Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Изменено: 05.12.2021, 21:36 первый месяц осени подходит к концу, но родители по-прежнему продолжают переживать за привыкание ребенка к дошкольному учреждению.

Изменено: 05.12.2021,
21:36

Первый месяц осени подходит к концу, но родители по-прежнему продолжают переживать за привыкание ребенка к дошкольному учреждению. Родительское волнение понятно, ведь так сложно оставаться хладнокровным, когда твой кроха слезно просит не идти в сад. Но что делать тем, кто не желает засиживаться дома до совершеннолетия ребенка, а хочет реализовать себе не только в родительстве, но и в работе? Конечно, в этом вопросе могут помочь близкие родственники — бабушки с дедушками. Однако не всегда такое пребывание благоприятно сказывается на детях. Другое дело детский сад, который помогает ребенку узнать совершенно другой мир, где он научится коммуницировать со сверстниками и со взрослыми, а также получит возможность интеллектуально и физически развиваться.

Родители, столкнувшиеся с трудностями адаптации, не знают, как себя вести в такой ситуации, что предпринять и как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Pandaland решил внести ясность в этом вопросе и рассказать, в чем заключается адаптация в детском саду и как помочь ребенку привыкнуть к новому месту и детскому коллективу.

Адаптация ребенка к детском саду

Ребенок, впервые оказавшись в стенах детского сада, испытывает страх и стресс. Поставьте себя на место маленького человека. Вы два или три года, а может и больше, были рядом с родным человеком 24/7. Привычная обстановка, игрушки и распорядок дня резко сменились на большое количество детей, незнакомые стены и нового взрослого, которого нужно слушаться. Конечно, малыш будет чувствовать тревогу. Вспомните свое детство, когда вас мама просила постоять в очереди, пока она спустится в регистратуру больницы. Что вы чувствовали? Скорее всего, страх того, что родной человек вас оставила. Поэтому, все эти эмоции, в виде утренних слез, нормальное явление. Не нужно стрелять в него своим злым взглядом и нервничать попусту.

Чтобы привыкнуть к новым обстоятельствам ребенок должен пройти адаптацию.

Адаптация к детскому саду — привыкание к новой среде и условиям, а также способность подстроиться под них.

Из-за стресса адаптация ребенка в детском саду, вначале, может проявляться следующим образом:

  • Навыки развития, которые дошкольник, прекрасно выполнял забываются на время. Например, умение ходить на горшок, самостоятельно кушать, убирать за собой игрушки

  • Сбивается режим дня и пропадает аппетит

  • Дошкольник выглядит измученным

  • Появляются истерики и капризу по поводу и без

Однако нельзя равнять всех под одну гребенку. Каждый дошкольник индивидуален и если у одного могут быть трудности с адаптацией, то не обязательно другой ребенок тоже будет их испытывать.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Адаптация в детском саду: информация для родителей

Адаптация детей в детском саду у всех протекает по-разному. Условно дошкольники делятся на три группы:

  • Дети, у которых с первых дней возникают проблемы с привыканием

  • Малыши, которые испытывают трудности спустя две-три недели посещения детского сада

  • Воспитанники, которые быстро вливаются в дошкольную жизнь

Пугаться того, что ваш ребенок стал ходить по-маленькому в штаны или начал истерить в магазине из-за не купленного мороженного, не стоит. Детский организм приспосабливается к новой жизни, поэтому поведение дошкольника может измениться, но все это временно.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Кроме того, родителям полезно будет знать, что есть различные стадии адаптации:

  • Тяжелая

Как проявляется тяжелая степень привыкания к дошкольной организации:

  • Ребенку посещение детского сада не в радость, а в тягость.

  • Дошкольник отказывается от дневного сна. На ночной сон уходит с трудом, его могут мучить кошмары.

  • Во время приема пищи ковыряется в еде, ест с неохотой или вовсе отказывается от завтрака, обеда и ужина.

  • Воспитанник может быть эмоционально подавленным, закрываться в себе или же, наоборот, проявляет агрессивное поведение.

  • После того, как мама покинула поле его зрения, он может подолгу стоять или сидеть, смотря в одну точку.

  • Не хочет играть с другими детьми, не идет на контакт с воспитателем. Может кидаться игрушками, кричать, плакать и забиться в угол.

