Термины для итогового сочинения 2022

это документ, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между

— это документ, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

– процедура, проводимая в отношении образовательного учреждения для установления его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждения уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

– специалисты, сдавшие квалификационный экзамен и получившие право участвовать в экспертизе образовательных программ вузов. Экспертная группа определяет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам для получения программами вузов государственной аккредитации. Аккредитованные эксперты не являются сотрудниками Рособрнадзора.

– процедура защиты интересов участника экзамена в случае выявления нарушений экзаменационных процедур или несогласия с результатами экзамена, основанного на предположении о наличии технических или экспертных ошибок при оценивании работы экзаменуемого. Заявление об апелляции подается в письменной форме в конфликтную комиссию субъекта РФ.

– международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму подтверждения документа об образовании. Процедуры подтверждения (проставление штампа APOSTILLE) проводятся в отношении российских документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях для желающих обучаться или работать за рубежом.

– это присуждение ученых степеней доктора наук и кандидата наук, присвоение ученых званий профессора и доцента, лишение и восстановление ученых степеней и ученых званий.

– итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам с целью мониторинга качества образования. ВПР проводятся на региональном или школьном уровне по заданиям, разработанным федеральными экспертами, что обеспечивает единство подходов к составлению вариантов заданий, проведению и оцениванию работ. Результаты ВПР заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа.

– это государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в новой форме, представляющая организацию экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.

— уполномоченная организация, осуществляющая функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве (часть 14 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2014 № 272-р).

образовательных программ высших учебных заведений осуществляется Рособрнадзором и подтверждает соответствие деятельности вуза федеральным государственным образовательным стандартам. В случае приостановления или лишения действия государственной аккредитации, вуз по-прежнему может вести образовательную деятельность и выдавать лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями. При этом, вуз не может выдавать дипломы установленного Минобрнауки России образца и гарантировать обучающимся отсрочку от службы в Вооруженных силах РФ по призыву.

— форма государственного контроля освоения выпускниками 9-х (ГИА-9) и 11-х (12-х) (ГИА-11) классов основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего общего образования. ГИА-9 проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). ГИА-11 проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

– комиссия, организующая, координирующая и контролирующая работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта РФ. ГЭК утверждает на своем заседании результаты проведения ЕГЭ, а также принимает решения об их отмене. Комиссии создаются в каждом субъекте РФ из представителей органов государственной власти региона, органов местного самоуправления, образовательных организаций, научных, общественных и других организаций и объединений. Председатель и заместитель председателя ГЭК утверждаются Рособрнадзором.

– форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Проводится для выпускников 9-х классов, а также выпускников 11-х классов, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, для обучающихся с ОВЗ или детей-инвалидов и инвалидов, для обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории России и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования.

– демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов ГИА, которые размещаются в открытом доступе и предназначены для тренировки будущих участников экзаменов. Демоверсии дают возможность составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, их количестве, форме, уровне сложности. Задания, включенные в демоверсию, никогда не использовались и не будут использованы на экзаменах, но они аналогичным заданиям экзамена.

— запечатанный пакет, в котором индивидуальные комплекты ЕГЭ доставляются в ППЭ. Несанкционированное вскрытие доставочного пакета запрещено. Организаторы ЕГЭ в ППЭ обязаны убедиться в сохранности доставочных пакетов перед их вскрытием непосредственно в аудиториях в ППЭ, а наблюдатели – проконтролировать эту процедуру.

— форма ГИА-11. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам, два из которых (русский язык и математика) являются обязательными для получения аттестата о среднем общем образовании.

– ограничительная мера, применяемая в отношении вузов в случае неисполнения предписаний Рособрнадзора. Запрет на прием обучающихся не налагает иных ограничений на образовательную деятельность вуза, в частности позволяет ему продолжать обучение студентов и выдавать им дипломы установленного Минобрнауки России образца.

– запечатанный конверт формата А-4, который выдается каждому участнику экзамена. Имеет средства защиты информации, в частности, два штрих-кода с цифровыми номерами. В конверте содержатся экзаменационные материалы, бланк регистрации, бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, лист для сверки соответствия номера и штрих-кода конверта с номером и штрих-кодом его содержимого. Индивидуальный комплект и его содержимое запрещено к несанкционированному копированию.

– обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

– программа мониторинга уровня подготовки учителей школ, начатая в 2015 году по инициативе Рособрнадзора. В рамках исследований оцениваются профессиональные компетенции учителей-предметников, которые определены на основе профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта, а также собираются общие социологические данные об учителях.

– письменная работа, представляющая собой изложение своих мыслей на заданную тему. Служит допуском к ГИА-11 для выпускников школ, а также индивидуальным достижением, которое может быть представлено при приеме в вуз. Для лиц с ОВЗ, а также инвалидов и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.

— портал Рособрнадзора с актуальной информацией обо всех вузах России. Для каждого вуза и филиала на портале размещена основная общая информация о нем: наименование, форма собственности, ФИО руководителя, указаны наличие действующей лицензии, аккредитации, информация о запрете приема обучающихся, адрес официального сайта, контактные данные и другие сведения, важные для потребителей образовательных услуг.

– комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

— экзаменационные материалы с заданиями стандартизированной формы, которые выдаются участникам ГИА на экзамене. КИМ разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС специалистами ФИПИ.

– комиссии, создаваемые в каждом субъекте РФ для рассмотрения поданных участниками ГИА апелляций о нарушении процедуры проведения ГИА или несогласии с выставленными баллами.

— деятельность по проверке организации, осуществляющей образовательную деятельность, на предмет соответствия лицензионным требованиям.

— деятельность лицензирующего органа по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

– специальное разрешение установленной формы, выданное уполномоченным лицензирующим органом, дающее право организации осуществлять образовательную деятельность. В случае аннулирования лицензии, организация обязана прекратить образовательную деятельность.

– исследования качества образования, проводимые организациями ОЭСР и Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA). Рособрнадзор участвует в проведении следующих исследований:

— общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Исследования проводятся на выборке школ из различных субъектов РФ по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования и включают в себя проведение диагностической работы и анкетирование.

– официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав (часть 2 статьи 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

— некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

— комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Для участников ГИА с ОВЗ экзамены организуются с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

– аккредитованные и прошедшие соответствующее обучение лица, привлекаемые для усиления контроля за ходом проведения ГИА. Наблюдатели могут присутствовать в ППЭ во время проведения ЕГЭ, а также в региональных центрах обработки информации, при проверке экзаменационных работ и при рассмотрении апелляций.

– общественные наблюдатели, осуществляющие контроль за ходом проведения ЕГЭ в ППЭ в режиме просмотра онлайн-видеотрансляции. Онлайн-наблюдатели фиксируют выявленные нарушения, о которых оперативно сообщают в Рособрнадзор для принятия соответствующих мер.

– форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Проводится для выпускников 9-х классов с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы.

– предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов, каждый из которых имеет определенный коэффициент. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 6. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам колеблется от 37 до 80. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования.

– документ, который выдается органом по контролю и надзору в сфере образования органу или организации при выявлении нарушения ими требований законодательства об образовании с установленным сроком исполнения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

– комиссия, создаваемая в каждом субъекте РФ по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ, для проверки заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах участников.

– здание или часть здания, которое используется для проведения ГИА и оборудовано с учетом требований информационной безопасности.

— структура, осуществляющая организационно-технологическое и информационное сопровождение ГИА в субъекте РФ. РЦОИ обеспечивают, в частности, формирование и ведение региональных баз данных об участниках ГИА и итогового сочинения (изложения), обработку выполненных экзаменационных заданий, передачу результатов в ФИС ГИА и приема.

– подведомственная организация Рособрнадзора, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение процедур государственной аккредитации образовательных программ вузов.

– специалисты, осуществляющие контроль за проведением ЕГЭ в регионах. Могут посещать ППЭ, РЦОИ, места проверки экзаменационных работ и рассмотрения апелляций участников ГИА. Федеральные инспекторы контролируют соблюдение необходимых требований к организации ЕГЭ, входят в состав государственной экзаменационной комиссии региона.

— совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ определенного уровня, и (или) к профессии, специальности и направления подготовки. ФГОС устанавливают требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС высшего образования обязательны к применению всеми вузами РФ, имеющими государственную аккредитацию.

