Терапевтические сказки при энурезе у детей

Сказкотерапия: теория и практическое применение сказка это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает глубокие философские проблемы на уровне,

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Сказка —
это информация, накопленная многими поколениями людей, которая поднимает
глубокие философские проблемы на уровне, доступном для детского восприятия
и понимания. Сегодня метафорические ресурсы сказок успешно изучены многими
психологами и используются для благоприятного и лечебного воздействия
на детское сознание.

Как
работает сказкотерапия?

Сказкотерапия
призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать
пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций.
В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла
в жизни ребенка, персонажи  конфликта всегда есть логичное разрешение.
Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением
в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность.
Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка,
забота о его душе.

        Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это
упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя
и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно
понять, кто какие роли исполняет в коллективе. Родителям сочинять вместе
с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете
говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча
их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне
освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать
желания и подсознательные стремления ребенка. Сказка стимулирует творческое
мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А
изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок
отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость
и внимательность.

        Элементы сказкотерапии можно использовать в играх
и упражнениях, направленных на:  формирование сенсорных
представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные,
тактильные);  развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания;
развитие словообразования;  тренировку употребления родительного падежа; 
формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей;
с повышением/понижением силы голоса). Сказка — эффективное
развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе
с детьми. В этих и многих других случаях сказка вводится как
ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему
новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода
из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

          Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную
работу подсознания. Выбор жанровой направленности основывается
на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в
произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее
зависит эффективность терапевтических приемов.  Рассказанная история
показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. 
Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения,
определение положительных и отрицательных персонажей — это
инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме
того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями,
явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития. Через сказку
поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности,
ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат
порядочности, заботе о близких, достижению целей.  Искреннее
сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку
на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться»
и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно
прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные
чувства.  Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного
направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более
эффективных, безопасных, допустимых.

        Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности
с детьми любого возраста: эмоциональная передача взрослым содержания
рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика,
жестикуляцию, выражение глаз.  Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация
в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать
вероятность нескольких решений.  Актуальная для ребенка проблема зашифровывается
образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат
ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины
и последствия описанных действий.  Четкое разграничение между
положительными и отрицательными героями.

       Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких
направлениях: Чтение (рассказывание) произведения.  Художественное
изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации. 
Диагностика.  Придумывание собственной истории.  Создание кукольных
персонажей.  Театрализованная постановка.

       Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии
с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает
мир не только умом, но и сердцем. И не только познает,
но откликается на события и явления окружающего мира, выражает
свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности,
расширение эмоционально-поведенческих реакций.  Из сказочных образов
черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс
сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо
принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять
и рассказывать, другой не может усидеть на месте,
и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить
своими руками, четвертый обожает рисовать… Комбинируя различные приемы
сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации,
с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.
И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия
с окружающей действительностью и другими людьми.

Надежда Лустина – детский психолог, сертифицированный арт-сказкотерапевт, автор курса «Воспитание сказкой», проектов «Детский мир без задир» и «Сказки из маминого сундучка».


– Надежда, как давно Вы занимаетесь сказкотерапией?

– Последние четыре года. Пишу индивидуальные сказки по запросу клиентов. Чаще всего это различные фобии, страхи, проблемы с энурезом, тики, различные неврологические расстройства – всё то, что беспокоит ребёнка. Как правило, обращаются мамы детей 4-5 лет.


– Скажите, Вы помните тот момент, когда сочинили первую сказку?

– Конечно. Такое не забывается. Это история про Митрошу и Чёрного Крылана. Как раз сейчас мы готовим с иллюстратором книгу. История также недавно вышла в журнале, для которого я пишу, «Жизнь с ДЦП» – это довольно известное издание. Ещё я сотрудничаю с благотворительным фондом, где меня попросили написать для них какую-нибудь сказку. Но у меня трое ребятишек – писать особо времени нет. Я предложила историю про Митрошу, и они с удовольствием согласились.

Проблема была вот в чём: мальчик боялся темноты, хотя ему уже было 7 лет. Страх в этом возрасте должен был пройти, потому что обычно страхи идут с 3 до 6 лет, а тут ребёнку 7, как раз первый класс. И получилось так, что без светильника он не засыпал. Мама, конечно, переживала: вроде бы уже взросленький мальчик (на её взгляд, конечно), и нужно эту проблему решать. Она пыталась как-то воздействовать на него — уходить, говорить: «Ты же уже большой». В общем, не совсем правильные методы применяла, чтобы подружить сына с темнотой.

В итоге мама мудро поступила: обратилась всё-таки за помощью к психологу. Мы проработали этот страх, то есть я специально под мальчика написала сказку. Точнее, я писала не про него, а про Митрошу, но указала, что у героя есть старший брат, и они любят играть в футбол во дворе. Когда под ребёнка пишешь историю, очень важно взять что-то из его жизни, чтобы он себя не прямо узнавал, но тем не менее, когда мама ему будет читать, сказал: «О, мама, ничего себе! У него почти так же, как и у меня». Понимаете, тут тонкая грань: с одной стороны, чтобы он не узнал себя, а с другой – чтобы проникся дружественными чувствами к герою, сопереживал ему. Тогда он проживает сказку вместе с персонажем. И конец истории всегда хороший..

Терапевтические сказки при энурезе у детей

В сказке про Митрошу страх в конце был проработан. Герой боялся Чёрного Крылана, который поселился у него в шкафу. Сам мальчик, когда мы с ним беседовали, рассказывал про чудовище в шкафу. Я придумала Чёрного Крылана – это брат Темноты. Там целая художественная история. В конце мальчик узнаёт, что это вовсе не злодей, не страшный дракон, а просто маленький летающий мышонок, который тоже испугался, когда мальчик закричал. Мышонок пытался вылететь через форточку и травмировал крыло. С сестрой Темнотой они поругались, потому что мышонок хотел подружиться с мальчиком, а та была против. Поэтому он остался в нашем мире, так сказать, долго искал маленького человека, который бы его не боялся. И вот Звёздный Мишка помог главному герою познакомиться со своим страхом воочию. Мальчик протянул руку, Крылан – лапу, и в итоге они подружились. Всё закончилось благополучно.

– Здорово. Про сказкотерапию особенно много говорят последние лет пять. Русские народные сказки тоже имеют терапевтический эффект или это совсем другое?

– Если говорить про сказкотерапию, то в целом это более широкое понятие. Та же народная сказка имеет свой терапевтический эффект. Например, если брать терапевтические сказки в том направлении, в котором мы сейчас с Вами говорим, то их, конечно, можно применять с трёх лет. А если говорить про совсем малышей от двух лет, то для них будет терапевтической сказкой тот же «Колобок». Хотя «Колобок» – это больше образовательная история про смену дня и ночи. Например, «Волк и семеро козлят», «Алёнушка и братец Иванушка» – сказки, которые читают для малышей до трёх лет. Приведу ещё примеры народных сказок, которые подходят для сказкотерапии: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди».

