Теремок какой вид сказки

Мы поговорим об одной из самой первой для детей книжке - теремок. персонажи сказки, картинки героев известны нам еще с

Мы поговорим об одной из самой первой для детей книжке — «Теремок». Персонажи сказки, картинки героев известны нам еще с детства. Ведь она, подобно «Репке», построена на повторах, которые очень легко усваиваются ребятишками.

Простые персонажи, неоднократные повторения позволяют детям легко разобраться в сказочном мире. Для лучшего восприятия малышам нужно не только описание словесное, но и наглядное изображение. С помощью зрительного восприятия сюжета ребенок лучше отслеживает происходящее в истории. Поэтому картинки персонажей сказки «Теремок» и подобных ей очень важны.

Сегодня выпускается очень много хорошо иллюстрированных детских книжек в помощь молодым родителям. В нашей статье вы не только узнаете, какие персонажи в сказке «Теремок», но и сможете увидеть их наглядно.

персонажи сказки

Сюжет русской народной версии

Эта занимательная история дарит ребятишкам массу положительных эмоций. Нужно отметить, что русская народная сказка о «Теремке» имеет несколько версий. Мы опишем изначальный сюжет.

В нем говорится о мухе, которая построила терем и поселилась в нем. Потом она приняла к себе в соседи блоху-попрыгуху, комара-пискуна, мышку-норушку, лягушку-квакушку, зайчика-побегайчика, лисичку-сестричку, волчища-серого хвостища. Но все испортил косолапый медведь, который из-за своих больших размеров не помещался в терем и решил залезть на крышу. Этим самым он разрушил домик. Зверята еле спаслись и разбежались в лес. Вот такая незамысловатая история.

сказочный теремок

Интерпретации сказки

Вышеизложенный сюжет обрабатывался многими мастерами слова, но чаще всего используется обработка А. Н. Толстого. Чтобы не слишком расстраивать детишек развалом домика, писатель сделал конец сказки позитивным. В его версии после развала терема зверята стали выстраивать прочный и красивый дом, где бы все поместились и жили в согласии и дружбе.

Часто встречается версия «Теремка» в интерпретации Д. Буторина, И. Огорельцева. Довольно интересна ребятишкам обработка истории В. Сутеевым и В. Бианки.

герои сказки

Персонажи сказки «Теремок» и их символизм

Жанр «Теремка» — сказка о животных. Зверята, используемые в сюжете, знакомы самым маленьким читателям. Их поведение иногда напоминает взаимоотношения между детьми. Герои отличаются доброжелательностью и взаимовыручкой.

Лягушку мы знаем, как обитательницу двух стихий — Земли и Воды. В некоторых преданиях говорится, что это древние затопленные люди превратились в лягушек. Слабым, но хитрым мы видим Зайчика. Этот герой — олицетворение трусости. Часто Петух выступает легкомысленным, но в этой сказке он мудрый помощник своих друзей. Символом трудолюбия, доброты, благосостояния дома считается Мышь. Хитрость олицетворяет Лиса, зло — Волк. Несмотря на святость, Медведь стал символом разрушения.

Для анализа этой сказки можно привести ребятишкам следующие пословицы:

  • Коллектив является большой силой.
  • Крепче каменных стен — согласие.
  • Кушать щи из общего котелка вкуснее.

Эта сказка очень поучительная. На Руси говорили: «В тесноте, да не в обиде». История показывает детям, насколько важна забота о друзьях, помощь людям, проявление добра к окружающим. Сказка доказывает важность дружбы, согласия, добрых дел и взаимовыручки.

знакомство со сказкой

Особенности «Теремка»

В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище ( Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).

Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?

Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.

«Теремок» в кукольном театре и мультипликации

9474

Вряд ли вы найдете хоть один детский сборник сказок, где бы не присутствовала сказка «Теремок» в чьей-либо обработке. Народная мудрость, которую выражает эта незатейливая история, твердит о том, что все должны жить в мире и согласии друг с другом. Иногда даже противоположности привыкают и приспосабливаются.

Чтобы не нарушить покой, важно быть толерантным. Очень часто воспитатели в детских садах делают постановку сказки «Теремок» на сцене. Ведь персонажи ее очень яркие. По сюжету истории было снято три мультипликационных рисованных фильма с одноименным названием. В 1995 году сняли кукольный мультфильм. А композитором Александром Кулыгиным была написана детская одноименная опера.

Òåðåìêîâùèíà – èíà÷å íå íàçîâåøü ñîáûòèÿ, êîòîðûå ïåðèîäè÷åñêè ñîòðÿñàþò Ðîññèþ, êîãäà âíåøíèå ñèëû ïîä ìàñêîé çíàêîìûõ ëèö (Ìåäâåäü) ðàçðóøàþò óñòîÿâøóþñÿ æèçíü ñîöèóìà (çâåðè â Òåðåìêå). Êàêîâû êîðíè òåðåìêîâùèíû? Îòêóäà ïîÿâèëñÿ Ìåäâåäü? Ýòè íåïðîñòûå âîïðîñû äåòàëüíî, äî òîíêîñòåé ðàññìàòðèâàþòñÿ â íîâåéøåì èññëåäîâàíèè ñêàçêè «Òåðåìîê».

Ðåçóëüòàò ýòîãî òðóäà ïåðåä âàìè, óâàæàåìûå ÷èòàòåëè.

Âñå ìû çíàåì ñêàçêó «Òåðåìîê»: çâåðè îäèí çà äðóãèì ïîñåëÿþòñÿ â Òåðåìêå ïîêà íå ïðèõîäèò Ìåäâåäü è, âçãðîìîçäèâøèñü ñâåðõó íà Òåðåìîê, ðàçðóøàåò åãî. Íî ÷òî íàì äåéñòâèòåëüíî èçâåñòíî î ñàìîì ñòðîåíèè? Êàê âåëèê Òåðåìîê, êàê ïîñòðîåí, êàêîâî åãî óáðàíñòâî – ýòî âñå îñòàåòñÿ çà ñåìüþ ïå÷àòÿìè. Ïðàêòè÷åñêè î Òåðåìêå íè÷åãî, êðîìå òîãî, ÷òî åãî ðàçðóøèë Ìåäâåäü, íåèçâåñòíî. È âîò ýòî ðàçðóøåíèå Ìåäâåäåì Òåðåìêà êàê ðàç è ÿâëÿåòñÿ ñàìûì òåìíûì è ïîäîçðèòåëüíûì ìåñòîì âî âñåé èñòîðèè.

