Эпос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих») — род литературы (наряду с лирикой и драмой), героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей.
Часто эпические поэмы не имеют автора (собиратели древних эпосов не осознавали себя авторами написанного). Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события.
Происхождение
Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХІХ века).
На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества.
Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом.
Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская, а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть.
Жанры
Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма). Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот.
Поэтика
Правдивость
Источником эпопеи служит национальное предание («абсолютное прошлое», по терминологии Гёте и Шиллера), а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел. Эпический мир отдалён от времени певца и слушателя эпической дистанцией. В своём прологе к «Кругу земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».
Формулы
Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).
В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение.
Средневековый эпос
Средневековый эпос — прозаическая героическая поэзия, которая создавалась странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос пелся под звуки арфы или виолы (маленькой скрипки).
Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — записана во Франции в начале XII века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.
В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.
Обычно эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.
Русский эпос
И. Я. Билибин «Богатырь Вольга» (1903).
Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания учёный Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»). Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «История о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Золотой Орды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие.
Во второй половине XVIII века были записаны былины, входящие в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». На протяжении XIX—XX веков былины записывались фольклористами — П. В. Киреевским, А. Ф. Гильфердингом, П. Н. Рыбниковым, Ю. М. Соколовым, С. И. Гуляевым, А. Д. Григорьевым, А. В. Марковым, Н. Е. Онучковым и другими. Известны такие знаменитые исполнители былин как Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголенок, А. М. Крюкова, И. А. Федосеева, М. Д. Кривополенова, Ф. Е. Чуркина и др.
Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.).
Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.
Процесс сложения былин, по мнению большинства исследователей, охватывает огромный промежуток времени, с древнейших времён (былины о Святогоре, Волхе) вплоть до XVIII века (былина о Бутмане). Всего былинных сюжетов около 70-ти, не считая былинных песен, каждый сюжет может быть представлен как в единичной записи, так и в многочисленных вариантах. Названия былин могут варьироваться. Вот список известных былин (в него не входят явные авторские былины, наподобие «Ваньки Удовкина Сына»):
Известные былины
Киевский или «владимиров» цикл
- Алёша Попович и Тугарин
- Илья и Идолище
- Ссора Ильи с Владимиром
Новгородский цикл
- Садко
- Василий Буслаев
Московский цикл
- Былина о Хотене Блудовиче
- Былина о Дюке
- Былины о Чуриле Пленковиче
Известные эпосы мира
У этого термина существуют и другие значения, см. Эпос (значения).
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих»[1]) — род литературы (наряду с лирикой и драмой)[2], героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей[3].
Часто эпические поэмы не имеют автора (собиратели древних эпосов не осознавали себя авторами написанного)[4]. Повествование ведётся от лица повествователя — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события[2].
Происхождение
Шкатулка «Певец-сказитель», Россия, фабрика Лукутина (конец ХІХ века).
На стадии зарождения эпоса у людей не существовало законченной картины мира, объясняющей его происхождение и судьбу. Тацит, описывая германские племена, упоминал их древние песни о мифологических предках и вождях, которые заменяли историю. Действительно, в эпосе воспоминания об исторических событиях сплавлены с мифом и сказкой, причём фантастический и исторический элементы в равной степени принимались за действительность. Эпос наполнен сведениями о мифологии и подвигах, афоризмами житейской мудрости, шутками, увлекательными рассказами. Назидательная функция столь же неотъемлема, как и познавательная. Эпос нёс древнюю мудрость, понимание которой считалось необходимым для каждого члена общества[2][4].
Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации. Однако христианская идеология не определяет содержания и тональности поэм, что явствует при сравнении германского героического эпоса со средневековой латинской литературой, пронизанной церковным духом[4].
Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская[5], а другие считают, что эпос в Китае всё-таки есть[6].
Жанры
Основные виды (жанры) эпоса — это рассказ (малая форма), повесть (средняя форма), роман (большая форма)[2]. Также выделяются ещё жанры: эпопея, былина, сказка, поэма, новелла, очерк, басня, анекдот[7].
