Теремок сказка читать с иллюстрациями

Тема: е. чарушин теремокцель: создать условия для знакомства детей с произведением е. чарушина теремок. испытывать эстетические чувства на основе знакомства

Тема: Е. Чарушин «Теремок»

Цель: создать условия для знакомства детей с произведением Е.
Чарушина «Теремок».

Ø 
Испытывать
эстетические чувства на основе знакомства с разными выразительными средствами и
оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время
знакомства с иллюстрациями к произведению.

Ø 
Ориентация
на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Методы:
словесный (беседа), наглядный (карточки, записи на доске), работа с книгой,
работа с учителем.

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ

Организационный
момент

Приветствие
детей.

Мы друг
друга понимаем?

Хорошо
уже читаем?

Буквы
все мы тоже знаем?

На уроке
засыпаем?

– Я дарю
свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками со мной, друг с другом,
с гостями. Вам теплее стало?

– А от
чего стало тепло?

Слушать
учителя, настраиваться на предстоящее занятие, отвечать на вопросы.

Актуализация
знаний

– Посмотрите
на доску, перед вами набор букв А А К С К З. Расставьте карточки так, чтобы
получилось слово.

– Любите
ли вы читать сказки?

– Какие
сказки вы знаете?

– Назовите
свои любимые сказки.

– Для
чего людям нужны сказки?

– Сегодня
на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочитайте в
учебнике как он называется.

Ответ:
сказка.

Отвечать
на вопросы, читать из учебника «Сказки, загадки, небылицы»

Речевая
разминка

– Прочтите
скороговорку сначала медленно, потом быстро:

Лена искала
булавку,

А
булавка упала под лавку.

Под
лавку залезть было лень,

Искала
булавку весь день.

Постановка
учебной задачи

– Сегодня
мы отправляемся в путешествие по сказке. Угадайте, как она называется.

Мышка
дом себе нашла.

Мышка
добрая была:

Поселилось
в доме том

Множество
зверей потом.

– Верно,
это «Теремок». Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Ответ:
сказка называется «Теремок», познакомиться с произведением «Теремок»

Изучение
нового материала

Слово об
авторе

– Сегодня
мы прочитаем эту сказку в обработке Евгения Ивановича Чарушина. Родился 11
ноября 1901 года в городе Вятка. Отец – Иван Аполлонович Чарушин, был главным
губернским архитектором. Мама – Любовь Александровна Чарушина, была из семьи
врача и занималась домашним хозяйством. Родители с раннего детства привили
любовь к рисованию и природе. В 6 лет Евгений начинает учиться в Вятском
коммерческом училище, но из-за своего озорного характера вскоре был переведен
в Вятскую гимназию. По окончании гимназии в 1918 году, был призван в Красную
армию. В 1922 году Евгений Иванович поступает в Петербургское художественное
училище, где проучился 5 лет. С конца 20-х годов, по совету Маршака, начинает
писать рассказы для детей о жизни животных.

Слушать
учителя.

– Давайте
прослушаем сказку.

– Прочтите
на доске названия животных:

Мышка-норушка,
лягушка — квакушка, зайчик —
на горе
увёртыш, лисичка – сестричка.

– Имена
у героев обычные или особенные? На какие особенности указывают их имена?

– В
каком порядке появлялись герои в сказке?

Слушать
сказку, отвечать на вопросы.

– Особенности
их внешности или поведения.

Физминутка

В
алфавите, в букваре (Хлопки в ладоши.)

Проживала
буква Е.

Как — то
раз она шагала (Ходьба на месте.)

По
тетрадке не спеша.

Замечталась
и упала, (Приседания.)

Превратилась
в букву Ш…

Школьник
был, конечно, рад:

(Наклоны
вправо, влево.)

Вот так
буква — акробат!

(Хлопки
в ладоши.)

Изучение
нового материала

– Прочтите
слова, записанные на доске сначала по слогам, потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась
– остановилась

в
те-ре-моч-ке – в теремочке

рас-пе-вать
– распевать

не-вы-со-ком
– невысоком

не
от-ве-ча-ет – не отвечает

у-
вёр-тыш – увёртыш

– Кто
сможет объяснить значение слова «увёртыш»?

– Верно,
молодец!

Читать
слова.


Увертыш – умеющий увертываться от опасности.

Первичное
закрепление


Давайте прочитаем сказку. При чтении выделяйте слова интонацией и паузой —
конец предложений. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и
характера героев сказки.

– Понравилась
вам сказка?

– Что
больше всего? Какие герои сказки вам понравились?

– Объясните,
какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Какие
народные сказки вы знаете?

– Какие
авторские сказки вы знаете?

Читать
сказку, отвечать на вопросы.

Физминутка

Зайка
серенький сидит

И ушами
шевелит.

