Вопросы к рассказам «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Макар Чудра»
и М.Горького (11 класс)
1. Настоящее имя Горького? Алеша Пешков
2. Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? старуха
3. На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Три
4. Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»? Старуха
5. Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей? Сердцем
6. Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa? Убийство
7. О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»? Ларра
8. Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»? Ночлежка
9. Как традиционно определяется жанр пьесы Максима Горького «На дне»? Социально-философская драма
10. Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного»? Лука
11. Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенное высказывание? «Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Сатин
12. На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх… испортил песню… дуррак!»? Самоубийство Актера
13. В каком году был написан рассказ «Макар Чудра»? 1892
14. Про кого рассказывает писателю Макар Чудра? Про цыган
15. Только кого любил молодой цыган Лойко Зобар? Коней
16. На чём заиграл Лойко, после чего многие заплакали? На скрипке
17.Кого полюбил Лойко в таборе? Радду
18. Чем Данило хотел проучить свою дочь? Кнутом
19. Что любила Радда больше, чем Зобара? Волю
20. Куда заглянул Лойко, что «не увидел там прежней вольной жизни»? В сердце
21. Что воткнул в сердце Радде Лойко? Нож
22. На что смотрел писатель в то время, когда ему не спалось? На море
23.Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь? Воровством
24. С какой птицей автор сравнивает Челкаша? Ястреб
25. Как звали главного героя рассказа «Мальва»? Василий
26. Назовите имя его сына? Яков
27. Кого Василий ждал на острове? Мальву
28. Что больше всего ценила и любила Мальва? Свободу
29. Что рассказал Яков о доме? что лошадь у них пала, хлеб весь они съели еще в начале февраля; заработков не было. Сена тоже не хватило, корова чуть с голоду не сдохла. Пробились кое-как до апреля, а потом решили так: ехать Якову после пахоты к отцу, на заработки, месяца на три. Об этом они написали ему, а потом продали трех овец, купили хлеба да сена.
30. Чьи это слова: «Подлая! Эх вы… землееды тупорылые! Ни черта вы понимать не можете… Вам бы только титьки были у бабы жирные, — а характера ее вам не надо… А в характере весь цвет у человека… без характера баба — без соли хлеб. Можешь ты получить удовольствие от такой балалайки, у которой струн нет? Кобель!..» Сергей
31. Чье это описание: «…с налитыми кровью глазами, вытянув вперед шею, сжал кулаки и дышал в лицо … горячим дыханием, смешанным с запахом водки…» Василий
32. О ком это: «Вдали по желтым, мертвым волнам песка двигалась маленькая, темная человеческая фигурка; справа от нее сверкало на солнце веселое, могучее море, а слева, вплоть до горизонта, лежали пески — однообразные, унылые, пустынные»? Василий
33. С кем осталась Мальва? Сергей
34. Чем занимался Василий? Рыбным промыслом
Вопросы к рассказам «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Макар Чудра»
и М.Горького (11 класс)
1. Алеша Пешков
2. старуха
3. Три
4. Старуха
5. Сердцем
6. Убийство
7. Ларра
8. Ночлежка
9. Социально-философская драма
10. Лука
11. Сатин
12. Самоубийство Актера
13. 1892
14. Про цыган
15. Коней
16. На скрипке
17. Радду
18. Кнутом
19. Волю
20. В сердце
21. Нож
22. На море
23. Воровством
24. Ястреб
25. Василий
26. Яков
27. Мальву
28. Свободу
29. что лошадь у них пала, хлеб весь они съели еще в начале февраля; заработков не было. Сена тоже не хватило, корова чуть с голоду не сдохла. Пробились кое-как до апреля, а потом решили так: ехать Якову после пахоты к отцу, на заработки, месяца на три. Об этом они написали ему, а потом продали трех овец, купили хлеба да сена.
30. Сергей
31. Василий
32. Василий
33. Сергей
Вопросы к рассказам «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Мальва», «Макар Чудра»
и М.Горького (11 класс)
1. Настоящее имя Горького?
2. Кто выступает повествователем в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
3. На сколько частей композиционно делится повествование в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»?
4. Кто в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» произносит: «В жизни всегда есть место подвигам»?
5. Чем Данко в рассказе Максима Горького освещает путь, спасая людей?
6. Какое преступление совершил герой рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» Лappa?
7. О ком из героев рассказа Максима Горького сказано: «сын орла и женщины», «он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу», «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел этого»?
8. Где происходят события пьесы Максима Горького «На дне»?
9. Как традиционно определяется жанр пьесы Максима Горького «На дне»?
10. Кто из героев пьесы Максима Горького «На дне» считает, что «для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам-народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного»?
11. Кому из героев пьесы Максима Горького «На дне» принадлежит приведенное высказывание? «Когда я пьян… мне все нравится. Н-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?..
12. На известие о каком событии в пьесе Максима Горького «На дне» Сатин откликается: «Эх… испортил песню… дуррак!»?
13. В каком году был написан рассказ «Макар Чудра»?
14. Про кого рассказывает писателю Макар Чудра?
15. Только кого любил молодой цыган Лойко Зобар?
16. На чём заиграл Лойко, после чего многие заплакали?
17.Кого полюбил Лойко в таборе?
18. Чем Данило хотел проучить свою дочь?
19. Что любила Радда больше, чем Зобара?
20. Куда заглянул Лойко, что «не увидел там прежней вольной жизни»?
21. Что воткнул в сердце Радде Лойко?