Ïî÷åìó Òåðåìîê, â êîòîðîì òàê ñ÷àñòëèâî æèëè çâåðþøêè, ðàçðóøåí?  ðóññêîé ëè ýòî òðàäèöèè òàêîé íåãàòèâíûé ðàçðóøèòåëüíûé êîíåö? Ìû óæå ïèñàëè îäíàæäû î «Êîëîáêå», ãäå êîíåö ñêàçêè åùå óæàñíåé (ãëàâíîãî ãåðîÿ æèâüåì ñúåäàþò!), ÷òî òàêîãî ðîäà ñêàçêè ÷óæäû ðóññêîìó íàðîäó. Ðóññêèå ñêàçêè, êàê ìû õîðîøî çíàåì, òðàäèöèîííî çàêàí÷èâàþòñÿ ñëîâàìè: «È ñòàëè îíè æèòü-ïîæèâàòü è äîáðà íàæèâàòü», òî åñòü íèêàêîé òðàãè÷íîñòè íåò, à íàîáîðîò, êîíåö ñêàçêè ñ÷àñòëèâûé, æèçíåðàäîñòíûé. Ïî÷åìó æå è «Òåðåìîê», è «Êîëîáîê», è «Êóðî÷êà Ðÿáà», êîòîðàÿ åùå æäåò ñâîåãî èññëåäîâàíèÿ, ïî÷åìó ýòè ñêàçêè íàâÿçûâàþò ÷óæäîå ðóññêîìó íàðîäó òðàãè÷åñêîå ìèðîîùóùåíèå. Åñëè ãîâîðèòü î Êîëîáêå, òî ìû óæå îáðàùàëè âíèìàíèå íà åãî ñõîäñòâî ñ ìàöàáîëîì, ÷òî ìíîãîå îáúÿñíÿåò äëÿ òåõ, êòî ïîíèìàåò î ÷¸ì ðå÷ü.

À êàê æå Òåðåìîê, îòêóäà âçÿëñÿ Ìåäâåäü? Ýòîò âîïðîñ äàâíî çàíèìàë èññëåäîâàòåëåé, â òîì ÷èñëå è ñàìîãî Êàðëà Ìàðêñà! Äà-äà, âû ïðî÷ëè ïðàâèëüíî, îñíîâàòåëü íàó÷íîãî êîììóíèçìà ñàìûì âíèìàòåëüíûì îáðàçîì èçó÷àë Òåðåìîê.

Íî îáî âñåì ïî ïîðÿäêó, ïîòîìó ÷òî òàêîãî ðîäà èññëåäîâàíèÿ òðåáóþò ïîäõîäà âñåñòîðîííåãî, âêëþ÷àÿ âåñü èñòîðè÷åñêèé õîä ñîáûòèé.

Íà êàëåíäàðå ñòîÿë 1881 ãîä. ×òî ýòî çà ãîä â ìèðîâîé èñòîðèè? Âî-ïåðâûõ, çàìåòüòå, ÷òî íà÷åðòàíèå öèôð öåíòðàëüíî ñèììåòðè÷íî! Ïîâåðíèòå íà 180 ãðàäóñîâ è âû ïîëó÷èòå îïÿòü 1881 ãîä. Òàêîé ñèìâîëèçì ìèðîâàÿ çàêóëèñà, êîíå÷íî, íå ìîãëà óïóñòèòü – ïðîèçîøëî ñèììåòðè÷íîå óáèéñòâî äâóõ ìèðîâûõ ëèäåðîâ: â Ðîññèè èìïåðàòîðà Àëåêñàíäðà Âòîðîãî è â ÑØÀ Ïðåçèäåíòà Ãàðôèëäà. Âîò òàêîé ýòî áûë òðàãè÷åñêèé ãîä, òàêîâ èñòîðè÷åñêèé ôîí íàøåãî èññëåäîâàíèÿ, íà ýòîì ôîíå è ðàçâèâàþòñÿ âñå ñîáûòèÿ ýòîãî ãîäà.

 ôåâðàëå 1881 ãîäà ðóññêàÿ ðåâîëþöèîíåðêà Âåðà Çàñóëè÷, êîòîðàÿ â ýòî âðåìÿ åùå ïðèíàäëåæàëà íàðîäíè÷åñêîìó äâèæåíèþ, îáðàùàåòñÿ îò ëèöà ñâîèõ òîâàðèùåé ê Êàðëó Ìàðêñó ñ ïðîñüáîé âûñêàçàòü åãî òî÷êó çðåíèÿ î ïåðñïåêòèâàõ èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ Ðîññèè, è îñîáåííî î ñóäüáàõ ðóññêîé ñåëüñêîé îáùèíû.

Îíà, â ÷àñòíîñòè, ñ ïðèñóùåé åé ïðÿìîòîé, ïèøåò:

Ãðàæäàíèí, ïðè âñåé òâîåé õàðèçìå
Ó ìåíÿ âîïðîñ íà ÿçûêå:
Ìîæíî ëü ïî äîðîãå ê êîììóíèçìå
Ìèðíî æèòü, êàê çâåðè â Òåðåìêå?

(ñîõðàíåíà îðôîãðàôèÿ îðèãèíàëà)

Âîïðîñ ýòîò çàñòàë Ìàðêñà âðàñïëîõ. Âî-ïåðâûõ, îí íè÷åãî íå çíàë î Òåðåìêå. À âî-âòîðûõ, îí è ñâîþ-òî òåîðèþ ïîäçàáûë. Ïåðâûé òîì Êàïèòàëà áûë èçäàí àæ â 1867 ãîäó è ñ òåõ ïîð îí åãî íå ïåðå÷èòûâàë.

Íàäî ñêàçàòü, ÷òî Ìàðêñ â ýòîì óæàñíîì 1881 ãîäó òÿæåëî áîëåë è áûë äàëåêî íå â ëó÷øåé ôîðìå. Êàê ðàç â îòâåòå Âåðå Çàñóëè÷, î êîòîðîì ðå÷ü åùå ïîéäåò, îí ÷åñòíî ïèøåò:

«Äîðîãàÿ ãðàæäàíêà!
Áîëåçíü íåðâîâ, ïåðèîäè÷åñêè âîçâðàùàþùàÿñÿ â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ äåñÿòè ëåò, ïîìåøàëà ìíå ðàíüøå îòâåòèòü íà Âàøå ïèñüìî îò 16 ôåâðàëÿ».