Терапевтические сказки при энурезе у детей

– По каким возрастам делятся терапевтические сказки?

– Первая возрастная категория идёт с 3 до 5 лет. Там очень важно и правильно подобрать сказку. Для малышей (3-4 года) здорово подходят игрушки, животные, можно ещё брать маленьких человечков, как фиксики, гномики. До 5 лет сказки про животных и их взаимоотношения с людьми. С животными ассоциируют себя дети до 5 лет. Потом идут герои, волшебники, принцессы, принцы, солдаты. Дети любят именно волшебные терапевтические сказки. С 7 лет – сказки волшебные, сказки-притчи, бытовые и страшные сказки (обязательно с добрым и смешным концом).

В целом, сказкотерапия идёт до 11 лет. Сейчас школьники уже не очень воспринимают сказки. Дети пошли современные, они более основательно выбирают литературу, хотя сказкотерапия рассчитана до 13 лет. После считается категорией для взрослых. Там даже больше психокоррекционные истории идут.

Кстати, сказкотерапия делится: есть психокоррекционные сказки, которые направлены на исправление поведения ребёнка. Например, малыш дерётся или у него какая-то агрессия, то есть поведение, которое нам не нравится, которое мы бы хотели изменить. А психотерапевтическая сказка поднимает более серьёзные вопросы, например, страх смерти или страх выбора пути, когда ребёнок находится в подвешенном состоянии. Это уже для подростков подходит, когда ребёнок не знает, какой путь выбрать. Или даже про любовь какие-то вещи. Есть деление сказок на мужскую и женскую. Важен пол, для кого мы пишем. Например, мужская сказка – это «Царевна- лягушка», «Иван Царевич и Серый волк». Женская сказка – «Алёнушка и братец Иванушка».

– Может ли мама сама сочинить сказку?

– Сейчас это очень популярно. Я слежу в соцсетях за другими авторами и сама выступаю как издатель, веду проект «Сказки из маминого сундучка». У нас выходит уже шестая книга по сказкотерапии, где пишут замечательные истории психологи, педагоги и обычные мамы тоже. Но это всё должно быть под руководством психолога. Мама, конечно, может сама написать историю, но часто она не знает, как решить проблему ребёнка. Если мама проконсультируется с кем-то, почитает научные статьи, как правильно, например, преодолеть проблему энуреза (согласитесь, не каждая мама знает, как это верно сделать), то, возможно, она сможет написать хорошую сказку. У нас было такое. Единственное – тему смерти я прошу мам не брать, потому что тема очень серьёзная. Если здесь что-то неправильно написать, то можно навредить.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Есть какая-то структура построения сказки?

– Алгоритм самой простой сказки, если сюжет не закручен, выглядит так:

  1. В первую очередь подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту и характеру. Имя и внешность должны быть другими. Сходство не очевидно.
  2. Описываем жизнь героя в выдуманном мире так, чтобы ребёнок нашёл схожесть со своей жизнью.
  3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную жизненную, и приписываем персонажу все переживания ребёнка.
  4. Начинаем поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого усугубляем ситуацию, приводим её к логическому завершению, что подтолкнёт героя к неминуемым изменениям. Он может познакомиться с другими персонажами, оказавшимися в таком же положении, посмотреть, как они выходят из ситуации, или может встретить мудрого помощника, который объяснит ему смысл происходящего, последствий и т.д. Задача помощника – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему новые модели поведения, и, если есть, найти позитивный смысл происходящего.
  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на верный путь исправления.

– Помощник в сказке – это обязательный элемент?

– Смотрите, тут можно написать сказку-легенду. Например, когда мы писали летний сборник «Сказки из маминого сундучка», брали легенды, и помощника там не было. То есть терапевтическая сказка может быть, в принципе, без помощника, но чаще всего он присутствует. Если мы говорим про сказку, которую пишет психолог, то там как раз специалист и вводит себя в роли помощника. Он помогает ребёнку увидеть выход из ситуации, подталкивает его, подсказывает ему. Можно к народным сказкам обратиться. Например, история про Серого волка. Он выручает Ивана Царевича.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

– Важна ли иллюстрация в сказке или упор делается на содержании?

– Конечно, здорово, если есть иллюстрация. Если это книга с терапевтическими сказками, то изображения должны быть. Когда я писала про Митрошу и Крылана, у меня не было возможности обратиться к иллюстратору. Это так же вопрос цены. Не каждый родитель может себе позволить отрисовать сказку для ребёнка. Последний раз я писала историю перед Новым годом для девочки, которая страдает от аутоагрессии: она называет себя плохими словами, бьёт себя по голове. Мама из Бразилии, имея финансовые возможности, попросила меня найти иллюстратора, потому что девочке уже 7 лет, она избалованна хорошими книгами и даже слушать не станет сказку без картинок. Я нашла иллюстратора, мы отрисовали сказку, и маму всё устроило. Тут от возможностей родителя зависит.

Первую книгу мы делали в сотрудничестве с российской программой «Травли NET» – это единственная антибуллинговая программа в нашей стране – делали сборник «Детский мир без задир». Он был без иллюстрации, но тем не менее отзывы положительные. Однако мамы часто пишут, что хотелось бы иллюстраций. Мы решили перевыпустить книгу. Я считаю, картинки важны для детей, и они должны быть качественными. Тут нужно тщательно подходить к выбору иллюстратора: что он отрисует и как – это важно.

– Скажите, сколько времени нужно уделять конкретной сказке?

– Расскажу на своём примере. Мой сын по ночам скрежетал зубами. Сказку про скрежет не найдёшь, хоть облазь весь Интернет. Важно нащупать проблему. Сложность у ребёнка была связана с нашим переездом за город. Стресс из-за новой обстановки так отразился на нервной системе сына. Я не говорила с ним вообще о переезде. Но когда прочитала ему сказку про переезд мальчика, сына это зацепило, он понял: это то, что ему нужно. Каждый день на протяжении недели он просил читать эту сказку. Я предлагала другие, но сын настаивал именно на этой. Это была не моя история, я её нашла в соцсети у другого психолога, и сказка действительно помогла.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

Поэтому если ребёнок просит, то мы перечитываем. Если нет необходимости, то просто прочитали, сделали перерыв примерно на неделю, а потом предложили прочитать её ещё раз.

