Тепло родного дома сочинение

Вариант 1. пример сочинения к учебнику ладыженской 5 класс рассмотрите репродукцию картины. что изображено на картине? какое это время года?

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Ладыженской 5 класс

Рассмотрите репродукцию картины. Что изображено на картине? Какое это время года?

Примерный план сочинения:
1. Описание сюжета картины
2. Зимний пейзаж за окном
3. Что заинтересовало мальчика
4. Значение интерьерных деталей
5. Окно как граница между мирами

Мальчик у окна

На картине Рустема Хузина «У окна» изображен мальчик лет пяти, который заинтересованно выглядывает на улицу. Он стоит на стуле и опирается на локти. Можно сказать, он наполовину лежит на подоконнике. Ребенок расположен спиной к зрителю. Но даже в таком положении понятно, что он приподнял голову и пристально, сосредоточено смотрит вдаль.

Большое окно занимает почти всю площадь картины. На нем нет штор или занавесок. Ничто не мешает полностью рассмотреть то, что находится на втором и заднем планах. Художник изобразил разгар зимы. Преобладают беловатые, серые, голубые и синие оттенки. Двор полностью усыпан снегом. На нем виднеются рыжеватые пятна песка. Им раньше посыпали землю в гололед.

Ветви деревьев украшены белыми шапками снега. Они напоминают морозные узоры, которые обрамляют оконный проем по периметру. Внизу виднеется светлая рама. Она усиливает схожесть пейзажа с художественной картиной. Что заинтересовало мальчика? Дворник, который расчищает снег лопатой. Или живые огоньки окон на втором этаже в доме напротив. Или дальняя линия горизонта, которая почти сливается с серым туманом. Но все равно можно рассмотреть крыши дальних строений.

Я думаю, главный герой любуется зимним пейзажем. Он умеет чувствовать красоту природы. И мечтает покататься на санках, поиграть в снежки с друзьями. О многом «говорят» детали интерьера. На широком подоконнике расставлены разные предметы. Слева мы видим вазон с растением. Листья на нем редкие, светло-зеленого цвета. Видимо, в зимнее время они получают недостаточно солнца. Справа от главного героя – два фломастера или ручки. Рядом с ними – альбом для рисования или книжка-раскраска. В дальнем левом углу находится игрушечная машинка с подъемным краном.

Эти предметы указывают на то, что ребенок не бездействовал. Он игрался и рисовал. А потом открыл для себя новый мир, который увлек его. Оконное стекло напоминает мне границу между двумя мирами. Художник воссоздает контрастное сочетание тепла и холода. Ведь так приятно находится в домашнем уюте, когда на улице снег и мороз. И увлекательно любоваться роскошной красотой зимы за окном. Иногда стоит отвлечься от игр и выглянуть на улицу. Возможно, и в обыденных вещах можно увидеть настоящее чудо.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. О картине
2. Сюжет
3. Описание мира за окном и мальчика — главного героя
4. Передний и задний планы
5. Цветовая палитра
6. Мое отношение к полотну

Картину «У окна» написал наш современник, художник, живущий в Татарстане Рустем Хаитович Хузин. Он пробует себя в разных жанрах живописи, но центральное место в его работах чаще занимают люди разных возрастов.

Главным героем этого полотна стал мальчик лет пяти-шести. Малыш сидит возле окна и увлеченно рассматривает, что происходит на улице. Возможно, недавно выпал снег и мир за окном сильно преобразился. Все вокруг укрыто белым, пушистым одеялом. Деревья превратились в сказочные растения, между тротуаром и дорогой стерлась граница.

Картина за окном стала похожа на большой лист бумаги. На нем дворник рисует метлой замысловатые узоры и добавляет красок, посыпая пешеходную дорожку желто-оранжевым песком, чтобы люди не падали, ступая на скользкую поверхность.

Малыш и сам не прочь порисовать. Рядом с ним, на подоконнике лежат карандаши, краски и альбом. Возможно, он хочет перенести на бумагу все, увиденное за окном.

На переднем плане зритель видит мальчика, одетого в клетчатую фланелевую рубашку. Слева от него на подоконнике в горшке стоит зеленая герань. Справа ребенок положил инструменты для рисования.

Большую часть картины занимает огромное окно, в котором виден целый мир. Все будто погрузилось в тишину и зимнюю спячку. На заднем фоне стоит серый дом, похожий на старинный замок. Белое снежное облако укрыло ветви деревьев и землю. На светлом фоне яркие пятна — следы песка, насыпанного дворником.

От картины веет спокойствием и уютом. Как приятно в тепле сидеть возле окна и смотреть на волшебный мир, преобразившийся после снегопада. Мне тоже иногда хочется взять краски и кистью нарисовать все, что я вижу вокруг. В эти моменты я становлюсь похожим на главного героя полотна «У окна».



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Рустем Хузин – современный художник из Казани. В современном искусстве он придерживается традиции монументальной живописи. Пишет в стиле реализма пейзажи, портреты и жанровые сцены. Картина «У окна» похожа на воспоминание художника о своём детстве. Первоначально автор назвал своё полотно «Алимкина зима». Возможно, он изобразил на ней своего маленького сына или знакомого мальчика. Картина показывает мир детства. Она получилась нежной и трогательной.

2. Мы видим на картине огромное окно и заснеженный двор в нём. Малыш примерно пяти лет увлеченно разглядывает мир за окном. Или он ждёт возвращения мамы с работы. Нам виден лишь его темноволосый круглый затылок. У картины особенная композиция. Художник разделил полотно белой линией оконной рамы на зимний пейзаж с дворником и уютную комнату с ребёнком. Он противопоставляет эти два мира друг другу. Но между ними есть связь – это малыш, который в настоящий момент находится в комнате, но душа его погружена в мир городской природы.

3. Ребёнок изображен одиноким. Он занимает себя рисованием игрушек на альбомном листке и разглядыванием двора. Мальчик облокотился на подоконник и даже прилёг на него животом. Автор картины показал не мимолётный взгляд в окно, а долгое сидение у него. Скорее всего, главный герой картины болеет. Иначе он был бы в детском саду. На мальчике тёплая фланелевая рубашка в клетку и тёмные штанишки. Может быть он простужен, потому тепло одет. Чувствуется, что он устал сидеть дома один. Ему хочется побежать во двор, но мама запретила. И там холодно, уже наступает вечер.

4. В комнате горит яркий свет, уютно и тихо. Цветок с геранью в коричневом горшке на подоконнике добавляет картине чувство дома. Стопка рисунков делает полотну доброты и говорит о занятиях ребёнка до того, как он начал ждать появления мамы в заснеженном дворе. Мир, в котором находится малыш пока для него важнее, чем заоконный.

5. Пейзаж за окном художник объединил с трудовой деятельностью человека. Дворник прибирает двор. Он стоит с лопатой и какой-то ёмкостью возле краснеющей кучи. Может быть, дворник не успел убрать собранные листья. Весь двор в снегу. Наверное, это был первый сильный снегопад. В соседнем доме уже зажегся свет в окнах. На горизонте виднеются высотные городские здания.

6. Картину мастер написал в неярких красках. Преобладают холодные тона. Но добавлено много тёплых пятен. Это жёлтый свет в окнах, игрушки, рисунки, цветочной горшок на подоконнике. Красноватые кучи во дворе создают ощущение небольшой тревожности. Ребёнок скучает и ждёт родителей.

