МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»
Консультация для родителей
«Истоки представлений
о героических подвигах
воинов — богатырей»
Истоки представлений о героических подвигах
воинов — богатырей
Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранился в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетного содержания и главных принципов формы. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на территории России, главным образом на Севере и в Сибири.
В южных областях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и полуразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное количество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается…
Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
Он подобен мирту нежному:
Тонок, прям и величав собой.
Взор его быстрей орлиного,
И светлее ясна месяца.
Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслаевиче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.
Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей.
Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:
Очи соколиные,
Брови соболиные,
Походка павлиная;
По двору идет,
Как лебедь плывет.
Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их художественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюционной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, сколком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).
«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими историческими произведениями. Они также представляют собой огромную художественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.
Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значение. Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отношения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к содержанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких исторических представлений о времени. Сознание исторической ценности передаваемого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоминание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.
Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овладеть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития детей.
Подготовила воспитатель Гордиевская Елена Викторовна
тест как егэ русский язык 8 класс входная диагностика
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК
Скачать:
8_klass. docx | 11.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МОУ СОШ № 16
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС 2012-2013уч. год
Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…
Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!
Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.
В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения
Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса…
2.Произвести морфемный разбор слов:
Выпадает, холодная, входишь
3.Выписать из последнего предложения словосочетания:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен входной контрольный диктант по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской.
Входная диагностика по русскому языку для 5 класса.
Материалы для входной диагностики по русскому языку
КИМы разработаны для 5- 11 классов. Повторение в начале года.
Входная диагностика по русскому языку
Данный материал можно использовать для определения уровня остаточных знаний на начало учебного года в 9 классе.
Данный материал можно использовать в качестве диагностики остаточных знаний по русскому языку в 10 — 11 — х классах.
Данный материал может быть использован в качестве диагностики остаточных знаний по русскому языку в 8 классе.
Материалы для входной диагностики по русскому языку
8_klass. docx | 11.94 КБ |
Директор МОУ СОШ № 16
ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА 8 КЛАСС 2012-2013уч. год
Я больше люблю ходить в лес в тихие, пасмурные дни, даже если временами начинает сеять мелкий нешумный дождь.
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Ни на реке, ни в поле в это время нечего делать… В такой день в лес входишь как с улицы в теплый уютный дом… Но вообще-то были бы грибы…
Радостно и в дождь, и в холодный резкий ветер, и в грозу возвращаться домой с полной корзиной.
Но как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок!
Всегда, когда охотник, рыбак или грибник возвращается пустой, ему досадно встречаться с людьми, которые будут заглядывать в ведро, сумку, корзину.
В середине осени, в конце сентября, в октябре устанавливается иногда удивительная ясная погода. Безветренно. Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса… (151 сл.)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения
Утром выпадает на траву холодная, обжигающая ноги роса…
2.Произвести морфемный разбор слов:
Выпадает, холодная, входишь
3.Выписать из последнего предложения словосочетания:
Ещё приятнее уйти в лес осенним днём с пронзительным холодным ветром.
Предварительный просмотр:
Материалы для входной диагностики по русскому языку.
Nsportal. ru
29.02.2020 15:52:31
2020-02-29 15:52:31
Входная диагностика по литературе 8 класс с ответами. Входная диагностика по литературе 8 класс представляет собой тест, состоящий из 2 вариантов. В каждом варианте по 15 заданий.
Вариант 1
1. Выберите определение былины.
А) эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.
Б) жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится.
В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.
2. В пословицах: «Наступил на землю русскую, да отступился», «С родной земли – умри, не сходи», «За правое дело стой смело» — звучит:
А) прославление дружбы, товарищества
Б) осуждение вражды
В) патриотизм
3. Жанр фольклора:
А) сказки
Б) песни
В) былины
4. Жанр, который соответствует, «среднему стилю»:
А) басня
Б) комедия
В) драма
5. Источником для «Песни о вещем Олеге» послужили:
А) древнерусские летописи
Б) русские народные сказки
В) исторические песни
6. Перенос значения по сходству называется:
А) метафорой
Б) сравнением
В) эпитетом
7. «Поэмой о любви к Родине» В. Г. Белинский назвал произведение:
А) «Тарас Бульба
Б) «Ночь перед Рождеством»
В) «Майская ночь или утопленница»
8. Главным героем произведения И. С. Тургенева «Бирюк» является:
А) сам автор
Б) лесник
В) пойманный крестьянин
9. Жанр произведения А. Н. Некрасова «Русские женщины»:
А) ода
Б) элегии
В) поэма
10. Крупное произведение эпического, повествовательного или лирического характера называется:
А) балладой
Б) поэмой
В) элегией
11. «Прошел день, прошел другой; мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» — это отрывок из:
А) «Дикого помещика»
Б) «Премудрого пескаря»
В) «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
12. Жанр произведения Л. Н. Толстого «Детство»?
А) очерк
Б) роман
В) повесть
13. В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывает:
А) узелок в руке
Б) новая шинель
В) корзина с конфискованным крыжовником
14. Тема произведения М. Горького «Детство»?