Çäåñü Ìàðêñ óïîìèíàåò «áîëåçíü íåðâîâ», íî êðîìå ýòîé áîëåçíè íåðâîâ îí åùå ñòðàäàë îò êàðáóíêóëîâ, òî åñòü îò ÷èðÿêîâ íà ÿãîäèöàõ è ðÿäîì ñ ïåíèñîì – â ìåñòàõ, êîòîðûå õàðàêòåðíû äëÿ ýòîé áîëåçíè. Ìàðêñ íàçûâàë ýòî çàáîëåâàíèå «èñòèííî ïðîëåòàðñêèì».

Âèäÿ, ÷òî äëÿ ñåðüåçíîãî îòâåòà ïîòðåáóåòñÿ âðåìÿ, Ìàðêñ ïîñûëàåò Âåðå Çàñóëè÷ êîðîòêóþ çàïèñêó, ãäå ñîîáùàåò, ÷òî ðàáîòàåò íàä ïðîáëåìîé.

Ãðàæäàíêå Ðîññèè îòâå÷àþ:
Ê Êîììóíèçìó – òûñÿ÷è äîðîã!
À ñåé÷àñ ìû ñ Ôðåäîì èçó÷àåì
Êàê òóäà ïîïàñòü ñêâîçü Òåðåìîê.

È äåéñòâèòåëüíî, áóäó÷è èñòèííûì ó÷åíûì, Ìàðêñ áåðåòñÿ çà èçó÷åíèå Òåðåìêà. Îí çàêàçûâàåò êíèãó, íî â ïåðåâîäå îáíàðóæèâàåò ðàçíî÷òåíèÿ: òî Òåðåìîê çàñåëÿåò ìûøêà-íîðóøêà, à òî — ìóõà-ãîðþõà. Ïîëàãàÿ, ÷òî ýòî âîëüíîñòè ïåðåâîä÷èêîâ, îí ðåøàåò âûó÷èòü ðóññêèé ÿçûê è ïðî÷åñòü Òåðåìîê â îðèãèíàëå. Ïðè ýòîì èçâåñòíî, ÷òî ðóññêèé ÿçûê îí íà÷àë èçó÷àòü óæå äàâíî, åùå ñ 1873 ãîäà, íî èç-çà ïðîêëÿòûõ êàðáóíêóëîâ îí íèêàê íå ìîã óñèäåòü è äåëî ïðîäâèãàëîñü ìåäëåííî: çà âîñåìü ëåò îí óñïåë âûó÷èòü òîëüêî àçáóêó è íàó÷èëñÿ ÷èòàòü ïî ñëîãàì. Ïîýòîìó Òåðåìîê åìó áûëî îñèëèòü íå òàê ïðîñòî. Êîãäà æå îí ïðî÷åë äî êîíöà, òî áûë ïîòðÿñåí ìîùüþ ïðîèçâåäåíèÿ.

×åì æå åãî òàê ïîðàçèëà òðàãåäèÿ Òåðåìêà?

Íåñîìíåííî, åãî ïîòðÿñ îáðàç Ìåäâåäÿ, êîòîðûé óñåëñÿ íà êðûøó è ðàçäàâèë Òåðåìîê! Êðîìå òîãî, ê ñâîåìó óäèâëåíèþ, Ìàðêñ îáíàðóæèë, ÷òî è â îðèãèíàëå åñòü äâà âàðèàíòà ñêàçêè, äâà ðàçíûõ ïîäõîäà: â îäíîì Òåðåìîê óæå ïîñòðîåí è åãî óâèäåëà è çàñåëèëà ìûøêà-íîðóøêà (1), à â äðóãîì Òåðåìîê ïîñòðîåí íå áûë, åãî ïîñòðîèëà ìóõà-ãîðþõà (2). Ýòè ðàçíî÷òåíèÿ è íåîæèäàííî ïîÿâèâøèéñÿ íåèçâåñòíî îòêóäà Ìåäâåäü çàñòàâèëè Ìàðêñà ïåðåëîïàòèòü ìàññó ìàòåðèàëà. Îí ïèøåò 4 âàðèàíòà îòâåòà Âåðå Çàñóëè÷ è íå çíàåò íà êàêîì îñòàíîâèòüñÿ.

 êîíöå-êîíöîâ ó íåãî âîçíèêàåò ïîäîçðåíèå, ÷òî Ìåäâåäü ïðèâíåñåí â ðóññêóþ ñêàçêó àíãëè÷àíàìè, ÷òîáû ïîäîðâàòü âåðó ðóññêîãî íàðîäà â ñåëüñêóþ îáùèíó, ïðè÷åì ñäåëàíî ýòî ïîä  âèäîì ðóññêîãî íàðîäíîãî ñèìâîëà – Ìåäâåäÿ. Ìåäâåäü â Òåðåìêå íå ïîõîæ íà äîáðîãî Ìèøêó-Êîñîëàïîãî èç äðóãèõ ðóññêèõ ñêàçîê. Ìàðêñ çàìåòèë, ÷òî, åñëè âñå çâåðþøêè èìåþò ïðîçâèùà, òî ó Ìåäâåäÿ ïðîçâèùà íåò, îí íå íàçâàí, êàê ïðèíÿòî â ðóññêèõ ñêàçêàõ, êîñîëàïûì. Êðîìå òîãî, îáðàòèâøèñü ÷åðåç Èíòåðíàöèîíàë ê óêðàèíñêèì òîâàðèùàì, Ìàðêñ âûÿñíèë, ÷òî â óêðàèíñêîì âàðèàíòå ñêàçêè Ìåäâåäÿ-ðàçðóøèòåëÿ íåò: òàì â ðóêàâèöå îáæèëñÿ íå òîëüêî ìåäâåäü, íî åùå è êàáàí. Åñëè óæ â óêðàèíñêîé ñêàçêå Ìåäâåäÿ-ãðîìèëû íåò, òî îòêóäà æå îí ìîã ïîÿâèòüñÿ â ðóññêîé ñêàçêå? ßñíî — ÷òî àíãëè÷àíå!

