Тест по рассказу чудесный доктор

Автор на чтение 19 мин. просмотров 3 опубликовано 08.03.2021 разберем главные мысли рождественского рассказа а. и. куприна, рассмотрим главных героев,

На чтение 19 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Разберем главные мысли рождественского рассказа А. И. Куприна, рассмотрим главных героев, их поступки и жизненную позицию. Поделимся методическими советами, которые пригодятся учителю литературы для завершения цикла занятий по произведению.Репродукция картины Люка Филдса  «Доктор», 1891 г.07 октября 2019cover3d1__w337.jpg

Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень. 11 класс. Хрестоматия Купить

Ключевые герои

Рассмотрим подробнее главных героев рассказа:

  • Мерцалов — отец, глава семьи, оказавшийся в труднейшем положении. Он видит бессилие своей жены и изнеможение детей. Его существование — медленная погибель. Осознавая свою бесполезность в помощи семье, Мерцалов задумывается о смерти: «Вот лечь бы и заснуть, — думал он, — и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке».

  • Елизавета Ивановна старается ухаживать за детьми. Пережив уже смерть одного ребёнка, она борется за жизнь умирающей дочери. Автор описывает её так: «высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» Однако, несмотря на все горести, её не оставляет надежда — она остаётся стойкой в борьбе за жизнь членов семьи.

  • Дети Мерцаловых, конечно, лишены беззаботной поры. Володя и Гриша, как старшие, полностью вовлечены в спасение маленькой Машутки. Выполняя поручение матери, они оказываются в городе, дивятся его обычаям и красотам. Условия жизни Мерцаловых или закаляют детей для дальнейшей суровой жизни или пытаются сломить, как это произошло с Машуткой.

  • Профессор Пирогов становится спасителем Мерцаловых. Это человек гуманных взглядов, делающих его добрым избавителем семьи от ужасных перепитий жизни. Как известно, прототипом этого героя является настоящий учёный. Это наполняет историю, рассказанную А. И. Куприным, реалистичностью.

Основная мысль

Главной проблемой в рассказе является взаимоотношение людей. В нашем мире с человеческим милосердием сосуществует безразличие и равнодушие. Победа последних может означать для некоторых людей потерю веры в лучшее. Одна из главных мыслей «Чудесного доктора» состоит в том, что люди не должны быть безучастны к несчастью окружающего, ведь каждый из нас может сотворить чудесное — спасти от отчаяния. Доктор исцелил семью Мерцаловых. Человеческая отзывчивость — вот важнейшее средство «По рецепту профессора Пирогова». Также в рассказе присутствует мысль о том, что нельзя терять надежду. Мерцалов-отец был сокрушён внешними обстоятельствами и признал свою беспомощность перед ними. Но и в жизни происходят чудеса — всегда найдётся тот, кто протянет руку помощи, как говорит Пирогов, «…главное — не падать никогда духом».Методические советы для учителя

Перед тем как говорить о творчестве А. И. Куприна, о его рассказе конкретно, лучшим решением будет познакомить ребят с биографией писателя. В этом плане хорош учебник «Русский язык и литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 1» под редакцией В. В. Агеносова (с. 172-188), так как он ещё и анализирует хронологию творчества, рассказывает о многих других произведениях писателя.

7dc02e72eef4dcda4b640d852f9333b5.jpg

После прочтения и обсуждения «Чудесного доктора» рекомендуем предложить школьникам творческое задание — написать эссе на одну из следующих тем (напомнить ребятам об особенностях жанра сможет учебник «Русский язык» для 9 класса под редакцией М.М. Разумовской, с. 154):

  • — Что такое чудо? Есть ли место чуду в нашей жизни?
  • — Как сохранять надежду на лучшее и не падать духом?
  • — Чудесный доктор — это профессия или человеческое естество?

При написании эссе следует приводить примеры, аргументы из прочитанного текста А. И. Куприна и, конечно же, использовать собственные мысли и рассуждения.Куприн А., рассказ «Чудесный доктор» Жанр: святочный рассказ Читайте краткое содержание других святочных рассказов: Лукашевич К. «Заветное окно»Главные герои рассказа «Чудесный доктор» и их характеристика

  1. Мерцалов Емельян. Отец семейства, безработный, отчаявшийся, помышлявший о самоубийстве человек.
  2. Елизавета Ивановна. Его жена. Бедная, замотанная и больная женщина.
  3. Гриша, старший сын Мерцалова, 10 лет.
  4. Володя. Младший сын.
  5. Машутка. Девочка 7 лет, больная.
  6. Пирогов. Профессор, доктор, добрый, отзывчивый, милосердный.

План пересказа рассказа «Чудесный доктор»

  1. Витрина магазина
  2. Сырой подвал
  3. Неудачный визит к барину
  4. Отчаяние матери и отца
  5. Мерцалов на скамейке
  6. Веревка
  7. Странный старик
  8. Доктор
  9. Чудесная помощь
  10. Профессор Пирогов

Кратчайшее содержание рассказа «Чудесный доктор» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики вернулись в сырой подвал с отказом.
  2. Больная мать качала люльку и укрывала больную девочку.
  3. Мерцалов в отчаянии пошел в сад и стал думать о самоубийстве
  4. Незнакомый старик выслушал его историю и повел домой.
  5. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и дал денег на лечение.
  6. Все в семье пошло на лад, а профессора Пирогова они видели после этого лишь на похоронах.

Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» Никогда нельзя отчаиваться, ведь чудеса случаются.Чему учит рассказ «Чудесный доктор» Рассказ учит никогда не терять надежду, не приходить в отчаяние, не думать о самоубийстве, как бы тяжело не приходилось. Учит верить в лучшее, в то что черная полоса закончится и все будет хорошо. Учит верить в чудеса, особенно в рождественскую ночь.Отзыв на рассказ «Чудесный доктор» Мне очень понравился этот трогательный и красивый рассказ, который просто невозможно читать без слез. Профессор Пирогов показал себя настоящим человеком, готовым всегда прийти на помощь другим людям, и не требующим за это благодарности. Он действовал по велению своего большого, доброго сердца и поэтому знавшим его казался настоящим ангелом.Пословицы к рассказу «Чудесный доктор» Кто скоро помог, тот дважды помог. Дорога помощь вовремя. Мир не без добрых людей. Надежда умирает последней. Не отведав горя, не познаешь и счастья.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Чудесный доктор» Два мальчика стояли перед витриной роскошного магазина и хохотали. Их насмешил вид поросенка, у которого изо рта торчала травка. А вообще на витрине было на что посмотреть двум голодным мальчуганам. Наконец старший из них, Гриша, позвал младшего Володю. Поручение, которое дала мальчикам мать закончилась плачевно и теперь они торопились вернуться домой — в подвал ветхого здания, стоявшего далеко от освещенных улиц и блистающих елок. Мальчики спустились в подвал и толкнули нужную дверь. Уже год семья Мерцаловых жила в этом подвале и мальчики успели привыкнуть к тяжелому запаху нищеты. Но сегодня контраст между блестящей жизнью и вонючим подземельем был столь разителен, что их сердца вздрогнули от недетского горя и отчаяния. В комнате на кровати лежала девочка семи лет, ее лицо горело, а дыхание было затрудненным. Недалеко в люльке орал грудной ребенок и мать успевала покачать люльку, поправляя подушку больное девочке. Она с надеждой обернулась к мальчикам. Но старший Гриша стал рассказывать как они безуспешно пытались вручить письмо суровому швейцару, слезно умоляя передать его барину. Как швейцар гнал их прочь, а потом заторопившись даже ударил Володю по затылку. Молча слушавший рассказ младший мальчик подтвердил слова брата. Мать замолчала, прислушиваясь к стонам Маши, потом предложила мальчикам поесть холодный суп, который нечем было разогреть. В этот момент вошел Мерцалов. Его руки покраснели от мороза, глаза ввалились. Он сразу понял, что произошло. В тот год несчастья посыпались на Мерцалова одно за другим. Сперва он заболел брюшным тифом и на лечение потратили все сбережения. Потом его место управляющего отдали другому. Стали продавать вещи, переехали в подвал, потом начали болеть дети. Одну девочку уже похоронили, и вот заболела вторая. Его жена, Елизавета Ивановна кормила грудью малыша и бегала на другой конец города стирать белье. В этот день Мерцалов обегал всех знакомых, чтобы найти денег хотя бы на лечение девочки. Жена тоже пыталась занять у своей барыни, а детей послали к бывшему барину Мерцалова. Но все тщетно. Мерцалов снова надвинул шляпу и стал собираться. Он сказал, что пойдет хотя бы просить милостыню, потому что сидением делу не поможешь. Он шел по пустым улицам бесцельно и добрел до городского сада. Мерцалов устал и потому зашел в сад и сел на скамейку. Все вокруг было величественно и спокойно и Мерцалову вдруг захотелось такого же спокойствия. Он нащупал в кармане веревку и подумал, что лучше погибнуть быстро, чем умирать медленно. Мерцалов встал, и вдруг услышал шаги. Он озлобленно обернулся. Приближался какой-то невысокий старик в меховом пальто. Подойдя ближе он попросил разрешения присесть на скамейку. Старик добродушно стал хвалить зиму и говорить, что купил подарочки знакомым ребятишкам. И тут Мерцалова прорвало. Срываясь на крик, он говорил о том, что его дети помирают с голода, а грудной младенец целый день ничего не ел, так как у жены пропало молоко. Старик не ушел, как думал Мерцалов, а попросил рассказать подробнее. Что-то было внушающее доверие в необыкновенном лице старика и Мерцалов торопливо принялся рассказывать. Вдруг старик вскочил и протянул ему руку. Он сказал, что счастье Мерцалова, что тот встретил доктора и надо спешить.Через десять минут они уже входили в подвал. Елизавета Ивановна неподвижно лежала, мальчики ели борщ и плакали. Доктор ласково обратился к Елизавете Ивановне и та послушно встала. Вскоре уже мальчики растапливали печку дровами, за которыми доктор послал к соседям и раздували самовар, Машутку обернули согревающим компрессом, а Мерцалов сбегал в магазин и купил на три рубля, данных доктором, горячей пищи и булок. Доктор что-то написал на бумажке и протянул ее Мерцалову. Он сказал Мерцалову идти в аптеку и купить лекарства, а завтра позвать доктора Афросимова, которого обещал предупредить. Потом доктор встал и торопливо вышел. Мерцалов бросился за ним, на бегу спрашивая имя доктора. Но тот только махнул рукой. Вернувшись Мерцалов нашел на столе несколько крупных ассигнаций, а в аптеке узнал и имя доктора — профессор Пирогов. Прошло много лет и Григорий Мерцалов, тот самый маленький Гриша, стал солидным работником банка и любил рассказывать, что с того времени на их семью словно ангел снизошел. Отец снова нашел работу, мать встала на ноги, братья пошли в гимназию. А чудесного доктора они видели после этого только раз, на его похоронах.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор»

Произведение Куприна “Волшебный доктор”, основанное на реальных событиях, похоже на добрую сказку. В рассказе “Чудесный доктор” герои попали в сложную жизненную ситуацию: отец семейства Мерцалов потерял работу, дети заболели, умерла младшая девочка. Вокруг кипит красивая сытая жизнь, а семья нищенствует. В преддверии праздника Рождества отчаяние достигает предела, Мерцалов думает о самоубийстве, не в силах выдерживать испытания, которые выпали на долю его семьи. Именно тогда главный герой встречает “ангела-хранителя”.

Характеристика героев «Чудесный доктор»

Главные герои

Емельян Мерцалов

Глава семьи, работавший управляющим в доме некого барина за 25 рублей в месяц. Потеряв работу из-за долгой болезни, вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. В момент повествования находится на грани самоубийства, потерян, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, он готов в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродить по городу, уже даже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова

Супруга Мерцалова, женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду.

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за дорогой красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “волшебного доктора” детей чудесным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова (именно тогда становится известно имя отца мальчиков), который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых, болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным им для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов, доктор

Его образ в произведении – образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и с радостью откликнулся помочь. В рассказе Куприна – это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека простого.

</tr></table>

Второстепенный персонажи

Швейцар барина

Прогоняет и обзывает детей, дав Володьке затрещину, чтобы они не беспокоили барина по пустякам. Не принимает письма от матери. Бессердечный, чёрствый человек.

Человек в енотовом пальто

На просьбу Мерцалова о помощи отвечает, что нужно идти работать.

</tr></table>

Главные герои “Чудесного доктора” – простые люди, в силу обстоятельств, попавшие в отчаянное положение. Имена персонажей играют роль характеристики в произведении. Описание быта и жизни семьи Мерцаловых в начале и в конце рассказа – резко контрастны, что создаёт эффект волшебного перевоплощения. Материалы статьи могут быть полезны для составления читательского дневника или написания творческих работ по произведению Куприна.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение А. И. Куприна «Чудесный доктор»?</h3>

    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1987;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Краткое содержание

В Киеве морозная погода, два мальчика — Мерцаловы Гриша и Володя, рассматривают витрину гастронома. Братья голодны, ведь на завтрак они ели лишь постные щи. Ребята тяжело вздыхают и возвращаются домой. Мать посылала сыновей в город, чтобы они попросили у барина денег, раньше у него служил их отец. К сожалению, швейцар прогнал ребят.

Семья нищенствует, уже долгое время она проживает в подвале старого покосившегося здания. Младшая дочка Маша болеет, бедная мать, Елизавета Ивановна, разрывается между страдающей девочкой и грудным ребёнком.

Этот год выдался необычайно тяжёлым для семьи Мерцаловых, им довелось пережить не одно несчастье. Вначале глава семейства заболел брюшным тифом. Пока он проходил лечение, его уволили. Семья осталась без средств к существованию. Начали болеть детки. Недавно похоронили младшую дочку. И вот, чтобы достать деньги на лекарство Маше, отец бегает по городу и просит людей о помощи, только никто не хочет ничего ему давать. Кто-то аргументировано отказывает, а кто-то попросту выгоняет.

