Терапевтические сказки что это

Надежда лустина детский психолог, сертифицированный арт-сказкотерапевт, автор курса воспитание сказкой, проектов детский мир без задир и сказки из маминого

Надежда Лустина – детский психолог, сертифицированный арт-сказкотерапевт, автор курса «Воспитание сказкой», проектов «Детский мир без задир» и «Сказки из маминого сундучка».


– Надежда, как давно Вы занимаетесь сказкотерапией?

– Последние четыре года. Пишу индивидуальные сказки по запросу клиентов. Чаще всего это различные фобии, страхи, проблемы с энурезом, тики, различные неврологические расстройства – всё то, что беспокоит ребёнка. Как правило, обращаются мамы детей 4-5 лет.


– Скажите, Вы помните тот момент, когда сочинили первую сказку?

– Конечно. Такое не забывается. Это история про Митрошу и Чёрного Крылана. Как раз сейчас мы готовим с иллюстратором книгу. История также недавно вышла в журнале, для которого я пишу, «Жизнь с ДЦП» – это довольно известное издание. Ещё я сотрудничаю с благотворительным фондом, где меня попросили написать для них какую-нибудь сказку. Но у меня трое ребятишек – писать особо времени нет. Я предложила историю про Митрошу, и они с удовольствием согласились.

Проблема была вот в чём: мальчик боялся темноты, хотя ему уже было 7 лет. Страх в этом возрасте должен был пройти, потому что обычно страхи идут с 3 до 6 лет, а тут ребёнку 7, как раз первый класс. И получилось так, что без светильника он не засыпал. Мама, конечно, переживала: вроде бы уже взросленький мальчик (на её взгляд, конечно), и нужно эту проблему решать. Она пыталась как-то воздействовать на него — уходить, говорить: «Ты же уже большой». В общем, не совсем правильные методы применяла, чтобы подружить сына с темнотой.

В итоге мама мудро поступила: обратилась всё-таки за помощью к психологу. Мы проработали этот страх, то есть я специально под мальчика написала сказку. Точнее, я писала не про него, а про Митрошу, но указала, что у героя есть старший брат, и они любят играть в футбол во дворе. Когда под ребёнка пишешь историю, очень важно взять что-то из его жизни, чтобы он себя не прямо узнавал, но тем не менее, когда мама ему будет читать, сказал: «О, мама, ничего себе! У него почти так же, как и у меня». Понимаете, тут тонкая грань: с одной стороны, чтобы он не узнал себя, а с другой – чтобы проникся дружественными чувствами к герою, сопереживал ему. Тогда он проживает сказку вместе с персонажем. И конец истории всегда хороший..

Терапевтические сказки что это

В сказке про Митрошу страх в конце был проработан. Герой боялся Чёрного Крылана, который поселился у него в шкафу. Сам мальчик, когда мы с ним беседовали, рассказывал про чудовище в шкафу. Я придумала Чёрного Крылана – это брат Темноты. Там целая художественная история. В конце мальчик узнаёт, что это вовсе не злодей, не страшный дракон, а просто маленький летающий мышонок, который тоже испугался, когда мальчик закричал. Мышонок пытался вылететь через форточку и травмировал крыло. С сестрой Темнотой они поругались, потому что мышонок хотел подружиться с мальчиком, а та была против. Поэтому он остался в нашем мире, так сказать, долго искал маленького человека, который бы его не боялся. И вот Звёздный Мишка помог главному герою познакомиться со своим страхом воочию. Мальчик протянул руку, Крылан – лапу, и в итоге они подружились. Всё закончилось благополучно.

– Здорово. Про сказкотерапию особенно много говорят последние лет пять. Русские народные сказки тоже имеют терапевтический эффект или это совсем другое?

– Если говорить про сказкотерапию, то в целом это более широкое понятие. Та же народная сказка имеет свой терапевтический эффект. Например, если брать терапевтические сказки в том направлении, в котором мы сейчас с Вами говорим, то их, конечно, можно применять с трёх лет. А если говорить про совсем малышей от двух лет, то для них будет терапевтической сказкой тот же «Колобок». Хотя «Колобок» – это больше образовательная история про смену дня и ночи. Например, «Волк и семеро козлят», «Алёнушка и братец Иванушка» – сказки, которые читают для малышей до трёх лет. Приведу ещё примеры народных сказок, которые подходят для сказкотерапии: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди».

Терапевтические сказки что это

– По каким возрастам делятся терапевтические сказки?

– Первая возрастная категория идёт с 3 до 5 лет. Там очень важно и правильно подобрать сказку. Для малышей (3-4 года) здорово подходят игрушки, животные, можно ещё брать маленьких человечков, как фиксики, гномики. До 5 лет сказки про животных и их взаимоотношения с людьми. С животными ассоциируют себя дети до 5 лет. Потом идут герои, волшебники, принцессы, принцы, солдаты. Дети любят именно волшебные терапевтические сказки. С 7 лет – сказки волшебные, сказки-притчи, бытовые и страшные сказки (обязательно с добрым и смешным концом).

В целом, сказкотерапия идёт до 11 лет. Сейчас школьники уже не очень воспринимают сказки. Дети пошли современные, они более основательно выбирают литературу, хотя сказкотерапия рассчитана до 13 лет. После считается категорией для взрослых. Там даже больше психокоррекционные истории идут.

Кстати, сказкотерапия делится: есть психокоррекционные сказки, которые направлены на исправление поведения ребёнка. Например, малыш дерётся или у него какая-то агрессия, то есть поведение, которое нам не нравится, которое мы бы хотели изменить. А психотерапевтическая сказка поднимает более серьёзные вопросы, например, страх смерти или страх выбора пути, когда ребёнок находится в подвешенном состоянии. Это уже для подростков подходит, когда ребёнок не знает, какой путь выбрать. Или даже про любовь какие-то вещи. Есть деление сказок на мужскую и женскую. Важен пол, для кого мы пишем. Например, мужская сказка – это «Царевна- лягушка», «Иван Царевич и Серый волк». Женская сказка – «Алёнушка и братец Иванушка».

– Может ли мама сама сочинить сказку?

– Сейчас это очень популярно. Я слежу в соцсетях за другими авторами и сама выступаю как издатель, веду проект «Сказки из маминого сундучка». У нас выходит уже шестая книга по сказкотерапии, где пишут замечательные истории психологи, педагоги и обычные мамы тоже. Но это всё должно быть под руководством психолога. Мама, конечно, может сама написать историю, но часто она не знает, как решить проблему ребёнка. Если мама проконсультируется с кем-то, почитает научные статьи, как правильно, например, преодолеть проблему энуреза (согласитесь, не каждая мама знает, как это верно сделать), то, возможно, она сможет написать хорошую сказку. У нас было такое. Единственное – тему смерти я прошу мам не брать, потому что тема очень серьёзная. Если здесь что-то неправильно написать, то можно навредить.

Терапевтические сказки что это

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Есть какая-то структура построения сказки?

– Алгоритм самой простой сказки, если сюжет не закручен, выглядит так:

  1. В первую очередь подбираем героя, близкого ребёнку по полу, возрасту и характеру. Имя и внешность должны быть другими. Сходство не очевидно.
  2. Описываем жизнь героя в выдуманном мире так, чтобы ребёнок нашёл схожесть со своей жизнью.
  3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную жизненную, и приписываем персонажу все переживания ребёнка.
  4. Начинаем поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого усугубляем ситуацию, приводим её к логическому завершению, что подтолкнёт героя к неминуемым изменениям. Он может познакомиться с другими персонажами, оказавшимися в таком же положении, посмотреть, как они выходят из ситуации, или может встретить мудрого помощника, который объяснит ему смысл происходящего, последствий и т.д. Задача помощника – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему новые модели поведения, и, если есть, найти позитивный смысл происходящего.
  5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на верный путь исправления.

