Тепловые явления в сказках примеры

Тест по физике парообразование. тепловые двигатели для 8 класса с ответами. тест включает два варианта, в каждом по 10 заданий.

Тест по физике Парообразование. Тепловые двигатели для 8 класса с ответами. Тест включает два варианта, в каждом по 10 заданий.

Вариант 1

А1. Процесс испарения может наблюдаться

1) для газов
2) для жидкостей
3) для твердых тел
4) для жидкостей и твердых тел

А2. Кипение жидкости происходит

1) только при температуре кипения жидкости
2) только при температурах, равных или больших температуры кипения жидкости
3) при любых температурах
4) только при температурах, больших 20 °С

А3. С повышением температуры жидкости скорость испарения

1) не изменяется
2) уменьшается
3) увеличивается
4) может как увеличиваться, так и уменьшаться

А4. Плотность водяного пара в комнате при температуре 18 °С равна 6 г/м3, плотность насыщенного пара при температуре 18 °С равна 15 г/м3. Относительная влажность воздуха в этом помещении составляет

1) 40%
2) 60%
3) 80%
4) 100%

А5. Удельная теплота парообразования воды 2,3 · 106 Дж/кг. Количество энергии, необходимое для превращения 3 кг воды, находящейся при температуре 100 °С, в пар, равно

1) 0,77 · 106 ДЖ
2) 6,9 · 106 Дж
3) 77 · 105 Дж
4) 6,9 · 104 Дж

А6. В тепловом двигателе полезную работу совершает

1) сгорающее топливо
2) расширяющийся газ
3) охлаждающее тело
4) сгорающее топливо и расширяющийся газ

А7. Двигатель совершает полезную работу 600 Дж и имеет КПД, равный 40%. Количество теплоты, полученное двигателем от нагревателя, равно

1) 240 Дж
2) 600 Дж
3) 1260 Дж
4) 1500 Дж

B1. Установите соответствие между устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их действия.

УСТРОЙСТВО

А) Паровая турбина
Б) Гигрометр

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) Зависимость длины волоса от влажности воздуха
2) Превращение энергии химических реакций в электрическую энергию
3) Превращение энергии топлива в механическую энергию внутри двигателя
4) Давление пара
5) Охлаждение тел при испарении

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В2. Определите изменения физических величин в процессе кипения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

А) Количество теплоты
Б) Внутренняя энергия

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

1) Выделяется
2) Поглощается
3) Не изменяется
4) Увеличивается
5) Уменьшается

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

C1. На сколько градусов можно нагреть воду массой 4 кг при сжигании керосина массой 30 г, если КПД нагревателя 75%? Удельная теплота сгорания керосина 4,6 · 107 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг·°С).

Вариант 2

A1. Жидкость может переходить в газообразное состояние

1) только путем конденсации
2) только путем кипения
3) только путем испарения
4) путем испарения и кипения

А2. Испарение жидкости происходит

1) только при температуре кипения жидкости
2) только при температурах, равных или больших температуры кипения жидкости
3) при любых температурах
4) только при температурах, больших 20 °С

А3. С уменьшением площади поверхности жидкости скорость испарения

1) не изменяется
2) уменьшается
3) увеличивается
4) может как увеличиваться, так и уменьшаться

А4. Плотность водяного пара в комнате при температуре 20 °С равна 6,8 г/м3, плотность насыщенного пара при температуре 20 °С равна 17 г/м3. Относительная влажность воздуха в этом помещении составляет

1) 40%
2) 60%
3) 80%
4) 100%

А5. Удельная теплота парообразования ртути 0,3 · 105 Дж/кг. Количество энергии, необходимое для превращения 200 г ртути, находящейся при температуре кипения 357 °С, в пар, равно

1) 6 кДж
2) 6 · 106 Дж
3) 6 · 105 Дж
4) 1,5 · 105 Дж

А6. Двигатель, в котором пар или нагретый до высокой температуры газ оказывает большое давление на лопатки и вращает вал двигателя, называется

1) паровой котел
2) двигатель внутреннего сгорания
3) паровая или газовая турбина
4) реактивный двигатель

А7. Паровая машина совершила полезную работу 30 кДж, получив от нагревателя 90 кДж теплоты. КПД паровой машины равен

1) 24%
2) 33%
3) 37,5%
4) 67%

B1. Установите соответствие между устройствами и физическими явлениями, лежащими в основе их действия.

УСТРОЙСТВО

А) Психрометр
Б) Двигатель внутреннего сгорания

ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) Зависимость длины волоса от влаж­ности воздуха
2) Превращение энергии химических реакций в тепловую энергию
3) Превращение энергии топлива в меха­ническую энергию внутри двигателя
4) Давление пара
5) Охлаждение тел при испарении

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

В2. Определите изменения физических величин в процессе конденсации.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА

А) Количество теплоты
Б) Внутренняя энергия

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ

1) Выделяется
2) Поглощается
3) Не изменяется
4) Увеличивается
5) Уменьшается

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

C1. КПД двигателя внутреннего сгорания равен 20%. Какая полезная работа будет совершена двигателем при сгорании 65 г бензина? Удельная теплота сгорания бензина 4,6 · 107 Дж/кг.

Ответы на тест по физике Парообразование. Тепловые двигатели для 8 класса
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-3
А4-1
А5-2
А6-2
А7-4
В1. А4 Б1
В2. А2 Б4
С1. t = 62 °С
Вариант 2
А1-4
А2-3
А3-2
А4-1
А5-1
А6-3
А7-2
В1. А5 Б3
В2. А1 Б5
С1. А = 598 кДж

$Предмет: естествознание
5 класс, § 35–38

Тема: «Повторение». (Многообразие явлений природы. Световые явления. Тепловые явления. Звуковые явления)

Цель урока:
обобщить и закрепить у учащихся представление о явлениях в природе (световых, тепловых, звуковых явлениях).