7. Настроение картины чуть грустное. Холод пейзажа за окном уравновешивается пушистость снега. Мир не кажется мрачным.

8. Живописец хотел показать нам уютный одинокий мир маленького человека и огромный холодный, но многообразный мир за стенами родного дома. Пока городской двор привлекает внимание малыша, но скоро он вырастет и увидит большой город, страну. Тёплые воспоминания о доме и детстве сохранятся в его душе. Ведь именно эти воспоминания будит картина у зрителя.

9. Мне нравится картина спокойной обстановкой в детском мире мальчугана. Кто из нас не любил также смотреть в окно? Картина словно переносит меня в детство.

Тема родины и любви к ней является неотъемлимой чертой лирики Сергея Есенина. Этот поэт очень трепетно относится к местам где он вырос и где остались его родители. В своих стихах он воспевает природу России и простых людей, живущих в этой стране. Образ родного дома и родины присутствует в таких произведениях как: «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Возвращение на родину».

Стихотворение «Спит ковыль.Равнина дорогая…» состоит из нескольких пейзажных зарисовок демонстрирующих природу России, которая так нравится поэту: «Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя».Есенину свойственно не только хвалить родину, но и указывать на её недостатки, например на тяжелые условия жизни: «радуясь свирепствуя и мучась» — живут люди на Руси, однако, по мнению лирического героя, «никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Заканчивает стихотворение поэт такими строчками:»дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть» — это говорит о том, что родные места для Сергея Александровича это как место где он рос и воспитывался так и последнее пристанище, и другого пути для себя он не видит.

В произведении «Возвращение на родину» поэт от лица лирического героя рассказывает о своем возвращении в родные края и о изменениях произошедших там. «Отцовский дом не смог я распознать» — говорит лирический герой — это показывает читателю, что о былых временах у Есенина остались только воспоминания. Символично то, что узнаваемым осталось лишь кладбище у горы — будто на нём и похоронено всё то, чего Сергей Александрович не смог найти в деревне. Автор не забывает высказать свою позицию насчет коммунизма и событий, произошедших в стране, в целом: «Ты коммунист?Нет!…Такая гадость!Просто удавись!» — он считает, что идеология, распространяемая властями вредит народу и молодое поколение перестает уважать старшее:»Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот».В этом стихотворении Сергей Есенин с иронией повествует о проблемах общества на стыке убеждений: «И мне смешно, как шустрая девчонка меня во всем за шиворот берет…»

Лирическое произведение «Я покинул родимый дом…» повествует о ностальгии по дому и родным.Сергей Александрович видит мать, скучающую по нему на фоне деревенского пейзажа: «В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть»- и уже поседевшего отца «Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». Сравнивая себя со старым клёном поэт показывает, что частичка его души все еще живет в родных краях, как и это дерево: «Есть радость в нем тем, кто листьев целует дождь, оттого что старый клен головой на меня похож».

Образ дома в лирике Сергея Есенина представляет собой красивые деревенские пейзажи, портреты постаревших родителей и ностальгия по детским временам, когда многое было иначе:»Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот».

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Так, в стихотворении «Письмо

матери» поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого «райского уголка», где можно спрятаться от «тоски мятежной». Это чувство усиливает описание «несказанного света» над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная», в котором поэт сталкивает два мира — крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: «Хаты — в ризах образа». Родной дом способен заменить поэту рай: «Я скажу: «Не надо рая, // Дайте родину мою». Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями». Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: «Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться». Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Цинболенко Анна

Ученица, обратившись к поэзии С. Есенина, исследует художественный образ дома в творчестве поэта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

С.А. Есенина

Исследование по литературе

Выполнила
:
Цинболенко Анна Александровна

ученицы 8 а класса

МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»

Руководитель:

Прушинская Любовь Михайловна

Учитель: Русского языка

Литературы.

МОКУ «Гимназия г
.
Тюкалинска»

План:

  1. Введение.
  2. Основная часть.

2..1. Из села Константиново в большую поэзию

2.2. Дом как художественный образ.

  1. Заключение.
  2. Приложение.
  3. Литература.

Введение

Тема:

Дом как художественный образ в творчестве

С. Есенина.

Актуальность:

Интересно узнать, каким изображён дом в

поэзии С.Есенина, в чём особенность художественного образа «дом».

Проблема
:

Можно ли поставить знак равенства между домом С.Есенина и домом (художественным образом) в творчестве
?

Объект исследования:

Б
иография С.Есенина. Стихотворения

С.Есенина.

Предмет исследования:

Стихотворения С.Есенина о родине, о доме.

Цель:

Выявить, каким предстаёт дом в лирике С.Есенина; как создаётся художественный

образ дома
.

Задачи:

Изучить литературу о жизни и творчестве С. Есенина. Прочитать стихотворения поэта, выбрать для анализа именно те, где упоминается слово «дом» (и близкие по лексико-семантической группе). Познакомиться с воспоминаниями об Есенине. Проследить, как меняется настроение поэта, в зависимости от года написания. Проанализировать стихи.

Гипотеза:

Можно предположить, что поэт С.Есенин дорожил своим домом и поэтому с любовью писал о нём в своих стихах.

Методы:

Изучение библиографии.


анализ лирических стихотворений.


наблюдение над словом в контексте стиха

Обобщение материала.

Творчество С.Есенина близко и понятно всем в нашей стране. Наверное, нельзя встретить человека, который не помнил бы наизусть хоть несколько строчек из его стихотворений.

Поэт мог с особым лиризмом и простотой рассказать о самом важном, сокровенном. Его стихи открывают нам мир родной природы, учат любить родину, помогают разобраться в своих чувствах.

В ходе данного исследования предстоит выяснить, как поэт создаёт в стихотворениях образ дома, какие приёмы использует, чтобы донести до читателя мысли и чувства.

Для этого я должна познакомиться с библиографией по жизни и творчеству С.А. Есенина.

Посетив библиотеку, я выяснила, что о жизни и творчестве поэта можно прочитать следующие книги, которые были изданы в разные годы: Базанов Вас. Сергей Есенин и крестьянская Россия, Марченко А. Поэтический мир Есенина, Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии, Отчее слово: Сергей Есенин. Писатели о творчестве, Прокофьев Н.И. Есенин и древнерусская литература, Сергей Есенин: Проблемы творчества, Солнцева Н. Китежский павлин: Филологическая проза: Документы. Факты. Версии, Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина.

По аннотации я выяснила, что среди этих книг есть те, которые могут мне пригодиться, так как в них содержится важные для моей работы сведения о жизни и творчестве С. Есенина.

Основная часть

Из села Константиново в большую поэзию

Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября (21сентября)1895года в семье крестьян в селе Константиново Рязанской губернии. Со взрослыми бывал на сенокосе, знал с детства крестьянскую работу. Был окружён теплом и заботой своих родных. Ценил дом. Сергей Есенин говорил, что «деревенская изба подобна храму», потому что в ней хранится очень много добра и красоты.

Село Константиново вытянулось вдоль высокого берега Оки. С обрыва открываются взору безбрежные дали за рекой, заливные луга, лесные просторы, а дом располагался напротив церкви.

