Тертуллиан избранные сочинения москва 1994

Главная философия философия средневековья социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. основные принципы и особенности философского средневекового мышления. античная

Главная

Философия
Философия Средневековья

Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии. Основные принципы и особенности философского средневекового мышления. Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История средневековья начинается с падением Римской империи. Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Во-вторых — Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г. до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации.
Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств. Важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.
1. Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии
Средневековье — хронологически большой и неоднородный период, охватывающий V — XV вв., а средневековая философия — это сложное образование, связанное, с одной стороны, с магистральными идеями нарождающегося христианства, а с другой — с античностью.
Христианство первоначально распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов.
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ.
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов, позднее — в XIII — XIV веках — среди прибалтийских народов. К XIV веку христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием — монотеизмом. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилось в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового — теоцентризм.
Понимание бытия в средние века нашло свое афористическое выражение в латинской формуле: ens et bonum convertuntur (бытие и благо обратимы). Поскольку Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет на себе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, что зло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не есть сущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания — это небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожить его. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового миросозерцания, отличающий его от умонастроений поздней эллинистической философии, в частности от стоицизма и эпикуреизма [3,С.189].
Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия — с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом.
Для средневековой философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит «сотворение»)[9].
Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов.
Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века». Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной религией в Римской империи. Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу. Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим образом. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и Бог Дух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности.
2. Основные принципы философского средневекового мышления
Сформировавшись в классическую эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции трансляции, хранения и умножения теоретического знания в последующее тысячелетие.
Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся философов: Августин, Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но даже на этом фоне выделяется величественная фигура Иисуса Христа. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных мудрецов, а для всех — даже для нищих духом людей и детей. Основные идеи философского значения содержит Библия. Она составляет Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим.
Основные принципы философии средневековья:
Принцип монотеизма — означает, что Бог един и уникален, в отличие от античной философии, где было признано многообразие богов — политеизм.
Принцип теоцентризма — означает центральное положение Бога. Согласно принципам теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты являлся Бог (античная же философия была космоцентрична). Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом усиливает личностное начало.
Принцип креационизма — учение о сотворении мира Богом из Ничто. В философии не считают, что из ничто, можно сделать нечто. В креационизме философы ценят развитие идеи творения, творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь. Вера — означает «то, что обеспечивает истину». Библия возвышает веру над интеллектом (в античности разум сводился к интеллекту, который считался враждебным вере). Веры бывают разные, в том числе, несостоятельные. Каждый человек верит; вера — это личностное самоопределение человека, составная часть его внутреннего мира. Именно средневековая философия впервые разработала проблематику веры. Добрая воля — целеустремлённость к исполнению того, чего хочет Бог. Только человек, обладающий доброй волей, способен соблюдать библейские заветы[5,С.142-143].