$Задачи урока:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о явлениях, происходящих в природе;
развивающая – развитие познавательного интереса; умения высказывать свое мнение и обосновывать его; развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы;
воспитательная – воспитание у учащихся любви и интереса к природным явлениям; прививание детям творческого подхода в изучении предме$та.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, презентация Ms Power Point Приложение 1, жетоны трех цветов (зеленого, желто$го и красного) и жетоны черного цвета, конверты с вопросами.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-викторина)
Методы: игровые; самостоятельная работа; наглядные: презентация.

План урока
I. Организационный момент – 2 мин
II. Проверка домашнего задания – 5 мин
III. Игра «Умники и умницы» – 26 мин
IV. Закрепление – 5 мин
V. Подведение итогов – 5 мин
VI. Домашнее задание – 2 мин$

Ход урока:
I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Проверка д/з.
Наш сегодняшний урок будет посвящен явлениям природы (Слайд № 4). Мы с вами изучили три группы явлений: световые, тепловые и звуковые явления. На этом уроке мы проверим, как вы усвоили данные темы. А чтобы вам было интереснее, мы поиграем в занимательную игру. Но в нача$ле, я проведу маленький блиц-опрос, за каждый правильный ответ вы получите желтый жетон:
1. Что называ$ется явлениями природы? (Все процессы, происходящие в природе)
2. Назовите явления, происходящие в окружающем нас мире (метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические).
3. Приведите примеры световых явлений (Солнце, луна, свеча, лампа, звезда) (Слайд № 5, 6, 7)
4. Приведите примеры тепловых явлений (Солнце, батарея, печь, обогреватели) (Слайд № 8)
5. Приведите примеры звуковых явлений (Пен$ие птиц, голос, эхо, музыка) (Слайд № 9)

III. Игра «Умники и умницы». (Слайд № 10).
На доске в форме лесенки закреплены вопросы в конвертах (зеленого, желтого и красного цветов). На зеленой дорожке$ допускается 2 ошибки, на желтой – 1, на красной – ни одной. Игроки, дошедшие до финиша и не допустившие ошибок, получают оценку «5». Прохождение зеленой и желтой дорожек с одной ошибкой оценивается оценкой «4». Прохождение зеленой дорожки с двумя ошибками оценивается оценкой «3».
Если уч$астник игры не может ответить на вопрос, то право ответа получает другой игрок и за верный ответ ему вручается жетон цвета соответствующей дорожки.
Ученик, не ответивший на вопрос или давший неправильный ответ, а также ученик, нару$шающий дисциплину, получает жетон черного цвета.

Конкурс 1
«Вопрос-ответ»

(Слайд № 11)
Зеленому цвету соответствует уровень А (более легкие задания), желтому цвету – уровень В (задания средней сложности), красному цвету – уровень С (сложные задания).

1. Изменения, происходящие в природе. (Явления) (зеленый цвет)
2. Солнечное затмение – это магнитное явление. (Нет. Световое явление) (желтый цвет)
3. Расшифруйте схему «Источник звука – передающая среда – приемник» (Н.-р, пение пти$ц – воздух – ухо) (красный цвет)
4. Приведите примеры явлений природы. (Метеорологические, световые, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, физические, химические, биологические, механические) (зеленый цвет)
5. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные вре$мена года? (Зимой: снег, ветер, вьюга, метель; весной: природа пробуждается от зимнего сна, рост, развитие; таяние снега, дождь, ветер, радуга; летом: цветение, созревание плодов; дождь, град, ветер) (желт$ый цвет)
6. Как образуется ветер? (В жаркий солнечный день теплый воздух поднимается высоко над землей, его место занимает холодный воздух. Ночью суша охлаждается быстрее, чем море, теплый воздух поднимается над морем, и его сменяет холодный воздух с суши) (красный цвет)
7. Перечислите источники света. (Солнце, лампа, фонарь, свеча…) (зеленый цвет)
8. Какие световые явления исходят от естественных и искусственных источников света? (Естественные: солнце, зв$езды, луна…, искусственные: лампа, фара, свеча, фонарь…) (желтый цвет)
9. Как и почему образуется тень от предметов? (Свет распространяется прямолинейно, т.е. по прямым линиям, которые называются лучами. С обратной стороны непрозрачных тел образуется тень) (красный цвет)
10. Перечислите тепловые явления. (Солнце, батарея, обогреватель, лампа…) (зеленый цвет)
11. Назовите по порядку цвета спектра. (Крас$ный, оранжевый, желтый, зелен$ый, голубой, синий, фиолетовый) (желтый цвет)
12. Почему снег растает быстрее, если его посыпать золой? (Т.к. темный цвет притягивает тепло) (красный цвет)
13. Что является хорошим проводником тепла? (Металл) (зеленый цвет)
14. Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Колебание звуковых волн). (желтый цвет) (Слайд № 12–13).

$15. Что такое теплообмен? Объясните опыт, изображенный на рисунке. (Теплообмен – процесс, при котором тела обмениваются теплом). (красный цвет) (Слайд № 15–16).

16. Приведите примеры изоляторов тепла (вода, воздух, дерево) (зеленый цвет)
17. Объясните, почему в жарких странах предпочитают носить белые одежды. (Потому что белые и блестящие поверхности отражают тепло). (желтый цвет)
18. Дайте определение теплопроводности. Как проводят тепло предметы, состоящие из различных веществ? (Теплопроводность – процесс передачи тепла от более нагре$того участка тела к менее нагретому. Хорошие проводники тепла — металлы, плохие проводники тепла – дерево, $вода, воздух) (красный цвет) (Слайд № 15–17).

19. Что является приемником звука? (Ухо). (зеленый цвет)
20. Объясните, что произойдет с аэрозолями, если их оставить вблизи огня. (Внутри упаковок аэрозолей находятся газы, которые при расширении могут привести к взрыву) (желтый цвет) (Слайд № 12–14).

21. Объясните опыт, изображенный на рисунке. Какой ученый впервые получил спектр солнечного света? (Цвета, составляющие белый цвет, называются спектром. Особая $форма призмы позволяет ей разлагать лучи на различные цвета. И. Ньютон получил спектр солнечного света). (красный цвет) (Слайд № 15–18).

