Тест по литературе 5 класс по сказкам пушкина фгос

Тест по литературе народные сказки 5 класс вариант 1. выполнила 1. в каких сказках действуют добрый молодец, иван-дурак, жар-птица? а

Тест по литературе «Народные сказки» 5 Класс

Вариант 1. Выполнил(а)__________________________________________

1. В каких сказках действуют добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

2. Русская народная сказка — это а) остросюжетный рассказ с фантастическим содер­жанием; б) историческая повесть; в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

3. Кто является творцом сказок? а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Боян; г) народ.

4. На какие виды делятся сказки? а) приключенческие; б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

5. Кто из сказочных зверей добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.


ЭТАЛОН. Вариант 1: 1а; 2в; 3г; 3вде; 4а. Вариант 2: 1бгд; 2бвежз; 3б; 4абди; 5бде. Вариант 3: 1д; 2б; 3в; 4вгежз; 5г..

Вариант 2. Выполнил(а)__________________________________________

1. Какие художественные приёмы наиболее часто используются в сказках? а) рифма; б) постоянный эпитет; в) сравнение; г) метафора; д) гипербола; е) монолог.

2. Какие волшебные предметы используются в сказ­ках? а) рушник; б) ковёр-самолет; в) клубок; г) свеча; д) книга; е) сапоги-скороходы; ж) шапка-невидимка; з) меч-кладенец.

3. Кто из сказочных зверей храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите помощников. а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Какие из сказок — волшебные?

а) «Лисичка-сестричка и волк»; б) «Иван-царевич и серый волк»; в) «Лиса, заяц и петух»; г) «Морозко»; д) «Василиса Премудрая»; е) «Царевна-лягушка».

Вариант 3. Выполнил(а)__________________________________________

1. Кто из сказочных зверей глупый, прожорливый, недалёкий? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

2. Признаки волшебных сказок: а) весело и поучи­тельно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоин­ства; б) испытать ге­роя, вступившего в борьбу с волшебными силами; в) рассказать о нео­бычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

3. В каких сказках действуют кот, лиса, петух, козёл, волк? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите вредителей:


а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Кто из сказочных зверей злой, глупый, жестокий, незадачливый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

Вариант 1. Выполнил(а)__________________________________________

1. В каких сказках действуют добрый молодец, Иван-дурак, Жар-птица? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных. А

2. Русская народная сказка — это а) остросюжетный рассказ с фантастическим содер­жанием; б) историческая повесть; в) жанр устного народного творчества; г) легенда.

3. Кто является творцом сказок? а) писатель-сказочник; б) летописец; в) древний певец Боян; г) народ.

4. На какие виды делятся сказки? а) приключенческие;

б) биографические; в) волшебные; г) исторические; д) социально-бытовые; е) о животных.

5. Кто из сказочных зверей добродушный, сильный, мудрый, медлительный, добрый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

Вариант 2. Выполнил(а)__________________________________________

1. Какие художественные приёмы наиболее часто используются в сказках? а) рифма; б) постоянный эпитет; в) сравнение; г) метафора; д) гипербола; е) монолог.

2. Какие волшебные предметы используются в сказ­ках? а) рушник; б) ковёр-самолет; в) клубок; г) свеча; д) книга; е) сапоги-скороходы; ж) шапка-невидимка; з) меч-кладенец.

3. Кто из сказочных зверей храбрый, веселый, ласковый, дружелюбный? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.


4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите помощников. а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Какие из сказок — волшебные? а) «Лисичка-сестричка и волк»; б) «Иван-царевич и серый волк»; в) «Лиса, заяц и петух»; г) «Морозко»; д) «Василиса Премудрая»; е) «Царевна-лягушка».

Вариант 3. Выполнил(а)__________________________________________

1. Кто из сказочных зверей глупый, прожорливый, недалёкий? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

2. Признаки волшебных сказок: а) весело и поучи­тельно рассказать о проделках животных, показать пороки и достоин­ства; б) испытать ге­роя, вступившего в борьбу с волшебными силами; в) рассказать о нео­бычном происшествии; действие происходит в обычной обстановке.

3. В каких сказках действуют кот, лиса, петух, козёл, волк? а) в волшебных; б) социально-бытовых; в) о животных.

4. В волшебных сказках каждый персонаж играет определённую роль. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Выберите вредителей: а) конь; б) заяц; в) Змей Горыныч; г) гуси-лебеди; д) щука; е) Баба Яга; ж) лиса; з) Кощей Бессмертный; и) серый волк.

5. Кто из сказочных зверей злой, глупый, жестокий, незадачливый? а) медведь; б) кот; в) лиса; г) волк; д) козёл.

doc4web.ru

Тест по литературе 5 класс. тема «Русские народные сказки. Сказка «Царевна лягушка».

Тест. Русские народные сказки. «Царевна – лягушка»

Жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:

  1. загадка;

  2. колыбельная песня;

  3. сказка:

  4. потешка

1

А2

В какой строчке правильно указаны виды сказок:

1. сказки о животных, волшебные сказки, сказки о растениях;

2. волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

3. бытовые сказки, волшебные сказки, сказка «Царевна – лягушка»

1

А 3

«Жили – были старик да старуха…» — это:

  1. присказка;

  2. зачин;

  3. эпитет;

  4. концовка

1

А 4

К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»:

  1. бытовая сказка;

  2. волшебная сказка;

  3. сказка о животных;

  4. сказка о добре и зле

1

А 5

Главной идеей сказки «Царевна – лягушка» является:

  1. герои добиваются победы добра и справедливости, преодолев различные испытания;

  2. Василиса Премудрая лучше всех выполнила три приказа царя;

  3. Иван – царевич сжег лягушачью кожу

1

В1

Кому принадлежат слова:

Сказка — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

_________________________________________________

2

В2

Укажите художественное средство, помогающее описать образ Василисы Премудрой («красная девица»)

3

В 3

Какие животные помогали Ивану – царевичу?

