Тест по рассказу холодная осень бунина 11 класс с ответами

Рассказ холодная осень удивительно трогательная и драматичная история о судьбах двух влюблнных, которых разлучила война. иван бунин всегда выделял

Рассказ «Холодная осень» — удивительно трогательная и драматичная история о судьбах двух влюблённых, которых разлучила война. Иван Бунин всегда выделял это произведение среди остальных своих работ. Ему по-настоящему нравились лишь два рассказа из цикла «Тёмные аллеи»: «Чистый понедельник» и «Холодная осень». Попробуем разобраться, почему данный текст так «трогал» душу творца. Многомудрый Литрекон представляет Вашему вниманию полный анализ произведения по плану. 

История создания

Об истории написания «Холодной осени» известно достаточно мало. Есть лишь несколько интересных фактов, на которые стоит обратить внимание для того, чтобы полностью понять задумку автора.

  1. Рассказ был написан во время Великой Отечественной Войны. Точная дата написания — 3 мая 1944 года. 
  2. В данный период своей жизни Бунин уже находился в эмиграции, он пребывал на своей вилле в Грассе. Отсюда в рассказе и появляется революция, которая в своё время вынудила писателя уехать из родной страны. 
  3. Путь скитаний главной героини практически полностью повторяет маршрут эмиграции самого писателя. Вполне возможно, что это стало одной из причин, по которым автору так нравилось данное произведение.  

Жанр, направление

«Холодная осень» Бунина — чётко выраженный рассказ. Произведение имеет небольшой объём, повествование ведётся от лица главной героини. Есть всего одна основная сюжетная линия.

Рассказ можно отнести к направлению реализм. Автор объективно изображает жизнь, не пытается добавить романтические нотки. Герои «Холодной осени» — это обычные люди, а не выдающиеся личности, которых не способно понять и принять общество. Кроме того, Бунин уделяет особое внимание психологическим портретам персонажей (важная черта реализма). Он описывает реальное политическое событие без прикрас, отражая все перемены в жизни героини.

Композиция и конфликт

Повествование в рассказе «Холодная осень» линейное, однако присутствуют и элементы кольцевой композиции, события перечисляются последовательно. Вместе с тем Бунин делит произведение на две примерно равные по размеру части, которые при этом абсолютно не одинаковы по своей значимости.

  1. На уровне архитектоники автор чётко даёт читателям понять, что холодная осень была самым счастливым периодом в жизни главной героини. После фразы « Я горько заплакала…» текст сливается, превращается в несколько огромных абзацев, в которых перечисляются события, уже не имеющие никакого значения. Судьба девушки решилась давно, в тот вечер, когда она последний раз видела возлюбленного.
  2. Если в первой части повествование состояло из диалогов и описаний ярких эмоций персонажей, то во второй части не остаётся ничего, кроме последней фразы, которая как бы закольцовывает всё происходящее в рассказе.

Конфликтов в произведении «Холодная осень» несколько, основным из которых является противостояние чистой, преданной любви и кровавой войны, уносящей миллионы жизней. Сначала может показаться, что война победила, навсегда разлучила жениха и невесту, лишила юную девушку дальнейшего смысла существования. Однако это абсолютно не так. Всю оставшуюся жизнь главная героиня ждала воссоединения с любимым. Она никогда не переставала испытывать чувство нежности и глубокой привязанности к нему. Побочные конфликты: жизнь и смерть, человек и война. 

Смысл названия

Почему рассказ «Холодная осень» так называется? Автор даёт своему произведению многозначное название. С одной стороны, холодная осень — это обыкновенная часть природного цикла. Здесь писатель прибегает к использованию оксюморона. Для главной героини тяжёлый, грустный период становится самым значимым и трогательным этапом жизни. Тогда её возлюбленный ещё находился рядом, дарил радость и счастье.

С другой же стороны, именно события, произошедшие во время холодной осени, лишили девушку жениха, забрав самое ценное и значимое.

Суть: о чём?

Рассказ «Холодная осень» повествует нам о трудной судьбе девушки, которая осталось абсолютно одна после того, как её любимый человек ушёл на войну.

Молодые люди были женихом и невестой. Главная героиня даже не задумывалась о том, что боевые действия будут длиться долго. Мысль о возможной смерти любимого промелькнула в её голове лишь в момент прощания. Но солдат так и не вернулся. Вскоре погибают отец и мать девушки. 

Героиня не может поверить в случившееся, однако постепенно смиряется с болезненными утратами. Она выходит замуж за пожилого военного в отставке , которого не любит, но сильно уважает. С ним и его племянником «баба в лаптях» эмигрирует. 

Муж главной героини умирает от тифа. Племянник с женой уплывает в Крым и оставляет родственнице свою маленькую дочку. Повзрослев, девочка остаётся жить в Париже и напрочь забывает о той, кто её воспитала.

Так и проходит жизнь главной героини. В конце она всё-таки воссоединится со своим погибшим на войне возлюбленным: скоро ей тоже суждено умереть.  

Главные герои и их характеристика

Основными действующими лицами рассказа «Холодная осень» являются двое влюблённых, образы которых Многомудрый Литрекон объединил в таблице. Автор намеренно не называет их имена. Эта деталь не столь важна, гораздо значимее сама история, отражающая судьбу России. 