Конкурс 2
«Загадки-шарады»

(Слайд № 19)
За каждый правильный ответ учащийся получает красный жетон.

1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток $– каток)
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощен$ием – химическим элементом (гром – бром)
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть)
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз)
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса)
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен)

$Конкурс 3
«В мире природных явлений»

(Слайд № 20)
Учащиеся на листочках выполняют предложенное задание. После того как закончат задание, обмениваются листочками с соседом по парте и проверяют правильность $выполнения задания. Если работа выполнена без ошибок, ставится оценка «5», если ученик допустил 1 ошибку – оценка «4», 2 ошибки – оценка «3». Приложение 2.

Предлагаемую ниже таблицу начертите на листочке, и впишите цифры, соответствующего явления, относящегося $к световым, тепловым, звуковым явлениям:
1. Свинец плавится, 2. Холодает, 3. Слышны раскаты грома, 4. Снег тает, 5. Звёзды мерцают, 6. Вода кипит, 7. Наступает рассвет, 8. Эхо, 9. Сверкает молния, 10. Шелестит листва, 11. Электрическая лампа
(Слайд № 21).

IV. Закрепление. (Слайд № 22).
На доске написаны анаграммы (явления природы). Они раз$гадываются поочередно. Тот, кто первым догадается о том, какое слово зашифровано, поднимает руку и дает ответ. Если ответ верен, ученик получает жетон красного цвета.
Анаграммы
В О П Л О Т Е П Р О С Т Ь Д Н О (теплопроводность)
Л О О Т Е П М Е Н Б (теплообмен)
У Ч Е И З Л Н И Е (излучение)
Ц И Я В Е К К О Н (конвекция)
У Х З Д В О (воздух)
Н И К В О Д П $Р О (проводник)
Л Я И З О Т О Р (изолятор)
Е Л Ц И Д Е Б (децибел)
Н И Е Л Е Б А К О (колебание)

V. Подведение итогов
В конце урока учитель вместе с учениками делает выводы по изученной теме. Подсчитывает количество набранных жетонов каждым отвечавшим учеником и проста$вляет на этом основании оценки.
Общие выводы:
1. все, что нас окружает, тела жив$ой и неживой природы состоят из веществ.
2. в природе вещества находятся в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
3. окружающий нас мир постоянно меняется: испаряется вода, разрушаются скалы, гремит гром и т.д. Такие изменения называют явлениями.
4. явления делятся на физические и химические. В результате химических явлений происходит образование новых веществ, а в результате физических нет.
5. к физическим явления$м относят тепловые, механические, световые, электрические и магнитные явления.
6. основным источником тепловых и световых явлений является Солнце.
7. звук – очень важный информатор, сигнал о происходящих событиях.

VI. Д/з: подготовить краткое сообщение о наиболее интересном явлении природы. (Слайд № 23).

Рефлексия (Слайд № 24).
На листочках поставьте знак:
! – все понял, было интересно.
? – есть в$опросы, какие.
– – ничего не понял

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Надежда Георгиевна! Спасибо за отзыв! С Новым годом, Рождеством! Здоровья, счаст…

Татьяна Владимировна, замечательная игра! Думаю, моим детям понравится! Забираю …

Ольга Михайловна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша ра…

Наталья Фёдоровна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша р…

Марина Александровна! Таких работ много не бывает. Спасибо, что поделились.

Марина Александровна! Такие работы всегда нужны. Спасибо за ваш труд.

Ольга Михайловна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша ра…

Категория Физика 8 класс содержит материалов: 166

Страницы: 1 2 3 8 9 »

Интерактивная викторина «Испарение и конденсация»

Физика 8 класс
| игра, викторина, повторение, систематизация
| вопросы

s18909680

Ресурс содержит наглядный материал, что способствует лучшему восприятию информации. Викторина содержит 15 вопросов. Данную работу можно использовать на уроке физики № 16 в 8 классе по теме «Испарение и конденсация» для закрепления материала по изученной теме.

№78537 |
16.08.2021 |
fominova

| 2.0Mb

Презентация к уроку по теме «Электризация и великие ученые»

s58713889

Цель ресурса: использование исторических примеров для повышения интереса обучающихся к изучению темы «Электризация». Ресурс можно использовать на уроках физики при изучении темы «Электризация», либо на внеурочных занятиях. При создании материала использовался технологический прием «Экран».

№77814 |
21.07.2021 |
fominova

| 0.9Mb

Интерактивный тренажёр «Состав атома»

s10351331

Ресурс можно использовать на уроках физики для закрепления материала по изученной теме как в 8 классе, так и в 9 классе при изучении раздела «Атомная физика». Для создания тренажера использовался технологического приёма «Анимированная сорбонка».

№77812 |
21.07.2021 |
fominova

| 0.6Mb

Презентация к уроку по теме «Электрический ток»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, коррекционная школа
| презентация

s10957174

Презентация к уроку «Электрический ток» А.В. Перышкин 8 класс «Электрические явления». Вводятся: понятие электрического тока, условия его существования, скорость движения электронов и направление тока.

Онлайн-тест «Сила тока и напряжение»

word150

Цель ресурса: проверка знаний и закрепление темы «Сила тока и электрическое напряжение» в формате онлайн-теста. Задачи: для проверки знаний обучающихся использовать онлайн-тест, развивать кругозор учеников и их аналитические способности и мышление; совершенствовать навыки работы с интерактивными ресурсами.

№76718 |
11.03.2021 |
fominova

| 0.1Mb

Интерактивный тест по теме «Сила тока. Единицы силы тока»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s72579889

Разработка позволяет проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы «Сила тока. Единицы силы тока». При создании тренажера использовался шаблон Баженова А.А. Смена слайдов осуществляется по управляющим кнопкам.

№76244 |
04.01.2021 |
radugalena

| 0.9Mb

Интерактивный тест «Амперметр»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s89894847

Разработка позволяет проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы «Амперметр». Цель: Познакомить учащихся с амперметром — прибором для измерения силы тока, его устройством, применением и подключением в электрическую цепь.