– подведомственная организация Рособрнадзора, основной задачей которой является информационно-аналитическое и методическое сопровождение исследований качества образования всех уровней.

— подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся разработкой и апробацией контрольных измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников школ, научными исследованиями, связанными с измерениями в области образования и оценкой качества образования, профессиональной подготовкой научных и педагогических кадров в области педагогических измерений и оценки качества образования.

– комиссия, создаваемая Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ для проверки заданий с развернутым ответом в экзаменационных работах участников, сдававших ЕГЭ за пределами территории России.

– подведомственная организация Рособрнадзора, занимающаяся организационно-технологическим обеспечением проведения государственной итоговой аттестации выпускников, обработкой ее результатов на федеральном уровне, формированием и ведением ФИС ГИА и приема.

— Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приёма граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Образовательные организации высшего и среднего профессионального образования обязаны вносить в систему сведения о правилах приёма, специальностях и направлениях подготовки, количестве мест для обучения, а также информацию о ходе и результатах приемной кампании в режиме, близком к режиму реального времени.

— Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении. Создан с целью ликвидации оборота поддельных документов об образовании государственного образца и обеспечения ведомств и работодателей достоверной информацией о квалификации претендентов на трудоустройство.

– граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в сфере образования и аттестованные в установленном правительством РФ порядке.

– граждане, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, сдавшие квалификационный экзамен и аккредитованные в соответствии с установленным порядком. Экспертная группа определяет соответствие содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам для получения программами вузов государственной аккредитации. Эксперты не являются сотрудниками Рособрнадзора и не могут находиться в гражданско-правовых и трудовых отношениях с образовательной организацией, в аккредитационной экспертизе программ которой они участвуют.

— Международное исследование качества граждановедческого образования. Участники — учащиеся 8-х классов. (IEA)

— оценка подготовленности учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучение уровня подготовки в области компьютерной и информационной грамотности. Участники — учащиеся 8-х классов. (IEA)

— Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies). (ОЭСР)

– международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study) для учащихся 4 классов. (IEA)

— международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment). Проверяется математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем. Участвуют учащиеся 15-летнего возраста. (ОЭСР)

— Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey) (ОЭСР)

– международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study) для учащихся 4, 8 и 11 классов. (IEA)

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПодготовка к итоговому сочинению по литературе 2021-2022

Итоговое сочинение (2021/2022 учебный год)

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Итоговое сочинение (2021/2022 учебный год)

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение
    (2021/2022 учебный год)

  • 2 слайд

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итогов

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

  • 3 слайд

    Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала.

  • 4 слайд

    Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебног

    Описание слайда:

    Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
    1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
    2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
    3. Преступление и наказание — вечная тема
    4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
    5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
    В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления)

  • 5 слайд

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известн

    Описание слайда:

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

  • 6 слайд

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа

    Описание слайда:

    Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

  • 7 слайд

     Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».

    Описание слайда:

    Результатом проверки итогового сочинения будет «зачет» или «незачет».

  • 8 слайд

    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соотве

    Описание слайда:

    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
    Требование № 1. «Объем итогового сочинения».
    Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом .
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения.
    Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)

  • 9 слайд

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по

    Описание слайда:

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
    1. «Соответствие теме»;
    2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
    3. «Композиция и логика рассуждения»;
    4. «Качество письменной речи»;
    5. «Грамотность»
    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев

  • 10 слайд

    Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную

    Описание слайда:

    Критерий № 1 «Соответствие теме». Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
    Критерий № 2 «Аргументация.» Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст)

  • 11 слайд

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».Участник должен выдерживать со

    Описание слайда:

    Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения».Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
    Критерий № 4 «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
    Критерий № 5 «Грамотность». «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных .

  • 12 слайд

    Композиция сочинения1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрыва

    Описание слайда:

    Композиция сочинения
    1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    2.Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса. 
    Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (Эти доказательства строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли. (Опора на литературные произведения – главный критерий при оценивании сочинения)
    3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки.

  • 13 слайд

    Направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога

    Описание слайда:

    Направление
    «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»

    ФИПИ комментирует: Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

    Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • 14 слайд

    Примерные темы по направлению «Человек путешествующий»Согласны ли Вы с мысль

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Человек путешествующий»
    Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
    Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
    Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
    Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
    Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
    Что значит «идти по жизни своим путём»?
    Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
    Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
    Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
    Зачем люди отправляются в путешествие?
    Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
    Чем путешествия обогащают личность?
    Что значит: идти ногу со временем?