– Помощник в сказке – это обязательный элемент?

– Смотрите, тут можно написать сказку-легенду. Например, когда мы писали летний сборник «Сказки из маминого сундучка», брали легенды, и помощника там не было. То есть терапевтическая сказка может быть, в принципе, без помощника, но чаще всего он присутствует. Если мы говорим про сказку, которую пишет психолог, то там как раз специалист и вводит себя в роли помощника. Он помогает ребёнку увидеть выход из ситуации, подталкивает его, подсказывает ему. Можно к народным сказкам обратиться. Например, история про Серого волка. Он выручает Ивана Царевича.

Терапевтические сказки что это

– Важна ли иллюстрация в сказке или упор делается на содержании?

– Конечно, здорово, если есть иллюстрация. Если это книга с терапевтическими сказками, то изображения должны быть. Когда я писала про Митрошу и Крылана, у меня не было возможности обратиться к иллюстратору. Это так же вопрос цены. Не каждый родитель может себе позволить отрисовать сказку для ребёнка. Последний раз я писала историю перед Новым годом для девочки, которая страдает от аутоагрессии: она называет себя плохими словами, бьёт себя по голове. Мама из Бразилии, имея финансовые возможности, попросила меня найти иллюстратора, потому что девочке уже 7 лет, она избалованна хорошими книгами и даже слушать не станет сказку без картинок. Я нашла иллюстратора, мы отрисовали сказку, и маму всё устроило. Тут от возможностей родителя зависит.

Первую книгу мы делали в сотрудничестве с российской программой «Травли NET» – это единственная антибуллинговая программа в нашей стране – делали сборник «Детский мир без задир». Он был без иллюстрации, но тем не менее отзывы положительные. Однако мамы часто пишут, что хотелось бы иллюстраций. Мы решили перевыпустить книгу. Я считаю, картинки важны для детей, и они должны быть качественными. Тут нужно тщательно подходить к выбору иллюстратора: что он отрисует и как – это важно.

– Скажите, сколько времени нужно уделять конкретной сказке?

– Расскажу на своём примере. Мой сын по ночам скрежетал зубами. Сказку про скрежет не найдёшь, хоть облазь весь Интернет. Важно нащупать проблему. Сложность у ребёнка была связана с нашим переездом за город. Стресс из-за новой обстановки так отразился на нервной системе сына. Я не говорила с ним вообще о переезде. Но когда прочитала ему сказку про переезд мальчика, сына это зацепило, он понял: это то, что ему нужно. Каждый день на протяжении недели он просил читать эту сказку. Я предлагала другие, но сын настаивал именно на этой. Это была не моя история, я её нашла в соцсети у другого психолога, и сказка действительно помогла.

Терапевтические сказки что это

Поэтому если ребёнок просит, то мы перечитываем. Если нет необходимости, то просто прочитали, сделали перерыв примерно на неделю, а потом предложили прочитать её ещё раз.

Сказкотерапию важно ещё чем-то подкреплять. К примеру, я вчера отправила женщине сказку (у её девочки боязнь темноты). Женщина сразу попросила у меня рекомендации, говорит, что одной сказки мало. Девочке 6 лет, ребёнок взрослый, и в действие одной лишь сказки мама уже не верит. Я предложила закрепить методом арт-терапии, то есть после прочтения нарисовать страх, чтобы это всё работало в комплексе. Кстати, сказку про Крылана мы тоже закрепляли: рисовали страх; после того, как мама прочитала историю, она купила сыну игрушку. Я прям попросила её найти игрушку похожую на Звёздного Мишку. Она ходила по магазинам, нашла мишку, подарила сыну, и он до сих пор с ним спит. Для него это помощник, который сидит рядом возле кровати и сторожит его сон. То есть комплексный подход работает лучше всего.

– Долго длится такая терапия: несколько дней или это продолжительный период?

– Если про боязнь темноты, то не факт, что ребёнок сразу скажет: «Ой, мам, всё, я не боюсь, выключай свет». Вначале он может попросить: «Мам, давай пока я засыпаю, свет будет гореть». Или мама говорит: «Ночник будет гореть, а ночью, когда ты уснёшь, я его выключу. Будет страшно – позовёшь, я его включу». В истории про Митрошу и Крылана у мальчика это заняло порядка недели. То есть они с мамой постепенно уходили в темноту. Сейчас ребёнок спит абсолютно без всяких ночников, светильников, не боится, не обкладывается подушками, как он это делал раньше. Он же вокруг себя сооружал крепость. И до тех пор, пока её не соорудит, мальчик не мог лечь спать: ему казалось, что злодей из шкафа выпрыгнет и сделает с ним что-то плохое. Сейчас он не боится, знает, что это был всего лишь летающий мышонок.

– В Интернете сейчас много сказок, но как понять, что история написана профессионалом, и, прочитав её, мы не навредим ребёнку?

– Меня, честно говоря, удивляет огромное количество представленных сказок. Считается, что писать должен педагог-психолог или педагог, то есть тот, кто проходил в университете хотя бы детскую психологию. Или психолог – человек с образованием, который непосредственно этим занимается, а именно арт-терапевт. Потому что сказкотерапия относится к арт-терапии. У меня сертификат арт-терапевта, и я дополнительно ещё изучала сказкотерапию. То есть просто так с бухты-барахты начать писать терапевтические сказки и выкладывать их в Интернет, я считаю, в корне неверно. Бывает, сами мамы пишут гневные отзывы в комментариях под сказками, в которых история абсолютна неправильно воздействует на ребёнка. То есть это не то, что сказка чему-то хорошему учит, благотворно воздействует на психику ребёнка, делает его спокойнее, добрее, более понимающим, а наоборот. Тут, конечно, нужно доверять профессионалам, то есть психологам, педагогам, педагогам-психологам.

Терапевтические сказки что это

Или как у нас в проекте «Сказки из маминого сундучка». Каждую сказку я лично отбираю. Участников бывает 200 человек, я всё читаю. Иногда история написана хорошо, но я вижу, что она неправильно построена. Пример приведу: у нас есть автор, который прекрасно пишет. Но в сборнике она совершила такую ошибку: решила, что её героиня должна уметь защищать себя. Девочка сорвала крапиву и пошла на огромного мальчишку старше себя, чтобы его побить и забрать своего медведя. Понимаете, какая опасность для ребёнка?

Мы потом с автором проговаривали: «Олеся, я понимаю, что ты хотела, чтобы девочка почувствовала в себе силу, чтобы она могла защитить себя, свои вещи, тем более, что медведь для неё – это друг. Но это в корне неправильно, потому что девочка маленькая. Представь, в жизни ты ребёнка так отправишь – этот бугай зарядит ей в глаз или как-то травмирует. К чему мы подводим ребёнка? Так не должно быть».

В итоге автор со мной согласилась. Сама идея сказки была интересная, и мы переписали текст. Сделали так, что девочка в начале действительно схватила крапиву и хотела побить мальчика, чтобы забрать медведя, но встретила кошку (помощника), и та ей сказала, что это опасно: мальчик старше, крупнее; неизвестно, что от него ждать, так как он хулиган. Кошка Маркиза ей посоветовала: «У тебя же есть папа с мамой. Если тебе нужна помощь (тут важно проговаривать), то ты всегда можешь прийти домой и рассказать о произошедшем».

Часто у детей проблемы из-за того, что они боятся прийти и попросить о помощи. Если говорить о буллинге, травле, то многие дети молчат, не рассказывают родителям, что их обижают. И в сказке мы отправили девочку за помощью домой к папе и маме. В итоге всё хорошо закончилось. Они даже с мальчиком подружились и сидели вместе с кошкой Маркизой на крылечке, читали книгу сказок. Тут важно не делать подобных ошибок, потому что в реальной жизни это может привести к какой-то трагедии.