(Поднять
ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так,
вот так

Он ушами
шевелит!

Зайке
холодно сидеть,

Надо
лапочки погреть.

(Потереть
себя за предплечья)

Вот так,
вот так

Надо
лапочки погреть!

Зайке
холодно стоять,

Надо
зайке поскакать.

(Прыжки
на месте)

Вот так,
вот так

Надо
зайке поскакать.

Зайку
волк испугал!

Зайка
тут же убежал.

(Сесть
на место за парту)

Повторение
изученного


Предлагаю отгадать загадки – имена героев сказки Е. Чарушина
«Теремок»

Кто
косой и очень ловкий,

Любит
сладкую морковку?

(заяц –
на горе увёртыш)

Прыг да
шлёп по дорожке

Голова,
четыре ножки.

(лягушка
– квакушка)

Под
полом скребусь,

А кошки
боюсь.

(мышка –
норушка)

– Как ведут
себя герои сказки?

– Чем
она закончилась?

– Чему
учит сказка?


Попробуйте придумать свой вариант окончания сказки.

Отгадывать
загадки, отвечать на вопросы.

Итоги
урока. Рефлексия

– Давайте
подведем итоги нашего урока.

– С
какой сказкой вы сегодня познакомились?

– Кто
автор этой сказки?

– Понравилась
ли вам сказка?

– А
сейчас проведём оценочную работу.

Кто
понял всё сегодня на уроке и за работу на уроке ставит себе 5 хлопните раз.

Кто
ставит себе 4 и у него есть ещё вопросы, сели ровно и выпрямили спинку.

Ну, а
кто поставил себе 3 топните ногой.

– Мне
было очень приятно с вами работать, урок окончен.

Отвечать
на вопросы, оценивать свою работу.

III. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— У вас на столах знакомые вам листы самооценки, на нем солнышко без лучиков, за каждый вид работы на уроке, за каждый правильный ответ, вы будете рисовать один лучик.

-Поднимите руки, кто любит читать книги.

-А какие книги вам больше всего нравится читать?

-Сможете ли вы прочитать ,что написано на доске?

RСКYАЗVКLИW

— Как вы расшифровали эту запись?

-Какое слово получилось?

Сформулируйте тему урока.

О чем -то скрипит половица,

И спится и опять мне не спится.

Присев на кровать у подушки,

Уже навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрепит половица

По комнате ходит сказка.

А что такое сказка?

-Вы называете признаки сказки.

-А какие сказки вы знаете?

Слушают учителя . Отвечают на вопросы.

Сказки, энциклопедии, приключения и т.д

Отгадывают зашифрованную запись

Сказка

Будем говорить о сказках, будем учиться читать сказку выразительно, отвечать на вопросы.

Выдумка, фантазия, в сказке есть волшебство, превращения…

Знать: определение слова «сказка»

Знать: название известных сказок.

Правильно формулировать ответы на вопросы

Личностные УУД Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД Принятие и сохранение учебной задачи

Познавательные УУД уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров.

Коммуникативные УУД Умение формулировать собственное мнение

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Давайте прочитаем, что о сказках говорят авторы учебника. (Учитель читает стр. 30)

— Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок»?  

Верно, сказки появились давно, когда сказки детям рассказывали, хотели донести до них добро, уважение к старшим, трудолюбие…

– Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

— Ребята, обратите внимание на выставку книг, на обложки. На всех ли книгах есть авторы? Почему, как вы думаете? 

-Авторскую сказку кто пишет?

-Подберите синоним к слову автор.

-А кто пишет народные сказки? 

У каждого народа есть свои сказки. Но все они учат добру.

Читают, рассматривают иллюстрации, участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

В сказках много вымысла, но они учат быть добрыми, честными, сильными, справедливыми, храбрыми

Мудрость народа, его мечты и желания.

Есть авторские и народные

Автор.

Писатель.

Не известно кто её придумал

Уметь: приводить примеры народных и авторских сказок .

Уметь: рассказывать известные РН или авторские сказки. Формулировать учебную задачу. Понимать знаки.

Личностные УУДуметь испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с иллюстрациями к сказке.

Регулятивные УУД принимают и сохраняют учебную цель и задачу Познавательные УУД знать основы смыслового чтения художественного текста, понимать и интерпретировать знаки, символы.

уметь прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам.

КоммуникативныеУУД участвует в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении

Познавательные УУДуметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки; уметь работать по схеме, знать её строение и свойства.

Умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста;

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвовать в коллективной деятельности; уметь формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своих действий и сравнивать их с ответами одноклассников.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности.

Личностные УУД: ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные УУД: уметь обсуждать содержание сказки и характер героев; высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра.

Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь оценивать поступки и сравнивать характеры героев сказки; выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их.

Регулятивные УУД: уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

V. Реализация построенного проекта

VI.

