Теплый хлеб автор рассказа

История написания рассказ теплый хлеббыл написан г.к. паустовским в 1954 году. он больше обращен к детской аудитории. хотя война была

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы орга- низации взаимо-действия

Формируемые умения ( универсаль-ные учебные действия)

Проме- жуточ-

ный контроль

1.Мотива-ция. Самоопре-деление к учебной деятель-ности

Эмоциональ

ная , психологическая, мотивацион-

ная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Оценивание готовности к уроку.  Оформление тетради к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные  материалы на рабочем месте. Демонстрируют готовность у кроку.

фрон-тальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности

2.Целепо-лагание, планирование учебной деятельнсти.

Воспроизве-дение ранее изученного.

     1 .Как вы считаете, что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Стараются пересказать текст, т.е. изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.)

  1. Как вы считаете, для чего вам необходимо умение пересказать текст.

Это  умение, которое пригодится в жизни каждого человека ( умение пересказать книгу, фильм так, чтобы сохранить авторскую установку).

  1. Как вы считатете, какая цель нашего урока?

Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение.

( запись в тетради темы урока. Подготовка к изложению)

Формируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Построение развернутых ответов на вопросы.

 фрон-тальная.

Личностные: положительно относится к учению,познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствавать имеющиеся.

Познаватель-ные :осознают учебно-познаватель-ную задачу.

Регулятивные : планируют в сотрудничес-тво с учителем, с одноклассниками , или самостоятель-но необходимые действия.

Устные ответы, вопросы для уточне-ния информации.

3..Актуали-зация и пробное учебное действие.

Беседа по материалам учебника, обсуждение выводов, их подтвержде-ние.

Тема.

1 Дома вам надо было прочитать текст упражнения 282

— О чем говорится  в тексте , какова ТЕМА текста;

— Давайте повторим, что такое ТЕМА?( то, о чем говорится в тексте) ; ( рассказ о музыкальной шкатулке)

-где нашли шкатулку ,

-опишите, как выглядит шкатулка ,

Лексическая работа : музыкальная шкатулка ,  медные валики с тонкими шипами ( демонстрация слайда с изображением внутреннего механизма шкатулки, демонстрация « живой» музыкальной шкатулки)

-почему шкатулка не играла,

-чем закончилась история о шкатулке .

Ребята, вам интересно узнать продолжение истории?

Слушают учителя, Построение развернутых ответов на поставленные вопросы.

Фрон-тальная, ндивидуальная.

Познаватель-ные : выполнят учебно- познаватель-ные действия, в  материализо-ванной и умственной форме ; осуществлют для решения учебных задач  

операции анализа, установление причинно- следственные связи.

Регулятивные :принимают и сохранят учебную задачу.

Коммуникативные : отвечают на вопосы, формулируют собтвенные мысли, высказывают и обосновыват свою точку зрения.

Устные ответы

4. Работа с текстом изложения

( упр.283 ( чтение и анализ)

Первичное восприятие текста. Тема. Идея .

Типы речи( повествование и опсание).

Стили речи( худо-жественный)

Средства художественной выразительности

План текста. Ключевые слова, лексическая и словарная работа.

Сейчас мы прочитаем продолжение рассказа о шкатулке. Именно этот текст мы будем с вами письменно пересказывать. Работаем внимательно .

1)Прочитаем текст и попробуем сформулировать тему и идею  текста.

Учитель читает текст упражнения 283.

-Какова тема  текста ( о чем говорится в тексте)?

( о пробуждении музыкальной  шкатулки, о чудесной мелодии )

-как можно озаглавить текст ( « Шкатулка проснулась», « Ожившая шкатулка» ,

« Чудесная шкатулка»)( записываем на доске)

2.Вопросы с целью понять, все ли поняли учащиеся при прочтении текста:

 -когда и где происходят события( осенью, поздней ночью, в старом гулком доме)

Лексическая работа:

старый гулкий дом ( запись на доске), объяснение учащимися значения слова

« гулкий»(учащиеся заранее работали со словарем)( звук слышится издалека, распространяется по всему дому,  здесь можно подобрать синоним — раскатистый ) -слушаем ответы.