– То есть если мама ищет какую-то сказку, она должна смотреть, кто автор, или обращаться к специалисту, чтобы сочинить под ребёнка конкретную историю?

– Да. Можно обращаться к нашим современным издательствам, которые стали выпускать книги с терапевтическими сказками. Например, вышла книга «Другая Альба» (издательство «Феникс»); написала её арт-терапевт, педагог-психолог Татьяна Григорьян. Книга с иллюстрациями, хорошо оформлена.

Терапевтические сказки что это

Надеюсь, издательства всё-таки знают, у кого берут терапевтические сказки. «Клевер» выпускает классные книги. Елена Ульева сегодня очень популярна. Но она пишет совсем для малышей. Сейчас есть такая проблема: выпускают огромное количество сказок для совсем крох, а для возраста 5+ та же Ульева уже неинтересна. И эта ниша свободна, почему-то я мало нахожу книг. У нас как раз есть два жёлтых летних сборника «Сказки из маминого сундучка»: один идёт для малышей до 5 лет, а второй – с 5 до 8 включительно, то есть даже для младших школьников. Там есть терапевтические рассказы про безопасность, про уход с чужим человеком. Сказкотерапия она не только про страх, но и про безопасность может быть, про экологию тоже. Это сейчас очень актуально.

Вообще, у нас в серии есть синяя зимняя книга (два сборника). В этом году вышла вторая – «Новогодний мамин сундучок», две жёлтых летних книги по возрастам, этой весной выпускаем зелёную весеннюю книгу под брендом «КниГуля». Есть отдельная серия – арт-терапия детям «Магия цвета». Это терапевтические сказки плюс раскраски (2 в 1) для детей 6+.


Читайте также в нашем блоге: 

  • Лепим сказку
  • 5 отличных аудиосказок для мальчиков 5-7 лет
  • Сказка – ложь, да в ней намёк. И ненавязчивый урок

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Сказка про то, как принц Артемий (или любое женское имя, если у вас девочка) научился проигрывать. 

В одном волшебном королевстве жил маленький принц и звали его Артемий (любое другое имя). Он жил в своем замке с мамой и папой. Как и все дети Артемий любил гулять, играть и смотреть мультики. Ох, все дети этого королевства обожали мультфильмы. Вот только если смотреть мультики у него получалось очень хорошо, то игры часто заканчивались ссорами и слезами нашего маленького принца. А знаешь почему? Потому что Артемий до ужаса не любил проигрывать. Представляешь, даже такие безобидные игры как крестики-нолики при проигрыше Артемия превращались в огромный конфликт между ним и его соперником. Хотя соперником и не назовешь друга, который согласился с тобой поиграть.

Когда Артемий выигрывал, он был счастлив, ему хотелось делиться со всеми этим счастьем, он радовался и даже подпрыгивал как маленький лягушонок. Но стоило только ему проиграть… Ох, начиналась настоящая буря.

Даже если он играл с родителями (королем и королевой), при проигрыше Артемий из милого и умного принца превращался в настоящую громко квакающую ЖАБУ! Его лицо становилось красным, глаза наполнялись слезами, а чувство несправедливости вырывалось из него таким бешеным криком, что все королевство вздрагивало.

Никому из придворных детей это не нравилось. Поэтому все меньше и меньше детей соглашались играть с Артемием, даже несмотря на то, что он принц. А со временем и вовсе все детишки королевства, да и взрослые перестали играть с принцем. И правда, кому понравится играть с таким другом? Тебе бы захотелось с ним поиграть?

(Дождитесь ответа ребенка)

Артемию было так плохо и грустно из-за этого. На самом деле он не хотел пугать своих друзей и ссориться с родителями, если они выигрывали у него в крестики-нолики, он просто не знал, как ему справиться с этим чувством, которое возникало у него внутри при проигрыше. Как думаешь, это приятное или неприятное чувство?

(Ответ ребенка)

Интересно тебе, что было дальше с нашим героем? Тогда слушай внимательно!

Раскрою тебе одну тайну (можно начать говорить громким шепотом): «Проигравший человек, может проиграть дважды». Сейчас я объясню как.

Когда Артемий проигрывал, он начинал кричать, плакать, в общем, вел себя явно не как принц, а как кто? Да как жаба какая-то. И выглядело со стороны это ужасно некрасиво. Да и сам Артемий где-то в глубине души понимал, что такое поведение не подобает принцу и это неправильно. Из-за того, что наш принц не мог достойно принять поражение, он проигрывал дважды. Потому что уже пол царства над ним смеялось. Никто не воспринимал его всерьез. А уж тем более никто не верил, что Артемий сможет стать настоящий королем. Который достойно будет править королевством.

Ого! Получается, что проиграть можно аж два раза, если после проигрыша вести себя как наш Артемий (перечислите как именно).

Интересно, а сильно бы изменилась жизнь Артемия, если бы он вел себя по-другому? Это мы узнаем с тобой, если дослушаем сказку до конца.

Так и жил наш маленький принц Артемий. Ему было очень грустно и плохо из-за того, что все королевство над ним смеялось. Он уже и сам стал бояться играть с придворными детьми, ведь мысль о том, что он проиграет, не давала ему покоя. Эх, бедный, бедный мальчик. Он просто не знал, что проигрывать не так уж и страшно. Главное то, как ты себя ведешь после проигрыша.

Ты же помнишь, что королевство это волшебное и здесь никого не оставляют в беде. Поэтому когда добрый волшебник Чак узнал о беде Артемия, то сразу же решил помочь ему.

Как-то вечером, перед тем как Артемий ложился спать, волшебник пришел к нему в комнату.

– Ой, кто здесь? – удивился принц, когда услышал скрип пола.

– Не пугайся Артемий, меня зовут добрый волшебник Чак. Я давно за тобой наблюдаю и заметил, что частенько ты бываешь грустный, а последнее время вообще не играешь с ребятами! – сказал волшебник

– Да как тут поиграешь? Я до ужаса не люблю проигрывать! И даже не знаю, что мне с этим делать, – пожаловался принц.

– Я хочу тебе помочь! Но для этого нужно изменить твое. Я подготовил для тебя волшебные мелки и бумагу. Нарисуй силу, которая тебе поможет не вести себя, как раньше (как жаба/клоун/…) при проигрыше.

– Я? Нарисовать? Ну я даже не знаю, что нарисовать, – удивился принц.

– А ты попробуй. Представь, что именно может тебе помочь вести себя достойно. Ты же знаешь, что когда проигрываешь, можно не проиграть? – уверенно сказал Чак.

– Проигрывая не проиграть? Это как? – Артемий стал внимательно слушать волшебника.

– Просто после проигрыша вести себя красиво! – сказал тот.

– Красиво? Это как? Мне же так обидно, я же так старался, играл, а тут бах и выигрываю не я! Это же несправедливо! Вот как вести себя достойно?

– Нарисуй силу, именно она тебе поможет вести себя красиво и научиться не проигрывать дважды.

Маленький принц начал творить…

Он так хотел измениться, что поверил в волшебную силу мелков. А ты же знаешь, как только мы во что-то реально поверим и захотим, то это у нас получится!

Так и у нашего принца все получилось!

{{read_more|Читайте також| 4607, 4148}}

В ту ночь он спал крепко-крепко! А рисунок лежал рядом на тумбочке.

Все в жизни Артемия изменилось после встречи с волшебником. Игры давались ему очень легко! Он часто выигрывал, его друзья и родные искренне радовались за него!

А знаешь почему? Потому что Артемий перестал плакать, кричать и злиться при проигрыше! Ему стало жить легче! Он научился вести себя достойно принцу!

ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, ребята даже перестали замечать, то когда он проигрывал! Он был так великодушен, что жал руку победителю и даже улыбался! Он был счастлив, ведь проигрывать можно красиво и достойно!!

Артемий вырос. Вырос он сильным, добрым, дружелюбным, а главное справедливым КОРОЛЕМ! Все жители королевства гордились, что у них такой умный и хороший король. В жизни Артемия было много побед, но бывали и поражения. Но ты ведь знаешь, как ДОСТОЙНО он их принимал.

Вопросы для обсуждения:

Каким был Артемий в начале сказки?
Почему с ним никто не хотел играть?
Что случилось потом?
Каким стал Артемий в конце сказки?
Нарисовать «волшебными» фломастерами/карандашами/мелками свою силу, которая будет помогать и поддерживать при проигрыше.

Джерело фото Depositphotos

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram 

РАССКАЗЫ И СКАЗКИ

О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

для детей дошкольного возраста

Весной на даче.

В начале мая, когда теплое весеннее солнышко уже немного пригрело землю, дедушка Вася со своим внуком Санькой отправился на дачу. Дом на даче хотя и старый, но очень теплый и уютный. В нем есть печка и камин. Саньке всегда нравилось вечерами сидеть у камина, и смотреть на огонь и слушать, как потрескивают поленья. А еще в доме есть чердак. Там хранятся разные вещи: старые игрушки, швейная машина, старинная масляная лампа. На дачном участке есть фруктовый сад, где растут яблони, сливы, груши и разные кустарники. А есть еще и огород. На нем дедушка вместе с бабушкой выращивают разные овощи. Дед Вася, как раз и взял Саньку с собой, чтобы вместе перекопать грядки и посеять разные семена.

 С раннего утра принимались они за работу. Дедушка перекапывал и удобрял почву. Санька делал на грядках бороздки и проливал их водой. «Земля должна быть мягкой, как пух. Семена это любят,» — любил говорить дед.

   Они посеяли семена моркови, свеклы, редиса, петрушки и укропа. Посадили томаты, огурцы, перцы, капусту, лук. «То-то будет урожай!» — радовался дед Вася.

— Дедуля, а урожай мы соберем только осенью? – поинтересовался Санька, когда они с дедом седели во дворе на лавочке.

 — Нет. Зелень, огурцы, томаты, перец, лук мы будем собирать все лето. Будем из них делать витаминные салаты.

— Витаминные? Почему они так называются?

— Эти овощи летом мы едим свежими, а в них много витаминов А, В,С,Д, а если делаем из них салат, то, добавляем растительное масло с витамином Е. Вот и получается – витаминный салат.

— Здорово! Дедуля, а морковка, а капуста? – не успокаивался внук.

— Капуста созревает в разное время: ранняя – летом, поздняя – осенью. Капусту нужно обязательно кушать, так как в ней много полезных витаминов, а особенно много аскорбиновой кислоты. Морковь собирают в конце лета, но некоторые сорта созревают раньше и их едят в начале лета.

 — Я люблю грызть морковку. Мама говорит, что это очень полезно для зубов. А еще, если будешь есть морковку или пить морковный сок, то вырастишь большим и сильным, — со знанием дела произнес Санька.

— Твоя мама совершенно права, — подтвердил дед. – А сейчас пойдем, н6ас ждет бабушка, она уже накрыла на стол.

  Они пошли в дом. Там на столе уже дымилась вареная картошка, на тарелках лежали малосольные огурчики и хрустящая квашеная капуста, краснели томаты в собственном соку. Бабушка положила Саньке вареной картошки и посыпала ее свежей зеленью – петрушкой и укропом.

— Бабуля, а откуда ты взяла укроп и петрушку, ведь на огороде они еще не выросли? – удивился Санька.

— Я вырастила их на подоконнике, — ответила бабуля.

— Если честно, я не очень люблю укроп с петрушкой, — тихо произнес внук.

— Что ты, их надо обязательно кушать, потому что они возбуждают аппетит и улучшают пищеварение, — объяснил дед Вася.

  Санька, бабушка и дедушка сидели за столом, кушали все, что приготовила бабуля и радовались, что все овощи с огорода.

  И пускай они консервированные, пройдет совсем немного времени и на столе появиться свежие томаты, молодые огурчики, лук, морковка и зеленый горошек.

День рождения

— Совсем скоро придут гости. «Пора ставить на стол угощения», — сказала мама.

Санька побежал на кухню и стал помогать ставить на стол салаты, закуски, различные соки и хлеб. Но вот раздался долгожданный звонок.

— Ура! Это мои гости пришли! – закричал Санька и побежал открывать дверь.

На пороге стояли нарядно одетые друзья Саньки. Ребята прошли в квартиру и поздравили своего товарища с Днем рождения. Санька был счастлив! Еще бы, ведь Петя подарил ему гоночную машину с пультом управления, Игорек со своим братиком Юрой – видеокассету, о которой он мечтал, и конструктор, а соседская девочка Леночка подарила энциклопедию про самолеты. Санька поблагодарил всех за подарки и пригласил гостей за стол.

Ребята ели сначала салаты, потом суп, затем мясо с овощным гарниром. После этого в комнате погасили свет, и мама внесла очень красивый торт с шестью свечками. Санька загадал самое заветное желание и погасил свечки. Ребята кушали торт, пили чай и разговаривали.

— Вот было бы здорово кушать только торт вместо салатов и мяча! – мечтательно произнес Санька.

— Нет, Саша, — возразила мама. – Обед должен стоять из четырех блюд. Закуска и салаты подготавливают наш организм к процессу пищеварения. Суп и второе блюдо обеспечивают нас необходимым количеством питательных веществ. Соки, компоты или чай поддерживают нужное количество жидкости в нашем организме. А торт – это десерт. В нем очень много сахара, а сахар в таких количествах не всегда полезен для нас. Поэтому торты можно кушать, но понемногу и изредка.

После застолья ребята играли в разные интересные игры, а те, кто выиграл – получили разные призы. Все были довольны. День рождения удался на славу!

Интересный разговор

В один из жарких июльских дней Санька со своими друзьями Петей, Игорьком и Юрой играли во дворе в футбол. Игра была очень интересной! Если бы в воротах стоял Санька, то, конечно же, он не пропустил бы ни одного мяча. Но в ворота поставили Юру, младшего брата Игорька, который, иногда зазевавшись, пропускал мячи. Но все равно, матч получился замечательный!

Ребята набегались, устали и пошли к Саньке домой, чтобы попить воды. У всех пересохло во рту, мучила жажда.

— Сейчас откроем кран с холодной водой и напьемся! — мечтал Санька.

— Что ты, — возразил ему Петя. — разве ты не знаешь, что можно пить только кипяченую воду?

— А почему? — поинтересовался маленький Юра.

— В сырой воде очень много микробов. Если они попадут к тебе в организм, то ты заболеешь, — объяснил Юре старший брат Игорек.

Придя к Саше домой, ребята попили кипяченой воды и присели отдохнуть. В это время с работы пришла Сашина мама.

— Ребята, не хотите попить сок? — предложила мама.

— Нет, мы уже выпили по целому стакану воды, — дружно ответили друзья.

— А вы знаете, сколько жидкости надо человеку выпивать в день? — спросила мама.

— Нет.

— Целых два литра! Но это не только вода или соки. Во всех продуктах и блюдах есть жидкость. Но особенно много жидкости в овощах и фруктах, — разъяснила мама.

— Интересно, а без воды человек может жить? — задал вопрос Юра.

— Без воды человек может прожить всего несколько дней, а без пищи — несколько недель, —  разъяснила Санькина мама.

— А я очень люблю клюквенный морс. Он утоляет жажду. А если у тебя температура, то морс снижает ее, — рассказал Петя.

— А я люблю пить соки, особенно яблочный и апельсиновый, — сказал Игорек.