Зрит.гимнастика

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на урок

Чтобы узнать в какую же сказку мы сегодня попадем, отгадайте загадки:

Хвост короче уха,

Быстрые повадки.

Мчусь я без оглядки,

Кто я-угадай-ка!

Ну, конечно,……

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? …

На лугу по кочкам

Прыгают листочки!

Выпуклые глазки 

И кривые лапки.

Только где же ушки?!

Что это? …

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты, 

Черненькие глазки,

Остренькие зубки.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

-Ребята, а скажите, в какой сказке встречаются все эти персонажи? 

-Конечно, это сказка «Теремок», а как вы думаете это сказка народная или ее написал автор? 

-Не забывайте себя оценивать!

-Давайте мы её вспомним.(инсценировка сказки)

-Молодцы! Существует много вариантов этой сказки, в них разные животные, в одной сказке медведь пришел и разрушил Теремок, он в сказке так себя и назвал : Я , Мишка, всех давишка и звери все убежали в лес. В этой сказке  медведь и звери выстроили новый Теремок, лучше прежнего, и дружно в нем стали жить.

Эту сказку пересказывали и многие писатели. Поэтому она известна в разных вариантах. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую, пересказал Евгений Иванович Чарушин.

-Вы слышали имя фамилию этого автора? Где?

-Чарушин Е. И. (1901 — 1965) С самого детства его окружала живая природа, дом в котором вырос писатель, был с огромным садом, во дворе, как в маленьком зоопарке росли поросята, кролики, цыплята и птицы. Родители лечили и выхаживали их. Понятно, что в таком доме —мог вырасти только добрый, отзывчивый, любящий животных мальчик. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал к ним картинки. Он рос

Когда он вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге. Там он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Чарушин продолжал упорно работать, издал десятки своих книг, продолжая при этом рисовать в своих книгах и для других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки  такие живые, яркие.

1.Чтение сказки учителем.

-Понравилась сказка?

— Что в сказке понравилось?

— Какие герои появляются в сказке? Найдите и прочитайте их имена в том порядке в котором они появлялись.

-Объясните значение слова «увёртыш».

2.Чтение продолжения сказки учителем.

-У этой сказки есть продолжение. Хотите услышать? Я вам дочитаю эту сказку до конца. А вы запомните и скажите, каких героев можно добавить в этот список?

3.Творческая работа.

— Ребята, предлагаю придумать новый конец сказки.

-Обычные ли у них имена или особенные?

-Верно, особенные у них имена? Что в них особенного?

-Чем эта сказка отличается от народной?

Выполним гимнастику для глаз.

4. Подготовка к чтению обучающихся.

-Прежде чем вы начнете  читать сказку, давайте прочитаем слова из сказки сначала по слогам, потом целым словом.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке –         в теремочке

не-вы-со-ком –         невысоком

не от-ве-ча-ет –         не отвечает

рас-пе-вать –         распевать

у-вёр-тыш –         увёртыш

за-бра-лась –         забралась

При чтении интонацией выделяйте паузы, знаки препинания. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки, паузу. С какой интонацией?

  — Ребята, а можно ли наш вариант сказки закончить словами «Хорошо всё то, что хорошо кончается»?

Почему?

-Какую пословицу можно подобрать к  ней?

• В тесноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

— Какую сказку мы сегодня читали? 

— Кто ее автор? 

— А назовите действующих лиц? 

-Как жили звери? В чем заключалась их дружба?

— Чему учит эта сказка?

— Вы молодцы, очень хорошо поработали. У вас на столах лежат листы самооценки, посчитайте, сколько лучиков нарисовали.. У кого больше всего? У кого меньше всего? Как ты думаешь почему?

-Дорисуйте солнышко, изобразив свое настроение к концу урока.

Отгадывают

Зайка

Лиса

Лягушка

Мышки

Волк

Медведь

Теремок

Народная

Дети инсценируют народную сказку «Теремок».

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-на горе увертыш, лисичка-сестричка.

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

.

Волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш, ляпыш.

Дети придумывают свои варианты

Указывают либо на их внешность, либо особенности передвижения.

У Чарушина много рифмы, в народной медведь не специально раздавил домик, героев звали по другому.

Веселой

 Да, можно, потому что медведь исправил свою ошибку и построил новый теремок для всех.

В тесноте, да не в обиде

Чарушин

Дружно

Быть гостеприимными, дружелюбными, учились понимать друг друга, вместе жить лучше, удобнее, веселее, легче.

Дорисовывают и вывешивают на доску

Знать: название сказки, новый жанр литературного произведения.

Уметь: восстанавливать последовательность событий. Участвовать в коллективной деятельности; уметь, формулировать ответ на вопрос и аргументировать свою позицию; уметь обсуждать содержание сказки и героев, высказывать своё отношение, оценивать высказывания.