Сказкотерапию важно ещё чем-то подкреплять. К примеру, я вчера отправила женщине сказку (у её девочки боязнь темноты). Женщина сразу попросила у меня рекомендации, говорит, что одной сказки мало. Девочке 6 лет, ребёнок взрослый, и в действие одной лишь сказки мама уже не верит. Я предложила закрепить методом арт-терапии, то есть после прочтения нарисовать страх, чтобы это всё работало в комплексе. Кстати, сказку про Крылана мы тоже закрепляли: рисовали страх; после того, как мама прочитала историю, она купила сыну игрушку. Я прям попросила её найти игрушку похожую на Звёздного Мишку. Она ходила по магазинам, нашла мишку, подарила сыну, и он до сих пор с ним спит. Для него это помощник, который сидит рядом возле кровати и сторожит его сон. То есть комплексный подход работает лучше всего.

– Долго длится такая терапия: несколько дней или это продолжительный период?

– Если про боязнь темноты, то не факт, что ребёнок сразу скажет: «Ой, мам, всё, я не боюсь, выключай свет». Вначале он может попросить: «Мам, давай пока я засыпаю, свет будет гореть». Или мама говорит: «Ночник будет гореть, а ночью, когда ты уснёшь, я его выключу. Будет страшно – позовёшь, я его включу». В истории про Митрошу и Крылана у мальчика это заняло порядка недели. То есть они с мамой постепенно уходили в темноту. Сейчас ребёнок спит абсолютно без всяких ночников, светильников, не боится, не обкладывается подушками, как он это делал раньше. Он же вокруг себя сооружал крепость. И до тех пор, пока её не соорудит, мальчик не мог лечь спать: ему казалось, что злодей из шкафа выпрыгнет и сделает с ним что-то плохое. Сейчас он не боится, знает, что это был всего лишь летающий мышонок.

– В Интернете сейчас много сказок, но как понять, что история написана профессионалом, и, прочитав её, мы не навредим ребёнку?

– Меня, честно говоря, удивляет огромное количество представленных сказок. Считается, что писать должен педагог-психолог или педагог, то есть тот, кто проходил в университете хотя бы детскую психологию. Или психолог – человек с образованием, который непосредственно этим занимается, а именно арт-терапевт. Потому что сказкотерапия относится к арт-терапии. У меня сертификат арт-терапевта, и я дополнительно ещё изучала сказкотерапию. То есть просто так с бухты-барахты начать писать терапевтические сказки и выкладывать их в Интернет, я считаю, в корне неверно. Бывает, сами мамы пишут гневные отзывы в комментариях под сказками, в которых история абсолютна неправильно воздействует на ребёнка. То есть это не то, что сказка чему-то хорошему учит, благотворно воздействует на психику ребёнка, делает его спокойнее, добрее, более понимающим, а наоборот. Тут, конечно, нужно доверять профессионалам, то есть психологам, педагогам, педагогам-психологам.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

Или как у нас в проекте «Сказки из маминого сундучка». Каждую сказку я лично отбираю. Участников бывает 200 человек, я всё читаю. Иногда история написана хорошо, но я вижу, что она неправильно построена. Пример приведу: у нас есть автор, который прекрасно пишет. Но в сборнике она совершила такую ошибку: решила, что её героиня должна уметь защищать себя. Девочка сорвала крапиву и пошла на огромного мальчишку старше себя, чтобы его побить и забрать своего медведя. Понимаете, какая опасность для ребёнка?

Мы потом с автором проговаривали: «Олеся, я понимаю, что ты хотела, чтобы девочка почувствовала в себе силу, чтобы она могла защитить себя, свои вещи, тем более, что медведь для неё – это друг. Но это в корне неправильно, потому что девочка маленькая. Представь, в жизни ты ребёнка так отправишь – этот бугай зарядит ей в глаз или как-то травмирует. К чему мы подводим ребёнка? Так не должно быть».

В итоге автор со мной согласилась. Сама идея сказки была интересная, и мы переписали текст. Сделали так, что девочка в начале действительно схватила крапиву и хотела побить мальчика, чтобы забрать медведя, но встретила кошку (помощника), и та ей сказала, что это опасно: мальчик старше, крупнее; неизвестно, что от него ждать, так как он хулиган. Кошка Маркиза ей посоветовала: «У тебя же есть папа с мамой. Если тебе нужна помощь (тут важно проговаривать), то ты всегда можешь прийти домой и рассказать о произошедшем».

Часто у детей проблемы из-за того, что они боятся прийти и попросить о помощи. Если говорить о буллинге, травле, то многие дети молчат, не рассказывают родителям, что их обижают. И в сказке мы отправили девочку за помощью домой к папе и маме. В итоге всё хорошо закончилось. Они даже с мальчиком подружились и сидели вместе с кошкой Маркизой на крылечке, читали книгу сказок. Тут важно не делать подобных ошибок, потому что в реальной жизни это может привести к какой-то трагедии.

– То есть если мама ищет какую-то сказку, она должна смотреть, кто автор, или обращаться к специалисту, чтобы сочинить под ребёнка конкретную историю?

– Да. Можно обращаться к нашим современным издательствам, которые стали выпускать книги с терапевтическими сказками. Например, вышла книга «Другая Альба» (издательство «Феникс»); написала её арт-терапевт, педагог-психолог Татьяна Григорьян. Книга с иллюстрациями, хорошо оформлена.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

Надеюсь, издательства всё-таки знают, у кого берут терапевтические сказки. «Клевер» выпускает классные книги. Елена Ульева сегодня очень популярна. Но она пишет совсем для малышей. Сейчас есть такая проблема: выпускают огромное количество сказок для совсем крох, а для возраста 5+ та же Ульева уже неинтересна. И эта ниша свободна, почему-то я мало нахожу книг. У нас как раз есть два жёлтых летних сборника «Сказки из маминого сундучка»: один идёт для малышей до 5 лет, а второй – с 5 до 8 включительно, то есть даже для младших школьников. Там есть терапевтические рассказы про безопасность, про уход с чужим человеком. Сказкотерапия она не только про страх, но и про безопасность может быть, про экологию тоже. Это сейчас очень актуально.

Вообще, у нас в серии есть синяя зимняя книга (два сборника). В этом году вышла вторая – «Новогодний мамин сундучок», две жёлтых летних книги по возрастам, этой весной выпускаем зелёную весеннюю книгу под брендом «КниГуля». Есть отдельная серия – арт-терапия детям «Магия цвета». Это терапевтические сказки плюс раскраски (2 в 1) для детей 6+.


Читайте также в нашем блоге: 

  • Лепим сказку
  • 5 отличных аудиосказок для мальчиков 5-7 лет
  • Сказка – ложь, да в ней намёк. И ненавязчивый урок

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

В Москве отметят День матери. Мероприятия в честь этого праздника подготовили городские парки, библиотеки, а также ВДНХ. Присоединиться к ним можно бесплатно, для посещения некоторых событий понадобится предварительная регистрация.

