Литературное чтение 2 класс
УМК «Школа России»
Проверочные задания
по рассказу Л. Н. Толстого
«Котёнок»
Вастьянова Л. Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2018 год
Интернет ресурсы
• http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
• https://
easyen.ru/load/chtenie/2_klass/interaktivnyj_test_k
otjonok/389-1-0-58261
forum.olgagavva.com
labirint.ru
• pirate.ws
•
•
• dirtysoles.1bb.ru
• mirror7.ru.indbooks.in
• kid-book-museum.livejournal.com
• oboinazakaz.ru
Цели: — продолжить знакомство детей с
биографией Л.Н.Толстого, его рассказами;
— продолжать учить детей находить главную
мысль, ставить вопросы к тексту, составлять план;
— отрабатывать навыки осмысленного,
правильного чтения;
— расширять представление о жизни и повадках
домашних животных;
— развивать память, внимание;
— воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
— портрет Л.Н.Толстого
— аудиозаписи (биография Л.Н.Толстого, быль
“Котёнок”)
— рабочие тетради учащихся
— толковый словарь
— мимические картинки “настроение”
— изображение котенка
— записи на доске
ХОД УРОКА.
1. Подготовка к восприятию – 1 минута.
А) дыхательная гимнастика: — глубокий
вздох–выдох через нос-3 раза;
— вдох – выдох через рот – 3 раза;
— вдох-выдох порциями – 3 раза.
2. Актуализация опорных знаний – 7 минут.
— Тихо сели, открыли дополнительную книгу для
чтения по синей закладке, и начали читать:
а) жужжащее чтение – 3минуты;
— О чем прочитали?
б) замер – 2 минуты (чтение текста за 1 минуту +
дети подсчитывают количество прочитанных слов);
в) чтение скороговорки с логическим ударением
— Мне понравились ваши ответы. Они были полными
и четкими. Посмотрите на доску. Что записано?
КОШКА НА ОКОШКЕ КАШКУ КУШАЛА ПО КРОШКЕ.
— Прочитаем скороговорку, изменяя каждый раз
логическое ударение на слова.
— Вы прочитали скороговорку хорошо, а сейчас
проверим, как вы дома научились читать
выразительно. Что было задано на дом?
+ Мы должны были выбрать и выразительно
прочитать понравившийся отрывок и подобрать к
нему пословицу.
г) проверка домашнего задания – 5 минут.
д) итог.
— Я считаю, что ребята подобрали очень точные
пословицы к своим отрывкам и сумели это доказать.
Мне хочется сказать спасибо не только детям, но и
их родителям за помощь, которую оказали они в
подготовке д/з.
3. Постановка цели урока – 1 минута.
— Сегодня мы продолжим знакомиться с
творчеством Л.Н.Толстого и предлагаю вам
послушать один эпизод из жизни этого человека.
4. Формирование новых зун.
А) слушание аудиозаписи — 4 мин.
Б) беседа по услышанному — 1мин.
— Как называли Л.Н.Толстого? (дедушка)
— Каким он был? (богат, владел землями, потом стал
крестьянином, защищал простой народ, писал сам
учебники)
— Где жил Л.Н. Толстой?
— Понравился ли писатель детям? Почему? (добрый,
улыбался, близок был с детьми, веселый,
благодарил)
— Какие отношения меду Толстым и детьми?
(близкие, добрые, внимателен, ничего не упускал из
виду).
5. Физминутка.
По дорожке — 2 раза
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке -2 раза
Мы попрыгаем, как, зайки.
Стоп, присели, отдохнем.
И домой пешком пойдем.
В) отгадывание загадки
— Итак, Л.Н.Толстой любил труд. Он работал вместе
с крестьянами и считал, что всякий труд полезен и
нужен. Л.Н. прожил долгую жизнь и написал разные
произведения. С одним из таких произведений мы
познакомимся сегодня, а название мы узнаем,
отгадав загадку:
Я – пушистый игрунок,
Если бросишь мне клубок,
Я с ним поиграю –
Нитки размотаю. (Котенок.)
— Кто же это? (вывешивается рисунок котенка)
Г) чтение трудных слов с последующим
объяснением
— Правильно, котенок! Но, прежде, чем слушать
быль, нам нужно прочитать и объяснить трудные
слова, которые встретятся в тексте (слова
записаны на доске):
подле – около
что было духу – очень быстро
щавель
амбар – (чтение по толковому словарю)
Д) слушание аудиозаписи текста “Котенок” в
сопровождении мимических картинок
“Настроение” — 2 мин. 20 сек.
— Итак, послушайте быль “Котенок” и
внимательно проследите за настроением героев во
всем тексте. А, чтобы легче было, вам поможет….,
она с этим текстом знакомилась дома.
Е) беседа по восприятию, с высказыванием
мнения — 1 мин.
— Понравилась ли вам быль? Почему?
— Кто больше всего понравился? Почему?
— За кого вы волновались, когда слушали быль?
(кот, ВАСЯ) Почему?
6. Совершенствование зун.
А) чтение детьми текста (отрывки) — 3 мин.
Б) подготовленный уч-ся задает вопросы по
тексту (записаны в тетрадь) — 2мин.
— Катя знакомилась с былью дома и поэтому
подготовила вам вопросы:
1. Когда пропала кошка?
2. Где нашел Вася котят?
3. Сколько их было?
4. Куда пошли дети?
В) ответы на вопросы с подтверждением из
текста – 2 мин.
— На эти вопросы вы ответили грамотно, полно, а
на мои вопросы нужно найти отрывок и зачитать.
1. Как котенок оказался один на дороге?
2. Какая опасность угрожала котенку?
3. Кто спас котенка? Как спас?
Г) нахождение в тексте слов на заданное
правило -1,5 мин. (дифференцированная работа).
— А теперь посоревнуемся, кто быстрее всех
найдет слово на заданное правило.
— Найдите 4 абзац.
— 1 ряд ищет 4-х сложное слово (оставила)
— 2 ряд – 2-х сложное слово, в котором 3 буквы (его)
— 3 ряд – односложное слово, в котором 3 звука
(мать).
Д) игра “Прятки” -1 мин. – озвучить
иллюстрации на стр.118 из текста (стр.119).
Е) чтение самого красивого места (работа в
парах) – 2 мин.
— Найдите в тексте отрывок, который больше всего
вам понравился, и зачитайте его своему соседу.
— Поднимите руку, кому понравился отрывок
соседа.
Ж) работа с пословицами к тексту + чтение про
себя (запись на доске)
— Прочитайте, что записано на доске.
- Делу — время, а потехе – час.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Где смелость, там и победа.
- Друзья познаются в беде.
— Как сказать одним словом?
— Какая из этих пословиц подойдет к были?
З) пословица – главная мысль текста.
— Какая пословица может быть главной мыслью
текста? Почему?
7. Домашнее задание — пересказать текст.
8. Итог урока.
РЕЗЕРВ – восстановление деформированного
плана к тексту для пересказа.