__________________________________________

2


В 4

Какие черты характера Ивана – царевича помогли отыскать Василису Премудрую?

3

С1

Чему учит сказка «Царевна – лягушка»?

максимально 13 баллов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностическая работа по литературе проводится после изучения темы «Устное народное творчество. Русские народные сказки» с целью определения уровня усвоения учебного материала обучающимися 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений в контексте перехода на ФГОС ООО.

Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в 5-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.

Задания диагностической работы охватывали практически все изученные темы раздела «Устное народное творчество. Русские народные сказки» (жанры фольклора, виды сказок, структура сказки, средства художественной выразительности, тема и идея художественного произведения, речевая деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 5 класса работать с различными литературоведческими терминами и понятиями и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

Число заданий

Определять жанр художественного произведения

1


Знать и уметь определять виды сказок

2

Уметь определять средства художественной выразительности в художественных произведениях

1

 Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания

2

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок

1

Знать содержание и авторов художественных произведений

1

 Создавать письменные монологические высказывания в ответ на поставленный вопрос по произведению художественной литературы

1

Итого:

19

К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать средства художественной выразительности, а также умение действовать согласно инструкции.

Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения.

Тест состоит из трех частей. В части А даны четыре варианта ответа на поставленный вопрос, учащийся должен выбрать правильный ответ (ВО). В части В в трех ученик сам должен дать краткий ответ (КО). Часть С — творческая, в которой проверяется не только уровень изученности текста, но и степень владения учащимися навыками связной письменной речи (РО).

Максимальное количество баллов — 38 баллов

  1. % от максимальной суммы баллов — оценка «5»

60 – 80% — оценка «4»

40 – 60% — оценка «3»

0 – 40% — оценка «2»

Ответы

А 1

3

В 1

А.С. Пушкину

А 2

2

В 2

эпитет

А 3

2

В 3

медведь, селезень, заяц, щука

А 4

2

В 4

смелость, справедливость, доброта

А 5

1

infourok.ru

Тест: Литература. Итоговый тест по теме «Сказки», 5 класс

Тематический тест по русской литературе. 5 класс. Предназначен для проверки усвоения темы «Сказки». Проводится после завершения её изучения. В тесте 12 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным.

Литература 5 класс | Автор: Автор: Тихонова надежда андреевна | ID: 1055 | Дата: 21.1.2014

«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;};
}
}

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Тест: Итоговый тест по теме «Сказка «Царевна-лягушка», 5 класс

Итоговый тест по русской литературе предназначен для проверки усвоения темы «Сказка «Царевна-лягушка». Проводится после завершения её изучения. В тесте 12 вопросов и 3 варианта ответа, один из которых является правильным. Цель теста: проверка усвоения о

Литература 5 класс | Автор: Тихонова Надежда Андреевна | ID: 878 | Дата: 7.1.2014

«;} else {document.getElementById(«torf1″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(1)==»1″) {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf2″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(2)==»1″) {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf3″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(3)==»1″) {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf4″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(4)==»1″) {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf5″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(5)==»1″) {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf6″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(6)==»1″) {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf7″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(7)==»1″) {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf8″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(8)==»1″) {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf9″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(9)==»1″) {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf10″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(10)==»1″) {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf11″).innerHTML=»»;};
if (answ.charAt(11)==»1″) {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;} else {document.getElementById(«torf12″).innerHTML=»»;};
}
}

Получение сертификата
о прохождении теста

testedu.ru

Контрольный тест по литературе к разделу «Сказки»; 5 класс — К уроку — Русский язык и литература

Авторский тест
по литературе 5 класс (по программе
Меркина Г.С.)

Контрольные
вопросы по теме: «Сказки»

1……………….. — это
занимательный рассказ о необычных
фантастических вымышленных событиях
и приключениях.

2. Сказки можно
разделить на три вида:

а)
________________________________________________________________

б)
________________________________________________________________

в)
________________________________________________________________

3. В построении
сказки можно выделить:

а) п
а;

б) з
н;

в) к
а;

4. Вспомните
«сказочные формулы» и приведите примеры.

— о
я (__________________________________________________

__________________________________________________________________

— п
ры (
_____________________________________________________
__________________________________________________________________)

— постоянные э
ы (
__________________________________________
__________________________________________________________________)

— чудесные п
и ( ________________________________________

__________________________________________________________________)

5. Дайте определение
эпитету. Эпитет – это ____________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________.

6. Подберите синонимы
к устаревшим словам:

тужить —
_________________________________________________________

молвить —
_________________________________________________________

уста —
____________________________________________________________

снарядиться —
_____________________________________________________

почивать —
________________________________________________________

дивиться —
________________________________________________________
_

кручиниться —
______________________________________________________

7. Сколько существует
вариантов сказки «Царевна – лягушка»?
___________

8. Сказки не
рассказывают, не пересказывают, а
________________________.

9. К русской народной
сказке обращались многие русские
художники. Назовите художника (ов) , чьи
картины посвящены сказочным и былинным
сюжетам
__________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Приведите пример
русской народной сказки_________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Приведите пример
авторской сказки________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

pedsovet.su

Тест «Литературные сказки» 5 класс

Тесты. 5 класс

Тест по теме «Литературные сказки»

  1. Какой из перечисленных признаков отличает литературную сказку от народной?