Поздравить своих близких и отметить всей семьей День матери приглашают столичные парки и библиотеки, а также ВДНХ. 27 и 28 ноября там проведут бесплатные исторические экскурсии, познавательные лекции, разнообразные викторины и мастер-классы. Всех желающих познакомят с историей праздника и расскажут о том, какими были мамы в разные времена.

Мероприятия запланированы в онлайн- и офлайн-формате. Для участия в них необходимо предварительно зарегистрироваться. При посещении культурных площадок нужно помнить о правилах безопасности — носить маски в помещениях и соблюдать социальную дистанцию.

Досуг для всей семьи в парках Москвы

Парки, подведомственные Департаменту культуры столицы, предлагают отметить День матери, приняв участие в интерактивных играх и мастер-классах. Они пройдут 28 ноября в онлайн- и офлайн-режиме.

О заботливых мамах животного мира расскажут в парке «Северное Тушино». Совместно с ГПБУ «Мосприрода» для детей подготовили интерактивную программу «Мамы у животных». Ребята узнают, как заботятся о потомстве представители дикой природы, увидят фотографии, иллюстрирующие нежные чувства детенышей и их мам, а также примут участие в увлекательной викторине. Занятие пройдет 28 ноября в 11:00 в павильоне «Клуб развития и творчества», который находится возле южного входа в парк (улица Свободы, владения 50–70). Чтобы принять в нем участие, необходимо предварительно зарегистрироваться. А в 13:00 юных посетителей ждут там на мастер-классе по скрапбукингу. Детям помогут сделать яркую поздравительную открытку ко Дню матери. Зарегистрироваться на занятие можно по ссылке.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Попробовать нарисовать портрет мамы с малышом можно на художественном мастер-классе парка «Красная Пресня». Он пройдет в онлайн-формате 28 ноября в 16:00. Художникам понадобятся разноцветные акварельные карандаши, кисти, ластик, плотная акварельная бумага и стаканчик с водой. Мастер-класс предназначен для детей старше шести лет. Занятие будут транслировать на официальной странице парка в соцсети «Инстаграм».

28 ноября Лианозовский парк опубликует видеоролик, в котором горожане делятся самыми приятными воспоминаниями из детства. Они рассказывают о песнях, которые пели мамы, сказках, которые им читали перед сном и семейных традициях, перешедших от родителей. Вечер ностальгии начнется в 17:00. Видео разместят на страницах парка в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм» и «Фейсбук».

Материнство в разные эпохи на ВДНХ

О том, какими мамами были русские царицы и императрицы, как женщинам-космонавтам удавалось совмещать работу и материнство, а также о том, кто вдохновлял скульпторов на создание женских образов для фонтанов и павильонов ВДНХ, можно узнать 27 и 28 ноября на ВДНХ. Для гостей подготовили разнообразную программу в честь Дня матери.

Познакомиться с историей выставочной скульптуры можно на тематических экскурсиях «Женские образы ВДНХ». Москвичам расскажут о фигурах, украшающих фонтан «Дружба народов», павильон № 18 «Республика Беларусь» и павильон № 58 «Земледелие». Посетители также узнают о советских актрисах, связанных с историей выставки. Экскурсия пройдет 28 ноября в 13:00 и 15:30. Принять в ней участие можно бесплатно, по предварительной регистрации. Экскурсовод будет ждать в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа на ВДНХ.

Жизни женщин-космонавтов посвятят экскурсию «Звездные женщины». Она пройдет 28 ноября в 13:00, 15:00 и 17:00 в центре «Космонавтика и авиация». Гости познакомятся с историей Валентины Терешковой, узнают о том, кто был первой сварщицей в открытом космосе, как устроены катапультируемые кресла и многое другое. Посещение бесплатное, нужно только пройти предварительную регистрацию.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

О том, как менялось отношение к роли женщины в жизни семьи и общества на протяжении веков, пойдет речь на экскурсии «Слово о Матери». Ее проведут 28 ноября в 15:00 и 18:00 в центре славянской письменности «Слово». Горожан познакомят с письменными источниками, рассказывающими о жизни женщин и материнстве в разные эпохи. Участие в экскурсиях бесплатное, но необходима регистрация. Для тех, кто не сможет посетить центр «Слово», запись экскурсии опубликуют на официальных страницах ВДНХ в соцсетях «Одноклассники» и «ВКонтакте».

Музей кукол тоже проведет экскурсии, посвященные выдающимся женщинам в отечественной истории. Они играли важную роль в политической жизни страны и при этом были хранительницами семьи и мамами. Лекторы расскажут о княгине Ольге, Софье Палеолог, женах Ивана Грозного, императрице Екатерине II и многих других. Для участия в экскурсиях необходимо приобрести билет в Музей кукол на ВДНХ, а также предварительно зарегистрироваться в его аккаунте в соцсети «Инстаграм». Экскурсии состоятся 27 и 28 ноября в 13:00 и 16:00.

Роль матери важна и почетна и в дикой природе. Узнать об этом больше приглашает эколого-просветительский центр «Пчеловодство». 27 ноября с 15:00 по 16:00 здесь проведут мастер-класс и викторину, посвященные жизни пчелиного улья. Участники узнают, как выглядят и какие функции выполняют королевы пчел, а также примут участие в небольшой викторине «Зоомамы и малыши». Мероприятие рассчитано на участников старше девяти лет. Посетить его можно бесплатно по предварительной регистрации по телефону: +7 495 966-09-22.

Незабываемые выходные для мам в библиотеках

Столичные библиотеки приглашают мам отдохнуть от домашних забот и провести время вместе с детьми в мире книг. Их ждут лекции, викторины, мастер-классы, познавательные игры и тренинги. Поучаствовать в них можно бесплатно по предварительной регистрации.

Весело отметить праздник всей семьей приглашает Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара (Ростовская набережная, дом 5). 27 ноября в 11:00 здесь начнется интерактивная программа «Выходной для мамы». Для юных и взрослых гостей приготовили разнообразные мероприятия, которые будут идти весь день.

В 11:00 мамы могут посетить встречу с журналистом, поваром и автором проекта «Домоводство 2.0» Викторией Боярской. Она поделится секретами ведения домашнего хозяйства. А в 12:30 гости познакомятся с «аромамамой» Анастасией Мамушкиной, которая расскажет о полезных свойствах ароматических масел. В 14:00 выступит невролог Ирина Куприенко. Она объяснит, как улучшить детский сон. Мамам также предлагают заняться творчеством. В 15:30 их ждут на занятии по рисованию в технике зенарт. Зарегистрироваться на мероприятия можно ссылке.

Развлекательную программу приготовили и для детей. В 11:00 им почитают книгу Михаила Яснова «Лучшие стихи и рассказы современных писателей для детей». В 12:30 все желающие создадут стенгазету про любимых мам, а в 14:30 — сыграют в веселые игры (бумажный футбол, испорченный телефон, ладошки, колечко, горячую картошку и другие). В 16:00 в библиотеке начнется детская дискотека. Зарегистрироваться на мероприятия можно здесь.