В античности же считали, что добро совершается посредством интеллекта и только. Христианство открыло горизонт воли. Этика долга, моральный закон — закон, который даёт Бог. Человек ответственен перед Богом. Христианская этика — это этика долга перед Богом. В античной философии считали, что моральный закон — закон самой природы, который на стороне и Бога и человека выступает как добродетель. Совесть — познание, сопровождающее связь человека с Богом. В Ветхом Завете слово «совесть» не встречается, а в Новом Завете оно используется около тридцати раз. Ветхий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. В таком случае совесть — новое изобретение, благодаря которой человек может открыть свою греховность, а также пути её преодоления. Следующей идеей является любовь. Согласно Библии Бог есть любовь. Кто не любит — тот не познал Бога. Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду, любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует Библии, где символ любви — сердце — упоминается около тысячи раз.
Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов наших». Надежда — это ожидание, упование на будущее, переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся, в средневековой же философии отрицали цикличность, считая, что рождение, смерть и воскресение Христа не может повториться. Средневековая концепция времени — это переход к линейному времени, к прогрессу. Время не сводится к природным процессам, его воплощением выступают надежда и провидение, понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Христианское мировоззрение намного историчнее античного. В античности считали, что человек обладает телом и душой, в средневековой философии добавляют ещё один аспект — дух или духовность. Духовность человека — причастность к божественному посредством веры, надежды и любви. Ещё одной идеей средневековой философии является символизм.
Принцип символизма — это умение находить скрытый смысл. Два ключевых символических эпизода в Библии — это грехопадение Адама и Евы и распятие Христа. Грех Адама и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вменяется в вину всем людям. Адам в символическом виде представлял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех. Символизм не был чужд и античности, но только в средневековье он стал широко распространённым способом постижения действительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем самым он учился распознавать отношения.
Принцип провиденциализма — утверждает, что всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение. Жизнь человека, общества предопределена Богом, главная цель — понять это предопределение.
Принцип эсхатологии — учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего[9].
Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.
Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Схоластика стремится ответить и на центральный вопрос философской мысли всего Средневековья — соотношение истин веры и разума.
3. Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры
Когда мы пользуемся такими понятиями, как «античная философия», то конечно имеем дело с некоторыми условностями. Как и все на свете «античная философия» имеет свое завершение, свой исход в философию «средневековую». Фактически здесь идет речь не только о хронологической принадлежности философской мысли, сколько об определенных внутренних направляющих соответствующих мыслительных систем и их комплексов. Крайне важно при рассмотрении ситуации смены парадигм (а такой процесс практически всегда носит трагический характер, сопровождается болезненными явлениями в жизни общества) проследить те аспекты мысли, которые способствовали дальнейшему продолжению философского процесса, преемственности в истории философии, даже если на первый взгляд никакой преемственности вовсе не наблюдается.
Трансформация античной философии в средневековую неотъемлемым образом связана с возникновением христианства и с превращением его идеологии в господствующую. В этой ситуации, являясь по сути своей антисистемой эллинистических ценностей, христианство могло радикально прервать развитие философской мысли (по крайней мере в западном ареале цивилизации). Однако этого не произошло. Изучая историю философию нельзя не обратить внимания на это обстоятельство. Попытке проанализировать те факторы, которые оказали влияние на продолжение философского развития, будет посвящена настоящая работа.
Средневековье находилось в начале пути, ведущего к осмыслению взаимоотношения и взаимосвязи двух экзистенциальных сфер. Оно предложило свою модель их взаимоотношения, точнее, ряд моделей, основанных на общих предпосылках, но приводящих к разным выводам. Главная предпосылка касалась понимания смысла и цели человеческого существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места в жизни человека, не должна поглощать все его внимание.
Быть человеком — значит жить не только в «горизонтальной» плоскости (среди вещей и людей), но прежде всего в «вертикальном» измерении, постоянно устремляясь к Богу, памятуя о нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие. Поэтому цель человека — богообщение и богопознание. Все остальные моменты человеческого существования, включая познание мира, должны быть подчинены задачам богопознания, спасения души. Таков исходный тезис христианской философии, разделяемый всеми (независимо от их принадлежности к тому или иному направлению) мыслителями западноевропейского средневековья. Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания, или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В какой-то мере можно утверждать, что противопоставление веры и разума есть противопоставление христианства и язычества, поэтому решение этого вопроса имело огромное значение для всей христианской мысли. В то же время происходило осознание всей могущественности античной философии с ее рациональностью, поэтому для христианства античная философия выступала в двух аспектах. Жесткая критика, так как это язычество и соблазн ухода в ересь. Попытка синтеза неких античных установок с христианскими. Христианство научилось использовать терминологию и методологические установки античной философии в собственных целях: для разъяснения собственных позиций и для рационального доказательства христианского вероучения перед критикой языческого мира. Таким образом, синтез христианского и языческого мировоззрения имел отношение к формированию рационального доказательства христианских положений.
Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Разум — способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения. Вера — признание чего-либо истинным[8,С.296].
Значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Еще Августин, делавший в традиции христианского платонизма акцент на важности божественного озарения в познании, полагал, что в постижении мира человек неминуемо опирается первоначально на авторитет, имеющий своим истоком веру, однако не может им ограничиться и использует далее потенциал разума. Фома Аквинский провозгласил тезис о гармонии разума и веры, в рамках которой философия и богословие призваны к сотрудничеству, но одновременно несводимы всецело друг к другу.
Разногласия возникали при обсуждении вопроса о том, способствует ли рациональное познание продвижению христианина по пути богопознания или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины. В западном средневековье мы можем найти два противоположных ответа на этот вопрос.
1. Абеляр, П. Диалог между философом, иудеем и христианином. П. Абеляр. Антология мировой философии : в 4 т. — М., 1969. — Т. 1. — С. 803.
2. Августин. Исповедь / Августин // Антология мировой философии : в 4 т. — М., 1969 — 1972. — Т. 1. — Ч. 2. — С. 584-585.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2005. — с. 672.
4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.
5. Вундт, В. Введение в философию. — М: ТОО «Добросвет», 2001.
6. Тертуллиан, К. С. Ф. О плоти Христа / К. С. Ф. Тертуллиан // Избранные сочинения. — М. : Прогресс, 1994. — С. 448.
7. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 352 с.
8. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.: ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.
9. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00005509_1.html
Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии.
Новый Завет — вторая часть Библии — Новый Завет, — это собрание из 27 книг, написанных в I веке и дошедших до нас на древнегреческом языке.
Трансцендентное это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие душии т.п.
Символизм — это умение находить скрытый смысл. Концепции построенные на основе интерпретации понятия символа как первооснования связи бытия, мышления, личности и культуры.
Креационизм — учение о сотворении мира Богом из Ничто.
Провиденциализм — утверждает, что всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение.
Эсхатология — учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего.
Вера — признание чего-либо истинным.
Разум — способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
Особенности стиля философского мышления средневековья. Рассмотрение христианства с позиции науки. Яркие представители теологической философии эпохи. Проблема разума и веры в учении Августина. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. контрольная работа [25,8 K], добавлен 12.12.2010
Социокультурный контекст развития средневековой схоластической философии. Проблемы соотношения и взаимосвязи веры и разума. Формирование личностного самосознания с возникновением христианства. Общая характеристика христианского философского символизма. реферат [29,3 K], добавлен 22.09.2011
Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, проблема соотношения веры и разума, философии и теологии, доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского. Теоцентризм как главная характеристика европейской средневековой философии. контрольная работа [24,6 K], добавлен 22.10.2010
Общее описание и основные проблемы веры и разума в средневековой философии. Рассмотрение проблем гармонии веры и разума на примере работ Фомы Аквинского. Теоцентризм средневековой философии, его специфические особенности и значение в истории науки. контрольная работа [20,0 K], добавлен 17.10.2010
Первый период в истории западной философии – античная философия. Особенности древнегреческой философии. Школа материалистического атомизма, стоицизм. Древнеримская философия: эклектизм, скептицизм, стоический платонизм. Периоды средневековой философии. реферат [27,2 K], добавлен 10.09.2009
Теоцентрический характер философии Средневековья. Проблема души и тела, разума и воли в Средневековой философии. Попытки придать человеческому бытию и истории исключительно религиозный смысл. Аскетизм Средневековья, его сущность, цели и ключевые задачи. реферат [22,8 K], добавлен 14.11.2014
Платоновские «Идеи» — мысли Бога. Сущность истории: шесть периодов земных обществ по аналогии с шестью днями творения. Проблема соотношения веры и разума как основная проблема средневековой философии. Рассуждение о времени и вечности. Августин о свободе. презентация [94,0 K], добавлен 27.01.2016
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу .

© 2000 — 2021

Философия Средневековья контрольная работа. Философия.
Цель Написания Эссе
Контрольная Работа На Тему Эпос О Гильгамеше
Начальное Образование Диссертация
Дипломная Работа На Тему Сопоставительный Анализ Фразеологических Единиц Семантического Поля Частей Тела В Английском, Русском И Немецком Языках
Объективные методы оценки показателей качества товаров
Курсовая Работа На Тему Создание Бренда Средствами Pr
Дипломная работа: Правовое регулирование договора страхования имущества. Скачать бесплатно и без регистрации
Дипломная работа по теме Организация производства предприятий машиностроения
Реферат: Микропроцессорные системы: система ДЦ-МПК, система Юг. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая работа по теме Аксиально-поршневой двигатель
Особенности Цивилизаций Древнего Востока Реферат
Курсовая работа по теме Микропроцессорный модуль управления цифровой магнитолой
Курсовая работа по теме Поэтика заглавий (на примере рассказов А.П. Чехова)
Научная Работа На Тему Изучение Проблемы Карманных Денег У Подростков В России И За Рубежом
Курсовая работа по теме Оценка инновационного потенциала предприятия на примере ООО ‘Вяземский молочный комбинат’
Приемы работы над развитием связной речи младших школьников
Контрольная работа: Теоретические основы квалификации преступлений
Контрольная работа по теме Таймшер в системе отдыха
Дипломная работа по теме История развития туризма в Амурской области и его современное состояние
Курсовая работа по теме Анализ производственно-хозяйственной деятельности экспериментальной базы Русиновичи
Одномерное шкалирование. Одномерное развертывание. Типы шкал по Кумбсу — Социология и обществознание реферат
Східно-словянскі племенні союзи — История и исторические личности реферат
Створення бази даних «Відвідування» засобами Access — Программирование, компьютеры и кибернетика курсовая работа

loading Загрузка…

Крещение и спасение: учение Библии и Апостольской церкви

Это вторая часть серии статей на тему «Крещение и спасение». Здесь вы можете найти первую часть, в которой мы начали искать ответ на вопрос о том, необходимо ли крещение для спасения? 

Свидетельство о крещении Древней Церкви

Огромное значение в понимании смысла крещения имеют дошедшие до нас исторические свидетельства Древней церкви: учение двенадцати Апостолов (Дидахе)1, Никео-Константинопольский Символ Веры, труды Мужей Апостольских, Отцов и Учителей Церкви. Благодаря этим свидетельствам у нас есть возможность видеть, как Церковь понимала Писание, когда шла речь о богословских вопросах, в частности роли о крещения в спасении человека. Этих свидетельств огромное множество и, к сожалению, в объемах данной статьи нет возможности рассмотреть их все, поэтому обратимся только к наиболее значимым из них.

Один из самых ранних дошедших до нас документов, относящийся к I веку – послание Апостола Варнавы, автором которого по традиции Церкви считается Варнава, один из служителей вместе с Двенадцатью Апостолами и Апостолом Павлом (Деян 4:38). В этом послании сказано: «мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением — со страхом в сердце, и с надеждою на Иисуса в духе»2. Варнава пишет, что при крещении человеку прощаются грехи. По определению прощение грехов и есть спасение (см. Мф 1:21b).

Мученик Иустин Философ, живший во II веке, в Апологии писал: ««Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились…»3.

Феофил Антиохийский, живший во II веке в Антиохии, писал: «… Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения»4. Фефоил пишет о крещении как о возрождении, посредством которого происходит отпущение грехов и очевидно он делает аллюзию на послание апостола Павла к Титу, говоря о «бани возрождения», т. е. о водном крещении (Тит 3:5).

Пресвитер Климент Александрийский (150–215): «Крещенные мы просвещаемся, просвещенные усыновляемся, усыновленные усовершаемся, совершенные делаемся бессмертными»5.

Один из самых влиятельных богословов и апологетов христианской веры Тертуллиан (160–220) служивший и служивший Богу в Карфагене, написал трактат «О крещении». Важно заметить, что данное сочинение Тертуллиан написал, как ответ представителям так называемой «каиновой ереси». Мы ничего не знаем об учении этой секты, но судя по тому, что писал Тертуллиан в своем трактате, что ее представители ставили под сомнение спасительную роль крещения, а также роль воды в крещении. Тертуллиан цитирует этих лжеучителей: «И здесь эти нечестивцы подстрекают к вопросам, а именно: “Крещение, — говорят они, — не нужно тем, кому достаточно веры. Ведь и Авраам был угоден Богу никак не таинством воды, но веры”»6. Вот, что Тертуллиан возражает им в своем трактате «о крещении»:

«Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной!.. Мы же, рыбки, вслед за «рыбой»7 нашей Иисусу Христу, рождаемся в воде…»8; «О, жалкое неверие, которое отказывает Богу в Его главных свойствах — простоте и силе! Что же? Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть?»9; «Конечно, здесь есть сходство с обычным действием омовения, только вместо грязи мы покрыты грехами, которые и смываются водой»10; «Но так как определено, что никому не достичь спасения без крещения (в наибольшей степени это явствует из речения Господа, который говорит: Если кто не родится из воды, не будет иметь жизни, — то появляются мелочные, вообще легкомысленные рассуждения…»11.