— Какие события происходят в начале текста ( вступление, завязка сюжета) -в старом доме раздался звон и полилась мелодия)

Лексическая работа -звон, мелодия ( пишем на доске , слушаем ответы),учащиеся заранее работали со словарем).

-Почему жители дома испугались( шкатулка заиграла неожиданно).

-Почему это было неожиданно( потому что шкатулка была испорчена).

-Как играла шкатулка ?

— Чем закончилась история ?

Для какого ТИПА речи характерна  такая структура построения текста( завязка, развитие событий и развязка? ( повествование). Докажите.

Какие слова помогают уяснить последовательность событий( глаголы, называют их)

-присутствуют ли в тексте элементы другого типа речи?( описание).

-обоснуйте( докажите) ( назовите определения, которые относятся к слову ЗВОН)

Ребята, а к какому стилю речи можно отнести текст? (Какие стили речи вы знаете?)

-Художественный стиль.

-докажите :

-какие чувства  и эмоции возникат у вас ?

-при помощи чего достигается эмоциональное воздействие на читателя?

 Давайте найдем их в тексте* :

Эпитеты ( красочные определения, признаки предмета)-стеклянный переливающийся звон,таинственный звон. Т.Обр писатель красочно изображает  игру шкатулки.

Олицетворения ( изображение неодушевленных предметов, как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ) :  полилась мелодия, шкатулка неожиданно проснулась, шкатулка замолчала, ходики притихли от изумления.

Сравнение -будто кто- то ударял маленькими молоточками по колокольчикам.

5) Динамическая пауза.

Ребята,  в тексте автор упоминает про ходики ( ходики изумились). Что такое ходики( записываем на доске).Дети зачитывают определения. Учитель записывает слово на доске, показывает слайд, как выглядят ходики. Ребята изображают маятник в часах.

( Ходики-небольшие настенные часы, упрощенного устройства с гирями )

6) Работа с планом текста.

Зачем необходима работа по составлению плана?( составляя план, мы выделяем микротемы, поиск ключевых слов помогает нам определять тему и основную мысль микротемы и озаглавит его)

1. Читаем первый абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

поздней осенью, в старом гулком доме, стеклянный переливащийся звон, чудесный звон, возникла полилась мелодия.

Как назовем первый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем

Пр. :Чудесный звон.

( выписываем на доске слова  : кто-то, будто)

2. Читаем второй абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова — неожиданно проснулась,многолетний сон, заиграла шкатулка

Как назовем второй пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-

Неожиданное пробуждение.

3. Читаем третий абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

играла долго, таинственный звон, ходики притихли от изумления.

Как назовем третий пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-

таинственный звон, )

4. Читаем четвертый абзац.

Записываем и зачитываем ключевые слова —

проиграла все песни, замолчала, заставить игать не смогли.

Можно обсудить-( Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла свои песни. Ее заставляли играть снова, бились над ней, чтобы она играла.Не просили и налаживали, а завтавляли,чтобы ее песни снова преобразили жизнь в старом доме.)

Как назовем четвертый пункт плана ( обсуждаем с учащимися, записываем свой вариант ( пр.-Шкатулка замолчала навсегда)

( слайд « План и ключевые слова»)

  Какова же идея текста — слушаем ответы учащихся ( испорченная музыкальная шкатулка неожиданно проснулась и чудесным образом  заиграла. Ее мелодия чудесна, ее мелодия удивляет. Но чудо недолговечно. Старинный предмет могут хранить тайны и нужно оберегать и хранить эту красоту).

10 ) Пересказ текста по плану ,( пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова, пересказ всего текста, возможен пересказ в парах)

11)Пунктуационная работа.

На следующем уроке мы еще раз прочитаем текст , приступим к написанию черновика нашего текста

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Построение развернутых ответов на поставленные вопросы. Рассуждают. Доказыват.