Уметь: при чтении интонацией выделять слова и предложения

Палочка-выручалочка одна из самых поучительных и добрых сказок про ёжика и зайца. Владимир Сутеев вложил в главного героя ёжика все самые лучшие качества. Обязательно прочитайте эту сказку вашему ребёнку. Весь текст сопровождается иллюстрациями для более интересного прочтения. Так же для вашего удобства мы на нашем сайте предоставляем аудио и видео этой истории. Здесь сможете не только прочитать, послушать и посмотреть эту сказку про зайца, но и скачать её текст в форматах docx и pdf.

Аудиосказка Палочка-выручалочка

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/02/audioskazka-palochka-vyruchalochka.mp3

Читать сказку Палочка-выручалочка с картинками

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.

Палочка выручалочка

Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Сутеев палочка выручалочка

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

Сутеева палочка выручалочка

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Палочка выручалочка мультфильм

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!

Сказка палочка выручалочка

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.

Палочка выручалочка читать

Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Смотреть палочка выручалочка

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Палочка выручалочка онлайн

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.

Палочка выручалочка текст

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Детская палочка выручалочка

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Палочка выручалочка мультфильм смотреть

Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Про палочку выручалочку

Смотреть сказку Палочка-выручалочка

Скачать текст сказки Палочка-выручалочка

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки Владимира Сутеева

Другие сказки про ёжика

Другие сказки про зайца

Сказка ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА - Владимир Сутеев. Читать, слушать и смотреть онлайн Купить книгу В. Сутеева: Книга Сказок

Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Джима Трелиза и Синди Джорджис «Руководство по чтению вслух. Настольная книга для любящих родителей, заботливых бабушек и дедушек и умных воспитателей» (перевод Марины Аромштам и Ольги Лисенковой).

Первая версия этой работы была опубликована еще в 1979 году. С тех пор книга Джима Трелиза — неравнодушного отца, журналиста и преподавателя — стала культовой классикой в США, издавалась в Великобритании, Австралии, Японии, Китае, Индонезии и Испании и продолжает пользоваться огромной популярностью. Это настоящий кладезь полезных советов и практических рекомендаций для любящих родителей и заботливых педагогов, которые стремятся увлечь детей чтением, пробудить их воображение, улучшить языковые навыки, обеспечить правильным культурным стартом и помочь стать успешными. Восьмое издание книги было пересмотрено и дополнено Синди Джорджис — профессором детской и юношеской литературы Аризонского университета, членом жюри престижных литературных премий. Синди написала новую главу про иллюстрации и визуальную грамотность, обновила «Книжную сокровищницу» — списки литературы, рекомендованной для чтения вслух, — а также привела в соответствие с последними научными данными информацию о влиянии электронных устройств и интернета на современного ребенка.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

Как в норме ведут себя младенцы или малыши, начинающие ходить, когда им читают?

Возникший в последнее время интерес к раннему обучению стимулировал исследования по взаимодействию детей и родителей в ситуации чтения вслух. Каждый читающий родитель с опытом скажет: интерес к чтению и реакция на книгу значительно варьируются день ото дня и от ребенка к ребенку. Но людей, недавно ставших родителями, обескураживает, когда они видят, что их малыш не проявляет достаточного интереса к книгам. Не стоит из-за этого расстраиваться или думать, что ваш ребенок не способен увлечься историей. Вот как можно описать этапы взаимодействия маленького ребенка с книгой.

• К четырем месяцам подвижность младенца еще ограниченна, и у него, по сути, нет выбора, на что смотреть, что слушать, а что не слушать. В силу своей пассивности ребенок ведет себя «послушно», и родитель думает: да это же легко — читать вслух!

• Читая ребенку, обнимите его, чтобы он чувствовал вашу близость и поддержку. Но объятие не должно походить на «пленение» с целью вынудить ребенка смотреть в книгу. Выбирайте книги с небольшим количеством текста и крупными цветными иллюстрациями.

• В возрасте шести месяцев ребенку гораздо интереснее трогать и хватать книгу, чтобы облизывать и грызть ее, чем слушать. Тем не менее в это время он всё же слушает то, что ему читают. Книги на толстом картоне в этом возрасте незаменимы: они подходят для маленьких ручек по размеру, их удобно держать. Они прочные и обычно покрыты специальной пленкой, которую можно протирать. Если вы пользуетесь чужими книгами, лучше на время чтения предложить ребенку какую-нибудь игрушку или кольцо для прорезывания зубов: пусть грызет их, а не книгу. Матерчатые книги тоже удобны, потому что их можно закинуть в стиральную машину. Книги из мягкого пластика можно использовать во время купания малыша.

• В возрасте восьми месяцев малыш предпочитает не столько слушать книгу, сколько листать ее. Предоставьте ему такую возможность: это род исследовательской деятельности, но совсем отказываться от чтения не надо.