Данные слова Тертуллиана показывают не только его личную позицию, как авторитетного учителя Церкви, но также однозначное отношение церкви о необходимости крещения для прощения грехов и спасения человека.

Святитель Григорий Нисский, живший в IV веке и служивший в Каппадокии, авторитетнейший богослов и апологет, один из трёх «великих каппадокийцев» пишет: «…Крещение есть очищение грехов, прощение прегрешений, причина обновления и возрождения…»12.

Преподобный Исидор Пелусиот, ученик Иоанна Златоуста, служивший в Египте, писал: «Всем известно, что мы сами по себе погибли, а спасены Христом. Он оправдал крещением повинных наказанию, Он украсил небесными дарованиями»13.

Епископ Кирилл Иерусалимский (315–386): «Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть: пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»14. Здесь в его словах мы видим целый ряд синонимичных понятий, которые обозначают одно и тоже событие – спасение, которое происходит в момент крещения.

Подобное пишет Григорий Богослов Константинопольский (325–389): «Мы именуем [крещение] даром, благодатию, крещением, помазанием, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатью, всем, что для нас досточестно. Именуем даром, как подаваемое тем, которые ничего не привносят от себя; благодатию, как подаваемое тем, которые еще и должны; крещением, потому что в воде спогребается грех; помазанием, как нечто священническое и царское, потому что помазывались цари и священники; просвещением, как светлость; одеждою, как прикровение стыда; банею, как омовение; печатью, как сохранение и знамение господства»15. «…Спасение свое всегда соделывай, и всякое время да будет благовременно для крещения…»16.

Святитель Василий Великий (330–379) служивший в Кесарии писал: «… Крещение для меня – начало жизни, и этот день – день пакибытия, первый из дней…».17 «Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление Царствия, дарование сыноположения».18

Ефрем Сирин (306–373): «Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания»19.

Иоанн Златоуст (347 – 407): «…Вода (в крещении) употребляется как бы место рождения рождающегося. Что утроба для младенца, то – вода для верного: он в воде зачинается и образуется»20.

Блаженный Диадох, живший в V веке и служивший в Древнем Эпире, Греции пишет: «Всесвятой Бог-Слово воплотился и, как Бог, чрез собственное Свое Крещение даровал нам воду спасения в возрождение, ибо мы возрождаемся в воде действием Святаго и Животворящаго Духа, вследствие чего тотчас очищаемся и по душе и по телу, если приступаем к Богу с полным расположением»21.

Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022): «…Мы, возрождаемые святым крещением, освобождаемые от рабства и делаясь свободными, если не послушаемся по своей воле врага нашего диавола, то этот лукавый никаким способом не может поселить в нас какое-либо зло»22.

Митрополит Феолипт Филадельфийский (1250–1322): «Во Христа облекся ты в спасительном крещении, отложил скверну (греховную) в Божественной бане сей, восприял в ней светлость духовной благодати и первозданное благородство»23.

Здесь приведена только малая часть существующих свидетельств Отцов и Учителей Церкви о крещении24. Несмотря на то, что они жили в разное время и в разных географических местах (Европа, Азия, Африка), мы видим, что их свидетельства о крещении полностью совпадают, они однозначно едины в том, что при крещении Бог дарует спасение человеку. Это тоже самое событие, при котором происходит прощение грехов, рождение свыше, усыновление, дар Святого Духа и т.д.