Воспитанник, которому тяжело дается адаптация, может привыкать к новой обстановке и условиям до двух месяцев. Нередки случаи, когда дошкольник вовсе не смог адаптироваться в садике.

  • Средняя

Адаптация ребенка средней степени длится около месяца или чуть больше. За это время новый воспитанник сада может посетить детский сад от силы неделю. Остальные три недели он будет на больничном. Из-за прерывистого посещения дошкольного учреждения по причине болезни затрудняется адаптация. Среднюю степень можно определить по следующим признакам:

  • Во время тихого часа воспитанник может лежать в кровати и не спать, то есть частичный отказ от дневного сна. Если ему удается сомкнуть глаза, то снов это сложно назвать, скорее дремотой.

  • Порции еды, которые положены в детском саду, дошкольник осиливает с трудом. Иногда отказывается от оного или сразу нескольких блюд.

  • Мальчик или девочка могут плакать и грустить. Его можно заинтересовать игрой или игрушкой, но ребенка будет отвлечен лишь несколько минут, а потом глаза опять будут на мокром месте.

  • Со своими сверстниками ему не особо интересно играть, он все время пребывания ждет, когда его заберет мама.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

  • Легкая

В этом случае адаптация длится меньше месяца (две-четыре недели). Поведение ребенка, испытывающего легкую степень адаптации, проявляется так:

  • Со сном проблем не возникает, как в дневное, так и в ночное время.

  • Аппетит отменный, все тарелки чистые. В домашней обстановке может заказывать определенные блюда на ужин.

  • Ребенка ничего не тяготит, он спокоен и уверен, что мама его заберет.

  • Не льет крокодильи слезы при прощании с мамой.

  • Легко находит общий язык со своими сверстниками за совместной игрой. Может обратиться к воспитательнице с просьбой о помощи. Например, снять кофту, когда жарко.

Однако даже при легкой степени, первое время у дошкольника может частично отсутствовать аппетит и сон.

Привыкание к саду

Трудности с привыканием делятся на несколько этапов:

  • Дезадаптация дошкольников. Как мы уже говорили ранее воспитанник на время забывает о давно достигнутых навыков. Малыш может сделать свои дела в штаны, хотя в последнее время всегда просился. Он постоянно скучает по маме, папе или бабушке с дедушкой, может быть плаксивым, не идти на контакт. Также в этот период ослабевает иммунитет. Ребенок часто бывает на больничных.

  • Адаптация дошкольников. Малыш понимает, что ему все равно придется ходить в детский сад и пора бы уже знакомиться с другими детьми и воспитателем. Начинает тянуться к сверстникам, принимает участие в совместных играх, но время от времени может нахлынуть тоска по дому и родителям. Привыкание только начинается, поэтому дошкольник может проявить бунтарство, встать в позу и отказаться выполнять просьбу педагога.

  • Полное погружение в дошкольную жизнь. Процесс привыкания пройден. Ребенок может оставаться в саду на целый день, спокойно прощается с мамой и папой, умеет коммуницировать со взрослыми и детьми.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Адаптация в детском саду 2-3 года

Многих мам и пап интересует возраст, с которого можно отдавать свое чадо в дошкольное учреждение. В последнее время спрос вырос на ясли-сады, поскольку мамы поскорее хотят быть в строю и выйти на работу. Однако специалисты считают, что ранее пребывание ребенка в детском саду не сулит ничем хорошим. Наследнику или наследнице, чей возраст полтора года, тяжелее будет даваться адаптация. В детсадовскую жизнь лучше погружать детей 2,5 — 3 лет. Детские педиатры рекомендуют мамам не спешить с дошкольным образованием и дождаться полных трех лет.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Для успешной адаптации существует несколько правил:

  • Знакомство с детсадовской жизнью. Заранее посетите с ребенком дошкольное учреждение, познакомьте с педагогическим составом, изучите территорию, группу, питание и распорядок дня.

  • Наследника или наследницу лучше отдавать в детсад летом или уже зимой, чтобы избежать сезонных заболеваний, которые обостряются в осенний период.

  • Медицинские обследования, анализы и вакцинацию следует пройти до поступления в сад.

  • Первое пребывание в детском саду должно быть на один-два часа. Не стоит оставлять ребенка в саду сразу на полный день.