  • 15 слайд

    Что читать? Н.С. Лесков «Очарованный странник» А.С. Пушкин «Капитанская дочка

    Описание слайда:

    Что читать?
    Н.С. Лесков «Очарованный странник»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
    А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
    И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Р. Брэдбери «И грянул гром»
     Г. Уэллс «Машина-времени»
    Д. Лондон «Любовь к жизни»

  • 16 слайд

    Направление«Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достиж

    Описание слайда:

    Направление
    «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).»

    ФИПИ комментирует: Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

    Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

    Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • 17 слайд

    Примерные темы по направлению «Цивилизация и технологии» Меняются ли люди в

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Цивилизация и технологии»

    Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
    Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
    Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
    Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
    Какие опасности таит в себе технический прогресс?
    Что значит «разумное использование технологий?

    Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
    Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
    Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
    Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
    Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
    Что значит быть современным?
    Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

  • 18 слайд

    Что читать?В. Распутин. «Прощание с Матёрой» Ч. Айтматов «Плаха» А. Платонов

    Описание слайда:

    Что читать?

    В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
    Ч. Айтматов «Плаха»
    А. Платонов «Котлован»
    А.И. Куприн «Олеся»
    И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
    М. Булгаков «Собачье сердце»
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
     Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
    М. Замятин «Мы»

  • 19 слайд

    Направление«Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание

    Описание слайда:

    Направление
    «Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние)»

    ФИПИ комментирует: Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

    Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

    Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

  • 20 слайд

    Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание» Зачем анализироват

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Преступление и Наказание»
    Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
    Что помогает человеку искоренять зло в себе?
    Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
    Каковы могут быть причины преступлений?
    Почему за преступлением следует наказание?
    Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
    Свобода и ответственность в жизни человека.
    Что значит быть совестливым человеком?
    Можно ли простить человека, совершившего преступление?
    Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
    Может ли преступление быть оправдано?
    Какую роль играет совесть в жизни человека?
    Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
    Можно ли искупить свою вину?
    В чём различие между ошибкой и преступлением?
    Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

  • 21 слайд

    Что читать?Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Геро

    Описание слайда:

    Что читать?

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
    М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
    А.Н. Островский «Гроза»
    А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
    Л. Андреев. «Иуда Искариот»
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • 22 слайд

    Направление«Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о те

    Описание слайда:

    Направление
    «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника)»

    ФИПИ комментирует: Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

    В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

    Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • 23 слайд

    Примерные темы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня »

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня »
    Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
    Кумиры моего поколения: какие они?
    Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
    Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
    В какой книге изображён портрет современного поколения?
    Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
    Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
    Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
    Какие произведения искусства делают вас счастливым?
    Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
    Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
    Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
    Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

  • 24 слайд

    Что читать?Л. Андреев. «Иуда Искариот» Д.И. Фонвизин «Недоросль» Юлия Кузнец

    Описание слайда:

    Что читать?

    Л. Андреев. «Иуда Искариот»
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Лермонтов «Герой нашего времени»
    М. Шолохов «Судьба человека»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А. Грин «Алые паруса»
    М. Горький «На дне»
    М. Горький «Старуха Изергиль»
    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
    А. Н. Толстой «Русский характер»
    А. С. Грин «Зелёная лампа»
    Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

  • 25 слайд

    Направление«Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные поро

    Описание слайда:

    Направление
    «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).»

    ФИПИ комментирует: Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

    Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

    При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  • 26 слайд

    Примерные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо?» Что значит быть авт

    Описание слайда:

    Примерные темы по направлению
    «Кому на Руси жить хорошо?»
    Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
    Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
    Может ли государство быть справедливым ко всем?
    Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
    Какими качествами должен обладать счастливый человек?
    Что такое репутация человека в обществе?
    Что значит «быть в ладу с самим собой»?
    Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
    Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
    Может ли один человек изменить общество?
    Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
    Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
    Что делает человека подлинно счастливым?
    Всегда ли общество ценит достойных людей?
    Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
    Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

  • 27 слайд

    Что читать?Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» А.С. Пушкин «Медный всад

    Описание слайда:

    Что читать?