а) в основе сказки – реальные события;

б) повторяющийся сюжет;

в) автор сказки – реальный человек;

г) добро всегда побеждает зло.

  1. Какого героя сказки называют литературным?

а) положительного героя;

б) любого героя сказки;

в) главного персонажа сказки;

г) героя сказки, автор которой известен.

3. Какая из перечисленных сказок не является литературной?

а) «Аленький цветочек»;

б) «Царевна-лягушка»;

в) «Кот в сапогах»;

г) «Спящая царевна».

  1. Герой какой сказки описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:­

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

  1. Соотнесите определения и литературные понятия:

а) ритм;

б) размер;

в) рифма.

1) правило чередования ударных и без­ударных звуков;

2) созвучие концов строк;

3) повторяемость однородных звуковых особенностей, равномерное чередова­ние ударных и безударных слогов.

  1. Как называется данная часть сказки?

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

а) зачин;

б) кульминация;

в) развитие действия;

г) концовка.

  1. Кто из перечисленных писателей является автором извест­ных сказок?

а) В.А Жуковский;

б) А.С. Пушкин;

в) И.С. Тургенев;

г) П.П. Ершов.

  1. Соотнесите произведения с их авторами.

а) П.П. Бажов;

б) В.А Жуковский;

в) А.С. Пушкин;

г) С.Т. Аксаков.

1) «Спящая царевна»;

2) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

3) «Аленький цветочек»

4) «Каменный цветок».

videouroki.net

Тест по литературе Русские народные сказки для 5 класса

Тест по литературе Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» для 5 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Зачем Синдбад отправился в путешествие?

1) торговать
2) воевать
3) совершить паломничество
4) учиться

А2. Кто похитил у Ивана-царевича Василису Премудрую?

1) Баба Яга
2) старший брат
3) Змей Горыныч
4) Кощей Бессмертный

А3. Кем был отец Синдбада?

1) царем
2) купцом
3) бедняком
4) поэтом

А4. Чему Синдбад приписывал свое спасение?

1) милости Аллаха
2) собственной находчивости
3) помощи друзей
4) случайности

Часть В

В1. Кто указал Ивану-царевичу, где спрятана Кощеева смерть?

В2. Сколько братьев было у Ивана-царевича?

Часть С

С1. Почему капитан корабля не поверил Синдбаду, когда тот назвал свое имя и потребовал вернуть товары?

2 вариант

Часть А

А1. Кем назначил Синдбада царь аль-Михрджан?

1) начальником гавани
2) своим советником
3) капитаном корабля
4) конюхом

А2. Какой город является родиной Синдбада?

1) Багдад
2) Дамаск
3) Басра
4) Касиль

А3. Чем оказался остров, на который неосторожно вышли Синдбад и его спутники?

1) коралловым рифом
2) вулканом
3) большой рыбой
4) джинном

А4. Кто помог Ивану-царевичу найти сундук, где была спрятана смерть Кощея Бессмертного?

1) волк
2) медведь
3) Баба Яга
4) орел

Часть В

В1. На ком женился старший брат Ивана-царевича?

В2. За какое время жены царевичей должны были соткать ковры?

Часть С

С1. Как Синдбаду удалось спастись в открытом море?

Ответы на тест по литературе Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» для 5 класса
1 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-1
В1. Баба Яга
В2. Два
2 вариант
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
В1. На боярской дочери
В2. За ночь

testschool.ru

Литература 5 класс.

                                             Контрольные и проверочные  тесты.

                                                     Тест № 1. Фольклор

  1. Фольклор – это:

А) особый вид творчества, сохранивший   связь с древним мышлением и  пониманием слова.

Б) искусство, создаваемое народом и бытующее  в широких народных массах.

В) устное народное творчество.

Г) набор произведений на различные  темы.

  1. Из какого  языка  заимствованно слово «фольклор»:

А)греческого

Б)латинского

В) французского

Г) английского.

  1. Кто является    автором  фольклорных произведений:

А)поэт;

Б)летописец;

В)певец-сказатель;

Г)народ.

  1. Какие из перечисленных  жанров относятся  к фольклору:

Баллада, загадка, песня,  пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, легенда, поговорка.

  1. Что такое  загадка:

А) детская игра

Б) фольклорный жанр

В) короткий  рассказ с остроумным концом.

  1. какие литературные приемы  лежат в основе загадки:

А)гипербола

Б)эпитет

В)сравнение

Г)метафора

  1. Rакие  новые формы загадок  приобрели популярность? Выберите  их  и дополните  список своими примерами:

Ребус, кроссворд, викторина, каламбур, чайнворд.

  1. Что такое  пословица:

А)образное сочетание слов;

Б)часть суждения, дающего  меткую оценку  события или человека

В)законченное  высказывание  назидательного характера

  1. Выберите пословиц близкие по  смыслу:

А)Любишь кататься, люби и саночки возить

Б)Слово  не воробей, вылетит – не поймаешь

В)хоть в лесной избушке  жить, а с любимым  быть

Г) с кем поведешься, от того и наберешься

      1)слово не стрела, а хуже стрелы разит

      2) без труда не выловишь  и рыбку из пруда

      3) с кем  хлеб-соль водишь, на того и походишь

      4) с милым рай и в шалаше.

  1. О каких исторических событиях и фактах говориться  в  пословицах  и поговорках:

А) вот тебе бабушка, и Юрьев день;

Б) двадцать пять лет – солдатский век.

В) как Мамай прошел?

  1. В чем  различие пословиц и поговорок:

А) меткость  и образность высказываний

Б) в основе  пословиц  лежит метафора, а в основе  поговорок – сравнение

В) пословица – законченное суждение, а  поговорка  — часть суждения.