Äðóãàÿ àíãëèéñêàÿ íåñóðàçíîñòü – âàðèàíò ñêàçêè, ãäå ìóõà-ãîðþõà ñòðîèò Òåðåìîê. Ñðîäó òàêîãî íå áûâàëî, ÷òîáû ìóõè ñòðîèëè òåðåìêè, áîëåå òîãî, ñ êàêîé ñòàòè åãî âîîáùå ñòðîèòü, íå ïî-ðóññêè ýòî: òåðåìîê äîëæåí áûòü óæå ïîñòðîåí è æäàòü, ÷òî åãî çàñåëÿò òðóæåíèêè, êàê ýòî è ñëó÷èëîñü â ñêàçêå ñ ìûøêîé-íîðóøêîé.

Ïîýòîìó Ìàðêñ ïðèõîäèò ê âûâîäó, ÷òî òðàãåäèè ðàçðóøåíèÿ ðóññêîé ñåëüñêîé îáùèíû ìîæåò è íå áûòü, ÷òî ýòî ïðîèñêè àíãëè÷àí.

 ñâîåì îêîí÷àòåëüíîì îòâåòå (3) Ìàðêñ ïèøåò:

«Àíàëèç, ïðåäñòàâëåííûé â «Êàïèòàëå», íå äàåò, ñëåäîâàòåëüíî, äîâîäîâ íè çà, íè ïðîòèâ æèçíåñïîñîáíîñòè ðóññêîé îáùèíû. Íî ñïåöèàëüíûå èçûñêàíèÿ, êîòîðûå ÿ ïðîèçâåë íà îñíîâàíèè ìàòåðèàëîâ, ïî÷åðïíóòûõ ìíîé èç ïåðâîèñòî÷íèêîâ, óáåäèëè ìåíÿ, ÷òî ýòà îáùèíà ÿâëÿåòñÿ òî÷êîé îïîðû ñîöèàëüíîãî âîçðîæäåíèÿ Ðîññèè, îäíàêî äëÿ òîãî ÷òîáû îíà ìîãëà ôóíêöèîíèðîâàòü êàê òàêîâàÿ, íóæíî áûëî áû ïðåæäå âñåãî óñòðàíèòü òëåòâîðíûå âëèÿíèÿ, êîòîðûì îíà ïîäâåðãàåòñÿ ñî âñåõ ñòîðîí, à çàòåì îáåñïå÷èòü åé íîðìàëüíûå óñëîâèÿ ñâîáîäíîãî ðàçâèòèÿ».

Çäåñü íóæíû íåáîëüøèå ïîÿñíåíèÿ. Ìû óæå ãîâîðèëè, ÷òî Ìàðêñ îñíîâàòåëüíî ïîäçàáûë î ÷åì ãîâîðèòñÿ â Êàïèòàëå è åìó ïðèøëîñü ïåðå÷èòàòü êíèãó êàê áû ñâåæèìè ãëàçàìè è, îïðåäåëåííî, ïîñëå èçó÷åíèÿ Òåðåìêà («íà îñíîâàíèè ìàòåðèàëîâ, ïî÷åðïíóòûõ ìíîé èç ïåðâîèñòî÷íèêîâ») îí ìíîãîå äëÿ ñåáÿ îòêðûë.  ÷àñòíîñòè, îí âûÿñíèë äëÿ ñåáÿ, ÷òî ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî ïðîõîäèòü ÷åðåç âñå, êàê îí ïèøåò â íàáðîñêàõ, «êàâäèíñêèå óùåëüÿ êàïèòàëèñòè÷åñêîãî ñòðîÿ» (4), äëÿ òîãî ÷òîáû âîñïîëüçîâàòüñÿ åãî äîñòèæåíèÿìè. Íî åñëè ýòî òàê, òî ïîëó÷àëîñü, ÷òî è áîðüáà êëàññîâ íå íóæíà è äèêòàòóðà ïðîëåòàðèàòà òîæå. Òàì æå, â ïåðâîì íàáðîñêå (3) Ìàðêñ ïðÿìî ïèøåò, ÷òî ÒÅÎÐÈß ÅÃÎ ÌÍÈÌÀß:

«Äîðîãàÿ ãðàæäàíêà,
÷òîáû îñíîâàòåëüíî ðàçîáðàòü ïîñòàâëåííûå â Âàøåì ïèñüìå îò 16 ôåâðàëÿ âîïðîñû, ìíå ïðèøëîñü áû óãëóáèòüñÿ â äåòàëè è ïðåðâàòü ñðî÷íûå ðàáîòû. Íî è êðàòêîãî èçëîæåíèÿ, êîòîðîå ÿ èìåþ ÷åñòü Âàì ïîñëàòü, áóäåò, íàäåþñü, äîñòàòî÷íî, ÷òîáû ðàññåÿòü âñå íåäîðàçóìåíèÿ ïî ïîâîäó ÌÎÅÉ ÌÍÈÌÎÉ ÒÅÎÐÈÈ.»

Âîò òåáå è Òåðåìîê!

×òî æå ïðîèçîøëî äàëüøå? Îòâåò Âåðå Çàñóëè÷ Ìàðêñ ïåðåäàåò ÷åðåç Ãåîðãèÿ Ïëåõàíîâà. Íî îòâåò ê íåé íå ïîïàäàåò!!! Ïëåõàíîâ ïîëîæèë ïèñüìî â êàðìàí ïèäæàêà, à âåðíóâøèñü äîìîé îáíàðóæèë, ÷òî ïî äîðîãå ïîòåðÿëàñü çîëîòàÿ ïóãîâèöà, è îí, ðàçäîñàäîâàííûé, îòäàë ïèäæàê ñëóãå, ÷òîáû ñðî÷íî ïðèøèëè ïóãîâèöó, ïðè ýòîì ïîçàáûë èç êàðìàíà âûíóòü ïèñüìî Ìàðêñà. Ïîòîì îí îòâëåêñÿ íà äðóãèå äåëà, ïÿòîå-äåñÿòîå è äâóáîðòíûå ïèäæàêè ñ çîëîòûìè ïóãîâèöàìè, â êîòîðîì îí êðàñîâàëñÿ ïåðåä Ìàðêñîì, âûøëè èç ìîäû. Ïèäæàê ïîâåñèëè â ñàìûé ãëóõîé óãîë ãàðäåðîáà â îæèäàíèè ïîêà ìîäà âåðíåòñÿ. Äà ê òîìó æå Ïëåõàíîâ ïîïîëíåë è ïèäæàê åìó âñå ðàâíî íå ãîäèëñÿ, à âûáðîñèòü áûëî æàëêî: ìàòåðèàë è øèòüå àíãëèéñêèå, âûñøåãî êà÷åñòâà.