Она В начале повествования главная героиня предстаёт перед нами молодой девушкой, тонкой и романтичной натурой. Она по-настоящему любит своего жениха, боится мыслей о том, что его могут убить в кровавом сражении. Девушка пытается прятать свои истинные чувства за маской безразличия в момент прощания с уходящим на войну офицером. В один момент рушится вся её привычная жизнь. После смерти возлюбленного героиня сильно меняется, перестаёт быть ребёнком. Она называет себя «бабой в лаптях», практически перестаёт радоваться всему происходящему вокруг. Жизнь данного персонажа сводится лишь к одному холодному осеннему вечеру: «Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».
Он Главный герой — добрый, чуткий человек, который без страхов и сомнений отправляется на войну, чтобы выполнить свой долг, защитить Отечество. В сцене прощания чётко видно, что офицер — отличный психолог. Он чувствует настроение своей возлюбленной и делает всё, чтобы успокоить её, разрядить напряжённую обстановку прощания. Герой философски относится к жизни, его не страшит возможная смерть. Кроме того, персонаж желает лишь счастья своей невесте. Он просит её радоваться всему происходящему, не торопиться умирать. 
Россия Образ России в рассказе «Холодная осень» тоже очень важен. Для основных действующих лиц рассказа страна — это место, где расположен их тёплый и столь любимый дом. Однако из-за революции и бесконечных боевых действий главная героиня была вынуждена уехать. В эмиграции девушка так и не смогла найти себе кров. Счастье ассоциировалось у неё именно с Родиной, а не с вечными скитаниями. Хоть в рассказе и нет чёткого описания страны и того, что на тот момент происходило в ней, некоторые события произведения дают понять: привычный мир рушился. Многие интеллигенты вынуждены были покидать свои дома, отправляться за границу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Россия больше не является самодержавной. Во время войны происходит революция, появляется новое правительство, полностью меняются социальные роли людей в обществе. Начинается абсолютно новый этап в развитии страны.  И только время покажет, к чему приведут эти изменения. 

Темы

Тематика произведения «Холодная осень» представлена ниже и может быть описана подробнее, если читатель свяжется с Многомудрым Литреконом в комментариях.

  1. Тема любви — основная в рассказе. Главная героиня не смогла забыть своего погибшего жениха. Она сохранила свои чувства и пронесла их через всю жизнь. Без близкого человека ей приходилось влачить бессмысленное существование. Лишь в самом конце рассказа становится ясно: любовь победила. После долгих лет разлуки героиня наконец-то встретиться со своим женихом: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
  2. Тема смерти занимает не менее значимое место в произведении. Главный герой погибает, выполняя свой долг. Автор говорит нам о том, что погибель неизбежна, но прежде, чем умирать, стоит постараться провести отведённый тебе промежуток жизни в радости и любви. Для офицера бои за родину были той единственной жизнью, которой он мог наслаждаться в сложившихся обстоятельствах, и он вложил свой вклад в любимое дело, так что его кончина не была напрасной.
  3. Тема воспоминаний. Весь рассказ построен на приёме ретроспекции. Героиня делится с читателями своим прошлым. Она рассказывает о самом важном в её жизни событии, прощании с любимым человеком. Воспоминания становятся для неё важнее реального мира, всего происходящего вокруг.
  4. Тема счастья напрямую связана с темой воспоминаний. Главная героиня находит радостные моменты лишь в своём прошлом, в давно ушедшей холодной осени. Она живёт, чтобы выполнить указ погибшего жениха, и не рассчитывает на счастливое и беззаботное будущее.
  5. Тема судьбы России лейтмотивом проходит через всё произведение. Из-за революционных событий страна полностью меняется, перестаёт быть прежней. Страх толкает интеллигентов на эмиграцию. Люди уезжают в более безопасные уголки нашей земли. Судьба России непонятна, лишь время может сказать, приведут ли коренные изменения к лучшей жизни, или они обрекут граждан на страдания.  

Проблемы 

Разберёмся и с тем, какова же проблематика произведения «Холодная осень». Выделим несколько важных пунктов и раскроем каждый из них.

  1. Проблема потери любимого человека. Главная героиня лишается своего жениха. Она испытывает боль, не может поверить в утрату. Читая рассказ, мы понимаем, что судьба девушки могла сложиться иначе, будь её возлюбленный жив. Вероятно, невеста была бы счастлива, если бы ушедший на войну солдат вернулся к ней. 
  2. Проблема значимости личности в круговороте исторических событий. Война и революция всегда очень масштабны. Мы привыкли оценивать лишь их итоги, забывая о том, какой ценой была завоёвана победа, свергнуто старое правительство. Оба главных героя стали жертвами своего времени. Молодой человек погиб на войне, которая не нужна была мирному населению. Люди хотели как можно скорее перестать сражаться, однако император не отдавал приказ о прекращении боевых действий. Юная девушка, превратившаяся в «бабу в лаптях», потеряла дом. Она была из дворянской семьи, поэтому ради своей же безопасности, уехала за границу, оставив позади уже не Россию, а абсолютно новую, чужую для неё страну.   
  3. Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Она проходит через абсолютно весь текст. Именно события Первой Мировой разлучают персонажей, заставляют главную героиню остаться совсем одной. Автор показывает своим читателям, что кровавые сражения приводят лишь к потерям, они не способны подарить людям счастье.
  4. Проблема сохранения верности. Главная героиня остаётся верной своему погибшему жениху до самого конца. Она выполняет его последнее желание: живёт, пытается радоваться и ищет гармонию. Замуж молодая девушка выходит не по любви, а исключительно из уважения к пожилому военному и необходимости выжить в суровых условиях.
  5. Проблема долга. Главный герой без сомнений отправляется на фронт. Он понимает, что может потерять всё: невесту, дом и даже жизнь. Офицер осознаёт свою необходимость на поле боя, стремится защитить Отечество, близких ему людей.