  1. Объясните смысл  пословиц и поговорок:

А)не все золото, что блестит

Б)десятая вода на киселе

В) в Тулу со своим самоваром ездить

Г) делить шкуру  неубитого медведя

  1. Что  отличает  народную сказку от  мифа:

А) сюжет

Б)вымысел

В)художественные приемы

  1. что такое народная сказка:

а) остросюжетный рассказ  с фантастическим  содержанием

б) историческая повесть

в) жанр устного народного творчества

г) легенда

  1. Кто является  создателем сказок:

А) писатель  сказочник

Б) летописец

В)древний  певец Баян

Г) народ

  1. На какие  виды  делятся  сказки:

А) приключенческие

Б)биографические

В)волшебные

Г)исторические

Д) социально-бытовые

Е) о животных

  1. какие  художественные приемы  часто используются  в сказках:

А) рифма

Б)постоянный эпитет

В)сравнение

Г) метафора

Д)гипербола

Е) монолог

  1. В волшебных сказках   каждый персонаж играет   определенную роль. У главного  героя сказки  есть  помощники и вредители. Выберите их из списка героев.

Конь, заяц, Змей Горыныч, Баба Яга, лиса, Кощей Бессмертный, серый  волк.

  1. Соотнесите  виды сказок и соответствующие им  признаки:

        А) волшебные     1) цель сказки – весело и поучительно рассказать  о проделках            

                                         животных, показать  пороки и достоинства

        Б) бытовые          2) задача сказки – испытать героя, вступившего  в борьбу с

                                          волшебными силами

        В) о животных     3) цель сказки – рассказать  о необычайном происшествии,

                                         действие происходит  в обычной  обстановке.

Тест № 2. Литературная сказка

1.Какой из перечисленных признаков наиболее точно  характеризует  литературную сказку:

А) в основе сказки – реальные события

Б)повторяющийся сюжет

В)автор сказки – реальный человек

Г)добро  всегда побеждает зло?

2.Какого героя  сказки  называют литературным:

А) положительного  героя

Б) любого героя сказки

В)главного персонажа сказки

Г)героя сказки,  автор которой известен

   3.Какая из перечисленных сказок не является литературной:

  А) «Аленький – цветочек»

Б) «Лягушка-Царевна»

  В) «Кот в сапогах»

  Г) «Спящая царевна»

4. Герой  какой сказки  описан в отрывке? И что это за герой?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь  была царица,

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла,

Но зато горда, ломлива

Своенравна и ревнива.

5. Соотнесите определения  и литературные понятия.

Правило чередования  ударных и безударных  звуков                     Ритм

Созвучие концов строк                                                                         Размер

Повторяемость однородных  звуковых особенностей,

Равномерное чередование  ударных и безударных  слогов              Рифма

6. Кто из перечисленных  писателей является  автором известных  сказок:

А)  В.А.Жуковский,

Б)А.С.Пушкин

В)И.С.Тургенев

Г)П.П.Ершов

Тест № 3 «Муму»

1.Каков жанр произведения:

А) роман

Б)рассказ

В)очерк

Г)повесть

2.Что описал автор в «Муму»:

А) любовь Герасима к Муму

Б)жизнь столичного дворянства

В) духовное перерождение человека

3.С какой целью Тургенев вводит  описание каморки Герасима в рассказ:

А) углубить представление читателя  о герое

Б) воссоздать интерьер помещичьей усадьбы

В) выразить  авторское отношение  к герою

4. К кому  из героев  рассказа  мы видим  ироническое отношение  автора:

А) Татьяне

Б) к барыне

В) к Муму

Г) к Герасиму

Д) Гавриле

Е) Капитону

5. 1) распределите  последовательно элементы композиции  литературного произведения:

    Завязка, развязка, пролог, эпилог, развитие действия, экспозиция, кульминация.

    2) определите в рассказе  И.С.Тургенева «Муму»

    Завязку, кульминацию, развязку

6. Какие явления в «Муму» можно назвать символичными:

     А) описание жизни  барской усадьбы

     Б) угодливость  и бесправие  дворни

     Г) деспотизм барыни

     В) немоту Герасима

Тест № 4. «Бородино»

  1. К какому роду литературы относиться произведение:

   А) эпос

   Б) лирика

   В) драма

  1. что наиболее значимо, с вашей точки зрения, в стихотворении:

А) изображение битвы

Б) описание чувств и мыслей простых  солдат

В) мысли  поэта  о  роли  простого народа  в сражении

Г) размышление  о цене победы в сражении

  1. Кто  является  рассказчиком  в стихотворении:

А) автор

Б) солдат – участник сражения

В) полковник

Г) молодой воин

  1. Когда было написано  стихотворение:

А) в ходе сражения

Б) сразу после битвы

В) через 10 лет после сражения

Г) через 25 лет

  1. Какую  форму повествования  использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении:

А) повествование

Б) диалог

В) монолог

Г) авторское рассуждение

6.Что является  главным  в образе рассказчика:

А) отвага, смелость

Б) патриотизм

В) простота

Г) ироничность

Д)чувство  товарищества

7.Кто является  главным героем  в стихотворении:

А)рассказчик

Б)полковник

В)автор

Г) народ

8.Почему автор  называет  участников Бородинской битвы Богатырями? Как соотносит М.Ю.Лермонтов  формы местоимений «я» и «мы»? Какое местоимение использует  чаще и почему?

Вопросы по сказкам А.С.Пушкина

1. Алeксaндр Сeргeeвич Пушкин рoдился…

1. в Москве 2. в Михайловском 3. в Петербурге 4. в Болдино

2. Скoлькo бoгaтырей былo в «Скaзкe o мeртвoй цaрeвнe»?