№76233 |
04.01.2021 |
radugalena

| 0.7Mb

Интерактивный тест «Вольтметр»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s55715778

Разработка позволяет проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы » Вольтметр «. Цель: Познакомить учащихся с вольтметром — прибором для измерения напряжения, его устройством, применением и подключением в электрическую цепь.

№76231 |
30.12.2020 |
radugalena

| 2.3Mb

Интерактивный тест «Строение атомов»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s10465437

Данный тест поможет учащимся и учителю проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы » Строение атомов «. Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке.

№76222 |
27.12.2020 |
radugalena

| 1.6Mb

Интерактивный тест «Делимость электрического заряда»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s43644521

Данный тест поможет учащимся и учителю проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы «Делимость электрического заряда». Эти упражнения дают возможность учителю в течение малого промежутка времени решить и повторить значительно больший объём материала, тем самым, наращивать темп работы на уроке.

№76216 |
27.12.2020 |
radugalena

| 1.1Mb

Интерактивный тест «Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел»

Физика 8 класс
| урок нов. материал, проверка знаний, повторение, систематизация, факультатив
| презентация

s13257376

Разработка позволяет проверить теоретические знания школьников на этапе изучения темы «Электричество». Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению явления электризации тел, законов взаимодействия зарядов одноименных и разноименных знаков, осмыслению полученных новых знаний и их первичному закреплению.

№76208 |
24.12.2020 |
radugalena

| 0.9Mb


А.Плющев Добрый вечер! У микрофона — Александр Плющев. Это программа «Особое мнение». Я бы хотел начать с анонса, но это будет продиктовано вопросом. Сначала поздороваюсь, конечно, с главным героем и гостем нашей программы Александром Прохановым. Добрый вечер, Александр Андреевич!

А.Проханов Здравствуйте!

А.Плющев Анонс заключается в том, что после нас с вами не хоть потом, а в 20 часов в программе «В круге Света» будет тема рассматриваться: «Церковные школы: назад в будущее?» Такой вопрос задают авторы программы. И в гостях будут — доктор психологических наук Александр Асмолов и священник писатель Андрей Кураев, а также уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

И, конечно, это, так или иначе, связано со взрывом в Серпухове. И он поставил вопрос о религиозных школах, возможно, издевательствах там. Естественно, сразу эти версии появились. Как, по-вашему, то, что там случилось, — это то, что могло произойти везде или среда, где это случилось, тоже имеет значение?

А.Проханов Во-первых, это уже происходит везде. Все, что сейчас нас ужасает в связи с помповыми ружьями, приносимым в школу, ножами, которые режут учителей и товарищей, это стало субкультурой, вот что ужасно. Этому нет, может быть, реального психологического объяснения. Это поток. А с субкультурами практически невозможно бороться. Субкультуры — это то, что не поддается истреблению. Ибо если из него вырывается тот или иной лидер, на его место встает другой. Это сетевое явление.

И вот явление — приносить с собою оружие и палить по обидчиками, учителям или просто по людям-мишеням, оно стало почти нормой. Я не знаю этой статистики, но есть, наверное, резонансные дела раза два в год, помимо этого есть тихие, закрытые, неафишируемые преступления молодых людей в школах, колледжах, в университетах.

Поэтому, мне кажется, что это явление надо вписать в категорию субкультуры и исследовать его на этом уровне. В данном случае саму эту субкультуру надо понять, как она образовалась, возможно ли ее остановить, чем она подпитывается, не является ли она началом чего-то другого, более угрожающего и страшного, что охватит не только молодых людей, но и взрослых людей. Не является, может быть, прелюдией какого-нибудь терроризма, какого-нибудь нового народовольчества.

А.Проханов: Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики

Потому что посмотрите, семинарии в России, они были источником революционизма. Иосиф Виссарионович Сталин окончил семинарию.

А.Плющев Так себе связь, скажем.

А.Проханов Не так себе связь, а ого-го какая связь! А Белинский?..

А.Плющев Они не все гимназии заканчивали, знаете ли. Или некоторые университеты.

А.Проханов Университеты. Но все, так или иначе, заканчивали семинарии. Это все семинарские революционеры, это бурсаки. Удивительно, что в те царские достославные времена семинарии были источником революционных настроений. Вот что это, почему? Конечно, это может быть связано с тем, в то время церковь стала гаснуть, она стала угасать. В семинариях царил дух затхлости, печали. И молодая поросль, молодая энергетика требовала других откровений, другого восстания после этой догматики унылой. Может быть, теперь то же самое происходит?

Хотя мой опыт — я несколько бывал в православных гимназиях, это очень интересные места, — там работают, как правило, подвижники. И батюшки и учителя — это подвижники, светлые люди, одержимые, может быть, идеей спасения молодых людей.

Поэтому этот случай, с одной стороны, ужасен сам по себе, с другой стороны, интересен, что является частью субкультуры и побуждает нас изучать субкультуры. Во-вторых, действительно, посмотреть, что семинарии, в данном случае наша, и православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального.

А.Плющев Интересно, что вы говорите — субкультура, но не называете субкультура чего. Обычно говорят — субкультура, и дальше следует какое-нибудь название. Я подумал, какое название. Но обычно здесь применяют два слова явно пока чужеродных для русского языка. Это «шутинг» и «колумбайн». А какое бы вы дали определение этой субкультуре одним словом или, может быть, словосочетанием?

А.Проханов Я бы назвал эту субкультуру: «Головуотрываем». Это желание оторвать голову всему, вообще всему человечеству. Сейчас мне пришла мысль о субкультуре. Моргенштерн, например. Рэпер, который вывелся, которого хотят срезать, прижать, потому что он слишком экстравагантен. Он вообще сам по себе интересен. Но он явление субкультуры, потому что рэп — это, действительно, молодежное, много лет сохраняющееся молодежное поветрие, в недрах которого молодые люди чувствуют себя веселыми, счастливыми, у них общества, они друг друга узнают по притоптыванию. Это, в общем, своеобразные знаки. И бороться с субкультурой невозможно. Невозможно же было бороться с субкультурой Цоя, «Мы требуем перемен!» Это культура оказались сильнее и преследования и всевозможных вызовов на допросы в госбезопасность. Поэтому субкультура, она сильнее, чем силовые средства воздействия на нее.