Смысл

Основная идея рассказа «Холодная осень» очень проста. Автор ставил перед собой цель показать истинную, чистую любовь, которая способна победить любые невзгоды. Даже смерть никогда не сможет разлучить близких людей, даже война бессильна перед ними. Бунин бросает вызов своему времени. Идёт одна из самых страшных и кровопролитных войн в истории человечества, а он пишет целый сборник рассказов о любви, доказывая, что именно она одержит верх над насилием и агрессией.  

Главная мысль произведения «Холодная осень»: вооружённые столкновения не преграда сильному чувству и душевной привязанности людей друг к другу. Боевые действия могут разлучить влюблённых, но они некогда не смогут отобрать воспоминания о прекрасных моментах, проведённых с близким человеком. Эти воспоминания героиня сохранила на всю жизнь, именно они помогли ей выжить и пронести свои чувства сквозь войны и революции.

Чему учит?

После прочтения рассказа «Холодная осень» вывод напрашивается сам собой: лишь любовь способна подарить людям радость и счастье. Её нужно беречь, сохранять в течение всей жизни, ведь никогда не знаешь, что может случиться завтра.

О чем заставляет задуматься рассказ «Холодная осень»? О том, что судьба — это то, над чем мы не имеем власти. Стоит спокойно принимать все лишения и утраты, стараться находить что-то хорошее во всех происходящих событиях. Ко всему в жизни нужно относиться философски. Смерть является одним из жизненных этапов. Её не стоит бояться. Такова мораль произведения.   

Критика

Рассказ был положительно воспринят аудиторией. Цикл «Тёмные аллеи», впервые опубликованный в 1946 году, стал глотком свежего воздуха в тяжёлые послевоенные годы. 

Многие филологи сходятся на том, что «Холодная осень» является одной из лучших работ писателя. Приведём истолкование рассказа современного литературоведа и профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих, который трактует произведение как некое противостояние безумству кровавых битв.

Сочиняя книгу о самом индивидуальном, интимном человеческом чувстве, Бунин словно противопоставляет его массовому безумию мировой бойни. 

С мнением Сухих нельзя не согласиться. Действительно, рассказ «Холодная осень», как и весь сборник «Тёмные аллеи», посвящён любви. Жестокость и горечь войны противопоставляется чистому и трепетному чувству душевной привязанности одного человека к другому. 

Художественные особенности произведения «Холодная осень» лишний раз подтверждают озвученную выше мысль. Всё, начиная от образного ряда, символики и заканчивая архитектоникой текста, создаёт у читателя отторжение к бессмысленной жестокости сражений.

Автор: Диана Кузнецова

Тест на знание содержания рассказа
Бунина И.А. “Чистый понедельник”

Вариант – 1

1. Место и время действия

а) Тверь; осень

б) Петербург; зима

в) Москва; зима

г) Тверь; зима

2. Она была

а) красива, легкомысленна, загадочна, привязана
к нему

б) проста, разговорчива, привлекательна, любила
его

в) загадочна, непонятна для него, странны были
отношения с ним

3. Он

а) был счастлив каждым часом, проведенным возле
неё, очень красив, с живым добрым характером,
склонен к болтливости

б) богат, вздорен, много курил, красив; был
счастлив, что его любят

в) со сложным характером, но весёлый, добрый;
любил её, скромен

4. Описание её квартиры

а) две комнаты на 5 этаже, просторные, хорошо
обставленные; широкий диван, дорогое пианино

б) три комнаты, богато обставленные, рояль, софа,
дорогое трюмо

в) три комнаты, шикарная кровать, кресла, обитые
дорогой тканью

5. Её слабости

а) конфеты, книги, статуэтки, дорогая одежда

б) яркая одежда, туфли на высоких каблуках,
шляпы, дорогой мех

в) хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех

6. Герои

а) богаты, здоровы, молоды, красивы, любили друг
друга

б) были богаты, здоровы, молоды, хороши собой

в) вели разгульную жизнь, были всегда вместе,
хорошо понимали друг друга

7. Познакомились

а) в театре познакомил приятель героя

б) на лекции Андрея Белого в декабре

в) у знакомых на приёме в честь актера Качалова

8. Герои поехали накануне Чистого понедельника

а) в Новодевичий монастырь

б) в Марфо-Мариинскую обитель

в) в Тверской монастырь

9. Героиня решила

а) в Москву не возвращаться, уйти в монастырь

б) расстаться с любимым на год

в) выйти замуж за него

10. Произведение заканчивается

а) неожиданной встречей героев в
Марфо-Мариинской обители в 14 году под Новый год