22. На что смотрел писатель в то время, когда ему не спалось?
23.Чем зарабатывал Челкаш себе на жизнь?
24. С какой птицей автор сравнивает Челкаша?
25. Как звали главного героя рассказа «Мальва»?
26. Назовите имя его сына?
27. Кого Василий ждал на острове?
28. Что больше всего ценила и любила Мальва?
29. Что рассказал Яков о доме?
30. Чьи это слова: «Подлая! Эх вы… землееды тупорылые! Ни черта вы понимать не можете… Вам бы только титьки были у бабы жирные, — а характера ее вам не надо… А в характере весь цвет у человека… без характера баба — без соли хлеб. Можешь ты получить удовольствие от такой балалайки, у которой струн нет? Кобель!..»
31. Чье это описание: «…с налитыми кровью глазами, вытянув вперед шею, сжал кулаки и дышал в лицо … горячим дыханием, смешанным с запахом водки…»
32. О ком это: «Вдали по желтым, мертвым волнам песка двигалась маленькая, темная человеческая фигурка; справа от нее сверкало на солнце веселое, могучее море, а слева, вплоть до горизонта, лежали пески — однообразные, унылые, пустынные»?
33. С кем осталась Мальва?
34. Чем занимался Василий?
http://5litra.ru/other-tests/937-test-po-rasskazu-staruha-izergil-i-pese-na-dne-m-gorkogo.html
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0013.shtml
http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/proza/rasskaz/malva.htm
http://ilibrary.ru/text/505/p.1/index.html
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0001.shtml
«Челкаш»: краткое содержание
Рассказ «Челкаш» Горький создал в 1894 году. Спустя год произведение появилось на страницах «Русского богатства». Поздний романтизм с умело вплетенными реалистичными элементами — отличительные черты рассказа «Челкаш». Кратко описывая сюжет, следует уточнить, где и когда происходят события.
В гавани туда-сюда в суете бегают люди. Оглушительная музыка трудового дня — это звенящие цепи, грохот вагонов, пароходных свистков и криков рабочих. Наступает обеденное время, и об этом сообщает звон колоколов.
Характер, поступки
Челкаш — весёлый человек, довольный своей свободой. Но всё же иногда он бывает не в духе и тогда на вопросы знакомых отвечает резко, отрывисто.
Промышляет он воровством, контрабандой, постоянно для этого крутится в гавани. У него «кипучая нервная натура», жадная на впечатления. Из-за беспокойной жизни его нервы привыкли к потрясениям.
Челкаш смел, уверен в себе. Он бесшабашен, самолюбив, раздражался, если «его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо».
Челкаш свободолюбив, ни от кого не зависит, презирает слабых, угодливых людей.
Григорий любит море, чувствует его мощь, красоту. «На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство, — охватывая его душу, оно немного очищало его от житейской скверны».
Челкаш любит погулять, выпить, он щедр, нежаден до денег, так как они достаются ему не тяжёлым крестьянским трудом, как Гавриле, а воровством. Для того, чтобы добыть деньги, Григорию требовалось только ловкость и совсем немного труда. За одну ночь, с помощью Гаврилы, он добыл 540 рублей и хотел щедро наградить парня за помощь.
В отличие от Челкаша, Гаврила до денег жаден. Они нужны ему, чтобы поправить своё бедное крестьянское хозяйство. Он ездил на Кубань, чтобы заработать деньги на покосах, но заплатили ему мало, так как туда приехало на заработки много народу из районов, где был из-за неурожая голод. Хотя Гаврила работящ, но ему не удаётся выйти из бедности, потому что его земля стала неплодородной. Поэтому он и согласился за деньги помочь Челкашу грести на лодке. С помощью денег Гаврила хочет добиться жизни в довольстве, в почёте, в веселье. Он так же, как Челкаш, свободолюбив, хочет быть хозяином сам себе. Но пока у него нет денег, дающих независимость, Гаврила подобострастен к сильным людям, робеет перед ними. Он подчиняется Григорию, пообещавшему хорошо заплатить за помощь, хотя подозревает, что дело это нечисто. Из-за денег парень пошёл на преступление — попытался убить Челкаша.
Гаврила недоверчив, завистлив. Этот слабохарактерный парень труслив, боится моря, которое кажется ему зловещим, опасается, что ему будет худо за помощь вору.
Максим Горький — Челкаш
1 …
Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.
Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, – к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие, – рвут пыльный, знойный воздух.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди – все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.
Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, – машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, – в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.
Шум – подавлял, пыль, раздражая ноздри, – слепила глаза, зной – пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно…
Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это – наступило время обеда.
I
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем, ему навстречу встал коренастый малый с глупым, в багровых пятнах, лицом и поцарапанной шеей, должно быть, недавно избитый. Он встал и пошел рядом с Челкашом, вполголоса говоря:
– Флотские двух мест мануфактуры хватились… Ищут.
– Ну? – спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами.
– Чего – ну? Ищут, мол. Больше ничего.
– Меня, что ли, спрашивали, чтоб помог поискать? И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота.
– Пошел к черту! Товарищ повернул назад.
– Эй, погоди! Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь?
– Давно не видал! – крикнул тот, уходя к своим товарищам.
Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый. Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.
Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот.
– Стой! Куда идешь?
Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся.
Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно.
– Сказано тебе – в гавань не смей ходить, ребра изломаю! А ты опять? – грозно кричал сторож.
– Здравствуй, Семеныч! мы с тобой давно не видались, – спокойно поздоровался Челкаш и протянул ему руку.