Узнать о том, как отмечают День матери в разных странах, предлагает 27 ноября библиотека № 191 (улица Обручева, дом 51). Детям расскажут, когда и где зародился этот праздник, какие традиции с ним связаны. Юные посетители также сделают сувенир для мамы и поучаствуют в веселой викторине. Зарегистрироваться можно по телефону: +7 (495) 331-59-33.

Терапевтические сказки при энурезе у детей

О том, как жили столичные мамы 100 лет назад, поговорят на онлайн-лекции 28 ноября. Ее организует Центральная городская детская библиотека имени А.П. Гайдара. Зрители выяснят, когда в Москве открылись первые родильные дома, как и чем кормили младенцев, существовали ли детские сады и можно ли было брать малышей с собой на работу. Лекция предназначена для слушателей старше 16 лет. Ее прочитает культуролог и экскурсовод Светлана Костина.

Создать цветочную композицию, сыграть в веселые игры и сходить на тренинг по укреплению отношений с детьми можно в библиотеке № 86 (Измайловский проезд, дом 18, корпус 2). Мероприятия пройдут 28 ноября в 15:00. Для мам с малышами старше четырех лет проведут мастер-класс «Фитокартины», во время которого можно будет сделать красивую картину из засушенных цветов. А на тренинге «Я с тобой» психолог Евгения Орленко объяснит, как правильно общаться и играть с детьми. А еще для гостей библиотеки организуют разнообразные подвижные игры и обустроят фотозону.

День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. Это государственный праздник, который был учрежден более 20 лет назад.

Источник: https://www.rlsnet.ru/tn_index_id_16396.htm 2021-04-22 12:41:16 Europe/Moscow
Описание лекарства основано на официальной инструкции,
подготовлено в 2005 году для электронного справочника препаратов «Регистр лекарственных средств России
РЛС ® Энциклопедия лекарств» (2006)
Дата обновления страницы 06.06.2005
Все формы выпуска, дозировки, регистрационные удостоверения, производители лекарства, характеристики препарата
Род деятельности
Врач
Фармацевтический специалист
Другое

Официальный сайт компании РЛС
® . Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента российского интернета. Справочник лекарственных препаратов Rlsnet.ru предоставляет пользователям доступ к инструкциям, ценам и описаниям лекарственных средств, БАДов, медицинских изделий, медицинских приборов и других товаров. Фармакологический справочник включает информацию о составе и форме выпуска, фармакологическом действии, показаниях к применению, противопоказаниях, побочных действиях, взаимодействии лекарств, способе применения лекарственных препаратов, фармацевтических компаниях. Лекарственный справочник содержит цены на лекарства и товары фармацевтического рынка в Москве и других городах России.

Запрещена передача, копирование, распространение информации без разрешения правообладателя.

При цитировании информационных материалов, опубликованных на страницах сайта www.rlsnet.ru, ссылка на источник информации обязательна.

Сервисы РЛС ® Аврора Информация о лекарствах для медицинских систем
в банках полимерных по 50 шт.; в пачке картонной 1 банка.
в ампулах по 2 мл; в пачке картонной 10 ампул в комплекте с ампульным ножом.
Внутрь , (во время или после еды) — 50–75 мг (по 25 мг в 2–3 приема), постепенно увеличивая дозу на 25–50 мг до получения желаемого антидепрессивного эффекта. Оптимальная терапевтическая доза — 150–200 мг/сут (максимальная часть дозы принимается на ночь). При тяжелых депрессиях, резистентных к терапии, дозу увеличивают до 300 мг и более — до максимально переносимой (максимальная доза для амбулаторных больных — 150 мг/сут). После получения стойкого антидепрессивного эффекта через 2–4 нед дозы постепенно и медленно снижают (в случае появления признаков депрессии необходимо назначение прежних доз).
У больных пожилого возраста при легких нарушениях (в амбулаторной практике) — 25–100 мг, в 2-3 приема или 1 раз в сутки (на ночь).
Детям старше 6 лет при энурезе — 12,5–25 мг перед сном (максимальная доза — 2,5 мг/кг).
Для профилактики мигрени, при хронических болях неврогенного характера ( в т.ч. длительных головных болях) — 12,5–100 мг/сут.
В/м или в/в (медленно) — 10–30 мг 4 раза в сутки с постепенным увеличением дозы (через 1–2 нед переходят на прием препарата внутрь). Максимальная суточная доза — 150 мг. Детям старше 12 лет и людям пожилого возраста следует вводить более низкие дозы с медленным их повышением.
При отсутствии улучшения состояния больного в течение 3–4 нед лечения следует пересмотреть тактику лечения.
Хранить в недоступном для детей месте.
Не применять по истечении срока годности, указанного на упаковке.
Регистрационные удостоверения Амитриптилин-ЛЭНС ®

© РЕГИСТР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РОССИИ ® РЛС ® , 2000-2021.
Не разрешается коммерческое использование материалов.
Материалы сайта предназначены исключительно для медицинских и фармацевтических работников и носят справочно-информационный характер.
Внимание!
Материалы сайта предназначены исключительно для медицинских и фармацевтических работников и носят справочно-информационный характер.
вспомогательные вещества: сахар молочный; крахмал кукурузный; МКЦ; аэросил; желатин пищевой; кальция стеарат
вспомогательные вещества: глюкоза; натрия хлорид; кислота хлористоводородная до pH 4,5–5,5; бензэтония хлорид; вода для инъекций

ТЕКСТ ДОКУМЕНТА

АННОТАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Главная
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин)