  • Постепенно увеличивайте время его пребывания, согласовывайте все с педагогом.

  • Не успели отходить и недели, как уже на больничном. Работающие мамы и папы, конечно, будут от этого не в восторге, но лучше и вам взять на это время отгулы или тот же больничный и побыть с ребенком рядом.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

  • Заранее предупредите педагога если у вашего дошкольника имеются особенности развития или здоровья.

  • Когда будете забирать сына или дочку из сада поинтересуйтесь у воспитателя, как прошел день, как кушал, спал и играл ребенок.

Советы
  • Прежде чем отдавать малыша в детсад, нужно заранее его подготовить к новому этапу в жизни. Прогуливаясь возле дошкольного учреждения, рассматривайте вместе здание, детские площадки.

  • Можете посетить сад и посмотреть его изнутри, познакомиться с воспитателем.

  • Акцентируйте внимание на том, что вечером сад закрывается и мамы с папой обязательно забирают деток домой.

  • Расскажите о правилах поведения, огласите примерное меню и распорядок дня. Малышу нужно знать, как теперь будет проходить его детсадовские дни.

  • Контролируйте свое эмоциональное состояние. Дети, зачастую, чувствуют эмоциональное состояние родителей. Если вы сомневаетесь в своем решение по поводу посещения сада, переживаете за пребывание ребенка, то ребенок чувствует ваши вибрации.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

  • В домашней обстановке приучайте ребенка самостоятельно убирать игрушки, посуду, одеваться и обуваться. Не делайте все за него, научите быть самостоятельным.

  • Сын или дочь не должны сторониться взрослых и детей. Учите коммуникации на детских площадках или гостях.

  • Узнайте в детсаду, чем они кормят своих воспитанников, и приготовьте дома такие же блюда. Пусть малыш привыкает к детсадовской пище.

  • Не грубите и не огрызаясь с педагогами. Лучше найдите общий язык. Зачем вам наживать врагов, которые смотрят за вашими детьми?

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать​​​​​​​

  • Во время привыкания к саду у ребенка не должно быть стресса: развод, переезд, появление сестры или брата на свет.

  • Читайте терапевтические сказки, которые помогут ребенку адаптироваться в саду.

  • Если ребенку тяжело с вами расставаться, то не нужно сидеть в раздевалки или выглядывать из забора, смотря как он плачет.

  • Не подкупайте ребенка сладким или иными вкусняшками.

  • Предложите сыну или дочери взять с собой любимую игрушку

  • Обговорите время, в которое вы его/ее заберете

  • Придумайте свой ритуал и при прощании проведите его. Например, дай пять, крепкие объятия или произнести какую-то считалку.

Помните, что адаптация во многом зависит от вас и тех взаимоотношений, которые вы выстроили со своим ребенком.

Фото: unsplash.com

Адаптация- это привыкание организма к новой обстановке. Это тяжелое время для каждого ребенка. Это большая нагрузка для малыша, как физическая, так и психологическая. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, правилам поведения, характеру пищи, а самое главное с ним всегда рядом мама. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать. Не все дети принимают новую обстановку и незнакомых людей сразу и без проблем. Большинство реагируют на них плачем и капризами.

В процессе адаптации дети часто начинают болеть, это связанно с психическим напряжением, снижением иммунитета и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами. Часто у ребенка нарушается сон и аппетит. Утрачиваются приобретенные навыки, ребенок может перестать проситься на горшок, может затормозиться развитие речи, появиться грубость и упрямство.

Все эти изменения временные и являются естественной реакцией организма на новые условия жизни, поэтому родителям нужно набраться терпения и отнестись с пониманием.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет 2-3 недели.

Адаптацию ребенка к детскому саду можно разделить на три вида:

ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ. Ребенок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить свое внимание на чем-либо. Ребенок легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, может попросить о помощи. Настроение у него бодрое и спокойное, адекватно реагирует на замечание и одобрение. Умеет занять себя сам, а так же играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

  • АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и одобрения воспитателя реагирует адекватно.
  • ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
  • Чтобы облегчить ребенку процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка на 2 часа; а уже через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в детском саду- оставлять до обеда. Позже оставлять на дневной сон, а потом уже на полный день. Время пребывания в детском саду определяется индивидуально для каждого ребенка, на основании наблюдения воспитателями за ним. Поэтому родителям необходимо на первых порах дать воспитателям как можно больше информации о ребенке.
  • Родителям нужно заранее подготовить ребенка к посещению детского сада: гулять возле садика и рассказывать, что скоро и он его будет посещать, читать сказочные истории о посещении детского сада, играть в «садик» с игрушками.
  • Перестать самим волноваться! Спокойная мама- спокойный малыш! Ребенок чувствует неуверенность и беспокойство мамы и еще больше расстраивается.
  • Сформировывать у ребенка навыки самообслуживания. Это одевание(хотя бы в небольшом объеме), проситься в туалет, мыть руки, самостоятельно принимать пищу.

Создайте для ребенка дома режим дня (сон, игры,прогулки, прием пищи) соответствующий режиму детского сада.

  • Не перегружайте ребенка в период адаптации. Избегайте сильных как отрицательных, так и положительных впечатлений. У него в жизни и так сейчас много изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за сильной нервной перегрузки организма. Обнимите его, погладьте, помогите успокоиться или переключите на другой вид деятельности.
  • Обязательно говорите ребенку, что вы придете за ним, и обозначьте когда. Малышу легче знать, что вы придете после определенного события (после сна, после прогулки, после обеда), чем ждать вас каждую минуту. Старайтесь приходить в то время, в которое обещали.
  • Придумайте свой особенный ритуал прощания. Это может быть поцелуи, объятия, «волшебные слова», которые знаете только вы с малышом. Или найдите «прощальное» окошко. Если есть такое место,откуда он может выглянуть на улицу и посмотреть как вы машете ему рукой или посылаете воздушные поцелуи.

Пусть ребенка отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

ПОКАЗАТЕЛЯМИ ОКОНЧАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • Спокойное, веселое настроение ребенка при расставании с родителями в утренние часы.
  • Уравновешенное, бодрое настроение в течение дня, адекватное отношение к замечаниям и предложениям взрослых.
  • Бесконфликтные отношения со сверстниками, желание играть в совместные игры.
  • Хороший аппетит.
  • Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Будьте терпеливы, спокойны, проявляйте понимание и проницательность. И тогда детский сад превратится для ребенка в уютное, привычное место, где ему хорошо, спокойно и где ждут его друзья.

По достижении ребёнком определённого возраста родители сталкиваются с необходимостью отдать его в детский сад. Редко какие дети легко и быстро вливаются в новый коллектив. Чаще всего происходит длительное, а порой и болезненное привыкание к совершенно не знакомым условия и людям. Родители в это время нервничают, переживают и мучаются угрызениями совести, а не слишком ли рано они это сделали.

Как сделать так, чтобы адаптация в детском саду проходила сглажено, без серьёзных проблем и психологических травм для всех участников процесса?

Общая информация

Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально всё:

  • отсутствие близких людей рядом (особенно мамы);
  • необходимость соблюдать новый режим дня: есть — строго по часам, и уже не попросишь у мамы мишку Барни или ФрутоНяню, когда захочется;
  • наличие большого количества кричащих, шумных, дерущихся детей рядом, с которыми почему-то надо делиться игрушками и соблюдать их правила игры;
  • отсутствие того пласта внимания, которое ему уделялось раньше: ведь тётеньке воспитательнице нужно следить сразу за всеми;
  • новые правила, которые требуют неукоснительного выполнения: убрать за собой игрушки, помыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т. д.

Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнёт порог группы.

С миру по нитке. Великобритания. В английских детсадах разрешается приносить с собой домашнюю еду и не спать днём. А простуда, насморк и даже невысокая температура — не помеха для посещения.

Реакция

Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.

Физиологическая

Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:

  • нарушения сна;
  • уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
  • восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
  • обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
  • у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.

Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.

Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.

Психологическая

Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:

  • истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
  • плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
  • агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
  • апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
  • упрямство;
  • постоянно плохое настроение.

Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы + разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.

Социальная

Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:

  • отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
  • перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
  • обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
  • формирование комплексов, занижение самооценки;
  • уход в себя, появление аутических черт.

В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.

Когнитивная

В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:

  • регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
  • снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».

Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.