– Хоть бы век тебя не видать! Иди, иди!.. Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку.
– Вот что скажи, – продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча и приятельски-фамильярно потряхивая ее, – ты Мишку не видал?
– Какого еще Мишку? Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! а то пакгаузный увидит, он те…
– Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», – стоял на своем Челкаш.
– С которым воруешь вместе, вот как скажи! В больницу его свезли, Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой. Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!..
– Ага, ишь ты! а ты говоришь – не знаю Мишки… Знаешь вот. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?..
– Вот что, ты мне зубы не заговаривай, а иди!.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать:
– Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?.. жена, детки – здоровы? – И, сверкая глазами, он, оскалив зубы насмешливой улыбкой, добавил: – В гости к тебе собираюсь, да все времени нет – пью все вот…
– Ну, ну, – ты это брось! Ты, – не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься?
– Зачем? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! не попадись как-нибудь!..
Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним.
Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же.
– Ишь ты, Гришка, начальство-то как тебя оберегает! – крикнул кто-то из толпы грузчиков, уже пообедавших и валявшихся на земле, отдыхая.
– Я – босый, так вот Семеныч следит, как бы мне ногу не напороть, – ответил Челкаш.
Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу.
Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль…
1 …
Взаимоотношения Челкаша и Гаврилы
Когда Челкаш увидел в гавани Гаврилу, «ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами». На предложение Челкаша сегодня ночью работать с ним — рыбу ловить — парень недоверчиво сказал: «Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист… тёмен ты…». Челкаш сразу обозлился и возненавидел Гаврилу. Он так вёл себя с парнем, что тот почувствовал в нём хозяина и подчинился ему. Челкаш почувствовал к Гавриле «нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен».
Григорий так запугал парня, что тот превратился в его раба и стал фактически сообщником вора и контрабандиста, доставив его на лодке к барже.
Гаврила так боялся, что их поймают, что Челкашу стало его жалко, и он пообещал его хорошо наградить за помощь.
Когда они достигли берега и Гаврила стал униженно просить отдать ему все деньги, Челкаш, испытывая острую жалость и, в то же время, ненависть «к этому жадному рабу», бросил ему все деньги и «почувствовал себя героем». Счастливый Гаврила в восторге стал благодарить и признался, что хотел Челкаша убить веслом и сбросить в море, забрав деньги себе. Парень говорил, что из-за Челкаша не будут шум поднимать, потому что он «ненужный на земле». Разозлившись, Челкаш отобрал у Гаврилы деньги. Гордого босяка ещё никогда так не оскорбляли, и он был очень озлоблен.
И всё же он отдал Гавриле деньги. Это произошло после того, как парень бросил в голову уходящего Челкаша камень, пустился бежать, испугавшись, что убил его, но затем вернулся и стал просить прощения, просил снять грех с души.
Челкаш, оставив одну ассигнацию себе, остальные кинул Гавриле, но тот отказывался взять. Всё же Челкаш заставил его взять деньги, и, прощаясь, на просьбу Гаврилы простить его, холодно ответил: «Ничего!»
Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы (таблица)
Параметры сравнения | Челкаш | Гаврила |
Внешность | Высокого роста, худой, немного сутулый, черноволосый, с длинными густыми усами. Угловатое лицо, хищный горбатый нос, сверкание холодных серых глаз делает его похожим на ястреба. Он бос, без шапки, одет в ситцевую рубаху с разорванным воротом и старые штаны. | Коренаст, широкоплеч, русоволос, круглолиц. Большие голубые глаза смотрят доверчиво и добродушно. Одет в пестрядинные штаны и рубашку, обут в лапти, на голове — рыжий оборванный картуз. |
Социальное положение, род занятий | Родом из зажиточных крестьян. Последние 11 лет ведёт бездомную босяцкую жизнь, ворует, помогает контрабандистам сбывать товары. | Бедный крестьянин. |
Черты характера | Весёлый нрав. Свободолюбие. Смелость. Уверенность в себе. Щедрость. | Добродушный нрав. Свободолюбие (хочет быть хозяином сам себе). Робость, трусливость, недоверчивость, жадность. |
Понимание свободы | Независимость, свобода от обязанностей. «Хозяин ты есть сам себе». | «Сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь…», только нужно при этом помнить Бога. |
Отношение к морю | Любит море, чувствует его красоту и мощь. | Гавриле «боязно в нём». |
Поведение в минуту опасности | «Изогнувшийся, наклоняясь вперёд, он походил на кошку, готовую прыгнуть». | В ужасе закрыл глаза и свалился с лавки. |
Зачем им нужны деньги | Для того, чтобы пить с дружками, угощать их и в пьяном веселье забывать, что он отверженный босяк. | Для того, чтобы покончить со своей нищетой, построить дом, жениться на той, которая нравится, не думая о её приданом. |
Отношение друг к другу | Жалость и, в то же время , ненависть, презрение к жадности Гаврилы. | Недоверчивость, презрение к отверженному босяку. Боится Челкаша, покорен ему из-за страха. |
Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи
У Григория Челкаша запоминающаяся внешность: он высокий, костлявый, смуглый, немного сутулится. Лицо острое, угловатое, кажется хищным из-за горбатого носа и холодных серых глаз. Взгляд у него острый, сверкающий, как у хищника. Волосы у Челкаша чёрные с проседью, брови густые, бурые усы длинные и густые. Весь его облик напоминал степного ястреба. И походка была плавная и с виду спокойная, но внутренне возбуждённая и зоркая, как лёт ястреба.