1. 3 2. 7 3. 12 4. 33

3. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»?

1. в глаз 2. в лоб 3. в нос 4. в ухо

4. Нa кaкoм oстрoве выстрoил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?

1. на острове сокровищ 2. на острове Буяне 3. на острове невезения 4. на острове погибших корабле 

5. Цaрь Дaдoн — пeрсoнaж кaкoй скaзки?

1. «Сказки о царе Салтане» 2. «Сказки о золотом петушке»
3. «Сказки о попе и работнике его Балде» 4. «Сказки о рыбаке и рыбке»

6. Герой какой сказки имел обыкновение принимать необычный вид, догонять в море корабли, залезать в ящик?

7. В какой сказке работник принес своему хозяину оброк, обманув чертей?

8. Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

9. Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Но только не новым, а старым, разбитым.

10. Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане…»?

11. Кто это говорит:

« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?»

12. Что вымолвила Золотая Рыбка старику после первой их встречи?

13. В какое время года уехал царь в сказке «О мертвой царевне»?

14. В этой пушкинской сказке злодей зверски убил главную героиню, а троих ее малых детушек «в мешок поклал». 

 15. Бочка с женой и сыном царя Салтана поплыла:

А. на север. Б. на юг. В. на запад. Г. на восток.

16. Поп велел Балде взять с чертей оброк за:

А. два года. Б. три года. В. полгода. Г. год.

17. Душегрейка старухи, ставшей столбовою дворянкой, была сшита из:

А. горностая. Б. белки. В. соболя. Г. чернобурки.

18. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» пса звали:

А. Соколко. Б. Голубок. В. Воронок. Г. Палкаша.

19. Шамаханская царица уложила Дадона отдыхать на:

А. пуховую кровать. Б. парчовую кровать. В. тесовую кровать. Г. шелковую кровать.

20. Князь Гвидон сделал себе лук из:

А. дуба. Б. осины. В. тополя. Г. ясеня.

21. Царица разбила волшебное зеркальце об:

А. стол. Б. пол. В. стул. Г. лоб.

22. Бесенок, разговаривая с Балдой,:

А. заворчал, как медвежонок. Б. замяукал, как котенок. В. завизжал, как поросенок.
Г. поскакал, как жеребенок.

23. Во второй раз князь Гвидон превратился в:

А. муху.
Б. комара.
В. слепня.
Г. шмеля.

24. Царица грозила Чернавке:

А. палкой.
Б. дубинкой.
В. плеткой.
Г. рогаткой

25. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил ее обратно в море: «…Бог с тобой, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе…»

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?

26. В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса — своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей оброк платить?

27.. Почему царевич Елисей из сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» нарушил вечный сон мертвой царевны?

28. . «…Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе — все не горе. Отплачу тебе потом! Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил…» В какой сказке Пушкина царевич спас девицу-лебедь?

29. Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане…»?

30. Кем хотела стать для царя первая девица?

31. Кем хотела стать для царя вторая девица?

32.  Что хотела сделать для царя третья девица?

33.  Где сестрицы занимались рукоделием?

34. Где стоял царь, слушая разговор девиц?

35.   В какое время дня обвенчался царь?

36. Какого роста родился сын у царя?

37. Кто царю привез плохое известие?

38. Куда засобирался царь? (На войну.)

39. Что за остров был на пути в царство Салтана?

40. Что за первое чудо было?

41. Назовите второе чудо.

42. Кто выходил из моря?

43. Кто шел впереди богатырей?

44. Как звали сына Салтана?

45. В кого превратился Гвидон?

46. Какими словами заканчивается сказка?

47. Кто подсказал царевичу Елисею, где искать его невесту?

48. Назовите место жительство старика и старухи в сказке «Золотая рыбка».

49. Сколько времени они прожили в землянке?

50. Чем ловил старик рыбу?

51. Назовите занятия старухи?

52. Что поймал старик в первый раз?

53. Что поймал старик во второй раз?

54. Что посулила рыбка деду?

55. Как называла в гневе старуха старика?

56. Назовите первое желание старухи.

57. Как старик называл золотую рыбку?

58. Это звание получила старуха от золотой рыбки после приобретения избы.

59. В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по служебной лестнице, но в последствии теряет всё из — за безмерной тяги к стяжательству?

60. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способ ности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося, а последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения?

61. В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала отраву не менее красивой сопернице с целью её устранения, о тяжких последствиях этого поступка и о недопустимо больших затратах на погребение?

62. Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства и сам написал несколько сказок в стихах?

63. О ком это сказано? В какой сказке? Кто автор?

«… Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела:

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого»…

64. Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?

«… В сарачинской шапке белой

Весь как лебедь поседелый…»

65. К кому царевич Елисей НЕ ОБРАЩАЛСЯ за советом в поисках царевны?

1) К солнцу 2) К месяцу 3) К туче 4) К ветру

66. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря?

Викторина по сказкам А.С. Пушкина              

Ведущий:

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. В числе ваших самых первых в жизни книжек — сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете их наизусть. И конечно, каждый из вас воскликнет вслед за Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!»

 Мы знаем, вы любите игры,

 Песни, загадки и пляски,

 Но нет ничего интересней,

 Чем наши волшебные сказки.

 Сегодняшнее состязание проходит между двумя командами. Командой «Золотая рыбка» и командой «Черноморы».

Наш конкурс мы начинаем с представления команд.

Ведущий: Сейчас начинаем наш 1 конкурс- разминка. Вопросы задаются командам поочередно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. В «Сказке о попе и работнике его Балде», Балда говорил:

 «Ты бесенок еще молоденек,

   Со мною тягаться слабенек;

   Это было бы лишь времени трата.