Рассматривая учение о крещении Отцов Церкви, необходимо обратить внимание на то, как они понимали отдельные Слова Писания, например Слова Христа «родиться свыше…родиться от воды и Духа» (Ин 3:3, 5). В предыдущей главе данный отрывок не был рассмотрен, потому что в нем нет слова «крещение», но это нисколько не значит, что Иисус не подразумевал под словами «родиться от воды и Духа» само крещение. Шмеман А. пишет, что в своем наставлении о крещении Отцы и Учителя Церкви часто обращаются к Словам Иисуса о «рождении свыше» (Ин 3:5). Он пишет, что большая ошибка современного христианства разделять форму и сущность, потому что без формы нет сущности25. Но по мнению многих современных протестантских учителей Слова Христа в Ин 3:5 никак не обозначают крещение, а имеют лишь «духовный» смысл, т.е. образные выражения, указывающие только на действие Духа Святого в жизни верующего26. Как уже было сказано выше, по причине ограниченного объема данной работы невозможно привести все цитаты Отцов и Учителей Церкви относительно толкования Ин 3:5. Но все они едины в том, что данные Слова Христа однозначно говорят о крещении. В комментарии на Ин 3:5 Митрополит Илларион (Алфеев) пишет: «… у ранней Церкви не было никакого сомнения ни в том, что “рождение свыше”, о котором Иисус говорил с Никодимом, осуществляется именно благодаря крещению, ни в том, что следствием веры и крещения является сошествие на человека Святого Духа»27.

Например, Мученик Иустин Философ в Апологии писал: ««… Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: «если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное…»28.

Другой известный богослов и учитель Древней Церкви Иоанн Златоуст в комментарии на Евангелие от Иоанна (3:5) пишет: «Итак, слова Христовы имеют такой смысл: если ты не родишься свыше, если не приобщишься Духа посредством бани пакибытия, то не сможешь получить надлежащего обо Мне понятия…»29, «Слышите вы все, чуждые просвещения30: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»31.

Тертуллиан в трактате «О крещении» пишет: «А закон необходимости крещения дан и форма предписана. «Идите, – говорит, – научите… народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28.19). Вполне же согласующееся с этим законом разъяснение: “если кто не родится… водою и Духом, не войдет в Царствие Небесное” (Ин 3.5), уже возлагает на веру необходимость крещения. Таким образом все отселе уверовавшие были крещаемы»32.

Приведенные выше примеры свидетельств Отцов Церкви не являлись их частным мнением, это была позиция всей Церкви. Свидетельство этому один самых значительных исторических документов, который отражает позицию по принципиальным догматическим вопросам Древней Церкви — это Никео-Константинопольский Символ веры. Впервые Символ веры был рассмотрен на Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) и затем дополнен и подтвержден на Втором Вселенском соборе в Константинополе (381 г.)33. Все существующие христианские конфессии принимают авторитет Никео-Константинопольского Символа веры. Десятый член Символа говорит о крещении: «Исповедуем единое крещение в отпущение грехов» (ὁμολογοῦμεν ἓν βάπτισμα εἰς ἄφεσιν ἁμαρτιῶν)34. То, что крещение было включено в Символ, свидетельствует, во-первых, что это было важно для Церкви, как и тема Троицы. Во-вторых, показывает единую позицию Церкви по данному вопросу. Формулировка данного пункта о крещении предельно лаконична и носит декларативный характер, а это значит, что для Церкви значение крещения было предельно понятным, вне всякой дискуссии. Главное, что мы видим, что показана цель крещения – для прощения грехов. Слова Символа практически совпадают со словами Апостола Петра в день Пятидесятницы: «βαπτισθήτω… εις άφεσιν των αμαρτιων» (Деян 2:38). Очевидно, что Древняя Церковь исповедовала крещение, цель которого было прощение грехов. Православный богослов, профессор Александр Лосский в комментарии на Никео-Цареградский Символ веры пишет почему была важна необходимость упоминать крещение в Символе: «…Провозглашать, что оставление грехов возможно лишь в крещении, – значит признавать, что соединение со Христом в Церкви есть единственно верный путь спасения… Итак, это таинство есть начало всей христианской жизни, в нем человек рождается духовно… Крещение – неповторимый момент в жизни человека, поскольку таинством крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем»35.

Такого же мнения придерживались и католические теологи средневековья и Мартин Лютер, инициатор Реформации, «отец» протестантизма. Лютер считал, что крещение является знамением спасения для человека, которым подтверждается Слово и намерение Божье. «Тот же самый Бог», – писал Лютер, – «Который сейчас спасает нас через Крещение… спас Авеля через его жертву, Ноя – через радугу, Авраама – через обрезание, а всех прочих – через соответствующие знамения»36.