А.Проханов: Православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального

Как власти гасить вредную для нее субкультуру.

А.Плющев Только возглавить, мне кажется.

А.Проханов Возможно. Потому что, скажем, пример Че Гевары удивительный. Это же верх революционизма, верх радикализма. Что с ними сделали? Что с Че Геварой сделала буржуазная культура? Она обволокла его, она обняла его. Она стала печатать этого человека в берете на майках на потных, на женских и на мужских. Стала именем Че Гевара называть бары, может быть, универсальные магазины. Она опошлила, обезопасила его. Но не думаю, что это уничтожило Че Гевару. Это просто создало еще один вид субкультуры.

А с субкультурой-то как бороться? Че Гевара не был субкультурой. Че Гевара был звездой, он был одиночка, он был восхитителен. Субкультура сожрала. А как с субкультурой бороться? — вот вопрос.

С субкультурой, может быть, можно бороться таким образом, если бы в недрах субкультуры возникло восстание против этой субкультуры. Если бы возник какой-то лидер, какая-то душа, новый стиль, новая форма произведений, еще более радикальная, чем субкультура. Тогда бы субкультура распалась. Одна часть потянулась бы за этим новым явлением. Другая, оскудев, стала вырождаться, погасла. Но это мой домысел.

А.Плющев А зачем делает с ней бороться, Александр Андреевич? Вот вы то что показали,что буржуазное общество. Оно обнимает и превращает в мерч, и извлекает из этого деньги. Может быть, не самое душевное занятие, но тем не менее. Что делает авторитарное гс? Оно пытается уничтожить. В результате оно может быть уничтожено само, как нам показал опыт Советского Союза 30-летие развала которого мы тут в разных смыслах отмечаем.

А.Проханов Вы знаете, были «Красные бригады»…

А.Плющев Это террористическая организация.

А.Проханов Это своеобразная террористическая субкультура, которая родилась как раз в недрах сытого буржуазного западного общества. Потому что западное общество НРЗБ провоцирует революционеров. Восстание против буржуазности, восстание против этой усредненности, сытости, против потребление. Этот бунт, это восстание, оно может произойти.

Я, кстати, думаю, что может быть, уродливые явления сегодняшнего западного мира, с моей точки зрения — господство геев, превознесение всевозможных половых сексуальных уродств, странное гендерство — это тоже связано со слишком филистерским характером этого общества. Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. От благополучия. Оно хочет быть взорвано, оно взрывает себя само. Поэтому не всякая субкультура подавляется тоталитаризмом. Вовсе нет.

Скажем, в Советском Союзе, там не было такого слова «субкультура», но там были молодежные движения, скажем «Ворошиловские стрелки» или ОСАВИАХИМ. Все молодые люди хотели пойти в летчики вслед за Чкаловым.

А.Плющев Но подождите, что значит, движения. Это была вполне себе государственная политика. Это была часть государственной политики. И, более того, вы еще ДОСААФ назовите, собственно, преемник ОСАВИАХИМа. Более того, оно были во многом принудительными, людей загоняли туда. Разве можно загнать в субкультуру?

А.Проханов Субкультуры зарождаются не обязательно как протестные культуры. По всей видимости, есть фабрики субкультур. Потому что мы видим, что субкультуры фабрикуются. Что такое интернет современный? Это фабрика субкультур. По всей видимости, есть мастера, есть портные, которые шьют одежды для новых субкультур? Где это зарождается? Где этот микроб, какой-то штамм, который развивается в какую-то эпидемию субкультурную?

А.Проханов: Когда рушился Советского Союза, я переживал реликтовый ужас, ломался хребет русской истории

А.Плющев Чайный гриб еще хорошо. Где этот чайный гриб?..

А.Проханов Чайный гриб хорошо. Кстати, не шутите с чайным грибом.

А.Плющев Нет. Комбуча сейчас очень популярный напиток на проклятом Западе. Все поглотил, наш чайный гриб тоже поглотил, собака.

А.Проханов Посмотрите на себя в зеркало, Саша. Я вот на себя смотрю в зеркало и вижу чайный гриб. Вы внимательно посмотрите на себя.

А.Плющев Я просто гриб, я без всякого чайного.

А.Проханов Ну вот, все, что я хотел вам сказать по поводу взрывов.

А.Плющев Мы от них довольно далеко ушли. Я хотел еще одну цитату обсудить. Не так давно патриарх Московский и всея Руси сказал, когда очередной был как раз колумбайн, шутинг: «Мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя богами, всех остальных — биомусором, берут в руки оружие, идут убивать», сказал патриарх, указав, что преподавание основ религии позволит узнать о религиозной традиции своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей. Но, видимо, не сработало.

А.Проханов Он примерно подтвердил то, о чем мы с вами говорили. Вот атмосфера такой скуки, уныния, буржуазности, погоня за чистоганом людей возмущает. Люди протестуют самым разным образом. Одни от этого убегают, другие занимаются проповедями, а другие хотят взорвать к чертовой матери этот мир, который стал паскудным, который стал античеловечным. Это так. И патриарх прав. Но только где те огненные слова, которые изрекает священник и ведет за собой паству? Есть много хороших, добрых священников, прекрасных людей. И храм, чтобы о нем не говорили наши антицерковники или Александр Глебович Невзоров, храм — это то место на земле, где светло, гораздо светлее, чем за пределами храма. Моя жена, царствие ей небесное, ее усилиями построен у нас храм, а дочь наша стала звонарем, и она ходит каждую субботу, воскресенье звонить на колокольню нашего храма. И я знаю, какая там в храме обстановка, в этой общине небольшой, какая там доброта, свет.