б) встречей в Новодевичьем монастыре в 17 году
под Новый год

в) смертью героини

Тест на знание содержания рассказа
Бунина И.А. “Чистый понедельник”

Вариант – 2

1. Место и время действия

а) Москва; зима

б) Тверь; осень

в) Тверь; зима

г) Петербург; зима

2. Он

а) богат, вздорен, много курил, красив; был
счастлив, что его любят

б) был счастлив каждым часом, проведенным возле
неё, очень красив, с живым добрым характером,
склонен к болтливости

в) со сложным характером, но весёлый, добрый;
любил её, скромен

3. Она была

а) проста, разговорчива, привлекательна, любила
его

б) загадочна, непонятна для него, странны были
отношения с ним

в) красива, легкомысленна, загадочна, привязана
к нему

4. Её слабости

а) конфеты, книги, статуэтки, дорогая одежда

б) хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех

в) яркая одежда, туфли на высоких каблуках,
шляпы, дорогой мех

5. Описание её квартиры

а) три комнаты, богато обставленные, рояль, софа,
дорогое трюмо

б) три комнаты, шикарная кровать, кресла, обитые
дорогой тканью

в) две комнаты на 5 этаже, просторные, хорошо
обставленные; широкий диван, дорогое пианино

6. Познакомились

а) на лекции Андрея Белого в декабре

б) в театре познакомил приятель героя в январе

в) у знакомых на приёме в честь актера Качалова

7. Герои

а) богаты, здоровы, молоды, красивы, любили друг
друга

б) вели разгульную жизнь, были всегда вместе,
хорошо понимали друг друга

в) были богаты, здоровы, молоды, хороши собой

8. Герои поехали накануне Чистого понедельника

а) в Тверской монастырь

б) в Новодевичий монастырь

в) в Марфо-Мариинскую обитель

9. Героиня решила

а) расстаться с любимым на год

б) в Москву не возвращаться, уйти в монастырь

в) выйти замуж за него

10. Произведение заканчивается

а) смертью героини

б) неожиданной встречей героев в
Марфо-Мариинской обители в 14 году под Новый год

в) встречей в Новодевичьем монастыре в 17 году
под Новый год

Тест на знание содержания рассказа
Бунина “ Господин из Сан-Франциско”

Вариант — 2

1. Господин из Сан-Франциско ехал

а) на три года с женой в Чикаго по делу

б) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради
развлечения в конце ноября

в) с женой и дочерью на Капри на время отпуска
ради развлечения летом

2. Господин из Сан-Франциско

а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить

б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал

в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в
чём себе не отказывая

3. Пароход назывался

а) “Титаник”

б) “Америка”

в) “Атлантида”

4. Портретные черты господина

а) бледный старик; маленького роста; с брюшком;
лысоват; блестел золотыми пломбами

б) высокий, статный мужчина; с крашеными
волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами;
с гордо посаженной головой

в) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с
серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая
лысая голова

5. Описание публики на пароходе

а) был среди этой блестящей толпы богач,
длинноволосый, среднего роста; был знаменитый
французский композитор; была изящная пара
молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр
с выпуклыми глазами

б) был среди этой блестящей толпы богач, бритый,
длинный; был знаменитый испанский писатель; была
изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь
за хорошие деньги; наследный принц азиатского
государства

в) был среди этой блестящей толпы миллиардер,
свысока глядевший на всех, был знаменитый
испанский принц; была изящная влюблённая
парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за
хорошие деньги играть роль любовников

6. Отношение к господину из Сан-Франциско в
отеле на острове Капри

а) приставили самую красивую и умелую
горничную; метрдотель поддакивал господину из
Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может
быть сомнения в правоте желаний господина из
Сан-Франциско и что всё будет исполнено в
точности

б) выделили лучшие апартаменты; старались
угождать любым прихотям, и господин из
Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые
чаевые

в) оказывали всяческое почтение, но при этом
кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы
вас, богачей!”

7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско

а) лежал в своём номере под пышным балдахином;
вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь
украдкой вытирали слёзы б) лежал один в номере; с
потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо
покрывала смертельная бледность, губы
подёргивались; за дверью ждала прислуга

в) лежал на дешёвой железной кровати; под
грубыми одеялами; с потолка светил один рожок;
уважение к нему было окончательно потеряно

Тест на знание содержания рассказа
Бунина “ Господин из Сан-Франциско”

Вариант — 1

1. Господин из Сан-Франциско ехал

а) с женой и дочерью на Капри на время отпуска
ради развлечения летом

б) на три года с женой в Чикаго по делу

в) на 2 года с женой и дочерью в Европу ради
развлечения в конце ноября

2. Господин из Сан-Франциско

а) был богат; ему 58 лет, но он только начинал жить

б) 40 лет; богат; постоянно путешествовал

в) 45-50 лет; не очень богат; до поездки жил, ни в
чём себе не отказывая

3. Пароход назывался

а) “Титаник”

б) “Атлантида”

в) “Америка”

4. Портретные черты господина

а) высокий, статный мужчина; с крашеными
волосами; с серебряными усами; здоровыми зубами;
с гордо посаженной головой

б) сухой; невысокий; желтоватое лицо; с
серебряными усами; с золотыми пломбами; крепкая
лысая голова

в) бледный старик; маленького роста; с брюшком;
лысоват; блестел золотыми пломбами