Ходил он босой, в старых штанах, в ситцевой рубахе, без шапки. Вёл Челкаш себя всегда свободно, смело, зорко смотрел на окружающих, отпускал колкие шутки. Говорил он кратко, уверенно, грубовато. Когда бывал не в духе, речь его была отрывистая и резкая.
Антипод Челкаша — молодой парень Гаврила. Он и внешне абсолютно не похож на Григория: русоволос, коренаст, широкоплеч, с крепкими, короткими руками, с детским круглым лицом, обветренным и загорелым. Взгляд больших голубых глаз доверчив и добродушен.
Одет Гаврила в синюю пестрядинную рубаху, такие же штаны, на ногах — лапти, а на голове — оборванный рыжий картуз.
При знакомстве с Челкашом парень вёл себя просто, доверчиво. Речь его простая, с просторечными словами и выражениями.
Социальное, семейное положение, род занятий
Гришка Челкаш — бездомный босяк, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Босяцкую жизнь он вёл уже 11 лет. Родом он из зажиточного крестьянского семейства, когда-то был женат, служил солдатом в гвардии. А сейчас Челкаш — «вор, гуляка, оторванный от всего родного».
Гаврила тоже родом из крестьян, живёт бедно, хозяйство у них с матерью убогое, лошадь старая, земля неплодородная. Парень не хочет идти в зятья в дом к зажиточному крестьянину, так как придётся работать на тестя.
Челкаш и Гаврила
5
(1)
В рассказе «Челкаш» два персонажа — Челкаш и Гаврила.
Принято было считать, что в этом рассказе Горький романтизирует босяка. Однако текст рассказа не даёт оснований для такого вывода, Горький скорее жалеет его. Мы не узнали из рассказа, почему так сложилась судьба Челкаша, что сломало его, превратило в босяка. Есть лишь смутный намёк на горькую «чашу, которую судьба дала ему испить». Но одно очевидно — душа его жива. Перечитайте то место рассказа, где Челкаш вспоминает о прошлой крестьянской жизни.
Эти воспоминания воодушевляют его, в них столько поэзии, душевного тепла. Ясно, что не босяцкая жизнь сделала Челкаша таким душевно щедрым, каким мы встречаем его на страницах рассказа, что основы этого характера закладывались в его прошлом, в прошлой крестьянской жизни. Для Челкаша главное в крестьянской жизни свобода, независимость: «Хозяин ты есть сам себе. У тебя твой дом — грош ему цена — да он твой. У тебя земля своя — и того её горсть — да она твоя! Король ты на своей земле! У тебя есть лицо … ты можешь от всякого потребовать уважения к себе».
Слова Челкаша — это подлинный гимн крестьянской жизни, земле. Именно здесь, в крестьянском труде, подлинная свобода. Свобода босяка Челкаша иллюзорна, он каждую минуту может быть схвачен и отправлен за решётку. При всей внешней независимости он — несвободен и понимает это. Потому так больно ранят его слова Гаврилы: «Вот глядь-ка на себя, что ты теперь такое без земли? Землю, брат, как мать, не забудешь надолго».
Одиннадцать лет босячества отделили Челкаша от прошлой крестьянской жизни, но она продолжает будоражить его воображение, наполняет теплом сердце. Расскажите о прошлой жизни Григория (Челкаша). Обратите внимание на то чувство глубокой любви к земле, которым окрашено это воспоминание, и на чувство одиночества, «выброшенности навсегда из того порядка жизни».
Что произошло с крестьянством после революции? Как жили крестьяне в годы советской власти? Вспомните уже изученные произведения, в которых рассказывается о тех преобразованиях, которые произошли в деревне после революции. В чём состояла суть этих преобразований, как отразились они на жизни деревни, на сельских жителях? Почему Русская деревня стала умирать? В каких произведениях русской и родной литературы отражён процесс гибели деревни? Не тянет больше земля крестьянина к себе, отлучили людей от земли, и оказались обездоленными и люди, лишённые земли, и земля, оставленная без крестьянского присмотра. Подумайте, справедливо ли это высказывание. Мотив независимости, воли, свободы звучит на протяжении всего повествования.
Кажущейся свободе босяка противопоставлена свобода самостоятельного крестьянина, хозяина. Для Гаврилы свобода — это не только «сам себе хозяин, пошёл — куда хошь, делай — что хошь, гуляй, знай, как хошь». Он высказывает серьёзную мысль: «Бога только помни». Как вы понимаете эти слова? Можно ли считать, что Гаврила сознаёт, что свобода — не вседозволенность, она ограничена нравственными нормами, которые даны в религии? Нарушил ли сам Гаврила христианскую заповедь, какую? Есть ли в вашей религии такая же заповедь? Какую христианскую заповедь нарушает Челкаш? Что понимает под свободой Челкаш и что Гаврила?
Обратите внимание на двойственность чувства, которое испытывает Челкаш к Гавриле. С одной стороны, ему нравится этот наивный, доверчивый и добродушный парень «с чистыми голубыми глазами». Он пробуждает в нём воспоминание о прошлой жизни.
В каких ситуациях у Челкаша появляется «холодное, злобное» чувство к Гавриле, в груди «нечто вроде ожога»? Какие слова Гаврилы больно ранили Челкаша? Можно ли предположить, что «злобное, холодное» чувство появлялось потому, что, глядя на Гаврилу, Челкаш понимал, как сам низко пал, занимаясь воровством, а потом пропивая легко полученные деньги, что в глубине души он понимал справедливость слов Гаврилы: «Тёмен ты … », «Чай, таких-то, как ты, — много! шатающих … », «Ненужный на земле человек»?