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!
Торговое название: Амитриптилин-ЛЭНС (Amitriptyline-LANS)
Международное название: Амитриптилин& (Amitriptyline)
Фармакологическая группа: антидепрессант
Фармакологическая группа по АТХ: N06AA09. Амитриптилин
Белый кристаллический порошок без запаха, хорошо растворим в воде.
Антидепрессивное средство (трициклический антидепрессант). Оказывает также некоторое анальгезирующее (центрального генеза), H2-гистаминоблокирующее и антисеротониновое действие, способствует устранению ночного недержания мочи и снижает аппетит.
Обладает сильным периферическим и центральным антихолинергическим действием, обусловленным высоким сродством к м-холинорецепторам; сильным седативным эффектом, связанным со сродством к H1-гистаминовым рецепторам, и альфа-адреноблокирующим действием. Обладает свойствами антиаритмического ЛС подгруппы Ia, подобно хинидину в терапевтических дозах замедляет желудочковую проводимость (при передозировке может вызывать тяжелую внутрижелудочковую блокаду).
Механизм антидепрессивного действия связан с увеличением концентрации норадреналина в синапсах и/или серотонина в ЦНС (снижение их обратного всасывания). Накопление этих нейромедиаторов происходит в результате ингибирования обратного их захвата мембранами пресинаптических нейронов. При длительном применении снижает функциональную активность бета-адренергических и серотониновых рецепторов головного мозга, нормализует адренергическую и серотонинергическую передачу, восстанавливает равновесие этих систем, нарушенное при депрессивных состояниях. При тревожно-депрессивных состояниях уменьшает тревогу, ажитацию и депрессивные проявления.
Механизм противоязвенного действия обусловлен способностью блокировать H2-гистаминовые рецепторы в париетальных клетках желудка, а также оказывать седативное и м-холиноблокирующее действие (при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки ослабляет боль, способствует ускорению заживления язвы).
Эффективность при ночном недержании мочи обусловлена, по-видимому, антихолинергической активностью, приводящей к повышению способности мочевого пузыря к растяжению, прямой бета-адренергической стимуляцией, активностью альфа-адренергических агонистов, сопровождающейся повышением тонуса сфинктера, и центральной блокадой захвата серотонина.
Оказывает центральное анальгезирующее действие, которое, как полагают, может быть связано с изменениями концентрации моноаминов в ЦНС, особенно серотонина, и влиянием на эндогенные опиоидные системы.
Механизм действия при нервной булимии неясен (может быть сходным с таковым при депрессии). Показан отчетливый эффект препарата при булимии у больных как без депрессии, так и при ее наличии, при этом снижение булимии может отмечаться без сопутствующего ослабления самой депрессии.
При проведении общей анестезии снижает АД и температуру тела. Не ингибирует МАО.
Антидепрессивное действие развивается в течение 2-3 нед после начала применения.
Абсорбция — высокая. Биодоступность амитриптилина при различных путях введения — 30-60%, его метаболита — нортриптилина — 46-70%. Связь с белками плазмы — 96%. Cmax — 0.04-0.16 мкг/мл. TCmax после приема внутрь — 2-7.7 ч. При равных концентрациях Cmax при приеме капсул ниже, что обусловливает меньший кардиотоксичный эффект. Объем распределения — 5-10 л/кг. Терапевтические концентрации в крови для амитриптилина — 50-250 нг/мл, для нортриптилина — 50-150 нг/мл.
Легко проходит (в т.ч. нортриптилин) через гистогематические барьеры, включая ГЭБ, плацентарный барьер, проникает в грудное молоко.
Метаболизируется в печени с участием ферментной системы CYP2C19, CYP2D6, обладает эффектом «первого прохождения» (путем деметилирования, гидроксилирования, N-окисления) с образованием активных метаболитов — нортриптилина, 10-гидрокси-амитриптилина — и неактивных метаболитов. Выводится почками (главным образом в виде метаболитов) — 80% за 2 нед и частично с каловыми массами. T1/2 амитриптилина — 10-26 ч, нортриптилина — 18-44 ч.
Депрессии (особенно с тревогой, ажитацией и нарушениями сна, в т.ч. в детском возрасте, эндогенная, инволюционная, реактивная, невротическая, лекарственная, при органических поражениях мозга, алкогольной абстиненции), шизофренические психозы, смешанные эмоциональные расстройства, нарушения поведения (активности и внимания), ночной энурез (за исключением больных с гипотонией мочевого пузыря), нервная булимия, хронический болевой синдром (хронические боли у онкологических больных, мигрень, ревматические заболевания, атипичные боли в области лица, постгерпетическая невралгия, посттравматическая невропатия, диабетическая или др. периферическая невропатия), головная боль, мигрень (профилактика), язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.
Гиперчувствительность, применение совместно с ингибиторами МАО и за 2 нед перед началом лечения, инфаркт миокарда (острый и подострый периоды), острая алкогольная интоксикация, острая интоксикация снотворными, анальгезирующими и психоактивными ЛС, закрытоугольная глаукома, тяжелые нарушения AV и внутрижелудочковой проводимости (блокада ножек пучка Гиса, AV блокада II ст.)
период лактации, детский возраст (до 6 лет — пероральные формы, до 12 лет при в/м и в/в введении).
Хронический алкоголизм, бронхиальная астма, маниакально-депрессивный психоз, угнетение костномозгового кроветворения, заболевания ССС (стенокардия, аритмия, блокады сердца, ХСН, инфаркт миокарда, артериальная гипертензия), инсульт, снижение моторной функции ЖКТ (риск возникновения паралитической кишечной непроходимости), внутриглазная гипертензия, печеночная и/или почечная недостаточность, тиреотоксикоз, гиперплазия предстательной железы, задержка мочи, гипотония мочевого пузыря, шизофрения (возможна активация психоза), эпилепсия, пожилой возраст.
Внутрь, не разжевывая, сразу после еды (для уменьшения раздражения слизистой оболочки желудка). Начальная доза взрослым — 25-50 мг на ночь, затем дозу увеличивают в течение 5-6 дней до 150-200 мг/сут в 3 приема (максимальная часть дозы принимается на ночь).
Если в течение 2 нед не наступило улучшение, суточную дозу увеличивают до 300 мг. При исчезновении признаков депрессии дозу уменьшают до 50-100 мг/сут и продолжают терапию не менее 3 мес.
В пожилом возрасте при легких нарушениях назначают в дозе 30-100 мг/сут (на ночь), после достижения терапевтического эффекта переходят на минимальные эффективные дозы — 25-50 мг/сут.
Для профилактики мигрени, при хронических болях неврогенного характера (в т.ч. длительных головных болях) — от 12.5-25 до 100 мг/сут (максимальная часть дозы принимается на ночь).
В/м или в/в (вводить медленно) в дозе 20-40 мг 4 раза в сутки, постепенно заменяя приемом внутрь. Длительность лечения — не более 6-8 мес.
ДЕТИ: При ночном энурезе у детей 6-10 лет — 10-20 мг/сут на ночь, 11-16 лет — 25-50 мг/сут.
Детям в качестве антидепрессанта: от 6 до 12 лет — 10-30 мг или 1-5 мг/кг/сут дробно, в подростковом возрасте — по 10 мг 3 раза в сутки (при необходимости до 100 мг/сут).
Антихолинергические эффекты: нечеткость зрения, паралич аккомодации, мидриаз, повышение внутриглазного давления (только у лиц с локальным анатомическим предрасположением — узким углом передней камеры), тахикардия, сухость во рту, спутанность сознания (делирий или галлюцинации), запоры, паралитическая кишечная непроходимость, затруднение мочеиспускания.
Со стороны нервной системы: сонливость, обморочные состояния, утомляемость, раздражительность, беспокойство, дезориентация, галлюцинации (особенно у пациентов пожилого возраста и у пациентов с болезнью Паркинсона), тревожность, возбуждение психомоторное, мания, гипомания, нарушение памяти, снижение способности к концентрации внимания, бессонница, «кошмарные» сновидения, астения; головная боль; дизартрия, тремор мелких мышц, особенно рук, кистей, головы и языка, периферическая невропатия (парестезии), миастения, миоклонус; атаксия, экстрапирамидный синдром, учащение и усиление эпилептических припадков; изменения на ЭЭГ.