— А я, например, очень-очень люблю молоко. Я могу пить его и утром, и днем, и вечером.

За разговором друзья отдохнули и снова пошли на улицу играть в волейбол. Все-таки замечательное это время года — лето!

Волшебный шоколад

День был ясный-  ясный, а котенок Персик хмурый-хмурый. Он еще вчера потерялся и никак не мог найти дорогу домой. Персик ничего не ел со вчерашнего дня. В животе у него что-то урчало, переливалось и булькало. В это время к Персику подлетела Мудрая Сова. Еще высоко в небе она заметила, что маленький котенок как- то странно себя ведет.

—  Что случилось с тобой, —  спросила Сова, приземлившись на ветку старого сухого дерева.

—  Тетушка Мудрая Сова, я потерялся, — жалобно промяукал котенок, — Вчера я заигрался с сухим листочком, который летел низко над землей и шуршал. Я убежал слишком далеко от моей мамы Кошки. Весь вечер и всю ночь я пытался найти дорогу домой, но ничего у меня не вышло.

— Не печалься, Котенок, — пожалела его Мудрая Сова. Я помогу тебе, Я буду лететь по небу, а ты будешь бежать по земле.

— Спасибо тебе, Сова! Но от голода у меня совсем нет сил. Как же я побегу за тобой? — захныкал Котенок.

Да, незадача! — согласилась Сова, покачав головой. Еды то поблизости нет.

Но тут она вспомнила, что у нее между перьями спрятан маленький кусочек темного шоколада. Сова протянула уставшему Котенку лакомства:

— На, съешь этот кусочек шоколада! Он поможет тебе утолить чувство голода и придаст тебе силы, что бы смог добраться до дома.

Котенок с большим удовольствием съел лакомство. Через некоторое время у него перестало урчать в животе, и котенок ощутил в себе силы бежать домой по дороге, которая укажет Мудрая Сова.

    Совсем скоро Персик оказался в объятиях мамы. Он долго благодарил Сову за то, что та выручила его из беды.

— Знаешь, мама, Мудрая Сова угостила меня волшебным шоколадом. Благодаря ему я смог добраться до дома.

— Ух, ух, ух! Рассмеялась Сова. – Вовсе это не волшебный шоколад, а самый обыкновенный. Просто шоколад очень быстро усваивается организмом, утоляет чувство голода и придает силы. Если бы у меня с собой были орехи, мед или мороженое, то они помогли бы тебе так же, как шоколад.

Еще долго кружила в небе Мудрая Сова, еще долго слушала она счастливое мурлыканье Мамы Кошки и Персика.

Поросеночек Пончик.

Шел как-то утром поросенок Пончик через лесную опушку. Увидел он пенек, сел на него и начал зевать. Недалеко стояло раскидистое дерево с большим дуплом. В этом дупле жила Мудрая Сова. Увидела она зевающего поросенка и говорит:

— Пончик, что это ты зеваешь? Ты что, ночью не спал?

— Как не спать, спал. Да вот только плохо: всю ночь крутился, вертелся, сны плохие видел.

— Так, все ясно, — ответила сова.

— Что тебе ясно, — не понял Персик.

— А то, что наверняка вчера перед сном ты очень и даже очень плотно поужинал. Верно?

— Верно, — сознался Пончик. – Я съел много, много овощей, желудей, конфет. А еще я съел тортик, но он был совсем маленький.

— А знаешь ли ты, дорогой мой поросенок, что ужин – это последняя еда перед сном. Он должен быть легким. Организм должен ночью отдыхать. А твой желудок вместо этого переваривает пищу. Запомни, Пончик, на ужин надо есть только легкую пищу.

— А легкая – это какая? – поинтересовался поросенок.

— Это запеканки, творог, простокваша, омлет, кефир, фрукты.

— Теперь мне все понятно. Спасибо тебе, Мудрая Сова! Поросенок собрался идти дальше, но сова остановила его.

— Чуть не забыла, Пончик! Запомни еще одно правило: ужинать надо за два часа до сна. Ты запомнил?

— Да! Еще раз спасибо тебе и до свидания!

Поросенок отправился дальше в лес, раздумывая над словами совы.

Молоко, Йогурт и Кефир.

В молочном магазине на соседних полках стояли разные продукты: молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди с большим удовольствием покупали эти молочные продукты, складывали их в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что они страсть как не любили тепло и жару. Им от тёплого воздуха плохо становилось, и они скисали. А в холоде им было хорошо, даже очень хорошо.

Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе в холодильнике, охлаждаются.

Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:

— Ну — ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, Королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.

— Что это ты молоко загордилось? Объясни — ка нам! — попросил Кефир.

— А что объяснять — то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.

— Подумаешь, легко усваивается! — возразил Йогурт. — Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато во мне живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!

— Ты что, Йогурт, думаешь один такой борец с возбудителями? Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! — не успокаивался Кефир.

— А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! — гордо произнес Йогурт. Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось

Молоко:

— Как бы там ни было, все равно, я, молоко, являюсь основой и для тебя, йогурт, и для тебя, кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сметаны, а сметана получается из молока.

— Да, тут уж не поспоришь! действительно ты, молоко — Король всех молочных продуктов, — сказали Йогурт и Кефир.

Выслушав все это, Молоко подобрело и сказало:

— Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, а вы мне теперь действительно, как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!

Так и стояли они рядом: Молоко, Йогурт и Кефир, пока не пришла хозяйка и не вынула их из холодильника.

Две мышки

Случилось это в полдень, когда все лесные звери спрятались от жары: кто в холодную норку забрался, кто в кустарнике густом схоронился. А двух мышек-подружек жара застала как раз в то время, когда они бежали через деревенский огород. Спрятались они под огуречным листом, отдышались и стали оглядываться: пить хочется, есть хочется. Смотрят, висит молодой огурчик, зеленый с пупырышками. Стали мышки его грызть. Огурчик хрустит, а мышки радуются.

— Какой замечательный огурчик! – сказала первая Мышь.

— Да, — подтвердила вторая, — наелись и жажду утолили. В огурце много жидкости.

— А я вообще все овощи люблю: и капусту, и картошку, а особенно морковку, потому что она сладкая, вкусная и полезная. Мне мама рассказывала, что если будешь есть морковь и пить морковный сок, то быстрее вырастишь и будешь сильным и здоровым.

— Я тоже люблю все овощи, — согласилась вторая Мышь. – Вот только не нравятся мне лук и чеснок. Посмотри вон на те грядки. Мой нос даже отсюда чувствует, что они там растут.

— Да, эти овощи имеют необычный запах. Но зато они очень полезные. В них содержится так много полезных, я даже сказала бы лечебных веществ. Если ты будешь каждый день по чуть-чуть есть чеснок или лук, то никогда не будешь болеть.

— А если это случится, то тебе снова помогут эти овощи. Их надо мелко порезать и подышать испарениями, которые идут от них. Через нос к тебе в организм попадут вещества, которые помогут излечиться от насморка. А если ты поешь чеснок или лук, то вредные микробы погибнут и болезнь отступит, — объяснила первая Мышка второй.

— Здорово! «Теперь я буду кушать лук и чеснок, чтобы на болеть», — сказала вторая Мышка.

Солнце уже перестало так припекать и наши подружки, отдохнувшие и довольные, отправились дальше в путь.

Спорщицы

Однажды стоящая на столе сахарница услышала странные звуки, доносившиеся с плиты, на которой стояли кастрюли:

— Пьих -пых! — говорила одна кастрюля.

— Пых-пых-пых, — отвечала ей другая.

Сахарница прислушалась. И вот что она услышала:

— Я самая вкусная и полезная каша, — пропыхтела гречневая каша.

— Нет, нет! Самая вкусная и полезная я, — возражала ей овсяная каша.