Возвратившись домой, глава семейства узнаёт, что барин не стал помогать. Ему хочется «бежать куда попало, без оглядки». Он готов на всё, только бы не видеть «молчаливого отчаяния» близких. Мерцалов уходит из дома, он говорит семье, что ещё попробует раздобыть денег. Задумываясь о самоубийстве, отец присаживается на скамейку. Вдруг он замечает пожилого человека, идущего по аллее. Старик садится рядом с мужчиной и рассказывает ему, что купил знакомым ребятам подарки, по дороге к ним ему захотелось прогуляться по саду.

Отца бедной семьи вдруг охватывает злоба. Он размахивает руками и кричит, что его сыновья могут умереть от голода, пока старик кого-то балует подарочками. Незнакомец не сердится, он лишь просит рассказать всё более детально. В его лице есть нечто такое, что внушает доверие. Дослушав мужчину, он говорит, что является врачом, и просит показать ему девочку.

Оказавшись у Мерцаловых, доктор осматривает малышку, просит принести дрова и растопить печь. Он выписывает рецепт и удаляется. Отец спрашивает у врача, как его звать, однако тот не хочет представляться и просит «не выдумывать пустяков».

После ухода доктора семья находит деньги, оставленные им под блюдечком с рецептом. Когда Мерцалов покупает в аптеке лекарство, он узнаёт, что фамилия благодетеля — Пирогов, он замечает её на аптечном ярлыке.

Характеристика матери и отца

Отца зовут Емельян Мерцалов. Когда-то он служил у одного барина управляющим. За свою работу мужчина получал около 25 тысяч рублей в месяц. Из-за тяжёлой болезни он лишился заработка, и теперь ему нечем кормить семью. Приходится скитаться по городу в поисках куска хлеба.

Мужчина в отчаянии. Он задумывается о том, чтобы свести счёты с жизнью. Ему очень горестно видеть, как страдают его близкие, не имея возможности утолить голод, а он не в силах это изменить. Мужчина стремится почаще уходить из дома, чтобы только не видеть, как мучается его семья.

Мерцалов не видит ни малейшего смысла в своём существовании. На момент повествования он плохо выглядит.

Куприн приводит следующее описание внешности мужчины:

  • худой;
  • со впалыми глазами.

Его супруга, Елизавета Ивановна, на протяжении долгого времени ухаживает за больным ребёнком, который в итоге всё равно погибает. Женщина пытается выживать, у неё на руках младенец. Денег очень мало, средств постоянно не хватает. Елизавета Ивановна всё же не теряет надежды:

  • она стучит во все двери;
  • обращается в высшие инстанции.

Женщина всё время плачет. Как и её муж, она находится на грани отчаяния. Нужно отметить, что автор рассказа называет её по имени-отчеству, а отца — просто Мерцаловым.

Это означает, что писатель убежден, что женщина обладает большей силой. Она мужественно преодолевает несчастья и готова бороться до конца.

Володя, Гришка и Машутка

В семье Мерцаловых растут двое мальчишек, обоим по 10 лет. На Рождество они скитаются по городу и разносят людям открытки от матери, в которых она просит о помощи. Ребята бродят по улицам, наблюдая за счастливой жизнью богатых детей. Они тоже мечтают отмечать праздник, радоваться своему семейному счастью. После появления в их жизни чудесного доктора им удаётся устроиться в казённую школу.

Автор произведения отмечает, что эту историю он узнал от Григория Емельяновича, одного из сыновей. Тот рассказал, что, повзрослев, он и его брат нашли своё место в жизни. К примеру, Гриша построил карьеру и сейчас работает в банке.

Машутка — болеющая грудная дочь. Её никак не удаётся вылечить. Лишь с появлением врача ситуация стабилизируется.

Он выписывает рецепт на лекарство и рассказывает, что ещё может помочь бедной малышке.

Доктор Пирогов

Доктор Пирогов — настоящий профессионал своего дела. Это представитель общественной элиты, он воспитан в лучших манерах, хорошо выглядит. Однако, невзирая на своё знатное положение, профессор проявляет элементарные чувства сострадания. Он стал единственным человеком, пожелавшим узнать о горе Мерцалова и захотевшим помочь ему.

Он не только выполнил свои профессиональные обязанности, но ещё и проявил заботу об эмоциональном состоянии людей.

Для этого человека не важны материальные блага, он не побрезговал нищенской атмосферой дома. Для него все люди равны. Цель доктора — поддержать слабых и обездоленных. Писатель сравнивает его образ с добрым и хорошим ангелом.

Куприн убеждён, что именно такие люди способны согреть душу другим. Пирогов — доктор не только по профессии, но и по призванию. Нельзя кому-то помочь, если нет готовности отдать самое ценное и дорогое.

Анализ произведения

«Чудесный доктор» — рождественский рассказ. Главные герои давно уже забыли, что такое радость. Отец подумывает о самоубийстве, мать в отчаянии. Автор акцентирует внимание на контрасте между всеобщим ликованием и тяжестью на душе главных героев «Чудесного доктора» Куприна.

К счастью, происходит чудо, и судьба сводит главу семейства с добрым человеком, встреча с которым приводит к возрождению персонажей. «Чудесный доктор» содержит некоторые элементы фантастики.

Читатель узнаёт, что весь год семья переживала несчастья. Заболел и остался без работы отец, пришлось переехать в мрачный и холодный подвал. Один ребёнок умер, второй находился при смерти. Женщине приходилось ходить в мороз на другой конец города, чтобы постирать бельё и получить хоть какие-то деньги. Из-за тяжёлого физического труда у неё пропало молоко, и нечем было кормить младенца.

Писатель однозначно хотел донести до своего читателя важность человеколюбия и сочувствия. Когда Мерцалов совсем отчаялся, помощь пришла. С ним заговорил незнакомец, который впоследствии проникся историей мужчины и оказал его семье реальную помощь. С момента появления чудесного доктора в семью вернулось счастье.

Тема рождественского чуда неотъемлемо связана с образом ключевого персонажа — человека, который тут же бросился помогать людям, с которыми он даже не был знаком. Основными характеристиками доктора являются:

  • душевная чуткость;
  • неравнодушие;
  • бескорыстие.

Когда доктор услышал рассказ Мерцалова, сразу же смекнул, что перед ним находится сломленный жизненными невзгодами человек, готовый решиться на отчаянный шаг. Врач сумел уберечь его от самоубийства, которое бы не только не помогло, но принесло бы семье ещё больше несчастья. Этот человек появляется в семье в канун Рождества и воспринимается, как истинное чудо. В его образе воплощены идеи любви к людям, именно они находятся в основе всей рождественской философии.