Со стороны ССС: тахикардия, сердцебиение, головокружение, ортостатическая гипотензия, неспецифические изменения на ЭКГ, (интервала S-T или зубца Т) у пациентов, не страдающих заболеваниями сердца; аритмия, лабильность АД (снижение или повышение АД), нарушение внутрижелудочковой проводимости (расширение комплекса QRS, изменения интервала P-Q, блокада ножек пучка Гиса).
Со стороны пищеварительной системы: тошнота, редко — гепатит (включая нарушение функции печени и холестатическую желтуху), изжога, рвота, гастралгия, увеличение аппетита и массы тела или снижение аппетита и массы тела, стоматит, изменение вкуса, диарея, потемнение языка.
Со стороны эндокринной системы: увеличение в размерах (отек) тестикул, гинекомастия; увеличение размеров молочных желез, галакторея; снижение или повышение либидо, снижение потенции, гипо- или гипергликемия, гипонатриемия (снижение выработки вазопрессина), синдром неадекватной секреции АДГ.
Со стороны органов кроветворения: агранулоцитоз, лейкопения, тромбоцитопения, пурпура, эозинофилия.
Аллергические реакции: кожная сыпь, зуд кожи, крапивница, фотосенсибилизация, ангионевротический отек.
Прочие: выпадение волос, шум в ушах, отеки, гиперпирексия, увеличение лимфатических узлов, задержка мочи, поллакиурия.
Симптомы отмены: при внезапной отмене после длительного лечения — тошнота, рвота, диарея, головная боль, недомогание, нарушения сна, необычные сновидения, необычное возбуждение; при постепенной отмене после длительного лечения — раздражительность, двигательное беспокойство, нарушения сна, необычные сновидения.
Связь с приемом препарата не установлена: волчаночноподобный синдром (мигрирующий артрит, появление антинуклеарных антител и положительный ревматоидный фактор), нарушение функции печени, агевзия.
Местные реакции на в/в введение: тромбофлебит, лимфангит, чувство жжения, аллергические кожные реакции.
Симптомы. Со стороны ЦНС: сонливость, ступор, кома, атаксия, галлюцинации, беспокойство, психомоторное возбуждение, снижение способности к концентрации внимания, дезориентация, спутанность сознания, дизартрия, гиперрефлексия, ригидность мышц, хореоатетоз, эпилептический синдром.
Со стороны ССС: снижение АД, тахикардия, аритмия, нарушение внутрисердечной проводимости, характерные для интоксикации трициклическими антидепрессантами изменения ЭКГ (особенно QRS), шок, СН; в очень редких случаях — остановка сердца.
Прочие: угнетение дыхания, одышка, цианоз, рвота, гипертермия, мидриаз, повышенное потоотделение, олигурия или анурия.
Симптомы развиваются через 4 ч после передозировки, достигают максимума через 24 ч и длятся 4-6 сут. При подозрении на передозировку, особенно у детей, пациента следует госпитализировать.
Лечение: при пероральном приеме: промывание желудка, назначение активированного угля; симптоматическая и поддерживающая терапия; при тяжелых антихолинергических эффектах (снижении АД, аритмии, коме, миоклонических эпилептических припадках) — введение ингибиторов холинэстеразы (применение физостигмина не рекомендуется из-за повышенного риска возникновения судорог); поддержание АД и водно-электролитного баланса. Показаны контроль функций ССС (включая ЭКГ) в течение 5 дней (рецидив может наступить через 48 ч и позже), противосудорожная терапия, ИВЛ и др. реанимационные мероприятия. Гемодиализ и форсированный диурез неэффективны.
При совместном применении этанола и ЛС, угнетающих ЦНС (в т.ч. др. антидепрессантов, барбитуратов, бензадиазепинов и общих анестетиков), возможно значительное усиление угнетающего действия на ЦНС, угнетение дыхания и гипотензивный эффект.
Повышает чувствительность к напиткам, содержащим этанол.
Повышает антихолинергическое действие ЛС с антихолинергической активностью (например фенотиазинов, противопаркинсонических ЛС, амантадина, атропина, биперидена, антигистаминных ЛС), что увеличивает риск возникновения побочных эффектов (со стороны ЦНС, зрения, кишечника и мочевого пузыря).
При совместном применении с антигистаминными ЛС, клонидином — усиление угнетающего действия на ЦНС; с атропином — увеличивает риск возникновения паралитической кишечной непроходимости; с ЛС, вызывающими экстрапирамидные реакции, — увеличение тяжести и частоты экстрапирамидных эффектов.
При одновременном применении амитриптилина и непрямых антикоагулянтов (производных кумарина или индадиона) возможно повышение антикоагулянтной активности последних.
Амитриптилин может усиливать депрессию, вызванную ГКС.
При совместном применении с противосудорожными ЛС возможно усиление угнетающего действия на ЦНС, снижение порога судорожной активности (при использовании в высоких дозах) и снижение эффективности последних.
ЛС для лечения тиреотоксикоза повышают риск развития агранулоцитоза.
Снижает эффективность фенитоина и альфа-адреноблокаторов.
Ингибиторы микросомального окисления (циметидин) удлиняют T1/2, повышают риск развития токсических эффектов амитриптилина (может потребоваться снижение дозы на 20-30%), индукторы микросомальных ферментов печени (барбитураты, карбамазепин, фенитоин, никотин и пероральные контрацептивы) снижают концентрацию в плазме и уменьшают эффективность амитриптилина.
Флуоксетин и флувоксамин увеличивают концентрацию амитриптилина в плазме (может потребоваться снижение дозы амитриптилина на 50%).
При совместном применении с холиноблокаторами, фенотиазинами и бензодиазепинами — взаимное усиление седативного и центрального холиноблокирующего эффектов и повышение риска возникновения эпилептических припадков (снижение порога судорожной активности); фенотиазины, кроме того, могут повышать риск возникновения нейролептического злокачественного синдрома.
При одновременном применении амитриптилиина с клонидином, гуанетидином, бетанидином, резерпином и метилдопой — снижение гипотензивного эффекта последних; с кокаином — риск развития аритмий сердца.
Эстрогенсодержащие пероральные противозачаточные ЛС и эстрогены могут повышать биодоступность амитриптилина; антиаритмические ЛС (типа хинидина) усиливают риск развития нарушений ритма (возможно замедление метаболизма амитриптилина).
Совместное применение с дисульфирамом и др. ингибиторами ацетальдегидрогеназы провоцирует делирий.
Несовместим с ингибиторами МАО (возможны увеличение частоты периодов гиперпирексии, тяжелые судороги, гипертонические кризы и смерть пациента).
Пимозид и пробукол могут усиливать аритмии сердца, что проявляется в удлинении интервала Q-T на ЭКГ.
Усиливает действие на ССС эпинефрина, норэпинефрина, изопреналина, эфедрина и фенилэфрина (в т.ч. и тогда, когда эти ЛС входят в состав местных анестетиков) и повышает риск развития нарушений сердечного ритма, тахикардии, тяжелой артериальной гипертензии.
При совместном назначении с альфа-адреностимуляторами для интраназального введе
Алфлутоп Хондроитин
Аминалон Табл
Амелотекс Или Мелоксикам Что Лучше
Алпизарин Отзывы
Сок Алоэ Для Лица От Морщин
Амитриптилин-ЛЭНС® (Amitriptyline-LANS), инструкция …
Амитриптилин-ЛЭНС таблетки — официальная инструкция по …
Амитриптилин-ЛЭНС для инъекций — официальная инстру…
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) | ГАРАНТ
Амитриптилин-лэнс — инструкция по применению, цена на …
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) 0,025г N50 Цен…
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) 1% 2мл N10 Цен…
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) 0,025г N50 Цен…
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) 0,025г N50 Цен…
Амитриптилин-ЛЭНС (Амитриптилин) 0,025г N50 Цен…
Амитриптилин Лэнс