— Меня можно варить на воде и на молоке. А если добавить сахар, то я стану еще вкуснее, — не успокаивалась гречневая.

— Подумаешь, — отвечала овсяная каша. — Зато если в меня добавить не только сахар, но и варенье или изюм, то я стану еще более полезной и вкусной!

— Зато я наиболее полезная каша, — не успокаивалась гречка. — Во мне больше всего полезных веществ, нужных для здоровья каждого человека.

— Во мне тоже есть полезные вещества и много витаминов, которые помогают детям расти здоровыми и сильными, — отвечала овсяная каша.

— А если в меня добавить сливочное масло, то я становлюсь во много раз вкуснее!

— Ну и что! Я тоже становлюсь от масла вкуснее. Зато у меня два имени: Овсяная и Геркулесовая, — хвасталась Овсянка.

Этот спор продолжался бы еще долго, если бы не вмешался Чайник — всей посуды начальник.

— Я так скажу, — произнес Чайник, — любая каша — это полезная еда, которая поможет стать человеку здоровым и сильным. В кашах много витаминов и разных веществ, которые необходимы всем людям, а особенно детям. Если в кашу добавить ягоды, варенье, изюм или орешки, то она станет еще вкуснее и полезнее. На свете существует много разных каш: рисовая, перловая…

— Манная и кукурузная, — подхватила Сахарница.

— Верно, верно! Все они являются полезными продуктами, — сказал Чайник.

Каши успокоились и перестали спорить. Вскоре пришла хозяйка и выключила под кастрюлями огонь.

Кошка в гостях у Свиньи

Однажды пригласила Свинья свою соседку Кошку на обед. Накрыла она стол, красивую скатерть постелила, еды всякой поставила: тут и мороженое, тут и пирожное, и конфеты всякие: «Марсы» со «Сникерсами», чипсы и газировка «Кока-кола». Сидит Свинья за столом, Кошку поджидает.

Пришла Кошка, поздоровалась, посмотрела на стол и говорит:

— Дорогая Свинья! Ты собираешься все это кушать?

— Да, хрю-хрю. А что? – не поняла Свинья.

— Как что? – удивилась Кошка. – Ведь это вредные для организма продукты. Если ты будешь их кушать, то у тебя будет болеть живот. Мало того, у тебя разболятся зубы и тебе их придется лечить. Может быть даже их придется вырывать. А еще твое тело может покрыться прыщами. Такое очень часто случается у тех, кто много и часто ест конфеты.

— А что же делать? – спросила испуганная Свинья. – Мы останемся голодными, а эти продукты испортятся. Я не хочу их выбрасывать.

— Не переживай, Свинья! Эти продукты убери в холодильник. Там они могут долго храниться. Ты будешь их кушать лишь иногда и по чуть-чуть. А сейчас я принесу тебе то, что можно и нужно кушать.

Кошка побежала к себе домой и через некоторое время вернулась с корзиной. Из нее выложила для Свиньи морковь, капусту, свеклу, яблоки, груши, а для себя молоко, сметану и творог.

— Вот, Свинья, угощайся!

Свинья съела овощи с большим удовольствием.

— Спасибо тебе, Кошка! Очень вкусно, а самое главное полезно! Я теперь всегда буду выбирать для себя самые полезные продукты. А конфеты, мороженое и пирожное буду кушать лишь иногда.

А вы, дети, какие еще полезные продукты знаете?

Лимончик

За горами, за лесами, далеко-далеко от наших мест есть фруктовый город. В нем живут только фрукты: сочные яблоки и груши, нежные бархатистые персики и абрикосы, ярко-желтые бананы и лимоны, круглые апельсины, грейпфрукты, мандарины. Все фрукты дружат между собой, помогают друг другу. Но иногда случаются неприятности.

Однажды маленький Лимончик шел по улице и напевал веселую песенку.

У него было прекрасное настроение. Было раннее летнее утро, щебетали птички, на небе сияло яркое теплое солнышко. Вдруг навстречу Лимончику выкатились два приятеля – Мандарин и Апельсин.

— Ха-ха-ха! – засмеялись они. – Посмотри, кто идет! Кислый Лимончик, бр-р-р! Невкусный! Некрасивый!

Услышав это, Лимончик очень расстроился. Он расплакался и побежал к маме.

— Не обижайся на них, сынок, — сказала мама. – Они не правы. Ты у меня очень красивый. Желтенький, похож на солнышко. Сочный, очень полезный. В тебе много витаминов. А то, что ты кислый – не беда! Если лимонную дольку посыпать сахаром, она становится кисло-сладкой.

Лимончик немного успокоился. Настроение у него улучшилось.

— Ты должен простить Апельсинчика и Мандаринчика, — посоветовала мама, — ведь они твои родственники. Все мы относимся к одной семье – семье цитрусовых. Все мы сочные, вкусные и очень полезные. В нас много витаминов и других веществ, необходимых для здоровья. Нам нельзя ссориться!

Лимончик, выслушав свою маму, побежал на улицу. Он встретил Апельсинчика и Мандаринчика и объяснил им, почему им нельзя ссориться. После этого друзья побежали играть в футбол и больше никогда не ссорились.

Маша и фруктовый сад

Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад. В нем росли разные деревья и кустарники. Яблоки, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев. Маша ухаживала за садом, поливала и удобряла деревья и кустарники. Ей нравилось гулять в саду. В жаркие летние дни в нем было светло и прохладно.

Однажды Маша заболела. У нее поднялась температура, горло покраснело и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, наклонили к земле свои ветви, задумались, как помочь Машеньке. Подул тут ветерок и нашептал им, что спасти Машу может напиток из шиповника. Он поможет снизить температуру. Плоды черной и красной смородины тоже уменьшат температуру тела и обогатят организм витаминами. А еще ветерок прошептал о пользе малинового варенья, вкусного и душистого. Если выпить чай с малиновым, то уменьшатся боли в горле. И, конечно же, необходимо сварить разные компоты: яблочно-вишневый, яблочно-грушевый, сливовый. Они утолят жажду, которая часто мучает больных и улучшат аппетит. Обрадовались деревья, что смогут помочь Маше. Распрямили они свои ветви, зашелестели листочками. Поняла Машина мама, что хотят сказать ей деревья и кустарники. Напоила она дочку чаем с малиновым вареньем, настоем шиповника. Покушала девочка ягоды красной и черной смородины, выпила полезного компота.

На следующий день Маша почувствовала себя намного лучше. Она вышла в свой любимый фруктовый сад и поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго шелестел зеленой листвой сад, радуясь быстрому выздоровлению девочки.

Государство Пряностей

В некотором царстве под названием Государство Пряностей жил- был царь. Звали его Лавр. Его жена, царевна Гвоздика, ласково называла царя «Лавровый листочек».

— Я царь, я главный среди пряностей, — говорил перед своими подчиненными Лавр. — Из моих листьев делают венки и водружают их на головы победителей спортивных состязаний, поэтам и героям.

— Конечно, конечно, дорогой Лавровый листочек, — соглашалась с мужем Гвоздика, — но я ценю тебя не только за это, но еще и за то, что если твои листочки добавляют в разные блюда, то они обретают необычный запах и вкус.

После этих слов Лавр с гордостью вскидывал голову и обводил взглядом своих преданных слуг: Мяту, Тмин, Хрен и Ваниль.

— Ах, если бы ты знала, как мне нравится твой запах, дорогая Гвоздика! мечтательно произносил Лавр. Выделяемые тобой эфирные масла имеют не только приятный запах, но и специальные

свойства.

— А что это за свойства? поинтересовался старик Тмин.

— О’ Еще моя бабушка рассказывала, — продолжила Гвоздика, — что в стародавние времена люди носили на шее бусы из гвоздики, клали ее в рот и жевали при посещении больных. Считалось, что выполняя все это, человек не заразиться.