Если необходимо написать сочинение или подготовить пересказ «Чудесного доктора», а времени в обрез, можно ознакомиться с укороченной версией рассказа. Конечно, в идеале всё же лучше читать оригинал, это позволит глубже понять произведение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://rosuchebnik.ru/material/chudesnyy-doktor-klyuchevye-mysli-obrazy-i-geroi-rasskaza-a-i-kuprina/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/12/blog-post8.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-geroev-chudesnyy-doktor.html

Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»


1.
В каком
городе происходит действие рассказа
А.
И. Куприна «Чудесный доктор»?

а) Москве; б)
Новосибирске; в) Киеве; г) Лондоне.

№ 2. Накануне какого
праздника происходят события рассказа?

а) Нового года; б)
Пасхи; в) Крещения; г) Рождества.

№ 3. Из скольких
человек состоит семья Мерцаловых?

а) отца, матери,
четырёх детей; б) отца, матери, троих детей; в) отца, бабушки,
четырёх детей; г) бабушки, дедушки, четырёх внуков.

№ 4. Чем утром
позавтракали мальчики?

а) пирожками с
капустой; б) пустыми щами; в) блинами со сметаной; г)
кашей с молоком.

 

№ 5. Как зовут заболевшую
дочь Мерцаловых?

а) Машутка; б) Анютка; в) Дашутка; г) Настя.

№ 6. Где жила семья
Мерцаловых?

а) в подвале; б)
в гостинице; в) на чердаке; г) в приюте.

 

№ 7. К кому жена Мерцалова
посылает детей с просьбой о помощи?

а) к доктору; б) к человеку, у которого ее муж работал
управляющим; в) к своему отцу.

№ 8. Почему Мерцалов
потерял работу?

а) потому что заболел тифом; б) потому что его обвинили в
краже; в) потому что не справлялся со своими обязанностями.

№ 9. Сколько детей
умерло у Мерцаловых?

а) один; б) двое; в)
трое.

№ 10. Елизавета
Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:

а) мыла посуду на
кухне; б) стирала бельё; в) работала нянькой; г) убирала
комнаты.

 

№ 11. Куда забредает
Мерцалов, бесцельно бродя по городу?

а) в общественный сад; б) в больницу; в) в
церковь.

№ 12. О чем
заговаривает с Мерцаловым севший рядом старик?

а) о политике; б) о светских новостях; в) о
подарках для знакомых детей.

№ 13. Как Мерцалов
ведет себя с неожиданным собеседником?

а) пытается поддерживать разговор; б) встает и уходит; в)
в приливе отчаяния рассказывает о своих злоключениях.

№ 14. Как старик
помогает Мерцаловым?

а) приглашает их дочь на прием; б) оставляет им денег на
еду и выписывает бесплатный рецепт; в) предлагает работу главе
семейства.

№ 15. Как Мерцаловы
узнали фамилию чудесного доктора?

а) от него самого; б)
прочитали её на рецепте с лекарством; в) прочитали на его визитной
карточке;

г) спросили об этом в больнице.

 

№ 16. Где Мерцалова
еще раз свела судьба с Пироговым?

а) в больнице; б) в общественном саду; в) на
похоронах Пирогова.

№ 17. От кого
рассказчик узнал историю семьи Мерцаловых?

а) от главы семейства Мерцаловых; б) от дочери Мерцалова;
в) от одного из сыновей Мерцалова.

Ключ
к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

в

г

а

б

а

а

б

а

а

б

а

в

в

б

б

в

в

Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный
доктор»


1.
В каком
городе происходит действие рассказа
А.
И. Куприна «Чудесный доктор»? а) Москве; б) Новосибирске;
в) Киеве; г) Лондоне.

№ 2. Накануне какого
праздника происходят события рассказа?
а) Нового года; б) Пасхи; в) Крещения; г) Рождества.

№ 3. Из скольких
человек состоит семья Мерцаловых?
а) отца,
матери, четырёх детей; б) отца, матери, троих детей; в) отца,
бабушки, четырёх детей; г) бабушки, дедушки, четырёх внуков.

№ 4. Чем утром
позавтракали мальчики?
а) пирожками с капустой; б) пустыми щами;
в) блинами со сметаной; г) кашей с молоком.

№ 5. Как зовут заболевшую
дочь Мерцаловых?
а)
Машутка; б) Анютка; в) Дашутка; г) Настя.

№ 6. Где жила семья
Мерцаловых?
а) в подвале; б) в гостинице; в)
на чердаке; г) в приюте.

№ 7. К кому жена Мерцалова
посылает детей с просьбой о помощи?
а) к доктору; б)
к человеку, у которого ее муж работал управляющим;
в) к
своему отцу.

№ 8. Почему Мерцалов
потерял работу?
а)
потому что заболел тифом; б)
потому что его обвинили в краже;
в)
потому что не справлялся со своими обязанностями.

№ 9. Сколько детей
умерло у Мерцаловых?
а) один; б) двое; в) трое.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный
доктор»


1.
В каком
городе происходит действие рассказа
А.
И. Куприна «Чудесный доктор»? а) Москве; б) Новосибирске;
в) Киеве; г) Лондоне.

№ 2. Накануне какого
праздника происходят события рассказа?
а) Нового года; б) Пасхи; в) Крещения; г) Рождества.

№ 3. Из скольких
человек состоит семья Мерцаловых?
а) отца,
матери, четырёх детей; б) отца, матери, троих детей; в) отца,
бабушки, четырёх детей; г) бабушки, дедушки, четырёх внуков.

№ 4. Чем утром
позавтракали мальчики?
а) пирожками с капустой; б) пустыми щами;
в) блинами со сметаной; г) кашей с молоком.

№ 5. Как зовут заболевшую
дочь Мерцаловых?
а)
Машутка; б) Анютка; в) Дашутка; г) Настя.

№ 6. Где жила семья
Мерцаловых?
а) в подвале; б) в гостинице; в)
на чердаке; г) в приюте.

№ 7. К кому жена Мерцалова
посылает детей с просьбой о помощи?
а) к доктору; б)
к человеку, у которого ее муж работал управляющим;
в) к
своему отцу.

№ 8. Почему Мерцалов
потерял работу?
а)
потому что заболел тифом; б)
потому что его обвинили в краже;
в)
потому что не справлялся со своими обязанностями.

№ 9. Сколько детей
умерло у Мерцаловых?
а) один; б) двое; в) трое.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный
доктор»


1.
В каком
городе происходит действие рассказа
А.
И. Куприна «Чудесный доктор»? а) Москве; б) Новосибирске;
в) Киеве; г) Лондоне.

№ 2. Накануне какого
праздника происходят события рассказа?
а) Нового года; б) Пасхи; в) Крещения; г) Рождества.

№ 3. Из скольких
человек состоит семья Мерцаловых?
а) отца,
матери, четырёх детей; б) отца, матери, троих детей; в) отца,
бабушки, четырёх детей; г) бабушки, дедушки, четырёх внуков.

№ 4. Чем утром
позавтракали мальчики?
а) пирожками с капустой; б) пустыми щами;
в) блинами со сметаной; г) кашей с молоком.