   Обгони-ка сперва моего брата…»

Кто этот брат? Зайка.

  1. Какую плату назначил Балда за свою работу у попа?

«…в год за три щелчка полбу…»

  1. Как звали сына царя Салтана?

Гвидон.

4. «…белочка при всех

 Золотой грызет орех,

 Изумрудец вынимает,

 А скорлупку собирает,

 Кучки разные кладет

 И с присвисточкой поет

 При честном при всем народе…»

 Что пела белочка?

«Во саду ли, в огороде»

5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?

«Хочу быть владычицей морскою.

 Чтобы жить мне в окияне море,

 Чтоб служила мне рыбка

 золотая…»

6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?

 «Что тебе надобно старче?» —

 «Смилуйся, государыня рыбка!..,»

7.  Кто в «Сказке о мертвой царевне…» подсказал Елисею, где ему искать невесту?

Ветер.

8. Как звали пса, который жил у семи богатырей?

Соколко.

9.  Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

«…Волю первою твою

 Я исполню, как мою…»

10.  Какие слова обычно кричал золотой петушок, предупреждая об опасности?

«Кири-ку-ку.

 Царствуй, лежа на боку`»

Ведущий:  2 конкурс- «Знатоки сказок»

Я буду читать строки из сказок, вы должны назвать сказку,  откуда взяты эти строки, и сказать полное название сказки.  Вопросы задаются поочередно. За каждый правильный ответ- 2 балла.

1. «В синем небе звезды блещут,

 В синем море волны хлещут…

 Ветер по морю гуляет,

 И кораблик подгоняет. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ

 2. «Буду служить тебе славно,

 Усердно и очень исправно,

 В год за три щелка тебе по лбу,

 Есть же мне давай вареную полбу». «Сказка о попе и о работнике его Балде».

3. «Царь скопца благодарит,

 Горы золота сулит

 За такое одолженье, —

 Волю первую твою

 Я исправлю, как мою». («Сказка о золотом петушке»).

4. «Месяц под косой блестит,

 А во лбу звезда горит,

 А сама-то величава,

 Выступает будто пава,

 А как речь- то говорит,

 Словно реченька журчит». («Сказка о царе Салтане»).

 5. С первого щелка

 Прыгнул поп до потолка;

 Со второго щелка

 Лишился поп языка;

 А с третьего щелка

 Вышибло ум у старика.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

6. «Дом царевна обошла,

 Все порядком убрала,

 Засветила богу свечку,

 Затопила жарко печку,

 На полати взобралась

 И тихонько улеглась». («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).

Ведущий: 3 конкурс- «Собери фразу»

На экране будут  появятся слова, ваша задача как можно быстрее собрать из этих слов фразу и назвать из какой она сказки. Побеждает та команда, которая быстрее ответит. За каждый правильный ответ- 3 балла.

  1. “Свет мой, зеркальце! скажи,

      Да всю правду доложи:

      Я ль на свете всех милее,

      Всех румяней и белее?” («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1. Глядь: опять перед ним землянка;

 На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Ветер на море гуляет

 И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Ведущий: 4 конкурс- «Пантомима»

Вы получаете листочки на которых написана фраза из сказки, ваша задача с помощью жестов, действий показать эту фразу, а команда соперников должна угадать эту фразу и назвать сказку. Если фраза показана так, что её смогли угадать, обе команды получают по 2 балла.

  1.  Раз он в море закинул невод —

 Пришёл невод с одною тиной.

 Он в другой раз закинул невод —

 Пришёл невод с травой морскою.

 В третий раз закинул он невод —

 Пришёл невод с одною рыбкой,

 С не простою рыбкой — золотою.

  1. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

           Говорит одна девица, —

 То на весь крещёный мир

 Приготовила б я пир». —

 «Кабы я была царица, —

 Говорит её сестрица, —

 То на весь бы мир одна

 Наткала я полотна».-

 «Кабы я была царица, —

 Третья молвила сестрица,-

 Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Ведущий: 5 конкурс- «Конкурс кроссвордистов »

Каждая команда получает кроссворд. Пока будет идти игра со зрителями, вы будете его разгадывать. За каждый верный ответ- 1 балл.

Тест по литературе 5 класс по сказкам пушкина фгос

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Тот, кого выудил из моря Балда? (бес)
  2. Сколько раз закидывал старик невод? (три)
  3. Как звали работника у попа? (Балда)
  4. Что качалось в пещере на чугунных столбах? (гроб)
  5. Под кого бесенок залез? (под кобылу)
  6. С каким предметов всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте? (зеркальце)
  7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну? (ветер)
  8. За что работал Балда? (щелчки)
  9. Что не заплатила бесы попу? (оброк)
  10. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)

ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер? (Салтан)
  2. Кто помогал старику выполнять все желания старухи? (рыбка)
  3. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя? (33 богатыря)
  4. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов? (петушок)
  5. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя? (бояре)
  6. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)
  7. Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)
  8. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)
  9. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»? (орехи в золотой скорлупе)
  10. Кого не смог обогнать бесёнок? (зайца)

Ира со зрителями

К сожалению не все герои сказок могут быть с нами сегодня. Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему они не могут этого сделать.

 Внимание! Нужно узнать и назвать от кого пришли телеграммы, назвав героя и сказку.

 1. «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна»

Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане».)

2. «Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».

Ответ: Корабельщики («Сказка о царе Салтане».)

 3. «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»

Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде».)

 4. «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»

Ответ: Царь Дадон («Сказка о золотом петушке».)