Возраст: 6-12 лет.
Направленность: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе.
Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»

Жила-была царевна Люба. У нее были родители, которых она очень любила и которые баловали и лелеяли ее, как только могли, с тех самых пор, как она появилась на свет. Люба росла девочкой умной, красивой и живой, однако, привыкнув, что весь мир, который ее окружает, создан только для нее и зависит от ее желаний, она привыкла никогда и к чему себя не принуждать. К счастью, Люба не была злой или жестокой. Она любила проводить дни в играх со своими друзьями — щенками, котятами, попугаями, канарейками и, конечно, с другими детьми — сыновьями и дочерьми придворных.

Когда Любе исполнилось шесть лет, ее родители решили, что пора ей приниматься за учебу, и пригласили Любе шесть профессоров — один должен был обучить царевну письму, другой — чтению, третий — арифметике, четвертый — французскому языку, пятый — рисованию, шестой — танцам. И хотя Люба очень любила рисовать и танцевать, учиться ей не понравилось вовсе. Все профессоры показались Любе злыми волшебниками, которые только притворяются добрыми, и она пожаловалась на них родителям. Те очень удивились, так как знали сами всех шестерых с детства и сами учились у них в Любином возрасте. Родители попытались объяснить царевне, что это только кажется, что профессоры очень даже добрые, просто они строги и требовательны к своим ученикам. Но это ведь справедливо, ведь ты — царевна, и чтобы получить по добающее образование, можно потерпеть и сухость, и строгость, и серьезность, и требовательность учителей.

Но Люба терпеть не собиралась. Учение давалось ей очень тяжело. У нее испортились характер, сон и аппетит. Вскоре дурное Любино настроение стало настоящей болезнью, она перестала заниматься и слегла. Родители не находили себе места. Люба целыми днями лежала в постели, не читала, не играла, даже в окно смотрела редко, и приговаривала, что если ее еще хоть разочек заставят поучиться — «я умру совсем». Родители были безутешны. Они, конечно, больше всего на свете хотели, чтобы Люба выздоровела и была счастлива. Но они также понимали, что Люба — еще царевна, и учиться ей рано или поздно ей придется.

Тут их окликнули: «Эй, безутешные родители!» Они отвлеклись от своей печальной беседы и взглянули в окно. Там стоял незнакомый им человеке бритой головой в оранжевых одеждах. «Вы хотите, чтобы ваша царевна-дочь захотела сама постигать учение и перестала болеть?» — «Да»,— ответили удивленные и смущенные родители, ведь незнакомец, видимо, подслушал их разговор, пускай даже и случайно.

— Я помогу вам. Пустите меня к девочке.

— Но она больна. К ней нельзя.

— Пустое это. Вы ведь хотите Любе счастья, а я знаю, что нужно делать.

Тут родители уж очень сильно удивились, потому что имени Любы они не говорили, это точно. Они решили, что этот незнакомец — какой-нибудь волшебник из далеких стран за морем, и дали свое согласие.

Три дня и три ночи провел незнакомец с бритой головой у постели Любы, а на четвертое утро вышел из комнаты вместе с нею. Родители радостно бросились к царевне, не переставая удивляться блеску ее глаз и здоровому румянцу. «Что вы с ней сделали, о великий волшебник?» — воскликнули пораженные родители. «Если бы это был секрет, мы не могли бы вам его открыть, но это не секрет, и Люба сама всем все расскажет, а у меня много дел, мне нужно идти»,— сказал Великий Учитель (а это, как вы догадались, был именно он), и, попрощавшись, удалился.

Как только он ушел, Люба сказала: «Я хочу учиться. Отдайте меня в ту же школу, что и всех остальных детей отдают. Хочу учиться вместе с ними. Хочу стать такой же мудрой, как этот человек!».— «Что он сказал тебе, Люба?»— спросили родители снова.

«Во-первых, он сказал, что учение — это большая трудность, отказываться от своих трудностей — это значит обременять ими тех, кто тебя любит, но это несправедливо.

Во-вторых, учение — это доблесть, не всякий может ее проявить, но ведь я — царевна Люба, и я могу. Доблесть — это качество сильных, а я хочу быть сильной, хотя это и трудно.

В-третьих, учение — это великая радость, и почему я должна от нее отказываться, если мне будет потом радостно и хорошо?

И в-четвертых, всякое учение ведет к мудрости, потому что, когда я вырасту, мне придется управлять нашим царством-государством».

Пораженные родители отдали Любу в общественную школу, и царевна стала ходить на уроки и выполнять домашние задания, как и все ученики, и делала большие успехи. А когда ей надоедало заниматься и хотелось все бросить и пойти побегать в саду со щенками, котятами и друзьями, она вспоминала слова Великого Учителя о том, что учение — это и трудность, и доблесть, и радость, и снова садилась за учебники.

Вопросы для обсуждения

Почему Любе не нравилось учиться? Может быть, есть еще причины, о которых не написано в сказке? Перечисли все, что сказал Любе Великий учитель. Подумай над каждой мыслью из четырех. Как ты себе ее понимаешь? Согласен ли ты с ней? Что бы ты сказал Любе на месте Великого учителя?

  • Терапевтические сказки для дошкольников 5 7 лет
  • Терапевтические сказки для детей 5 6 лет читать на ночь бесплатно
  • Терапевтические сказки для детей 6 7 читать как нельзя себя вести
  • Терапевтические сказки для детей 6 7 уверенность в себе слушать
  • Терапевтические сказки для детей 6 7 про школу