Близкий друг и исследователь творчества С. Есенина Юрий Прокушев, рассказывая о жизни поэта, обращает наше внимание на то, что дом, в котором жил Сергей Александрович, был окружён «поэзией» — настолько поэтичны были эти места. Всё влияло на развитие есенинского дара: сенокос, выезды в ночное, та атмосфера народной поэзии, в которой он рос.

С ранних лет полюбил сказки, народные песни, частушки. Слушал Сергей и «богомольные» песнопения. Бабушка брала его с собой, отправляясь в монастыри. Дед знал множество народных песен, которые пел протяжно. Любил он загадывать загадки, испытывая Сергея на смекалку и уча внимательнее относиться к миру.

Читая о жизни С. Есенина, можно заметить, что поэт с детства мог ощущать неразрывную связь с родной природой. А это возможно, только если относиться ко всему окружающему как к дорогому, святому месту.

Пришло время, Сергей Александрович покинул «родимый дом» и оказался в Москве, где началась его поэтическая жизнь.

Так в русскую поэзию пришёл поэт С.Есенин. Пришёл, чтобы рассказать о своих чувствах к родному дому, дорогим и близким людям.

Дом как художественный образ

Для дальнейшей работы мне необходимо выяснить значение слова «дом». В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова слово «дом» дано как многозначное:

Дом-это жилое помещение, своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Место, где живут люди, учреждение, заведение.

Из этих значений мне нужно выделить те, которые можно «увидеть», в стихотворениях С.Есенина и постараться понять, как они интерпретируются поэтом.

Я считаю, что нужно выделить значения:

Дом – жилище, здание.

Дом – семья, родные.

Эти значения определяют ход дальнейшего исследования.

Необходимо отобрать стихотворения, в которых употребляется слово «дом», классифицировать их по группам: дом- здание (изба, хата) ; дом- семья.

Прочитав 30 стихотворений поэта, я выделила 22, — в которых встречается слово «дом», (в значении «жилище»). Сюда вошли стихи со словами этой лексико-семантической группы:

Изба;

Избушка;

Хата;

Хижина.

(«Спит Ковыль»; « Весенний вечер»; « В хате»; « Край ты мой заброшенный»; и многие другие)

Поэту близок крестьянский мир, ему знаком труд пахаря, возвращающегося с полей в свою «избушку»; в стихотворении «Весенний вечер». В стихотворении «Край ты мой заброшенный» избы не просто выстроились на деревенской улице, а «забоченились». Автору удалось найти такое слово, которое помогает увидеть образ старой избы, давно покосившейся, упавшей на один бок от старости, а может, от забот.

Лирический герой с любовью обращается «не тоскуй, моя белая хата».

Читая стихи ранних лет, можно увидеть, что поэту дорог дом, хотя он порой употребляет синонимы;

Избушка;

Хижина;

Хата.

Почему? Наверное, эти слова помогают «наполнить» слово «дом» дополнительными оттенками. Мы говорим «избушка» — и сразу видим, уютный домик, усталое лицо мамы, ожидающей своего сына:

В 1916году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога», в котором проявилось мастерство поэта по созданию ярких метафорических образов:

  1. изба – старуха челюстью порога

жуёт пахучий мякиш тишины.

Старая изба. Вечер. Тишина.

Но у Есенина всё образнее, живее, благодаря метафоре «изба – старуха »

Особое место занимает в раннем творчестве стихотворение «В хате»: Литературовед П.Н. Сакулин так охарактеризовал его: «Мила, бесконечно мила» поэту деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё – и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, и петухов, и щенков, забравшихся в хомуты.

Казалось бы, всё настолько обыденно, но в то же время уже в этом стихотворении исследователи творчества С. Есенина отмечают, что «утварь крестьянской избы здесь – образ духовной благодати» (Н.М. Солнцева). Читая это стихотворение, мы видим, что поэт хочет рассказать о своей восторженной любви к жизни, рассказать о простой её красоте.

Но дом — это не только здание, нельзя представить деревенский дом без резных узорных наличников, без крыльца, двора, где хозяин всё сделает по своему усмотрению, добротно, надёжно…

Проиллюстрируем это примерами из текстов:

  1. Низкий дом с голубыми ставнями.
  2. Наша горница хоть и мала, но чиста.
  3. Снег у крыльца

Как песок зыбучий.

Поэт, будто экскурсовод, проводит читателя «по залам», пусть это всего лишь малая часть того мира, который дорог поэту и забыть о нём он не может и не хочет.

  1. Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг.(1917 г.)

Поэт становится старше, мудрее, и всё же ему хочется чувствовать тепло родного дома — «родительского очага». Хотя он, конечно, понимает, что время движется вперёд.

…Уж кому- то не петь на холму

Мирно грезит родимый очаг.

О погибших во мраке плечах.

Нельзя представить крестьянскую избу без иконы. Были иконы и в доме деда, и в доме родителей С. Есенина.

Жизнь поэта неразрывно была связана с христианскими идеалами. Поэтому «находим» иконы в стихотворениях поэта:

Колокольчик среброзвонный

Ты поёшь? Иль сердцу снится?

Свет от розовой иконы

На златых моих ресницах.

Сам поэт в своём философско– эстетическом трактате «Ключи Марии» объясняет, что крестьянский мир и церковный связаны в единый образ.

В восприятии русского поэта этот мифопоэтический образ приобретает ярко выраженный национальный колорит, предстаёт в виде мирового древа:«всё от древа — вот религия мысли нашего народа».

Крестьянская изба со всеми предметными деталями её внешнего облика и нехитрого внутреннего убранства становится олицетворением мирового древа.

Стержнем связи неба и земли, человека, природы и вечности. А суть этого «стержня» — вера, именно она связывала воедино человека, землю, небо.

Оттого икона в избе крестьянина и занимала красный угол, украшалась вышитыми рушниками.

(Хаты, в ризах образа…)

Оттого и благословляли иконой, спешили очистить душу…

За неверие в благодать.

Положите меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Дом крестьянина – это целый мир, вселенная – здесь всё взаимосвязано:

Мать – отец – семья – очаг – вера…

  1. Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо!

Что я сберёг, те

Все ощущения детских лет. (Мой путь)

Обратившись к стихотворениям второй группы, а это стихотворения в которых слово «дом» употреблено в значении «близкие, родные люди.»

Я нашла такие стихотворения, которые поэт посвятил своим родным. А родные,(мать, отец, сестра, дед, бабушка)-это его семья, это его дом. В этих стихотворениях можно увидеть, как дороги Есенину эти люди.

Навсегда запомнились ему «бабушкины сказки про Ивана- дурака», запомнились беседы с дедушкой.

Обращают на себя внимание, в этих стихотворениях слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами (оценочная лексика): старушка, матушка, бабушка. Особая нежность исходит от этих слов, а может быть, это запоздалые слова раскаяния:

Старушка милая,

Живи, как ты живёшь,

Я нежно чувствую

Твою любовь и память.

Необходимо отметить, что эти стихи написаны уже в 1924 году, поэт старался «излить» свои чувства, ему будто не хватает этих тёплых задушевных бесед:

Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу…

У вас под окнами

Теперь метели свищут… (Письмо деду)

Поэт убеждает не только деда в нужности стальных коней, но и самого себя:

Тогда садись, старик,

Садись без слёз,

Доверься ты

Стальной кобыле.