№ 5. Как зовут заболевшую
дочь Мерцаловых?
а)
Машутка; б) Анютка; в) Дашутка; г) Настя.

№ 6. Где жила семья
Мерцаловых?
а) в подвале; б) в гостинице; в)
на чердаке; г) в приюте.

№ 7. К кому жена Мерцалова
посылает детей с просьбой о помощи?
а) к доктору; б)
к человеку, у которого ее муж работал управляющим;
в) к
своему отцу.

№ 8. Почему Мерцалов
потерял работу?
а)
потому что заболел тифом; б)
потому что его обвинили в краже;
в)
потому что не справлялся со своими обязанностями.

№ 9. Сколько детей
умерло у Мерцаловых?
а) один; б) двое; в) трое.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу А. И. Куприна «Чудесный
доктор»


1.
В каком
городе происходит действие рассказа
А.
И. Куприна «Чудесный доктор»? а) Москве; б) Новосибирске;
в) Киеве; г) Лондоне.

№ 2. Накануне какого
праздника происходят события рассказа?
а) Нового года; б) Пасхи; в) Крещения; г) Рождества.

№ 3. Из скольких
человек состоит семья Мерцаловых?
а) отца,
матери, четырёх детей; б) отца, матери, троих детей; в) отца,
бабушки, четырёх детей; г) бабушки, дедушки, четырёх внуков.

№ 4. Чем утром
позавтракали мальчики?
а) пирожками с капустой; б) пустыми щами;
в) блинами со сметаной; г) кашей с молоком.

№ 5. Как зовут заболевшую
дочь Мерцаловых?
а)
Машутка; б) Анютка; в) Дашутка; г) Настя.

№ 6. Где жила семья
Мерцаловых?
а) в подвале; б) в гостинице; в)
на чердаке; г) в приюте.

№ 7. К кому жена Мерцалова
посылает детей с просьбой о помощи?
а) к доктору; б)
к человеку, у которого ее муж работал управляющим;
в) к
своему отцу.

№ 8. Почему Мерцалов
потерял работу?
а)
потому что заболел тифом; б)
потому что его обвинили в краже;
в)
потому что не справлялся со своими обязанностями.

№ 9. Сколько детей
умерло у Мерцаловых?
а) один; б) двое; в) трое.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 10. Елизавета
Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:
а) мыла посуду на кухне; б) стирала бельё; в) работала нянькой;
г) убирала комнаты.

№ 11. Куда забредает
Мерцалов, бесцельно бродя по городу?
а) в общественный сад; б)
в больницу;
в) в церковь.

№ 12. О чем
заговаривает с Мерцаловым севший рядом старик?
а) о
политике;
б) о светских новостях; в)
о подарках для знакомых детей.

№ 13. Как Мерцалов
ведет себя с неожиданным собеседником?
а) пытается
поддерживать разговор;
б) встает и уходит; в)
в приливе отчаяния рассказывает о своих злоключениях.

№ 14. Как старик
помогает Мерцаловым?
а) приглашает их дочь на прием; б)
оставляет им денег на еду и выписывает бесплатный рецепт;
в) предлагает
работу главе семейства.

№ 15. Как Мерцаловы
узнали фамилию чудесного доктора?
а) от него
самого; б) прочитали её на рецепте с лекарством; в) прочитали на
его визитной карточке; г) спросили об этом в больнице.

№ 16. Где Мерцалова еще
раз свела судьба с Пироговым?
а) в больнице; б)
в общественном саду;
в) на похоронах Пирогова.

№ 17. От кого
рассказчик узнал историю семьи Мерцаловых?
а) от
главы семейства Мерцаловых;
б) от дочери Мерцалова; в)
от одного из сыновей Мерцалова.

 

 

 

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 10. Елизавета
Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:
а) мыла посуду на кухне; б) стирала бельё; в) работала нянькой;
г) убирала комнаты.

№ 11. Куда забредает
Мерцалов, бесцельно бродя по городу?
а) в общественный сад; б)
в больницу;
в) в церковь.

№ 12. О чем
заговаривает с Мерцаловым севший рядом старик?
а) о
политике;
б) о светских новостях; в)
о подарках для знакомых детей.

№ 13. Как Мерцалов
ведет себя с неожиданным собеседником?
а) пытается
поддерживать разговор;
б) встает и уходит; в)
в приливе отчаяния рассказывает о своих злоключениях.

№ 14. Как старик
помогает Мерцаловым?
а) приглашает их дочь на прием; б)
оставляет им денег на еду и выписывает бесплатный рецепт;
в) предлагает
работу главе семейства.

№ 15. Как Мерцаловы
узнали фамилию чудесного доктора?
а) от него
самого; б) прочитали её на рецепте с лекарством; в) прочитали на
его визитной карточке; г) спросили об этом в больнице.

№ 16. Где Мерцалова
еще раз свела судьба с Пироговым?
а) в больнице; б)
в общественном саду;
в) на похоронах Пирогова.

№ 17. От кого
рассказчик узнал историю семьи Мерцаловых?
а) от
главы семейства Мерцаловых;
б) от дочери Мерцалова; в)
от одного из сыновей Мерцалова.

 

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 10. Елизавета
Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:
а) мыла посуду на кухне; б) стирала бельё; в) работала нянькой;
г) убирала комнаты.

№ 11. Куда забредает Мерцалов,
бесцельно бродя по городу?
а) в общественный сад; б)
в больницу;
в) в церковь.

№ 12. О чем
заговаривает с Мерцаловым севший рядом старик?
а) о
политике;
б) о светских новостях; в)
о подарках для знакомых детей.

№ 13. Как Мерцалов
ведет себя с неожиданным собеседником?
а) пытается
поддерживать разговор;
б) встает и уходит; в)
в приливе отчаяния рассказывает о своих злоключениях.

№ 14. Как старик
помогает Мерцаловым?
а) приглашает их дочь на прием; б)
оставляет им денег на еду и выписывает бесплатный рецепт;
в) предлагает
работу главе семейства.

№ 15. Как Мерцаловы
узнали фамилию чудесного доктора?
а) от него
самого; б) прочитали её на рецепте с лекарством; в) прочитали на
его визитной карточке; г) спросили об этом в больнице.

№ 16. Где Мерцалова
еще раз свела судьба с Пироговым?
а) в больнице; б)
в общественном саду;
в) на похоронах Пирогова.

№ 17. От кого
рассказчик узнал историю семьи Мерцаловых?
а) от
главы семейства Мерцаловых;
б) от дочери Мерцалова; в)
от одного из сыновей Мерцалова.

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

№ 10. Елизавета
Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:
а) мыла посуду на кухне; б) стирала бельё; в) работала нянькой;
г) убирала комнаты.

№ 11. Куда забредает
Мерцалов, бесцельно бродя по городу?
а) в общественный сад; б)
в больницу;
в) в церковь.

№ 12. О чем
заговаривает с Мерцаловым севший рядом старик?
а) о
политике;
б) о светских новостях; в)
о подарках для знакомых детей.