Поэтика
Правдивость
Источником эпопеи служит национальное предание («абсолютное прошлое», по терминологии Гёте и Шиллера), а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел. Эпический мир отдалён от времени певца и слушателя эпической дистанцией[7]. В своём прологе к «Кругу земному» Снорри Стурлусон объяснял, что среди его источников есть «древние стихи и песни, которые исполнялись людям на забаву», и добавлял: «Хотя сами мы не знаем, правда ли эти рассказы, но мы знаем точно, что мудрые люди древности считали их правдой».
Формулы
Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).
В эпических произведениях жизнь человека изображается в развитии, от события к событию[2]. Эпический герой целостен, не мучим сомнениями и колебаниями, олицетворяет какое-то особое качество, характер, проявляемый в поступках и понятных речах. Это объясняется тем, что он знает и принимает свою судьбу, смело идёт ей навстречу. Эпический герой не свободен в своих решениях и выборе линии поведения, поэтому ему остаётся лишь доблестно, лучшим образом исполнить своё предназначение[4].
Средневековый эпос
Средневековый эпос — прозаическая героическая поэзия, которая создавалась странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос пелся под звуки арфы или виолы (маленькой скрипки).
Лучше всего сохранились французские эпосы — около 100 поэм. Самая знаменитая из них — «Песнь о Роланде» — записана во Франции в начале XII века. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании и о мести короля франков за гибель своего племянника. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как религиозная война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря: он справедлив, всеми любим, великодушен и безумно смел, совершает необыкновенные подвиги и гибнет, чтобы не нарушить клятву верности своему сеньору.
В этой поэме отразились и любовь народа к «милой Франции», и ненависть к её врагам, и полное покорение своему господину. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Родину.
Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» отражает события и мифы времён Великого переселения народов. Запись этой поэмы сделана около 1200 года. В ней герои совершают богатырские подвиги не для защиты родины от захватчиков, а ради личных, семейных или племенных интересов. Но в поэме отразилась и жизнь германского народа в мирное и военное время. Пышные праздники у феодалов, пиры и турниры чередуются с войнами и битвами, в которых проявляются воинская удаль, смелость и сила рыцарей.
Обычно эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.
Русский эпос
Русский героический эпос представлен былинами, так назвал русские эпические сказания учёный Иван Сахаров, взяв это слово из «Слова о полку Игореве»: автор хочет начать песнь по «былинам сего времени, а не по замышлению Бояню» (впрочем, слово «былина» как обозначение эпической песни изредка встречалось и в народе: «Сказка-складка, песня-быль», но чаще эпические песни называли «старинами»)[8]. Первые записи былин были сделаны в XVII—XVIII веках: древнерусская «Повесть о Сухане»; «Сказание о хождении богатырей киевских в Царьград» (Богатырское слово); «История о киевском богатыре Михаиле Даниловиче двенадцати лет»; «Сказание о князе Ставре Годиновиче»; «Сказание об Илье Муромце, Соловье-разбойнике и Идолище»; «Повесть о князе Владимире Киевском, о богатырях киевских, и о Михайле Потоке Ивановиче, и о царе Кащее Золотой Орды»; отрывок сказания об Алеше Поповиче и Тугарине; «Повесть о сильном богатыре и старословенском князе Василии Богуслаевиче» и некоторые другие[9].
Во второй половине XVIII века были записаны былины, входящие в сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым». На протяжении XIX—XX веков былины записывались фольклористами — П. В. Киреевским, А. Ф. Гильфердингом, П. Н. Рыбниковым, Ю. М. Соколовым, С. И. Гуляевым, А. Д. Григорьевым, А. В. Марковым, Н. Е. Онучковым и другими. Известны такие знаменитые исполнители былин как Т. Г. Рябинин, А. П. Сорокин, К. И. Романов, П. Л. Калинин, В. П. Щеголенок, А. М. Крюкова, И. А. Федосеева, М. Д. Кривополенова, Ф. Е. Чуркина и др.
Ареал бытования былин включает Печору, Мезень, Кулой, Пинегу, Зимний Берег Белого моря, западное Поморье, Северное Обонежье, Западное Обонежье, Восточное Обонежье (Пудогу), Кенозеро, Каргополье, центр Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, казачьи области (Дон, Нижняя Волга, Северный Кавказ и др.)[10].