В сборнике стихотворений я нашла четыре стихотворения с посвящением: сестре Шуре «В этом мире я только прохожий»,

«Ты запой мне ту песню»,

«Ах, как много на свете кошек»,

«Я красивых таких не видал»…

Все четыре стихотворения объединяют доверительная интонация, Есенин разговаривает и с сестрой, и с мамой, и с бабушкой, и с родным домом:

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь-

Нам одною любовью с тобою

Это родину привелось.

Где бы ни находился поэт, он видит себя рядом со своими родными, рядом с домом. Не может быть любовь к дому врозь, отдельно от родных.

Проанализировав стихотворения С. Есенина, я считаю, что можно выделить стихотворения, в которых

слово дом употреблено в более широком значении. Поэт уходит от конкретного образа дома к ДОМУ, который символизирует родину, родной край:

Всё равно остался я поэтом

Золотой, бревёнчатой избы.

Поэт «избы», казалось, он уже рад принять трактора и другую технику, готов согласиться с сестрой- комсомолкой, а в сердце всё равно остаётся поэтом, который прославил крестьянскую избу, крестьянский мир, отчий край.

Заключение

В ходе исследования я постаралась проследить, как поэт в своём творчестве «строит дом» — ДОМ как художественный образ. В качестве «строительного материала» поэт мастерски использует изобразительные возможности родного языка:

Эпитеты (голубой, отчий, золотой, весёлый)

Олицетворения (кудрявый сумрак за горой рукой машет белоснежной)

Сравнения (как серёжки, прозвенит девичий смех)

Метафоры: (Вяжут кружево над лесом

В жёлтой пене облака.)

Диалектизмы (Пахнет рыхлыми драчёнами,

У порога в дёжке квас)…

Есенину важно не только построить здание, но и вселить в него душу, оттого проникновенно звучат слова: «Мир тебе, деревянный дом…» Поэт словно кланяется своим истокам – своему НАЧАЛУ – всем тем дорогим людям, которые научили любить отчий край.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: не надо рая

Дайте Родину мою.

А в понятие «Родина» входит дом, даже если это покосившаяся изба, хата, по которой расхаживают куры, старинная икона. Это и мать, и дед, и сестра Шура, и тот крестьянский мир, с которым поэт был связан невидимыми, но очень прочными нитями.

Выдвинув в начале исследования гипотезу, что Есенин дорожил своим домом и поэтому с любовью писал о нём в своих стихах, я считаю, что мне удалось это доказать.

И ещё – очень важно – свой дом, свою родину человек любит не за то, что он красивый, большой, модный, а потому, что это его дом, его родина. И иначе нельзя.

Приложение

Запад подёрнулся лентою розовой

Пахарь вернулся
в избушку
с полей
(1912год)

На дворе
обедню стройную

Запевают петухи.
(1914год)

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты
– в ризах образа…
(1914год)

Избы
забоченились,

А их всех- то пять.
(1914год)

Показался ей месяц
над хатой

Одним из её щенков.
(1915год)

Покину
хижину
мою

Уйду бродягою и вором.
(1915год)

Я снова здесь,
в семье родной
,

Мой край, задумчивый и нежный!
(1916год)

Манит ночлег, недалеко
от хаты,

Укропом вялым пахнет огород…
(1916 год)

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни

Не тоскуй,моя белая
хата

Что опять мы одни и одни.
(1916 год)

Кусты рябин туманной глубины.

Жуёт пахучий мякиш тишины
.

Крадётся мглой к овсяному
двору;

Обняв трубу, сверкает по повете

Зола зеленная из розовой
печи (1916 год)

Ты жива ещё, моя старушка?

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом
. (1924 год)

Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.
(1924 год)

Не вернусь я в отчий дом

Вечно странствующий странник

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник
(1925 год)

Наша горница хоть и мала

Но чиста.

Я с тобой на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге
(1925 год)

Снег у крыльца, как песок зыбучий.

Вот такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий кров.

Снова вернулся я в край родимый
. (1925 год)

Вот уж вечер,

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки
.

И берёзы стоят,

Как большие свечки
. (1910 – 1925)

О красном вечере задумалась дорога

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору
. (1916 год)

Кто- то сгиб, кто то канул во тьму,

Уж кому – то не петь на холму.

Мирно грезит родимый очаг.

О погибших во мраке плечах
. (1917 год)

Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг.
(1917 год)

Колокольчик среброзвонный

Ты поёшь? Иль сердцу сниться?

Свет от розовой иконы

Под красным вязом крыльцо и двор,

Луна над крышей, как злат бугор.

На синих окнах накапан лик:

Бредёт по туче седой старик.
(1917 год?)

Весна на радость не похожа

Кадила темь, и вечер тощий

Свивался в огненной резьбе,

Я проводил тебя до рощи,

К твоей родительской избе
.

И долго – долго в дрёме зыбкой

Я оторвать не мог лица,

Когда ты с ласковой улыбкой

Махал мне шапкою с крыльца
. (1916 год)

Твой глас незримый, как дым в избе,

Смеренным сердцем молюсь тебе
. (1916 год)

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревши спину под бугром?

Синий, синий мой цветок

Не прихоженный песок.

Где ты, где ты, отчий дом
. (1917 год)

Устал я жить в родном краю

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище.
(1916 год)

Всё живо особой метой

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.
(февраль 1922 год)

Да! Теперь решено. Без возврата

Низкий дом без меня ссутулился,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог
. (1922 год)

Эта улица мне знакома

Не искал я ни славы, ни покоя,

Я с тщётой этой славы знаком.

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Я любил этот дом деревенский,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.
(1923год)

Мне осталась одна забава

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать.

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.
(1923год)

Пускай, ты выпита другим

Теперь со мной я мирюсь

Без принуждения,без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными – кладбища и хаты
. (1923год)

Спит Ковыль

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.
(Июль 1925 год)

И садился в два рядка

Слушать
бабушкины
сказки

Про Ивана – дурака.
(1913год- 1915 год)

На краю деревни старая избушка.

Там перед иконой молится
старушка
. (1914 год)

Улыбаются
старушки
,

Приседают
старики

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники.
(1915 год)

Черепки в огне червонца.

Дед
– как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде.
(1915 год)

Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как
родительский очаг
.
(1917 год)

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь

В три звезды березняк над прудом

Теплит
матери старой
грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У
отца
пролилась в бороде
. (1918 год)

Ты жива ещё,
моя старушка
?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.
(1924 год)

Но время будет,

Милая, родная!

Она придет, желанная пора

Не даром мы

Присели у орудий:

Тот сел у пушки,

Этот – у пера.
(1924 год)

Покинул я родимое жилище.

Голубчик!
Дедушка!

Я вновь тебе пишу
… (Декабрь 1924 год)

Привет, сестра!

Привет, сестра!

Крестьянин я ль иль не крестьянин?!

Ну как теперь ухаживает
дед

За вишнями у нас, в Рязани?
(1925 год)

Я красивых таких не видал,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде –

Матушка
в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи

Плакала
родимая
в купырях от боли
. (1912 год)

Старушка милая,

Живи, как ты живёшь.

Я нежно чувствую

Твою любовь и память
. (1924 год)

Прочитав 30 стихотворений поэта,

я выделила 22 — в которых встречается слово «дом»,

Крыльцо и двор встретились мне в стихотворениях 7раз.