№ 13. Как Мерцалов
ведет себя с неожиданным собеседником?
а) пытается
поддерживать разговор;
б) встает и уходит; в)
в приливе отчаяния рассказывает о своих злоключениях.

№ 14. Как старик
помогает Мерцаловым?
а) приглашает их дочь на прием; б)
оставляет им денег на еду и выписывает бесплатный рецепт;
в) предлагает
работу главе семейства.

№ 15. Как Мерцаловы
узнали фамилию чудесного доктора?
а) от него
самого; б) прочитали её на рецепте с лекарством; в) прочитали на
его визитной карточке; г) спросили об этом в больнице.

№ 16. Где Мерцалова
еще раз свела судьба с Пироговым?
а) в больнице; б)
в общественном саду;
в) на похоронах Пирогова.

№ 17. От кого
рассказчик узнал историю семьи Мерцаловых?
а) от
главы семейства Мерцаловых;
б) от дочери Мерцалова; в)
от одного из сыновей Мерцалова.

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Аргаяшский район,МОУ «Метелевская СШ»                                                                              

Оборудование: Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, выставка рисунков “Наш вернисаж”, листы самооценки.

Ход урока.

Конспект

Используемые приёмы работы с текстом, стратегии чтения

1. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, чернят, благословят
Я. Козловский

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн.

Объявление темы урока.

Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Во что мы будем глубоко вникать сегодня?

Мотивационный

 2. Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Формулирование целей урока для обучающихся:

Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;

Оценить поступки героев;

Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;

Развивать устную речь;

Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;

Представить результаты индивидуальной и групповой работы.

3. Знакомство с планом предстоящей работы.

Работать над содержанием рассказа “Чудесный доктор” мы будем по плану

План урока

  1. Знакомимся с писателем А.И. Куприным
  2. Наблюдаем. Анализируем. Размышляем
  3. Формулируем главные мысли урока. Делаем выводы
  4. Оцениваем свою учебную деятельность на уроке

Определение критериев самооценки деятельности 

 II. Организационно-деятельностный этап

(Название приёма,

“Добрый талант…” Знакомство с писателем.

Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя

Наблюдаем. Анализируем. Размышляем.

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С. Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное — совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Беседа по содержанию прочитанного

  • Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе).
  • Подберите синонимы к слову “чудесный”.  (Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).
  • Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?                                                (Слово “чудесный” — производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо — это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа).
  • Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?                                         (События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей).
  • Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?      (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда).
  • Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.                                                              (“… сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки…”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам…”).

Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
  • Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)
  • Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.  (Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова).
  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
  • Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”.
  • “Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?                                                                 (“Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”).
  • “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?                                           (Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
  • “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?                                                         (Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”).
  • Что его остановило?                                        (Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение).
  • Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
  • Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?  (“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”).
  • Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
  • Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?                                         (Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
  • Что последовало за этим?                                    (Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
  • Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
  • Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
  • Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.
  • Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?                                 (Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
  • Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?     (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
  • Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?                            (Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу).

Фамилия “чудесного доктора” — Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

“Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).

Смысловое чтение

III. Контрольно-регулировочный этап

1. Что означает слово “милосердие”?

(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).

2. Формулирование основных мыслей урока с помощью высказываний русских писателей на тему “Добро и милосердие”. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?

  • “Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)
  • “Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)
  • “Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)
  • “Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Реализован ли план урока?

Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Стихотворение В. Сергеева как прием “яркое пятно”:

Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться, 
Чтобы потом у запертых дверей, 
Когда окончен пир, не очутиться.

Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса!

Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.

Итоговая творческая работа (домашнее задание).

Напишите сочинение на одну из тем:

  1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?

Тема: Александр Иванович Куприн

«Чудесный доктор»

Цель урока:

познакомить учащихся с личностью писателя, донести до сведения

детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова, воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям, учить умению делать добро.

Оборудование:

портрет А.И. Куприна, портрет Н.И. Пирогова иллюстрации

к рассказу «Чудесный доктор», мультимедийный проектор, компьютер.

А ты?

Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

^ Ход урока.

1. Приветствие:«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

2. Вступительное слово учителя.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, — что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподаст нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».

-А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов словарь Ожегова. (На экране запись)

-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

-Работать сегодня будем по группам. Состав групп тот же, консультанты те же.

Представлю их.

-Вы получили индивидуальные задания.

-И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

3. Ученица делает сообщение о писателе Куприне.

4. Беседа на восприятие: (каждая группа задает свой вопрос)

-Кто из вас прочитал рассказ Куприна? Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказываете нам).

Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».

2 группа (проверка домашнего задания «Внимательно читаю текст»)

-Найдите фактические ошибки в тексте.

3 группа (Найти и записать пословицы и поговорки о доброте и милосердии)

4 группа(Подготовить вопросы для интервью с присутствующими)

5. Художественный анализ текста.

-С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла).

Обратите внимание на значение слова «вымысел».

-Как вы понимаете смысл сказанного?

Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»

-Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?

-Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?

(Изобилие разных продуктов, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей).

-В какое время происходят действия в рассказе? (Подтвердите словами из текста)

-Любите ли вы это время?

-Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание подарка, чуда, сюрприза)

1 группа. Сочельник (рассказ о празднике)

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину?

(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

-Где жили мальчики? (текст)

2 группа. Описание жилища (Пересказ близко к тексту)

3 группа. Диалог с матерью.

-Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье Мерцаловых?

-Как ведет себя отец? Какое у него настроение?

-И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в центре города?

-О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?

(Вот лечь бы и заснуть)

-Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?

6. Физическая пауза.

Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

7. Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

-Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

8. Сообщение о Пирогове.

Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.

Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.

«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», — писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии.

Умер Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен — это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете прочесть о нем в этой книге.

Возвращаемся к рассказу Куприна.

-Как описывает автор действия врача Пирогова?

-Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?

-Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?

-Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых? Когда это произошло? (В сочельник). Это было похоже на чудо.

-Почему Григорий называет его святым человеком? Название этому чуду — человеческая доброта.

Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

^ Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

-Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо?

9. Итог урока

10. Заключение

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

11. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе (план дан заранее).

Тест по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (6 класс)

специалист в области арт-терапии

Тест по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Прочитайте текст и выполните задания.

Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова — того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. И каждый раз, заканчивая свое повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слез:

— С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор — это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо.

А. Выберите правильный вариант ответа.

А1. Каков жанр произведения?

сказка рассказ рождественский рассказ

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении?

является завязкой сюжета завершает повествование является кульминацией

А3. Какова главная тема отрывка?

тема будущего тема благодарности тема судьбы

А4. Что определяет образ героя, рассказавшего историю о чудесном докторе?

достиг материального благополучия

уважение и благодарность

честность и отзывчивость

А5. Какое чудо совершил доктор?

вылечил девочку дал несчастным деньги проявил милосердие

В. Запишите ответ словами.

В1. В какое время происходят события, о которых рассказывал герой? _________________

В2. Как звали чудесного доктора? ________________________________________________

В3. Какой эпитет передаёт отношение семьи Мерцаловых к доктору? __________________

В4. Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение «точно благодетельный ангел»?