5. Описание публики на пароходе

а) был среди этой блестящей толпы богач, бритый,
длинный; был знаменитый испанский писатель; была
изящная влюблённая пара, нанятая играть в любовь
за хорошие деньги; наследный принц азиатского
государства

б) был среди этой блестящей толпы богач,
длинноволосый, среднего роста; был знаменитый
французский композитор; была изящная пара
молодожёнов, оказавшаяся любовниками, даже негр
с выпуклыми глазами

в) был среди этой блестящей толпы миллиардер,
свысока глядевший на всех, был знаменитый
испанский принц; была изящная влюблённая
парочка, оказавшаяся мужем и женой, но нанятая за
хорошие деньги играть роль любовников

6. Отношение к господину из Сан-Франциско в
отеле на острове Капри

а) выделили лучшие апартаменты; старались
угождать любым прихотям, и господин из
Сан-Франциско был очень доволен, давал щедрые
чаевые

б) оказывали всяческое почтение, но при этом
кривили губы в усмешке, как бы говоря: “Знаем мы
вас, богачей!”

в) приставили самую красивую и умелую
горничную; метрдотель поддакивал господину из
Сан-Франциско , как бы говоря, что нет и не может
быть сомнения в правоте желаний господина из
Сан-Франциско и что всё будет исполнено в
точности

7. Находясь при смерти господин из Сан-Франциско

а) лежал на дешёвой железной кровати; под
грубыми одеялами; с потолка светил один рожок;
уважение к нему было окончательно потеряно

б) лежал в своём номере под пышным балдахином;
вокруг него суетились служащие отеля; жена и дочь
украдкой вытирали слёзы в) лежал один в номере; с
потолка светила яркая хрустальная люстра; лицо
покрывала смертельная бледность, губы
подёргивались; за дверью ждала прислуга.

Тест на знание содержания рассказа
Бунина И.А. “Лёгкое дыхание”

Вариант – 1

1. Произведение начинается

а) с описания гимназии, где училась Оля
Мещерская

б) с портрета героини

в) с описания кладбища и могилы

г) с рассуждения о лёгком дыхании

д) с дневниковой записи

2. Характеристика Оли Мещерской:

а) богатая, симпатичная, скромная, усидчивая

б) богатая, хорошенькая, шаловливая, ветреная,
её любили младшие классы

в) шаловливая, отличница, её любили старшие
классы

г) хорошенькая, двадцатилетняя, скромная,
богатая

3. Отношение начальницы к Оле М.

а) ненавидела, придиралась к ней

б) очень любила ученицу

в) делала замечания по поведению

4. Оля умерла

а) её застрелил казачий офицер

б) она отравилась

в) по случайности

5. На могилу Оли М. ходит

а) Алексей Михайлович Малютин

б) классная дама Оли

в) казачий офицер

г) никто не приходит

Дополнительное задание

— Как вы понимаете название рассказа?

Тест на знание содержания рассказа
Бунина И.А. “Лёгкое дыхание”

Вариант – 2

1. Произведение заканчивается

а) описанием гимназии, где училась Оля
Мещерская

б) портретом героини

в) описанием кладбища и могилы

г) рассуждением о лёгком дыхании

д) дневниковой записью

2. Характеристика Оли Мещерской:

а) богатая, симпатичная, скромная, усидчивая

б) шаловливая, отличница, её любили старшие
классы

в) богатая, хорошенькая, шаловливая, ветреная,
её любили младшие классы

г) хорошенькая, двадцатилетняя, скромная,
богатая

3. Отношение начальницы к Оле М.

а) делала замечания по поведению

б) ненавидела, придиралась к ней

в) очень любила ученицу

4. Оля умерла

а) она отравилась

б) её застрелил казачий офицер

в) по случайности

5. На могилу Оли М. ходит

а) Алексей Михайлович Малютин

б) казачий офицер

в) никто не приходит

г) классная дама Оли

Дополнительное задание

— Какой композиционный приём использует Бунин?

1565354 1

Тип урока: изучение нового материала.

Урок 1.

Урок 2.

Тип урока : закрепление изученного материала.

Оборудование: ИКТ технологии, тексты, карточки.

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

  • Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

  • Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.

  • Понимать, что такое лирические отступление; и развивать интерес к литературе.

Ход урока :

1.Орг.момент.

2.Проверка Д.з

  • Выступление подготовленного ученика. Биография Бунина Ивана Алексеевича. Инд.задание.

(приложение 1)

  • Беседа по биографии Ивана Алексеевича (ИКТ технологии или портрет)

http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html

3.Работа с эпиграфом:

«Любовь у Бунина трагедийна, в ней вызов и протест против несовершенства мира в самых его основах»

О.Н.Михайлов.

  • Запись.

4 Постановка цели:

  • Знакомство с рассказом (прочитать).

  • Словарная работа

  • Анализ, исследование текста.

4.Работа по теме урока:

  • Чтение по цепочке;

  • Инд.задание анализ эпизода. (работа по карточкам)

  • Инд.задание рисунок к тексту (обычно те, кто любят рисовать).

  • Словарная работа:

Пасьянс — особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.

Капот — женская домашняя одежда свободного покроя.

Накидка — верхняя одежда без рукавов, род плаща.

Отупение — состояние крайней усталости и безразличия.