Стихи, где икона — 2раза.

Отчий край – 3раза.

Родной край – 5раз.

Элементы домашнего мира- 4раза — это печь, горница.

Стихотворения, где дом- это родные близкие люди- 13раз.

Литература.

  1. Базанов Вас. Сергей Есенин и крестьянская Россия.- Л.,1982.
  2. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- 2-е изд.- М., 1989.
  3. Михайлов А.И.Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.,1990.
  4. Отчее слово: Сергей Есенин. Писатели о творчестве. – М., 1968.
  5. Прокофьев Н.И. Есенин и древнерусская литература Сергей Есенин: Проблемы творчества.- М., 1978.
  6. Солнцева Н. Китежский павлин: Филологическая проза: Документы. Факты. Версии.- М., 1992.
  7. Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина.- М., 1994.
  8. Приходько В.А. Постижение лирики- М.,1988.
  9. Воронина Н.В, Егорова Т.В. Русский язык готовимся

к экзаменам и олимпиадам- М., «Дрофа» 2006.

  1. Есенин С.А. Избранное –М.,1999.
  2. Наумов Е.Сергей Есенин. Личность. Творчество.

Эпоха- М., 1981.

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка- М.,

1991.

  1. Прокушев Ю.Л. Время. Поэзия. Критика-М., 1980.
  2. Семёнов А.Н,Семёнова В. В. Русская литература XX

в вопросах заданиях.

  1. Солнцева Н.М. Сергей Есенин- М., 1999.
  2. Тимофеев Л.И. Слово в стихе-М.,1982.
  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа

М.,1988.

Есенин охарактеризовал творческий путь, который был им пройден, коротко – для него основным всегда было чувство Родины. Первым делом именно Родина являлась родным домом для поэта. Творчество его ассоциируется с выражением «Русь деревенская», и с безграничной любовью по отношению к деревне, просторам, природе, русскому быту. Со слов Есенина, любовь эта взяла своё начало в родном селе Сергея Есенина Константиново, близкая связь с которым поэтом ощущалась всегда, даже если он находился очень далеко от этих мест.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Образу родного дома отведена значительная роль в лирических стихах Есенина.

В качестве наиболее знакового произведения выступила маленькая поэма «Русь». С. Есениным в неё создается образ родной земли в целом. Он озадачивается вопросом, касающимся ее судьбы, описывает страдания и надежды собственного народа, и осуществляет попытку отыскать ответ на вопрос, по какой причине он переживает чувство любви к своей родине.

Поэт бесконечно дорожит всеми приметами своей родной земли. Больше всего он дорожит ее великим народом, без жалоб справляющимся с большими бедами и страданиями, и живущим верой в светлое будущее Отчизны. Поэт одно своё ностальгическое стихотворение назвал «Письмо к матери». Со стороны С. Есенина в адрес любимой и самой родной женщины звучит обращение, как попытка скрыться от тоски. На героя нахлынули воспоминания о старушке матери и его родном доме. Главная отрада для его души – это любовь по отношению к матери и дому, в котором он жил. Два неразрывных образов, олицетворяющих мир и спокойствие, которые поэт стремится вновь обрести.

Практически всю жизнь С. Есенин был озабочен судьбой русской деревни. Поэт в своих ранних стихотворениях изображает русскую деревню, прежде всего, показывая красоту природы. Но достигнув зрелого возраста, С. Есенин начинает задумываться о том, какое будущее ожидает Россию и русскую деревню. В нём, конечно, живёт вера в обновление России, однако он с горечью признает тот факт что: «идет не тот социализм», на который он возлагал надежды. Поэт начинает грустить «за уходящее, …родное», бояться, что старая русская деревня будет раздавлена силой мертвого механического города. Есенину, как патриоту, хотелось видеть Родину сильной. Хотя он всегда помнил «бревенчатую избу», как символ малой родины для него.

Обновлено: 2017-01-08

Внимание!


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,

в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».

В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.

Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:

Главная>Сочинения по темам

Моя семья

Быстрый переход:

Тепло родного дома сочинение Вариант 1 — Родители и дочь

Тепло родного дома сочинение Вариант 2 — Родители и сын

Тепло родного дома сочинение Вариант 3 — Родители и два сына

Тепло родного дома сочинение Вариант 4 — Родители и две дочки

Тепло родного дома сочинение Вариант 5 — Родители, дочка, бабушка, дедушка, прабабушка

Тепло родного дома сочинение Вариант 6 — Родители, сын, бабушка

Тепло родного дома сочинение Вариант 7 — Родители, сын и дочь

Тепло родного дома сочинение Вариант 8 — Родители, два сына и дочь

Тепло родного дома сочинение Вариант 9 — Родители, две дочки и сын

Тепло родного дома сочинение Вариант 10 — Мать и дочь

Тепло родного дома сочинение Вариант 11 — Мать и сын

Тепло родного дома сочинение Вариант 12 — Общее о семье

Тепло родного дома сочинение Похожие сочинения про мою семью

Вариант 1 — Родители и дочь

19 предложений/ 293 слова

Семья — это неотъемлемая часть жизни каждого человека, играющая в ней важную роль. Нашу семью нельзя назвать большой, потому что у родителей я единственный ребёнок, зато её можно назвать крепкой и дружной.

Мой отец Виктор Александрович работает хирургом в стоматологии, а мама Светлана Григорьевна преподаёт рисование в детской студии и школе искусств. Папа обычно рано уезжает на работу и возвращается только в начале восьмого вечера, поэтому на буднях я мало времени провожу с ним и, конечно же, сильно скучаю. Зато у мамы более свободны график и часто после школы она берёт меня с собой на занятия.

Особенно мне нравится проводить время в детском клубе. Там есть прекрасная игровая комната, а также батутный комплекс. Пока мама работает, я часто веселюсь там с другими детьми, а после занятий мы вместе возвращаемся домой. Нередко по пути мы заходим с мамой в различные магазины, где покупаем не только продукты, но и сладкие сюрпризы для меня. Всю дорогу мы оживлённо разговариваем, обсуждаем произошедшее за день в школе. Я не боюсь делиться с мамой даже самыми глубокими своими переживаниями, потому что знаю, что она всегда поймёт и поддержит меня.

Но и с папой у нас также прекрасное взаимопонимание. Он очень добрый и тактичный человек, который никогда не критикует меня, лишь даёт мудрые советы, позволяющие решить даже самую сложную ситуацию. Если с мамой мы больше проводим времени на буднях, то с отцом мы общаемся в основном по выходным. Нередко вместе с ним мы посещаем верёвочные парки и площадки для скалолазания в нашем городе. Это наше совместное увлечение, без которого мы не мыслим свою жизнь.

Ну а летом все вместе мы обычно отправляемся в дальнее путешествие. Мы любим ездить на море и в Европу. Совместный двухнедельный отдых даёт нам прекрасную возможность побыть наедине друг с другом, почувствовать теплоту и крепость семейных уз.

Вариант 2 — Родители и сын

17 предложений/ 282 слова

Хорошо ли быть единственным ребёнком в семье? Этот вопрос нередко задаю себе я, глядя на своих друзей и одноклассников, у которых есть братья и сёстры. Да, пожалуй, немного грустно без других детей — не с кем играть и делиться своими секретами. Но, с другой стороны, родители уделяют тебе всё своё внимание, а ведь именно так дела обстоят в моей семье.