 Повествование -это рассказ о событиях в их временой последовательности,   в тексте можно выделить завязку ( вдруг раздалась мелодия), проследить развитие событий  (полилась мелодия, неожиданно поснулась, дом наполнялся таинсвенным звоном), понять чем закончилась истоия, найти развязку ( проиграла песни и замолчала) . В тексте много глаголов, они позволяют уяснить последовательность событий.

 Описание -это изображение предмета или явления путем раскрытия его признаков . Для передачи описания используются прилагательные ( в тексте опписывается чудесный звон ( мелодия ) -стеклянный, переливающийся звон,таинственный звон, чудесный звон)

Главная цель художественного стиля , это воздействие на читателя , передача эмоций и чувств.

эмоциональное воздействие достигается путем использования    средств художественной выразительности (языковые средства. )

Выполняют элементарные физические упражнения

Воспринимают информацию, выделяют микротемы, озаглавливают микротемы.

выполняют самостоятельно в тетради

Фронт-альная, групповая, индиви-дуальая.

групповая, индивидуальная

Личностные: способность к самооценке своих действий, умение соотнести свои действия с планируемым результатом.

Познавательные :поиск и выделение информации

; составление целого из частей ; выдвежение гипотез и их обоснование ;Ргулятивные :

уметь слушать в соответствии с речевой ситуацией

Личностная : понимают значение профилактики утомления для организма

Познавательные :составление плана и последовательности действий при изложении исходного текста.

Устные ответы.Проверка домашнего задания. Проверка записей в тетради.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   
ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ                               ДЕТСКИЙ
САД № 9 «ЛАСТОЧКА» Г.РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

(МДОУ
«Детский сад № 9 «Ласточка» г. Ртищево Саратовской области)

Россия, 412034, Саратовская область, г. Ртищево, ул.
Образцова,2,

Конспект
НОД

по
речевому развитию

Тема:
Чтение рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»

подготовительная
группа «Буратино»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/108b/00094bd2-5d2f9f77/img18.jpg

Выполнила:
воспитатель

Семенова
Наталья Васильевна

Цель:
Познакомить
детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб».

Задачи:
Познакомить
детей с рассказом К. Паустовского «Теплый хлеб». Формировать целостное
восприятие текста. Развивать интерес к художественной литературе. Совершенствовать
умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Учить
отвечать на вопросы по содержанию текста. Расширять словарный запас,
совершенствовать грамматический строй речи. 

Развивать
речь
, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту,
вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их,
бережное отношение к природе.

Материал: Портрет
К. Паустовского, презентация, иллюстрации и музыка.

Ход
занятия:
Дети встали в круг.
Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг
другу частичку добра.

Игра «Назови ласково соседа».
Дети передают мяч соседу и говорят

ласковое слово.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку
Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем – 
Здоровье, наша сила, 
В нем – 
Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, 
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Показываю. Одним
из даров, выращенных человеком, является хлеб.

Ребята, какой бывает хлеб(Душистый, свежий, мягкий,
пышный, вкусный, теплый, черный,
белый
)

Одним из даров,
выращенных человеком, является хлеб.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с писателем
Константином Георгиевичем Паустовским.
Показываю портрет. Родился он в Москве. У него было 2 брата и сестра. Его отец
был железнодорожником, и они часто переезжали с места на место. Первый свой
рассказ
он написал в последнем классе. Писал Константин
Георгиевич
о природе. Свои рассказы он посвятил детям. Его
книги учат любить природу, быть наблюдательными, уметь фантазировать, быть
добрыми и честными.

Сегодня
мне хочется познакомить вас с мудрым рассказом, которую написал К. Паустовский
«Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…

— Рассказ «Теплый хлеб» был написана после победы в Великой
Отечественной Войне спустя 9 лет. События, описанные в ней, происходят во время
Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.

Словарная работа:

В этом
рассказе вы услышите слова

Кавалеристы.
Кто это такие? род войск, в котором для ведения боевых
действий или передвижения использовалась верховая лошадь.

Что
такое окрик?громкий крик

Что
такое округа?окружающая местность (всё что нас окружает)

Что
такое ломоть?отрезанный ножом плоский кусок хлеба

Что
такое полынья?незамёрзшее или растаявшее место на поверхности реки
или другого водоёма.