Гаврила наивен, доверчив, набожен. Вначале он искренне поверил, что Челкаш предложил ему поехать с ним ловить рыбу. Когда же понял, что идёт на тёмное дело», стал шептать слова молитвы, просить Челкаша отпустить его, укорял Челкаша: «Грешно тебе … душу ведь губишь! Он обещает, если всё закончится благополучно, отслужить молебен Николаю Чудотворцу. Однако на вопрос Челкаша: «Пошёп бы ещё раз на такое дело ради 200 рублей?» — отвечает утвердительно, несмотря на насмешливое замечание Челкаша: «Стой! А как душу-то загубишь?»
Вид денег меняет Гаврилу. Перескажите сцену, в которой Гаврила униженно просит Челкаша дать ему деньги. Какие чувства вызывает у вас эта сцена? Какие чувства к Гавриле испытывал Челкаш?
Очень просто назвать Гаврилу жадным, как это делает Челкаш. Однако вспомните, каким тяжёлым трудом доставались крестьянину деньги, на что собирался Гаврила потратить деньги, которые просил у Челкаша.
В чём проявились бесхитростность, простодушие Гаврилы? Попробуем разобраться в чувствах Гаврилы, объяснить его поступок.
Взволнованный, возбуждёный только что полученными деньгами, которые стали для него настоящим богатством, способным круто изменить всю его жизнь, Гаврила тут же теряет их, даже не поняв, что случилось. Хотел ли Гаврила убить Челкаша, когда запустил в него камнем? Какие чувства испытал Гаврила, когда совершил свой греховный поступок и увидел, что Челкаш лежит в луже крови?
Подумайте над его словами: «Брат, прости! Дьявол это меня … сними грех с души». Как вы понимаете эти слова? Верите ли вы в искреннее раскаяние Гаврилы? В искренность его просьбы опрощении?
Развиваем свою речь Челкаш называет Гаврилу телёнком. Объясните, каково значение этого слова в данном контексте. Как вы понимаете выражения «темное дело», «больно тёмен ты»? В каком значении употреблено в этих словосочетаниях слово «тёмный», какие ещё значения этого слова вы знаете?
Расскажите, как вы понимаете следующий художественный образ: «вереница грузчиков, несущих хлеб в животы судов, чтобы заработать несколько фунтов хлеба для себя». Какую картину рисует ваше воображение? Объясните выражение: «лицо, искажённое восторгом жадности». Вспомните, что восторг обычно воодушевляет, вдохновляет, освещает лицо. Вероятно, вы никогда не встречали словосочетания «восторг жадности». Тут создан выразительный художественный образ. Раскройте его значение.
Подумайте над смыслом следующих строк: «Никогда за всю жизнь его, Челкаша, не били так больно». О какой боли идёт речь? Составьте сравнительную характеристику Челкаша и Гаврилы.
Таким образом, выбранный путь осмысления этого рассказа поможет учащимся задуматься и, возможно, даже понять состояние Гаврилы в тот момент, когда он запустил камнем в Челкаша, не осуждать его слишком строго. Предложенный анализ снимает всякий налёт романтичности с Челкаша, представляя его без всяких прикрас и предлагая скорее пожалеть его. И, главное, он заставляет серьёзно задуматься над судьбой тысяч таких обездоленных крестьян, как Гаврила, не рубить с плеча, осуждая его, понять, как тяжелы жизнь и судьба русского крестьянства. Но это в рассказе как бы отходит на второй план.
5 / 5. 1
.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Тест с ответами: “Творчество М.Горького” Творчество М. Горького (тест) с ответами для учащихся 11 класса. Тесты по творчеству М.Горького. Тесты в форме ЕГЭ. Тест по творчеству А. Блока и М.Горького. Каждый тест состоит из 6 вопросов. Обучающимся предлагается ответить на вопросы о литературных направлениях, к которым принадлежали литераторы, о художественных приёмах, используемых ими. Место пьесы «На дне» в творчестве Максима Горького.