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
    А.С. Пушкин «Медный всадник»
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Н.С. Лесков «Очарованный странник»
    Н.С. Лесков «Левша»
    Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
    М. Булгаков «Собачье сердце»
    М. Горький «На дне»
    Горький «Старуха Изергиль»

  • 28 слайд

    Термины для итогового сочинения 2022

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект урока открытия новых знаний «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

  • Конспект урока открытия новых знаний «Темя любви и дружбы в лирике А. С. Пушкина»

  • Конференция «У войны не детское лицо»

  • Адаптированная рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса с задержкой психического развития

  • «Серебряный век» русской поэзии»

  • «Изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через призму русской литературы»

  • «Женские образы в поэме Гоголя «Мертвые души»»

  • Презентация по литературному краеведению. «Современные писатели родного края».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454651 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

ПЛАКАТ_вверху (1).jpg

Итоговое сочинение (изложение) является допуском к государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачёт» или «незачёт».

Документы:

Федеральные документы:

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 26.10.2021 №04-416 о направлении в целях организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году методических документов и материалов:

Приложение 1. Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Приложение 2.  Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Приложение 3.  Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году. 

Региональные документы:

Приказ Министерства образования Калининградской области от 29.03.2021 № 277/1 «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области».

Приказ Министерства образования Калининградской области от 17.11.2021 № 1393/1 «О порядке проведения итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области».

Приказ Министерства образования Калининградской области от 22.11.2021 г. № 1299/1 «О проведении итогового сочинения (изложения) в Калининградской области 01 декабря 2021 года». 

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • обучающихся, получающих среднее общее образование, в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования);
  • обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях и местах проведения, расположение, которых определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году:

  • итоговое сочинение (изложение) проводится 1 декабря 2021 года для обучающихся, выпускников прошлых лет;
  • для обучающихся итоговое сочинение (изложение) может проводиться в дополнительные сроки (02 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года) при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).

Продолжительность итогового сочинения (изложения):

  • продолжительность проведения итогового сочинения составляет 235 минут;
  • продолжительность проведения итогового изложения составляет 235 минут;
  • для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (далее – участники с ОВЗ) продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Регистрация на участие в итоговом сочинении (изложении)

Порядок и сроки регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении), а также порядок проверки итогового сочинения (изложения) определяется на региональном уровне.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) обучающемуся текущего года, выпускнику прошлых лет необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения) в следующие сроки:

Расписание итогового сочинения (изложения) и необходимая информация о порядке проведения итогового сочинения (изложения) публикуются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования (obrnadzor.gov.ru), органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования.

Заявления подаются участниками итогового сочинения (изложения) текущего года в своей образовательной организации лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.

Все участники итогового сочинения (изложения) при подаче заявления на участие предоставляют согласие на обработку персональных данных.

Участники итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а участники дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Проведение итогового сочинения (изложения)

В день проведения итогового сочинения (изложения) участник итогового сочинения (изложения) должен иметь с собой гелевую, капиллярную или перьевую ручку с чернилами черного цвета.

Участнику итогового изложения разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями, выданными членами комиссии.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой).

До начала проведения итогового сочинения (изложения) участники итогового сочинения (изложения) проходят инструктаж и прослушивают информацию о порядке проведения итогового сочинения (изложения), о правилах оформления итогового сочинения (изложения), продолжительности проведения итогового сочинения (изложения), а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения).

Не разрешается пользоваться любыми вспомогательными материалами (учебниками, пособиями, методическими разработками), использовать мобильный телефон и другие средства связи.

Участники итогового сочинения (изложения), завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) до объявления об окончании итогового сочинения (изложения), имеют право сдать бланки и покинуть учебный кабинет.

Порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ). По решению ОИВ места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).

Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи: документ, удостоверяющий личность; ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета); лекарства и питание (при необходимости); специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном в учебном кабинете месте для хранения личных вещей участников.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) вам выдадут черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения). Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.

Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения доставляются в школы и становятся общедоступными после 10.00 по местному времени.

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

Результаты итогового сочинения (изложения), ознакомление с ними его участников

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации в срок не позднее 12 дней после написания сочинения (изложения). По решению органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачёт».

Руководители образовательных организаций в день получения протоколов проверки обеспечивают информирование участников о результатах итогового сочинения (изложения).