С миру по нитке. Испания. В испанских детсадах малышей принимают, начиная с 3 лет. В последнюю, старшую группу, должны ходить все, кому уже исполнилось 6 лет, так как это считается подготовительной обязательной ступенью к начальной школе. Если кто-то пропускает этот «нулевой» класс, родителей привлекают к ответственности.

Этапы

Родители должны понимать, что адаптация ребёнка к условиям детского сада — процесс неоднородный. Вышеперечисленные реакции будут постепенно утихать (при правильно организованной психологической помощи). Они не исчезнут в один момент, как по щелчку. Психологи выделяют три основных этапа.

I этап — острая фаза

Все вышеописанные реакции проявляются во всей красе. Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают.

Длится около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша).

Заканчивается обычно заболеванием (простудой).

II этап — умеренно острая фаза

Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии.

Продолжительность — 2-3 недели.

Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах.

III этап — компенсированная фаза

Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны.

Продолжительность — 2-3 недели.

Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в ДУ (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца.

С миру по нитке. Израиль. В бесплатных израильских детсадах время пребывания — лишь до обеда, а еду надо приносить с собой. За все выбранные дополнительные занятия (английский, лепка, танцы, музыка) родители выкладывают немаленькие суммы. Нет денег или нет желания нагружать всем этим малыша — он будет просто играть в группе.

Степени

Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.

Лёгкая степень адаптации

Привыкание длится примерно 3-4 недели.

Как проходит:

  • слёзы высыхают, как только заходит в группу;
  • без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
  • доверительно рассказывает, что произошло в садике;
  • играет вместе со всеми;
  • способен попросить о помощи;
  • выполняет основные требования взрослых;
  • истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
  • не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.

Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

Средняя

Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит:

  • часто болеет;
  • не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
  • отвлекается на игры и успокаивается;
  • может немного грустить в течение дня (недолго);
  • общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
  • неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
  • имеет избирательный круг друзей;
  • придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
  • может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
  • на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.

В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

Тяжёлая

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Как проходит:

  • при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
  • после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
  • не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
  • если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
  • отказывается есть и спать по расписанию;
  • не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.

Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.

С миру по нитке. Италия. В итальянских детсадах всё строго: чтобы забирать малыша позже положенного времени (после 17.30), родителям необходимо собрать множество справок в доказательство того, что они работают допоздна. А ещё им за это приходится доплачивать немаленькую сумму денег.

Что влияет на адаптацию ребёнка в детском саду

На степень и длительность привыкания оказывает влияние целый комплекс факторов.

Возраст

Все привыкли отдавать ребёнка в детский сад в 2-3 года. Кто-то умудряется и в 1,5 года, когда маме срочно надо выходить на работу. Однако заботливые и ответственные родители отлично понимают, что это — камень преткновения и предмет споров среди воспитателей, психологов и педиатров. Большинство специалистов считает, что именно от возраста зависит быстрота и лёгкость адаптации. Чаще всего называется 3-4 года, так как к этому времени ребёнок:

  • испытывает потребность в общении с ровесниками, неосознанно требует социализации;
  • после кризиса 3 лет становится более самостоятельным, слегка дистанцируется от родителей и уже не так к ним привязан, как в 2 года;
  • достаточно хорошо разговаривает, чтобы сформулировать свою просьбу, мысль, вопрос (это облегчает общение и взаимодействие);
  • понимает, что есть запреты, нарушать которые нельзя;
  • овладевает всеми необходимыми для детского сада навыками самообслуживания.

Чем младше ребёнок, тем тяжелее и дольше будет протекать адаптационный процесс, потому что:

  • у него ещё слабый иммунитет и неокрепшая нервная система;
  • слишком тесна связь с родителями, особенно — с мамой;
  • повышена потребность во внимании и заботе, которые не может дать один воспитатель, работающий в группе из 25 человек;
  • не все навыки полноценно освоены (кто-то не просится на горшок, другие не умеют орудовать ложкой, третьи вместо кофты надевает на руки штаны);
  • для некоторых ещё не закончен лактационный период;
  • ровесники воспринимаются как живые игрушки, а не как соратники по игре.

Поэтому специалисты настоятельно не рекомендуют отдавать в детский сад детей раннего возраста (до 3 лет).