• К году вовлеченность ребенка в процесс чтения возрастает настолько, что он уже может переворачивать страницы по вашей просьбе, показывать на картинках предметы, которые вы называете, и даже воспроизводить звуки, которые издают животные (вроде «мяу», «кря-кря», «гав-гав»).

• Примерно в возрасте года и трех месяцев малыш учится ходить и становится неугомонным. Ему тоже надо читать, но так, чтобы это не мешало исследовательской активности ребенка. Если в какой-то момент малыш не проявляет интереса к книге, лучше перенести чтение на другое время.

Вводите чтение в жизнь ребенка постепенно, шаг за шагом. Начинайте с одной-двух минут по нескольку раз в день, а потом постепенно наращивайте время чтения. В среднем малыш способен удерживать внимание в течение трех минут. И, хотя иногда общий объем времени, посвященного чтению, может достигать получаса за день, мало кто из годовалых детей может одномоментно так долго слушать книгу. Это скорее исключение, чем правило.

По мере того как ребенок взрослеет, растет и читательский опыт его родителей. Они уже не настаивают на жестком режиме чтения, привлекают внимание ребенка к разным деталям на картинках, учатся читать выразительно, используя и шепот, и восклицания. Они понимают, что внимание малыша не развивается за один вечер. Это происходит постепенно — страница за страницей, минута за минутой, день за днем.

Как только у ребенка возникнет положительная реакция на книги (и на звучание вашего голоса во время чтения), нужно включать малыша в диалог. Разговаривайте с ним о том, что читаете, об иллюстрациях на каждой странице — особенно если эта книга уже знакома ребенку. Такая беседа позволяет малышу воспроизводить историю и рождает в нем чувство сопричастности к процессу, будто читает он сам. Ребенок не должен быть пассивным и замкнутым во время чтения. Пусть взаимодействует и с вами, и с книгой настолько интенсивно, насколько это возможно. Можно по ходу чтения втягивать малыша в общение с помощью своих вопросов или комментариев. Чтение должно быть устроено точно так же, как разговор: что-то даешь — что-то получаешь. Как заметил кто-то из педагогов, при чтении вы играете в пинг-понг, а не мечете дротики. Если вы просто отпускаете в адрес ребенка какие-то замечания или что-то говорите ему, не подразумевая ответа, это скорее словесные дротики.

Вот пример разговора между мамой и ее малышом, которому исполнился 1 год и 8 месяцев, во время чтения книги Роберта Макклоски «Черника для Саши» . Обратите внимание: мама во время чтения позволяет себе отступать от текста. Оригинальный текст выделен подчеркиванием[1].

М а м а: «Пум-м?» — удивилась медведица. Глянула и чуть черникой не поперхнулась. Мама-медведица обернулась посмотреть, кто же так сильно шумит, и прямо перед собой увидела Сашу!

М а л ы ш: Са-а-а…

М а м а: Да! Сашу! Мама-медведица очень удивилась, когда увидела Сашу, а не маленького медвежоночка. Ты только посмотри, какое удивленное выражение у нее на морде. И Саша кажется удивленной, правда?

М а л ы ш: Да.

М а м а: Да. «Р-р-р-разве это мой малыш? — зарычала медведица. — Где, где мой медвежоночек?» И мама-медведица бросилась прочь — искать его. Как ты думаешь, где был в это время маленький медвежонок?

М а л ы ш: Не…

М а м а: Ты не знаешь? Давай перевернем страницу — переверни-ка ее сам: может быть, мы найдем медвежонка там?

Такой обмен простейшими фразами очень важен и имеет прямое отношение к развитию речи.

1. Мама и малыш получают совместное удовольствие от чтения. История, которую они читают, разворачивается постепенно, в удобном для них темпе (в отличие от видеоролика). Иллюстрации в книге не двигаются, поэтому ребенок может внимательно их рассмотреть.

2. Во время общения с ребенком мама использует и свои собственные слова, и слова из книги. Насколько строго можно следовать тексту, зависит от возраста ребенка и от его способности удерживать внимание.

3. Между мамой и ребенком возникает интерактивный диалог: родитель задает простые вопросы, побуждающие малыша отвечать.

4. Родитель реагирует на ответы ребенка, либо соглашаясь с ним («Да», «Правильно»), либо корректируя их (например, полностью произносит имя девочки — «Саша», расшифровывает и проговаривает правильно «Я не знаю / Ты не знаешь»).

Что читать после «Стихов Матушки Гусыни»?