  • Запись слов.

  • Беседа: предварительное составление отзыва.

  • Анализ произведения представим в виде отзыва.

План:

1.Сюжет ( если обучающиеся работающие по карточке выполнили задание, то их ответ поможет отразить последовательность событий)

2.Идея. (то, зачем пишет рассказ автор)

3. Назовите темы текста.

4.Почему рассказ называется «Холодная осень»?

5.Заключение. Ваше мнение о данном рассказе.

5.Физ.минутка

6.Обобщение.

  • Беседа

7.Контоль

  • Опрос работ, возможна взаимопроверка.

8.Рефлексия

  • Какое название рассказу дали бы ВЫ?

  • Рассуждение, аргументы учеников.

  • Просмотр рисунков. Критика класса. (Конечно положительная)

9.Д.з Тем кто не успел завершить отзыв, дописать. Прочитать текст еще раз.

10.Итог урока:

  • Все ли было понятно на уроке?

  • Что показалось сложным?

  • Согласны ли Вы с эпиграфом урока?

11.Оценки.

2.урок.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2.Проверка д.з

  • Чтение отзыва.

  • Оценивание классом (2-3 работы)

3.Актуализация опорных знаний.

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…

Стихи Афанасий Афанасиевича Фета

  • Обсуждение Эпиграфа.

4.Постановка проблемного вопроса (вхождение в урок)

Давайте представим, такую ситуацию, Вы только узнали или услышали о рассказе «Последняя осень» и оказались на концерте и слышите вот, эту музыку….

  • Прослушивание классом музыки Петра Ильича Чайковского «Сладкая грёза» или «Печальная». (Выбирает учитель, в моем случае «Печальная»)

  • Каковы Выши ощущения? Мелькает ли перед Вами, та бедная женщина, жизнь которой можно назвать «Холодная осень»…

  • Какова война-разлучница?

  • Какова роль стихотворения А.А.Фета ?

5,Целеполагание:

  • Ответы на вышеуказанные вопросы

  • Продолжить начатую нами работу по исследованию рассказа Ивана Бунина «Холодная осень.

  • Провести языковой анализ текста.

  • Раскрыть все темы, затронутые писателем.

6.Работа по теме урока:

  • Инд.группа работают по карточке №2

  • Остальные, — языковеды находят в тесте средства художественной выразительности: поясняют, аргументируют.

Класс делится на группы, берем по7-8 предложений, выписываем и поясняем.

В карточке яз. средства выделены.

  • Выделяем темы: Война, Любовь печальная, Жизнь и Природа……

  • Беседа по темам, аргументируем примерами из жизни т.е война… Можно рассказать «Роль войны в моей семье» (должен знать каждый).Любовь – как я люблю маму и т.д Природа, сама как жизнь…

7.Рефлексия

  • Кластер «Холодная осень»

8.Физ.минутка

9.Д.з чтение:

  • читать рассказ «Русский характер» Алексея Ивановича Толстого

  • сообщение Алексей Иванович Толстой

9.Итог урока.

  • Какую картину рисует нам рассказ?

  • Как Вы думаете, почему автор подробно не рассказал о войне?

  • Почему героиня живет одним днем, тем, в котором она была с ним?

  • Можно ли назвать его новеллой?

1565354 2

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец, о чём нельзя не упомянуть в биографии Бунина. Детство его прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование Бунин получил дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Важно отметить, что первые стихи поэта были опубликованы в 1888 году. В следующем году Иван Алексеевич переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898 г.), «Листопад» (1901 г.).

Значительный отпечаток в жизни и творчестве Ивана Бунина оставили знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.). Выходят рассказы писателя «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915 г.).

Осенью 1909 года писатель становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покинул Россию. И это одна из самых трагичных страниц в биографии поэта.

НАПИСАЛ такие произведения как:

«Антоновские яблоки»

«Деревня»

«Суходол»

«Легкое дыхание»

«Сны Чанга»

«Лапти»

«Цифры»

Источник: 

http://parnasse.ru/klassika/bunin-ivan-alekseevich/ivan-bunin-biografija-tvorchestvo-foto-lichnaja-zhizn-knigi.html

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/bunin-ivan-alekseevich-bunin-ivan-alekseyevich

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Карточка 1. Урок 1.

Вопросы: Это начало рассказа «Холодная осень» Каковы Ваши ощущения? Перечислите проблемы Произведения? Последовательность событий?

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война! На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому. Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо…Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…

Карточка 2. Урок2.

Так завершается «Осень» героини, каково Ваше мнение о данном тексте? Напишите небольшой отзыв, перечислите темы, затронутые автором.

Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца… Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет… Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Полный текст.