В5. Перечислите признаки рождественского рассказа.

С. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: согласны ли вы с мнением, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратно»?

Источник

Тест с ответами «Чудесный доктор» А.И. Куприн для 6 класса

1. На что смотрели мальчишки:
а) апельсины +
б) уток
в) цыплят

2. На что смотрели мальчишки:
а) чипсы
б) поросёнка +
в) гусей

3. На что обратили свой взор мальчики:
а) ананасы
б) баранину
в) рыбу +

4. На что обратили свой взор мальчики:
а) сосиски
б) яблоки +
в) бананы

5. Накануне какого праздника события произведения происходят события в произведении:
а) Пасхи
б) Рождества
в) Нового года +

6. Кто являлся членами семьи главных героев:
а) Дядя, тетя
б) отец, мать +
в) бабушка, дедушка

7. Кто являлся членами семьи главных героев:
а) четверо детей +
б) пятеро детей
в) шестеро детей

8. Мальчики с утра покушали:
а) пирожки с капустой
б) пустых щей +
в) кашу с молоком

9. Сестру мальчиков звали:
а) Маруся
б) Дашутка
в) Машутка +

10. Где жило семейство Мерцаловых:
а) на чердаке
б) в подвале +
в) в приюте

11. Для чего Мерцалов каждый день уходил из дома:
а) встречаться с друзьями
б) напиться в кабаке
в) искать любую работу +

12. Чем зарабатывала на жизнь мать Елизавета Ивановна:
а) мыла посуду на кухне
б) стирала бельё +
в) работала нянькой

13. Отец пробовал просить милостыню, после чего:
а) его чуть не отправили в полицию +
б) собрал мало денег
в) был избит

14. Отец пробовал просить милостыню, после чего:
а) собрал много денег
б) собрал много продуктов
в) один господин сделал ему выговор, что надо работать +

15. Что оставил незнакомец под блюдцем, уходя из дома Мерцаловых:
а) деньги +
б) носовой платок
в) банан

16. Укажите фамилию незнакомца:
а) Паровозов
б) Пирогов +
в) Блинов

17. В каком году было написано произведение «Чудесный доктор»:
а) в 1897 +
б) в 1899
в) в 1902

18. Признаки какого литературного жанра отмечают критики в произведении «Чудесный доктор» :
а) исторический рассказ
б) рождественский рассказ +
в) фантастический рассказ

19. Правильно назовите жанр произведения:
а) роман
б) повесть
в) рассказ +

20. В каком городе происходят события произведения:
а) в Киеве +
б) в Москве
в) в Воронеже

21. Куда отправляла с письмом мальчиков Елизавета Ивановна отправляла мальчиков:
а) к кредитору, чтобы заложить последние вещи
б) к самому богатому человеку города
в) к барину, у которого раньше служил Мерцалов +

22. Материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось после этого события:
а) после ссоры Мерцалова с барином
б) после болезни Мерцалова +
в) после визита врача

23. О ком следующие слова: «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи:
а) Пирогов
б) Григорий
в) Мерцалове +

24. По какой причине Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца:
а) Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям +
б) Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги
в) Незнакомец отказал дать ему милостыню

25. О ком следующие слова: “В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие”:
а) о Володе
б) о Мерцалове
в) о Пирогове

26. Имя «чудесного доктора» семья Мерцаловых таким образом:
а) семья так и не узнала имя своего благодетеля
б) фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке +
в) доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы

27. От кого рассказчик услышал историю, описанную в «Чудесном докторе»:
а) от Григория +
б) от Мерцалова
в) от Владимира

28. После визита врача в семье:
а) все осталось как прежде
б) дела наладились +
в) вскоре заболели и другие дети

129. Перед окном какого заведения стояли два брата, Гриша и Володя:
а) гастрономического магазина +
б) магазина игрушек
в) бани

30. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»:
а) любопытство и порок
б) кошельки и шутки
в) умы и желудки +

Источник

Тест с ответами: “Чудесный доктор” А.И.Куприн

1. Произведение «Чудесный доктор» было написано в этом году:
а) 1897 +
б) 1899
в) 1902

2. Критики в произведении «Чудесный доктор» отмечают признаки этого литературного жанра:
а) исторический рассказ
б) рождественский рассказ +
в) фантастический рассказ

3. Укажите жанр произведения:
а) роман
б) повесть
в) рассказ +

4. События произведения происходят в этом городе:
а) Киев +
б) Москва
в) Воронеж

5. Елизавета Ивановна отправляла мальчиков с письмом:
а) к кредитору, чтобы заложить последние вещи
б) к самому богатому человеку города
в) к барину, у которого раньше служил Мерцалов +

6. После этого события материальное положение семьи Мерцалова ухудшилось:
а) после ссоры Мерцалова с бариным
б) после болезни Мерцалова +
в) после визита врача

7. «Им овладело неудержимое желание бежать куда попало, бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи», эти слова о:
а) Пирогов
б) Григорий
в) Мерцалове +

8. Мерцалов начал в парке кричать на незнакомца потому что:
а) Мерцалову было обидно, что незнакомец рассказывал о подарках другим детям +
б) Мерцалова возмутило, что незнакомец начал просить у него деньги
в) Незнакомец отказал дать ему милостыню

9. “В необыкновенном лице было что-то спокойное и внушающее доверие”, о ком эти слова:
а) о Володе
б) о Мерцалове
в) о Пирогове

10. Откуда семья Мерцаловых узнала имя «чудесного доктора»:
а) семья так и не узнала имя своего благодетеля
б) фамилия доктора была указана на аптечном ярлыке +
в) доктор был старым другом Мерцалова, они уже были знакомы

11. Историю, описанную в «Чудесном докторе» рассказчик услышал:
а) от Григория +
б) от Мерцалова
в) от Владимира

12. Как изменилась жизнь семьи после визита врача:
а) все осталось как прежде
б) дела семьи наладились +
в) вскоре заболели и другие дети

13. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном:
а) гастрономического магазина +
б) магазина игрушек
в) бани

14. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»:
а) любопытство и порок
б) кошельки и шутки
в) умы и желудки +

15. Мальчики смотрели на:
а) апельсины +
б) уток
в) цыплят

16. Мальчики смотрели на:
а) чипсы
б) поросёнка +
в) гусей

17. Мальчики смотрели на:
а) ананасы
б) баранину
в) рыбу +

18. Мальчики смотрели на:
а) сосиски
б) яблоки +
в) бананы

19. События произведения происходят накануне:
а) Пасхи
б) Рождества
в) Нового года +

20. Члены семьи главных героев:
а) Дядя, тетя
б) отец, мать +
в) бабушка, дедушка

21. Члены семьи главных героев:
а) четверо детей +
б) пятеро детей
в) шестеро детей

22. Что с утра поели мальчики:
а) пирожки с капустой
б) пустых щей +
в) кашу с молоком