Для ребенка, только начинающего ходить, родитель — дружелюбный хозяин мира, в котором малышу предстоит освоиться. Представьте, что вы распорядитель на большом празднике, а ребенок — виновник торжества. Естественно, вы захотели бы познакомить малыша со всеми гостями: пусть чувствует себя как дома! По мере того как ребенок растет, его всё больше привлекает и очаровывает окружающий мир во всем многообразии: щелки и ямки, легковые автомобили, снег, птицы, жуки, звезды, грузовики, собаки, дождь, самолеты, кошки, грозы, другие дети, их мамы и папы. Этот период развития называется «именованием окружающей действительности».

И книжки-картинки тут — прекрасный инструмент обучения. Показывайте изображения предметов в книге, называйте их, просите ребенка повторить названия вместе с вами, хвалите за любые ответы. Для таких занятий прекрасно подходят «Книга обо всем на свете» Дениз Флеминг (The Everything Book) и такие книги Роджера Придди, как «100 первых слов» (First 100 Words), «100 животных на ферме» (First 100 Farm Animals), «Числа, цвета, формы» (Numbers Colors Shape)[2].

В книгах Придди приводится по сотне фотографий бытовых предметов или животных. А на самобытных цветных картинках-коллажах Дениз Флеминг в «Книге обо всем на свете» чего только нет! Тут и животные, и геометрические формы, и цвета, и рифмовки, и пальчиковые игры, и изображения разных блюд, и разные виды транспорта, лица людей, буквы, игрушки…

Книжки-картинки без текста тоже прекрасно подходят для детей, начинающих ходить, особенно хороши книжки с реалистичными, цветными и в то же время простыми иллюстрациями, не перегруженными образами и предметами. Среди них есть и классические, и совершенно новые: «Ой-ой!» Шатты Крам (Uh-Oh!), «Маленький Синий и Маленький Желтый» Лео Лионни (Little Blue and Little Yellow), «Бумбум» (Boom Boom) Сарвиндер Наберхаус. Такие книги стимулируют развитие речи и воображения и позволяют соотнести себя с героями истории. Вы можете рассказывать ее как хотите — длинно или коротко, в зависимости от степени развития внимания вашего ребенка.

А самой лучшей книжкой-картинкой для малыша может оказаться та, которую вы сделаете своими руками, используя фотографии вашей квартиры (дома) и членов семьи. При наличии современного компьютера и принтера это несложно. Сфотографируйте ребенка в разные периоды дня, запечатлейте предметы домашней обстановки, подпишите снимки, распечатайте, заламинируйте странички, проделайте в них пару дырочек и сшейте — вот и готова самодельная книга о вашей семье.

В возрасте от полутора до четырех лет дети проходят огромный путь в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии. Помимо книжек без слов, им в этот период нравятся так называемые предсказуемые книги[3]: тексты таких книг содержат повторяющиеся слова и фразы или построены по принципу вопросов и ответов. Некоторые имеют кольцевую композицию: история заканчивается так же, как началась. А в каких-то книгах ребенок встречается с уже знакомыми ему сюжетными линиями или знакомой последовательностью действий.

Среди лучших — «Если дать мышонку печенье…» Лауры Нумерофф, «Дремлющий дом» Одри Вуд (The Napping House), «Хочешь быть моим другом?» Эрика Карла (Do You Want to Be My Friend?), а также различные вариации на тему шутливой песенки «Я знал старушку, которая проглотила муху» (I Know an Old Lady Who Swallowed a Fly), например, у Элисон Джексон старушка глотает пирог (I Know an Old Lady Who Swallowed a Pie). Список предсказуемых книг вы найдете во второй части — «Книжной сокровищнице для чтения вслух».



[1] Пер. с англ. Ольги Москаленко.

[2] На российском книжном рынке сегодня существует множество аналогов таких книг с названиями, например, «Мои первые слова», «Мои первые животные», «Кто живет на ферме?», «Кто живет в лесу?», «Кто как кричит?», «Где моя мама?» и т. д.

[3] В литературоведении существует термин «кумулятивная (цепевидная) сказка», введенный В. Проппом. Кумулятивными являются хорошо известные фольклорные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. п. Они сохраняют кумулятивные черты и в авторских переработках, например «Теремок» С. Маршака или Е. Чарушина. Однако при переводе данной книги сохранено определение предсказуемые, поскольку оно характеризует текст не с литературоведческих позиций, а с точки зрения возможной реакции малыша. Кроме того, предсказуемая книга — не обязательно сказка, это может быть и реалистичная история.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Квест – игра

«По следам потерянных сказок»

Воспитатели: Плеханова О.В.

Чиж А.В.

Муз. руководитель: Шубина Д.В.

Санкт-Петербург

2018г.

Тема: «По следам потерянных сказок».

Цель: Формировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей в жанре устного народного творчества русских народных сказок.