Ïðîøëî 36 ëåò ñ òåõ ïîð, êàê Ìàðêñ íàçâàë ñâîþ òåîðèþ ìíèìîé, à íèêòî ýòîãî íå çíàë, è áîëüøåâèêè ïîä ôëàãîì ìàðêñèçìà ñîâåðøèëè Îêòÿáðüñêóþ ðåâîëþöèþ.

È âîò îñåíüþ 1917 ãîäà, êîãäà Ïëåõàíîâ ñèëüíî áîëåë è èçðÿäíî ïîõóäåë, îí ïðèìåðèë ñòàðûé äâóáîðòíûé ïèäæàê è òîò îêàçàëñÿ åìó âïîðó. À êîãäà Ïëåõàíîâ ïîëåç â êàðìàí, òî êàê ðàç è îáíàðóæèë òàì ïèñüìî Ìàðêñà ê Âåðå Çàñóëè÷. Ïî ñ÷àñòüþ, îíà åùå áûëà æèâà è æèëà â Ïåòðîãðàäå. Îí íåìåäëåííî ïåðåñëàë åé ïèñüìî, íî ïèñüìî äî íåå îïÿòü íå äîøëî: âñÿ åå ïåðåïèñêà ïðîâåðÿëàñü øïèêàìè-÷åêèñòàìè. Ïèñüìî ïåðåäàëè Äçåðæèíñêîìó, êîòîðûé, êîíå÷íî, ïîíÿë åãî çíà÷åíèå, íî èñïóãàëñÿ, è ðåøèë Ëåíèíó î íåì íè÷åãî íå ãîâîðèòü ïîñêîëüêó ðåâîëþöèÿ óæå ñâåðøèëàñü è îòñòóïàòü áûëî íåêóäà. Âñå-òàêè, Äçåðæèíñêèé ñòàë âûÿñíÿòü èñòîðèþ ïèñüìà è åìó äîëîæèëè, ÷òî ñóùåñòâóþò 4 íàáðîñêà íèãäå íå îïóáëèêîâàííûå. Êîãäà îí ïðî÷åë ýòè íàáðîñêè è îñîçíàë, ÷òî Ìàðêñ íàçâàë ñâîþ òåîðèþ ìíèìîé è ÷òî ðîññèéñêàÿ îáùèíà âïîëíå ïðèãîäíà áûëà äëÿ ïåðåõîäà ê êîììóíèçìó, òî Äçåðæèíñêèé ïîíÿë êàêóþ ñòðàøíóþ îøèáêó ñîâåðøèë Ëåíèí. Íî òóò íàäî çàìåòèòü, ÷òî, áóäó÷è ïîëÿêîì, Äçåðæèíñêèé íèêîãäà íå ÷èòàë Òåðåìîê è ïîýòîìó äëÿ íåãî çàáëóæäåíèÿ íàñ÷åò ðîññèéñêîãî êðåñòüÿíñòâà ïðîñòèòåëüíû. Òî æå ìîæíî ñêàçàòü è î ãðóçèíå Ñòàëèíå.

È âîò îíè, Äçåðæèíñêèé è Ñòàëèí, äîëãî íàáèðàëèñü õðàáðîñòè è àæ òîëüêî â 1922 ãîäó ðèñêíóëè ïîêàçàòü Ëåíèíó ïèñüìî Ìàðêñà ê Âåðå Çàñóëè÷ è 4 íàáðîñêà, íèêîãäà íå ïóáëèêîâàâøèåñÿ. Ëåíèí, êàê âñå çíàþò, ÷èòàë áûñòðî, ìîëíèåíîñíî. Îí òîëüêî âçãëÿíóë íà çàìåòêè Ìàðêñà è ñ íèì ñðàçó ñëó÷èëñÿ óäàð, è îí ïîòåðÿë äàð ðå÷è. Åãî óâåçëè ëå÷èòüñÿ â ïîäìîñêîâíûé ñàíàòîðèé â Ãîðêàõ, íî îí óæå ïîïðàâèòüñÿ íå ñìîã. Âñå âðåìÿ ïëàêàë è òðåáîâàë, ÷òîá Êðóïñêàÿ ÷èòàëà åìó ñêàçêó Òåðåìîê.

Íåêîòîðûå èñòîðèêè óòâåðæäàþò, ÷òî ýòî åæåäíåâíîå ÷òåíèå «Òåðåìêà» òàê äîñàäèëî Êðóïñêîé, ÷òî îíà âîçíåíàâèäåëà âñå íàðîäíûå ñêàçêè è ðàáîòàÿ íà÷àëüíèêîì Ãëàâïîëèòïðîñâåòà ïðèêàçàëà èçúÿòü èõ èç áèáëèîòåê. Ñêàçêè â 1930-å ãîäû áûëè «ðåàáèëèòèðîâàíû», íî â ñåëüñêèõ áèáëèîòåêàõ åùå äîëãî ñêàçûâàëàñü íåõâàòêà «Òåðåìêà» è ïîýòîìó è Åëüöèí, è Ãîðáà÷åâ «Òåðåìîê» â äåòñòâå íå ÷èòàëè, è ó íèõ íå ðàçâèëîñü ñî÷óâñòâèå ê ëþäÿì, æèâóùèì â òåñíûõ òåðåìêàõ, à ýòî êàê ðàç è ÿâèëîñü îäíîé èç ïðè÷èí ðàçâàëà ÑÑÑÐ. Âîò êàêîå îãðîìíîå âëèÿíèå îêàçàë «Òåðåìîê» íà ñóäüáó Ðîññèè.

À òåïåðü ïðèøëî âðåìÿ äåëàòü âûâîäû.

Âûâîä ïåðâûé: ïðàâèëüíûé âàðèàíò Òåðåìêà – ýòî òîò, ãäå  “ìûøêà-íîðóøêà óâèäåëà òåðåìîê è ñòàëà òàì æèòü”, à íå òîò, ãäå «ïîñòðîèëà ìóõà òåðåì è æèâ¸ò â íåì».

Âûâîä âòîðîé: Ìåäâåäÿ èç ñêàçêè íàäî óáðàòü, åìó òàì íå ìåñòî. Ìåäâåäü, ðàçðóøèòåëü òåðåìêîâîé îáùèíû – ýòî àíãëèéñêàÿ ïðîâîêàöèÿ. Áðèòàíñêèé Ëåâ ðàçðóøèë Òåðåìîê, à íå ðóññêèé Ìåäâåäü.