Все подданные после этих слов преклонили головы, в знак уважения, перед своей королевой.

 — А помнишь, Гвоздика, — добавил Лавр, — как-то на наше Государство Пряностей напали муравьи. Мы разложили твои бутоны, и гвоздичный запах смог спугнуть надоедливых муравьев, и они отступили.

Однажды в Государство Пряностей приехала в гости Соль. Лавр позвал во дворец всех жителей, чтобы познакомить Соль с разными пряностями.

— Дорогие подданные! Прошу любить и жаловать -. Соль!

Наиважнейшая вкусовая добавка! Без соли человек не может жить. В год для нормального питания одному взрослому человеку необходимо семь килограммов соли.

— Не может быть! не сдержался Хрен. Это просто потрясающе!

— А сейчас, многоуважаемая Соль, разрешите Вас познакомить с жителями моего государства: Тмин дикорастущее растение. Его плоды используют при засолке овощей, их добавляют в супы, соусы

и хлеб, — с гордостью произнес Лавр.

— А еще, я возбуждаю аппетит и улучшаю пищеварение, — скромно добавил старик Тмин.

Он поклонился и отошел в сторону.

— Прошу любить и жаловать — Хрен, во всей своей красе. Хрен никогда не отличался особой скромностью и принялся сам себя расхваливать:

— Посмотрите на меня: у меня есть и вершки, и корешки. Мои листья незаменимы при засолке огурцов и томатов. А блюда из моего корня — самая острая приправа к мясным, рыбным и овощным блюдам. Я — самый-самый полезный, так как во мне много витаминов С и В.

— Вовсе и не самый-самый, — возразил старик Тмин. — Не стыдно тебе. Хрен, самого себя расхваливать? Стоишь тут весь белый и не краснеешь!

— От чего же, если в меня добавляют свеклу, то я становлюсь даже очень красным.

— Ну, с Хреном мне все понятно, — сказала Соль. А что это за нежная красавица стоит в стороне

— О-о! Это неотразимая Ваниль, — с нескрываемой гордостью заявил Лавр. Ваниль подошла к гостье.

— Какой замечательный запах! — произнесла Соль, втягивая аромат.

— Вы еще не пробовали ее на вкус, — отозвалась Гвоздика.

Нашу Ваниль используют для ароматизации печенья, бисквитов, зефира и многих других кондитерских изделий.

— Если разрешите, я добавлю, — скромно произнесла красавица Ваниль.

— Конечно, конечно! — разрешил Лавр.

— Меня применяют еще и в процессе приготовления лекарств, для придания им приятного вкуса и запаха. Ваниль раскланялась и ушла на прежнее место.

— Что-то я не вижу нашу Мяту — спросил царь.

— Я здесь! Извините, что опоздала. Я заваривала свои листья для получения мятного чая, чтобы те, кто сильно беспокоятся, выпив моего чая, успокоились, а те, кто страдает бессонницей, отведав этого напитка, заснули крепким сном.

— Это очень хорошее качество! — согласилась Соль.

— А еще Мята придает пище освежающий вкус и приятный аромат, — добавила Гвоздика.

— Какие полезные жители живут в вашем Государстве! с восторгом произнесла Соль. -. Я обязательно расскажу всем своим друзьям о пряностях, которые придают продуктам и блюдам своеобразный вкус и полезные свойства. После этого был пир на весь пряный мир.

В ожидании гостей

Санька с нетерпением ждал этот день. Сегодня у него День рождения. Ему исполняется шесть лет и к нему придут друзья: Петя, Игорек с младшим братом Юрой и соседская девочка Леночка. Ребята принесут разные подарки. «Интересно, что подарят друзья? Может быть машину или самолет, а может быть интересную книгу?» — мечтал Санька. Его раздумья прервала мама:

— Сынок, помогай мне накрывать на стол!

Мама достала белоснежную скатерть, фарфоровые тарелки с золотой каемкой, хрустальные стаканы и другую красивую посуду.

— Мама, а зачем ты взяла эту посуду? Может быть поставим посуду, которой мы пользуемся каждый день? – спросил Санька.

— Нет, сынок. Когда ты ждешь гостей к праздничному обеду, стол надо накрыть красивой скатертью и поставить по числу гостей приборы: тарелки, вилки, ложки, ножи, бокалы для напитков. Посуда, конечно, должна быть красивой. Гостям будет приятно сидеть за таким столом, — пояснила мама.

Санька стал с удовольствием помогать маме накрывать на стол.

«А ты знаешь, сынок», — сказала мама, — раньше во дворцах московских государей тарелки, вилки и ложки подавали только почетным гостям, сами же хозяева брали руками заранее нарезанное кушанье. Но великий русский царь Петр решил навести порядок – обучить русских дворян хорошим манерам. Он повелел изучать книгу, в которой рассказывалось о том, как надо вести себя в обществе и как правильно вести себя за столом. С того времени еду перестали брать руками, а стали использовать вилки, ножи и ложки.

— Как интересно! – воскликнул Санька. – Я обязательно об этом расскажу ребятам.

Мама и сын расставили всю посуду. В довершении, мама умело скрутила из салфеток конусы и поставила их на пустые тарелки.

Стол получился замечательным!

— Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица,

Все едят и зверь, и птица,

От зайчат и до котят.

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овес,

Кость грызет дворовый пес.

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает слон –

Обожает фрукты он.

Бурый мишка лижет мед.

В норке завтракает крот.

Обезьяна есть банан.

Ищет желуди кабан.

Ловит мошку ловкий стриж.

Сыр и масло любит мышь.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач,

И сказала громко Юля:

— Накорми меня, мамуля!

Сказка про девочку Настю, которая плохо кушала.

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.

— Смотри, какая вкусная кашка, — говорила ей бабушка. — Съешь хоть ложечку. Ты только попробуй — тебе обяза­тельно понравится.

Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала го­ловой.

— Скушай творожок, — уговаривал Настеньку дедушка. — Он очень вкусный и полезный.

Но и творожок она есть не хотела.

— Смотри, какой вкусный супчик, — говорила мама. — Посмотри только, какой он красивый! Там красная морков­ка, зелёный горошек, белая картошечка!

— Не буду! — кричала Настенька и убегала из кухни.

День шел за днём. Как-то пошла Настенька с подружками гулять. Решили они покататься с горки. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ — и поднялись на са­мую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:

— Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за пе­рильца не удержаться, с горки не покататься!

— И правда! — удивились подружки. — Что же ты такая маленькая?

— Не знаю, — расстроилась Настенька и пошла домой. Заходит она в дом, раздевается. А слезки так и капают:

кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шёпот. Зашла На­стенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родите­лям — и там никого.

— Ничего не понимаю, — пожала плечами девочка. — Кто же шепчется?

Прокралась она на цыпочках к кухне. Приоткрыла дверь -шёпот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.

— Ой, — удивилась Настенька, — да это же овощи разго­варивают!

— Я тут самая главная, — сердилась морковь. — Во мне есть витамин А — это самый главный витамин. Он помогает детям расти. А ещё тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орёл. Без меня нельзя!

— Нет, мы! Нет, мы главные! — подпрыгивали горошин­ки. — В зеленом горохе тоже есть витамин А. И нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас ещё и витамин В есть!

— Во мне тоже есть витамин В. Я же не хвастаюсь, — проворчало мясо. — Во мне вообще много всяких витами­нов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко и чтобы зубки и десны были здоровыми.

— А во мне витамин С, — подпрыгнула картошка. — Он важ­нее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается!

— Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Боль­шая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:

— Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растёт и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами!

— А я слышала, слышала! — закричала Настенька, вбегая в кухню. — Я очень хочу вырасти и кататься с горки вместе со всеми!

Взяла она ложку и съела суп.