Задачи:

Образовательные:

  • напомнить детям содержание знакомых сказок;

  • расширять их кругозор, активизировать речь;

  • побуждать создавать образ сказочного персонажа, используя мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

Развивающие:

  • развивать зрительную память, внимание и моторику рук;

  • развивать артикуляционный аппарат в играх на подражание;

  • развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к художественному слову русского народа – сказке;

  • воспитывать любовь к художественной литературе;

  • воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе;

  • воспитывать чувство радости и уверенности, желание выступать перед публикой.

Подготовительная работа:

  • чтение разных вариантов русских народных сказок детям, проигрывание в разных вариантах (би-ба-бо, пальчиковый театр).

Используемые современные образовательные технологии:

  • игровые технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Создание среды для организации и проведения совместной деятельности:

  • кинетический песок;

  • формочки, изображающие главных героев сказок;

  • шапочки с изображением героев сказки «Теремок»;

  • книга сказок с пустыми страницами, сюжетные иллюстрации русских народных сказок;

  • музыкальные инструменты (погремушки).

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыкальное сопровождение «Приходите в гости к нам».

Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите как много гостей сегодня в нашем детском саду. Давайте, чтобы всем было весело и интересно играть в сказки».

Дети: «Давайте».

Воспитатель (достает книгу сказок): «Ребята у меня есть сказочная книга. В ней самые известные и интересные русские народные сказки».

(Открывает книгу, а внутри пустые страницы).

Воспитатель: «Ой, ребята! Посмотрите в нашей книге пустые страницы. Что же нам делать? Как нам быть? Что же мы будем гостям рассказывать?»

(Дать детям высказать свое мнение).

Воспитатель: «Давайте позовем сказочную фею».

Дети совместно с воспитателем зовут фею. Появляется сказочная фея.

Фея: «Здравствуйте ребята. Вы меня звали?».

Воспитатель: «Здравствуй сказочная фея. Хорошо, что ты нас услышала и пришла. Нам с ребятами нужна твоя помощь. У нас в сказочной книге исчезли все сказки. И мы не знаем, как их вернуть».

Фея: «Не волнуйтесь ребята, я вам помогу, выходите ко мне.

Вы любите путешествовать?

(Дети дружно отвечают «Да!»).

А как можно отправиться в путешествие?

(Выслушать ответы детей).

Мы с вами отправимся в путешествие на поиски сказок.

Скажите, а на чем можно отправиться в путешествие?

(Дети начинают перечислять, если затрудняются, воспитатель помогает).

Правильно, на самолете. А покажите, ребята как он летает? Где у него крылья?

(Далее дети перечисляют на ракете, вертолете, поезде, машине, ножками)

А как поезд гудит? А как колесики стучат?

Ну что же готовы?».

(Дети дружно отвечают «Да!»).

Включается фонограмма.

Дети выполняют движения, под музыку изображая самолет, поезд, машину…. (Воспитатель при необходимости показывает движения объектов).

Фея: «Ребята мы с вами на многих видах транспорта ехали и на сказочную поляночку приехали. Смотрите, я что-то вижу».

(Достает сундучок).

«Посмотрите сундучок

Деревянный бочок

Позолоченная крышка

Медная задвижка».

«А в сундучке что-то есть. Сейчас мы откроем и посмотрим. Открывает сундучок и достаёт карточку с первым заданием.

Воспитатель: «Ребята, я расскажу вам сказку.

А вы сказку посмотрите

И название нам скажите.

Но чтоб сказку отгадать

Нужно глазками поиграть».

(Выполняем зрительную гимнастику…).

После зрительной гимнастики воспитатель рассказывает сказку «Курочка-Ряба».

Воспитатель: «Ребята, а вы узнали эту сказку?».

(Дети дружно отвечают: «Да! Это сказка «Курочка-Ряба»»).

Фея достает из сундучка картинку с иллюстрациями по русской народной сказке «Курочка-Ряба», а воспитатель вклеивает ее в пустую страничку сказочной книги.

Фея: «Молодцы ребята! Первая сказка нашлась. Достает карточку №2 .Слушайте следующее задание, это будет загадка».

«Это сказка о народе

И про овощ в огороде

Его тянут бабка, внучка,

Кошка, дед и мышка с Жучкой».

(Дети дружно отвечают «Это «Репка»»).

Фея:«Молодцы ребята и со вторым заданием справились».

Воспитатель: «А наши ребята могут быть настоящими музыкантами и сейчас для тебя и наших гостей исполнят музыкальную композицию «Репка»».

(Дети играют на погремушках под музыкальную фонограмму «Была репа важная…»).

Фея(хвалит детей): « Вот и вторая сказка нашлась!».

Достает картинку из сундучка с иллюстрациями по русской народной сказке «Репка», а воспитатель вклеивает ее в пустую страничку сказочной книги.

Воспитатель: «Внимание ребята! А это не просто вопрос, а видеообращение сказочных персонажей».