Состояние здоровья

Детки с ослабленным здоровьем, букетом хронических заболеваний, имеющие физические дефекты или УО, намного тяжелее проходят адаптацию. Поэтому родителям необходимо как следует проработать данный вопрос с педиатром и штатной медсестрой в детском саду. Стоит задуматься, если ребёнок страдает:

  • слабым иммунитетом;
  • психическими расстройствами, эпилепсией, шизофренией, тяжёлыми неврозами;
  • туберкулёзом;
  • сахарным диабетом;
  • синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • врождёнными генетическими синдромами;
  • физическими недостатками, увечьями;
  • детским церебральным параличом;
  • серьёзными проблемами со слухом или зрением;
  • олигофренией и др.

Каждый из этих диагнозов затруднит адаптацию. Например, при слабом иммунитете ребёнок будет моментально подхватывать от других детей любую инфекцию. График посещения не даст выйти маме на работу: один день — в детском саду, две недели — дома. Эпилептический припадок или внешнее уродство напугает остальных, а ведь среди малышей есть те, кто отличается чувствительной, слабой нервной системой и мнительностью. Психотравма останется на всю жизнь. А сможет ли воспитатель своевременно проследить за приёмом лекарств при диабете и правильно отреагировать на резкий скачок сахара?

Все эти моменты крайне важны, так как затрагивают жизнь, здоровье и безопасность и болеющего ребёнка, и остальных деток в группе. А самое главное — они станут серьёзным препятствием для полноценной адаптации и спровоцируют затяжной стресс, постепенно перерастающий в глубокую депрессию.

Уровень развития

В детский сад в одну и ту же группу приходят дети с совершенно разным уровнем развития. Конечно, многое зависит от воспитателя, который в процессе занятий должен его хоть немного выровнять. Однако не стоит возлагать на него слишком большие надежды. Часто адаптация затягивается из-за того, что ребёнок либо ещё не готов к посещению такого учреждения, либо уже слишком «перерос» своих сверстников.

Ребёнок, с которым не занимались родители (или делали это крайне редко) или с диагнозом УО, не сможет освоить даже базовую программу для младшей группы. Недостаточно развитая моторика, рассеянное внимание, плохая память, низкий IQ мешают лепить, рисовать и делать поделки на уровне своих сверстников. Понимая это, видя результаты своих трудов, отличающиеся от того, что смастерили другие, кроха переживает, нервничает, злится. Естественно, всё это затягивает адаптацию (а иногда делает её вообще невозможной).

Ребёнок, который с года лепечет английские слова, с полутора лет читает и к 3 годам уже посещает бассейн и танцы, попадая в группу обычного среднестатистического садика, чувствует себя белой вороной. Занятия ему не интересны. Все сказки он знает наизусть. Прекрасно различает животных, цвета и геометрические фигуры. Рисует, как бог; грибочек из пластилина лепит лучше воспитателя. В первые 3-4 дня он может испытывать интерес к тому, что происходит вокруг, потому что видит новые лица, игрушки. Но затем ему становится скучно, и он категорически отказывается ходить в детский сад.

В связи с этим совет родителям: помните, что детское развитие должно соответствовать возрасту.

И другие факторы

Скорость и быстрота адаптации к детскому саду также зависят от:

  • профессионализма и личностных черт воспитателя;
  • уровня и технической оснащённости детского сада (согласитесь: когда не хватает игрушек и воспитателю нечем заинтересовать своих подопечных, это затягивает адаптационный процесс);
  • хорошей кухни;
  • социального паспорта группы (дети разных национальностей, социального статуса, уровня развития);
  • уровня социализации ребёнка;
  • черт характера и типа нервной системы;
  • его подготовки к детскому саду.

Родителям приходится учитывать все эти факторы, так как каждый из них отыгрывает свою роль.

С миру по нитке. Германия. В немецких детсадах нет занятий: здесь считают, что настоящее детство должно быть беззаботным, а всему необходимому обучат в школе. Зато максимально развивают коммуникативные навыки: учат сопереживанию, бесконфликтности и толерантности.

Возможные проблемы

Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.

Что нельзя игнорировать:

  • плохой аппетит, отказ от еды в детском саду;
  • частые больничные;
  • членовредительство: приступы агрессии, во время которых ребёнок кусается, царапается, дерётся;
  • социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных;
  • отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ёжика, а он нет;
  • кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным;
  • перенимание негативного поведения: начал неожиданно плеваться, говорить плохие слова;
  • жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.