Иван Бунин

ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:— Удивительно ранняя и холодная осень! Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было трогательно и жутко. Отец спросил:— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.Отец легонько вздохнул:— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:— Хочешь, пройдемся немного?На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:— Хорошо…Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?— Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…

— Какой пожар?— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот…» Времена наших дедушек и бабушек… Ах, боже мой, боже мой!— Что ты?— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.— Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?Я подумала: «А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:— Не говори так! Я не переживу твоей смерти!Он, помолчав, медленно выговорил:— Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.Я горько заплакала…Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, — в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, — и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос…Убили его — какое странное слово! — через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: «Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?» Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, — то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, — я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, — и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца… Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет… Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году — и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.3 мая 1944

Тест по  творчеству   И. А. Бунина

1.Укажите годы жизни И. А. Бунина.а)1870-1953                б)1886-1921      в)1870-1938               г) 1890-1960

2)После октябрьской революции И. А. Бунин:а)был осужден и расстрелян    б) эмигрировал в США     в)остался в России     г)эмигрировал во Францию

3.И. А. Бунин: а)примыкал к движению акмеистов   б)примыкал к движению футуристов  в)примыкал к движению символистов   г) не примыкал ни к каким литературным течениям

4.Был  ли   И. А. Бунин удостоен    Нобелевской премии: а) да     б) нет

5.Какие  литературные жанры  преобладали  в  творчестве  И.А.Бунина: а)повесть  б) роман  в) очерк  г) новелла

6.Укажите рассказ, который принадлежит  перу  И.А.Бунина: а)«Легкое дыхание» б)«Господин из «Сан-Франциско»

в) «Гранатовый браслет»    д) «Ася»      е)«Антоновские яблоки»

7)Первоначальный вариант сборника «Темные аллеи» вышел в 1943 году. Укажите, в какой стране:а)СССР                       б) США                 в) Франция                г) Швейцария

8) Укажите, какой рассказ не входит в сборник «Темные аллеи»:а)«Изумруд»                б)«Чистый понедельник»     в)«Ворон»            г) «Холодная осень»

9)Укажите, какой темой объединены рассказы   цикла «Тёмные  аллеи»:  а)Любовь     б)Эмиграция     в)Революция                г)Война

10)В рассказе  «Чистый  понедельник»  тесно переплетаются  детали  восточного и западного  колорита. С какой  целью  автор  уделяет  внимание  этим  деталям?

а) передать  специфику Москвы начала века  б)создать фон  для развития сюжета в)подчеркнуть противоречивость и двойственность  России

11.Зачем в рассказ «Чистый понедельник»  введён  мотив  поиска  дома А.С.Грибоедова?

а) подчеркнуть интерес героев  к  литературе    б)связь с проблемой «Восток-Запад» в  рассказе  в)развитие традиционной  проблемы «горе от ума» в рассказе  И.А.Бунина

12.Для чего в рассказ  вводится  легенда  о  Змее?

а)развитие  традиционной  темы  змееборчества  б)утверждение  идеи  о  существовании  в  человеке  божественного и дьявольского  начал  в)средство раскрытия  характера героев

13.В чём состоит  смысл названия рассказа «Чистый понедельник»?

а)связь с православным календарём  б)утверждение  национальной идеи – патриархального пути развития России  в)»Чистый понедельник» — символ очищения  героини  от  праздной мирской  жизни

14.Какие  черты  характера героини рассказа являются  устойчивыми  особенностями «бунинской» женщины?

а)страстность  б)ум   в) противоречивость г)одухотворённость

Тест по  творчеству   И. А. Бунина

1.Укажите годы жизни И. А. Бунина.

а)1870-1953                б)1886-1921      в)1870-1938               г) 1890-1960

2)После октябрьской революции И. А. Бунин

а)был осужден и расстрелян    б) эмигрировал в США     в)остался в России     г)эмигрировал во Францию

3.И. А. Бунин: а)примыкал к движению акмеистов   б)примыкал к движению футуристов  в)примыкал к движению символистов   г) не примыкал ни к каким литературным течениям

4.Был  ли   И. А. Бунин удостоен    Нобелевской премии: а) да     б) нет

5.Какие  литературные жанры  преобладали  в  творчестве  И.А.Бунина: а)повесть  б) роман  в) очерк  г) новелла

6.Укажите рассказ, который принадлежит  перу  И.А.Бунина: а)«Легкое дыхание» б)«Господин из «Сан-Франциско»

в) «Гранатовый браслет»    д) «Ася»      е)«Антоновские яблоки»

7)Первоначальный вариант сборника «Темные аллеи» вышел в 1943 году. Укажите, в какой стране.

а)СССР                       б) США                 в) Франция                г) Швейцария

8) Укажите, какой рассказ не входит в сборник «Темные аллеи».

а)«Изумруд»                б)«Чистый понедельник»     в)«Ворон»            г) «Холодная осень»

9)Укажите, какой темой объединены рассказы   цикла «Тёмные  аллеи»:  а)Любовь     б)Эмиграция     в)Революция                г)Война

10)В рассказе  «Чистый  понедельник»  тесно переплетаются  детали  восточного и западного  колорита. С какой  целью  автор  уделяет  внимание  этим  деталям?

а) передать  специфику Москвы начала века  б)создать фон  для развития сюжета в)подчеркнуть противоречивость и двойственность  России

11.Зачем в рассказ «Чистый понедельник»  введён  мотив  поиска  дома А.С.Грибоедова?

а) подчеркнуть интерес героев  к  литературе    б)связь с проблемой «Восток-Запад» в  рассказе  в)развитие традиционной  проблемы «горе от ума» в рассказе  И.А.Бунина

12.Для чего в рассказ  вводится  легенда  о  Змее?

а)развитие  традиционной  темы  змееборчества  б)утверждение  идеи  о  существовании  в  человеке  божественного и дьявольского  начал  в)средство раскрытия  характера героев

13.В чём состоит  смысл названия рассказа «Чистый понедельник»?