Мы с мамой и папой очень близки и много времени проводим вместе даже в будние дни. Мы вместе просыпаемся по утрам, дружно умываемся, одеваемся и отправляемся завтракать. За столом папа развлекает всех весёлой беседой, что порой поднимает мне настроение на целый день, поскольку у отца замечательное чувство юмора. Затем папа отвозит меня в школу, а после вечером встречает из неё, и мы едем домой. Таким образом, каждую свободную минуту он старается провести рядом со мной.

По пути мы с отцом болтаем о разных глупых мелочах, словно друзья, а иногда заезжаем в «Макдональдс», чтобы купить бургеры и мороженое. По приезде дома нас уже обычно ожидает мама. Она заботливо готовит ужин и проверяет, как я сделал домашнее задание, находясь в группе продлённого дня.

За ужином мы так же весело беседуем, как и с утра. В нашей семье вообще принято смеяться, поэтому в доме всегда царит лёгкая непринуждённая атмосфера. Особенно в выходные, когда мы с родителями можем внезапно устроить бой подушками или затеять забавную игру на ассоциации под названием «Крокодил».

Таким образом, рядом с мамой и папой мне никогда не бывает скучно и одиноко. Наша семья хоть и маленькая, но очень крепкая и счастливая, поэтому я всё же нисколько не завидую тем, кто имеет братьев или сестёр, но буду не против, если родители вдруг захотят завести второго ребёнка. Думаю, их тепла и любви хватит на всех.

Вариант 3 — Родители и два сына

18 предложений/ 182 слова

Семья – это самое важное и дорогое, что есть у меня в жизни. Моя семья не такая большая, но очень дружная. Самое главное в нашей семье – это любовь и уважение друг к другу. Наша семья состоит из четырех человек: мама, папа, старший брат и я.

Мой папа работает проводником пассажирского поезда. Он делает все, чтобы обеспечить нашу семью всем, что нужно. Мы все очень уважаем нашего папу, ведь он – глава нашей семьи. Моя мама – домохозяйка. Она всегда старается создать тепло и уют в нашем доме. А мы, в свою очередь, всячески помогаем ей в этом. Мой старший брат – студент. Он учится в университете за границей. Поэтому у нас нет возможности видеть его так часто, как хотелось бы. Но мы каждый день разговариваем по телефону, чтобы поддерживать с ним связь.

В нашей семье есть свои правила. Например, мы всегда ужинаем вместе и не начинаем есть, пока все члены семьи не соберутся за столом. Но самое главное правило нашей семьи – это любить, уважать и беречь друг друга. Ведь семья – это самое главное, что только может у нас быть.

Вариант 4 — Родители и две дочки

21 предложение/ 321 слово

Наша семья не большая, но и не маленькая. Всего нас четверо — мама, папа и мы с сестренкой Машей. Маша младше меня на четыре года. Ей всего шесть лет, и она еще ходит в детский сад. Мне же уже десять, и в следующем году я перейду в четвертый класс.

Мы с сестрой хорошо ладим и никогда не причиняем беспокойства родителям. Я могу подолгу играть с Машей в куклы или читать ей книги перед сном. Гуляем мы также всегда вместе. Если кто-либо из ребят на улице обижает сестренку, я всегда защищаю ее. Наши знакомые и друзья родителей часто замечают, как мы с Машей похожи на маму. И действительно, у нас такие же красивые вьющиеся волосы шоколадного оттенка и большие карие глаза с длинными ресницами. Наша мама невысокая и стройная. Думаю, что фигурой мы также похожи на нее.

А вот папа у нас совсем другой. Он, наоборот, очень высокий и спортивный. У него светло-русые волосы и голубые глаза. А еще у него самая добрая в мире улыбка и забавные ямочки на щеках. Эти ямочки передались Маше по наследству, а мне, к сожалению, нет. Поэтому я даже немного завидую своей младшей сестренке.

Наша семья живет так же, как и многие другие. Папа каждый день ходит на работу в больницу и возвращается поздно вечером. Мама преподает английский в детском клубе. Утром она отводит Машу в садик и собирает меня в школу, а днем после нескольких проведенных ей занятий спешит домой, чтобы быть рядом с нами.

Выходные мы обычно проводим все вместе: ездим на природу, ходим в кино на семейные фильмы или посещаем парки развлечений. Летом мы на две недели отправляемся на море.

В нашем доме всегда спокойно и уютно. Здесь часто бывают гости и родственники. Родители всегда рады нашим с Машей друзьям. К их приходу мама обязательно готовит что-нибудь вкусненькое и старается развлечь нас интересными играми.

Думаю, мне повезло родиться в такой счастливой и дружной семье. Я очень люблю своих родителей и сестренку. И я знаю, что они так же сильно любят меня.

Вариант 5 — Родители, дочка, бабушка, дедушка, прабабушка

21 предложение/ 259 слов

Меня зовут Аня и мне 11 лет. Я живу в большой семье. Кроме моих родителей с нами живёт мои бабушка и дедушка, а также прабабушка, которую мы все зовём баба Поля. Она очень старенькая, ей уже 88 лет. Баба Поля, несмотря на возраст, хорошо себя чувствует, даже ходит иногда сама в магазин. Всю жизнь она проработала в совхозе в деревне в Тамбовской области. Она с большим удовольствием вспоминает свою жизнь в деревне и вообще считает, что прожила очень хорошую жизнь.

Мои бабушка и дедушка пенсионеры и дачники. Всю весну они выращивают рассаду, а в мае уезжают до октября на дачу. Дача у них образцово-показательная, всё чистенько, ровненько, а главное, они снимают богатые урожаи. Бабушка всю жизнь проработала бухгалтером, а дедушка в молодости был автослесарем, а потом работал монтажником.

Мой папа работает технологом в одной из фирм города. Он очень умный, знает буквально всё на свете. В свободное время он любит играть на гитаре. Кроме этого, мой папа любит путешествовать, он уже побывал во многих красивых местах нашей планеты.

Моя мама работает фитнес-инструктором и ведёт свой блог о здоровом образе жизни. Она очень хорошо выглядит, так как сама придерживается всех правил ЗОЖ. Когда-то она работала на нелюбимой работе и от этого страдала. В один из дней она решила изменить свою жизнь и начать заниматься своим любимым делом. Я рада, что у неё всё получилось, и я хочу быть похожей на мою маму, быть такой же решительной и независимой.

Я горжусь своей семьёй, так как мы живём дружно, каждый занимается делом по душе, и от этого ссоры в нашей семье редки.

Вариант 6 — Родители, сын, бабушка

21 предложение/ 219 слов

Меня зовут Тимур и у меня есть замечательная семья. Все вместе мы живём в городе Воронеж в небольшой, трёхкомнатной квартире. Наша семья состоит из четырёх человек: папа, мама, бабушка и я.

Сначала я хотел бы рассказать о своём папе. Ему 36 лет, его зовут Игорь, и он работает водителем на автомобиле «КАМАЗ». Он перевозит различные грузы между предприятиями и фирмами нашего города. Мой папа работает водителем всю свою жизнь и, конечно же, уже давно стал профессиональным водителем. Машины его большая любовь, он любит говорить и обсуждать их. Кроме автомобилей он увлекается рыбалкой, куда часто берёт и меня.