С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вско­ре она выросла и даже стала выше подружек!

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

терапевтические сказки

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

терапевтические сказки для детей

Такие сказки пишут многие авторы. Среди них:

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

лабиринт души терапевтические сказки

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

терапевтические сказки для дошкольников

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

сказки детские терапевтические

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» — то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с неуверенностью в себе.
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность – трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

терапевтические сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

терапевтические сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея – выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

Использование
терапевтической сказки в коррекционной работе с особенными детьми.

Работу
с особенными детьми начинаю не с коррекции недостатков речи и мышления, а с
создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным
интенсивное развитие их речи и познавательных процессов. Для этого часто
использую терапевтические сказки. Пищу их сама. Сказка предполагает воздействие
на мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к речевому общению,
обмену впечатлениями. Для детей сказка – это удивительный волшебный мир,
вызывающий эмоции. Через сказку ребенок, а особенно ребенок с особенностями,
быстрее включится в диалог со взрослым, быстрее откликнется на задания
педагога, быстрее произойдет доверие – ученик-учитель.

Использование
сказок в коррекционной работе способствует целенаправленному развитию словаря и
связной речи, расширению знаний об окружающем мире. Можно привлекать детей к
посильному участию в инсценировках. В процессе инсценировок, действуя вместе с
педагогом, подражая ему, дети учатся понимать и использовать свою речь в разных
ситуациях, часто приближенным к естественным. Тем самым снимается страх перед
речью, а также речь приобретает эмоциональную окраску, что очень важно для
любого ребенка. Л.С. Выготский писал : « Художественная сказка, как игра, —
естественная эстетическая воспитательница ребенка».

В
зависимости от особенностей ребенка , я выбираю  для каждого свою сказку, то
есть сочиняю сказку для каждого конкретного ученика. Учитываю возраст, пол
(есть сказки для девочек, а есть для мальчиков), быстро ли ребенок входит в
контакт, уровень мыслительных операций ( иногда сказка бывает очень короткой,
без сложного сюжета), обязательно учитываю страхи ребенка и его интересы, а
также основной диагноз ( например, ребенку с ДЦП никогда не придумаю сказку с
главным героем – сильным, ловким и быстрым). Без учета всех этих особенностей
не получится войти к контакт с учеником, привлечь его внимание, значит цель
будет не достигнута.

Вот
пример сказки, с которой начинаю работу.

Автор: Ильвира Лобода

Бегемотик Боня, который не хотел
учиться.

В
далёкой теплой Африке жил бегемотик Боня. Больше всего он любил своё озеро, где
бултыхался в грязной, но такой приятной воде. Только вечером вместе с мамой
медленно выбирался на сушу, чтобы пожевать сочную травку. Так проходили дни.
Бегемотик подрос. И в одно прекрасное утро мама сказала, что он уже достаточно
большой и пора идти в школу.

(Иллюстрация
1)


Завтра встанем пораньше и вместе с другими малышами Африки пойдешь в саванну
учиться к умному учителю Льву.


Как рано вставать? А когда же плавать в тёплой водичке? А когда же весело
болтать с рыбками? – пищал бегемотик.


Всё это только вечером, и если успеешь! – строго ответила мама.

(Иллюстрация
2)


Ой, нет, не пойду! Меня ждут рыбки, весёлые жабы, лягушки. Им будет скучно без
меня. А я не хочу слушать учителя – он строгий, важный. И вообще, в школе
неинтересно и скучно. Вот! – заявил бегемотик Боня.


Ничего слышать не хочу. Завтра пойдёшь вместе со всеми малышами в школу. Там
всё сам увидишь!

(Иллюстрация
3)

Утром
бегемотик Боня плакал и не хотел завтракать. А тем временем все малыши Африки –
носороги, жирафики, леопардики, обезьянки радостно бежали к месту встречи.
Только Боня шёл медленно и ничего не видел под ногами, так как слёзы капали из
глаз.

(Иллюстрация
4)

Мама
проводила бегемотика, успокоила, как могла, и ушла. Боня остался один, отчего
заплакал ещё сильнее. Тут к нему подпрыгнула обезьянка.


Ой, ты такой большой и мягкий, можно я на тебе покатаюсь!

Затем
подошёл жирафик и вытер своей длинной шеей слёзы бегемота.

        
Не
волнуйся, здесь здорово, пойдём, я тебя познакомлю со всеми.

(Иллюстрация
5)


Знакомься, это гепардик и леопардик. Они весёлые и неразлучные, как братья.
Малыши обняли бегемотика и поняли, что через него очень удобно прыгать.


Давай играть на переменах вместе – умоляли гепардик и леопардик.

(Иллюстрация
6)

Вскоре
прозвенел звонок и на поляну вышел Лев-учитель. Все зверята сели и стали
внимательно слушать. Присел и бегемотик, испуганно опустив глаза. Учитель ,
увидев это, поддержал Боню, погладив его по спине.


Знакомьтесь, это бегемотик Боня. Он сильный и умный, а главное, добрый. А
поучившись вместе с нами, станет ещё умнее.

Боня
приободрился и улыбнулся, страх пропал.

(Иллюстрация
7)

Первый
урок  — физкультура – объявил учитель. Бегемотик удивился –


Как, а в школе есть урок физкультуры?

-Да!
Мы на этом уроке учимся высоко прыгать, правильно бегать, быстро прятаться –
наперебой объясняли зверята.

Второй
урок – математика. Будем считать финики на пальмах – продолжал Лев – а на
переменке полакомимся ими и отдохнём.


ОЙ, как интересно! – произнёс Боня.

Учитель
продолжил.


Третий урок – чтение. На уроке мы прочитаем письмо от животных Севера – оленей,
тюленей и моржей. Они написали нам о своей жизни в стране, где много снега и
льда.


Ого, — произнёс Боня – а что такое снег, лёд? А кто такие олени, моржи и
тюлени?

— На
уроке узнаешь! – объяснил мудрый Лев.

Четвёртый
— урок вежливости. Все звери должны соблюдать правила жизни в Африке. Это очень
важно. Будем продолжать с ними знакомиться.

        
Как же
всё интересно! – засиял бегемотик.

(Иллюстрация
8)

Боня
на славу поучился в школе. Вечером его встречала встревоженная мама. А
бегемотик счастливый побежал к ней и закричал :


Мама, я хочу в школу завтра и послезавтра , и так каждый день!

Мама
радостно обняла малыша , и они зашагали к дому. Бегемотик всю дорогу не умолкал
и рассказывал маме о школе.

(Иллюстрация
9)

К
сказке обязательно подбираю яркие , красочные иллюстрации. Если у ребенка
присутствуют страхи ( причем в любом проявлении), то использую мультяшные
смешные картинки. Если ребенок школьного возраста, то подбираю иллюстрации
реалистичные, так как это повышает интерес и расширяет представления ученика об
окружающем мире.

 Иллюстрации
потом помогут в работе по инсценировке и перессказу. Детям при пересказе
демонстрирую только картинки, которые помогают вспомнить сюжет, не перепутать
основную сюжетную линию. Также иллюстрации помогают расширять словарный запас,
потому что всегда уточняю, какое животное или какой герой на картинке – злой,
добрый, веселый, грустный, симпатичный или взъерошенный, голодный, свирепый, а
может любопытный. Дети изображают состояния героев, тем самым совершенствуют
еще и свой эмоциональный интеллект.

Но
самое главное, что начиная работу со сказки, вы показываете ученику, что
учиться – это интересно, увлекательно и совсем нескучно!

  • Терапевтические сказки про детский сад и расставание с мамой
  • Терапевтические сказки про детей которые вредничают
  • Терапевтические сказки для малышей
  • Терапевтические сказки для коррекции поведения вашего ребенка
  • Терапевтические сказки для детей про дружбу