Дети внимательно смотрят видеовопрос.

(Переодетые воспитатели в лисичку и зайчика загадывают загадки о персонажах русской народной сказки «Теремок»).

Заяц: «Вот у нас есть теремок!

Он не низок, не высок».

Лиса: «Кто живет, в нем отгадайте,

На вопросы отвечайте».

«Комочек пуха

Длинное ухо.

Прыгает ловко

Любит морковку». (Заяц).

«Хитрая плутовка

Зверь опасный, ловкий.

Ходит в рыжей шубке,

Хвост пушистый, юркий». (Лиса).

«Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А, когда придет весна,

Просыпается от сна». (Медведь).

«Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный». (Волк).

Лиса и заяц: «Вот молодцы! Вы загадки отгадали, отвечали, не зевали! Вот вам картинка из сказки «Теремок»».

(Протягивают сверток, а воспитатель тихо берет имитирует движения. Фея разворачивает сверток, а там картинка с иллюстрациями к русской народной сказке «Теремок»).

Воспитатель(наклеивает картинку в сказочную книгу): «Вот и еще одна сказка вернулась на свое место».

Фея: «Ребята, а вы хотите превратиться в персонажей сказки «Теремок»?».

(Дети дружно отвечают «Да!»).

«Тогда подходите и надевайте шапочки лесных зверушек».

(Предлагает помощь, кто затрудняется одеть шапочку).

«Мы сейчас с вами отправимся в сказочную страну, где живут герои наших сказок».

Музыкальная физкульт-минутка.

Дети двигаются по кругу, имитируя движения по тексту под плавную мелодию.

«Здравствуй сказочка лесная!

С детства всем нам дорогая!

Мы идет сейчас гулять,

И героям подражать.

Ждут нас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверушки.

Мышка, мышка – серое пальтишко,

Мышка тихо идет в норку

Зернышки несет.

А веселые зайчата, длинноухие ребята,

Прыг, да скок, прыг, да скок,

Через поле за лесок.

Вот лягушка по болоту

Скачет, вытянувши ноги.

Шел по лесу серый волк,

Он крадется за кустами,

Грозно щелкает зубами.

А за ними шел медведь,

Да как начал он реветь.

У-у, я вразвалочку иду.

До свидания старый лес,

Полный сказочных чудес.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой».

Фея: «Ребята, наше путешествие подходит к концу. У меня в руках красивый сказочный домик. Вы догадались, что это за домик?».

(Дети называют «Теремок»).

Фея: «Конечно это «Теремок». Подумайте, кого в теремочке не хватает?».

(Дети называют животных).

Фея: «А одним словом, как можно сказать, кого не хватает? Правильно животных. А где нам найти животных?».

(Дети: «В лесу»).

Воспитатель: «Ребята у нас в саду есть кинетический песок. Подумайте, как с помощью песка можно найти животных?».

(Дети: «Слепить»).

Воспитатель предлагает детям подойти к стульчикам и сесть за стол. Обращает внимание, что перед каждым стоит маленькая песочница и в ней находится персонаж из сказки «Теремок».

Воспитатель: «Ну, что ребята приступаем к работе».

Воспитатель предлагает детям взять своего героя и подойти к теремку. Каждого спрашивает, кто у него получился.

Фея: «Вот спасибо ребята, забираю ваши фигурки в свою сказочную страну».

Дети складывают фигурки на поднос. Фея прощается и уходит.

Воспитатель(подводит итог):

«Ребята мы сегодня с вами в путешествии побывали?!

Для сказочной книги вы сказки отыскали?!

Героев сказки «Теремок» изобретали?!

Загадки отгадали?!

(Дети соглашаются).

Вы ребята были молодцы,

Похлопаем, друг другу от души!».

«Ой, ребята, герои сказочной книги мне что-то шепчут. Они мне прошептали, что у них для вас есть подарки».

(Достает книжки-малышки, дарит детям).

«Вы будите их читать, рассматривать картинки.

Воспитатель: «Спасибо всем, до свидания!».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. CD диск: «Русские народные сказки «Репка» и др. Народные детские песенки, потешки, прибаутки в сопровождении звончатых гусель». Издательство ООО «Детское издательство Елена».

  2. Музыкальная композиция «В гостях у сказки» слова Ю. Кима, музыка В. Дашкевича.

  3. Физкультминутка «Добрый сказочный наш лес…»: Стихи для занятий физкультурой с детьми dddeti.ru›stihi-zagadki/stihi/stihi-dlja-zanjatii…

.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476804-konspekt-sovmestnoj-dejatelnosti-vospitatelej

  • Теремок сказка слушать аудиосказка советская
  • Теремок сказка сутеева слушать
  • Теремок сказка читательский дневник 2 класс образец
  • Теремок это волшебная сказка или нет
  • Теремок страна сказок ярославль