Моей маме также 36 лет, а зовут её простым русским именем Мария. Моя мама работает мужским и женским парикмахером в салоне красоты. Она умеет не только стричь волосы, но ещё красить их, завивать, плести косички и многое другое. Для повышения квалификации мама часто посещает различные семинары. Её нравится её профессия, она не представляет себя в какой-нибудь другой области. Её мечта — открыть свой салон красоты.

Моя бабушка ещё молодая, ей всего 55 лет. Её зовут Лариса Николаевна. Она всё ещё работает и её профессия — продавец. Бабушка продаёт головные уборы в местном торговом центре. Она сторонница здорового образа жизни, поэтому она правильно питается, занимается скандинавской ходьбой и йогой. Из-за этого, моя бабушка хорошо выглядит, и никто не верят, что она моя бабушка.

Вариант 7 — Родители, сын и дочь

22 предложения/ 270 слов

Моя семья состоит из четырёх человек — мама, папа, моя младшая сестра Вика и я. Наша семья живёт в собственной двухкомнатной квартире в небольшом городке во Владимирской области. Квартира у нас небольшая, поэтому родители собираются купить квартиру размером побольше, так как сестра подрастает и ей нужна своя комната.

Меня зовут Владислав или Влад, как сокращённо меня обычно зовут. Я учусь в 6 классе школы с углублённым изучением английского языка. Мне нравится изучать иностранные языки, и кроме английского, я также увлекаюсь французским языком. Кроме этого, мне нравится много других вещей — запускать бумажного змея, ездить на велосипеде, играть в шахматы и другие настольные игры, смотреть сериалы, слушать музыку и многое другое.

Моя мама фармацевт, она работает в центральной аптеке нашего города. Так как она разбирается в лекарствах, то половину разговоров с родственниками, друзьями и даже соседями, она проводит, разъясняя им, что нужно принимать при различных болезнях. Мама также много работает по дому, готовит, убирается, занимается с нами школьными и другими делами.

Мой папа работает на железной дороге, он машинист. Он водит огромные поезда, состоящие из десятков вагонов. Иногда он берёт меня с собой в кабину локомотива. Там очень интересно, столько всяких кнопок, рычагов, приборов! Как он во всём этом разбирается, я не знаю. В свободное от работы время мой папа увлекается футболом. Он играет за любительскую команду, а также любит смотреть футбольные матчи по телевизору.

Моей сестрёнке Вике всего 7 лет. Она недавно начала ходить в школу. Она любит играть на планшете в различные игры, а также она умеет хорошо петь. Вика ходит на уроки вокала и даже выступает на детских концертах.

Мне нравится моя семья, и я всех очень люблю.

Вариант 8 — Родители, два сына и дочь

35 предложений/ 417 слов

У меня большая семья, так как у меня есть ещё брат и сестра, и мы считаемся многодетной семьёй. Я младший брат и средний ребёнок в семье. Наша семья очень дружная, мы с уважением относимся друг к другу. Мы редко ругаемся и ссоримся, потому что, наши родители воспитывают нас быть дружелюбными и толерантными, уметь ладить между собой. И мне кажется, у нас это очень хорошо получается.

Мы живём в огромной пятикомнатной квартире. У нас у всех есть своя комната, а также общая гостиная. В ней мы любим собираться, рассказывать новости, обсуждать проблемы и помогать их решить другим членам семьи. Конечно, главную роль в этих разговорах играют родители, которые всегда готовы нас выслушать, а главное решить любую проблему.

Меня зовут Антон, мне 13 лет и я хожу в 7 класс. Я учусь неплохо, но и не на отлично, в моих планах, учиться лучше. Я очень высокого роста, поэтому родители отдали меня в волейбол. Мне нравится этот вид спорта, я занимаюсь им с большим удовольствием. Кроме волейбола я увлекаюсь радиоуправляемыми машинками. Со своими друзьями мы устраиваем гонки таких автомобилей, занимаемся их ремонтом и усовершенствованием.

Моя мама домохозяйка, но по профессии она архитектор и иногда подрабатывает, делая проекты различных домов для своих заказчиков. Она живёт ради нас, ради своих детей и отдаёт себя полностью нашему воспитанию. Но делает она это не самоотверженно, а с радостью, растить нас доставляет ей удовольствие. Она много времени проводит с нами, особенно с младшей сестрой, которая только что пошла в первый класс.

Мой папа полицейский. Он работает следователем в полиции. Его задача ловить преступников и он говорит, что успешно с этим справляется. Большой минус его работы — он часто задерживается на работе, а также иногда работает в выходные.

Мой старший брат ходит в 10 класс. Он отличник и собирается в следующем году поступать на юридический факультет в университете. Он хочет быть адвокатом, защищать невиновных людей. Мой брат любит детективные книги и сериалы.

Моя младшая сестра хорошо осваивается в школе, тем более мы ей во всём помогаем. Мы с братом любим её, она такая прикольная, мы никому не даём её в обиду. Она ещё играет в куклы и во всякие детские игрушки на смартфоне. Её любимое занятие — шить одежду для своих кукол. Оказывается, это увлечение поддерживает много людей, даже взрослых. Есть много сайтов, групп и видео в интернете, где они делятся опытом. Также она любит бегать, и родители подумывают отдать её в секцию лёгкой атлетики.

У меня отличная и дружная семья, я рад, что живу в ней, и уверен, что она всегда будет такой же отличной.

Вариант 9 — Родители, две дочери и сын

21 предложение/ 299 слов

Родные люди непременно должны быть у каждого человека, потому что они приносят радость в нашу жизнь, делают её комфортнее и дарят нам чувство защищённости. Самые близкие отношения мы поддерживаем, как правило, с членами нашей семьи. Именно им я бы хотел посвятить своё сочинение.

Моя семья большая и дружная. В ней нас пятеро: папа, мама, две моих младших сестры и я. Моего отца зовут Николай Петрович. Он глава нашего дома, и именно на его плечах лежит задача по обеспечению семьи.

Папа работает главным инженером на вагоностроительном заводе. Это очень ответственная должность, так как в его подчинении находится более десятка сотрудников. На работе отец нередко выполняет важные служебные задачи, а придя домой занимается решением не менее значимых бытовых вопросов.

Моя мама Мария Семёновна работает парикмахером, но сейчас она находится в декретном отпуске. Большую часть времени мама посвящает уходу за моей младшей сестрой Катей, которой недавно исполнился один год. К сожалению, Катя пока много болеет и ей необходимо регулярно наблюдаться у врачей, поэтому часто мама уезжает с ней надолго в больницу.

Когда родителей нет дома, я обычно провожу время в компании своей второй сестры Миланы, которой десять лет. У нас небольшая разница в возрасте, поскольку я старше Миланы всего на два года, и это позволяет нам легко находить общий язык. Мы любим вместе с сестрой смотреть фильмы и играть в настольные игры. Нередко я помогаю Милане с уроками, а в хорошую погоду мы катаемся с ней на самокатах по двору или гуляем с нашими общими друзьями.

Вечером, когда папа приходит с работы, он обязательно проводит вечер с нами. Проверяет домашнее задание и развлекает нас с Миланой весёлыми разговорами. Вскоре, уложив Катю спать, к нам присоединяется и мама. Все вместе мы обычно пьём перед сном чай со сладостями и смотрим какой-нибудь фильм. Вот так замечательно и дружно я провожу время со своей семьёй.

