта неразрешённость, непробудное самодовольство героя и создают главное напряжение сюжета» [5, с. 12]. Самодовольство владельцев усадеб с крыжовником произрастало от равнодушия, вытеснявшего их добрые чувства.

У Ю. А. Филипьева в работе «Сигналы эстетической информации» проходит важное замечание: упоминание в тексте рассказа «Крыжовник» «как велика, как прекрасна страна», «заражает читателей … мажорной симфонией … поэтической уверенности в жизни» [5, с.113]. По Чехову, настоящая жизнь проходит в необъятных, бесконечных пространствах окружающего мира. В самом начале повествование наполнено мотивом бодрости и любви к жизни, к человеку.

Мотивы добра и красоты, проходящие через все повествование, дают ощущение действительной жизни. Через описание красоты природы писателем передано ее реальное свойство: постоянно менять свое обличие. Красота природы эмоционально действовала на внутреннее психологическое состояние охотников. Выразительно звучала смена оттенков чувств, мыслей у них от силы эмоционального воздействия окружающей природы. А.П. Чехов показывал индивидуальную особенность всякой личности «в проходящих внешних и внутренних состояниях, присущих только этому человеку сейчас и в ТАКОМ ВИДЕ не повторяемых ни в ком другом». [10, с. 300].

В сознании Ивана Иваныча одновременно протекали радостные и горестные мысли. С основной идеей сюжета связана психологическая деталь: «протяжно вздохнул», указывающая, что его мучает совесть. Она наводит на мысль: «Всё живёт, но, несмотря на жизнь природы, есть непонятная печаль в ней» [7, с. 31]. Внутренний человеческий мир дисгармоничен. В нем мысли о добре и зле постоянно пересекаются, отсюда – смена настроения у Ивана Иваныча.

В. Я. Линков считает, что у Чехова «читатель должен пережить то, что чувствует герой. Чувства героя становятся его чувствами, и он должен обратиться к себе и своей собственной жизни» [2, с. 99].

Человеческая природа многолика: дарит добро и несет зло, одновременно радостна и печальна.  

Повествователь воедино связывает добро и зло в человеческом бытии через показ разных природных и лирических образов. Образ дождя символичен, в нём скрыта мощная сила природы, её жизнь, доброта. С дождем связаны временные изменения настроения Буркина и Ивана Иваныча. Они «молчали, точно сердились друг на друга» [9, с 56]. Создаются ощущения человеческой жизни, складываемой из великого множества проживаемых моментов с разными настроениями, мыслями, желаниями.

На фоне природы нарисован образ помещика Алехина в момент его напряжённого труда на мельнице. Искренняя радость от прихода неожиданных гостей чувствуется в улыбке героя, а его забота о них слышится в вежливой просьбе: «пойти в купальню». Мотив добра в повествовании усилен внешне художественным сравнением: «больше похожий на профессора или художника» [9, с 56]. Перед читателями возникает светлый образ человека-интеллигента с широким умственным кругозором.

Лаконичный образный чеховский язык усиливает показ добрых качеств души Павла Константиныча. Стыд – чувство совестливого человека, скрытое в признании Алехина: «давно я уже не мылся» и в психологической детали «конфузливо».

Любовью к жизни наполнен эпизод купания Иван Иваныча в реке. Удивительно тонко передает А. П. Чехов добрые жизненные моменты персонажей. Ими повествователь подводит читателя к философской мысли: смысл жизни кроется в самой жизни, в ее течении.

Живой контакт человека с природой усиливает радость, придает смысл жизни.  Естественное счастье переживаемого мгновения передано в повторах эмоциональных восклицаний: «Ах, боже мой…»  [9, с 57]. Белый цвет лилий, купальни, символизирует чистый свободный добрый мир. По убеждению В. И. Камянова жизненная философия Чехова выражает себя только на языке образов, нигде не отслаиваясь от искусства» [1, с.7]. Реальность происходящего в повествовании достигается точным и емким подбором художественных деталей, образов-символов. Атмосферой человеческой доброты, красоты наполнено пространство «большого дома», «большой гостиной» помещика. Между хозяином и его гостями чувствуется искренность отношений, отзывчивость, деликатность, чувство собственного достоинства. Образ горничной Пелагеи усиливает мотив красоты и добра. Ее внешняя красота гармонирует с красотой души, что подтверждается эпитетами «красивая», «мягкая», «деликатная». В подтексте проходит мысль Чехова, что добрый человек тот, кто делает добро другому просто так, без всякой корысти. С историческим мотивом связи поколений « казалось, что его слушали также старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам» [9, с 57]. Проходит утверждение, что всех доверчивей и строже в мире доброта. Доброта всегда возвышается над злом, служит нравственным устоям, общему благу.