Былины, подобно эпическим произведениям других народов, исполнялись, как правило, пением под аккомпанемент музыкального инструмента — гуслей; исполнялись также и без инструментального сопровождения.
Процесс сложения былин, по мнению большинства исследователей, охватывает огромный промежуток времени, с древнейших времён (былины о Святогоре, Волхе) вплоть до XVIII века (былина о Бутмане)[10]. Всего былинных сюжетов около 70-ти, не считая былинных песен, каждый сюжет может быть представлен как в единичной записи, так и в многочисленных вариантах. Названия былин могут варьироваться. Вот список известных былин (в него не входят явные авторские былины, наподобие «Ваньки Удовкина Сына»):
Известные былины
- Киевский или «владимиров» цикл[11]
- Алёша Попович и Тугарин
- Илья и Идолище
- Ссора Ильи с Владимиром
- Новгородский цикл[11]
- Садко
- Василий Буслаев
- Московский цикл[11]
- Былина о Хотене Блудовиче
- Былина о Дюке
- Былины о Чуриле Пленковиче
Известные эпосы мира
Поэтический эпос
Европа
Азия
Восток
| Эпос в прозе
Африка
Европа
Латинская Америка
Колумбия:
Азия
|
См. также
- Животный эпос
- Список эпосов
- Лирика
- Драма
Примечания
- ↑ 5. Поэтика гомеровского эпоса. // Гиленсон Б. А. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. История древней Евразии
- ↑ 1 2 3 4 5 Л. Бей. Введение в литературоведение. Учебное пособие по языку специальности. — Litres, 2018. — 199 с. — ISBN 9785457841123.
- ↑ Хализев, Мелетинский, 1978.
- ↑ 1 2 3 4 А. Гуревич. Средневековый героический эпос германских народов.. — Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах.. — М.: Художественная литература, 1975.
- ↑ «…кажется совершенно неправдоподобным, чтобы у китайцев была героическая поэзия». (Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9.. — С. 20.)
- ↑ «Китайский народ создал огромное количество песен- трудовых,эпических,героических,лирических, обрядовых, бытовых…».БСЭ.Второе издание.том 21. Статья: Китай. стр.301
- ↑ 1 2 Пивоев В. М. Эстетика. Учебное пособие. — Directmedia, 2014. — С. 282. — 303 с. — ISBN 9785445834816.
- ↑ Былины,М.,Терра,1998.
- ↑ Былины в 25 томах, Том 24, Непаспортизованные записи 17-20 веков, Спб.-М.(в печати)
- ↑ 1 2 Полный Свод русского фольклора, Былины в 25 томах, Том 1, Спб.-М., 2001. стр.5
- ↑ 1 2 3 Веснина Б. Былина // Кругосвет
- ↑ Jabrail Unchiev. PartuPatima. www.lakia.net. Дата обращения: 23 июня 2017.
Литература
- Эпос // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1238—1242 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
- Эпос / Хализев В. Е., Мелетинский Е. М. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
- Азбелев С. Н. Редкая разновидность русских источников. — ROSSICA ANTIQUA, 2013.
- Боура С.М. Героическая поэзия = Heroic Poetry. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 808 с. — ISBN 5-86793-207-9.
- Веселовский А. Н., Шишмарёв В. Ф.,. Эпос // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гадагатль А. М. Нартхэр. — сборник сочинений в семи томах и монография. — ГУРИПП «Адыгея», 2002.
- Жданов И. Н. Русский былевой эпос. — СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1895.
- Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. — М.; Л.: ГИХЛ, 1962.
- Жирмунский В. М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974.
- Квятковский А. П. Эпос / И. Роднянская. — Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — С. 376.
- Котляр E. С. Эпос народов Африки южнее Сахары. — М.: Наука, 1985.
- Костюхин Е. А. Типы и формы животного эпоса. — М.: Наука, 1987.
- Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
- Невелева С. Л. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. — М., 1991.
- Орлов А. С. Казахский героический эпос. — М.—Л., 1945.
- Пропп В. Я. Русский героический эпос. — М., 2006.
- Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. — Л., 1988.