Вариант 10 — Мать и дочь

15 предложений/ 255 слов

Моя семья небольшая, но очень крепкая. В ней всего два человека — я и мама, с которой мы живём в любви и согласии. Мама — самый родной и близкий мне человек. Несмотря на то что она много работает, чтобы обеспечить семью, мама старается быть в курсе всех событий, происходящих в моей жизни. Не знаю, как ей это удаётся, но в любой сложной ситуации она всегда готова дать ценный совет.

Мама не пропускает ни одного школьного праздника или родительского собрания. На соревнованиях по плаванию, которые регулярно проводятся в моей секции, она всегда сидит в первых рядах и громче всех болеет за меня. Словом, мне очень повезло иметь такого заботливого и чуткого родителя. Многие мои друзья даже завидуют нашим доверительным отношениям, поскольку в их семьях ситуация несколько иная. Думаю, главная причина столь крепкой связи, образовавшейся между мной и мамой, в том, что мы понимаем, как сильно нуждаемся друг в друге.

Я знаю, что мама у меня одна и я у неё единственная дочка, а следовательно, её главная поддержка и опора. И как она старается во всём быть сильной для меня, так и я делаю всё, чтобы облегчить её жизнь. Например, беру на себя большую часть работы по дому, чтобы мама могла отдохнуть, хожу в магазин и гуляю с нашей собакой.

Я знаю, что мама благодарна мне за мою помощь, поскольку она не раз говорила мне, как сильно ценит то, что я делаю. А для меня главное видеть маму счастливой и полной сил, способной солнечным воскресным днём без устали гулять со мной по улицам и весело смеяться от всей души.

Вариант 11 — Мать и сын

19 предложений/ 310 слов

Хорошо, когда у тебя есть большая и крепкая семья, но даже если в ней всего два человека, как в нашей, это тоже прекрасно. Меня зовут Максим Иванов, мне одиннадцать лет и я живу вместе со своей мамой Татьяной Сергеевной.

Живём мы очень дружно и стараемся заботиться друг о друге. В будние дни по утрам мама готовит мне вкусный завтрак, а затем провожает до остановки, с которой я уезжаю на автобусе в школу. Сама же она вскоре идёт пешком до работы. Мама трудится ветеринаром в клинике, находящейся недалеко от нашего дома.

Нередко смены у мамы затягиваются до самого вечера, а порой её и вовсе вызывают на работу во внеурочный час. Но я знаю, что, как бы сильно ни была занята мама, дома у нас всегда будет чисто и уютно, а в холодильнике по возвращении из школы меня будет ждать вкусный обед. Я поражаюсь тому, как мама успевает одновременно и готовить, и работать, и уделять время мне. А ведь она внимательно следит за моими успехами в школе и порой звонит мне по нескольку раз в день, чтобы просто поговорить, узнать, как у меня дела, как настроение.

Иногда маме вести домашнее хозяйство помогает бабушка. Обычно она приходит к нам в выходные, чтобы сделать уборку или сводить меня погулять. Я сам тоже стараюсь беречь свою маму и освобождать её от лишней нагрузки.

Мама всегда воспитывала меня, как истинного джентльмена, поэтому теперь я не позволяю ей носить тяжёлые сумки из магазина и беру на себя большую часть физической работы по дому. Если мама хочет немного вздремнуть, я никогда не мешаю ей, а тихо удаляюсь из комнаты, бережно накинув плед на её плечи. А когда мама просыпается, я всегда готовлю ей вкусное горячее какао с молоком.

Вот так дружно уже много лет мы живём нашей небольшой семьёй. Мы почти никогда не ссоримся и с полуслова понимаем друг друга. Я просто счастлив иметь такую чудесную заботливую маму.

Вариант 12 — Общее о семье

25 предложений/ 430 слов

Для каждого человека очень важно, чтобы у него была самая счастливая семья. Это не только мама с папой, сестры и братья, но и бабушки с дедушками. Это надежный оплот, где каждого любят и всегда ждут. Дом является важной составляющей всей жизни человека, начиная с самого раннего беззаботного детства и до самых последних дней. Ведь не зря утверждают специалисты, которые проводят социологические опросы, в счастливой семье, как правило, дольше живут люди. А всё потому, что это их дом, их семья, в которой все окружены вниманием и заботой друг о друге. Если в семье уважают старших, относятся к ним с благожелательностью и лаской, то это прекрасно видят дети, а они, уже создавая свою семью, поступают точно также, беря пример со своих родителей. Преемственность поколений, семейные традиции — все это очень важные составляющие любой семьи.

Можно спросить у прохожих, что входит для них в понятие «счастье», поверьте, многие ответят, что это семья. В ней самые близкие, дорогие и надежные люди — это родители. Сейчас многие мамы не только воспитывают детей, сидя дома, но и еще и умудряются работать в самых различных сферах. Они способны добиться самых высоких профессиональных высот и успехов, но самое главное все же для них — это семья. Мамину ласку, тепло и нежность, которую мы чувствуем с самого первого дня жизни, не заменит ничто на свете. Вот только удивительно, когда они успевают все: и помочь с приготовлением уроков, и убраться в квартире, и наготовить всякой вкуснятины, не забыв при этом, кто именно и что любит? А климат в семье? Опять же мама, она и успокоит, и пожалеет, и отругает, но не сильно, может папе о проделках и шалостях детей ничего не сказать. Все мамы на свете являются хранительницами семейного очага с самых давних времен.

Очень важными в семье считаются взаимопомощь всех её членов, благополучие и доброта. Как приятно всем вместе готовиться к праздникам, будь то Новый год или 8 марта, а потом сидеть за большим и обязательно круглым столом большой дружной компанией. Воспоминания разных событий, происходивших в семье, остаются в памяти на долгие годы, они приносят радость всем, объединяют разные возрастные поколения. И как приятно видеть старенького, убеленного сединой дедушку, держащего на своих натруженных руках беззубого улыбающегося правнука. Чего стоит свет глаз этого человека, такого родного и близкого всем. В счастливых семьях и старикам живется лучше, они чувствуют постоянную заботу о себе, уважение и внимание, им большего и не надо. Такие дружные посиделки являются мостиками, которые объединяют семью. Здесь можно и совет спросить, и поделиться своей радостью или горем, но одно остается неизменным — тебя всегда выслушают и помогут, а кто еще лучше всего это сделает, если не моя семья.

Похожие сочинения про мою семью:

История моей семьи

Семья

Праздники в моей семье

Традиции моей семьи

Семейные традиции

Семейная реликвия

Фотография моей семьи

Фотография из семейного альбома

Путешествие с семьей

Хорошая семья

Еда в нашей семье

Мои любимые родители

Взаимоотношения родителей и детей

Как мы отмечаем День Победы в нашей семье

9 Мая в моей семье

Участники Великой Отечественной войны в моей семье

см. также:
Все сочинения на различные темы

Сочинения по литературным произведениям

  • Теплоход северная сказка расписание на 2022 год
  • Теплица кремлевская прямостенная сказка
  • Теплицы ширина 3 5 метра царская сказка
  • Теплица алтайская сказка очень крепко
  • Теплица очень крепко сказка с прямыми стенками