Где это огненное слово, когда паства становится такой, ангелопрекрасной и идет совершать духовные подвиги. Этого нет. Отсюда и патриарший призыв учить молодых людей основам православной культуры во многом учить дидактически. Где эти учителя.

А.Плющев Раз вы заговорили о слове, как некоем двигателе, давайте поговорим о словах, близком вам жанре, может быть, о литературе в некотором смысле. Как вам день челобитных в Российской Федерации?

А.Проханов День челобитных? Это что, день проскрипционных списков, что ли? Я толком не знаю, что это за день челобитных.

А.Плющев Конечно, это моя терминология. Я подумал, как бы подхватите, нет. Нет, пока еще не прижилось в Российской Федерации. Есть над чем работать.

А.Проханов: Субкультуры — это то, что не поддается истреблению

Ну как, встреча Путина со своим Советом по правам человека — разве это не День челобитных?

А.Проханов Не знаю. Думаю, может быть, конечно. Потому что там собрались люди достаточно респектабельные. Это были не дерзновенные люди, это были законопослушные люди. Они требуют от власти соблюдения законов…

А.Плющев Их, прямо скажем, собрали, потому что их назначают, в том числе, и президент. И многих вывели из его состава, может быть, за дерзновенность как раз.

А.Проханов Не знаю, кого там вывели. Мне интересен только один ушедший оттуда блистательный Шевченко.

А.Плющев Шульман Екатерина Михайловна будет, кстати, сегодня в 21 час в программе «Статус» — вот вам еще один пример. Чиков Павел — блистательный адвокат. Я согласен с вами совершенно, Шевченко тоже полезные член Совета по правам человек.

А.Проханов Вы знаете, этот совет — я кое-что слушал о том, что там говорилось, в частности, часть речи Сокурова. Много комментариев на тот счет. Знаете, какое у меня ощущение? Что это гигантский проигрыш либерализма. Сокуров подставил всех либералов своими высказываниями.

А.Плющев Прошу прощения, все называют Александра Сакурова Сокуровым. Более-менее, у вас есть какое-то тайное знание.

А.Проханов Ну, японское растение, оно какое у нас?

А.Плющев Сакура, но оно пишется через другую букву — через «А».

А.Проханов Вот это моя вечная… Я и «корову» пишу через «А», что поделаешь.

А.Плющев Вы, видимо, Александр Андреевич, в душе белорус.

А.Проханов Да у меня души-то нет. Что вы ко мне пристали с душой? Белорус — да, но души у меня нету.

Повторяю, почему я так считаю. Сокуров сказал удивительную фразу. Может быть, это была оговорка, может быть, это была либеральная фронда. Он сказал, что за то, чтобы дать волю всем субъектам, самоопределению всех, по существу, народов. Пусть народы делают так, как они считают нужным.

А это главный тезис либералов, которые разрушили Советский Союз. Это главная философия и Гавриила Харитоновича Попова, и Бориса Николаевича Ельцина — распустить эти субъекты. В данном случае союза. И этот распад государства обошелся народам, русскому, прежде всего, но и всем остальным чудовищными катастрофами. То есть идея потерять государство для фрондирующей части русского народа является кромешной и самой страшной.

И когда было услышано, что Сокуров предлагает дать вольницу тому, что с таким трудом после 91-го года было собрано Путиным, мне кажется, у Путина должна была возникнуть торжествующая улыбка на лице. Не знаю, возникла она или нет. Теперь он этот раунд выиграл на тысячу процентов. Народ посмотрел на это собрание, в общем, как на людей, несущих зло.

А.Плющев Да там собрание-то было, господи — что? Если бы все члены Совета по правам человека были как Сокуров или как Сванидзе — одно дело. А только по ним и судят, потому что они там что-то такое, действительно, дискуссионное и предложили президенту, о чем стоит разговаривать. А Совет по правам человека состоит, господи, из людей, прямо скажем, отфильтрованных.

А.Проханов Я говорю об общественном сознании. В общественном сознании Совет по правам человека не является организацией ФСБ и не является организацией Министерства обороны и не является профсоюзной организацией.

А.Плющев Но уже близко к тому.

А.Проханов Я не измерял расстояние, но в общественном сознании правозащитники, которые радеют за права человека, — это либералы. В этом смысле либерализм, права, свободы. Свобода субъектов Федерации. Эта свобода, она в 91-м году кончилось жутью распада страны. И она теперь тоже толкает и ведет к тому же самому. Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли Советский Союз на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков. Поэтому повторяю…

А.Плющев Почему на 16?

А.Проханов: Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли СССР на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков

А.Проханов А сколько республик у нас было?

А.Плющев 15. Или вы Болгарию заодно считаете.

А.Проханов Приднестровье, наверное. Не знаю, что я там считаю. Я высказал свою оценку. Это был колоссальный проигрыш либерализма и, по существу доставшаяся Путину даром победа.

А.Плющев Я, честно говоря, не понял, в чем тут проигрыш либерализма именно. Но я понимаю, о чем это. Это хороший мостик к распаду 30-летния Советского Союза. Собственно, что в нем такого трагического за исключением того, что до сих пор мы не можем определиться: была это главная геополитическая катастрофа или это был естественный процесс путь к свободе?

А.Проханов Давайте считать, что это был путь к свободе, естественный процесс, то есть это благо. Как считает вся элита.

Я считаю, что огромным достижением в связи с распадом Советского Союза явилось образование по периферии сегодняшнего российского государства русофобских, пронатовских, оснащенных танками, ракетами, государств…

А.Плющев Это же прямое следствие того, что с ними было в Советском Союзе, разве нет? Очевидно, совершенно. Они больше не хотят туда, в этот Советский Союз. И они бегут в НАТО, ясное дело, что еще им делать?

А.Проханов Давайте отрежем Сибирь от сегодняшней России и отправим Сибирь в НАТО.

А.Плющев То есть вы хотите сказать, что сейчас Сибирь находится на положении региона, с которым плохо обходятся?