Если вы ищите ответы по тесту Творчество М.Горького то они представлены ниже:
1. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности. Какое из произведений Горького не соответствует этому утверждению:
а) “Челкаш”
б) “На дне” +
в) “Старуха Изергиль”
2. Необходимо определить жанр пьесы Горького “На дне”:
а) социально – философская драма +
б) мелодрама
в) бытовая драма
3. Главным предметом изображения в пьесе Горького “На дне” является:
а) быт людей “дна”
б) жизненные обстоятельства, приведшие людей на “дно”
в) сознание людей, выброшенных на “дно” в результате социальных процессов, происходивших в русском обществе на рубеже веков +
4. Какая сцена является завязкой основного конфликта в пьесе “На дне”:
а) появление Луки в ночлежке +
б) разговор Костылева с ночлежниками в 1 акте о Василисе
в) рассказ – притча Луки о праведной земле
5. Горький был уроженцем этого города:
а) Москвы
б) Самары
в) Нижнего Новгорода +
6. Годы жизни писателя:
а) 1895 – 1925
б) 1868 – 1936 +
в) 1870 – 1921
7. Какое образование получил писатель:
а) учился в гимназии
б) учился дома
в) оба ответа не правильные +
8. Как назывался рассказ, сделавший имя писателя известным:
а) “Челкаш” +
б) “Мальва”
в) “Макар Чудра”
9. Укажите, какой новый тип героя ввёл Горький в своих произведениях:
а) романтический герой
б) новые люди
в) лишний человек +
10. Какой художественный приём использовал писатель в следующем отрывке в выделенных предложениях: “Ночь была тёмная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов… Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день”:
а) антитеза
б) метафора +
в) гипербола
11. Кого из персонажей ранних рассказов писателя люди наказали за гордость и за то, что он считал себя выше других:
а) Ларру +
б) Лойко Зобара
в) Макара Чудру
12. Какую из пьес Горького публика встречала восторженно, “как пьесу – буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала”:
а) “Дачники”
б) “На дне” +
в) “Мещане”
13. Кто из персонажей пьесы “На дне” заявляет: “Я рабочий человек… И с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу”:
а) Клещ +
б) Сатин
в) Пепел
14. Кому из героев пьесы “На дне” принадлежат следующие слова: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!”:
а) Бубнов
б) Лука
в) Сатин +
15. Кому из героев пьесы “На дне” принадлежат следующие слова: “Всякая блоха не плоха, все – черненькие, все – прыгают”:
а) Лука +
б) Костылев
в) Сатин
16. Носителем какой идеологии является Лука в пьесе “На дне”:
а) носителем идеи крайнего индивидуализма
б) выразителем идеи покорности и смирения перед жизненными обстоятельствами +
в) выражает идею раболепия перед власть имущими
17. Необходимо назвать героя пьесы, в уста которого писатель вкладывает авторскую точку зрения:
а) Бубнов
б) Лука
в) Сатин +
18. Как относился писатель к первой русской революции:
а) отрицательно
б) активно поддерживал +
в) настороженно
19. Кто из персонажей пьесы, прикрываясь служением Богу, грабит людей:
а) Сатин
б) Барон
в) Костылев +
20. Необходимо указать героя пьесы, которому принадлежат слова: “Руки у меня были такие желтые от краски: меха подкрашивал я … Я уж думал до самой смерти не отмою …А теперь во они, руки… просто грязные … да!”:
а) Клещ
б) Бубнов +
в) Сатин
21. Как называлось место на Земле, где “люди друг дружке – завсяко – просто помогают”:
а) праведная земля +
б) Новая Земля
в) земля обетованная
22. По мнению Актёра, без чего “нет человека”:
а) профессии
б) имени +
в) свободы
23. Кому из персонажей пьесы принадлежат следующие слова: “По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?”:
а) Костылеву
б) Сатину
в) Бубнову +
24. Настоящее имя и фамилия писателя:
а) Владимир Митыпов
б) Алексей Пешков +
в) Яков Босой
25. Причина, по которой в 1888 году Горького арестовали:
а) публикация первого рассказа
б) незаконный выезд за границу
в) пропаганда революции +
26. В каком году был написан рассказ “Челкаш”:
а) 1895 год
б) 1894 год +
в) 1893 год
27. В каком году был напечатан рассказ “Челкаш”:
а) 1895 год +
б) 1894 год
в) 1893 год
28. Пьеса “На дне” была написана в:
а) 1900
б) 1901 – 02 году +
в) 1903
29. Дата первой публикации пьесы “На дне”:
а) 1901
б) 1902
в) 1903 +
30. Сколько лет было Луке в пьесе “На дне”:
а) 60 +
б) 40
в) 55
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.
Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004
Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором
Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты
Страницу просмотрели — раз!
Оценить статью:
Загрузка…
Контрольный тест по литературе за 1 полугодие
Вариант 1.
1.Центральной фигурой
какого течения русской поэзии рубежа 19-20 веков был А.Блок?
А) футуризм;
Б) акмеизм;
В) символизм;
Г) имажинизм.
2. Какая общая тема
объединяет стихотворения Блока «Русь», «Коршун», «На поле Куликовом»?
А) любовь;
Б) поэт и поэзия;
В) революция;
Г) Родина.
3. Назовите произведение
Блока, в котором, говоря о своей любви к Родине, поэт восклицает:
О, Русь моя! Жена моя!
До боли нам ясен долгий
путь!
А) «Двенадцать»;
Б) «Коршун»;
В) «На поле Куликовом»;
Г) «Россия».
4. Произведение Блока,
написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя «музыку революции»,
называется:
А) «Коршун»;
Б) «Фабрика»;
В) «Двенадцать»;
Г) «Русь».
5. Поэма «Двенадцать»
начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?
А) параллелизм;
Б) сравнение;
В) антитеза;
Г) гипербола.
6. Кому посвящён
поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?
А) Волоховой;
Б) Менделеевой;
В) Дельмас.
7. Стихотворение С.Есенина
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:
А) «Арабские мотивы»;
Б) «Персидские мотивы»;
В) «Грузинские сказки»;
Г) «Персидские песни».
8. Какая тема является
сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?
А) тема революции;
Б) тема юношеской любви;
В) тема преобразований в
деревне;
Г) тема крестьянского быта
в послереволюционное время.
Куприн, Бунин, Горький.
9. Соотнесите имена авторов
и названия произведений:
А) Чехов;
Б) Куприн;
В) Горький;
Г) Бунин.
А) «Ионыч»;
Б) «Старуха Изергиль»;
В) «Олеся»;
Г) «Господин из
Сан-Франциско»
А) А,А; Б,Б; В,В; Г,Г.
Б) А,Б; Б,А; В,Г; Г,В.