 5. «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».

Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке».)

 6. «Спасибо за приглашение, приехать не могу, сначала заблудилась в лесу, потом встретила  богатырей, теперь занята работой по дому». Ответ: Молодая царевна («Сказка о мертвой царевне».)

7. «Извините, не приеду, так как сижу на спице, стерегу границы царства» (Золотой петушок)

8. «Извините, приехать не смогу, плыву по морю вместе с мамой в бочке» (Гвидон)

9. «Не приеду, некогда, отрабатываю свое освобождение из невода» (Золотая рыбка)

10. «Не приеду, ищу свою невесту» (Елисей)

Ведущий: 6- «Конкурс капитанов»

Заморочки из бочки. На экране будут появляться предметы, вы должны угадать, из какой они сказки. По очереди. За каждый правильный ответ-1 балл.

  1. Зеркальце
  2. Веревка
  3. Яблоко
  4. Орех
  5. Невод
  6. Шатёр
  7. Бочка
  8. Корыто

Ведущий: конкурс 7 – «Конкурс чтецов»

А теперь, ребята, проверим ваше домашнее задание. Вы приготовили выразительное чтение отрывков из разных сказок.

Ведущий: Вот и закончился наш последний конкурс. Председатель жюри, пожалуйста, объявите результат. Победителей прошу выйти вперед. Мы поздравляем победившую команду и вручаем ей призы. Всем спасибо! До новых встреч !

Цели и задачи:

  • Прививать интерес к чтению художественной
    литературы, расширить литературный кругозор
    детей.
  • Развивать логическое мышление, память,
    внимание.
  • Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина
  • Воспитывать аккуратность, опрятность,
    вежливость.
  • Повышать самооценку детей, укреплять классный
    коллектив.
  • Создание условий для проявления
    индивидуальности каждого ребенка. выявление
    творческого и нравственного потенциала.

Класс заранее желательно разделить на команды,
дать им домашнее задание подготовить
инсценировку сказки Пушкина, название сказки
держать в секрете. До урока рассадить по
командам.

1 слайд. Музыкальная заставка из телевизионной
детской передачи “В гостях у сказки”.

2 слайд

А.С.Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самого
раннего детства, когда мы не умели еще читать,
самые родные и близкие люди читали нам вслух про
царя Салтана и царевича Гвидона. Мы с детства
помним строчки: “У Лукоморья дуб зеленый…”

В Царском Селе после многолетней разлуки
Пушкин встретился с поэтом В.А.Жуковским.
Вечерами они бродили вдоль озера… В один из
вечеров поэты решили устроить состязание – кто
лучше напишет сказку в стихах. Жуковский стал
писать сказку о Берендее, а Пушкин взялся писать
сказку о царе Салтане.

Сказку эту он услышал от своей няни. Она была
прекрасной сказочницей, ее милые сказки –
необыкновенно простые и волшебные, превращались
под беглым, быстрым пером поэта в поющие строчки.
А.С.Пушкин в своем письме брату Льву писал:
“Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки,
после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки…
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

Для оформления 2 слайда использовала
иллюстрацию И.Билибина к “Сказке о царе
Салтане”.

3 слайд. А вот как выглядит эта иллюстрация в
оригинале.

Многое о А.С. Пушкине вы уже знаете. Начнем же
нашу викторину.

4 слайд

5 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
зовут отца Пушкина? (Сергей Львович)

6 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
зовут мать Пушкина?(Надежда Осиповна)

7 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Как
их зовут?

8 слайд. Скажите, кто изображен на портрете? Арап
Петра Великого кем приходится Пушкину?
(прадедушка)

9 слайд. Сколько было детей в семье Пушкиных и
как их звали (Ольга, Александр, Лев)

10 слайд

Пушкин любил свое отечество – Россию и ее
народ. Поэт любил деревенские песни и сказки,
всегда прислушивался к живому народному говору,
записывал и запоминал меткие слова и выражения.
Во времена Пушкина в дворянском обществе было
принято говорить на французском языке, и , бывало
некоторые дворяне своей родной язык знали
намного хуже французского. Чистый , живой русский
язык можно было услышать только среди
простолюдинов. А Пушкин знал свой язык в
совершенстве. И не только знал – в своих
гениальных произведениях он воплотил всю
красоту родной речи.

— Кто привил Пушкину любовь к родному языку?

11-18 слайды. Команды по очереди читают
информацию со слайдов. А.С. Пушкин в детстве очень
любил слушать сказки, рассказанные своей няней,
Ариной Родионовной. Об этом знают все. Начиная с
1827 г. — по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес
к народному творчеству. Еще до этого, во время
пребывания в Михайловском, он охотно слушал
песни и сказки крестьян и записывал их. С 1827 года
он сам начинает писать “в народном вкусе”.
Сказки Пушкина не являются точным переложением
народных сказок, и лишь немногое из этих сказок
попало в его стихотворные сказки. Большая же
часть заимствована им из немецких сказок братьев
Гримм. Выбирая занимательный сказочный сюжет и
переделывая его свободно во вкусу русских
народных сказок, Пушкин совершенно не заботился
о подлинности рассказываемых сказок. Из
вышесказанного можно сделать вывод, что сказкам
присущ вымысел и романтизм, но интерес к сказкам
Пушкина был, есть и остается. Интересно почему? А
потому что они очень народны. В них отражены
эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты.
Отражен в сказках Пушкина также и определенный
уклад жизни простых людей.

Инсценировка сказки. Выступает 1
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

Сейчас вы увидите иллюстрацию к сказке, вам
нужно будет назвать ее и ответить на вопросы.

