Тест по рассказу фотография на которой меня нет с ответами 8 класс

Тест по литературе фотография на которой меня нет в.п. астафьев с ответами для учащихся 8 класса. тест состоит из 2

Тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев) с ответами для учащихся 8 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенски­ми, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «поли­тику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые гла­за, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет два­дцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.
— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глаза­ми портфель.
Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остал­ся там. И вот она, фотография — на столе.
Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнеч­ные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.
Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь»?
— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может быть, еще приедет.
— А я что ему толкую? Я то же и толкую…
Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый бе­леный зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!
Бабушка настраивала самовар и занимала учителя разговорами.
— Как парнишечка? Грызть-то не унялася?
— Спасибо, Екатерина Петровна. Сыну лучше. Последние ночи спокойней.
— И слава Богу. И слава Богу. Они, робятишки, пока вырастут, ой сколько натерпишься с имя! Вон у меня их сколько, субчиков-то было, а ниче, выросли. И ваш вырастет…
Самовар запел в кути протяжную тонкую песню. Разговор шел о том о сем. Бабушка про мои успехи в школе не спрашивала. Учитель про них тоже не говорил, поинтересовался насчет деда.
— Сам-от? Сам уехал в город с дровами. Продаст, деньжонками разживемся. Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дрова­ми живем.

B1. Укажите жанр произведения.

В2. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии.

В3. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­мовар запел протяжную песню»?

В6. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­вое общение персонажей.

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «протяжную тонкую песню».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какие средства характеристики героев и с какой целью исполь­зует автор?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

2 вариант

Какая тоска!
Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цве­ток, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колю­чей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или во­все пустые, или торчат из них серые пеньки.
Но как только на калине под окном ударит синица по первой со­сульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно в кути.
Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся блед­но-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, поро­дившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо.
Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинст­ва — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рас­свете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.
Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а ба­бушкин голос остановит:
— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!
На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей серд­цевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»
К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб до­тронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и бо­язно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли.
После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из под­полья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики, съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась вес­ны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами на близкое лето.
Во дворе залился Шарик.
Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали. А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведе­ние.

В2. Кто оказался незваным гостем?

В3. Как называется изображение природы в литературном произве­дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «ли­стья у фикусов склизкие, как обмылки»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым существам: улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я! Дождалися?»

В6. Укажите название средства иносказательной выразительности, основанного на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­вица», «плавились… окна», «обрызгивали… дом цветами», «ремнями стеблей».

В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­деление в тексте: «сохлые лепестки», «хромовым блеском».

С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?

С2. Какую роль особенности его личности, проявленные в данном фрагменте, сыграют в дальнейшем повествовании?

С3. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ Астафьева?

Ответы на тест по литературе Фотография на которой меня нет (В.П. Астафьев)
1 вариант
1. рассказ
2. болезнь
3. портрет
4. сравнение
5. олицетворение
6. диалог
7. эпитет
2 вариант
1. эпос
2. учитель
3. пейзаж
4. сравнение
5. олицетворение
6. метафора
7. эпитет

                             Обучающий тест по рассказу

 В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

         Учитель: Бадмаева Т.В. МАОУ СОШ №8 г. Улан-Удэ

Цели: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;  создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования; способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, В.П. Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон».

Прочитайте отрывок из рассказа и выполните задание

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.

Из города на подводе приехал фотограф!

И не просто так приехал, по делу — приехал фотографировать.

И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы.

Фотограф прибыл за полдень, и по этому случаю занятия в школе были прерваны.

Учитель и учительница — муж с женою — стали думать, где поместить фотографа на ночевку.

Сами они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун. Бабушка моя, тайком от родителей, по слезной просьбе тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку, но он все равно орал ночи напролет и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной.

Во второй половине дома размещалась контора сплавного участка, где висел пузатый телефон, и днем в него было не докричаться, а ночью он звонил так, что труба на крыше рассыпалась, и по телефону этому можно было разговаривать. Сплавное начальство и всякий народ, спьяну или просто так забредающий в контору, кричал и выражался в трубку телефона.

Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя. Решили поместить его в заезжий дом, но вмешалась тетка Авдотья. Она отозвала учителя в куть и с напором, правда, конфузливым, взялась его убеждать:

— Им тама нельзя. Ямщиков набьется полна изба. Пить начнут, луку, капусты да картошек напрутся и ночью себя некультурно вести станут. — Тетка Авдотья посчитала все эти доводы неубедительными и прибавила: — Вшей напустют…

— Что же делать?

— Я чичас! Я мигом! — Тетка Авдотья накинула полушалок и выкатилась на улицу.

Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы. Жил в нашем селе грамотный, деловой, всеми уважаемый человек Илья Иванович Чехов. Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то его дед, не то отец. Сам он давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве, лесозаготовках и выжиге извести. Фотографу, конечно же, в доме Чехова — самое подходящее место. Там его и разговором умным займут, и водочкой городской, если потребуется, угостят, и книжку почитать из шкафа достанут.

Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло — все переживали.

Задание 1

1)Почему приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным» событием, а сам фотограф — персоной?

2)Как вы объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?

Задание 2

1)Эпизод «Окно»

«По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка…» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.

Окно бабушки     ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Окно Левонтия   _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Окно Авдотьи   ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Мое окно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2) Какой предмет в рассказе является своеобразным «двойником» мальчика? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Дайте характеристику героя (на выбор), оказавшего влияние на личность Витьки.

Задание 4

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.

— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глазами портфель.

Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остался там. И вот она, фотография — на столе.

Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.

Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь».

— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может быть, еще приедет.

— А я что ему толкую? Я то же и толкую…

Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый беленый зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!

  1. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии

         А) опоздал

         Б) не хотел фотографироваться

         В) болел

  1. Подчеркните изображение внешности учителя. Как называется такое изображение в литературном произведении?
  2. Как называется изобразительно- выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!»

А) метафора

Б) фразеологизм

В) сравнение

  1. Выпишите из текста пример олицетворения
  2. Каким предстает герой- мальчик в этом фрагменте
  3. Фотография в рассказе В.П. Астафьева становится образом-символом. Что символизирует этот образ?

А)        Фотография – символ тяжелой жизни людей в маленьком сибирском селе в послевоенные годы.

Б)        Фотография – символ дружбы детей, их сплоченности.

В)        Фотография – символ искренней любви к своему народу, родному селу, символ исторической памяти.

Г)        Фотография символизирует безответственность главного героя рассказа, легкомысленность его поведения.

Задание 5

Что общего между рассказами В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» и В.Г. Распутина «Уроки французского» 

Задание 6 

  В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:  «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать». Что дорого писателю в воспоминаниях о его детстве?

Задание 7

Рассказ кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Напишите небольшое сочинение о том, что рассказ Астафьева тоже своеобычная история нашего народа.

Тема урока:

“И близких всех душа не позабудет…” (по
рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой
меня нет”).

Цели:

  • углубление знаний учеников о личной и
    творческой биографии В.П. Астафьева;
  • формирование навыков анализа текста;
  • развитие навыков выразительного чтения;
  • воспитание гражданской позиции через
    литературное произведение.

Методические приёмы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • элементы анализа текста.

Слайды 1-2.

Оборудование: портрет В. Астафьева,
компьютер, мультимедиа, презентация, музыка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эпиграф

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным — полна,
И близких всех душа не позабудет…

Николай Рубцов

Слайд 3.

2. Актуализация знаний.

О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О
биографии В. Астафьева и его книге “Последний
поклон”, которая достойна занять своё место на
“золотой полке” отечественной литературы.

С какими рассказами-главами из книги писателя
вы уже знакомы? (“Конь с розовой
гривой”,“Васюткино озеро”).

О чём же эти произведения? (О том, как маленькие
герои взрослеют, как формируется их характер).

3. Беседа учителя с учащимися по содержанию
рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой
меня нет”.

Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний
поклон” рассказывается о том, как мальчик
познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что
любит её, как становится личностью. А ещё эта
повесть о старших, о тех людях, которые готовили
мальчика к сложной взрослой жизни.

“Последний поклон” — это разговор о детстве и о
тех людях, которые согрели это детство теплом
своего сердца и лаской своих трудовых рук,
заронив в душу его семя живительных исканий”.

Слайды 4-5.

Учитель.

Одной из глав “Последнего поклона” является
рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это
эпизод из жизни главного героя – Виктора
Потылицына.

Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька
простудил ноги и не смог сфотографироваться).

Найдите основную мысль рассказа. (Последнее
предложение текста).

Объясните смысл этой фразы. (История – это не
только войны, перевороты, кризисы; история
складывается из историй и судеб людей. Писателю
дорого время его детства, ставшее историей.
Фотография – часть истории. Память тоже способна
запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у
писателя память, воспоминания становятся частью
художественного произведения).

В какое время происходит действие рассказа? (30-е
годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).

Чем живет русская деревня в эти годы?

Слайд 6.

Учитель.

Как вы думаете, почему приезд фотографа
взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило:
сфотографироваться в то время? (В деревни
приезжали редко. Это было целое событие,
разговоров хватало надолго. Фото бережно
хранили).

Почему вся деревня решает, где поселить
фотографа на ночь?

1) всем хотелось угодить;

2) человеческая забота – это характерно для
деревенских жителей.

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не
лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография
должна всех объединить). Почему полезли в драку?
Почему “пропащие”?

Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний
вечер…” до “Тогда пошли мы…”.

Почему Витьки и Саньки не оказалось на
фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг).
Ответ: стр. 225.

Слайд 7.

Учитель.

В рассказе есть ещё один герой, которому
отведено много места. Это бабушка Витьки, которая
лечит мальчика, чтобы тот смог
сфотографироваться.

Какие ассоциации возникают у вас со словом
“бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта,
забота, старость, аккуратность, мудрость, знание
лекарственных трав, морщинки, платок, очки,
молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки
– вязание, сказки, пирожки, ласковая,
справедливая.

А теперь наши ассоциации соотнесём с
художественным образом бабушки Катерины
Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою
героиню? (Соединяет многие качества,
хранительница народной мудрости, семьи,
защитница детей).

Чтение отрывков:

1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели,
будто на лёде…”;

2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты,
народные обороты, приметы, присловья).

Слайд 8.

Учитель. (Запишем в тетради).

Почему автор тщательно воспроизводит речь
героини? (Всё очень дорого, это воспоминания
детства. Даёт возможность читателю услышать
живую, яркую, очень эмоциональную разговорную
речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с
бабушкой?

— лечение: натирала больные ноги, поила
отварами, парила в бане;

— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до
“Бабушкины окна…”;

Слайды 9-10.

— цветы в доме, стр. 228 от “После того как
загорались…” до конца абзаца;

Слайд11.

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла
шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в
доме – на стол).

Учитель.

Хорошая бабушка у Витьки?

Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню
фотограф? (Сфотографировать учеников школы).

Кто был инициатором этого события? (Учителя).

Слайд12.

Учитель.

Расскажите об учителях Виктора.

Почему учителя заботились не только о школе, а и
о жителях деревни? (Взаимное уважение).

Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…”
до “…в гулянке народ…”

“Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель.

Слайд 13.

Учитель.

Одна из важных черт в характере учителя —
уважение к ученику, который заболел и пропустил
важное событие.

Какую деталь в портрете учителя особо выделяет
автор? (“немного печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза”).

С какой целью автор вспоминает поход на Лысую
гору? (Раскрыть лучшие качества учителя).

Вывод: жизнь учителя и учительницы –
своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую
деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет
условий, но они не сдаются.

Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца
абзаца.

Учитель.

Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений
Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди,
которые растворились в памяти Вити Потылицына.
Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по
вашему мнению, Витя?

Мы знаем, что он сирота, самый родной человек
для него – бабушка.

Слайд14.

Учитель.

Каким человеком становится герой рассказа?
Подтвердите свои доказательства примером из
текста. (Отзывчивый, любознательный).

Почему нет страшных картин сиротства, трудной
жизни? Цель автора: показать формирование
характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в
мире детства, где царят доброта, любовь,
милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие
весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету,
теплу.

Слайд15.

Учитель.

Какое значение имела для Витьки фотография, на
которой его не было? (Изображены школьные
товарищи, погибшие на войне. Фотография
разбудила память о событиях, которые помогли ему
стать лучше, взрослее).

Какие чувства он испытывает, рассматривая
фотографию? (Фотография воскрешает в памяти
дорогие картины из далекого прошлого: события,
людей, родные места).

Слайд 16.

Учитель.

Почему не смеётся?

Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”

Зачитаем последний абзац: “Деревенская
фотография – своеобычная летопись нашего
народа, настенная его история”.

Как понимаете эти слова? (История заслуживает
внимания и уважения.) А наш герой научился быть
внимательным и уважительным.

Подведение итогов.

1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография,
на которой меня нет”?

— о том, как быть добрым,

— о человеческой памяти,

— о способности хранить благодарность к нашему
прошлому, простым русским людям,

— о Великой Отечественной войне, о которой
Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в
рассказе незримо,

— о любви к родной земле.

2. Каков герой Астафьева?

Благородный. Помнит добро, ценит любовь и
заботу. Это совестливый человек, который не
прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о
прошлом, об истории народа, которая складывается
из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и
поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл,
заключающийся в каждой фотографии: “И близких
всех душа не позабудет…”

Портрет В. Астафьева.

Слайды 17-18.

3. Подведение итогов урока.

4. Дом задание:

а) принести фотографию из семейного альбома;

б) подготовить рассказ о ней, пользуясь
памяткой.

Литература

Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева
“Фотография, на которой меня нет”. Литература в
школе, 2005, 5.

  • Тест по рассказу сигнал гаршина 7 класс
  • Тест по рассказу станционный смотритель с ответами 7 класс
  • Тест по рассказу путешествие из петербурга в москву
  • Тест по рассказу обломов 10 класс с ответами
  • Тест по рассказу прятки