Чехов художественно показал в поучительной истории персонажа, что не всякое добро есть настоящее. В жизни самое главное – не спутать истинное добро с мнимым, не свернуть с пути добра.

У робкого Николая Иваныча служба в казенной палате наполняла душу страхом и усиливала тоску по воле. Добрые чувства чиновника постоянно подавлялись многолетней тоской по деревенской воле. Узость кругозора Николая Иваныча подтолкнула его к серой и мелкой мечте – иметь собственное имение и обязательно с крыжовником. Крыжовник – символ пошлой обыденности. Возникшая мечта казалась ему неким спасением от страха за свою жалкую жизнь. Она пагубно повлияла на духовную перестройку героя в сторону зла. Убогий и слабовольный Николай Иванович считал свою эгоистичную мечту доброй. В ее осуществлении он видел свое счастье, смысл жизни. Мечта Николая Ивановича, казавшаяся ему безобидной, несла не добро, а зло.  Она осуществлялась героем ценой потери смысла жизни, совести, чувства собственного достоинства. Если доброта живет на фундаменте совести, то зло прорастает на пошлости. По мнению Ю. И. Айхенвальда: «Особенно мертво то, что претворяется живым, пошлое тем ужаснее, что выдаёт себя за живое.» » [6, с. 735].

Внутренние душевные силы человека постоянно испытывает социальное зло – равнодушие. Разум Николая Ивановича полностью подчинился осуществлению бескрылой мечты. Нравственно-эстетическая ущербность произошла от равнодушия, занявшего в его душе главенствующее положение. Моральное опустошение подтверждается непомерной жадностью: « недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий » [9, с 59].   Из-за денег чиновник совершил безнравственный поступок: женился по расчету и непомерной скупостью довел жену до смерти. Его равнодушие подтверждается замечанием рассказчика: «ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти» [9, с 59]. « до какого безумия доводит человека жажда накопительства.» [4, с. 399 — 400]. Николай Иванович потерял самое дорогое – совесть. А у кого она пропала – тому вдвое грех. Страшное зло – равнодушие заняло в его душе место совести. Оно сковало волю, добрые чувства, мысли героя. Духовного, культурного развития не происходило в нем из-за узкого кругозора. Он любил читать, но ум воспринимал у него лишь советы в календарях, да объявления в газетах, связанных с продажей земель.

Деньги – страшное зло. «Ничто так не усыпляет и не опьяняет, как деньги » [8, с. 225]. Зло от денег усилено образами, приведенными Иван Иванычем из его жизненных наблюдений.

«Деньги, , делают человека чудаком.» «Купец перед смертью съел свои деньги ». « барышник попал под локомотив и ему отрезало ногу, он все просит, чтобы ногу его отыскали, ; в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали.» [9, с. 59]. Из реальных картин писатель художественно закладывал прочные поля психологического общечеловеческого характеров. «Перед читателем открывается небывалая поэзия «конкретных фактов» и «и тех разнообразных настроений, какие эти факты вызывают. [10, с. 299].

Купивший уже к старости имение, Николай Иванович пополнил толпу «счастливых» пошлых людей. Равнодушие героя к окружающей жизни подтверждается словами рассказчика: «мало печалился», что вода в реке «цветом как кофе» [9, с 60]. Равнодушие является рассадником зла, губящего в душах людей добро.

У «новоиспеченного» помещика название участка «Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож» созвучно с символическим названием «Крыжовник». Владение Николая Ивановича показано на контрасте с имением Алехина. Оно сравнимо с «футляром»: «везде канавы, заборы, изгороди, елки» [9, с 60]. Футлярная атмосфера имения наполнена бездеятельностью, равнодушием, сонливостью, подтверждаемых образами неряшливой кухарки и собаки – «хочется ей лаять, да лень».  