Особенности формулировок тем итогового сочинения

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачей выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Итоговое сочинение позволит проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.

Ниже перечислены открытые тематические направления для итогового сочинения, в соответствии с которыми Рособрнадзор разрабатывает закрытый перечень тем сочинений проводит их комплектацию по часовым поясам. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

В рамках указанных тематических направлений итогового сочинения разрабатываются конкретные темы, раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц.

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект будет сопровождаться следующей инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе:

«Выберите только одну из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».

Тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Критерий №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов).

«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала».

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, выбирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №3 «Композиция».

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №4 «Качество речи».

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»).

Критерий №5 «Грамотность».

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Особенности текстов для итогового изложения

К текстам для изложения предъявляются следующие требования:

  1. В текстах для изложения должно преобладать повествование (описание и рассуждение не играют определяющей роли), поскольку глухие и слабослышащие школьники успешнее излагают сюжетные тексты.
  2. Текст должен обладать смысловой завершенностью.
  3. Текст должен быть корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности.
  4. Объем текста для изложения не должен превышать 450 слов.

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Изложение (подробное) оценивается по пяти критериям: содержание изложения, логичность изложения, использование элементов стиля исходного текста, качество письменной речи, грамотность.

Критерии №1 и №2 являются основными: для получения «зачёта за итоговое изложение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При оценивании изложения учитывается его объём. Выпускникам рекомендуется писать изложение в объёме 250-300 слов. Максимальное количество слов в работе не устанавливается: выпускник должен исходить из содержания исходного текста и времени, отводимого на всю работу.

Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».  

Критерий № 1 «Содержание изложения».

Проверяется умение выпускника передать содержание исходного текста.

«Незачёт» ставится, если выпускник существенно исказил содержание прочитанного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Логичность изложения».

Проверяется умение выпускника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачёт» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста».

Проверяется умение выпускника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста.

«Незачёт» ставится, если в изложении совершенно отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 4 «Качество письменной речи».

Проверяется умение выпускника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции.

«Незачёт» ставится, если низкое качество речи, в том числе грубые речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 5 «Грамотность».

Проверяется грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в изложении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 10 ошибок на 100 слов). При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи неслышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», которые должны рассматриваться как однотипные и негрубые ошибки. 

Участники онлайн-проекта по поддержке детского литературного таланта «Талант: Литература» по нашей просьбе пишут сочинения по заданным направлениям итоговых сочинений 2021 года. Профессиональные репетиторы комментируют работы, чтобы на их примерах помочь школьникам получить высший балл. Сочинение — дело непростое, и потому комментарии порой получаются критическими и даже строгими. Но мы призываем ребят и всех, кто будет учиться на их примере, не вешать нос: ведь это неизбежная часть обучения, которая в конечном итоге поможет написать по-настоящему классное сочинение. Кроме того, предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества — за что мы благодарим их отдельно.

Мария (г. Белгород)

Направление: «Цивилизация и технологии: спасение, вызов или трагедия?»

________________

Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей?

Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей? Этот вопрос как никогда актуален. Множество людей по всему миру имеют возможность с легкостью использовать передовые технологии. В нашем информационном мире, мы можем сходить в Лувр, не тратя сил и денег на поездку в отдаленную страну, с легкостью можем написать другу или поделится своими достижениями со всем миром. Человек как никогда уязвим. Избыток информации, образованный из-за развития технологии такой, как интернет, привел человека к невозможности сосредоточиться, а значит и мыслить, и контролировать свою жизнь. Понятия подменяются: раньше дети собирались на футбольных площадках и играли в футбол, тридцать три, баскетбол, а теперь садятся на лавочках и играют в компьютерные игры, гоняя мяч пальцем по экрану. Человек разучивается взаимодействовать с человеком, а новым поколениям даже не предоставляется такой возможности. Дети, во время этапа социализации получают не мамино внимание, а бездушную машину, имитирующую жизнь. И это не случайность, а закономерность. Люди нестерпимо глупеют, а дураками, несомненно, легче управлять.