Âûâîä òðåòèé: Îêòÿáðüñêàÿ ðåâîëþöèÿ è äèêòàòóðà ïðîëåòàðèàòà ïðîòèâîðå÷àò òåîðèè Ìàðêñà è åãî èññëåäîâàíèþ ðóññêîé îáùèíû, îñíîâàííûì íà ðóññêîé ñêàçêå Òåðåìîê.

* * *

ÑÏÐÀÂÎ×ÍÛÅ ÌÀÒÅÐÈÀËÛ

(1)
ÒÅÐÅÌÎÊ ÌÛØÊÈ-ÍÎÐÓØÊÈ
http://skazki.kakras.ru/skazki_25.html

(2)
ÒÅÐÅÌÎÊ ÌÓÕÈ-ÃÎÐÞÕÈ
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev46.php

(3)
ÏÈÑÜÌÎ ÊÀÐËÀ ÌÀÐÊÑÀ ÂÅÐÅ ÇÀÑÓËÈ×
http://www.istmat.ru/index.php?menu=1&action=1&item=224

(4)
 Êàâäèíñêîì óùåëüå áëèç äðåâíåðèìñêîãî ãîðîäà Êàâäèÿ â 321 ã. äî í. ý., âî âðåìÿ âòîðîé Ñàìíèòñêîé âîéíû (327 —304 äî í. ý.), ñàìíèòû (ïëåìåíà, íàñåëÿâøèå ãîðíóþ îáëàñòü â ñðåäíèõ Àïåííèíàõ) íàíåñëè ïîðàæåíèå ðèìñêèì ëåãèîíàì. Ðàçîðóæåííûå è ïîëóðàçäåòûå ðèìñêèå âîèíû áûëè ïðîãíàíû «ïîä ÿðìîì», ñîñòîÿâøèì èç äâóõ êîïèé, âîòêíóòûõ â çåìëþ è ñîåäèíåííûõ ââåðõó òðåòüèì, ÷òî ñ÷èòàëîñü íàèáîëüøèì ïîçîðîì äëÿ ïîáåæäåííîé àðìèè. Îòñþäà âûðàæåíèå «ïðîéòè ÷åðåç Êàâäèíñêîå óùåëüå», ò. å. ïîäâåðãíóòüñÿ êðàéíåìó óíèæåíèþ.

ÄÎÏÎËÍÅÍÈÅ

Äðóãèå ëèòåðàòóðíî-èñòîðè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ Ìèõàèëà Àáðàìîâà

ÊÎËÎÁÎÊ — ÏÐÅÄÀÒÅËÜÑÒÂÎ ÈËÈ ÏÎÄÂÈÃ?, http://www.proza.ru/2007/04/15-77

Ñåðûé Âîëê â âîñïîìèíàíèÿõ ñîâðåìåííèêîâ, http://www.proza.ru/2007/05/27-63

Óìåð Áîëüøîé Ñåðûé Âîëê, http://www.proza.ru/2007/06/25-42

Êóðî÷êà Ðÿáà èëè êóðî÷êà ðåáå, http://www.proza.ru/2014/01/15/559

Öàðü Íèêîëàé Òðåòèé, http://www.proza.ru/2007/01/01-38

ÒÀÉÍÀ ÌÀÐØÀËÀ ×ÎÉÁÀËÑÀÍÀ, http://www.proza.ru/2011/01/19/137

ËÅÍÈÍ, ÝÉÍØÒÅÉÍ, ÐÎÑÑÈß ÈÑÒÎÐÈß ÍÅ ÏÎ Ó×ÅÁÍÈÊÀÌ, http://www.proza.ru/2009/09/09/170

Детская сказка Теремок — это одна из первых сказок, с которой необходимо познакомить малыша. Главными героями русской народной сказки Теремок являются обитатели леса: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь. Малыш легко запомнит простой сюжет русской народной сказки.

Содержание:
Текст сказки Теремок с картинками
Чему учит сказка Теремок
Играем в сказку Теремок

Текст сказки Теремок

Давайте откроем книгу Теремок издательства Росмэн.
Книга Теремок
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Сказка Теремок
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Теремок сказка
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
Терем-теремок сказка
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

Чему учит сказка Теремок

Теремок — это сказка, которую обязательно надо читать с малышом.
Она познакомит ребенка с лесными жителями — героями русских народных сказок. Теремок — удивительная сказка. В ней собраны разноплановые персонажи, которые обычно воюют между собой. Безобидная маленькая мышка и заяц, за которыми по жизни гоняются хитрая лиса и серый волк — живут под одной крышей.
Сказка учит взаимовыручке. Все лесные жители теремка — добрые и отзывчивые. Вот поистине: «В тесноте, да не в обиде». Маленький домик-теремок оказался очень вместительным, что говорит о бескрайней доброте русской души и гостеприимстве. Даже огромному медведю разрешили жить в Теремке, что привело к трагическому финалу — домик сломался.
Сказка учит тому, что в беде не стоит отчаиваться. Вместе, сообща любое дело быстро спорится. Совместными усилиями зверушки построили новый, большой дом, в котором каждому нашлось место.

Играем в сказку Теремок

Чтобы малыш быстрее запомнил сказку, поиграйте с ним в Теремок. Для этого подойдет деревянный набор «ПЕРСОНАЖИ СКАЗКИ «ТЕРЕМОК» фабрики Краснокамская игрушка.
деревянный набор Теремок
Фигурки персонажей и сам домик сделаны из натурального дерева, раскрашены безопасными акриловыми красками. Набор подойдет как малышам, так и деткам постарше. Маленькие могут быть зрителями кукольного театра, разыгрываемого родителями или старшими детьми. Можно побуждать малыша находить и показывать фигурки персонажей сказки. Игра тренирует память и внимательность, развивает воображение и творческое мышление. В процессе игры важно научить ребенка говорить целыми предложениями. В дальнейшем он сам сможет сочинять связные рассказы.
Фигурки комплектуются деревянными подставками. Малыш без усилий сможет самостоятельно ставить и снимать нужного персонажа.
Теремок набор игрушек
Где купить деревянный набор по сказке Теремок?

Конструктор Томик Сказки «Теремок»

Деревянный конструктор состоит из 17-ти деталек. В комплекте картинки с текстом сказки. Строим теремок и играем в сказку! Конструктор «Теремок» бренда Томик — увлекательная игра для малышей от 2-х лет. Яркие детальки имеют безопасное покрытие, которое не стирается и не вредит здоровью малыша.
Конструктор Сказки Теремок

Конструктор Сказки Теремок

Где купить Конструктор Томик по сказке «Теремок»?