Ссылки
- Epic.Mith.Ru: современное изучение эпоса
- Работы по общей теории эпоса
- Средневековый героический эпос
- Средневековый героический эпос германских народов
- Средневековый эпос и поэзия
- Алпомиш (узбекский эпос)
тест как егэ русский язык 8 класс входная диагностика
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК
Скачать:
8_klass. docx | 11.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МОУ СОШ № 16
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС 2012-2013уч. год
Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…
Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!
Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.
В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения
Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса…
2.Произвести морфемный разбор слов:
Выпадает, холодная, входишь
3.Выписать из последнего предложения словосочетания:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен входной контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской.
Входная диагностика по русскому языку для 5 класса.
Материалы для входной диагностики по русскому языку
КИМы разработаны для 5- 11 классов. Повторение в начале года.
Входная диагностика по русскому языку
Данный материал можно использовать для определения уровня остаточных знаний на начало учебного года в 9 классе.
Данный материал можно использовать в качестве диагностики остаточных знаний по русскому языку в 10 — 11 — х классах.
Данный материал может быть использован в качестве диагностики остаточных знаний по русскому языку в 8 классе.
Материалы для входной диагностики по русскому языку
8_klass. docx | 11.94 КБ |
Директор МОУ СОШ № 16
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС 2012-2013уч. год
Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…
Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!
Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.
В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения
Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса…
2.Произвести морфемный разбор слов:
Выпадает, холодная, входишь
3.Выписать из последнего предложения словосочетания:
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Предварительный просмотр:
Материалы для входной диагностики по русскому языку.
Nsportal. ru
29.02.2020 15:52:31
2020-02-29 15:52:31
Входная диагностика по литературе 8 класс с ответами. Входная диагностика по литературе 8 класс представляет собой тест, состоящий из 2 вариантов. В каждом варианте по 15 заданий.
Вариант 1
1. Выберите определение былины.
А) эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.
Б) жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится.
В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.
2. В пословицах: «Наступил на землю русскую, да отступился», «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело» — звучит:
А) прославление дружбы, товарищества
Б) осуждение вражды
В) патриотизм
3. Жанр фольклора:
А) сказки
Б) песни
В) былины
4. Жанр, который соответствует, «среднему стилю»:
А) басня
Б) комедия
В) драма
5. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:
А) древнерусские летописи
Б) русские народные сказки
В) исторические песни
6. Перенос значения по сходству называется:
А) метафорой
Б) сравнением
В) эпитетом
7. «Поэмой о любви к Родине» В. Г. Белинский назвал произведение:
А) «Тарас Бульба
Б) «Ночь перед Рождеством»
В) «Майская ночь или утопленница»
8. Главным героем произведения И. С. Тургенева «Бирюк» является:
А) сам автор
Б) лесник
В) пойманный крестьянин
9. Жанр произведения А. Н. Некрасова «Русские женщины»:
А) ода
Б) элегии
В) поэма
10. Крупное произведение эпического, повествовательного или лирического характера называется:
А) балладой
Б) поэмой
В) элегией
11. «Прошел день, прошел другой; мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» — это отрывок из:
А) «Дикого помещика»
Б) «Премудрого пескаря»
В) «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
12. Жанр произведения Л. Н. Толстого «Детство»?
А) очерк
Б) роман
В) повесть
13. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:
А) узелок в руке
Б) новая шинель
В) корзина с конфискованным крыжовником
14. Тема произведения М. Горького «Детство»?