Термины для итогового сочинения 2022

Обратимся к антиутопии Р. Бредбери “451 градус по Фаренгейту”, в которой автор представляет нам прогрессивный мир. В нем нет места состраданию, мечты человека примитивны, а все силы властей направлены на борьбу с книгами, в которых уцелел многовековой опыт человеческих отношений: любви и дружбы, дух мятежный и непокорный. Технологии делают жизнь героев “футлярной”. Милдред заменяют общение три экрана во всю стену, по которым крутят глупые телепередачи, а ее единственная мечта — купить четвертый экран. В этом неидеальном мире, жить удобно и комфортно, но это пустой мир, не живой, в котором даже собака механическая.

Аналогично этому и роман Дж. Оруелла “1984” представляет нам безумный мир, существующий под лозунгами: «Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила». Люди в этом мире живут в вакууме. Существует даже полиция мыслей, пресекающая любое идейное неповиновение, а дети доносят на своих родителей. Главный герой пытается противостоять системе, воспитывающей пустых и безвольных существ.

Как же развитие технологий изменило жизнь? Несомненно, ее упростило, но при этом дало ростки новому историческому периоду, который Оруелл и Бредбери попытались предвидеть в своих произведениях, обличающих пустого, бездушного существа — нового человека!

Так постараемся же мы, люди, еще читающие книги и способные мыслить, предотвратить это безумство!

Термины для итогового сочинения 2022


Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Увы, сочинение неудачное. Композиционно не цельное, много речевых и логических ошибок, но главное – несоответствие аргументации заявленной теме и, собственно, уход от самой темы.

Судите сами. Тема: «Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей?», а из аргументов мы получаем доказательство совсем другой темы, что-то вроде «Какие опасности несет за собой развитие технологий для обычных людей?». И получается, что если во введении еще вроде как есть попытка показать, а что же изменилось, причем даже с двух сторон – с положительной и отрицательной, то аргументы подтверждают только «отрицательную» точку зрения, и то далекую от заявленной темы, смыслы смещаются от развития технологий к важности книг в первом аргументе, а во втором примере и вовсе нет никакого аргумента по теме.

Отсюда страдают К2 и К3. Где тезис? Какой он? Что на повестку выносит автор? Есть огромный первый абзац-введение, в котором… нет тезиса.

Логических ошибок много:

  • «…с легкостью можем написать другу или поделится своими достижениями со всем миром. Человек как никогда уязвим» — почему такой резкий переход? Он совершенно нелогичен: сначала идет речь о современных возможностях (вроде положительное последствие развития технологий), а потом вдруг мысль про уязвимость человека. Никакого перехода, никакой связки. А ведь всего-то и надо пояснить: «Но с другой стороны, человек сейчас как никогда уязвим» — и всё, логика появилась. Ну и плюс здесь и грамматическая ошибка: «поделиться».
  • «с легкостью можем написать другу» — а в каком месте, простите, тут развитие технологий? И 50 лет назад можно было с легкостью написать другу, и 200 лет назад тоже. Другой вопрос, что письмо сейчас идет одну секунду, а 200 лет назад письмо шло от нескольких дней до нескольких недель, а то и месяцев. Ну так если мысль имелась в виду именно эта, то и нужно это объяснить. Эксперт не должен догадываться сам.
  • «Избыток информации, образованный из-за развития технологии такой, как интернет, привел человека к невозможности сосредоточиться, а значит и мыслить, и контролировать свою жизнь» — что, куда, когда и почему? Почему избыток информации влияет на способность контролировать свою жизнь?
  • «Понятия подменяются» — а дальше идет речь совсем не о понятиях. Это умная фраза, услышанная где-то, но использованная совершенно не по назначению. Подмена понятий – это когда Фамусов воспитанием называет умение принарядиться. А смена игры в футбол на игру на компьютере – это не подмена понятия, а смена активного досуга на пассивный.
  • «Человек разучивается взаимодействовать с человеком, а новым поколениям даже не предоставляется такой возможности» — стало, конечно, очень жаль новое поколение (кстати, новое – это какое именно?), но не совсем понятно, какой возможности ему не предоставляется? Из-за чего? Из-за развития виртуального общения? Или из-за развития искусственного интеллекта? Эксперт должен сам додумываться? Не должен. И не будет.
  • «Дети, во время этапа социализации получают не мамино внимание, а бездушную машину, имитирующую жизнь» — это как? Это что? Это почему? Это о чём? Так много вопросов и ни одного ответа. Ну и первая запятая лишняя.
  • «Люди нестерпимо глупеют, а дураками, несомненно, легче управлять» — ну а здесь, уж простите, вообще слишком громкое обобщение, да к тому же ничем не обоснованное.
  • «дало ростки новому историческому периоду» — какому? Что это за исторический период такой?