В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.

С миру по нитке. Швеция. В шведских детсадах упор делается на физическом развитии. Воспитанники много времени проводят на свежем воздухе, даже спят иногда на улице, если погода позволяет. Физкультура и подвижные игры составляют основу занятий.

Что нужно уметь

Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  2. Пользоваться ложкой и вилкой.
  3. Проситься и ходить на горшок.
  4. Воспринимать разную пищу.
  5. Слушаться взрослых, знать об элементарных манерах поведения.
  6. Чётко и ясно выражать свои мысли.
  7. Общаться, участвовать в коллективных играх.
  8. Мыть руки перед едой и после прогулки.
  9. Убирать за собой игрушки.
  10. Отвыкнуть от соски.
  11. Уметь самостоятельно, без мамы, укачивания и убаюкивания засыпать.

Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода.

С миру по нитке. Финляндия. Перед тем, как отдать кроху в финский детсад (а здесь это возможно с 9 месяцев), семью посещает воспитатель. Она изучает привычки, узнаёт режим дня и… составляет и согласует с родителями индивидуальный план развития ребёнка.

Советы родителям

Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:

  1. Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
  2. Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
  3. Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
  4. Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.

Нельзя в подготовительный период:

  • убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;
  • поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);
  • оставлять одного в квартире;
  • показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.

Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:

  1. Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания, питание.
  2. Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.
  3. Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.
  4. Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка, класть в шкафчик сменное бельё.
  5. Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.
  6. Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.
  7. Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.
  8. Не посещать садик во время болезни.

На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:

  • создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
  • не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
  • уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
  • на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
  • усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;
  • никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;
  • избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;
  • никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
  • ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.

Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

  • достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;
  • благоприятный микроклимат;
  • индивидуальный подход;
  • психологическая готовность родителей;
  • тесный контакт воспитателя и родителей;
  • щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);
  • разрешение брать с собой любимую игрушку.

Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.

С миру по нитке. США. У каждого американского детсада есть своя узкая направленность — он музыкальный, художественный, спортивный и т. д. Занятия в нём напоминают старшие профильные классы в школе.

Специальные занятия

За 2-3 месяца до начала посещения детсада психологи рекомендуют читать детям специальные сказки на эту тему и устраивать соответствующие игры. Небольшая подборка поможет организовать занятия так, чтобы к «моменту икс» ребёнок не боялся оставаться без мамы и папы и понимал, зачем это нужно.

Сказки

  • «Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить».
  • «Жили-были в лесу разные звери».
  • «Как Марина в садик ходила».
  • «Сказка про Грустинку».
  • «Котёнок Кузька идёт в детский сад» и многие другие.

Подобных сказок можно найти огромное количество в Интернете или приобрести отдельный печатный сборник с красочными картинками. Все они повествуют о малышах или зверятах, которые только начинают ходить в детский сад и сталкиваются там с разными проблемами. Зайчик боится, что мама его больше никогда не заберёт домой. Слонёнок не любит днём спать. Марине скучно и т. д. Для каждой из ситуаций в конце сказки находится выход, который должен убедить ребёнка: ничего страшного в садике нет!

Игры

Основные задачи адаптационных игр:

  • создание благоприятной атмосферы;
  • снятие напряжения;
  • устранение страхов;
  • формирование уверенности в себе и своём окружении;
  • привитие коммуникативных навыков;
  • освоение новых правил поведения.

Пример простейшей игры для самых маленьких: «Иди ко мне!». Взрослый отходит от малыша на несколько шагов, раскрывает объятия и начинает приговаривать: «Иди ко мне, мой хороший, мой сладкий, мой зайчик, мой золотой!». Когда тот подходит, он его обнимает.

Хороводы, «Найди игрушку», «Шли-шли… Что такое мы нашли?», «Солнышко и дождик», «Вот Я какой!», «Кот и мыши», «Кукла хочет спать» — вот лишь небольшой перечень развивающе-адаптационных игр, которые ускорят привыкание к детскому саду.