А.Проханов Нет, я хочу сказать, что если расчленить целой и воздействовать на эти части в нужном для расчленителя направлении, то эти части будут восставать против недавнего целого. И все государства, которые были созданы на развалинах Советского Союза, большинство из них, они поощрялись Россией на создание собственных суверенных государство. Это была так практика Ельцина. Ельцин радел за создание независимых, суверенных государств. Он скорбел по этому поводу.

Но эти суверенные государство создавались, естественно, на базе русофобии. Надо было оттолкнуться от чего-то, не только от советского, но и от русского. Поэтому создание русофобских государств, пронатовских — это прямое следствие распада Советского Союза.

А.Плющев Продолжим об этом через некоторое время. Нам надо прерваться на краткие новости и рекламу. Я лишь напомню, что в 20 часов — «В круге света», «Церковные школы: назад в будущее?» В 21 час — «Статус» с Екатериной Шульман. А в 22 часа — программа «Кейс». Тем не менее, сегодня Алексей Соломин, Юлий Гусман.

НОВОСТИ

А.Плющев Мы с Александром Прохановым, писателем продолжаем. Мы на большой теме прервались. Это был Советский Союз, соответственно, проигрыш либералов и страшная катастрофа, в результате которой образовались русофобские, как сказал Александр Проханов, государства по периметру.

Давайте продолжим эту прекрасную тему. Смотрите, по периметру. Между прочим, никакого русофобства не было в Беларуси, да и сейчас нет ровным счетом. Мне кажется, что, условно говоря, какой-нибудь Казахстан не назовешь русофобской страной. Там не было какого-то национально-освободительного движения.

А.Проханов: Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. Оно взрывает себя само

У нас все время Владимир Путин называет Украину братским народом или вообще даже одним народом. Какая же русофобия, если один народ присутствует на территории двух государств? Я понимаю, куда вы клоните. Например, можно, с вашей точки зрения, наверняка это бросить Балтийским государствам, потому что там соответствующее национально-освободительное движение фактически было. Но бросить этот упрек Беларуси или Украине мне, в общем, странно.

А.Проханов Вы хотите поймать Путина на оговорках? Нет, я не советую этого делать. Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики. Это тот фактор, которые, по мнению украинских философов, социологов должен цементировать украинский народ, разрушить в нем русский элемент, растворить его в элементах украинских. Поэтому русофобия на Украине, она еще гораздо более грозная и страшная, чем русофобия прибалтийская.

Теперь в такой республике как Казахстан тоже возникают эти тонкие формы, осторожные…

А.Плющев Я замечу, 20 лет или 30 лет спустя после развала Советского Союза. 30 лет прошло!

А.Проханов Знаете, сейчас можно предъявить претензии и к Римской империи за то, что они так жестоко обходились с галлами. И все насилия исторические, они просто всплывают рано или поздно. И здесь фактор времени ничего не значит. Наоборот, чем глубже и древнее эти обиты, тем они с большей жестокостью наказываются, и реванш является более страшным и тяжелым.

Проблема распада Советского Союза и эта идеология, которую мы с вами ведем, — это уже банальность. Об этом говорилось тысячу раз. говорил это свое, талдычил. Мне говорили примерно то же, что вы говорили. Это все стало банальностью. Это является усталостью проблемы. Поэтому я думаю, как же все-таки продвинуться чуть дальше в понимании того, что случилось?

И, мне кажется, что очень важным было понять, что там во время Беловежского соглашения 30 лет тому назад, там пролегла та грандиозная, трагическая пропасть, которая время от времени пролегает внутри русской истории. Вот эти разрывы времен, которыми характерна вся русская история и которые с таким мучением и горечью преодолевается русским имперским государственным субъектом. Этот разрыв истории произошел тогда 30 лет назад. Это очень важно. И когда рушился Советского Союза, я помню, переживал какой-то реликтовый ужас. Мне было страшно, страшнее, чем когда бы то ни было — страшнее во время моих военных одиссей, страшнее, чем во время катастроф, в которые я случайно попадал. Это был реликтовый ужас, связанный с движением этих тектонических платформ, ломался хребет русской истории.

А.Плющев Слушайте, а что страшного? В результате, простите, Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики и образовали потом они Советский Союз, который потом благополучно развалился, тоже сопровождалось это подобными… может быть, не на 15 частей разделилась, но Польша ушла, Финляндия ушла. Никто не плакал вообще. И не вспоминают об этом, как о какой-то геополитической катастрофе гигантской.

А.Проханов Что вы говорите, Саша? Советский Союз собирался с помощью Конной армии. Были созданы армейские подразделения, которые входили в Тифлис, шли на Варшаву, просто не дали им взять эту Варшаву, Тухачевскому. Союз как раз собирался на развалинах царской империи. Она развалилась вся. Это самая страшная пропасть развала. И собирание этой империи итоговое, оно стоило народам колоссальных жертв и усилий. И мы собрали эту империю красную, и собрав ее, одержали эту победу.

А в 91-м году опять возник разрыв. И надо сегодня, спустя уже 30 лет, поместить себя в недра этого разрыва и понять, как долго длился этот разрыв. Он длился примерно 10 лет, а, может быть, даже больше. И понять, как государственность из той, советской эры перенеслась в нынешнюю эру. Почему не исчезло Государство российское? Оно должно было исчезнуть, оно должно было раствориться. Оно должно было перейти в сплошной лом, как ломаются льдины. Должны были уйти Кавказ, должна была уйти Татария, Якутия. Все это ломалось, скрежетало. С каким трудом это спаяно, слеплено.

А.Плющев Мне кажется, то из разряда мифов. То есть понятно, как и почему уходили республики Советского Союза. Потому что они все-таки были странами по большому счету внутри Советского Союза, были республиками. Какая Якутия? Куда она уйдет? Какой Урал? Какая Уральская республика? О чем вы?

А.Проханов Вы ни разу не были в Чечне во время войн? Вы на чеченских войнах были?

А.Плющев Нет, я не был.