Ну и главный вопрос: при чем тут технологии? Вопрос-то о них, а не о том, как люди деградируют. Или люди деградируют из-за технологий? Тогда где об этом сказано?

Большие вопросы и к композиции сочинения. Итоговое сочинение, как и любое другое, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. И основная часть потому так называется, что она – основная, т.е. самая объемная. В этом же сочинении введение = 152 слова, а два(!) аргумента = 145 слов. Даже на уровне объема К3 провален.

Но может быть, у нас сами аргументы вытащат К3? Увы, нет. Тут вообще всё мимо. В аргументах есть всё, что угодно, только нет рассуждения собственно о самих технологиях. Если в первом аргументе есть хотя бы намеки на технологии (экраны, «футлярная жизнь», механическая собака), то второй аргумент лишен их вовсе.

Тут проблема и в отсутствии четко сформулированного тезиса, и в подобранных произведениях: что роман Брэдбери, что роман Оруэлла (а эти фамилии в русском переводе пишутся именно так) совсем не про технологии. Они про людей, про социум, про тоталитаризм, но явно не про то, что нужно отказаться от интернета и вернуться в каменный век.

К4 тоже будет снижен. Вот далеко не все речевые ошибки:

  • «из-за развития технологии такой, как интернет» — несогласованность с парным союзом, правильно «из-за развития такой технологии, как…»
  • «садятся на лавочках и играют в компьютерные игры» — как можно, сидя на лавочке, играть в компьютерные игры? С собой во двор притащить компьютер или ноутбук?
  • «обличающих пустого, бездушного существа — нового человека!» — несогласованность в предложении: обличающих – кого? что? – пустое, бездушное существо – нового человека.

Вывод также нелогичен: «Как же развитие технологий изменило жизнь? Несомненно, ее упростило» — в каком месте автор рассказывал про несомненное упрощение жизни? Утверждая, что в Лувр мы можем попасть, не находясь в Париже? Это и есть упрощение жизни? Как из этого мысль перепрыгивает на «нового человека», который «пустое, бездушное существо»?

Ну а дальше автор начинает говорить лозунгами: «Так постараемся же мы, люди, еще читающие книги и способные мыслить, предотвратить это безумство!» — какое безумство? При чем тут книги? Где ответ на вопрос, заявленный в теме?

А его нет. И получается, что сочинение хромает на обе ноги по всем критериям. Возможен ли тут зачет? С большой натяжкой.

Что можно посоветовать? И направление, и тема, связанная с цивилизацией и технологиями, специфическая. Для нее в большей степени не подойдет классическая литература из школьной программы. Но и не вся фантастика подходит. А вот какое-нибудь «Собачье сердце» Булгакова вполне. «Человек-амфибия» Беляева – очень даже. «Индейский посёлок» Хемингуэя – почему нет? Темы этого направления, конечно, всегда сталкивают проблему развития технологий и человека, но и предлагается порассуждать, а так ли технологии плохи?

Неужели мы с вами сейчас готовы отказаться от интернета, от транспорта, от современной технологичной медицины ради… а собственно, ради чего?

Разностороннее раскрытие темы предполагает посмотреть на заявленную проблему с разных сторон: что хорошего, что плохого. Но даже если предположить, что больше никаких художественных текстов, кроме двух приведенных выше, учащийся не знает, значит, надо грамотно построить тезис и в аргументации привести такие доводы, чтобы и от темы не уйти, и доказательства были убедительными.

Сетования же по поводу того, что, де, раньше и трава была зеленее, и в футбол играли лучше, вообще из серии «бабушка бурчит». Автор, вы же еще так юны и прекрасны! Зачем это брюзжание, тем более вместо рассуждения?

  • Терпение и труд все перетрут как правильно пишется
  • Термины для итогового сочинения преступление и наказание
  • Терпение на исходе как пишется
  • Термины на огэ по русскому языку по сочинению
  • Терентьева сказки деда мороза и снегурочки