А) жизнь Алеши
Б) судьба деда
В) рассказ о бабушке
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Живое пламя»:
А) обычные бытовые сцены
Б) жизнь тети Оли
В) короткая жизнь цветов
Вариант 2
1. В половицах: «Не на пользу читать, коли только вершки глотать», «В хороших книгах охотно роются», «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» — говорится:
А) о мечтах и надеждах народа
Б) об отношении народа к чтению, книгам
В) о патриотической гордости
2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А) сказка
Б) поэма
В) рассказ
3. Персонаж былин:
А) Василиса Премудрая
Б) Добрыня Никитич
В) Иван – царевич
4. Героиня этих строк …
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
А) грузинка
Б) Алена Дмитриевна
В) Маша Миронова
5. В произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» слова: «Есть еще порох в пороховницах!» — принадлежат:
А) Остапу
Б) Тарасу
В) куренному атаману
6. Образное средство языка:
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
7. «Вола, Волга! Весной многоводной…» — это слова из произведения:
А) «Железная дорога»
Б) «Крестьянские дети»
В) «Размышления у парадного подъезда»
8. Тема произведения И. С. Тургенева «Бирюк»:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
9. Не является автобиографическим произведение:
А) М. Горького «Детство»
Б) Л. Н. Толстого «Детство»
В) И. А. Бунина «Лапти»
10. При описании грозы («…ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
А) сравнение
Б) антитезу
В) олицетворение
11. Главный герой «Хамелеона»:
А) Очумелов
Б) Овсов
В) Денис Григорьев
12. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью» — используется:
А) сравнение
Б) олицетворение
В) метафора
13. Жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
А) рассказ
Б) очерк
В) повесть
14. Алеша в произведении М. Горького «Детство» выучился грамоте с помощью:
А) деда
Б) бабушки
В) жены дяди Якова
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Кукла»:
А) фантастика
Б) жизненная ситуация
В) сочетание фантастики и реальности
Ответы на входную диагностику по литературе 8 класс
Вариант 1
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-А
6-А
7-А
8-Б
9-В
10-Б
11-В
12-В
13-Б
14-А
15-А
Вариант 2
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-В
7-В
8-А
9-В
10-Б
11-Б
12-Б
13-В
14-А
15-Б
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
Вариант 2
1. В половицах: «Не на пользу читать, коли только вершки глотать», «В хороших книгах охотно роются», «Выбирай писателя так, как выбираешь друга» — говорится:
А) о мечтах и надеждах народа
Б) об отношении народа к чтению, книгам
В) о патриотической гордости
2. Термин «русский героический эпос» относится к жанру:
А) сказка
Б) поэма
В) рассказ
3. Персонаж былин:
А) Василиса Премудрая
Б) Добрыня Никитич
В) Иван – царевич
4. Героиня этих строк …
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки румяные,
Как заря на небе Божием.
А) грузинка
Б) Алена Дмитриевна
В) Маша Миронова
5. В произведении М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» слова: «Есть еще порох в пороховницах!» — принадлежат:
А) Остапу
Б) Тарасу
В) куренному атаману
6. Образное средство языка:
А) кульминация
Б) эпитет
В) зачин
7. «Вола, Волга! Весной многоводной…» — это слова из произведения:
А) «Железная дорога»
Б) «Крестьянские дети»
В) «Размышления у парадного подъезда»
8. Тема произведения И. С. Тургенева «Бирюк»:
А) жизнь Бирюка
Б) взаимоотношения отца и дочери
В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
9. Не является автобиографическим произведение:
А) М. Горького «Детство»
Б) Л. Н. Толстого «Детство»
В) И. А. Бунина «Лапти»
10. При описании грозы («…ракиты тревожно шевелились и лепетали», «облака неслись») автор использует:
А) сравнение
Б) антитезу
В) олицетворение
11. Главный герой «Хамелеона»:
А) Очумелов
Б) Овсов
В) Денис Григорьев
12. В фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью» — используется:
А) сравнение
Б) олицетворение
В) метафора
13. Жанр произведения А. П. Чехова «Хамелеон»:
А) рассказ
Б) очерк
В) повесть
14. Алеша в произведении М. Горького «Детство» выучился грамоте с помощью:
А) деда
Б) бабушки
В) жены дяди Якова
15. В основе сюжета произведения Е. И. Носова «Кукла»:
А) фантастика
Б) жизненная ситуация
В) сочетание фантастики и реальности
Ответы на входную диагностику по литературе 8 класс
Вариант 1
1-А
2-В
3-А
4-Б
5-А
6-А
7-А
8-Б
9-В
10-Б
11-В
12-В
13-Б
14-А
15-А
Вариант 2
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-В
7-В
8-А
9-В
10-Б
11-Б
12-Б
13-В
14-А
15-Б
6. Образное средство языка:
Вариант 1
А кульминация Б эпитет В зачин.
Testytut. ru
26.10.2019 21:52:39
2019-10-26 21:52:39
Testedu. ru
04.03.2019 23:18:24
2019-03-04 23:18:24
Источники:
Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/22/vkhodnaya-diagnostika-8-klass-russkiy-yazyk
Https://testytut. ru/2019/07/28/vhodnaya-diagnostika-po-literature-8-klass/
Https://testedu. ru/test/russkij-yazyik/8-klass/test-kak-ege-russkij-yazyik-8-klass-vxodnaya-diagnostika. html