А) жизнь Алеши
Б) судьба деда
В) рассказ о бабушке
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Живое пламя»:
А) обычные бытовые сцены
Б) жизнь тети Оли
В) короткая жизнь цветов
Вариант 2
1. В половицах: «Не на пользу читать, коли только вершки глотать», «В хороших книгах охотно роются», «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» — говорится:
А) о мечтах и надеждах народа
Б) об отношении народа к чтению, книгам
В) о патриотической гордости
2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А) сказка
Б) поэма
В) рассказ
3. Персонаж былин:
А) Василиса Премудрая
Б) Добрыня Никитич
В) Иван – царевич
4. Героиня этих строк …
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
А) грузинка
Б) Алена Дмитриевна
В) Маша Миронова
5. В произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» слова: «Есть еще порох в пороховницах!» — принадлежат:
А) Остапу
Б) Тарасу
В) куренному атаману
6. Образное средство языка:
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
7. «Вола, Волга! Весной многоводной…» — это слова из произведения:
А) «Железная дорога»
Б) «Крестьянские дети»
В) «Размышления у парадного подъезда»
8. Тема произведения И. С. Тургенева «Бирюк»:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
9. Не является автобиографическим произведение:
А) М. Горького «Детство»
Б) Л. Н. Толстого «Детство»
В) И. А. Бунина «Лапти»
10. При описании грозы («…ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
А) сравнение
Б) антитезу
В) олицетворение
11. Главный герой «Хамелеона»:
А) Очумелов
Б) Овсов
В) Денис Григорьев
12. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью» — используется:
А) сравнение
Б) олицетворение
В) метафора
13. Жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
А) рассказ
Б) очерк
В) повесть
14. Алеша в произведении М. Горького «Детство» выучился грамоте с помощью:
А) деда
Б) бабушки
В) жены дяди Якова
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Кукла»:
А) фантастика
Б) жизненная ситуация
В) сочетание фантастики и реальности
Ответы на входную диагностику по литературе 8 класс
Вариант 1
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-А
6-А
7-А
8-Б
9-В
10-Б
11-В
12-В
13-Б
14-А
15-А
Вариант 2
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-В
7-В
8-А
9-В
10-Б
11-Б
12-Б
13-В
14-А
15-Б
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
Вариант 2
1. В половицах: «Не на пользу читать, коли только вершки глотать», «В хороших книгах охотно роются», «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» — говорится:
А) о мечтах и надеждах народа
Б) об отношении народа к чтению, книгам
В) о патриотической гордости
2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А) сказка
Б) поэма
В) рассказ
3. Персонаж былин:
А) Василиса Премудрая
Б) Добрыня Никитич
В) Иван – царевич
4. Героиня этих строк …
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
А) грузинка
Б) Алена Дмитриевна
В) Маша Миронова
5. В произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» слова: «Есть еще порох в пороховницах!» — принадлежат:
А) Остапу
Б) Тарасу
В) куренному атаману
6. Образное средство языка:
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
7. «Вола, Волга! Весной многоводной…» — это слова из произведения:
А) «Железная дорога»
Б) «Крестьянские дети»
В) «Размышления у парадного подъезда»
8. Тема произведения И. С. Тургенева «Бирюк»:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
9. Не является автобиографическим произведение:
А) М. Горького «Детство»
Б) Л. Н. Толстого «Детство»
В) И. А. Бунина «Лапти»
10. При описании грозы («…ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
А) сравнение
Б) антитезу
В) олицетворение
11. Главный герой «Хамелеона»:
А) Очумелов
Б) Овсов
В) Денис Григорьев
12. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью» — используется:
А) сравнение
Б) олицетворение
В) метафора
13. Жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
А) рассказ
Б) очерк
В) повесть
14. Алеша в произведении М. Горького «Детство» выучился грамоте с помощью:
А) деда
Б) бабушки
В) жены дяди Якова
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Кукла»:
А) фантастика
Б) жизненная ситуация
В) сочетание фантастики и реальности
Ответы на входную диагностику по литературе 8 класс
Вариант 1
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-А
6-А
7-А
8-Б
9-В
10-Б
11-В
12-В
13-Б
14-А
15-А
Вариант 2
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-В
7-В
8-А
9-В
10-Б
11-Б
12-Б
13-В
14-А
15-Б
6. Образное средство языка:
Вариант 1
А кульминация Б эпитет В зачин.
Testytut. ru
26.10.2019 21:52:39
2019-10-26 21:52:39
Testedu. ru
04.03.2019 23:18:24
2019-03-04 23:18:24
Источники:
Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/22/vkhodnaya-diagnostika-8-klass-russkiy-yazyk
Https://testytut. ru/2019/07/28/vhodnaya-diagnostika-po-literature-8-klass/
Https://testedu. ru/test/russkij-yazyik/8-klass/test-kak-ege-russkij-yazyik-8-klass-vxodnaya-diagnostika. html