Что
такое околица? — край деревни.

Что
такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и
т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага
для образования искусственного пруда).

Водяная
мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через
водяное колесо для размола зерна).

Чтение рассказа
с показом презентации.

Краткое
содержание рассказа

Командир
кавалеристского отряда оставил в Бережках (так называлась деревня) коня,
раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат,
мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся
в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог,
и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.

По деревне
говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый
считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь —
раненый, пострадал от врага.

В той же
деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька
по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька
хмуро отвечал: «Да ну тебя!».

Зима
в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже
собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.

Однажды
во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо
посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его
по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул
на животное.

И вот
после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные
дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что
сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Из глаз
коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул
хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе,
перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит
конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

Метель
затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка,
застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз —
все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые
брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.

Бабка
расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» —
колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать
не будет, потому что река промёрзла до дна.

От бабки
мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто
лет назад.

Десять
лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена
в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал
её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

А случилось
это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека
с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб,
а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил
перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат,
и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения
сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик,
и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё
не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.

Ночью
Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы
и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику

«изобрести
спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым
конём.

Разговор
этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она
наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру
собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка.
Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет
свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать
в помощь ребятам деревенских стариков.

На следующее
утро все собрались, разложили костры и работали до полудня.
А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер, и земля
начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы
появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала —
хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний
ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.

Всем
известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому
вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот,
мол, опять завралась старая.

Панкрат
намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся
хлеб.

Утром
Филька с мальчишками притащил к мельнице буханку тёплого хлеба
и угостил им коня. Но конь хлеба не взял, а попятился назад. Тогда Филька
сильно заплакал перед всей деревней. Ребята притихли, а Панкрат потрепал коня
по шее и сказал: «Не пужайся! Филька не злой человек. Бери хлеб, мирись! Конь
съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза
от сытости и удовольствия».

Все
радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно,
хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто
не слушал.

Воспитатель: Ребята, я хочу,
чтобы ваши глазки немного отдохнули. Посмотрите на меня. Пусть ваши глаза на
несколько секунд станут бабочками.

Релаксация со зрительной гимнастикой «Бабочка»

• «Бабочки летят» — поморгайте глазами сначала
медленно, потом быстро

• Закройте глаза, откройте.

• «Бабочки» медленно полетели вверх, вниз.

• Закройте глаза, откройте.

Физминутка.
Колосок

Вырос в поле колосок, (Дети
сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)
Закачался колосок.
Мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем, (Наклон)
Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем,
Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель:
Присаживайтесь ребята на свои места, и мы попробуем с вами
разобраться чему учит нас этот рассказ.

Воспитатель:

Ребята
вам понравился рассказ?

Как
называется рассказ? («Теплый
хлеб»
).

Кто
автор? (Паустовский
Константин Георгиевич.)

Где
происходит действие? (в Бережках)
Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой
человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
Кто был свидетелем разговора? (сорока)
Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню?
(буханку свежего хлеба)
Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
Чему учит нас рассказ «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и
жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают
растопить «охлаждённое
сердце»
 и побеждают «злобу людскую»

Константин Георгиевич Паустовский показывает нам,
что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале
произведения «зима
стояла тёплая»
, затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде
произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым
оттого, что Филька согрел его теплом своей душиПаустовский учит нас не совершать плохих поступков.

Воспитатель:
показываю рисунок сердца, одна половина которого — черная, другая — красная. Ребята,
каким сердце было у Фильки в начале сказки, а потом? Чему учит сказка, каким
должен быть человек?
Предлагаю детям нарисовать и раскрасить сердце.

  • Теплый хлеб паустовский о чем рассказ
  • Теплый хлеб автор сказки
  • Теплоход северная сказка отзывы туристов 2020
  • Теплом и гомоном грачей наполнялась весна сочинение
  • Теплопередача в моем доме сочинение