Mytoys

Краткое содержание

Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.

Кратко план сказки можно представить так:

  1. Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
  2. В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
  3. Последним в «Теремок» приходит Медведь.
  4. Теремок не выдерживает и разваливается.

Сказка учит детей взаимодействовать с окружающим миром. Она повествует о взаимопомощи, о том, что надо терпимо относиться к другим, независимо от того, насколько все отличаются друг от друга. Ведь при желании все могут жить вместе и успешно взаимодействовать друг с другом. Даже враждующие в дикой природе заяц и лиса в Теремке дружелюбно сосуществуют. Однако главная идея — насколько важно обладать чувством меры.

Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.

Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.

Краткий пересказ сказки «Теремок»

Каким-то случайным образом появился в чистом поле теремок. Это такой небольшой домик, который попал на глаза мышке-норушке.

Мышка сначала удивилась, увидев Теремок, поспрашивала, нет ли там хозяев. Но так как никто не откликнулся, то решила сама в Теремке поселиться.

Решила и поселилась. Стала жить там.

Мимо проскакала лягушка-квакушка и тоже начала звать хозяина Теремка. Мышка откликнулась и позвала лягушку жить вместе с ней. Стали жить вдвоем.

Следующим претендентом на жизнь в Теремке был зайчик-побегайчик. Спросил, кто живет в Теремке. Сначала откликнулась мышка, представилась. Затем подала голос лягушка, и обе позвали зайчика жить вместе с ними в Теремке.

Тот согласился с радостью. Стали втроем жить, горя не знать.

Прошло немного времени, и на Теремок набрела лисичка-сестричка. Тоже подивилась Теремку. Все жители Терема вежливо представились и позвали лисичку присоединиться к их честной компании, которая в Теремке поселилась.

Так в Теремке прибавилось жителей на еще одного — лисичку.

Живут-живут. В один прекрасный день мимо Теремка довелось пробегать волчку-серому бочку. И его в Теремок жить позвали. Живут и радуются в своем прекрасном Тереме, пока медведь мимо не проходил.

Тоже захотел жить в Теремке. Но так как внутрь никак не смог протиснуться. Не резиновый же Теремок на самом-то деле. Решил на Теремке сверху расположиться.

Да только Теремок не выдержал, затрещал и развалился на части. Зверушки еле-еле повыскакивать успели, чтобы их не придавило.

Ну что поделать. Стали звери новый Теремок строить. Строительного материала натаскали, и все дружно за работу принялись. Построили Теремок, еще больше и краше он получился. И стали все вместе в нем жить-поживать.

Главные персонажи

Животные в сказке подобраны неслучайно. Мышка всегда являлась ключевой фигурой в русских сказках. Стоить вспомнить, к примеру, «Курочку рябу» или «Репку». В первую очередь она искатель. Неслучайно именно она находит Теремок и первой заселяется в него. Следующий персонаж — лягушка — символизирует речевую активность (эта характеристика наиболее важна для взаимодействия с окружающим миром). Потом появляется Зайка — он очень подвижен, но при этом не лишен осторожности.

После этого приходят более крупные звери (лисичка, волк). Они по своей природе хищники, однако вполне мирно уживаются на одной территории с маленькими зверюшками. Лиса и волк как бы выводят развитие ребенка на новый уровень взросления, когда его личность становится многогранной (немного хитрой и не такой простодушной, как раньше).

Но главным событием сказки является приход медведя. Он олицетворяет собой ту самую «точку невозврата», когда общий дом уже не может вместить всех желающих и неизбежно ломается.

Теремок (сказка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Теремок.
Иллюстрация Георгия Нарбута. 1910

русская народная сказка

русский

Текст произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Украинская марка с героями сказки «Рукавичка»

Теремо́к — сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. Другие названия: «Терем мухи», «Терем мышки», «Домок», «Череп-терем», «Звери в решете», «Решето», «Вошиная хата», «Лесной гнёт», «Рукавичка». Существует 25 русских вариантов сказки, украинских — 10, белорусских — 3. В фольклор некоторых народов «Терем мухи» перешёл из восточнославянского фольклора. Особенностью латышского, украинского и белорусского вариантов сказки является отсутствие разрушения домика медведем. Сюжет приобрёл особенную популярность благодаря его обработке В. И. Далем, Д. К. Ушинским, А. Н. Толстым, Якубом Коласом, С. Я. Маршаком. «Сказка для чтения и представления» С. Маршака «Терем-теремок» часто идёт на сценах детских театров

В ряде восточнославянских вариантов повествуется о зверушках, забравшихся в потерянную кем-то рукавицу. Особой разновидностью сюжета является белорусская сказка о зверушках, забравшихся в экипаж мухи-хахавки, который везут шесть комаров.

В указателе сказочных сюжетов под номером 283В* «Терем мухи»: в рукавицу (повозку) забираются муха, мышь, заяц, лиса, волк; всех их давит медведь.

> Интерпретации

Сказка обрабатывалась А. Толстым, М. Булатовым, А. Усачёвым, В. Сутеевым.

Анализ сказки «Теремок»

В момент прихода Медведя происходит полная перестройка личности ребенка, после которой он выходит на новый психологически осознанный уровень развития, проведя самоанализ (в этом случае реконструкция жилища, тема постройки нового Теремка).

Основную мысль повествования можно выразить так: существующий набор различных активностей преобразуется в стройную осмысленную деятельность, заданную единой целью. В этом случае это постройка нового Теремка. Все животные совместно выстраивают себе новый дом, в котором живут мирно и гармонично.

Сказка «Теремок»: читать ОНЛАЙН

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка. — Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка! — Я, лягушка-квакушка! — А ты кто? — А я зайчик-побегайчик. — Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — А ты кто? — А я лисичка-сестричка. — Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — А ты кто? — А я волчок-серый бочок. — Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка. — Я, лягушка-квакушка. — Я, зайчик-побегайчик. — Я, лисичка-сестричка. — Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? — А я медведь косолапый. — Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. — Да ты нас раздавишь. — Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Главные герои в сказке теремок

ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

>Русская народная сказка «Теремок»

Сюжет

Среди большого поля стоит пустой домик в форме теремка. Однажды возле теремка появляется мышка-норушка и, обнаружив, что теремок пустует, решает поселиться в нем.