А.Проханов Какая Чечня? Куда она уйдет? Подождите, а куда уйдет Дальний Восток? Дальневосточная республика? Она же была. А куда уйдет Урал? Когда все дряблое, рыхлое… Что, Ельцинское государство — это что, сталинская мощь? Все стало плыть, расплываться. В 90-е годы Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на этом историческом солнце. Поэтому что вы, Саша, не лепите мне это все.

А.Плющев Ну ладно, какая там сталинская мощь? В конце концов, сталинская мощь закончилась брежневской немощью, даже черненковской, я бы так сказал. Ну, да бог с ним.

А.Проханов Конечно.

А.Плющев А как? Вот так вот.

А.Плющев Ну вот бушевская мощь закончилась байденской дряблостью. Гитлеровская мощь окончилась дряблостью Хонеккера. Вообще всякая мощь кончается дряблостью. Что уж там уж? Это же ваша Родина, Саша, Советский Союз. Вы же советский. У вас на лбу-то звездочка, я смотрю, сверкает.

А.Плющев Есть такое: во лбу звезда горит. Но мне кажется, что сейчас мы с вами рассказываем друг другу некие сказки. Во всяком случае я от вас точно слышу. Возможно, и вы от меня слышите. Это нормальное.

И мне показалось, что как-то под Новый год все стали друг другу сказочки рассказывать, в том числе, например, президент Путин. Сказочки, я не говорю, что это обязательно ложь, но смотрится своеобразно. Путин успел нам рассказать про агентов ЦРУ, которые в 90-е годы фактически с ногами на столе сидели в правительстве. Про расчлененную Россию, которую на картах показывали всем. И про то, что сам он таксовал в 90-х.

А.Проханов: В 90-е Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на историческом солнце

Я хотел вас как писателя спросить, отчего такая вдруг литературщина поперла со всех щелей? И Путин просто ежедневно нас снабжает какими-то байками, что ли, я не знаю, как сказать.

А.Проханов Вы знаете, я принадлежу к числу этих сказочников…

А.Плющев Да я знаю. Вы не в прошлый раз, две недели назад рассказывали про подлодку «Курск» отличную сказку тоже.

А.Проханов Я договорю. Я объехал огромное количество оборонных предприятий, которые были уничтожены и закрыты в 90-е годы. Я был на великом «Севмаше», который сейчас выпускает «Бореи». Я знал, когда приезжал Гайдар и Ельцин, требуя закрытия этих заводов. Это сделали цээрушники, которые сидели у Чубайса. Они занимались госимуществом, они занимались уничтожением отраслей, конкурирующих с американцами. Самолетами увозили секретную документацию.

Это все сказки, я понимаю, новогодние сказки, там не было ничего этого. Совершился гигантский разгром великой советской цивилизации. Он совершился не сам по себе, это сделали не мыши, это сделал не Цой. Это сделали офицеры ЦРУ, которые сидели в Москве, которые сидели в Вашингтоне, которые сидели в Лэнгли, которые занимались проблемой обескровливания этой огромной конкурентной страны красной.

Поэтому, конечно, все это сказки, все это не так. Мы живем в чудесной, великолепной, полноценной стране, где соблюдаются права человека. Это же идеал. Вы достигли идеала. Вы разрушил Советский Союз и живете в своей свободной, восхитительной, милой стране. Как я вам завидую, что вы, наконец, добились своего либерального счастья.

Вы его не добились по одной причине — что там, внутри русской истории живет этот сгусток энергии, который преодолевает разломы исторические и воспроизводит сущности имперские на любых отрезках русской истории, в том числе, на этом. Вы этого не понимаете и не хотите с этим смириться. Отсюда и одиночные пикеты.

А.Плющев Неожиданный вывод, собственно говоря. Вам что милее в этом смысле, широкомасштабные манифестации?

А.Проханов Да мне просто милее ваше изумление, ваша милая моему сердцу ирония.

А.Плющев Это так, действительно. Слушайте, а какие цээрушники? Почему мы узнаем о них только сейчас? Что вы молчали все эти годы? Сначала про подводную лодку, спустя 20 лет, теперь про цээрушников, спустя 20 лет. Где были спецслужбы, что с ними стало?

А.Проханов Что стало со спецслужбами в виде Бобкова?

А.Плющев Нет, в виде Путина. Почему в виде Бобкова?

А.Проханов Ну, потому что Путин тогда был еще мелкий сошка. А вся крупная рать кагэбэшная, которая разрушала Советский Союз вместе с Крючковым…

А.Плющев Вместе с Крючковым? Крючков же был в ГКЧП. Вы о чем сейчас?

А.Проханов Ой, Саша, у нас не будет времени. ГКЧП… Крючков должен был арестовать Ельцина и положить конец ельцинизму. Вместо этого он не отдал приказ, уничтожил ГКЧП, а вместе с ним Советский Союз. Это длинная история о роли КГБ, Андропова в разрушении государства.

Просто я говорю, что эти, как их называют, темные рыбы истории, которая плавают в глубинах истории, время от времени всплывают. Нам, например, никто не сказал, о чем говорил Ельцин в Сиэтле, когда он прилетел, как пьяный бык мочился там на шасси, о чем он говорил? О чем говорил Горбачев в Рейкьявике с Рейганом, когда он выступил по телевизору. Лицо у Горбачева было страшное, как будто его ошпарили кипятком. Такое лицо, наверное, было у Иуды, когда он убегал из Гефсиманского сада. Нам никто об этом не рассказал. Но когда-нибудь расскажет.

А.Плющев Безусловно. Ну, потихоньку узнаем правду, действительно. Спасибо большое! Благодарю писателя Александра Проханова. Как всегда искрометно провели 45 минут. Через 15 минут — «В круге Света».

  • Теплично парниковый как пишется
  • Теплица из поликарбоната царская сказка прямостенная
  • Теперь мне ясно вспомнилась и эта зеленая усадьба и бабушкины рассказы
  • Теперь когда старуха закончила свою красивую сказку в степи стало страшно тихо
  • Теперь или никогда обломов и штольц сочинение план