а)связь с православным календарём  б)утверждение  национальной идеи – патриархального пути развития России  в)»Чистый понедельник» — символ очищения  героини  от  праздной мирской  жизни

14.Какие  черты  характера героини рассказа являются  устойчивыми  особенностями «бунинской» женщины?

а)страстность  б)ум   в) противоречивость г)одухотворённость

Тест по творчеству Бунина и Куприна.

Критерии оценки:

«5» — 17-18 баллов

«4» — 10-16 баллов

«3» — 7-9 баллов

1 вариант

1. Символ – это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) слово или оборот в иносказательном значении;

в) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение,  противоборство,  на  которых  построено  развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета.

3. Укажите, какой темой объединены рассказы И. А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи»:

а) любовь;  в) эмиграция;  г) война.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»?

а) Господин из Сан – Франциско;

б) Желтков;

в) Василий Шейн.

5. Отметьте произведение Бунина, главной темой которого не является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

г) «Легкое дыхание».

6. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) Малютин;

в) господин из Сан-Франциско;

7. Как назывался пароход?

А) «Антарктида»;

б) «Астория»;

в) «Атлантида».

8. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) « Соната №2» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена.

9. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть; б) роман; в) новелла.

10. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

11. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

в) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

12. К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова из рассказа Куприна «Гранатовый браслет»:

а) «лишний человек»; в) «маленький человек»; в) роковой герой.

13. Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско?

а) считали его смерть непоправимым горем;
б) старались помочь семье покойного;
в) никак не отреагировали.

14. Куда дели тело покойного?

а) положили в изысканный гроб, сделанный по специальному заказу;
б) положили в длинный ящик из-под содовой воды; 
в) его сразу похоронили.

16. Какой прием лежит в основе всего рассказа: жизнь-смерть, верхние этажи корабля- трюм корабля, работа – отдых?

а) антитеза б) градация в) аллегория

16. Главную героиню повести Куприна «Гранатовый браслет» зовут:

а) Анна Николаевна;

б) Мария Николаевна;

в) Вера Николаевна.

17.Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста:

а) ППЖ; б) ННЖ; в) ГСЖ.

18.Какая фамилия у дедушки главной героини?

а) Аносов; б) Амосов; в) Авдонин.

Ответы: 1-б, 2-б, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-в, 10- в, 11 – б, 12 –в, 13-в, 14-б,

15- а, 16-в, 17 – а, 18-б.

Тест по творчеству Бунина и Куприна.

Критерии оценки:

«5» — 17-18 баллов

«4» — 10-16 баллов

«3» — 7-9 баллов

2 вариант

1. Символ – это:

а) слово или оборот в иносказательном значении;

б) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения – это:

а) ссора двух героев;

б) наивысшая точка развития сюжета;

в) столкновение,  противоборство,  на  которых  построено  развитие сюжета.

3. Укажите, какой темой объединены рассказы И. А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи»:

а) революция;  б) эмиграция;  в) любовь

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»?

а) Желтков;

б) Василий Шейн;

в) Господин из Сан – Франциско.

5. Отметьте произведение Бунина, главной темой которого не является любовь.

а) «Легкое дыхание»;

б) «Суходол»;

г) «Чистый понедельник».

6. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) господин из Сан-Франциско;

б) Арсений Семеныч;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

7. Как назывался пароход?

А) «Атлантида»;

б) «Астория»;

в) «Антарктида».

8. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Соната №2» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена.

9. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) роман;

б) новелла;

в) повесть.

10. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом.

11. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева».

12. К какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова из рассказа Куприна «Гранатовый браслет»:

а) роковой герой; в) «маленький человек»; в) «лишний человек».

13. Как отнеслись отдыхающие к смерти господина из Сан-Франциско?

а) никак не отреагировали;

б) старались помочь семье покойного;
в) считали его смерть непоправимым горем.

14. Куда дели тело покойного?

а) положили в изысканный гроб, сделанный по специальному заказу;
б) его сразу похоронили;

в) положили в длинный ящик из-под содовой воды. 
15. Какой прием лежит в основе всего рассказа: жизнь-смерть, верхние этажи корабля- трюм корабля, работа – отдых?

а) ) градация; б антитеза; в) аллегория.

16. Главную героиню повести Куприна «Гранатовый браслет» зовут:

а) Анна Николаевна;

б) Вера Николаевна;

в) Мария Николаевна.

17.Каковы инициалы бедного влюбленного телеграфиста:

а) ГСЖ; б) ННЖ; в) ППЖ.

18.Какая фамилия у дедушки главной героини?

а) Амосов; б) Аносов; в) Авдонин.

Ответы: 1-б, 2-в, 3-в, 4-а, 5-б, 6-а, 7-а, 8-а, 9-б, 10- в, 11 – в, 12 –а, 13-а, 14-а,

15- б, 16-б, 17 – в, 18-а.

  • Тест по рассказу чехова мальчики 4 класс с ответами
  • Тест по рассказу челкаш с ответами 11 класс
  • Тест по рассказу хорь и калиныч
  • Тест по рассказу телеграмма паустовского с ответами
  • Тест по рассказу ребята и утята пришвин 2 класс с ответами