Приведенные выше свидетельства показывают, что Церковь была единодушного мнения по вопросу крещения. Церковь верила, что Бог посылает дары спасения в установленное крещением время.

Здесь вы можете найти третью часть данной статьи — Крещение и спасение. Движение Реставрации XIX века.

Сергей Глушонков, магистр богословия

Ссылки и комментарии

1 Долгое время традиционно считалось время написания Дидахе середина I века. Но в последнее время ученые считают что это гораздо более поздний документ, написанный в середине II в. или даже в IV-V веках. Ткаченко А. А. Дидахе. Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XIV : «Даниил — Димитрий». С. 666—675.
2 Послания мужей апостольских. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. С.104.
3 Сочинения Святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. С. 92.
4 Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Сочинения древних христианских апологетов. Приложение к православному приложению, М.: В университетской типографии Катков и К, 1865. С. 44.
5 Иер. Тихон. Педагог Климента Александрийского, Харьков: Университетская типография, 1866. С.16.
6 Тертуллиан Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А.А. Столярова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. С. 101.
7 Здесь идет «игра слов». По-гречески слово «рыба»- Ίχθύς . В данном случае это слово является акронимом (прием, при котором слово составляется из начальных букв слов) и было широко используемо среди первых христиан как в написании, так и графически (изображение рыбы): Ἰησοῦς (Иисус), Χριστός (Христос), θεοũ (Божий), υἱός (Сын), σωτήρ (Спаситель).
8 Там же. С. 93.
9 Там же. С. 93.
10 Там же. С. 95.
11 Там же. С. 100.
12 Творения Григория Нисского. Ч.8. М.: Типография В. Готье, 1871. С.5.
13 Творения Святого Исидора Пелусиота: Письма. Ч. 1. М.: Типография В. Готье, 1859. С. 325.
14 Творения иже во святыхъ отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М.: в типографии В. Готье, 1855. С. 17.
15 Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3 М.: в типографии Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1844. С. 274.
16 Там же, С. 284.
17 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть третья. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Лавра, 1900. С. 229.
18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Часть четвертая. М.: в типографии Августа Семена, 1846. С. 233.
19 Святой Ефрем Сирин Сергиев Посад: Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Издательство «Отчий дом», 1995. С. 145.
20 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1903. С. 167.
21 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2-й. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. С. 153.
22 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып. 2-й. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1890. С. 153
23 Добротолюбие. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. С.163.
24 Сокровищница духовной мудрости. Антология святоотеческой мысли. 2-е издание-е изд., Козельск: Издание Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2011. С.376–415.
25 Шмеман А. прот. Водою и Духом. М.: Гнозис-Паломник, 1993. С. 73.
26 Например: Алексей Коломийцев. Что значит «родиться от воды»? | «Библия говорит» | 918 — YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BBEz36vYyoc (дата обращения: 23.07.2020).
27 Илларион (Алфеев), митр. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. М.: Издательский дом «Познание», 2018. С. 126.
28 Сочинения Святаго Иустина Философа и Мученика. М.: Университетская типография, 1892. С. 92.
29 Полное собрание творений Святаго отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1902. С.158.
30 То есть крещение. Словом «просвещение» Древняя Церковь называла крещение. См. выше цитата Иустина Философа.
31 Полное собрание творений Святаго отца нашего Иоанна Златоуста… С. 162.
32 Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. С.101.
33 Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV-го века по XX. М.: Издательство А. И. Снегиревой, 1898. С.61.
34 Никео-Цареградский Символ веры.
35 Лосский В. Н., Еп. Петр (Л’ютье) Толкование на Символ Веры. Киев: Храм преподобного Агапита Печерского, 2000. С. 51.
36 Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви. СПб.: Издательство Санкт-Петербурского христианского университета, 2017. С. 139.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».


Больше статей по теме


Другие темы


Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»

  • Терпишь как пишется правильно или терпишь
  • Терраса как пишется и почему
  • Территориально распределенный как пишется
  • Терпящий боль как пишется
  • Термины для итогового сочинения 2022