Через некоторое время на пороге домика возникает лягушка-квакушка и мышка зовет ее жить вместе.

Но в один момент в двери теремка стучится Михаил Потапыч и тоже просит поселить его вместе с другими зверями. Жители теремка соглашаются, но медведь оказывается таких больших размеров, что не проходит в дверь. Мишка забирается на крышу теремка и домик сразу же разваливается.

  • Чему учит сказка В.А.Жуковский спящая царевна.

Но поскольку звери являются дружными и доброжелательными, они тут же принимаются за работу и воздвигают новый, большой и красивый теремок, в котором есть месть для каждого из них.

Сказка демонстрирует маленьким читателям о сопереживании, доброте, дружбе, взаимовыручке, ответственности. На примере образов лесных зверюшек показывается возможность преодоления любых трудностей при сплоченности коллектива.

Другие сочинения:← Анализ сказки Гаршина Жаба и роза↑ ДругиеАнализ сказки Андерсена Снежная королева →

Мы поговорим об одной из самой первой для детей книжке — «Теремок». Персонажи сказки, картинки героев известны нам еще с детства. Ведь она, подобно «Репке», построена на повторах, которые очень легко усваиваются ребятишками.

Простые персонажи, неоднократные повторения позволяют детям легко разобраться в сказочном мире. Для лучшего восприятия малышам нужно не только описание словесное, но и наглядное изображение. С помощью зрительного восприятия сюжета ребенок лучше отслеживает происходящее в истории. Поэтому картинки персонажей сказки «Теремок» и подобных ей очень важны.

Сегодня выпускается очень много хорошо иллюстрированных детских книжек в помощь молодым родителям. В нашей статье вы не только узнаете, какие персонажи в сказке «Теремок», но и сможете увидеть их наглядно.

персонажи сказки

Сюжет русской народной версии

Эта занимательная история дарит ребятишкам массу положительных эмоций. Нужно отметить, что русская народная сказка о «Теремке» имеет несколько версий. Мы опишем изначальный сюжет.

В нем говорится о мухе, которая построила терем и поселилась в нем. Потом она приняла к себе в соседи блоху-попрыгуху, комара-пискуна, мышку-норушку, лягушку-квакушку, зайчика-побегайчика, лисичку-сестричку, волчища-серого хвостища. Но все испортил косолапый медведь, который из-за своих больших размеров не помещался в терем и решил залезть на крышу. Этим самым он разрушил домик. Зверята еле спаслись и разбежались в лес. Вот такая незамысловатая история.

сказочный теремок

Интерпретации сказки

Вышеизложенный сюжет обрабатывался многими мастерами слова, но чаще всего используется обработка А. Н. Толстого. Чтобы не слишком расстраивать детишек развалом домика, писатель сделал конец сказки позитивным. В его версии после развала терема зверята стали выстраивать прочный и красивый дом, где бы все поместились и жили в согласии и дружбе.

Часто встречается версия «Теремка» в интерпретации Д. Буторина, И. Огорельцева. Довольно интересна ребятишкам обработка истории В. Сутеевым и В. Бианки.

герои сказки

Персонажи сказки «Теремок» и их символизм

Жанр «Теремка» — сказка о животных. Зверята, используемые в сюжете, знакомы самым маленьким читателям. Их поведение иногда напоминает взаимоотношения между детьми. Герои отличаются доброжелательностью и взаимовыручкой.

Лягушку мы знаем, как обитательницу двух стихий — Земли и Воды. В некоторых преданиях говорится, что это древние затопленные люди превратились в лягушек. Слабым, но хитрым мы видим Зайчика. Этот герой — олицетворение трусости. Часто Петух выступает легкомысленным, но в этой сказке он мудрый помощник своих друзей. Символом трудолюбия, доброты, благосостояния дома считается Мышь. Хитрость олицетворяет Лиса, зло — Волк. Несмотря на святость, Медведь стал символом разрушения.

Для анализа этой сказки можно привести ребятишкам следующие пословицы:

  • Коллектив является большой силой.
  • Крепче каменных стен — согласие.
  • Кушать щи из общего котелка вкуснее.

Эта сказка очень поучительная. На Руси говорили: «В тесноте, да не в обиде». История показывает детям, насколько важна забота о друзьях, помощь людям, проявление добра к окружающим. Сказка доказывает важность дружбы, согласия, добрых дел и взаимовыручки.

знакомство со сказкой

Особенности «Теремка»

В сказочном теремке присутствует особенная обстановка с гостеприимностью, уступчивостью. Читателю не описывается форма, внешний вид домика. По тексту нельзя определить, как он выглядел внутри и снаружи. Чтобы больше заинтересовать детишек и заинтриговать, каждому персонажу дано ласковое прозвище ( Мышка-норушка, Лисичка-сестричка, Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка).

Все персонажи в сказке выстроены по размеру и весу. Сначала речь идет о самой маленькой мышке, а заканчивается история приходом медведя. Интересно, что внутреннее пространство домика сильно преувеличено. А медведя ребятишки видят разрушителем. Кстати, появление и разрушение теремка в сказке совсем не описывается, но можно ли ее назвать безобидной?

Между прочим, само название истории указывает на национальность ее героев. Ведь домик назван не дворцом, не сараем, не хоромами, а теремом. А это слово мадьярское. Данный народ живет в Венгрии и теремом называет комнату. Мадьяры отличаются трудолюбием, дружественностью, гостеприимностью.

«Теремок» в кукольном театре и мультипликации

9474

Вряд ли вы найдете хоть один детский сборник сказок, где бы не присутствовала сказка «Теремок» в чьей-либо обработке. Народная мудрость, которую выражает эта незатейливая история, твердит о том, что все должны жить в мире и согласии друг с другом. Иногда даже противоположности привыкают и приспосабливаются.

Чтобы не нарушить покой, важно быть толерантным. Очень часто воспитатели в детских садах делают постановку сказки «Теремок» на сцене. Ведь персонажи ее очень яркие. По сюжету истории было снято три мультипликационных рисованных фильма с одноименным названием. В 1995 году сняли кукольный мультфильм. А композитором Александром Кулыгиным была написана детская одноименная опера.

  • Терем что это в сказке о царе салтане
  • Терем теремок герои сказки
  • Терапевтические сказки страсти мордасти
  • Терапевчие сказки для детей
  • Терапевтические сказки про осень