О детском саде с ребёнком нужно разговаривать ежедневно. Не только рассказывать сказки, читать книжки и играть в игры соответствующей тематики. Во время прогулки можно проходить мимо того учреждения, в которое он пойдёт. Обратить его внимание на то, как дружно и весело ребята проводят время вместе, какая красивая у них площадка и добрая воспитательница. Это не только снизит уровень тревожности, но и создаст дополнительную мотивацию всё-таки покинуть уютное родительское гнёздышко и на полдня и даже больше уходить туда, где все чужие, но зато такие шумные и задорные.

С миру по нитке. Япония. В японских детсадах нет игрушек. Здесь к маленьким воспитанникам относятся как к взрослым: учат игре на музыкальных инструментах, этикету, шахматам.

Списки книг

Книги в помощь родителям о том, как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду:

  1. Быкова А. «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад».
  2. Гитанова Н. В., Тунина Е. Г. «Я иду в детский сад! От 0 до 3 лет».
  3. Громова О. «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации».
  4. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. «Ребёнок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ».
  5. Петрановская Л. «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка».

Детские книги, позволяющие быстрее привыкнуть к новым условиям детского сада:

  1. Карина Овсепян. «Я иду в детский сад».
  2. Люси Казенс. «Мыша в детском саду».
  3. Сара Нэш. «Самые нежные объятия в мире».
  4. Фелисити Брукс. «Маша и Миша идут в детский сад».
  5. Эмили Бомон. «В детском саду. Энциклопедия для детей».

Чтобы адаптация прошла быстро и как можно безболезненнее, к этому серьёзному шагу нужно подготовиться заранее. Детский сад должен стать для ребёнка вторым домом, а не местом, к которому он будет относиться с тихим ужасом при одном лишь упоминании о нём. И дело здесь не только в невнимательных и равнодушных воспитателях, драчливом Васе или невкусной каше. Многое зависит от того, как родители объяснят всё происходящее, какую позицию займут и будут ли вести кропотливую, но нужную работу, чтобы привыкание прошло без нервотрёпок и не затянулось на долгие месяцы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Психология

Подготовка ребенка к детскому саду + Схема плавной адаптации от психолога

8 августа 2021
55 356 просмотров


Нина Ливенцова, детский психолог

Нина Ливенцова, детский психолог

Психолог Нина Ливенцова рассказала, как адаптировать ребенка к детскому саду.

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться 2-3 летнему ребенку?

  1. Расставание с родителями на долгое время.
  2. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
  3. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
  4. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
  5. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать
Ребенок считывает ваши эмоции. Источник

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

  1. Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
  2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
  3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку.

  • Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «А в садике детки писают на горшок», «Купили тебе рубашку для садика»).

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать
Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом. Источник

  • Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
  • Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
  • Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
    Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.
  • Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик.
    Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).
  • Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком. Конечно, тут многое зависит от возраста. Если ребенку 1,5 года, то, скорее всего, многому научить не получится, и это с учетом возраста нормально. Но в 2,5-3 года всеми этими навыками ребенок уже должен владеть.

Примерная схема плавной адаптации

Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.

  1. Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.
  2. Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
  3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
  4. При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
  5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).
  6. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
  7. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
  8. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
  9. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать
Игрушка станет другом для ребенка в детском саду. Источник
Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

4) детский коллектив.

Это первая часть статьи об адаптации к детскому саду. Во второй части психолог Нина Ливенцова расскажет о самых распространенных ошибках родителей, признаках успешной и неуспешной адаптации, а также к чему нужно быть готовым, когда ребенок впервые идет в детский сад. Следите за публикациями в блоге!

Обложка поста: unsplash.com

  • Home /
  • Советы психолога: «В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?» /
  • Записи /
  • Родителям /
  • Советы психолога: «В детский сад – без слёз: что нужно знать родителям о периоде адаптации?»

22.11.2021

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

  • происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
  • ухудшается сон и аппетит;
  • ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
  • частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации

fTaBnnRvOjk

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

Читайте подробный материал с мнением экспертов на эту тему – Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога

Терапевтические сказки для адаптации к детскому саду читать

  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.

Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.

  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.

AA8dBaamIvg

  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.

В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.

  • Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
  • Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
  • Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

  1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
  2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
  3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
  5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
  6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
  8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

  • Терапевтические сказки для взрослых слушать
  • Терапевтическая сказка про капризы
  • Терапевтическая сказка для детей 6 7 лет дружба
  • Терабайт сокращенно как пишется
  • Терапевтическая сказка для детей 4 5 лет уверенность в себе