В) А,Г; Б,Б; В,В; Г,А.
Г) А,А; Б,В; В,Б; Г,Г.
10. В каких произведениях
из списка выше звучит тема испытания героя любовью?
А) А,Б;
Б) А,В;
В) А,Г;
Г) Б,Г.
11. Исключите из списка названий
одно «лишнее»:
А) «Ионыч»;
Б) «Старуха Изергиль»;
В) «Олеся»;
Г) «Господин из
Сан-Франциско».
12. Мотивируйте выбор
«лишнего» названия в предыдущем задании:
А) это произведение
написано одним автором, а остальные – другим;
Б) это произведение – роман,
а остальные повести и рассказы;
В) герой этого произведения
не имеет имени;
Г) герой этого произведения
стар; а герои остальных молоды.
13. Кто из героев А.Куприна
в своём монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя твоё»?
А) Соломон – Суламифи;
Б) Желтков – Вере Шеиной;
В) Желтков – Богу;
Г) Ромашов – Шурочке.
14. Какой художественной
деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?
А) письмо к возлюбленному;
Б) букет полевых цветов;
В) косынка Олеси;
Г) нитка красных бус.
15. Почему расстаются герои
повести «Олеся»?
А) Иван Тимофеевич уехал в
Петербург по делам службы;
Б) Олеся полюбила другого
человека;
В) Олесю вынуждают покинуть
родные места;
Г) урядник обвинил Олесю в
воровстве.
16. Какая проблема
затрагивается в повести «Олеся»?
А) природы и цивилизации;
Б) становление личности и
выбора жизненного пути;
В) реформирование общества.
17. Какую музыку использует
А.Куприн в повести «Гранатовый браслет» для утверждения основной идеи
произведения?
А) Чайковский «Времена
года»;
Б) Свиридов «Метель»;
В) Бетховен «Соната №2»;
Г) Моцарт «Реквием».
18. Кому из героев
А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире»?
А) князь Шеин;
Б) чиновник Желтков;
В) генерал Аносов;
Г) княгиня Шеина.
19. Из какого источника был
взят Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?
А) древняя легенда;
Б) Библия (Ветхий Завет);
В) авторский вымысел;
Г) исландские саги.
20. Какова основная идея
рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
А) описание путешествия
богатого американского туриста через Атлантику в Европу;
Б) разоблачение революции в
России;
В) философское осмысление
человеческого существования в целом;
Г) восприятие американцами
Советской России.
21. Укажите название
рассказа Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задал
себе такие вопросы: «Но, Боже
мой, что же было бы дальше?
Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница
постоялой горницы,
а моя жена, хозяйка моего
петербургского дома, мать моих детей?»?
А) «Антоновские яблоки»;
Б) «Лёгкое дыхание»;
В) «Тёмные аллеи»;
Г) «Господин из
Сан-Франциско».
22. Какое из перечисленных
произведений Горького относится к раннему романтическому творчеству ?
А) «Мать»;
Б) «Супруги Орловы»;
В) «На дне»;
Г) «Макар Чудра».
23. Ведущей темой рассказа
Горького «Старуха Изергиль» является:
А) тема свободы,
самопожертвования;
Б) тема милосердия;
В) тема босячества;
Г) тема одинокой старости.
24. Какую песню исполняют
герои пьесы «На дне»?
А) «Дубинушка»;
Б) «Среди долины ровныя»;
В) «Варшавянка»;
Г) «Солнце всходит и
заходит».
25.Кого из обитателей
костылёвской ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?
А) Актёра;
Б) Барона;
В) Пепла;
Г) Бубнова.
26. Какому герою пьесы «На
дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?
А) Сатину;
Б) Луке;
В) Актёру;
Г) Клещу.
27. Завязкой конфликта в
пьесе «На дне» является:
А) смерть Анны;
Б) появление Луки;
В) монолог Сатина;
Г) самоубийство Актёра.
28. Какая проблема не
затрагивается в рассказе «Челкаш»?
А) человеческого достоинства;
Б) нравственного выбора;
В) границ свободы личности;
Г) патриотизма.
Ответы: 1 – в,2 – г, 3 – в,
4 – в, 5 – в, 6 – б, 7 – б, 8 – б, 9 – г, 10 – б, 11 – г, 12 – в, 13 – б, 14 –
г, 15 – в, 16 – а, 17 – в, 18 – в, 19 – б, 20 – в, 21 – в, 22 – г, 23 – а, 24 –
г, 25 – в, 26 – а, 27 – б, 28 – г
Данный тест
позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе
и проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по
отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на
проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики
произведения и его художественного своеобразия.
В
разделе «Ключи» каждый ответ оценивается 1 баллом.
«5» 25-28 баллов
«4»—19-24 балла
«3»- 14- 18 баллов
«2»- 0-13 баллов
Вариант 2
1. Найти в цепочке
третье лишнее. Объяснить выбор.
Элегия – эпопея –
эпитафия
2. Что общего в
использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или опишите его.
-Сырое утро ежилось и дрыхло.
-Отговорила роща золотая
Березовым,
веселым языком
3. Напротив каждой
фамилии написать название сборника.
К. Бальмонт
«Огненный столп»
Н. Гумилев
«Вечер»
А.
Ахматова
«Будем как солнце»
4. Приверженцем
какого литературного направления являлся А.А. Блок?
1) акмеизм 2) символизм 3) футуризм
5.Кому из русских
писателей была присуждена Нобелевская премия?
1) А.
Блоку 3)
А. Чехову
2) А.