«Внимание повествователя равно распределяется между жизнью духа и той вещной обстановкой, в которой она протекает. Вещный мир всегда находится в светлом поле сознания читателя». [11, с. 156]. Звучит печально-иронический мотив автора, созвучный с русской поговоркой, что праздность – мать всех пороков. «Полуживотное существование привело героя к схожести со свиньёй: « располнел, обрюзг; щёки, нос и губы тянутся вперёд, – того и гляди, хрюкнет в одеяло» [7, с. 60]. Страшно превращение человека в животное! Ленивая праздность, материальное процветание – те внешние блага жизни, полученные им за счет своей духовной опустошенности. В футлярной атмосфере человеческое существование тлеет, разлагается. По определению А. П. Чехова «футлярная жизнь – это предельно узкий круг занятий, интересов» [4, с. 400].  Все проявления зла объединены писателем понятием «футлярности».

Чехов считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Мотивом отвращения к сытому самодовольству героя наполнен момент поедания им крыжовника. Он « с жадностью ел и все повторял: Ах, как вкусно!» [9, с 61]. Но «счастье» его оказалось мнимым, как и «футлярная» мечта. Горькая сатирическая ирония Чехова усилена кислым вкусом жесткого крыжовника. Писатель подводит читателя к более глубокому чувствованию и осознанию ценности собственной жизни.

Лишенное внутреннего содержания существование Николая Иваныча проходило бесполезно в «мертвой» обстановке. «Крыжовник» разросся до глупо проживаемой пошлой жизни. Ложное понимание счастья подтверждается словами Пушкина: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман» [9, с 61]. Мелкое эгоистическое тщеславие Николая Иваныча дало глубокие корни зла в душе. Его «добрые» дела приносили окружающим людям страшное зло. Он «лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой», думая, что так нужно [9, с 60].   Николай Иваныч не имел на врачебную деятельность никакого права. Все его действия исходили от равнодушия, он хотел сделать «добро», но получалось зло. Настоящая же забота о простых людях была ему неведома. Наглое самомнение Николая Иваныча, подавив в нем добрые мысли и чувства о благе людей, достигло колоссальных размеров. Герой, когда-то боявшийся иметь собственное мнение на что-либо, теперь говорил «одни только истины, и таким тоном, точно министр» [9, с 61]. «Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает все, что захочу» [9, с 61]. Его ограниченный ум связан с ложью, неуважением к людям.

Бессмысленность дел, пошлость речей важного «барина», погрязшего в «футлярности», самодовольстве, определяется условиями существовавшего внешнего мира, его костным общественным укладом. Обывательский застой в социальной среде оказывается виной того, что люди считали добром, на деле оказывалось злом.

Контраст между братьями Гималайскими обусловлен разными идеалами, нравственными принципами, характерами. Иван Иваныч имел добрую, честную душу, сильную волю и не принимал «футлярное» существование брата. Он считал неправедной пустую, лишенную смысла жизнь Николая Иваныча. Страстный гневный монолог Иван Иваныча обличал «футлярность», человеческое равнодушие. Рассказчик выступал противником уединенной жизни брата. В суждениях он честно признался в своей слабости, хотя всегда стремился подняться над уровнем окружающего мира.

Страстный и гневный монолог Ивана Иваныча обличал «футлярность», человеческое равнодушие. Рассказчик выступал противником уединенной жизни брата. Футлярность – социально-бытовое зло, которое можно и нужно побеждать. В подтексте эта мысль подтверждается его высказыванием: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить свои свойства и особенности своего свободного духа» [9, с 58]. Каждый человек рождается свободным гражданином общества. Иван Иваныч считал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком » [9, с 62]. «Человек с молоточком» – это человеческая совесть, живущая в душе человека и чутко реагирующая на окружающее зло. В гневной речи Иван Иваныча проходит тема равнодушия. Она страшна в своей действительности за кулисами, где процветает зло. Внешне же: «Все тихо, спокойно, »; « во всех домах и на улицах тишина, спокойствие»; « счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз» [9, с 63]. Философско-нравственная позиция А. П. Чехова в обличении равнодушия такова: оно является страшным социальным злом. Люди, подобные Николаю Иванычу, становились рабами иллюзорных мечтаний, по своей воле обрезавших себе крылья свободы.