23. Как звали сестру мальчиков:
а) Маруся
б) Дашутка
в) Машутка +

24. Семья Мерцаловых жила:
а) на чердаке
б) в подвале +
в) в приюте

25. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:
а) встречаться с друзьями
б) напиться в кабаке
в) искать любую работу +

26. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь:
а) мыла посуду на кухне
б) стирала бельё +
в) работала нянькой

27. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
а) его чуть не отправили в полицию +
б) собрал мало денег
в) был избит

28. Когда отец пробовал просить милостыню, то:
а) собрал много денег
б) собрал много продуктов
в) один господин сделал ему выговор, что надо работать +

29. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:
а) деньги +
б) носовой платок
в) банан

30. Фамилия незнакомца:
а) Паровозов
б) Пирогов +
в) Блинов

Источник

Тест по литературе по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор», ФГОС, учебник Коровиной (6 класс)

специалист в области арт-терапии

Составитель: Дятлова Ольга Станиславовна,

учитель русского языка и литературы МКОУ Новоярковской СОШ

Барабинского района Новосибирской области

Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор». 6 класс

Действие рассказа происходит в

А) Москве; В) Новосибирске;

2. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном

Б) магазина игрушек; Г) гастрономического магазина.

3. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..

А) умы и желудки; В) любопытство и порок;

Б) кошельки и шутки; Г) глупое хихиканье и кривлянье.

4. Выберите и запишите, на какие продукты смотрели мальчики:

А) апельсины; Г) чупа-чупс; Ж) колбаса;

Б) рыба; Д) поросёнок; З) яблоки;

В) чипсы; Е) окорока; И) мандарины.

5. События рассказа происходят накануне:

А) Нового года; В) Пасхи;

Б) Рождества; Г) Дня юмора и смеха.

6. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:

А) Мелькаловы; В) Мельниковы;

Б) Мерцаловы; Г) Мурзилкины.

7. Семья главных героев состоит из:

А) отца, матери, троих детей; В) отца, бабушки, четырёх детей;

Б) бабушки, дедушки, четырёх внуков; Г) отца, матери, четырёх детей.

8. «В этот роковой год несчастье за несчастьем …сыпались» на семью (выбери несколько):

А) отец заболел брюшным тифом; Д) месяц назад умерла одна дочка;

Б) на лечение отца ушли все деньги семьи; Е) не хватает денег для поездки на море;

В) пока отец болел, его убрали с работы; Ж) отец не мог найти работу;

Г) начали болеть дети; З) семья продавала вещи, чтобы добыть деньги.

9. С утра мальчики поели:

А) пирожки с капустой; В) блины со сметаной;

Б) кашу с молоком; Г) пустых щей.

10. Сестру мальчиков звали:

А) Машутка; В) Дашутка;

Б) Маруся; Г) Снегурочка.

11. Семья Мерцаловых жила:

А) в подвале; В) в гостинице;

Б) на чердаке; Г) в приюте.

12. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:

А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;

Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;

В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;

Г) был уволен хозяином за то, что часто появлялся на работе в нетрезвом виде.

13. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:

А) напиться в кабаке; В) искать любую работу;

Б) играть в бильярд; Г) встречаться с друзьями.

14. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:

А) мыла посуду на кухне; В) работала нянькой;

Б) стирала бельё; Г) занималась уборкой комнат.

15. Когда отец пробовал просить милостыню, то:

А) собрал много денег; В) его чуть не отправили в полицию;

Б) собрал много продуктов Г) один господин сделал ему выговор, что надо работать.

16. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:

А) заснуть и забыть обо всём; В) хорошо бы выпить горячего чаю;

17. Незнакомец в парке оказался:

А) поваром; В) бизнесменом;

Б) доктором; Г) сбежавшим преступником.

18. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:

А) часы; В) носовой платок;

19. Фамилия незнакомца оказалась:

А) Пирогов; В) Булочкин;

Б) Блинов; Г) Паровозов.

20. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:

А) от него самого; В) прочитали на его пальто;

Б) прочитав её на рецепте с лекарством; Г) спросив об этом в больнице.

21. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:

А) четыре раза; В) два раза;

Б) три раза; Г) один раз.

Каждый верный ответ оцениваем одним баллом.

Максимальное количество баллов за тест – 35.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Номер материала: ДБ-176485

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тест по теме А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Проверка знаний по прочитанному рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме А.И.Куприн «Чудесный доктор»»

Тест по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор». 6 класс

Действие рассказа происходит в

А) Москве; В) Новосибирске;

2. Два брата, Гриша и Володя, стояли перед окном

Б) магазина игрушек; В) гастрономического магазина.

3. «..эта великолепная выставка» еды «..возбуждала в одинаковой степени их»..

А) умы и желудки; В) любопытство и порок;

Б) глупое хихиканье и кривлянье.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Нового года; В) Пасхи;

5. Главные герои рассказа из семьи по фамилии:

А) Мелькаловы; В) Мельниковы;

6. Семья главных героев состоит из:

А) отца, матери, троих детей;Б) отца, бабушки, четырёх детей;

; В) отца, матери, четырёх детей.

7. С утра мальчики поели:

А) пирожки с капустой;

Б) кашу с молоком; В) пустых щей.7

8. Сестру мальчиков звали:

А) Машутка; В) Дашутка;

9. Семья Мерцаловых жила:

Б) на чердаке; В) в приюте.

10. Отец Мерцалов остался без работы по причине того, что:

А) пока он болел, хозяин на его место взял другого работника;

Б) был уволен хозяином за то, что совершил на работе кражу;

В) был уволен хозяином за то, что часто опаздывал на работу;

11. Мерцалов каждый день уходил из дома, чтобы:

А) напиться в кабаке; Б) искать любую работу;

В) играть в бильярд;

12. Мать Елизавета Ивановна зарабатывала на жизнь тем, что:

А) мыла посуду на кухне; Б) работала нянькой;

13. Когда отец пробовал просить милостыню, то:

А) собрал много денег; В) его чуть не отправили в полицию

лициюБ) собрал много продуктов

14. Когда Мерцалов оказался в парке, то в его голову пришла мысль о том, чтобы:

А) заснуть и забыть обо всём; В) хорошо бы выпить горячего чаю;

Б) поехать в гости в деревню;

15. Незнакомец в парке оказался:

А) поваром; В) бизнесменом;

16. Уходя из дома Мерцаловых, незнакомец под блюдцем оставил:

А) часы; В) носовой платок;

17. Фамилия незнакомца оказалась:

А) Пирогов; В) Булочкин;

18. Фамилию незнакомца Мерцаловы узнали:

Б) прочитав её на рецепте с лекарством; В) спросив об этом в больнице.

19. После этой истории Мерцаловы видели своего спасителя:

Источник

  • Тест по рассказу чехова в рождественскую ночь с ответами
  • Тест по рассказу холодная осень бунина 11 класс с ответами
  • Тест по рассказу чехова мальчики 4 класс литературное чтение
  • Тест по рассказу чехова мальчики 4 класс с ответами
  • Тест по рассказу челкаш с ответами 11 класс