Куприну 4)
И. Бунину
6.Назовите настоящую
фамилию А.А Ахматовой.
7.Благодаря чему
достигло стихотворение М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»
большей популярности?
8.О ком пишет
А.Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и
упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было
около тридцати, тридцати пяти?
1)
Желткове 2)
Густаве Ивановиче
3) Князе Василии
Львовиче
9. Основные
проблемы творчества И.А. Бунина (исключите лишнее):
1) любовь
2) смерть 3) память о России 4) революция
10. Какой мелодии не
слышно в поэме Блока «Двенадцать»
1)
Марш 2)
Танго
3)
Частушка 4)
Романс
11. Какому герою
пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит
гордо!»?
1)
Сатину 2)
Луке
3) Автору
12.Какой рассказ
А.И. Куприна опирается на библейский сюжет и представляет собой художественную
стилизацию «Песни Песней»?
1) «Суламифь»
2) «Олеся» 3) «Гранатовый браслет»
13. Какую музыку использует Куприн для
утверждения основной идеи произведения?
1)П.И.Чайковский «Реквием»;
2)Г.Свиридов «Метель»;
3)Л.Ван Бетховен «Соната № 2»?
14. Какому из поэтов
посвящены эти строки:
В певучем граде моем
купола горят,
И Спаса светлого
славит слепец бродячий,
И я дарю тебе свой
колокольный град,
…! – и сердце свое
в придачу. (М.
Цветаева)
1) А.А. Блоку
2) А.С. Пушкину 3) А.А.
Ахматовой
15. Найти в цепочке
третье лишнее. Объяснить выбор.
Метафора – анафора —
синекдоха
16.Что общего в использовании подчеркнутых слов? Назовите данный прием или
опишите его.
-Опять серебряные змеи
Через сугробы
поползли.
-Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня…
17.Напротив названия
каждого поэтического сборника напишите имя его автора
«Колчан» А.
Ахматова
«Чётки»
Н.
Гумилёв
« В
безбрежности» К. Бальмонт
18. В чем
заключается идея рассказа А. Куприна «Олеся»? С каким циклом рассказов русского
писателя 19 века он связан?
19.Кто из русских
писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной
классики?
1) М.
Горький 3)
А. Куприн
2) И.
Бунин 4)
Л. Андреев
20.К какому
поэтическому направлению начала двадцатого века относится творчество А.
Ахматовой?
1)
футуризм 3)
акмеизм
2)
символизм 4)
модернизм
21.Высшим
предназначением поэта М. Цветаева считала:
1) воспевание
женской доли и женского счастья
2) отстаивание
высшей правды – права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность
3) стремление поэта
быть носителем идей времени, его политическим трибуном
22. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» А. Блока является произведением:
1. На историческую тему 2.
О современности
3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего?
23. Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?
1.
Бубнов 2.
Сатин
3.
Клещ 4.
Лука
24. Основоположником какого направления в литературе явился А.М. Горький?
1) романтизм 2)критический реализм
3) социалистический реализм
25. Укажите, какой
тип композиции использует М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль»:
1)Зеркальную;
2)Циклическую;
3)Последовательную;
4)Обрамляющую (рамочную)
26. Назовите
настоящую фамилию Игоря Северянина.
27. Какому поэту XX
века посвящены стихи?
Вы
ушли,
как
говорится,
в
мир иной.
Пустота…
Летите,
в
звёзды врезываясь.
Ни
тебе аванса,
ни
пивной.
Трезвость.
В.
Маяковский.
28. Что в рассказе «Гранатовый браслет»
является основным средством характеристики героев?
1)Авторская характеристика;
2)Внутренние монологи;
3)Отношение героев к чувству Желткова;
4)Пейзажи, художественные детали
Ответы:
1. Эпопея. Эпический
жанр, все остальные — лирические жанры.
2. Разновидности
метафоры: в первом – олицетворение; во втором – олицетворение и метафорические
эпитеты.
3. Бальмонт «Будем
как Солнце», Гумилев – «Огненный столп», Ахматова – «Вечер».
4. 2.
5. 4.
6. Анна Андреевна
Горенко.
7. Выходу в свет
кинофильма «Ирония судьбы», где представлены стихи Цветаевой, переложенные на
музыку в исполнении А. Пугачевой.
8. 1.
9. 4.
10. 2.
11. 1.
12. 1. «Суламифь»
13. Поэма Н.В.
Гоголя «Мертвые души».
14. 2. А. Ахматовой.
15. Анафора – стилистическая фигура,
остальные явления — тропы.
16. Разновидности метафоры. В первом названо
только средство сравнения, а объект опущен, во втором – метафора (каплю
жалости).
17. «Колчан» — Н. Гумилёв, «Чётки» — А.
Ахматова, «В безбрежности» — К. Бальмонт.
18. А. Куприн показывает, что только в единении
с природой, в сохранении естественности человек способен достичь чистоты и
благородства. С циклом рассказов И. Тургенева «Записки охотника».
19. 2.
20. 3.
21. 2.
22. 3.
23. 2.
24. 3.
25. 1,2.
26. Игорь Васильевич Лотарёв.
27. С. Есенину.
28. 3
Данный тест
позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе
и проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по
отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на
проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики
произведения и его художественного своеобразия.
В
разделе «Ключи» каждый ответ оценивается 1 баллом.
«5» 25-28 баллов
«4»—19-24 балла
«3»- 14- 18 баллов
«2»- 0-13 баллов