В страстном монологе Иван Иваныч неоднократно ставил вопрос: «Во имя чего ждать?» и подводил к субъективному выводу – « жить нужно и хочется жить». [9, с 64]. Проходит его особая индивидуальная устремленность, сосредоточенность мыслей, отсюда решительность, убедительность высказываний. «Я уже стар и не гожусь для борьбы, … Ах, если бы я был молод!» [9, с 64] Свою обличительную речь рассказчик закончил «патетическим» обращением к Алехину: « не уставайте делать добро !» [9, с 64]

В любой личности, как и в природе, заложены возможности внутреннего психологического совершенствования. Человек, желающий добра, подобен делающему добро. Естественная доброта всегда мудрая, умная. Автор замечает, что «рассказ Иван Иваныча о брате не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина»: они «молчали». [9, с 64]

Жажда иной жизни ощущается в общих чертах: « если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом» [9, с 64].

Особую эстетическую уверенность в повествовании несет мотив красоты, являющийся художественным ориентиром в повествовании. Он дает полную картину разным чувствам, мыслям героев, касающихся добра и зла. По Чехову, мир добра и мир зла имеют свойство оказываться в состоянии взаимопроницаемости.

Рассказ «Крыжовник» воплощает высокие гуманистические основы мировоззрения писателя, показавшего, что лишь свободной личности доступно в полной мере отличать естественное добро от мнимого. Добро и зло Чехов художественно оценивал с высоты своих нравственно-эстетических взглядов, убеждений. Барьером «футлярности», равнодушию служат: свободный дух, добрые дела. Совесть человека должна действовать каждый час и каждый миг жизни, наполняя ее высоким смыслом. Следует не забывать, что личность – дар Божий.  

В любом человеке, как и в природе, заложены возможности совершенствования. Желающий добра подобен человеку, делающему добро. Автор замечает, что «рассказ Иван Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина»: они «молчали» [9, с 64]. И это естественно: у каждого человека свой характер, своя реакция на жизненные явления. Объединяет же персонажей непонимание действительности. Почему она так нелепа?

Рассказ «Крыжовник» воплощает высокие гуманистические основы мировоззрения А. П. Чехова. Писатель показал, что лишь свободной личности от всяких футляров доступно в полной мере отличать естественное добро от мнимого. Добро и зло Чехов оценивал с высоты своих гуманистических взглядов. Добрые дела, свободный дух служат барьером равнодушию, исподволь разрушающим человеческую совесть. По Чехову совесть каждого человека должна действовать каждый час и каждый миг жизни, наполняя ее высоким смыслом.

Список использованных источников:

Книги:

1.Камянов В. И. Время против безвременья: Чехов и современность.  М.: Советский писатель, 1989. — 384 с.

2.Линков В. Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во Московского университета, 1982. —  128 с.

3.   Маслин М. А. Русская философия. Словарь.М.: Изд-во «Республика», 1999. —  654 с.

4.     Меньшиков М. О. Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: Переписка. Дневники. Воспоминания. Статьи / сост., статьи, подготовка текстов, примечания  А. С. Мелковой. // IX Приложения. «Является желание написать Вам или побеседовать с Вами» –  М.: Русский путь, 2005.  — 480 с.  (с.399-413)

     5.        Паперный З. С. Стрелки искусства: О Чехове. М.: «Современник», 1986 — 254 с.

6.        Чехов А. П: pro et contra. Творчество А.П. Чехова в русской мысли конца XIX — нач. XX в.: Антология.  СПб.: РХГИ, 2002. — 1072 с.

7.        Чехов А.  П.  в воспоминаниях современников. Серия литературных мемуаров. М.: «Худ. Литература», 1986. — 734 с.

8.        Чехов А. П. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. Издание 2-е. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. —  248 с.

9.        Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. Т.10. М.: «Наука», 1996. – 496с.

    10.  Шопенгауэр А. «Афоризмы и истины». – М.: «ФОЛИО», 1999. – 736с.

Сведение об авторе.

Иванова Мария Анатольевна Учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ Кадетская школа г. Люберцы

Выпускник МГГУ им. МА Шолохова , бывший аспирант МПГУ

Почтовый адрес: 140013 г. Люберцы, ул. Попова, д.26, кв 4

Email:  mar32250114@yandex.ru, Тел. 8-985-724-95-23

Версия журнала: почтовая

  • Тест по рассказу капитанская дочка по главам
  • Тест по рассказу дубровский ответы
  • Тест по рассказу зощенко не надо врать 3 класс
  • Тест по рассказу гранатовый браслет 11 класс с ответами
  • Тест по рассказу гуси лебеди воробьева с ответами