  1. 19 слайд. Назовите сказку. “Сказка о мертвой
    царевне и семи богатырях”.
  2. К кому обращался королевич Елисей за помощью,
    когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к
    ветру.)
  3. Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)
  4. 20 слайд. Назовите сказку (клик ) “Сказка о рыбаке
    и рыбке”.
  5. Сколько раз старик из “Сказки о рыбаке и рыбке”
    закидывал невод в море? (Три раза.)
  6. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
  7. С чем пришел невод во второй раз? (С травой
    морскою.)
  8. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой
    рыбкой.)
  9. Сколько лет жили старик со старухой у самого
    синего моря?
    (Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.)
  10. 21 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о царе
    Салтане”.
  11. О каких чудесах говорится в “Сказке о царе
    Салтане”? (О чудном острове с городом, о ручной
    белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)
  12. 22 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о
    золотом петушке”. Кто подарил царю Дадону
    золотого петушка?
    (Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.)
  13. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя
    Дадона? (Петушок отомстил за своего
    хозяина-мудреца.)
  14. 23 слайд. Назовите сказку (клик) “Сказка о попе и
    его работнике Балде”. Что случилось с попом с
    первого щелча? (“Прыгнул поп до потолка”.)
  15. Со второго? (“Лишился поп языка”.)
  16. С третьего щелчка? (“Вышибло ум у старика”.)
  17. 24 слайд. Назовите самые популярные сказки
    А.С.Пушкина.

25-32 слайды. Нужно ответить на вопросы. Ребята
поочередно читают вопросы, отвечают на них, затем
проверяют ответ.

33 слайд.Нужно найти героев сказок, побеждает та
команда, которая найдет больше героев.

34 слайд. Перед вами волшебный ларец. В нем
находиться волшебный предмет, вам нужно угадать,
что его. Можно задавать вопросы, но только те, на
который можно ответить да или нет. Появляется
волшебный предмет.

35- 39слайды. Из страны сказок нам прислали
телеграмма, только на них не написано от кого они.
Это вам предстоит угадать. Если команда называет
сказку по отрывку, то – 2 балла, если понадобилась
подсказка в виде рисунка то – 1 балл.

39 слайд. Картина какого известного художника
изображена на слайде слева?

Врубель Михаил Александрович. 1900. Холст, масло.
142,5 х 93,5

Царевна-Лебедь – героиня «Сказки о царе
Салтане» А.С.Пушкина, навеянная образами
древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка
Пушкина обрела в одноименной опере
Н.А.Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот
спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла
жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913).
«Все певицы, поют, как птицы, а Надя – как
человек!» – говорил о ней Врубель. Но картина –
не костюмированный портрет артистки, это
чарующий миф о высшей красоте, о тайне ее
проявления в мире. В эстетике символизма лебедь
олицетворяет вдохновение, которое может и
возвысить душу, и привести ее к познанию темных,
таинственных сторон жизни. Художник наделяет
свой образ демоническими чертами. Царевна-Лебедь
– существо двойственной природы, она
олицетворяет две стихии – темную, холодную
водную и одновременно устремленную ввысь
воздушную, небесную. Художник пытается уловить
момент превращения девы в птицу, чудесную
метаморфозу форм, словно тающих в последних
лучах заката. Он передает ускользающее движение
уходящей царевны. Изображение кажется
бесплотным призрачным видением.

Инсценировка сказки. Выступает 2
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

40-41 слайды. А сейчас мы с вами погуляем по саду, в
котором когда-то гулял Пушкин. На слайде
изображен сад в Болдино, где Пушкин и написал
свои сказки. Задача команд собрать наливные
яблоки, для того чтобы получить яблоко нужно
правильно ответить на вопрос.

42-46 слайды. Назовите сказку. Если команда
называет сказку по отрывку, то – 2 балла, если
понадобилась подсказка в виде рисунка то – 1
балл.

Аукцион. Кто больше???

В каких сказках Пушкина встречаются числа?
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.
Три щелка в “Сказке о попе и работнике его
Балде”. Тридцать три богатыря, три девицы в
“Сказке о царе Салтане”. Тридцать три года жили
старик со старухой у синего моря, трижды
закидывал невод старик в “Сказке о рыбаке и
рыбке” и т. д.)

Инсценировка сказки. Выступает 3
команда, остальные должны угадать, что это за
сказка. Оценивается выступление, ответ команды.

47 слайд.

Назовите имена, тех чьи портреты вы видите. Из
какого произведения эти герои.

А теперь “Музыкальная угадай-ка” на уроке
музыки вы с этим произведением уже
познакомились. Сейчас вы услышите отрывки и вам
нужно будет назвать как они называются.

48 слайд.

Сказки – это всегда чудеса и встреча с добром и
злом. Вы прекрасно справились со всеми
заданиями.Вот и закончилась наша викторина.
Самое время выявить победителя. (считаю жетоны,
которые команды получили за правильные ответы) В
заключении хочу вам всем пожелать, чтобы вы
читали сказки Пушкина, чтобы у вас на всю жизнь
сохранились незабываемые впечатления от его
чудесных произведении.

Использованная литература.

  1. Сборник сказок А.С.Пушкина.
  2. Тест заведующей библиотекой Центра
    образования «Школа здоровья» № 943
    Александровой Ириной Михайловной.
  3. Давыдова Лариса Николаевна, учитель начальных
    классов МОУ г.Кургана “Лицей №12”.

  • Тест по литературе 5 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях с ответами
  • Тест по итоговому сочинению
  • Тест на рассказ дубровского
  • Тест на сказку о царе салтане 3 класс с ответами и вопросами
  • Тест на письмо рассказов исаака бабеля конармия